Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 7

 

 

« И н с т р у м е н т ы  з д о р о в ь я » . На  э т о й странице дети изобра­

жают предметы,  к о т о р ы е несут здоровье. 

« И н с т р у м е н т ы  б о л е з н и » . Задание,  п р о т и в о п о л о ж н о е зада­

нию на предыдущей странице. Какие предметы вредят здоро­
вью:  н о ж ,  х л о п у ш к а ,  с п и ч к и , телевизор и др. 

« М о е  н а с т р о е н и е » . Дети  р и с у ю т портреты друзей или ска­

зочных героев, придавая им определенные  э м о ц и и или на­
строение: радость, грусть, злость, удивление. 

«Здоровье — это  . . . » . Данная страница заключительная в 

дневнике. Дети  р а с с к а з ы в а ю т ,  ч т о значит  б ы т ь  з д о р о в ы м и и 

что для  э т о г о  н е о б х о д и м о делать. Это итог всей предшествую­
щей работы. 

Структура дневничка очень  п о д в и ж н а . В  з а в и с и м о с т и от 

задач,  к о т о р ы е преследует педагогический  к о л л е к т и в , осве­

щаемые  т е м ы  м о г у т  д о п о л н я т ь с я другими или  с о к р а щ а т ь с я . 
Работа  д о л ж н а  п р о в о д и т ь с я с  к а ж д ы м ребенком отдельно в 

любое удобное время. Или  э т о работа с родителями дома. За­

писывать рассказы  н у ж н о  п е ч а т н ы м и буквами,  ч т о б ы дети в 

будущем могли прочитать  с в о и  м ы с л и . 

Разные виды работы  д а ю т  в о з м о ж н о с т ь  в з р о с л о м у и ребен­

ку проявить  с в о ю фантазию и инициативу. Работая с детьми 
младшего  д о ш к о л ь н о г о возраста,  н у ж н о использовать  т о л ь к о 

фотографии и рассказы детей. Но если ребенок  п р о я в и т же­
лание сделать  р и с у н о к , поддержать его. 

Ценность записей, сделанных в  « Д н е в н и ч к е - з д о р о в я ч к е » , 

не в «правильности»  о ф о р м л е н и я , а в их  с о д е р ж а н и и . 

Занятия с родителями 

Эффективность работы с родителями страдает от  т о г о ,  ч т о 

мы не знаем проблем  к о н к р е т н о й семьи, ее  п с и х о л о г и ч е с к о г о 
с о с т о я н и я и особенностей  р о д и т е л ь с к о г о  о т н о ш е н и я к детям. 
Существует много приемов и  с п о с о б о в диагностики  с е м е й н о г о 
воспитания. Предлагаем педагогам использовать метод экс­
пресс-диагностики родителей, выведенный нами в тематичес­
кие блоки,  к о т о р ы й  м о ж н о  п р о в о д и т ь  с о всеми родителями 
сразу в течение  2 0 — 3 0 мин и получать из него  о с н о в н у ю ин­
ф о р м а ц и ю о семье. 

На основе результатов  д и а г н о с т и к и  в ы я в л я ю т с я проблем­

ные семьи, с  к о т о р ы м и  н у ж н о проводить занятия по коррек­
ции недостатков семейного  в о с п и т а н и я . 

Цели: 

— ликвидировать  п р и ч и н ы негативного  р о д и т е л ь с к о г о от­

н о ш е н и я к детям; 

4' 

51 

—  с п о с о б с т в о в а т ь  г у м а н и з а ц и и  о т н о ш е н и й  р о д и т е л е й с 

д е т ь м и . 

Задачи: 

—  п о в ы с и т ь сензитивность к ребенку; 
— выработать адекватные представления о  д е т с к и х потреб­

н о с т я х и  в о з м о ж н о с т я х ; 

—  п о в ы с и т ь уровень психолого-педагогической образован­

ности; 

— провести реорганизацию арсенала средств  о б щ е н и я с ре­

б е н к о м . 

Предметы коррекции 

1.  М е т о д ы  о б щ е н и я в семье. 
2.  А в т о р и т а р н о е подавление ребенка. 

3.  Р а в н о д у ш и е родителей к проблемам ребенка. 
4. Гиперсоциализация в  о т н о ш е н и и к ребенку. 
Объекты коррекции: родители социально и педагогически 

з а п у щ е н н ы х детей. 

БЛОК 1. 

МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ 

Занятие 1 

Цели: 

— сблизить и активизировать  г р у п п ы ; 
—  п о д г о т о в и т ь родителей к ролевым играм. 

•  З н а к о м с т в о с правилами  ф у н к ц и о н и р о в а н и я тренинговой 

г р у п п ы . 

• Рассказ по  к р у г у родителей о себе,  с в о и х  т р у д н о с т я х , 

запросах и целях участия в группе.  П о п ы т к а  о б с у ж д е н и я се­
м е й н ы х  п р о б л е м . 

• Психологическое упражнение (изобразить «бросание мяча, 

с н е ж к и , брызгание  в о д о й » , передача по  к р у г у благодарнос­
т и , чувства злости, раздражения). 

• Произнести (ласково, грубо) свое имя, имена  с в о и х детей. 
•  В ы р а б о т к а ритуала  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 2 

Цель:  с к о р р е к т и р о в а т ь  с и с т е м у  п с и х о л о г и ч е с к и х взаимо­

действий в семье. 

Отработка первых впечатлений друг о друге  ( т е х н и к а «ас­

с о ц и а ц и й » ,  « г о р я ч и й  с т у л » ) . 

• Невербальные  п с и х о л о г и ч е с к и е  п р и е м ы (движение в тем­

ноте, ролевая игра  « П о в о д ы р ь и  с л е п е ц » ) , направленные на 

сплочение  г р у п п ы ,  з н а к о м с т в о с  п о м о щ ь ю тактильных кон­

тактов. 

•  Т е м ы  р о д и т е л ь с к и х  д и с к у с с и й :  « Р о л ь родительских ожи­

даний.  Ч т о они  м о г у т  с п р о в о ц и р о в а т ь и породить у  д е т е й ? » , 

«Как наши страхи становятся страхами  н а ш и х детей? ». 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 3 

Цель: разрушать внутрисемейные стереотипы, способство­

вать  с о з д а н и ю атмосферы благополучия. 

• Обмен чувствами. 
• Обсуждение  т е м ы «Оптимальная дистанция в  о б щ е н и и с 

детьми». 

•  Н а ш и  к о н ф л и к т ы с детьми. Проигрывание  с е м е й н ы х кон­

фликтов  м е ж д у родителями и детьми. Роль ребенка играет 

родитель. Делается  г р у п п о в о й анализ. 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 4 

Цель: закрепить новые  с п о с о б ы  о б щ е н и я и взаимодействия 

родителей с детьми. 

• Обмен впечатлениями от занятий. 
• Упражнение  « П р о с ь б ы и  т р е б о в а н и я » . 
• Обсуждение  р и с у н к о в  « Р о д и т е л и в виде несуществующе­

го  ж и в о т н о г о ». 

БЛОК 2. 

АВТОРИТАРНОЕ ПОДАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА 

Занятие 1 

Цель: скорректировать  с и с т е м у  п с и х о л о г и ч е с к и х воздей­

ствий в семье. 

•  П с и х о л о г и ч е с к и е  у п р а ж н е н и я (передача по  к р у г у руко­

пожатий,  о б о д р я ю щ е й  у л ы б к и ) . 

•  П с и х о л о г и ч е с к и й прием  « с м о т р и в глаза». 
• Обсуждение темы  « Л и ч н о с т н а я зависимость детей от ро­

дителей». 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 2 

Цели: 

— разыграть ситуации  в н у т р и с е м е й н о г о  о б щ е н и я ; 
— обсудить характер взаимодействия родителей с ребенком. 

•Основные темы  д и с к у с с и й :  « Р у г а н ь » ,  « Н а с м е ш к а » , «Об­

рывание»,  « П р и с т ы ж и в а н и е » . 

• Ролевые  и г р ы  ( « С т е с н и т е л ь н ы й  р е б е н о к » ,  « П р и к а з а н и е » ) . 
• Анализ ролевых  и г р , рефлексия. 
• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 3 

Цель: отработать новые  п о з и ц и и в  о б щ е н и и с  р е б е н к о м . 

•  П с и х о л о г и ч е с к а я разминка. Игра  « В о с к о в а я  п а л о ч к а » . 
• Упражнение  ( с и д я щ и й и  с т о я щ и й ) . 
•  М о з г о в о й  ш т у р м , где родители вместе с  п с и х о л о г о м ве­

дут  п о и с к  с п о с о б о в  в ы х о д а из  с л о ж и в ш и х с я  с и т у а ц и й (с уче­
т о м новой позиции  о б щ е н и я с  р е б е н к о м ) . 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

БЛОК 3. 

РАВНОДУШИЕ РОДИТЕЛЕЙ 

К ПРОБЛЕМАМ РЕБЕНКА 

Занятие 1 

Цель: активизировать членов группы, помочь им сблизиться. 

• Упражнения (бросание мяча по кругу, «идет  д о ж д ь — 

один  з о н т » , призыв о  п о м о щ и ) . 

• Произнести (ласково, грубо) свое  и м я , имена  с в о и х детей. 
•  Д и с к у с с и я на тему  « П р о б л е м ы ребенка —  п р о б л е м ы ро­

д и т е л е й » . 

• Ритуал группового  п р о щ а н и я . 

Занятие 2 

Цель:  п о в ы с и т ь  п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к у ю  г р а м о т н о с т ь 

родителей. 

• Тема групповой  д и с к у с с и и  « С п о к о й с т в и е  п р о т и в равно­

д у ш и я » . 

• Ритуал группового  п р о щ а н и я . 

Занятие 3 

• Обмен внутренними чувствами. Игра  « Г о р я ч и й  с т у л » . 
• Упражнение «Воспитание чувств  р е б е н к а » , оценивание 

результата. 

Занятие 4 

Цель: закрепить новые  с п о с о б ы  о б щ е н и я в  с е м ь е . 

• Обмен внутренними чувствами. 
• Интерпретация  п с и х о л о г о м детско-родительских отноше­

ний в семьях по тесту  « К и н е т и ч е с к и й  р и с у н о к  с е м ь и » и об­
суждение рекомендаций родителям. 

• Ролевая игра (в роли родитель). У ребенка возникла нужда 

о чем-либо  п о г о в о р и т ь . Родители  о т м а х и в а ю т с я от него. Об­
суждение  и г р ы . Рефлексия. 

• Упражнение  « П о с л е д н я я  в с т р е ч а » . Закройте глаза и пред­

ставьте,  ч т о занятия закончились. Вы идете  д о м о й . Подумай­
те о  т о м ,  ч т о вы не сказали группе, но хотели бы сказать. 
Откройте глаза и  с к а ж и т е  э т о . 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

БЛОК 4. 

ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ К РЕБЕНКУ 

Занятие 1 

Цель: та  ж е . 

• Представление родителями на круге  о б щ е н и я себя и сво­

их трудностей, проблем.  Н а з ы в а ю т свое  и м я со  с л о в о м , ассо­
ц и и р у ю щ и м черту характера. 

• Выполнение  п с и х о л о г и ч е с к и х  и г р . 
• Презентация  д о с т о и н с т в ребенка. 
• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 2 

Цель: развивать  р о д и т е л ь с к у ю  к о м п е т е н т н о с т ь . 

• Обсуждение  т е м ы  м е т о д о м групповой  д и с к у с с и и «Четы­

ре главных  п с и х о л о г и ч е с к и х момента в семейном воспита­
нии». 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 3 

Цель: способствовать  п о в ы ш е н и ю самоценности родителей. 

• Беседа-дискуссия  « С а м о ц е н н о с т ь , или  К а к мы  о т н о с и м с я 

к  с е б е ? » 

•  У п р а ж н е н и я . 
• Ощущение своей  с а м о ц е н н о с т и .  ( В с п о м н и т ь , когда суме­

ли помочь ребенку справиться с какими-либо трудностями; 
день, когда  у с л ы ш а л и  к о м п л и м е н т ы . ) 

•  Ч т о значит  о щ у т и т ь  с в о ю  м а л о ц е н н о с т ь ?  ( В ы  д о п у с т и л и 

какой-то  д о с а д н ы й  п р о м а х или  с о в е р ш и л и  с е р ь е з н у ю ошиб­
ку.  П о с т а р а й т е с ь вернуться к  т е м  ч у в с т в а м ,  к о т о р ы е испы­

тали.) 

• Сведения о самоценности ребенка родители передают че­

рез каждое  с л о в о ,  и н т о н а ц и ю ,  п р и к о с н о в е н и е . Ролевые  и г р ы . 
Рефлексия. 

• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Занятие 4 

Цель: закрепить новые  с п о с о б ы  о б щ е н и я в семье. 

• Обмен внутренними  ч у в с т в а м и . 
• Игра  « П о в о д ы р ь и  с л е п е ц » . 

• Обсуждение  н е о б х о д и м о й эмоциональной  с д е р ж а н н о с т и 

в присутствии ребенка. 

• Ролевая игра  « Ж е р т в а » . Обсуждение  и г р ы . 
• Ритуал  г р у п п о в о г о  п р о щ а н и я . 

Основной задачей  п с и х о к о р р е к ц и и в  р о д и т е л ь с к и х груп­

пах является изменение неадекватных родительских позиций, 
адекватизация стиля  в о с п и т а н и я , расширение  о с о з н а н н о с т и 
м о т и в о в воспитания в семье,  о п т и м и з а ц и я  ф о р м родительско­
го воздействия в процессе воспитания детей. 

Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фун­

дамента воспитания, необходимо научить родителей быть бо­
лее сензитивными к своим детям, относиться к ним с понима­
нием, создавая атмосферу принятия, в  к о т о р о й ребенок  м о ж е т 
чувствовать себя в достаточной безопасности,  ч т о б ы исследо­
вать другие аспекты собственной личности и другие  с п о с о б ы 
взаимодействия с родителями. 

Главным предметом  к о р р е к ц и и становятся сфера сознания, 

самосознания родителей,  с и с т е м а  в о с п р и я т и я детей и отно­
шений с  н и м и , реальные  ф о р м ы взаимодействия в семье. 

Примерное планирование работы 

с родителями на год 

Месяц 

Возраст 

Ранний 

Средний 

Старший 

Подготови­

тельный 

к школе 

Сентябрь 

Родительские собрания в группах. Тема «Задачи и 
содержание воспитательной работы на  г о д » . 
Заседание родительского комитета. Тема «Осо­
бенности назначения  Д О У » 

Родительское 
собрание. Тема 
«Познай себя 
как родителя». 
Рисунки детей. 
Анкетирование 

Консультация 
на тему «Ма­
лыш и его иг­
р у ш к и » 

Консультация на тему «Как учитывать в семье 
о с о б е н н о с т и детей» 

Октябрь 

Папка-пере­
движка «Систе­
ма оздоравли-
вания малы­
ш е й » 

Клуб «Здоро­
вье детей». 
Семинар-
практикум, по 

теме «Устрой­
ство мини-

стадиона» 

Папка-пере­
движка 
«Здоровый ре­
бенок» 

Папка-пере­
движка «Как 
научить детей 
чистить  з у б ы » 

Общее родительское собрание. Тема «Растить здорового ребенка» 

Ноябрь 

Заседание клуба «Школа молодых матерей». Консультация юриста. 
Тема «Законодательство о браке и  с е м ь е » 

Клуб «Здоровье 
детей». 
Семинар на 
тему  « Ч т о мож­

но использовать 
в межсезонье, 
чтобы не бо­
леть» 

Консультация 
на тему 
«Влияние 
коррекцион-
ных навыков 

на формиро­
вание здоро­
вья детей» 

Клуб «Здоровье 
детей». 
Семинар на тему 
«Как проводить 
закаливание де­
тей дома». 
Заседание роди­
тельского коми­
тета 
Просмотр занятия 
по теме «Фор­
мирование при­

вычки кЗОЖ» 

Вечер отдыха 
для родителей 
и детей. Тема 
«Путешествие 
в страну 
Спортландия» 

Анкетирование родителей. Тема «Общение в семье» 

Декабрь 

Выставка мяг­
кой игрушки. . 
Ширма  « Э к с с у -
дативный диа­
тез и яичная 
скорлупа» 

Беседа с роди­
телями по 
теме «Одежда 
и здоровье 
детей» 

Родительское 
собрание на 
тему «Путеше­
ствие в страну 
Неболейка». 
Валеологиче-
ское  ш о у 

Выставка ри­
сунков на тему 
« М о я семья» 

Консультация педагогов-специалистов. 
Родительский субботник «Сохрани тепло и  у ю т в группах» 

Январь 

Клуб «Здоровье 
детей». 
Семинар на тему 
«Какими расте­
ниями пользова­
лись в старину 
при лечении 
ангины, насмор­
ка, кашля, про­
студных заболе­
ваний» 

Ширма «От­
вести  б е д у » . 
Анкетирова­
ние родителей 
по проблеме 
«Охрана жиз­
ни и здоровья 
детей в  с е м ь е » 

Консультация на тему «Чисто­
та — та же красота» 

Клуб «Здоровье детей». 
Семинар на тему «Физическое 

развитие детей» 

Экскурсия с 
родителями в 
«Дворянское 

гнездо» 

Вечер вопро­
с о в и ответов 
на тему «Пси­

хологическая 
готовность 
ребенка к 

школе» 

Февраль 

Консультация 
на тему «Орга­
низация сна» 

Встреча с 
врачами-спе­
циалистами 
(фтизиатром, 
хирургом, 
гинекологом) 

Клуб «Здоровье 
детей». 
Семинар на 
тему «Как ор­
ганизовать 
спортивный 
досуг ребенка в 
выходные  д н и » 

Клуб «Здоро­
вье детей». 
Устный жур­
нал «Искусст­
во быть здоро­
в ы м » 

Март 

Консультация 
на тему «Вме­
сте с ребенком 
всей семьей» 

Клуб «Здоро­
вье детей». 
Семинар на 
тему «Осто­
рожно — 
грипп» 

Ширма «Пери­
од выздоровле­
ния» 

Ширма 
« О т е ц — при­
мер в воспита­
нии удетей 
привычки к 
здоровому 
образу жизни». 
Родительское 
собрание в 
форме «круг­
лого стола». 
Семинар на 

тему  « 1 0 запо­

ведей роди-

тельства» 

Апрель 

Клуб «Здоровье 
детей». 
Семинар на 
тему «Здоровье 
ребенка в ва­
ших руках» 

Тема «Будь 
здоров, ма­
л ы ш » . Обмен 
о п ы т о м по 
проблеме 
«Закалива­
ние» 

Ширма «Пери­
од выздоровле­
ния» 

Консультация 
по теме «По­
ловое воспи­
тание в се­
мье». 
Вечер развле­
чений с роди­
телями. Тема 
«Неразлучные 
друзья — 
взрослые и 
д е т и » 

Анкетирование родителей. 
Экологический субботник. 
Групповые родительские собрания 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..