Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 2

 

 

Уроки здоровья 

для дошкольников 

Младшая группа 

СОДЕРЖАНИЕ  З А Н Я Т И Й 

Мой организм 

Как устроен  ч е л о в е к . 
Ч т о отличает человека от  ж и в о т н о г о . 
Глазки-подсказки. 
Гимнастика для глаз. 
Зачем человеку  н о с . 
У п р а ж н е н и я дыхательной  г и м н а с т и к и . 
Ч т о я  м о г у делать  р у к а м и и  н о г а м и ? * 

Как человек ест. 
Зубы и правила  у х о д а за  н и м и . 

А р т и к у л я ц и о н н ы е  у п р а ж н е н и я . 

Ручки-хватучки. 
Правила  у х о д а за  р у к а м и . 
Пальчиковая  г и м н а с т и к а для  р у к . 
К о ж а — наша  б р о н я . 
Гигиена  к о ж и и  о д е ж д ы ,  к о т о р у ю  н о с и т человек. 
Как работает сердце и где  о н о  н а х о д и т с я . 

Зачем  м ы  с п и м ? * 

Кто  я ? 

Палка, палка,  о г у р е ч и к —  п о л у ч и л с я  ч е л о в е ч е к * . 
М о е  и м я . 
С к о л ь к о мне лет. 
Я — мальчик, я — девочка. 
На  к о г о я  п о х о ж . 
Тайна моего  р о ж д е н и я . 
Все растет, и я расту. 

М о и мама и папа, их имена,  п р о ф е с с и и . 

Я и мои друзья 

Называет имена  с в о и х друзей. 
Вежливость на  к а ж д ы й день*. 
Х о р о ш о ,  ч т о  м ы разные. 
Давайте  п о з н а к о м и м с я * . 
У ч и м с я  д р у ж и т ь . 

Занятия, отмеченные звездочкой, даются в приложении 1. 

Не будь  ж а д и н о й ! 

•  М о и  л ю б и м ы е  и г р у ш к и . 
• В  г о с т я х у  с к а з к и . 
•  У р о к и добра. 
• Словарь  в е ж л и в ы х  с л о в . 
• У страха глаза велики. 

• Не будь плаксой! 

Советы Неболейки 

•  Ч т о такое  х о р о ш о и  ч т о такое  п л о х о . 
• Всегда и везде вечная слава  в о д е ! * 
• Правила закаливания: сон в  т р у с и к а х и маечках,  х о д ь б 

б о с и к о м , проветривание и т.д. 

• Откуда берутся болезни? 
• Не пейте  с ы р о й  в о д ы ! 
• Значение  ф и з и ч е с к и х  у п р а ж н е н и й и  с п о р т а . 
• Солнечные и  в о з д у ш н ы е ванны на  с в е ж е м  в о з д у х е . 

Безопасность на каждый день 

• Опасные предметы  в о к р у г меня  ( б ы т о в ы е  п р и б о р ы , спич-

к и ,  о с т р ы е предметы и  т . п . ) . 

•  Я д о в и т ы е грибы и растения. 
• Правила  у л и ч н о г о  д в и ж е н и я . 
• Я —  п а с с а ж и р , я —  п е ш е х о д . 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ 

ПЛАНИРОВАНИЕ  З А Н Я Т И Й 

1. Как человек стал  ч е л о в е к о м ? С чего все началось?  Ч т о 

отличает  с о в р е м е н н о г о человека от древнего? 

2.  М о я семья.  ( М о е  и м я , имена  м о и х родителей, семейные 

праздники.) 

3.  К а к я  у с т р о е н ? Палка, палка,  о г у р е ч и к — получился 

человечек. 

4. Мы все  п о х о ж и е и разные. Мальчики и  д е в о ч к и . 

5. Глазки-подсказки. Как  п о м о г а ю т мне глаза? «Защитни­

к и » глаз.  Г и м н а с т и к а для глаз. 

6 .  « Н ю х - н ю х » .  М и р запахов. Для чего  с л у ж и т  н о с ? 
7.  П р а к т и ч е с к о е занятие. Дыхательная  г и м н а с т и к а «Лю­

б и м ы й  н о с и к » . 

8.  М о й  р о т и к . В  г о с т я х у  к о р о л е в ы Зубной  щ е т к и . 
9.  Ч т о я  м о г у делать руками и  н о г а м и ? Раз — рука, два — 

нога, без  н и х — никуда.  Л о в к о с т ь  р у к .  Б ы с т р о т а  н о г . 

10. Главная одежда человека.  К о ж а —  б р о н я . Для чего слу­

ж и т  к о ж а ? 

1 1 .  Ж и в о й  м о т о р ч и к внутри  м е н я .  П о ч е м у сердце стучит? 
1 2 . В  г о с т я х у  М о й д о д ы р а . Для чего  н у ж н ы  м ы л о , мочалка 

и полотенце. 

13. Зачем мы едим? Внутренняя  к у х н я человека. 
14. Как вести себя за  с т о л о м . 
15. Зачем мы  с п и м ?  Ч т о надо и не надо делать перед  с н о м ? 
16. Если  х о ч е ш ь быть здоров — закаляйся. 
17. Не будь  п л а к с о й ! Мое настроение. 
18. Природа — наш  д о м . 
19. Зимние  и г р ы на  с в е ж е м  в о з д у х е . В стране  « в а т н ы х оде­

ял и  к у т а л о к » . 

20. В стране  п о ю щ и х  с в е т о ф о р о в . 
2 1 . Если один дома. Опасные предметы. 
2 2 . Давайте  п о з н а к о м и м с я . 
23.  У р о к и  д о б р о т ы . 
24.  В е ж л и в о с т ь на  к а ж д ы й день. 
25.  П р и в ы ч к и : полезные и вредные. 
26. Откуда берутся болезни?  К а к уберечься от  м и к р о б о в ? 
27. Правила поведения на улице, в транспорте. Я — пасса­

ж и р , я —  п е ш е х о д . 

28. Солнце —  и с т о ч н и к  ж и з н и на Земле.  К а к правильно 

загорать. 

29. Всегда и везде вечная слава воде! 
30.  Н у ж н ы е и ненужные лекарства. Встречи с Таинствен­

ным  Н е з н а к о м ц е м . 

3 1 .  М о и  л ю б и м ы е  и г р ы и  и г р у ш к и .  П р а к т и ч е с к о е занятие. 
3 2 . Путешествие в  м и р  п р е к р а с н о г о .  П р а к т и ч е с к о е занятие 

«Веселая  г и м н а с т и к а » . 

3 3 . Дыхательная гимнастика на  с в е ж е м  в о з д у х е . 
34. В  г о с т я х у лесовичка.  Я д о в и т ы е растения и  г р и б ы . 
35.  Д о м а ш н и е  ж и в о т н ы е : забота о них и  у х о д . Польза для 

человека. 

36. Занятие-театрализация «Если  х о ч е ш ь  б ы т ь  з д о р о в ! » . 

Показатели  в а л е о л о г и ч е с к о г о  о б р а з о в а н и я и  в о с п и т а н и я 

детей младшей группы: 

— называют части тела человека; 
— знают названия гигиенических процедур и самостоятель­

н о  в ы п о л н я ю т  и х ; 

—  и с п о л ь з у ю т названия для различия человеческого пола 

(мужчина,  ж е н щ и н а , мальчик, девочка); 

— отличают свое  с о с т о я н и е :  « б о л ь н о й » ,  « з д о р о в ы й » ; 
— доброжелательно  о т н о с я т с я к  в з р о с л ы м и сверстникам; 
— отрицательно  о т н о с я т с я к вредным  п р и в ы ч к а м ; 
— знают правила поведения на природе. 

Средняя группа 

СОДЕРЖАНИЕ  З А Н Я Т И Й 

Я — человек 

• Главное чудо света —  ч е л о в е к . 
• Основные части тела человека: голова,  т у л о в и щ е ,  р у к и , 

н о г и , глаза,  н о с и т.д. 

•  К а к  п о м о г а ю т глаза. 
• Человек в мире запахов:  п р и я т н ы х и  н е п р и я т н ы х . 
•  П р и я т н ы е и  н е п р и я т н ы е  з в у к и . 
•  М о й  р о т и к , значение зубов и их гигиена. 
•  Ч т о  м о ж е т человек делать  р у к а м и и  н о г а м и . 
•  К о ж а — главная одежда человека. 
•  Ж и в о й  м о т о р ч и к внутри человека. 

Я и мои роли 

• Мы все  п о х о ж и е и разные. 
• Я — девочка, я мальчик. 
•  М о я  с е м ь я . 
• Я —  с ы н или дочь, внук или внучка. 
•  М о е  и м я , имена родителей,  б а б у ш к и ,  д е д у ш к и . 
• Правила нашего дома. 
• Праздники в семье. 
• День  р о ж д е н и я . 

Учимся дружить 

• Правила поведения и  о б щ е н и я . 
•  В о л ш е б с т в о  в е ж л и в ы х  с л о в . 
•  Ч т о значит  б ы т ь  д о б р ы м ,  з л ы м . 
•  Д о б р о и зло в  с к а з к а х . 
•  Д о б р о и красота, добро и здоровье. 
• В нашем доме  г о с т и . 
• Как вести себя за  с т о л о м . 
•  М о е настроение. 
• Веселое и грустное в  ж и з н и человека. 

Откуда берутся болезни? 

•  З н а к о м с т в о детей с правилами личной  г и г и е н ы . 
• Для чего  н у ж н ы  м ы л о , мочалка и  п о л о т е н ц е . 
• Надо, надо  у м ы в а т ь с я . . . * 
• Роль закаливания, проветривания и влажной  у б о р к и . 
• Зимние и летние игры на  с в е ж е м воздухе. 
•  К а к правильно одеваться,  ч т о б ы не заболеть. 
• Полезные и вредные  п р и в ы ч к и в нашей  ж и з н и . 

Природа и человек 

• Солнце —  и с т о ч н и к  ж и з н и на Земле. 
• Предупреждение солнечного удара. 
• Где и с  к е м  м о ж н о купаться. 
•  П у т е ш е с т в и е в тайну леса. 
•  Я д о в и т ы е растения и  г р и б ы . 

Охрана жизни 

• Опасные  с и т у а ц и и на улице. 
• Правила  д о р о ж н о г о  д в и ж е н и я . 
•  Ч т о человеку  у г р о ж а е т дома. 
•  Н у ж н ы е и ненужные лекарства. 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ 

ПЛАНИРОВАНИЕ  З А Н Я Т И Й 

1. Из чего я  с о с т о ю ? Чем я  п о х о ж и чем  о т л и ч а ю с ь от жи­

в о т н ы х ? 

2.  П о ч е м у мы двигаемся и  х о д и м  п р я м о ?  Ч т о  д е р ж и т мое 

тело? 

3. Какие упражнения  п о м о г а ю т  ф о р м и р о в а т ь правильную 

осанку.  П р а к т и ч е с к о е занятие. 

4. Сердце: как оно работает и где  о н о  ж и в е т ? 

5.  К а к и чем мы питаемся.  « К л у б  с л а д к о е ж е к » . 
6. В  г о с т я х у Острозуба. Правила ухода за зубами. 
7. Почему мы видим мир цветным? Враги и защитники глаз. 
8. Правила сохранения здоровья глаз. Гимнастика для глаз. 

Практическое занятие. 

9.  П р и я т н ы е и неприятные  з в у к и .  К а к мы  с л ы ш и м ? 

10.  Н а ш вездесущий нос. Дыхательная гимнастика для носа. 
1 1 . Как  д ы ш и т  к о ж а ?  П р е д м е т ы  л и ч н о й  г и г и е н ы . 
12. Надо, надо  у м ы в а т ь с я . . . 
13.  У х о д за  в о л о с а м и ,  н о г т я м и .  П р а к т и ч е с к о е занятие. 
14. Сказка о  м и к р о б а х . 
15. Для чего нам нужен  я з ы к ?  К а к определить  в к у с  п и щ и ? 
16.  А р т и к у л я ц и о н н а я гимнастика.  П р а к т и ч е с к о е занятие. 
17.  К т о живет в моей голове? 
18.  У ч и м с я  м ы с л и т ь и фантазировать. В стране загадок. 
19. Я и  м о я семья. Правила нашего дома. 
2 0 . Я и  м о и друзья. Правила,  п о м о г а ю щ и е  ж и т ь  д р у ж н о . 
2 1 . Как остановить  с с о р у ? В чем сила  п р о щ е н и я ? 
2 2 .  Ч т о важнее:  у м , сердце или  с м е л о с т ь ?  М о и  д у ш е в н ы е 

чувства. 

23.  У л ы б к а и смех — здоровье для  в с е х . 
24. Страна  В о о б р а з и л и я . Когда я буду  б о л ь ш и м . 

25. Праздник непослушания. Стихотворение Г. Остера «Вред­

ные  с о в е т ы » . 

26. Лекарства и лечение. Когда лекарства могут быть опасными? 
2 7 . Город,  л ю д и ,  м а ш и н ы .  Н а ш  д р у ж о к  с в е т о ф о р . 
28.  Н е з н а к о м ы й человек:  с т о и т ли ему  о т к р ы в а т ь дверь? 

29. Где живет «свежий воздух». В гостях у старичка-лесовичка. 
3 0 . Растения,  д а ю щ и е нам силу и  э н е р г и ю . Зеленые помощ­

ники человека. 

3 1 . Природа и человек. 
3 2 . Дружба с водой — залог здоровья. Правила купания в 

п р и р о д н ы х водоемах. 

3 3 . Все ли растения и  н а с е к о м ы е  б е з о б и д н ы ? 
34.  П о д в и ж н ы е  и г р ы .  П р а к т и ч е с к о е занятие. 
3 5 .  « В о л ш е б н ы е  т о ч к и » .  Т о ч е ч н ы й  м а с с а ж .  П р а к т и ч е с к о е 

занятие. 

36.  П у т е ш е с т в и е в  м и р  п р е к р а с н о г о .  М у з ы к а ,  д в и ж е н и я . 

Р и т м и ч е с к а я гимнастика. 

3 7 . Праздник Здоровейки. 

П о к а з а т е л и  в а л е о л о г и ч е с к о г о  о б р а з о в а н и я и  в о с п и т а н и я 

детей средней  г р у п п ы : 

— знают главные части тела человека,  ф у н к ц и и некото­

р ы х органов; 

—  п о н и м а ю т значение  д в и ж е н и я в оздоровлении человека; 
— владеют элементарными представлениями о  м ы ш л е н и и 

человека; 

—  и н т е р е с у ю т с я своей  в н е ш н о с т ь ю , внутренним состояни­

ем  с в о е г о организма; 

—  и м е ю т навыки ухода за  к о ж н ы м и  п о к р о в а м и , волосами, 

н о г т я м и ; 

—  у м е ю т выбирать одежду согласно сезону; 
—  п о н и м а ю т  о з д о р о в и т е л ь н у ю направленность и  к р а с о т у 

п р и р о д ы ; 

—  п о л о ж и т е л ь н о  о т н о с я т с я к сверстникам,  п р о я в л я ю т ми­

лосердие к  р о д н ы м и  б л и з к и м ; 

— владеют навыками поведения на улице и дома; имеют прак­

тические навыки по уходу за растениями и животными. 

Старшая группа 

С О Д Е Р Ж А Н И Е  З А Н Я Т И Й 

Я и  м о е тело 

• Строение тела человека. 
• Силачи и тягачи в организме. 

У п р а ж н е н и я на формирование правильной  о с а н к и . 
К т о всем командует. 
Мозг и его  п о м о щ н и к и (органы  ч у в с т в ) . 
Как путешествует  в о з д у х . 

« К у х н я » внутри человека. 

Полезные и вредные  п р о д у к т ы для человека. 
Ж и в ы е реки организма. 

Я и другие 

К а к о й  я ,  к а к и е  д р у г и е ? * 
М о и роли в семье,  д е т с к о м саду, магазине и т.д. 
Над чем  м о ж н о  с м е я т ь с я , а над чем нельзя. 
Поручения дома и в  д е т с к о м саду. 
Ч т о делать, если у тебя  п л о х о е  н а с т р о е н и е ? * 
Вежливость на  к а ж д ы й день. 
М о и чувства. Мое настроение*. 
Вместе  г о т о в и м с я к празднику. 
П о с с о р и л и с ь —  п о м и р и л и с ь . 
М о й  « ц в е т о к  в о л ш е б с т в а » * . 

У ч и м с я  м ы с л и т ь и  ф а н т а з и р о в а т ь 

М о и  л ю б и м ы е  с к а з к и , мультфильмы,  с к а з о ч н ы е герои. 
Для чего  л ю д и  п р и д у м ы в а ю т и рассказывают  с к а з к и . 
Сказка —  л о ж ь , да в ней намек — добрым молодцам  у р о к . 
У ч и м с я придумывать и отгадывать загадки. 
Правильно задаем  в о п р о с ы . 

Секреты  з д о р о в ь я 

Ч т о такое  з д о р о в ь е ? * 
М о й  р е ж и м дня. 
У ч и м с я строить свой день по  р а с п и с а н и ю . 
У ш и ,  н о с и к и глаза  п о м о г а ю т нам всегда*. 
Сон и его значение. 
Сказка о  м и к р о б а х . 
Правила  у х о д а за руками и  н о г а м и . 
Польза закаливания. 
Обтирание  в л а ж н ы м  п о л о т е н ц е м и обливание  в о д о й . 
Вредные привычки и в чем состоит их вред для организма. 

Общение с  п р и р о д о й 

Мы —  т у р и с т ы . 
Солнце, воздух и вода — наши верные друзья. 
Предупреждение солнечного  о ж о г а . 

• Правила поведения в  в о д о е м е . 
• Лесные  о п а с н о с т и : съедобные и ядовитые  г р и б ы . 

9297 

1 7 

В  м и р е  о п а с н ы х  п р е д м е т о в 

• Один дома. 
•  Д о м а ш н и е  о п а с н о с т и . 
• Очень подозрительный  т и п . 

• С и г н а л ы  т р е в о г и :  « 0 1 » —  п о ж а р н а я  с л у ж б а ,  « 0 2 » — 

в ы з о в  м и л и ц и и ,  « 0 3 » —  с к о р а я  п о м о щ ь ,  « 0 4 » —  с л у ж б а 
газа. 

• Правила поведения на улицах города. 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ 

П Л А Н И Р О В А Н И Е  З А Н Я Т И Й 

1.  Ч т о такое здоровье?  П о м о щ н и к и здоровья: зарядка, сол­

нце, воздух, вода. 

2.  К а к человек стал  ч е л о в е к о м ? 
3. Древний человек —  к т о  о н ? 
4. Из чего я  с о с т о ю ? Скелет. 
5.  Ч т о такое  м ы ш ц ы ?  К а к стать  Г е р к у л е с о м ? 
6.  Л ю б и м ы е и  н е л ю б и м ы е  д в и ж е н и я  п о з в о н о ч н и к а . Осан­

ка и ее значение. 

7.  У п р а ж н е н и я для формирования  о с а н к и .  П р а к т и ч е с к а я 

работа. 

8.  К т о живет в моей голове? 
9. Решение  л о г и ч е с к и х и  р а з в и в а ю щ и х задач. Практичес­

кая работа. 

1 0 .  « С а м ы й сладкий  д е д у ш к а  с о н » . Гигиена сна. 
1 1 .  « К и н о к а м е р а внутри  м е н я » .  К а к о г о цвета у тебя глаза? 

П о ч е м у  м ы плачем? 

1 2 .  К а к  с о х р а н и т ь зрение.  Г и м н а с т и к а для глаз. 
13.  У ш и ,  н о с и к и глаза  п о м о г а ю т нам всегда. 
14. Как себя вести, если у тебя что-то  б о л и т ? 
15.  « П р и р о д н ы й  с к а ф а н д р » .  П о ч е м у у людей  к о ж а разного 

цвета? 

16. Правила  у х о д а за  к о ж е й . 
17.  К а к и  п о ч е м у растут  в о л о с ы ?  У х о д за  н и м и . 
18. Зачем  м ы  д ы ш и м ? Дыхательная  г и м н а с т и к а . 
19.  Ж и в ы е реки организма.  П о ч е м у  к р о в ь красная? 
2 0 . Правила  к о р о л е в ы Зубной  щ е т к и . Зубы  х о т я т есть. 

2 1 .  Ч т о такое правильное  п и т а н и е ?  К а к и е  п р о д у к т ы полез­

нее? 

2 2 . Соль — друг или враг? 
2 3 . «Клуб  с л а д к о е ж е к » . Где «растет»  ш о к о л а д ? 
24.  М о и чувства.  М о е настроение. 
2 5 .  М о и поручения.  Ч т о я  у м е ю делать? Поручения дома и в 

саду. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..