Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 5

 

 

« В е с е л ы е  п л а к а л ь щ и к и » .  И м и т и р о в а т ь плач,  г р о м к и е 

всхлипывания с  ш у м н ы м  в д о х о м , без выдоха  ( 3 0 — 4 0  с ) . 

« С м е ш и н к а » . Попала  с м е ш и н к а в рот, и  н е в о з м о ж н о от 

нее избавиться. Глаза  п р и щ у р и т ь , губы раздвинуть и произ­
нести ха-ха-ха, хи-хи-хи. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА 

Д в и г а т е л ь н ы й  р е ж и м для детей  в с е х групп 

Формы 

организации 

Младшие 

группы 

Средние 

группы 

Старшие 

группы 

Подготови­

тельные 

к школе 

группы 

Зарядка, утренняя 
гимнастика 

6—8 мин 

6—8 мин 

8—10 мин 

10—12 мин 

Упражнения после 

дневного сна 

5 — 10 мин 

5 — 1 0 мин 

5—10 мин 

5—10 мин 

Подвижные игры 

Не менее 2—4 раз в день 

Подвижные игры 

6 — 1 0 мин 

10—15 мин 

15—10 мин 

15—20 мин 

Спортивные игры 

— 

Целенаправленное обучение 

педагогом не реже 

1 раза в неделю 

Спортивные уп­
ражнения 

Целенаправленное обучение педагогом 

не реже 1 раза в неделю 

Спортивные уп­
ражнения 

Велосипед 

5 мин 

8 — 1 2 мин 

8—15 мин 

8—15 мин 

Спортивные уп­
ражнения 

Лыжи 

10 мин 

10 мин 

15 мин 

20 мин 

Физкультурные 
упражнения на 
прогулке 

Ежедневно подгруппами 

Физкультурные 
упражнения на 
прогулке 

— 

10—12 мин 

10—15 мин 

10—15 мин 

Спортивные раз­
влечения 

1—2 раза в месяц 

Спортивные раз­
влечения 

20 мин 

30 мин 

30 мин 

4 0 — 5 0 мин 

Спортивные 
праздники 

2 — 4 раза в год 

Спортивные 
праздники 

— 

40 мин 

6 0 — 9 0 мин 

6 0 — 9 0 мин 

3* 

3 5 

2 3 4 5 

День здоровья 

Не реже 1 раза в квартал 

День здоровья 

1 раз в месяц 

1 раз в месяц 

Неделя здоровья 

Не реже 1 раза в квартал 

Самостоятельная 
двигательная дея­
тельность 

4 раза в неделю 

Двигательный режим для детей 

второй младшей и старшей групп 

Виды занятий 

Организация 

В Т О Р А Я  М Л А Д Ш А Я  Г Р У П П А 

Самостоятельная двигательная дея­

тельность 

Ежедневно, характер и продолжитель­
ность зависят от индивидуальных дан­
ных и потребностей ребенка 

Учебные занятия: по физической 
культуре, плаванию 

3 раза в неделю по 15—20 мин в поме­
щении; на участке 2 раза в неделю по 
2 0 — 2 5 мин, группами по 6—10 чел. 

Физкультурно-оздоровительные за­
нятия: 

— утренняя гимнастика; 
— двигательная разминка; 
— воздушные и водные процедуры 

после дневного сна; 

— подвижные игры и физические 
упражнения на открытом воздухе; 
— пешие прогулки, походы; 
— корригирующая гимнастика; 
— лечебная гимнастика 

Ежедневно 
6—8 мин ежедневно 
По мере пробуждения детей 

5-—10 мин ежедневно 

Не менее 2 раз в день 

1—2 раза в месяц 

Начиная с 4 лет  4 0 — 6 0 мин по назна­
чению врача 

Активный отдых: 
— физкультурный досуг; 

— физкультурные праздники (в  т о м 

числе на воде); 
— День здоровья 

1—2 раза в месяц по  2 0 — 3 0 мин 

2—3 раза в  г о д по  4 0 — 6 0 мин 

Не реже 1 раза в квартал 

Д о п о л н и т е л ь н ы е  в и д ы  з а н я т и й 

Группы общей физической подготовки 

По желанию родителей 

Кружки по видам физических уп­
ражнений, игр, танцев 

Не более 2 раз в неделю по  3 0 — 4 0 мин 
начиная с 4 лет 

С Т А Р Ш А Я  Г Р У П П А 

Свободная двигательная деятель­
ность 

Ежедневно, характер и продолжитель­
ность зависят от индивидуальных по­
требностей и интересов детей 

Учебные занятия по физической 
культуре 

3 раза в неделю по  2 5 — 3 5 мин 

Физкультурно-оздоровительные за­
нятия: 

— утренняя гимнастика; 

— двигательная разминка; 

— воздушные и водные процедуры 

после дневного сна; 

— подвижные игры и физические 

упражнения на открытом воздухе; 

— физкультурная минутка; 

— пешие прогулки,  п о х о д ы (в  т о м 
числе лыжные.); 

— лечебная физкультура; 

— корригирующая гимнастика 

Ежедневно 
8—10 мин ежедневно 
По мере пробуждения и подъема детей 

Ежедневно не менее 2 раз в день по 

15—20 мин 

Ежедневно 

1—3 раза в месяц по  6 0 — 1 2 0 мин 

Ежедневно, по мере необходимости 
По назначению врача 

Активный отдых: 

— физкультурный досуг; 

— физкультурные праздники (в  т о м 

числе на воде); 

— День здоровья; 

— неделя здоровья (каникулы) 

1—2 раза в мес. по  2 0 — 3 0 мин 

2 — 4 раза в год, до 90 мин 

Проводится с детьми своего или совме­
стно с детьми соседнего детского сада 
не реже 1 раза в квартал 
2 раза в  г о д (в начале января и в конце 
марта) 

Предусматриваются дополнительные 
виды занятий: 

— группы  о б щ е й физической подго­
товки; 
— кружки по видам физических уп­
ражнений, игр, танцев 

По желанию детей и родителей не бо­
лее 2 раз в неделю по  3 5 — 4 5 мин 

Совместная физкультурно-оздорови­

тельная работа детского сада и семьи: 
— домашние занятия родителей с 
детьми; 
— физкультурные занятия детей со­

вместно с родителями в дошкольном 
учреждении; 

Определяются воспитателем 

По  о б о ю д н о м у желанию родителей, 
воспитателей и детей 

Окончание табл. 

— участие родителей в физкультур­

но-оздоровительных, массовых ме­

роприятиях детского сада 

Во время подготовки и проведения 
физкультурных  д о с у г о в , праздников, 
походов; посещение открытых занятий 

Физкультурно-массовые мероприя­
тия (спортивные праздники и сорев­
нования) 

По специальным программам внутри 
детского сада, совместно со сверстни­

ками близлежащих детского сада и 
школ 1—3 раза в год 

Р Е Ж И М  Д Н Я 

( м л а д ш и й  д о ш к о л ь н ы й  в о з р а с т ) 

7 . 0 0 — 8 . 3 0 .  П р и е м детей,  и г р ы ,  у т р е н н я я  г и м н а с т и к а . 

Индивидуальная работа с детьми. 

8 . 3 0 — 9 . 0 5 .  П о д г о т о в к а к завтраку, завтрак. 
9 . 1 0 — 9 . 5 0 . Занятия по подгруппам. 
9 . 2 5 — 9 . 3 5 . Веселые  м и н у т к и (дыхательные и пальчико­

вая гимнастика, игровые  у п р а ж н е н и я ) . 

9 . 5 0 — 9 . 5 5 .  В т о р о й завтрак.  С о к . 
9 . 5 5 — 1 1 . 3 0 .  П о д г о т о в к а к прогулке.  П р о г у л к а . 

1 1 . 3 0 — 1 2 . 1 0 .  П о д г о т о в к а к обеду. Обед. Воспитание гиги­

е н и ч е с к и х  н а в ы к о в (полоскание рта,  о б м ы в а н и е  р у к до лок­
тей,  у м ы в а н и е ) . 

1 2 . 5 0 — 1 3 . 0 0 .  П о д г о т о в к а  к о сну  ( х о ж д е н и е  п о  д о р о ж к а м 

здоровья,  в о з д у ш н ы е  п р о ц е д у р ы ) . 

13.00—15.00. Дневной сон с использованием музыкотерапии. 
1 5 . 0 0 — 1 5 . 2 0 .  П о с т е п е н н ы й подъем  ( б о д р я щ а я гимнасти­

ка, закаливающие  п р о ц е д у р ы :  щ е т о ч н ы й  м а с с а ж , обтирание 
в а р е ж к о й , дыхательные  у п р а ж н е н и я ) . 

1 5 . 2 0 — 1 5 . 3 0 .  П о л д н и к . Воспитание  г и г и е н и ч е с к и х навы­

к о в . 

1 5 . 3 0 — 1 6 . 0 0 . Занятия по подгруппам. 
1 6 . 0 0 — 1 6 . 1 0 . Веселые  м и н у т к и . 
1 6 . 1 0 — 1 6 . 4 0 .  Д о с у г .  И г р ы . Подгрупповая работа с детьми 

по программе «Подари здоровье  д е т я м » . 

1 6 . 4 0 — 1 7 . 0 0 .  П о д г о т о в к а к  у ж и н у .  У ж и н . 
1 7 . 0 0 — 1 7 . 3 0 . Прогулка. Индивидуальная работа с детьми. 
1 7 . 3 0 — 1 9 . 0 0 . Работа с родителями.  У х о д детей  д о м о й . 

Р Е Ж И М  Д Н Я 

( с т а р ш и й  д о ш к о л ь н ы й  в о з р а с т ) 

7 . 0 0 — 8 . 3 0 .  П р и е м ,  о с м о т р ,  и г р ы , утренняя гимнастика, j 
8 . 3 0 — 8 . 5 5 .  П о д г о т о в к а к завтраку. Завтрак. 

8 . 5 5 — 9 . 0 0 .  П о д г о т о в к а к занятиям. 
9 . 0 0 — 1 0 . 0 0 . Занятия  п о подгруппам. 
9 . 2 5 — 9 . 3 5 . Веселые  м и н у т к и (дыхательные упражнения, 

пальчиковая гимнастика,  и г р о в ы е  у п р а ж н е н и я ) . 

1 0 . 0 0 — 1 0 . 0 5 .  В т о р о й завтрак.  С о к . 
1 0 . 0 5 — 1 1 . 3 0 .  П о д г о т о в к а к  п р о г у л к е .  П р о г у л к а  ( и г р ы , 

наблюдения,  т р у д ) . 

1 1 . 3 0 — 1 2 . 0 0 .  К р у ж к о в а я работа с детьми по программе 

«Подари здоровье  д е т я м » . 

1 2 . 4 0 — 1 3 . 1 0 .  П о д г о т о в к а к обеду. Обед. Воспитание гиги­

енических навыков (обливание рук до локтей,  о б ш и р н о е умы­
вание). 

1 3 . 1 0 — 1 5 . 0 0 .  П о д г о т о в к а  к о  с н у . Дневной  с о н . 

( Х о ж д е н и е  п о  д о р о ж к а м здоровья,  в о з д у ш н ы е процедуры, 

сон с использованием  м у з ы к о т е р а п и и , чтение произведений 
художественной литературы.) 

1 5 . 0 0 — 1 5 . 2 0 .  П о с т е п е н н ы й подъем  ( б о д р я щ а я гимнасти­

ка, закаливающие  п р о ц е д у р ы :  щ е т о ч н ы й  м а с с а ж , обтирание 
варежкой, дыхательные  у п р а ж н е н и я ) . 

1 5 . 2 0 — 1 5 . 4 0 .  П о л д н и к .  В о с п и т а н и е  г и г и е н и ч е с к и х на­

в ы к о в . 

1 5 . 4 0 — 1 6 . 3 0 . Досуг.  И г р ы . Индивидуальная работа с деть­

ми,  к р у ж к и по интересам. 

1 6 . 3 0 — 1 7 . 0 0 .  П о д г о т о в к а к  у ж и н у .  У ж и н . 
1 7 . 0 0 — 1 7 . 5 0 .  И г р ы , развлечения. 
1 7 . 5 0 — 1 9 . 0 0 . Прогулка. Работа с  р о д и т е л я м и .  У х о д детей. 

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ 

РАБОТА 

Лечебная физкультура (ЛФК) 

Занятия  Л Ф К направлены на профилактику и лечение опор-

но-двигательного аппарата  ( с к о л и о з , нарушение осанки, плос­
к о с т о п и е ) . Главная задача  Л Ф К — создание  п р о ч н о г о мышеч­
ного

1

 корсета и формирование правильной  о с а н к и . Занятие 

с о с т о и т из трех частей: разминки, вводной и  о с н о в н о й . В за­
н я т и я х используется  с п о р т и в н ы й инвентарь — гимнастичес-
кие палки, резиновые  б и н т ы , гантели по  0 , 5 — 0 , 3 кг. Основ­
ная часть занятия проводится лежа на спине и  ж и в о т е с ис­
пользованием  у п р а ж н е н и й на четвереньках, приседаний у 
с т е н ы , ползания на  г и м н а с т и ч е с к о й лавке. 

У П Р А Ж Н Е Н И Я  П Р И  Н А Р У Ш Е Н И И  О С А Н К И 

Разминка.  Х о д и т ь на носочках с  п о д н я т ы м и руками, обык­

новенным  ш а г о м с  в ы с о к о  п о д н я т ы м и  к о л е н я м и . 

Упражнения лежа на спине 

•  « В е л о с и п е д » (30  с ) . 
•  « Н о ж н и ц ы » . 
•  « М е л ь н и ц а » . 
• На  п р я м ы х  р у к а х растягиваем  р е з и н о в ы й  б и н т . 
•  Р у к и на  л о к т я х — тянем резиновый  б и н т . 
• Качаем  « п р е с с » (10 раз). 
•  С т о п ы на себя,  р у к и вытягиваем вперед. 

Упражнения на животе 

• Плавание (50  с ) . 
•  Р у к и  п р я м ы е ,  в ы т я н у т ы вперед —  т я н е м с я за палкой. 
•  П р я м ы е ноги отрываем от пола. 
•  « К а ч а л о ч к а »  р у к и и ноги отрываем от пола. 
•  « С и л а ч и » . 
•  П о о ч е р е д н о сгибаем ноги в  к о л е н н о м суставе. 

Упражнения у стены 

• Приседания. 
•  « Л а с т о ч к а » . 

Упражнения на лавке (на  с п и н е , на  ж и в о т е ) 

У П Р А Ж Н Е Н И Я ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ 

•  Х о д и м по палочке. 
•  Х о д и м по ребристой  д о с к е . 
•  У п р а ж н я е м с я с  м я ч о м . 
•  Х о д и м по  о б р у ч у . 
• Собираем пальчиками мелкие предметы. 
• Соединяем  с т о п ы . 
•  Х о д и м по  м о р с к и м  к а м е ш к а м . 
•  « Г у с е н и ц а » . 
•  « Х у д о ж н и к » . 

Системные занятия лечебной физкультурой укрепляют здо­

ровье ослабленных детей,  г а р м о н и ч н о развивают физические 
качества —  б ы с т р о т у ,  в ы н о с л и в о с т ь , вырабатывают правиль­
ную  о с а н к у ,  п о в ы ш а ю т  у с т о й ч и в о с т ь организма. Лечебная 

физкультура  у с п е ш н о борется со  м н о г и м и  б о л е з н я м и . Для 

каждого заболевания подбирается свой  к о м п л е к с , в  к о т о р о м 
учитываются  о с о б е н н о с т и и степень нагрузки. 

Основная задача  Л Ф К —  у к р е п и т ь организм ребенка, по­

мочь побороть болезнь,  п о в ы с и т ь  и м м у н и т е т . 

Лечебный массаж 

М а с с а ж — метод  м е х а н и ч е с к о г о воздействия, производи­

мого руками на  п о в е р х н о с т н ы е ткани тела в виде специаль­
ных приемов,  у л у ч ш а ю щ и х функциональное  с о с т о я н и е кож­
ных  п о к р о в о в , нервной и  м ы ш е ч н о й систем, а через них и 

других систем организма. 

В зависимости от назначения различают лечебный, гигие­

нический и  с п о р т и в н ы й  м а с с а ж . 

Классический массаж основывается на четырех принципах-

приемах: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. 

Поглаживание — воздействие на нервные  о к о н ч а н и я по­

верхностного слоя  к о ж и . Он расслабляет,  п о э т о м у движения 

очень  н е ж н ы е . Поглаживание  п р о и з в о д и т с я ладонью. Такой 
массаж назначается детям с  п о н и ж е н н ы м питанием или по­

вышенной  в о з б у д и м о с т ь ю . 

Растирание — более интенсивное и глубокое поглажива­

ние,  с п о с о б с т в у ю щ е е расслаблению  м ы ш ц и  с н и ж е н и ю возбу­
димости. Растирание  п р о и з в о д и т с я  о д н и м , двумя или тремя 
пальцами. 

Вибрация —  р и т м и ч н ы е надавливающие  д в и ж е н и я паль­

цев рук. Слабая вибрация  п о в ы ш а е т  т о н у с , а сильная — ока-

зывает  б о л е у т о л я ю щ е е действие, она активизирует обменные 
п р о ц е с с ы , улучшает  к р о в о о б р а щ е н и е и регенерацию тканей. 

П р о т и в о п о к а з а н и е м для  м а с с а ж а  я в л я ю т с я  к о ж н ы е забо­

левания, болезни  к р о в и , гнойно-воспалительные  п р о ц е с с ы 
различных локализаций. 

Физиотерапия 

Основные цели физиотерапии — лечебная и профилакти­

ческая. Существует  б о л ь ш о е  к о л и ч е с т в о методов физиотера­
пии и  к а ж д ы й метод имеет свое воздействие на  о р г а н и з м . 
В организме на  к л е т о ч н о м уровне  п р о и с х о д я т  с л о ж н е й ш и е 
х и м и ч е с к и е  п р о ц е с с ы ,  с п о с о б с т в у ю щ и е  п о в ы ш е н и ю сопротив­
л я е м о с т и организма. 

Гальванизация — воздействие с лечебной  ц е л ь ю постоян­

н ы м  э л е к т р и ч е с к и м  т о к о м  н и з к о г о  н а п р я ж е н и я и  н е б о л ь ш о й 
с и л ы .  П о д влиянием гальванизации  у с и л и в а е т с я  к р о в о - и 
л и м ф о о б р а щ е н и е , улучшается  п р о н и ц а е м о с т ь клеток, повы­
шается секреторная  ф у н к ц и я желез, проявляется болеутоля­
ю щ е е действие. 

Электрофорез — введение в организм лекарственных ве­

щ е с т в с  п о м о щ ь ю гальванизации. 

Ультравысокочастотная терапия (УВЧ) — применение 

на определенные участки тела непрерывного или импульсно­
го поля  у л ь т р а в ы с о к о й  ч а с т о т ы . Электрическое поле  У В Ч об­
ладает противовоспалительным,  у л у ч ш а ю щ и м кровообраще­
ние действием,  б о л е у т о л я ю щ и м ,  с т а б и л и з и р у ю щ и м  ф у н к ц и ю 
нервной  с и с т е м ы . 

Применение инфракрасных лучей направлено на достиже­

ние  т о л ь к о теплового эффекта.  П о д влиянием тепла повыша­
ется образование  л е й к о ц и т о в , проявляется транквилизирую­
щее и  б о л е у т о л я ю щ е е действие,  ч т о  с п о с о б с т в у е т  о б р а т н о м у 
развитию воспалительных  п р о ц е с с о в . 

Облучение ультрафиолетовыми лучами (УФО) обладает 

б а к т е р и ц и д н ы м действием, а  т а к ж е  с п о с о б с т в у е т  в ы р а б о т к е в 
организме витамина  D . 

Ультразвуковые ингаляции — введение в  о р г а н и з м лекар­

с т в е н н ы х веществ через  с л и з и с т у ю  о б о л о ч к у верхних дыха­
т е л ь н ы х путей  п р и  п о м о щ и  у л ь т р а з в у к о в о г о  р а с п ы л е н и я . 
П р е и м у щ е с т в а перед паровыми ингаляциями в  т о м ,  ч т о мож­
но использовать и  а н т и б и о т и к и и масла. 

О с н о в н ы м и  п р о т и в о п о к а з а н и я м и для всех  м е т о д о в явля­

ю т с я злокачественные новообразования, индивидуальная не­
п е р е н о с и м о с т ь ,  о т к р ы т а я форма туберкулеза. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..