Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 4

 

 

ма — из  « х о л о д н о й »  к о м н а т ы в  « т е п л у ю » и обратно) в 
к о м п л е к с е с дыхательной  г и м н а с т и к о й и методами реф­
лексотерапии; 

— контрастное обливание ног (температура 36° — 26° — 

36°) в  к о м п л е к с е с  п р о ф и л а к т и ч е с к и м массажем  с т о п . 

Рекомендации по проведению закаливающих процедур дол­

жен давать врач, отмечая их в  « Ж у р н а л е здоровья» в соответ­
ствии с возрастом,  о с о б е н н о с т я м и  с о с т о я н и я здоровья и фи­
з и ч е с к и м развитием детей. 

При работе с детьми  н е о б х о д и м о соблюдать основные прин­

ц и п ы : 

—  о с у щ е с т в л я т ь закаливание при  у с л о в и и ,  ч т о ребенок 

з д о р о в ; 

— не проводить закаливающих процедур при наличии у 

ребенка страха, плача,  б е с п о к о й с т в а ; 

—  о с у щ е с т в л я т ь закаливание постепенно и последователь­

но, с расширением зон воздействия и увеличением вре­
мени закаливания; систематичность и постоянство; обес­
печивать  к о м п л е к с н о е использование всех природных 
факторов, тщательный учет индивидуальных особенно­
стей ребенка. 

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную 

систему детей от перегрузок,  о с о б у ю роль играет правильно 
организованный дневной  с о н . 

В связи с  э т и м  м о ж н о использовать  с л е д у ю щ у ю памятку 

для воспитателей: 

— обеспечивать в период подготовки детей ко сну  с п о к о й н у ю 

обстановку, исключать шумные игры за 30 мин до сна; 

— первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным 

здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель; 

— проветривать спальное  п о м е щ е н и е перед  с н о м со сниже­

нием температуры воздуха на 3—5°; 

— для  б ы с т р о г о засыпания детей использовать элементы 

рефлексотерапии и аутогенной  т р е н и р о в к и . 

Обеспечить воспитание  з д о р о в о г о ребенка  м о ж н о при усло­

вии взаимодействия  м е д и ц и н с к и х  р а б о т н и к о в и педагогов, 
четко организованного медико-педагогического  к о н т р о л я , в 
к о т о р ы й  в х о д я т : 

—  м е д и ц и н с к о е обследование  с о с т о я н и я здоровья и физи­

ч е с к о г о развития детей, определение на его основе мер 
по  у л у ч ш е н и ю данной  р а б о т ы ; 

— медико-педагогическое наблюдение за  м е т о д и к о й физи­

ч е с к о г о воспитания и закаливания  д е т с к о г о организма, 
физиологической реакцией ребенка, соответствием на-

грузки его возрастным и индивидуальным возможнос­
т я м . 

Для этого на основании индивидуальных медицинских карт 

врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной 
группе составить сводную схему о состоянии здоровья всей груп­
пы и каждого ребенка в отдельности, чтобы воспитатель плани­
ровал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с 
особенностями здоровья детей. В центре развития «Айболит» в 
настоящее время вся физкультурно-оздоровительная работа стро­
ится на основе анализа развития ребенка и индивидуального 
компьютерного прогнозирования его заболеваемости. 

ПЛАН ЗАКАЛИВАНИЯ 

Первая младшая группа 

I квартал. Постепенное обучение  п о л о с к а н и ю рта, элемен­

там  о б ш и р н о г о умывания по мере  п р о х о ж д е н и я адаптацион­
ного периода, ходьба  б о с и к о м ,  в о з д у ш н ы е ванны после сна и 
во время  е ж е д н е в н ы х  ф и з к у л ь т у р н ы х занятий. 

II квартал.  Х о д ь б а по  м о к р ы м  д о р о ж к а м от 15 до 20 с. 
III квартал.  Х о д ь б а по  м о к р ы м  д о р о ж к а м до 1  м и н . 
IV квартал. Солнечные и  в о з д у ш н ы е ванны, купание в 

бассейне по  с х е м е , предложенной врачом. 

Вторая младшая группа 

1-е полугодие. Влажное обтирание после утренней гимнас­

т и к и , ходьба по  м о к р ы м  д о р о ж к а м до 1,5 мин во время гим­
настики после сна, обучение элементам  о б ш и р н о г о  у м ы в а н и я . 

2-е полугодие.  И г р ы на  м о к р ы х  д о р о ж к а х до 2—2,5  м и н . 

О б ш и р н о е  у м ы в а н и е после дневной  г и м н а с т и к и . 

Средняя группа 
Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультур­

ного занятия.  И г р ы на  м о к р ы х  д о р о ж к а х во время гимнасти­
ки после сна до 4  м и н ,  о б ш и р н о е  у м ы в а н и е . 

Старшая группа 

1-е  п о л у г о д и е . Обширное  у м ы в а н и е и растирание после 

утренней  г и м н а с т и к и , физкультурного занятия. Обливание 
прохладной (температура 18 °С)  в о д о й . 

2-е полугодие.  П о г р у ж е н и е ног в прохладную  в о д у и ходь­

ба по ней (температура 18 °С). 

Подготовительная к школе группа 

Обширное умывание после утренней гимнастики, физкуль­

турного занятия;  п о г р у ж е н и е ног в воду по  о к о н ч а н и и днев-

ной  г и м н а с т и к и . Начиная со второй младшей группы, дети 
после завтрака чистят зубы, а после обеда и полдника поло­
щ у т рот. 

В летний период врачом  д е т с к о г о учреждения определяет­

ся  к о л и ч е с т в о  с о л н е ч н ы х и  в о з д у ш н ы х ванн для каждой воз­
растной  г р у п п ы , а также место и время их проведения. 

В  ж а р к и е дни дети  к у п а ю т с я в летнем бассейне или обли­

ваются водой не менее двух раз в день. 

Для ослабленных и  п р и ш е д ш и х после болезни детей схема 

закаливания  м о ж е т  б ы т ь изменена по рекомендации врача. 

Точечный массаж 

Массаж лица 

П о л о ж и т ь ладони на лоб,  ч т о б ы  к о н ч и к и пальцев  о б е и х 

рук касались друг друга. От середины лба медленно поглажи­
вать ладонями до околоушной области лица. Упражнения (дви­
ж е н и я )  п р о и з в о д и т ь : 

а) от переносицы к  у ш а м ; 
б) от  ж е л о б к а под  н о с о м к  у ш а м ; 
в) от  о к о л о у ш н о й области лица к  п о д б о р о д к у и обратно. 
Поглаживать  к о н ч и к а м и пальцев вокруг глаз расходящи­

м и с я  д в и ж е н и я м и от середины лба и снова к середине. 

Вибрационный массаж лица 

П о в т о р и т ь все вышеуказанные движения, но только спосо­

б о м  п о с т у к и в а н и я пальцами. 

Массаж шеи 

Н е о б х о д и м о : 
а) медленно поглаживать  ш е ю ладонями  о б е и х рук сверху 

вниз; 

б) в области горла гладить попеременно то правой, то ле­

вой  р у к о й ; 

в) от  о к о л о у ш н о й области лица, делать движения по боко­

вой части шеи, близкой к затылку  ( к о н ч и к и пальцев 
обеих  р у к  к а с а ю т с я друг друга). 

ВНИМАНИЕ!  Т о л ь к о после  м а с с а ж а  м о ж н о переходить 

непосредственно к тренировке речевого аппарата. В процессе 
тренировки следует избегать резкой артикуляции. Тренинг 
рассчитан на выработку естественных, плавных  д в и ж е н и й . 
М а с с а ж  п р о в о д и т с я в течение 1—2  м и н . 

Игры, которые лечат 

Живопись с помощью пальцев 

Такой вид  ж и в о п и с и благотворно влияет на  п с и х и к у ре­

бенка, так как успокаивает и расслабляет.  К р а с к и растека­
ю т с я и переливаются,  к а к  э м о ц и и . Такая  ж и в о п и с ь помогает 
адекватно выразить эмоциональное  с о с т о я н и е ребенка: гнев, 
обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее со­
с т о я н и е ребенка.  П р и к о с н о в е н и е к  к р а с к а м , их размазыва­
ние по ватману позволяет более полно  в к л ю ч и т ь с я в  п р о ц е с с 
творчества, мобилизует внутренние резервы организма. 

Перед началом  р а б о т ы  н е о б х о д и м о надеть на ребенка фар­

тук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола 
к л е е н к о й . 

Начните вместе с  р е б е н к о м ,  п о к а ж и т е ему, как  э т о делать. 

Р а с с п р о с и т е , что он нарисовал. 

Работа с глиной 

Работа с глиной оставляет  п р и я т н ы е  о щ у щ е н и я , помогает 

расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребен­
ка к  ч а с т я м тела. Глина обладает  с в о й с т в а м и , способствую­
щ и м и  з а ж и в л е н и ю ран. 

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выраже­

н и ю чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, 
и приобщают к социальной активности необщительных детей. 

При работе с глиной  м о ж н о выполнить  с л е д у ю щ и е задания: 

— закройте глаза и почувствуйте  к у с о к глины, подружитесь 

с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный,  с у х о й ? ; 

—  с о ж м и т е , разгладьте глину пальцами,  т ы л ь н о й сторо­

н о й  р у к и ; 

—  п р о т к н и т е глину; 
— пошлепайте по ней,  п о щ у п а й т е  м е с т о от шлепка; 
— оторвите  к у с о ч е к и сделайте  з м е ю ,  с о ж м и т е в  к у с о к . 

Игры с песком 

Игры с песком имеют положительное значение для развития 

п с и х и к и ребенка, установления психологического комфорта: 

— при взаимодействии с  п е с к о м стабилизируется эмоцио­

нальное  с о с т о я н и е ; 

— развитие  м е л к о й  м о т о р и к и и  т а к т и л ь н о - м н е м и ч е с к о й 

чувствительности влияет на развитие центра речи в го­
ловном мозге ребенка, формирует произвольное внима­
ние памяти; 

- с развитием тактильно-мнемической чувствительности 

и  м е л к о й  м о т о р и к и ребенок учится прислушиваться к 
с в о и м  о щ у щ е н и я м и проговаривать  и х . 

При игре с  п е с к о м  м о ж н о  в ы п о л н я т ь такие упражнения: 
—  п о с к о л ь з и т ь ладонями по  п о в е р х н о с т и песка, выполняя 

зигзагообразные и  к р у г о в ы е  д в и ж е н и я ; 

—  в ы п о л н и т ь те же  д в и ж е н и я , поставив ладонь на ребро; 
—  п р о й т и с ь ладошками по  п р о л о ж е н н ы м трассам, остав­

ляя на них следы; 

— создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладо­

ней разные причудливые  у з о р ы на  п о в е р х н о с т и песка, 
п о п ы т а т ь с я найти  с х о д с т в о узоров с предметами окру­
ж а ю щ е г о мира; 

—  п р о й т и с ь по  п о в е р х н о с т и песка  к а ж д ы м пальцем обеи­

м и  р у к а м и ; 

—  м о ж н о группировать пальцы по два, три, четыре, пять; 
— поиграть пальчиками по  п о в е р х н о с т и песка, как на кла­

виатуре пианино или  к о м п ь ю т е р а .  П р и  э т о м  д в и г а ю т с я 
не  т о л ь к о пальцы, но и  к и с т и  р у к , совершая мелкие 
д в и ж е н и я вверх-вниз. 

Для  и г р ы с  п е с к о м в  п о м е щ е н и и  н е о б х о д и м ы : 

— водонепроницаемый деревянный  я щ и к ; 
—  ч и с т ы й  п р о с е я н н ы й  п е с о к (лучше его прокалить); 
— вода в  к у в ш и н е ,  ч т о б ы  м о ж н о  б ы л о  с м о ч и т ь  п е с о к ; 
— баночки с водой для  с м ы в а н и я песка. 

Дыхательная гимнастика 

Средняя группа 

« Б о л ь ш о й и  м а л е н ь к и й » .  П о д н я т ь с я на  н о с к и ,  в ы т я н у т ь 

руки вверх. Со  з в у к о м у-х-х присесть, обхватить голени и под­
тянуть голову к  к о л е н я м . 

« П а р о в о з » . Двигаясь  п о комнате, имитировать  д в и ж е н и я 

колес паровоза и произносить чух-чух, меняя  г р о м к о с т ь и 
с к о р о с т ь . 

« Г у с и  л е т я т » . Медленно  х о д и т ь ,  и м и т и р у я полет. На вдо­

хе поднять  р у к и , на  в ы д о х е —  о п у с т и т ь  ( 8 — 1 0 раз), со зву­
к о м г-у-у. 

« Д р о в о с е к » .  Р у к и  с л о ж и т ь  т о п о р и к о м и поднять вверх, за­

тем резко наклонить туловище и прорезать пространство между 
ног  ( 5 — 8 раз),  п р о и з н е с т и б-а-х. 

« Ч а с ы » . Со  з в у к о м  « т и к » наклониться в левую  с т о р о н у , со 

з в у к о м так — в правую  ( 4 — 5 раз). 

Старшая группа 

« П о г р е е м с я » .  Р у к и развести в  с т о р о н ы , затем  б ы с т р ы м дви­

ж е н и е м скрестить их перед  г р у д ь ю ,  х л о п н у т ь ладонями по 
плечам, произнеся у-х-х!  ( 8 — 1 0 раз). 

« М е л ь н и ц а » .  В ы т я н у т ь  р у к и вверх и медленно вращать 

и м и со  з в у к о м ж-р-р, увеличивая  с к о р о с т ь  ( 6 — 7 раз). 

«Сердитый  е ж и к » .  П р и с е с т ь  н и ж е , обхватить голени, опу­

стить голову, произнести  з в у к ф-р-р  ( 3 — 5 раз). 

« Л я г у ш о н о к » . Слегка  п р и с е с т ь и сделать  п р ы ж о к с про­

движением вперед. На  в ы д о х е произнести к-в-а-а-к. 

«Заблудился в  л е с у » . Сделать  в д о х , на  в ы д о х е прокричать 

ау-у. 

«Великан и  к а р л и к » .  П о д н я т ь  р у к и вверх и  п о т я н у т ь с я , 

сделав вдох. Расслабленно  о п у с т и т ь  р у к и до  с а м о г о пола, глу­
б о к о  в ы д о х н у в . 

Подготовительная к школе группа 

« Ч а с ы » . Размахивая  п р я м ы м и руками вперед-назад, про­

изнести тик-так  ( 1 0 — 1 2 раз). 

« Л о в и м  к о м а р а » . Направлять звук з-з-з в разные  с т о р о н ы и 

хлопать руками в местах, где он  м о ж е т находиться  ( 4 — 5 раз). 

« К о с а р ь » . Имитировать  д в и ж е н и я  к о с а р я , занося то влево, 

то вправо  в о о б р а ж а е м у ю  к о с у со  з в у к о м ж-у-х  ( 5 — 8 раз). 

« Т р у б а ч » .  В о о б р а ж а е м у ю  т р у б у поднести к губам и, нажи­

мая на  к л а в и ш и ,  п р о и з н о с и т ь звуки ту-ту-ту  ( 1 5 — 2 0  с ) . 

« Б у д и л ь н и к » . Сесть на пол,  с к р е с т и в  н о г и . Обхватить го­

лову  р у к а м и и делать  р и т м и ч н ы е  д в и ж е н и я из  с т о р о н ы в сто­
р о н у со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову 
вперед,  и м и т и р у я  д в и ж е н и я  к у к у ш к и , и  п р о и з н о с и т ь ку-ку. 

« Н а с о с » . Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, сколь­

зя по ноге руками и  п р о и з н о с я звук с-с-с (по  б — 8 раз в каж­
д у ю  с т о р о н у ) . 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 

«ЛЮБИМЫЙ НОСИК» 

Цель: научить детей  д ы х а н и ю через  н о с ,  п р о ф и л а к т и к е 

заболеваний верхних  д ы х а т е л ь н ы х путей. 

А сейчас без промедления 
М ы разучим упражнения, 
И х , друзья, не забывайте 
И почаще  п о в т о р я й т е . 

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, 

обратно —  в ы д о х (5 раз). 

В д о х — погладь свой нос 
От крыльев к переносице. 
В ы д о х — и обратно 
Пальцы наши  п р о с я т с я . 

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта,  в ы д о х 

правой ноздрей, при  э т о м левая закрыта (5 раз). 

В д о х н и одной ноздрей, а  в ы д о х н и  д р у г о ю . 
П о п е р е м е н н о ноздри при  э т о м закрывай. 
Сиди  к р а с и в о ,  р о в н о ,  с п и н к а —  п р я м о . 
И  н а с м о р к  с к о р о  у б е ж и т , ты так и знай! 

3. Сделать  в д о х . На  в ы д о х е  п р о т я ж н о тянуть звук м-м-м, 

одновременно  п о с т у к и в а я указательными пальцами по кры­
льям носа (3 раза). 

Дай  н о с у  п о д ы ш а т ь , 
Н а  в ы д о х е  м ы ч и . 

Звук  [ м ] мечтательно пропеть старайся, 
П о  к р ы л ь я м носа пальцами  с т у ч и 
И радостно при  э т о м улыбайся. 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 

ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 

« Ч а с и к и » . Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опу­

стить. Размахивая вперед и назад  п р я м ы м и  р у к а м и , произ­
носить тик-так  ( 6 — 7 раз). 

« Д у д о ч к а » . Сесть на стульчик,  к и с т и рук  с ж а т ь ,  к а к будто 

в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с 
произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза). 

« П е т у ш о к » . Встать  п р я м о , ноги слегка расставить,  р у к и 

опустить.  П о д н я т ь  р у к и в  с т о р о н ы и вздохнуть, затем похло­
пать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку —  в ы д о х (4 раза). 

« П а р о в о з и к » .  Х о д и т ь по комнате, делая попеременные дви­

жения  р у к а м и и приговаривая чух-чух-чух  ( 1 5 — 2 0  с ) . 

«Веселый  м я ч и к » . Встать  п р я м о , ноги расставить. Под­

нять  р у к и с  м я ч о м к груди, вдохнуть и  б р о с и т ь  м я ч от груди 
вперед со  з в у к о м у-х-х-х —  в ы д о х н у т ь , затем догнать мяч  ( 4 — 

5 раз). 

« Г у с и » . Медленно  х о д и т ь по  к о м н а т е . На вдох поднимать 

руки в  с т о р о н ы , на  в ы д о х —  о п у с к а т ь вниз с произнесением 
длительного звука г-у-у-у (1  м и н ) . 

« К а ш а  к и п и т » . Сесть на стул. Одну  р у к у  п о л о ж и т ь на жи­

вот,  д р у г у ю на грудь.  В т я н у т ь  ж и в о т и набрать воздух в 
грудь — вдохнуть, опустить грудь  ( в ы д ы х а я  в о з д у х ) и выпя-

3 - 9297 

3 3 

тить  ж и в о т —  в ы д о х н у т ь . При  в д о х е  г р о м к о  п р о и з н о с и т ь 
ф-ф-ф (4 раза). 

Упражнения  м о ж н о  в к л ю ч и т ь в  к о м п л е к с утренней гим­

настики, разминки после сна, во время  п р о г у л к и (не менее 
2 раз в день). 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 

(проводятся во всех группах) 

Артикуляционная гимнастика 

« Т р а к т о р » . Энергично  п р о и з н о с и т ь д-т, д-т, меняя гром­

к о с т ь и длительность (укрепляем  м ы ш ц ы  я з ы к а ) . 

« С т р е л ь б а » . Стрелять из  в о о б р а ж а е м о г о пистолета: высу­

нув  я з ы к , энергично произнести к-г-к-г (укрепляем  м ы ш ц ы 
п о л о с т и  г л о т к и ) . 

« Ф е й е р в е р к » . В  н о в о г о д н ю ю ночь стреляем из  х л о п у ш к и , 

и  р а с с ы п а е т с я фейерверк  р а з н о ц в е т н ы х  о г н е й .  Э н е р г и ч н о 
произнести п-б-п-б (укрепляем  м ы ш ц ы  г у б ) . 

Н е с к о л ь к о раз зевнуть и потянуться (упражнение стиму­

лирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность  г о л о в н о г о 
мозга и снимает стрессовые  с о с т о я н и я ) . 

« Г у д о к  п а р о х о д а » . Набрать воздух через  н о с , задержать на 

1—2 с и выдохнуть через рот со  з в у к о м у-у-у,  с л о ж и в  г у б ы 

т р у б о ч к о й . 

« У п р я м ы й  о с л и к » .  В ы б и р а ю т с я  « о с л и к и » и  « п о г о н щ и к и » . 

Ослики бегут и останавливаются.  П о г о н щ и к и уговаривают 
о с л и к о в , а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки 
г о р т а н и ) . 

« П л а к с а » . Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук  [ ы ] сни­

мает усталость  г о л о в н о г о  м о з г а ) . 

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ 

УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА 

« Л о ш а д к а » .  Ц о к а т ь  я з ы ч к о м , как  л о ш а д к и ,  т о громче,  т о 

т и ш е .  С к о р о с т ь  д в и ж е н и я  л о ш а д к и то увеличиваем, то сни­
жаем  ( 2 0 — 3 0  с ) . 

« В о р о н а » .  П р о и з н е с т и  п р о т я ж н о ка-а-а-ар  ( 5 — 6 раз), пово­

рачивая голову или поднимая ее.  Г р о м к о каркала ворона и 
охрипла. Стала каркать беззвучно и с  з а к р ы т ы м  р т о м  ( 6 — 

7 раз). 

« З м е и н ы й  я з ы ч о к » . Длинный змеиный  я з ы ч о к пытается 

высунуться как  м о ж н о дальше и достать до подбородка (6 раз). 

«Зевота». Расслабиться, опустить голову,  ш и р о к о раскрыть 

р о т . Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позе­
вать  ( 5 — 6 раз). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..