Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 6

 

 

Витаминотерапия и фитолечение 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН 

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 

П о д г о т о в и т е л ь н ы й период 

( с е н т я б р ь —  о к т я б р ь ) 

• Витаминотерапия  ( п о л и в и т а м и н ы ) . 
• Адаптогены  ( э л е у т е р о к о к к ) . 
• Лекарственная терапия (глюканат кальция). 

• Траволечение (полоскание  п о л о с т и рта настоем трав). 
•  М а с с а ж грудной  к л е т к и . 

П е р и о д  п о в ы ш е н н о й  з а б о л е в а е м о с т и 

• Лекарственная терапия  ( о к с о л и н о в а я мазь в  н о с , полос­

кание  м о р с к о й  с о л ь ю ) . 

• Витаминотерапия (аскорбиновая  к и с л о т а ) . 
• Фитолечение (травяные  ч а и ) . 
• Натуропатия (чесночные  б у с ы ,  л у к о в ы е  г р е н к и ) . 
• Санэпидрежим  ( ж е с т к и й  р е ж и м проветривания, влажной 

уборки). 

•  Ф и з и о л е ч е н и е . 
•  М а с с а ж . 

П е р и о д  р е а б и л и т а ц и и и  п о д г о т о в к и 

к  н о в о м у  п о в ы ш е н и ю  з а б о л е в а е м о с т и 

• Витаминотерапия  ( п о л и в и т а м и н ы ) . 
• Лекарственная терапия (дибазол, интерферон, глюканат 

кальция). 

• Фитолечение (травяные  ч а и ) . 
• Адаптогены (настои  ж е н ь ш е н я и  ш и п о в н и к а ) . 
• Ингаляции с  а с к о р б и н о в о й  к и с л о т о й . 
•  М а с с а ж грудной клетки. 
•  С а н э п и д р е ж и м . 

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 

С ОСЛАБЛЕННЫМИ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ 

Лечебно-профилактическую работу проводят педиатр, вра­

чи-специалисты. 

•  Ф и з и о п р о ц е д у р ы :  Б О П , ультразвук,  э л е к т р о с о н ,  К У Ф , 

сауна. 

•  М а с с а ж :  о б щ и й , лечебный,  г и д р о м а с с а ж . 
•  Л Ф К : дыхательная гимнастика, нарушение  о с а н к и , плос­

к о с т о п и е . 

•  Ф и т о т е р а п и я :  а э р о ф и т о и н г а л я ц и я ,  о т в а р ы ,  н а с т о и из -

т р а в . 

•  В и т а м и н о т е р а п и я :  а с к о р б и н о в а я  к и с л о т а , ревит. 
•  И м м у н о м о д у л я т о р ы : декариес, дибазол, пантотенат каль­

ция,  э л е у т е р о к о к к . 

•  Л е й к о ц и т а р н ы й интерферон, витаон. 

Физкультурно-оздоровительную работу  п р о в о д я т педиатр, 

в о с п и т а т е л ь  ф и з и ч е с к о й  к у л ь т у р ы ,  с т а р ш и й  в о с п и т а т е л ь , 
и н с т р у к т о р  п о плаванию. 

• Дополнительные физкультурные занятия специализиро­

ванного воздействия. 

•  Ф и з к у л ь т у р н ы е занятия  б о с и к о м . 
•  П о д в и ж н ы е  и г р ы и  ф и з и ч е с к и е  у п р а ж н е н и я  б о с и к о м . 
• Утренняя зарядка на улице с обязательным бегом на 

в ы н о с л и в о с т ь и  д ы х а т е л ь н ы м и  у п р а ж н е н и я м и . 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 

П р и ч и н о й  ф о р м и р о в а н и я определенного  о т н о ш е н и я к здо­

ровью  я в л я ю т с я  н е п о с р е д с т в е н н о  в з р о с л ы е  к а к  н о с и т е л и оп­
ределенных  ф и з и ч е с к и х и  п с и х и ч е с к и х  к а ч е с т в .  Р о д и т е л и , 
пренебрежительно  о т н о с я щ и е с я к  с в о е м у  з д о р о в ь ю , не мо­
гут  с ф о р м и р о в а т ь правильного  о т н о ш е н и я к  з д о р о в ь ю у сво­
его ребенка.  В з р о с л ы е  д о л ж н ы  п о м н и т ь ,  ч т о  м а л ы ш не име­
ет  д о с т а т о ч н ы х знаний,  ч т о б ы  п р и н я т ь их  п р о с ь б у или ука­
зание. Один из  с п о с о б о в  в о з д е й с т в и я на  м а л ы ш а —  л ю б и м а я 

игрушка,  к о т о р а я  с т а н о в и т с я главным  д е й с т в у ю щ и м  л и ц о м . 

Следуя правилам  и г р ы ,  р е б е н о к  д о л ж е н  п о м о г а т ь  и г р у ш к е 
выполнять  н у ж н ы е действия: делать зарядку, умываться, оде­

ваться на  п р о г у л к у ,  у б и р а т ь со стола,  л о ж и т ь с я спать и  т . д . 
Подобный  п р и е м  м о ж н о  и с п о л ь з о в а т ь  п р и проведении не­
п р и я т н ы х  п р о ц е д у р :  и н ъ е к ц и й ,  п р и в и в о к ,  п р и е м а  т а б л е т о к 

и

  д р . 

Ф о р м и р о в а н и е у ребенка  н а в ы к о в безопасного для  ж и з н и 

и здоровья поведения  д о л ж н о  с т р о и т ь с я на воспитании  т е х 
или  и н ы х  п р и в ы ч е к . Очень  в а ж н о ,  ч т о б ы  п р и в ы ч к и форми­
ровались вовремя. В возрасте 3—4 лет  м а л ы ш  д о л ж е н сам 
раздеваться и одеваться, класть  в е щ и на свое  м е с т о . К 7 го­

дам необходимо, сформировать привычку  м ы т ь руки перед едой 
и после туалета,  ч и с т и т ь  з у б ы  у т р о м и вечером. Для закреп­
ления  п р и в ы ч к и  б о л ь ш о е значение имеет похвала  в з р о с л о г о , 
она действует гораздо сильнее, чем порицание. 

Формы работы с родителями 

Родительское собрание 

Цели: 

— ознакомить родителей с принципами рационального пи­

тания детей с  у ч е т о м  в о з р а с т н ы х  о с о б е н н о с т е й ; 

— углубить знания родителей о калорийности и энергети­

ч е с к о й ценности  п р о д у к т о в . 

План 

• Лекция  « Р о л ь и значение рационального питания до­

ш к о л ь н и к о в » . 

• Мини-сочинение на  т е м ы :  « Ч т о полезно  д е т я м ? » , «Люби­

мая еда вашего  м а л ы ш а » . 

•  А н к е т и р о в а н и е . 

Консультация 

Цели: 

— изучить  п р и ч и н ы нарушения зрения и слуха у детей; 
— совершенствовать  п р и е м ы работы по профилактике бли 

з о р у к о с т и и  т у г о у х о с т и у детей. 

План 

• Знакомство с причинами нарушения зрения и слуха. 
• Обучение  у п р а ж н е н и я м  г и м н а с т и к и для глаз. 
• Правила организации зрительного и  с л у х о в о г о  р е ж и м о в . 
• Игры и  у п р а ж н е н и я на развитие внимания и памяти. 

Круглый стол 

Цели: 

— совершенствовать гигиенические умения и навыки у детей; 
— предупреждать травмы и несчастные случаи. 

План 

•  У р о к и здоровья  ( « Ч т о б ы зубы не  б о л е л и » ,  « К а к ухажи­

вать за  с о б о й ? » , «Откуда берутся  б о л е з н и ? » ) . 

• Сюжетно-ролевые  и г р ы , направленные на формирование 

п р и в ы ч е к . 

• Выставка  р и с у н к о в и литературы. 

День открытых дверей 

Цели: 

—  п о в ы с и т ь  п е д а г о г и ч е с к у ю культуру родителей; 
— привлечь родителей к  а к т и в н о м у  у ч а с т и ю в решении 

организационных задач, определить единые  п о д х о д ы в 
воспитании  д о ш к о л ь н и к о в . 

План 

•  П о д г о т о в и т ь  ш и р м ы с наглядной  и н ф о р м а ц и е й : 
— «Возраст  с т р о п т и в о с т и » (1 младшая группа); 
—  « С т о  т ы с я ч  п о ч е м у » (2 младшая группа); 
—  « Х в а л и т ь или  р у г а т ь ? » (средняя группа); 
—  « К а к учить  о б щ е н и ю ? » (старшая группа); 
—  « П с и х о л о г и ч е с к а я  г о т о в н о с т ь ребенка к  ш к о л е » (подго­

товительная к  ш к о л е группа). 

• Спортивный праздник на тему «Папа, мама, я — спортив­

ная  с е м ь я » . 

• Открытые занятия  с о в м е с т н о с родителями. 
• Консультации врача,  п с и х о л о г а , логопеда. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

РОДИТЕЛЯМ 

1.  Ф о р м и р у й т е у детей положительное  о т н о ш е н и е к своему 

здоровью. 

П о м н и т е ,  ч т о ваше  о т н о ш е н и е к  с о б с т в е н н о м у здоровью 

влияет на  о т н о ш е н и е к  з д о р о в ь ю у ребенка! 

Задание.  П о п р о б у й т е  к а ж д ы й новый день начинать с ут­

ренней зарядки, использовать различные средства закалива­
ния,  в ы п о л н я т ь правила  л и ч н о й гигиены. 

2 .  И с п о л ь з у й т е  о п о с р е д о в а н н о е  в о з д е й с т в и е  н а ребенка, 

п р о в о д и т е  и г р ы ,  р а с с к а з ы в а й т е  с т и х и ,  п о т е ш к и , читайте 
к н и г и . 

Задание. Попробуйте провести игры: «Утро  М а ш и » , «У Миш­

ки день рождения», «В гостях у Острозуба». 

3.  Ф о р м и р у й т е у детей  н а в ы к и безопасного поведения. 

Задание. Представьте,  ч т о вы  п е ш е х о д ы , поиграйте в игру 

« С в е т о ф о р » , напишите «Сигналы тревоги» и проведите бесе­

ду  « Д о м а ш н и е  о п а с н о с т и » . 

4. Употребляйте формулы приветствия,  п р о щ а н и я , благо­

дарности в соответствии с нормами этикета. 

Задание.  В с п о м н и т е , как вы разговариваете друг с другом 

в семье, как обращаетесь друг к другу. Понаблюдайте за ре­
бенком, какие  ф о р м ы обращения он использует в своей речи. 

5. Воспитывайте у детей чувство долга, ответственности, 

человечности. 

6. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ 

С «ДНЕВНИЧКОМ-ЗДОРОВЯЧКОМ» 

«Дневничок-здоровячок» неоценим как для  с о в м е с т н о й ра­

боты воспитателя с ребенком, так и в работе с родителями, и 
может использоваться в качестве дополнительного материала 

при изучении семьи, ее устоев и  в н у т р и с е м е й н ы х взаимоот­
ношений. 

Дав ребенку  в о з м о ж н о с т ь высказать  « т а й н о е » , мы помога­

ем ему лучше познать себя, осознать свои  п о с т у п к и и их по­
следствия, а  к р о м е того найти разнообразные решения про­
блемы и сделать осознанный  в ы б о р . 

Родители  и м е ю т  в о з м о ж н о с т ь взглянуть на  с в о ю  с е м ь ю , 

взаимоотношения в ней, и на  с а м и х себя глазами ребенка. 

Для работы над дневником понадобятся: цветные каранда­

ш и , фломастеры, клей, фотографии,  к о т о р ы е дети приносят 
из дома,  ш а б л о н ы или трафареты для  р и с у н к о в по темам. 

« Д н е в н и ч о к - з д о р о в я ч о к »  с о д е р ж и т заметки из  ж и з н и ре­

бенка,  р а с п о л о ж е н н ы е на  н е с к о л ь к и х страницах. 

«Это  я » . На этой странице ребенок будет вести дневник 

с о б ы т и й своей  ж и з н и .  Н е о б х о д и м о приклеить  с в о ю фотогра­
ф и ю или нарисовать  с в о й  п о р т р е т . Ответы на данные  в о п р о с ы 
записывают родители или воспитатель. 

« М о я  с е м ь я » .  Р е б е н о к приклеивает  ф о т о г р а ф и ю своей се­

м ь и . Воспитатель записывает рассказ со слов ребенка. 

« М о е  т е л о ,  р о с т и  в е с » . Здесь  р е б е н о к ,  р а с с м а т р и в а я че­

л о в е к а ,  н а р и с о в а н н о г о по  ш а б л о н у ,  о п р е д е л я е т и называет 
части тела.  У з н а в  с в о й  р о с т и  в е с ,  у ч и т с я  в и д е т ь  с е б я  с о 
с т о р о н ы . 

«Я — мальчик, а я —  д е в о ч к а » . На  э т о й странице дети 

могут выполнить  а п п л и к а ц и ю , вырезая  п о  ш а б л о н у  о д е ж д у 
мальчика или  д е в о ч к и .  М о ж н о нарисовать  о д е ж д у по жела­
н и ю .  Р е б е н о к  у ч и т с я находить  о т л и ч и я по  п о л о в о м у призна­
ку, физическим данным: девочки — слабее, мальчики — силь­
нее.  П о э т о м у девочкам надо  п о м о г а т ь ,  з а щ и щ а т ь  и х . 

« М о я  м е ч т а » . Ребенок пытается выразить  с в о и желания. 

Он рисует  т о ,  ч т о ему  х о ч е т с я . Рассказ ребенка  м о ж е т быть 
записан воспитателем или  р о д и т е л я м и . 

« Ч т о ты  л ю б и ш ь — не  л ю б и ш ь ? » . Здесь дан  р и с у н о к ро­

м а ш к и . В центре цветка —  « я » .  В з р о с л ы е со слов детей запи­
с ы в а ю т ,  ч т о  л ю б и т их ребенок и  ч т о не  л ю б и т . Это  м о г у т  б ы т ь 
действия, какие-то предметы,  с о б ы т и я ,  п р о д у к т ы питания 
и т.д. Затем ребенок  м о ж е т раскрасить  с в о ю  р о м а ш к у . 

«Вредные  п о с т у п к и —  д о б р ы е  п о с т у п к и » . Эта страница 

помогает детям изобразить  « ч т о такое  х о р о ш о и  ч т о такое 
п л о х о » . В  п у с т ы х рамках для картин ребенок рисует хоро­
ш и е или плохие  п о с т у п к и . Этой работе  м о г у т предшествовать 
беседы или чтение  х у д о ж е с т в е н н о й литературы. 

« М о е  и м я .  К а к меня  н а з ы в а ю т  о к р у ж а ю щ и е » .  Р е б е н о к 

г о в о р и т ,  ч т о он знает о  с в о е м  и м е н и ,  п о ч е м у его так назва­
л и .  К а к и м и  л а с к о в ы м и словами его  н а з ы в а ю т  д р у з ь я , роди­
тели,  б а б у ш к а и  д е д у ш к а .  М о ж н о ребенку дать задание уз­
нать у родителей:  п о ч е м у  е м у дали  т а к о е  и м я и  к а к его бу­
д у т  н а з ы в а т ь ,  к о г д а  о н  в ы р а с т е т ?  М о ж н о  р а с с к а з а т ь  о б 
и м е н а х :  Л ю д м и л а — милая  л ю д я м , Владимир — владею­
щ и й  м и р о м и  д р . 

« М о я  л а д о ш к а » . Ребенок обводит  с в о ю ладонь, а взрослый 

записывает год (дату). Когда ты был маленьким, у тебя была 
такая ладошка?  Ч т о изменилось?  Ч т о произойдет в следую­
щ е м году, через год? В  м л а д ш и х группах  м о ж н о сделать по­
т е ш к у  « С о р о к а - с о р о к а » , а в  с т а р ш и х —  п а л ь ч и к о в у ю гимна-

стику, называя  к а ж д ы й палец и  о б ъ я с н я я , почему его так 
назвали. 

Сказка про пальцы 

Ж и л и братья, не  т у ж и л и , 
Н о однажды приуныли, 
Стали думать и гадать, 
Как же имена всем дать. 

Я  х о т ь  р о с т о м невелик, 
Н о веселый  о з о р н и к , 
Все  с т о и т е вы за  м н о й , 
Буду зваться я —  б о л ь ш о й . 

Я — указывать  л ю б л ю , 
На цветы и на Луну, 
Очень я внимательный, 
Палец указательный. 

Я  с т о ю посередине, 
Буду зваться я  о т н ы н е , 
Средний палец-удалец, 
Вот такой я молодец! 

Меньше всех я братьев  р о с т о м , 
Ох! Как маленьким  н е п р о с т о ! 
Но меня  л е г к о узнать, 
П у с т ь  м и з и н ц е м будут звать. 

Брат один  к а к не гадал, 
И м я так себе не дал, 
Но его не  о б и ж а ю т , 
Б е з ы м я н н ы м называют! 

« Л ю б и м ы й  п р а з д н и к » . На этой странице дети  р и с у ю т праз­

дник,  о б ъ я с н я я ,  п о ч е м у он им нравится. По шаблону обводят 
стол в центре своего  р и с у н к а и  « с е р в и р у ю т »  е г о :  р и с у ю т про­
д у к т ы , напитки, сладости,  ф р у к т ы ,  к о т о р ы е полезны для здо­

ровья.  Н е о б х о д и м о уточнить,  к т о будет сидеть за столом: дети, 
дети и взрослые или  т о л ь к о взрослые. 

«Собери  к о р з и н к у » . Здесь нарисована  к о р з и н к а , или дети 

р и с у ю т ее самостоятельно и заполняют ее всем тем, что необ­
х о д и м о для ухода за  р у к а м и , зубами, волосами (полотенце, 
м ы л о , зубная щетка, паста, расческа,  ш а м п у н ь и  т . д . ) . 

«Страница вежливости». Дети рисуют воздушные шары или 

обводят их по трафарету. Взрослые  з а п и с ы в а ю т со слов детей 
в каждый  ш а р и к вежливое  с л о в о . 

4 - 9297 

49 

«Лесенка  с ч а с т ь я » . На  э т о й странице дети получают воз­

м о ж н о с т ь оценить себя и свое здоровье. Это делается в начале 
учебного года — сентябре и в  к о н ц е — мае,  ч т о б ы проследить 
результат  п р о в о д и м о й  р а б о т ы .  « Н а  к а к о й ступеньке ты хо­
чешь  с т о я т ь ? » — задают  в о п р о с  в з р о с л ы е . 

« М о я  л ю б и м а я  с к а з к а » .  Р и с у н о к  с к а з к и ,  л ю б и м о г о ска­

з о ч н о г о героя.  М о ж н о посоветовать родителям прочитать эту 
с к а з к у дома, принести  к н и г у с этой  с к а з к о й в  д е т с к и й сад. 

« Ц в е т о к  з д о р о в ь я » . По шаблону дети обводят  ц в е т о к , а в 

к а ж д о м лепестке  р и с у ю т  т о , что укрепляет здоровье. Эта ра­

бота  м о ж е т  п р о в о д и т ь с я как совместная деятельность родите­

лей и детей. 

« Б а б у ш к и н ы  р е ц е п т ы » . Дети  р а с с к а з ы в а ю т о  н а р о д н ы х 

средствах,  к о т о р ы м и их лечили.  М о ж н о записать рассказ де­
тей или дать им  в о з м о ж н о с т ь нарисовать лекарственные рас­
тения,  б о ч о н о к с  м е д о м и  т . п . 

« М о й  р е ж и м  д н я » . На этой странице дети  и з о б р а ж а ю т ре­

ж и м н ы е  м о м е н т ы  с в о е г о дня или  р е ж и м в  д е т с к о м саду. Дети 
по шаблону обводят часы,  р и с у ю т стрелки (образец часов дол­
ж е н быть перед глазами). С  п о м о щ ь ю  с и м в о л о в они показы­
в а ю т ,  ч т о  н е о б х о д и м о делать в  к а ж д ы й временной промежу­
т о к .  Н а п р и м е р , утро — подъем, водные процедуры;  м я ч , ска­
к а л к и —  ф и з к у л ь т у р н о е  з а н я т и е ;  к р о в а т ь —  т и х и й  ч а с ; 
ч а ш к а — завтрак;  к н и ж к а — чтение; ведро, лопатка — про­
гулка и т.д. 

«Как стать  с и л ь н ы м » . Взрослые записывают рассказ ребен­

ка дословно, ничего не меняя. А сам ребенок рисует, как он 
э т о представляет. Это и зарядка, и плавание, и даже питание. 

«Буду  з а к а л я т ь с я » . Здесь дети  р а с с к а з ы в а ю т о  т о м ,  к а к 

н у ж н о одеваться по погоде, не кутаться, проветривать комна­
ту, ходить босиком, поливать на  н о ж к и прохладной водой и т.д. 
М о ж н о  т а к ж е что-либо нарисовать. 

« П о л е з н ы е и вредные  п р о д у к т ы » . В двух  к о л о н к а х дети 

р и с у ю т  п р о д у к т ы ,  у к р е п л я ю щ и е здоровье:  о в о щ и ,  ф р у к т ы , 
м о л о к о ,  т в о р о г и др. А  т а к ж е  п р о д у к т ы ,  н а н о с я щ и е  з д о р о в ь ю 
вред:  к о н ф е т ы , сахар, жевательные резинки, газированная 
вода и  д р . 

« С п о р т и  з д о р о в ь е » . Дети вырезают из журналов и газет 

к а р т и н к и о спорте и приклеивают их на эту страницу днев­
ничка. 

« У р о к и  р а д о с т и » . Здесь  г о в о р и т с я о праздниках,  к о т о р ы е 

дети готовят в  д е т с к о м саду вместе с воспитателями и родите­
л я м и : Пасха, Масленица,  Р о ж д е с т в о и  д р .  П о т о м ребята мо­
гут нарисовать их или составить о них рассказ. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..