Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - часть 1

 

 

Введение 

От  с о с т о я н и я здоровья детей во  м н о г о м зависит благополу­

чие  о б щ е с т в а . В последнее десятилетие во всем мире намети­
лась тенденция к  у х у д ш е н и ю здоровья  д е т с к о г о населения. 
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые 
ф а к т о р ы ,  х и м и ч е с к и е добавки в  п р о д у к т а х питания, некаче­
ственная вода,  н а к а п л и в а ю щ и е с я раздражения в  о б щ е с т в е , 
связанные с неудовлетворительным  э к о н о м и ч е с к и м положе­
нием, —  л и ш ь  н е к о т о р ы е  ф а к т о р ы , агрессивно воздействую­
щ и е на здоровье  д о ш к о л ь н и к а . 

Д о ш к о л ь н о е учреждение,  к а к первое звено непрерывного 

валеологического образования, предполагает  в ы б о р альтерна­
т и в н ы х  ф о р м и методов организации учебно-воспитательного 
п р о ц е с с а .  С т р о и т ь его  н е о б х о д и м о на  о б щ е п е д а г о г и ч е с к и х 
п р и н ц и п а х : научности и  д о с т у п н о с т и , непрерывности и прак­
т и ч е с к о й целеустремленности, гуманизации, динамичности и 
о т к р ы т о с т и . 

Основная форма валеологического воспитания детей ранне­

го и  д о ш к о л ь н о г о возраста — разные виды интегрированных 
занятий (приложения  1 — 2 ) . Воспитатель должен подходить к 
обучению комплексно, используя разные эффективные мето­
д ы : музыкальные, изобразительные, хореографические, физ­
культурные, художественные, литературные и др. 

Организация занятий по  в о с п и т а н и ю и  ф о р м и р о в а н и ю , со­

х р а н е н и ю и  у к р е п л е н и ю здоровья детей предусматривает ак­
т и в н у ю  п р а к т и ч е с к у ю ,  с а м о с т о я т е л ь н у ю и интеллектуальную 
деятельность детей и воспитателя (приложение  3 ) . 

Результатом обучения и воспитания  д о ш к о л ь н и к о в явля­

ю т с я новые знания,  к о т о р ы е сразу  м о ж н о использовать в прак­
т и к е повседневных  ж и з н е н н ы х  с и т у а ц и й . 

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме: 

— формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; 
— воспитание  б е р е ж н о г о и заботливого  о т н о ш е н и я к свое­

му  з д о р о в ь ю и  з д о р о в ь ю  о к р у ж а ю щ и х ; 

— развитие  м о т и в а ц и о н н ы х  у с т а н о в о к по профилактике 

болезней, в том числе выявление особенностей нервно-
п с и х и ч е с к о г о здоровья и развития детей; 

— совершенствование  п р а к т и ч е с к и х навыков здорового об­

раза  ж и з н и . 

Цели предполагают разностороннее и гармоничное разви­

тие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здо­
ровья, формирование  у б е ж д е н и й и  п р и в ы ч к и к  з д о р о в о м у 
образу жизни на основе валеологических знаний, развитие 
разнообразных двигательных и  ф и з и ч е с к и х качеств, укреп-

ление  п с и х и ч е с к о г о здоровья детей и обеспечение их психо­
л о г и ч е с к о й  б е з о п а с н о с т и . 

Задачи: 

— культивировать и  в о с п и т ы в а т ь у детей  о с м ы с л е н н о е от­

ношение к  ф и з и ч е с к о м у и  д у х о в н о м у  з д о р о в ь ю  к а к еди­
н о м у целому;  р а с ш и р и т ь на этой основе адаптивные воз­
м о ж н о с т и  д е т с к о г о организма  ( п о в ы ш е н и е его жизнен­
ной  у с т о й ч и в о с т и ,  с о п р о т и в л я е м о с т и , избирательности 
по  о т н о ш е н и ю к  в н е ш н и м  в о з д е й с т в и я м ) ; 

— закрепить отдельные оздоровительные меры в виде кон­

стантных Психосоматических состояний ребенка, которые 
далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития; 

— формировать  п с и х и ч е с к у ю  ( п р о и з в о л ь н у ю )  р е г у л я ц и ю 

ж и з н е н н ы х  ф у н к ц и й организма путем развития твор­
ч е с к о г о  в о о б р а ж е н и я ; 

— воспитывать у ребенка  с п о с о б н о с т и к  с а м о с о з и д а н и ю — 

« т в о р е н и ю » собственной телесной организации в прием­

л е м ы х для него  ф о р м а х ; 

—  п о м о ч ь детям овладеть  д о с т у п н ы м и  н а в ы к а м и самовра­

чевания  ( п с и х о л о г и ч е с к о й  с а м о к о р р е к ц и е й ) , прививать 
ч у в с т в о  п с и х о л о г и ч е с к о й  в з а и м о п о м о щ и в экстремаль­
н ы х  с и т у а ц и я х ; 

— способствовать развитию познавательного интереса к сво­

ему и  ч у ж о м у телу, его  в о з м о ж н о с т я м . 

Программа включает в себя пять  о с н о в н ы х направлений. 

1. Воспитательная и оздоровительная направленность об­

разовательного процесса: 

— работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет); 
—  у р о к и здоровья для  д о ш к о л ь н и к о в (от 3 до 7 лет). 
2.  Ф и з и ч е с к о е развитие и оздоровление детей: 
—- закаливание; 
—  т о ч е ч н ы й  м а с с а ж ; 
—  и г р ы ,  к о т о р ы е лечат; 
— дыхательная гимнастика; 
— организация двигательного  р е ж и м а . 
3. Лечебно-профилактическая работа: 
— лечебная физкультура; 
— лечебный  м а с с а ж ; , 
— физиотерапия; 
— витаминотерапия и фитолечение. 
4. Работа с родителями. 
5. Обеспечение  п с и х о л о г и ч е с к о г о благополучия: 
— занятия «Здравствуйте,  д е т и » ; 
— коррекционно-развивающая работа для детей с наруше­

н и я м и речи; 

—  м у з ы к о т е р а п и я . 

П р о г р а м м а имеет  ч е т к у ю  с т р у к т у р у , каждое направление 

подробно  о п и с а н о , определены задачи, направленные на со­
хранение и укрепление здоровья детей. Это позволит преодо­

левать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к вос­
питательной и оздоровительной работе. В нашем Центре раз­
в и т и я  р е б е н к а  « А й б о л и т »  д е т с к о г о сада № 68  э т о  н а ш л о 
выражение в следующем: 

— составление адаптивных образовательных и воспитатель­

н ы х программ с  у ч е т о м индивидуальных особенностей и 
с о с т о я н и я здоровья детей; 

— организация предметно-пространственной среды, разви­

в а ю щ е й ребенка; 

— освоение  т е х н о л о г и й личностно-ориентированного взаи­

модействия с детьми; 

— создание учебно-воспитательного комплекса, оборудован­

н о г о для занятий с детьми раннего возраста; 

— введение в образовательно-воспитательную  п р о г р а м м у 

валеологических аспектов; 

— создание  у с л о в и й для самореализации ребенка и обеспе­

чение его  п с и х о л о г и ч е с к о й  б е з о п а с н о с т и . 

Оздоровительная и воспитательная направленность обра­

зовательного процесса в нашем дошкольном учреждении вклю­
чает  с л е д у ю щ и е  м е р о п р и я т и я : 

— лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, спе­

циальные оздоровительные  и г р ы ; 

— арома- и фитотерапию путем подбора специальных рас­

тений и цветового  р е ш е н и я интерьера; 

— работу с природными материалами (глиной, песком, крас­

к а м и ) ; 

— музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкаль­

ные паузы, игры на музыкальных инструментах, исполь­
зование  м у з ы к и по утрам в момент прихода малышей в 
детский сад, для пробуждения после дневного сна). 

При разработке  з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и х  т е х н о л о г и й мы ори­

ентировались на  к о н ц е п ц и ю «валеологически  о б о с н о в а н н о г о 
о б р а з о в а н и я » , согласно  к о т о р о й следует проводить воспита­
тельную и  о з д о р о в и т е л ь н у ю работу в  д е т с к о м саду, а  т а к ж е 
к о м п л е к с н у ю программу «Подари здоровье  д е т я м » . 

А в т о р благодарит педагогов З.Н.  В о л к о в у , Е.М. Болдыре­

ву, С.А.  К о н с т а н т и н о в у ,  Л . В .  П и л ю г и н у ,  Л . И .  И в а н у ш к и н у 
за  п о м о щ ь в создании данного  п о с о б и я . 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ 

И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ 

НАПРАВЛЕННОСТЬ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

Работа с детьми раннего возраста 

Второй год жизни 

Я пришел в детский сад 

•  К а к о е настроение преобладает:  б о д р о е , уравновешенное, 

раздражительное. 

•  К а к о й аппетит у малыша,  ч т о  л ю б и т есть, от  к а к о й  п и щ и 

о т к а з ы в а е т с я . 

•  К а к засыпает:  б ы с т р о , медленно,  с п о к о й н о ,  б е с п о к о й н о . 
• Владеет ли навыками опрятности: просится на  г о р ш о к , тя­

нет руки к воде при умывании, умеет пользоваться полотенцем, 
не сосет  п у с т ы ш к у , вытирает нос платком, пьет из чашки. 

• Интересуется ли  и г р у ш к а м и , предметами. 
• Проявляет ли интерес к  д е й с т в и я м  в з р о с л ы х . 
•  О х о т н о ли вступает в  к о н т а к т с детьми и  в з р о с л ы м и . 

Я расту. Вот уж два годочка 

•  У ч и т ь ребенка  и г р о в ы м  д е й с т в и я м или же  с а м о м у ре­

шать  и г р о в у ю  с и т у а ц и ю  ( к о р м и т ь куклу, если  р я д о м посуда; 
с т р о и т ь гараж, если под  р у к о й  к у б и к и ) . 

• По просьбе  в з р о с л о г о или из  п о д р а ж а н и я приучать к уча­

с т и ю в  с ю ж е т н о й игре, например,  б а ю к а т ь  к у к л у , укладывая 
ее спать. 

•Играть с  к у б и к а м и ,  с о о р у ж а я  з н а к о м ы е  п о с т р о й к и : до­

р о ж к у , забор, диван. 

•  У ч и т ь ориентироваться в трех-четырех цветах, распозна­

вать вес,  ф а к т у р у  п р е д м е т о в  ( т я ж е л ы й ,  л е г к и й ,  т в е р д ы й , 
м я г к и й ) . 

•  У ч и т ь  с о о т н о с и т ь предметы по величине, одновременно 

различая их по цвету. 

•  П о б у ж д а т ь  м а л ы ш а  с а м о м у раздеваться и одеваться, знать 

м е с т о  о д е ж д ы и  о б у в и . 

• Приучать  м ы т ь  р у к и ,  у м ы в а т ь с я , пользоваться  н о с о в ы м 

платком, вытирать  р у к и и  л и ц о . 

•  Ф о р м и р о в а т ь навыки поведения за  с т о л о м : есть аккурат­

н о , не обливаясь. 

• Развивать умение ориентироваться в пространстве: ме­

нять  х о д ь б у на бег, подпрыгивать, подниматься и  с п у с к а т ь с я 
п о лестнице. 

Мои первые слова 

•  У ч и т ь использовать в речи законченные предложения. 
•  П о б у ж д а т ь к  у п о т р е б л е н и ю предлогов, прилагательных, 

м е с т о и м е н и й . 

•  У ч и т ь отвечать на  в о п р о с ы . 
• Приучать договаривать четверостишия, подпевать потешки. 
•  Ф о р м и р о в а т ь у ребенка представление о человеке. 
• Учить показывать и называть детали лица (губы, зубы, 

я з ы к , лоб,  щ е к и ,  у ш и и др.) и тела (руки, ноги, спина,  ж и в о т ) . 

• П о б у ж д а т ь давать  о ц е н к у себе: «я —  х о р о ш и й » , «я — 

б о л ь ш о й » . 

• Приучать  г о в о р и т ь вежливые слова:  « д о  с в и д а н и я » , «спа­

с и б о » , « здравствуйте ». 

Я и мои чувства 

• Учить выражать чувства  м и м и к о й , взглядом,  ж е с т а м и , 

т о н о м , позами. 

• Приучать обозначать  с л о в о м  с в о и эмоциональные состоя­

ния  ( с м е ю с ь ,  б о ю с ь , замерз). 

• Учить проявлять  с д е р ж а н н о с т ь : не кричать в обществен­

н ы х местах,  с п о к о й н о переходить улицу со  в з р о с л ы м , не бе­
гать по тротуару, не драться, не ломать, не отнимать и  д р . 

• Побуждать играть  р я д о м со сверстниками  о д н и м и игруш­

ками. 

•  В о с п и т ы в а т ь доброжелательность,  о т з ы в ч и в о с т ь , умение 

сочувствовать. 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ 

Месяц 

Тема 

Занятия, игры 

Адаптационный период 

Сентябрь 

«На нашем дво­
р е » 

«Листопад», «Найди свой  д о м и к » ,  « Д о ж д и к » , 
«Большие и маленькие ноги»,  « О д е н е м Бура-

т и н о » 

Октябрь 

«Прогулка в 
парк» 

«Цветные дорожки к домикам кукол», «Поймай 
водичку», «Наша Таня», «Игры с зонтиком» 

Ноябрь 

« У нас  г о с т и » 

«Кукла Лена обедает», «Веселые гномы», «Кук­
ла Маша пьет чай», «Зайка серый умывается» 

Декабрь 

« Н о в ы й  г о д » 

«Снег, снежок», «У нас в гостях Снегурочка», 
«Поймай снежинку», «Елочка, зажгись» 

Январь 

«Зимние забавы» 

«Оденем куклу на прогулку», «Попади в кор­
зинку» 

Февраль 

«Птицы и звери 
з и м о й » 

«У кормушки», «К зайке в  г о с т и » ,  « Г д е спит 
медведь?» 

Март 

«Весна-красна» 

«Кап-кап-капель»,  « Т о н е т — не тонет», «Зай­
ка серый умывается» 

Апрель 

« Т р а н с п о р т » 

« М ы едем, едем,  е д е м . . . » ,  « С а м о л е т » , «Уга­
дай, что урчит?», «Нам на улице не страшно» 

Май 

« О в о щ и и фрук­
т ы » 

« К т о что  е с т ? » , «Огуречный  х о р о в о д » , «Тру­

долюбивые муравьи», «Есть у нас  о г о р о д » 

Третий год жизни 

Я познаю мир 

•  У ч и т ь ориентироваться в семи цветах спектра, рисовать 

и  о б ъ я с н я т ь ,  ч т о рисует  ( с о л н ы ш к о ,  д о ж д и к ,  д о р о ж к у и  д р . ) . 

•  У ч и т ь лепить  н е с л о ж н ы е  ф о р м ы , раскатывая  к о м о ч к и 

глины, пластилина в ладонях. 

•  У п р а ж н я т ь в составлении  к а р т и н к и из двух частей, в 

определении на  о щ у п ь  з н а к о м ы х  г е о м е т р и ч е с к и х фигур, под­
боре  м о з а и к и к  н е с л о ж н о м у  р и с у н к у , подражая  д е й с т в и я м 
в з р о с л ы х . 

•  У ч и т ь  п р о и з н о с и т ь  с л о ж н ы е  п р е д л о ж е н и я , рассказывать 

с к а з к у  п о  к а р т и н к е . 

•  У ч и т ь задавать  в о п р о с ы познавательного характера: 

« Г д е ? » ,  « К у д а ? » ,  « П о ч е м у ? » и  д р . 

•  П о б у ж д а т ь отвечать на  в о п р о с ы , называя  ж и в о т н ы х и их 

детенышей, предметы быта, одежду, посуду, растения и т.д. 

•  У п р а ж н я т ь в разучивании  с т и х о в ,  п е с е н о к ,  с к а з о к . 
• Развивать наблюдательность, внимание, любознатель­

н о с т ь . 

•  У ч и т ь отличать и называть людей по принадлежности к 

определенному полу, возрасту (мальчик, девочка, дядя, де­
д у ш к а , тетя,  б а б у ш к а ) . 

•  У ч и т ь называть части тела человека: голова,  ш е я , спина, 

ж и в о т ,  р у к и , ноги, пальцы. 

• Знать назначение  э т и х частей: глаза  с м о т р я т ,  у ш и слу­

ш а ю т , ноги  х о д я т и др. 

•  М а л ы ш  д о л ж е н  б ы с т р о отвечать на  в о п р о с ы :  « К а к тебя 

з о в у т ? » ,  « С к о л ь к о тебе  л е т ? » , знать  с в о ю  ф а м и л и ю , называть 
имена  с в о и х родителей. 

Я учусь играть 

• Учить осознавать  с в о ю роль в игре (мама, врач, зайчик 

и  т . п . ) . 

•  П о б у ж д а т ь играть вместе с другими детьми, проявлять 

инициативу,  с о п р о в о ж д а т ь  с в о и действия словами. 

•  У ч и т ь фантазировать, передавать словами,  ж е с т а м и , ин­

тонацией  с о д е р ж а н и е  с к а з к и ,  п е с е н к и . 

•  Ф о р м и р о в а т ь умение пользоваться ролевой  р е ч ь ю : гово­

рить за себя и за куклу. 

•  В о с п и т ы в а т ь правила культурного поведения: играть 

вместе,  д р у ж н о , не драться, не  с с о р и т ь с я , делиться друг с 
другом  и г р у ш к а м и . 

•  В о с п и т ы в а т ь умение сопереживать,  с о ч у в с т в о в а т ь  т о м у , 

кто плачет,  п о ж и л о м у человеку, учить  б е р е ж н о  о т н о с и т ь с я к 
ж и в о т н ы м , растениям, подражая действиям  в з р о с л ы х . 

• Заинтересовать  м а л ы ш а  м у з ы к о й , пением,  п о д в и ж н ы м и 

играми. 

• Развивать  с п о с о б н о с т ь двигаться под  м у з ы к у : кружить­

ся, хлопать, топать. 

•  У ч и т ь  н а с т о р о ж е н н о  о т н о с и т ь с я к  н е з н а к о м ы м живот­

ным и  р а с т е н и я м ,  о т д е л ь н ы м  л ю д я м ,  б ы т ь  в н и м а т е л ь н ы м 

на улице и дома, понимать значение  с л о в :  « м о ж н о » ,  « н е л ь з я » , 

« о п а с н о » . 

Я уже большой 

•  У ч и т ь  м а л ы ш а самостоятельно одеваться, раздеваться и 

складывать  с в о ю одежду. 

• Совершенствовать  с п о с о б н о с т ь  в ы п о л н я т ь два-три пору­

чения: отнеси, поставь, закрой и др. 

• Учить правилам поведения за  с т о л о м . 
•  У п р а ж н я т ь в выполнении  г и г и е н и ч е с к и х  н а в ы к о в :  м ы т ь 

руки с  м ы л о м ,  у м ы в а т ь с я , пользоваться полотенцем, приче­

сываться. 

• Воспитывать правила  х о р о ш е г о тона,  б ы т ь  в е ж л и в ы м . 
• Развивать умение прыгать, бегать, бросать и ловить  м я ч . 
• Развивать  к о о р д и н а ц и о н н ы е  с п о с о б н о с т и ,  ч у в с т в о равно­

весия. 

•  Ф о р м и р о в а т ь  п о л о ж и т е л ь н о е  о т н о ш е н и е к труду. 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ 

Месяц 

Тема 

Заняпие, игры 

Сентябрь 

«Здравствуй, 
о с е н ь ! » 

«Веселые капли»,  « М ы идем на прогулку», 
« П е с о ч е к в ладошках» 

Октябрь 

« О с е н ь в лесу» 

«Зайка делает зарядку»,  « Н о с о в о й платочек 
Мишки-топтыжки», «Лесной  д о к т о р » , «Уга­
дай, на чем играю?», «Волшебные  о ч к и » 

Ноябрь 

«Унылая пора» 

« Е с т ь ли у дождика ножки?», «Поймай водич­
ку», «Научим Василька не болеть»,  « М о я се­
мья» 

Декабрь 

«Зима во дво­
р е » 

«Снеговик», «Палка, палка — огуречик, полу­
чился человечек», «Кукла Ляля хочет спать, 
положи ее в кровать», «Нарядим елку!» 

Январь 

«У нас  г о с т и » 

«Аккуратные зайчата», «Кукла Оля обедает», 
«Здравствуй, Карлсон!», «Наши подарки», 
«Оденем  М а ш у после сна», «Сундучок со 
сказкой» 

Февраль 

«Зимние заба­
вы» 

«Ледовая лужица», «Игрушки заболели», «На 
дворе мороз и ветер», «Найди свой домик», 
«Крепкие ручки» 

Март 

«Звенит ка­
пель» 

«К бабушке в деревню», «Постираем кукле 
платье», «Куклы вышли погулять», «Комната 
для Кати» 

Апрель 

« В е с н а » 

« Д о б р о е  у т р о ! » , «Совочек-дружочек», «Язык, 
язычок», «Чаще мойся, воды не  б о й с я ! » , 
«Солнце и дождик» 

Май 

«Животные 
весной» 

« К т о что делает?», «Огонек-уголек», «Раз — 
шажок, два — прыжок», «Добрый доктор Ай­
болит», «Раздувайся, пузырь» 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..