Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 3

 

 

26.  М о й  р е ж и м дня. 
2 7 . У страха глаза велики.  К а к избавиться от страха? 
28.  Ч т о значит быть  д о б р ы м ,  з л ы м ? Добро и здоровье. 
2 9 .  М о й  « ц в е т о к  в о л ш е б с т в а » . 
3 0 . Над чем я  с м е ю с ь .  Ш у т к и и  ю м о р в нашей  ж и з н и :  к а к 

определить настроение? 

3 1 .  Ч т о делать, если у тебя  п л о х о е настроение? 
3 2 .  П р и в ы ч к и : полезные и вредные. 
3 3 . Откуда берутся болезни? Сказка о  м и к р о б а х . 

34.  « В о д а — для  х в о р и  б е д а » . 
3 5 . Солнце — друг или враг? 
36. Мы —  т у р и с т ы . Общение с  п р и р о д о й . 
3 7 .  К а к себя вести с  н е з н а к о м ы м и  л ю д ь м и ? 
38. Один  д о м а . Опасные предметы. 
3 9 . Встреча с Таинственным  Н е з н а к о м ц е м . Когда лекарства 

становятся врагами? 

4 0 .  К а к о й я, какие другие? 

П о к а з а т е л и  в а л е о л о г и ч е с к о г о  в о с п и т а н и я и  о б у ч е н и я де­

тей  с т а р ш е й  г р у п п ы : 

— знать части тела, главные органы и их  ф у н к ц и и , жиз­

недеятельность  н е к о т о р ы х  с и с т е м : дыхательной, пище­
варительной,  к р о в о о б р а щ е н и я ; 

— понимать значение двигательной и трудовой деятельно­

сти в укреплении здоровья; 

— иметь представление об  у м с т в е н н о й деятельности чело­

века; 

— владеть  п о н я т и я м и : внимательный, невнимательный; 
— уделять внимание  с в о е м у внешнему виду,  з д о р о в ь ю , на­

с т р о е н и ю ; 

— пользоваться правилами защиты и личной безопасности; 
— понимать  в а ж н о с т ь  р е ж и м а дня, питания; 
— владеть культурно-гигиеническими  н а в ы к а м и и прак­

т и ч е с к и м и приемами закаливания; 

— знать про негативное влияние вредных привычек на здо­

ровье; 

— регулировать свой образ  ж и з н и и  с о с т о я н и е здоровья в 

з а в и с и м о с т и от времени года,  п о г о д н ы х  у с л о в и й ; 

— выполнять правила поведения на природе; 
— понимать необходимость физических упражнений и всех 

видов трудовой деятельности; 

— знать правила  э т и ч н о г о поведения; 
— принимать участие в  д о м а ш н е й работе, помогать взрос­

л ы м , жалеть  и х . 

Подготовительная к школе группа 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 

Внутренний мир человека 

• Стержень внутри  м е н я . 
•  Ч т о делает  к о с т и  п р о ч н ы м и ? 
• Как правильно сидеть,  х о д и т ь , лежать? 
•  У п р а ж н е н и я для  п р о ф и л а к т и к и  п л о с к о с т о п и я . 
•  П о ч е м у я  с л ы ш у ? 
•  К а к  у с т р о е н о  у х о ? 
• Правила  у х о д а за  у ш а м и . 
• Как  у с т р о е н ы глаза? 
•  Ч т о защищает глаза и  ч т о им  м о ж е т  у г р о ж а т ь ? 
• Правила улучшения и  с о х р а н е н и я зрения. 
•  У п р а ж н е н и я для предупреждения  б л и з о р у к о с т и . 
•  К а к мы  д ы ш и м ? 
• Дыхательная  г и м н а с т и к а и ее значение. 
• Защита органов  д ы х а н и я от  п р о с т у д ы . 
• Роль  н о с о в о г о  д ы х а н и я в осенне-зимний период. 
•  К а к  « п у т е ш е с т в у е т »  п и щ а ? 
• Для чего нужен  я з ы к ? 
•  К а к у ю работу  в ы п о л н я ю т  з у б ы ? 
• Зачем и как  н у ж н о  ч и с т и т ь  з у б ы ? 
• Правила приема  п и щ и . 
•  Р е ж и м питания: завтрак, обед,  у ж и н . 
• Сказка о витаминах. 
• Правила поведения за  с т о л о м . 

Я в мире 

• Где я  ж и в у : страна,  г о р о д , улица,  д о м . 
• Я —  ж и т е л ь планеты Земля. 
•Я —  ю н ы й гражданин  Р о с с и и . 
• Герб, флаг, гимн  м о е й  с т р а н ы . 
• Все люди — одна большая  с е м ь я . 
•  К а к о г о человека  с ч и т а ю т  у м н ы м .  П о ч е м у ? 
• Правила  ж и з н и человека. 

• Путь к  д о б р у . 
•  Х о р о ш и е и плохие  п о с т у п к и . 
•  М о я родословная. 
• Уважение в семье к  с т а р ш и м . 
• Семейные традиции и праздники. 
•  М о и  д о м а ш н и е  п о р у ч е н и я . 
• Все люди разные. 

•  М о и интересы и увлечения. 
•  Ч т о я  л ю б л ю ? 
•  Ч е г о я  б о ю с ь ? 
• Как победить  с т р а х ? 
• Красота  в н е ш н я я и внутренняя. 
•  Ч т о делает человека счастливым? 

Я и мое здоровье 

•  М о я одежда. 
• Правила ухода за  о д е ж д о й и  о б у в ь ю . 
• Одевайся по  п о г о д е . 
• Предметы личной  г и г и е н ы . Для чего они  н е о б х о д и м ы ? 
•  М о й  р е ж и м дня. 
• Зачем делать зарядку? 
• Физкультура и закаливание. 

• Проделки  К о р о л е в ы  П р о с т у д ы * 
• На приеме у  д о к т о р а . 
• Значение  п р и в и в о к . 

Здоровье природы — здоровье человека 

• О лекарствах зеленой аптеки: календула, крапива, липа, 

мать-и-мачеха, малина,  о б л е п и х а и др. 

• Лес — кладовая чудес. 
•  М о ж е т ли солнце  у к у с и т ь ?  В о д о е м ы , подготовленные для 

купания: проверены дно, вода,  п е с о к . 

• Поведение во время  г р о з ы . 

Моя безопасность 

• Лекарства — друзья и лекарства — враги. 
• Будь  о с т о р о ж е н  д о м а :  э л е к т р о п р и б о р ы ,  о т к р ы т ы е окна, 

о с т р ы е и  к о л ю щ и е предметы. 

•  К о ш к а и собака — наши  с о с е д и . 
•  Ч т о делать, когда  п о т е р я л с я . Мы —  п а с с а ж и р ы . 
• Правила поведения в транспорте. 
• Зачем  н у ж н ы  д о р о ж н ы е знаки;  с в е т о ф о р , пешеходная 

д о р о ж к а и  д р . 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ 

1.  Ч т о такое здоровье?  Ч т о такое болезнь?  П о м о щ н и к и здо­

ровья. 

2. Организм как единое целое. 
3. Маленькая страна внутри меня. Клетка:  к а к она выгля­

дит, из чего  с о с т о и т . 

4 . Стержень  м о е г о организма.  К а к  у с т р о е н ы  к о с т и ?  Ч т о  и х 

делает  п р о ч н ы м и ? 

5.  « Ц а р с т в е н н а я » осанка:  м о ж е т ли ее иметь  к а ж д ы й ? 
6. Богатыри —  к т о  о н и ?  П о н я т и е  « н а п р я ж е н и е » и «рас­

слабление»  м ы ш ц ы . 

7.  У п р а ж н е н и я для  ф о р м и р о в а н и я  о с а н к и .  У с л о в и я и пра­

вила их  в ы п о л н е н и я .  П р а к т и ч е с к а я работа. 

8.  В а ж н е й ш и е свойства мозга: память,  м ы ш л е н и е , вообра­

ж е н и е . 

9. Тренируем  п а м я т ь .  П р а к т и ч е с к а я работа. 

10. Тренируем внимание и наблюдательность. Практичес­

кая работа. 

1 1 . Как  у с т р о е н ы наши глаза? 
12. Правила сохранения здоровья глаз. Гимнастика для глаз. 

Офтальмотренаж. 

13. Как мы различаем запахи?  П р и я т н ы е и неприятные за­

п а х и . Роль запахов. Ароматы-целители. 

14. Для чего нужен  я з ы к ?  К а к и м бывает  в к у с ? 
15.  У р о к и  М о й д о д ы р а . 
16.  П у т е ш е с т в и е  к и с л о р о д н о г о  п у з ы р ь к а . 
17. Дыхательная гимнастика: как правильно ее делать. 
18.  Ч т о такое пульс?  К а к его определить? 
19. Как путешествует  п и щ а ? Станции следования: рот, зубы, 

я з ы к ,  п и щ е в о д ,  ж е л у д о к ,  к и ш е ч н и к . 

20. Питание и здоровье. Режим питания: завтрак, обед и ужин. 
2 1 . Кладовая витаминов  ( о в о щ и и  ф р у к т ы ) . 
2 2 .  М о ж н о  л и  п р о ж и т ь без  м я с а ? 
2 3 . Болезни  г р я з н ы х  р у к . Вредные  к в а р т и р а н т ы .  У р о к и 

М о й д о д ы р а . 

2 4 .  « С е м е й н ы й  а л ь б о м » . 
2 5 . Я и  м о и роли: мальчик, девочка,  с ы н , дочь, читатель, 

зритель, пассажир и т.д. 

26. В мире фантазии. Реальное и нереальное. 
2 7 . Все ли  м о и  п р и в ы ч к и  х о р о ш и ? 
28.  М ы с л и и слова. Слова-паразиты. Народная  м у д р о с т ь . 
2 9 . Правила  ж и з н и человека. Путь к  д о б р у . Верность  с л о в у . 

К а к  п о с т у п и т ь ?  Х о р о ш и е и  п л о х и е  п о с т у п к и . 

3 0 .  П у т е ш е с т в и е в тайну  р о ж д е н и я . 
3 1 .  П р и р о д н ы е  ф а к т о р ы здоровья. Свежий воздух — лучше 

л ю б о г о лекарства. 

3 2 . Основные правила закаливания. Советы  Н е б о л е й к и . 
3 3 . Проделки  К о р о л е в ы  П р о с т у д ы . 
34.  А п т е к а в лесу и на  к у х н е . Лекарства  м о г у т  б ы т ь опас­

н ы м и ! 

3 5 . Опасности,  к о т о р ы е нас подстерегают. 
3 6 . «Когда я буду  б о л ь ш и м » . Изменения в организме куря­

щ е г о человека. 

3 7 . Праздник  н е п о с л у ш а н и я . «Вредные  с о в е т ы » Г. Остера. 

П о к а з а т е л и  в а л е о л о г и ч е с к о г о  в о с п и т а н и я и обучения де­

тей  п о д г о т о в и т е л ь н о й к  ш к о л е  г р у п п ы : 

—  и м е ю т элементарные представления о строении челове­

ка и о работе внутренних органов и  с и с т е м , их влиянии 
на здоровье человека; 

—  п о н и м а ю т значение  п р и р о д н ы х  ф а к т о р о в ; 

— владеют правилами безопасности; 
—  п р о я в л я ю т уважение и сочувствие к  л ю д я м старшего 

возраста и больным; 

— владеют  с в о и м и чувствами и настроением; 
—  п о н и м а ю т  н е о б х о д и м о с т ь организации  ж и з н е н н о г о рас­

порядка; 

— знают разные гимнастические упражнения,  п о д в и ж н ы е 

и г р ы ,  п о н и м а ю т их роль для здоровья человека; 

—  и м е ю т представление о пользе питания и закаливающих 

процедур; 

—  п о н и м а ю т вред отрицательных  п р и в ы ч е к для здоровья; 
—  и м е ю т элементарные представления о  р о ж д е н и и и поле: 

я — мальчик, я — девочка; 

—  п о н и м а ю т взаимосвязь человека и  п р и р о д ы ; 
— владеют  н е к о т о р ы м и  с п о с о б а м и сохранения природной 

с р е д ы . 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 

И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 

Направленность физического воспитания 

Средства 

Ожидаемые результаты 

Образовательная направленность 

Закаливание 

Знания: 
— эффективности средств закаливания (солнце, воздух, 
вода). 

Умения: 

— самостоятельно применять простейшие процедуры 

Массаж (самомас­

Знания: 

саж) 

— как производить движения по току крови; 
— не массировать лимфатические узлы. 

Умения: 

— владеть простейшими приемами самомассажа (по­
глаживание, разминание, растирание, потряхивание) 

Упражнения, спо­
собствующие: 

— формированию 

Знания: 

осанки; 

— о правильной осанке; 
— средствах формирования правильной осанки. 

Умения: 

— выполнять упражнения на формирование осанки; 
— контролировать правильную осанку. 

— профилактике 

Знания: 

плоскостопия; 

— о правильном развитии стопы, средств формирова­

ния правильной стопы. 

Умения: 

— выполнять упражнения; 
— контролировать постановку стопы при ходьбе. 

— развитию органов  Знания: 
дыхания; 

— о правильном дыхании. 

Умения: 

— тренировать нормальное дыхание. 

— развитию опорно-

Знания: 

двигательного аппа­

— об управлении своим двигательным аппаратом. 

рата 

Умения: 

— выполнять упражнения на развитие движений всех 
частей тела 

Оздоровительная направленность 

Закаливание 

— повышение защитных сил организма к воздействию 

неблагоприятных метеорологических факторов; 
— улучшение обмена веществ; 
— укрепление иммунной системы организма; 
— благотворное воздействие на сердечно-сосудистую 
систему 

Массаж (самомас­
саж) 

— улучшение подвижности связочного аппарата; 
— ускорение циркуляции крови и лимфы; 
— влияние на обменные процессы; 
— побуждение к активности; 
— профилактика заболеваний 

Упражнения на раз­
витие опорно-дви­
гательного аппарата 

— приобретение стойких структурных  о с н о в осанки; 
— предотвращение дефектов осанки; 
— укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, 
двигательного аппарата; 
— предупреждение нарушений осанки; 
— стимулирование роста костей, мышц и связок 

Упражнения на раз­
витие физических 
качеств 

— развитие всех мышечных групп; 
— предупреждение изменений мышечной напряженно­

сти; 
— совершенствование функций вестибулярного аппа­
рата; 
— противостояние утомлению 

Упражнения, спо­
с о б с т в у ю щ и е пси­
хическому развитию 

— развитие уравновешенности, подвижности нервной 
системы; 

— изменение нервных процессов возбуждения и тор­

можения 

Воспитательная направленность 

Закаливание 

— положительное влияние на психоэмоциональную 

сферу ребенка 

Массаж (самомас­
саж) 

— оказание тонизирующего влияния на центральную 

нервную систему 

Упражнения на 
формирование осан­
ки и развитие опор­
но-двигательного 
аппарата 

— умение держаться  с в о б о д н о , естественно, красиво; 
— побуждение к физическому самосовершенствова­

нию; 
— развитие организованности, дисциплины 

Упражнения на раз­
витие физических 
качеств и двигатель­
ных способностей 

— умение преодолевать физические трудности; прояв­
лять волевые качества, снижать эмоционально-
психическую напряженность; 
— умение своевременно находить и принимать обду­
манные решения; 
—  с п о с о б н о с т ь экономно и рационально выполнять 
двигательные действия 

Физические упраж­
нения, способст­
вующие психиче­
скому развитию 

— проявление нравственных качеств в различных си­

туациях; 
— умение сосредоточиваться на длительное время 

Закаливание 

Особое внимание в системе  ф и з и ч е с к о г о  в о с п и т а н и я следу­

ет уделять проведению  з а к а л и в а ю щ и х процедур, способству­
ю щ и х  у к р е п л е н и ю  з д о р о в ь я и  с н и ж е н и ю  з а б о л е в а е м о с т и . 
П о д о б н ы е  м е р о п р и я т и я  с о д е й с т в у ю т  с о з д а н и ю  о б я з а т е л ь н ы х 
у с л о в и й и  п р и в ы ч е к  з д о р о в о г о образа  ж и з н и .  П о э т о м у 
с и с т е м а  з а к а л и в а н и я ,  п р е д у с м а т р и в а ю щ а я  р а з н о о б р а з н ы е 
ф о р м ы и  м е т о д ы , а  т а к ж е изменения в связи с временами 
года,  в о з р а с т о м и здоровьем детей. 

Закаливание будет  э ф ф е к т и в н ы м , если оно обеспечивается 

в течение всего времени пребывания ребенка в  я с л я х или дет­
с к о м саду. Для  э т о г о  н е о б х о д и м ы : 

— четкая организация теплового и  в о з д у ш н о г о  р е ж и м а по­

м е щ е н и я  ( « т е м п е р а т у р н а я » гигиена); 

— рациональная, неперегревающаяся одежда для детей; 
— соблюдение  р е ж и м а  п р о г у л о к во все времена года  ( 4 — 

5 ч в день при температуре воздуха до  1 5 — 2 0 °С); 

— сон при  о т к р ы т ы х фрамугах; 
— гигиенические  п р о ц е д у р ы (умывание, обливание  р у к до 

л о к т я прохладной  в о д о й ,  п о л о с к а н и е рта  к и п я ч е н о й во­
д о й с добавлением лекарственных трав и  д р . ) ; 

— хождение босиком в группе (при температуре пола 18 °С) и 

занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. 

Кроме  т о г о , необходимы и специальные меры закаливания: 

—  в о з д у ш н ы е ванны в сочетании с  ф и з и ч е с к и м и упражне­

н и я м и и  х о д ь б о й по гальке; 

—  к о н т р а с т н ы е  в о з д у ш н ы е ванны  ( ц и к л и ч е с к и е беговые 

упражнения в  у с л о в и я х переменного  в о з д у ш н о г о режи-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..