Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 8

 

 

67

Заключение

 

к

 

части

 I 

Общество

 

на современном

 

этапе

 

меняет

 

отно

-

шение

 

к окружающей

 

среде

 

и ставит

 

перед

 

со

-

бой

 

новые

 

цели

направленные

 

на реализацию

 

принципа

 

устойчивого

 

развития

В связи

 

с этим

 

вопросам

 

создания

 

комфортного

эстетически

 

привлекательного

 

пространства

 

и реабилита

-

ции

 

природной

 

среды

 

уделяется

 

большое

 

вни

-

мание

Происходит

 

переход

 

от потребитель

-

ского

 

отношения

 

к природным

 

ресурсам

 

к их

 

разумному

 

использованию

Это

 

касается

 

раз

-

личных

 

сфер

 

жизнедеятельности

 

человека

и формирование

 

архитектурно

-

художествен

-

ной

 

среды

 

здесь

 

не исключение

Во многих

 

за

-

рубежных

 

странах

 

сложился

 

новый

 

подход

 

к организации

 

урбанизированного

 

простран

-

ства

предполагающий

 

создание

 

природно

-

ан

-

тропогенных

 

ландшафтов

предназначенных

 

в первую

 

очередь

 

для

 

человека

.

Наша

 

страна

 

в этом

 

вопросе

 

следует

 

об

-

щемировым

 

трендам

ведутся

 

теоретические

 

разработки

определяются

 

подходы

 

и прин

-

ципы

 

дальнейшего

 

развития

 

городского

 

ланд

-

шафта

Результатом

 

принятых

 

стратегий

 

гра

-

достроительных

 

преобразований

 

должно

 

стать

 

повышение

 

качества

 

городской

 

среды

 

и эффек

-

тивности

 

использования

 

градостроительного

 

потенциала

 

территорий

прилегающих

 

к реке

.

В

 

то же

 

время

как

 

показывает

 

проведен

-

ное

 

исследование

существует

 

разрыв

 

между

 

теорией

 

и практикой

Разработанные

 

страте

-

гии

 

развития

 

прибрежных

 

территорий

 

отве

-

чают

 

на вопрос

что

 

нужно

 

сделать

 

в дальней

-

шем

каким

 

должен

 

быть

 

результат

При

 

этом

 

они

 

не дают

 

ответа

 

на вопрос

как

 

именно

 

это

 

сделать

Отсутствие

 

цельной

 

и понятной

 

нор

-

мативной

 

базы

 

в области

 

комплексного

 

бла

-

гоустройства

 

приводит

 

ко многим

 

ошибкам

 

в проектировании

неэффективному

 

расходо

-

ванию

 

бюджетных

 

средств

 

и денег

 

частных

 

инвесторов

.

Разрабатываемый

 «

Альбом

 

типовых

 

ре

-

шений

 

по комплексному

 

благоустройству

 

на

-

бережных

 

Москвы

-

реки

» 

призван

 

восполнить

 

существующий

 

пробел

 

и стать

 

инструментом

не ограничивающим

 

проектную

 

мысль

а

,

 нао

-

борот

помогающим

 

решить

 

поставленные

 

за

-

дачи

 

в области

 

проектирования

 

комплексного

 

благоустройства

 

прибрежных

 

территорий

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общие

 

принципы

 

пространственной

 

организации

  

территорий

 

набережных

  

Москвы

-

реки

 

для

 

целей

 

благоустройства

Часть

 II

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Введение

 

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  70

Глава

 1. 

Функционально

-

планировочная

 

организация

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  71

Глава

 2. 

Формирование

 

поперечного

 

профиля

 

набережных

 

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  75

Глава

 3. 

Формирование

 

участков

 

проектирования

 

и определение

 

требований

 

к их

 

комплексному

 

благоустройству

 

 . . . . . . . .

  80

Глава

 4. 

Требования

 

к реализации

 

мероприятий

 

по

 

комплексному

 

благоустройству

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 

 . . . . . . . . . . . . . .

  102

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70

Общие

 

принципы

Введение

 

Общие

 

принципы

 

Альбома

 

типовых

 

решений

 

являются

 

теоретическим

 

обоснованием

 

поло

-

жений

принятых

 

в части

 III «

Типовые

 

решения

 

по комплексному

 

благоустройству

 

набережных

 

Москвы

-

реки

».

В

 

рамках

 

этой

 

части

 

устанавливается

 

единый

 

понятийный

 

аппарат

используемый

 

в Альбоме

 (

с учетом

 

действующих

 

норматив

-

ных

 

и правовых

 

актов

 

Российской

 

Федерации

 

и города

 

Москвы

и разрабатываются

типоло

-

гия

 

набережных

принципиально

 

возможные

 

схемы

 

функциональной

 

организации

 

плани

-

ровочных

 

элементов

 

набережных

состав

 

оп

-

тимального

 

и минимально

 

необходимого

 

на

-

бора

 

элементов

 

комплексного

 

благоустройства

 

для

 

каждого

 

типологического

 

планировоч

-

ного

 

элемента

 

с учетом

 

предлагаемых

 

схем

 

их

 

функциональной

 

организации

состав

 

совре

-

менных

 

требований

 

к размещению

 

и харак

-

теристикам

 

каждого

 

элемента

 

комплексного

 

благоустройства

.

В

 

основу

 

работы

 

положены

 

следующие

 

принципы

 

формирования

 

нового

 

качества

 

про

-

странственной

 

организации

 

и архитектурно

-

ху

-

дожественной

 

среды

 

прибрежных

 

территорий

:

– 

принцип

 

экологичности

;

– 

принцип

 

устойчивого

 

развития

;

– 

принцип

 

безопасности

;

– 

принцип

 

социализированности

 

среды

;

– 

принцип

 

пространственного

функциональ

-

ного

 

и художественного

 

разнообразия

;

– 

принцип

 

единства

 

и дифференциации

.

Принцип

 

экологичности

 

задает

 

требова

-

ния

 

к формированию

 

ландшафтно

-

градострои

-

тельной

 

организации

 

пространства

 

с позиции

 

минимизации

 

влияния

 

проводимых

 

мероприя

-

тий

 

по благоустройству

 

на природную

 

среду

.

Принцип

 

устойчивого

 

развития

 

предпо

-

лагает

 

создание

 

среды

 

такого

 

уровня

при

 

кото

-

ром

 

ее

 

функционирование

 

не приводит

 

к необ

-

ратимым

 

изменениям

 

в биосфере

не нарушает

 

ее

 

способность

 

к самовосстановлению

.

Принцип

 

безопасности

 

основывается

 

на необходимости

 

создания

 

такого

 

простран

-

ства

где

 

обеспечивается

 

безопасность

 

посети

-

телей

 

при

 

использовании

 

территории

 

и эксплу

-

атации

 

объектов

 

благоустройства

.

Принцип

 

социализированности

 

среды

 

опре

-

деляет

 

необходимость

 

формирования

 

простран

-

ства

 

в зависимости

 

от социально

-

экономиче

-

ских

 

требований

 

общества

 

сегодня

 

и с учетом

 

изменения

 

этих

 

требований

 

во времени

При

 

этом

 

должен

 

соблюдаться

 

разумный

 

баланс

 

между

 

требованиями

 

разных

 

групп

 

населения

например

между

 

маломобильными

 

гражда

-

нами

 

и людьми

не испытывающими

 

проблем

 

при

 

передвижении

между

 

пешеходами

 

и води

-

телями

местными

 

жителями

 

и туристами

и т

д

.

Принцип

 

пространственного

функцио

-

нального

 

и художественного

 

разнообразия

 

под

-

разумевает

 

применение

 

различных

 

приемов

 

по формированию

 

архитектурно

-

художествен

-

ной

 

среды

 

прибрежных

 

территорий

включая

 

учет

 

природно

-

ландшафтных

 

особенностей

 

территории

насыщение

 

участков

 

набережных

 

разнообразными

 

функциями

улучшение

 

эсте

-

тических

 

качеств

 

среды

.

Принцип

 

единства

 

и дифференциации

 

предполагает

 

создание

 

единого

 

простран

-

ственного

 

каркаса

сформированного

 

систе

-

мой

 

открытых

 

взаимосвязанных

 

террито

-

рий

 

с выделением

 

в них

 

участков

 

различного

 

функционального

 

назначения

разграниче

-

ние

 

остроконфликтных

 

зон

 (

пешеход

 —  

транс

-

порт

), 

а также

 

обеспечение

 

комфортного

 

ориентирования

 

в пределах

 

обществен

-

ных

 

пространств

 

и их

 

связи

 

с городской

 

инфраструктурой

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

71

Глава

 1. 

Функционально

-

планировочная

 

организация

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Прибрежные

 

территории

 

Москвы

-

реки

 

сфор

-

мированы

 

в виде

 

линейной

 

системы

 

элементов

непрерывной

 

на всем

 

протяжении

 

береговой

 

линии

 

в черте

 

города

Конфигурация

 

и границы

 

этих

 

территорий

 

в плане

 

определяются

 

геоме

-

трией

 

русла

 

реки

с одной

 

стороны

красными

 

линиями

 

застройки

улично

-

дорожной

 

сетью

 

(

УДС

), 

границами

 

целостного

 

визуального

 

вос

-

приятия

с другой

а также

 

с учетом

 

других

 

ха

-

рактеристик

 

рассматриваемой

 

территории

.

В

 

основу

 

типологии

 

набережных

 

положено

 

деление

 

прибрежных

 

территорий

 

Москвы

-

реки

 

по виду

 

использования

 

набережных

 

и типу

 

функ

-

ционально

-

планировочного

 

участка

 (

ФПУ

).

ТРАНСПОРТН

 

УЗЕЛ

А

Т

ТО

П О ЗВО

СТВ ННА

Т

ТО

П

О НА

Т

ТО

А

Т

ТО

П О ЗВО

СТВ ННА

Т

ТО

П

О НА

Т

ТО

ОБЩЕСТВЕННО

-

ДЕЛОВА

ТЕРРИТОРИ

ТИП НАБЕРЕЖНО

ФПУ

Тип

 

набережной

ГОРОДСКА

 

ТЕРРИТОРИ

ФУНКЦИОНАЛ НОЕ

НАЗНА ЕНИЕ

 

ТЕРРИТОРИИ

ФУНКЦИОНАЛ НО

-

ПЛАНИРОВО Н Е

 

У АСТКИ

,

ТИП НАБЕРЕЖНО

РЕКРЕАЦИ

ЛИНЕ Н

 

У АСТОК

ТПУ

ЛИНЕ Н

ЛИНЕ

Н

 

У

АСТОК

У АСТОК

Т

АН

СП.

КОМБ

Н

ОВАННА

П

.

.

П

ХО НА

Т АНСПО

ТНА

П

ХО

НА

Ил. 1. Схема расположения различных типов набережных  
и ФПУ на прибрежных территориях 

Тип набережной:

  пе е одная на ере ная
  ко иниро анная на ере ная
  транспортная на ере ная

Функционально-планировочные участки:

 

инейный  часток

  транспортно пересадочный  е
  о ест енно де о ая территория
  рекреация
  транспортный  е   ра я ка

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

72

Глава

 1. 

Функционально

-

планировочная

 

организация

 

набережных

 

Москвы

-

реки

1.1. 

Типология

 

набережных

Сегодня

 

в Москве

 

принята

 

новая

 

стратегия

 

раз

-

вития

 

прибрежных

 

территорий

направленная

 

на создание

 

гуманизированной

 

среды

отдан

-

ной

 

жителям

 

города

 

и предназначенной

 

в ос

-

новном

 

для

 

социально

-

общественной

 

деятель

-

ности

 

и рекреационных

 

целей

В связи

 

с этим

 

на передний

 

план

 

выходит

 

следующая

 

после

-

довательность

 

приоритетов

пешеходное

 

дви

-

жение

 —  

велосипед

 —  

общественный

 

транс

-

порт

 —  

личный

 

транспорт

.

Основываясь

 

на результатах

 

исследова

-

ний

проведенных

 

в рамках

 

подготовки

 

анали

-

тических

 

материалов

определена

 

типология

 

набережных

 

Москвы

-

реки

.

Набережные

 

Москвы

-

реки

 

делятся

 

на сле

-

дующие

 

типы

 

с позиции

 

пешеходно

-

транспорт

-

ных

 

связей

:

– 

пешеходные

 

набережные

;

– 

комбинированные

 

набережные

 (

пешеходно

-

транспортные

транспортно

-

пешеходные

);

– 

транспортные

 

набережные

.

Пешеходные

 

набережные

 —  

участки

 

при

-

брежных

 

территорий

предназначенные

 

для

 

велопешеходного

 

движения

реализации

 

об

-

щественной

 

и рекреационной

 

функций

 

при

-

брежных

 

территорий

На этих

 

набережных

 

за

-

прещено

 

движение

 

механизированных

 

видов

 

транспорта

кроме

 

специальной

 

техники

Они

 

располагаются

 

в основном

 

на природных

 

тер

-

риториях

Создание

 

пешеходных

 

набережных

 

осуществляется

 

при

 

соблюдении

 

хотя бы

 

од

-

ного

 

из следующих

 

условий

:

– 

границы

 

прибрежных

 

территорий

 

определяются

 

линией

 

застройки

глухими

 

или

 

полупрозрачными

 

ограждениями

 

земельных

 

участков

 

или

 

границами

 

объектов

 

озеленения

при

 

этом

 

на рассматривае

-

мых

 

территориях

 

отсутствует

 

проезжая

 

часть

;

– 

ширина

 

прибрежной

 

территории

 

составляет

 

не менее

 100

 м

 

от береговой

 

линии

 

до проез

-

жей

 

части

.

Комбинированные

 

набережные

 —  

участки

 

прибрежных

 

территорий

где

 

характерно

 

со

-

блюдение

 

разумного

 

баланса

 

между

 

велопе

-

шеходным

 

движением

 

и движением

 

механи

-

зированных

 

транспортных

 

средств

При

 

этом

 

зачастую

 

пешеходные

 

пути

 

обособлены

 

от про

-

езжей

 

части

 

средствами

 

озеленения

газонами

Ил. 2. Типология набережных по виду использования

Пешеходная набережная

Транспорт исключен. Равные возможности 
для пешеходов и велосипедистов, 
создание различных активностей

Комбинированная набережная

Равные возможности для пешеходов, 
велосипедистов и транспорта

Транспортная набережная

Приоритет транспорта. Транзит пешеходов 
и велосипедистов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

73

 

Функционально

-

планировочное

 

зонирование

 

набережных

посадками

 

деревьев

 

и кустарников

В таком

 

типе

 

прибрежных

 

территорий

 

часто

 

суще

-

ствуют

 

сформированные

 

средствами

 

благо

-

устройства

 

зоны

 

отдыха

созданы

 

безопасные

 

пути

 

передвижения

 

пешеходов

 

и т

д

Транспортные

 

набережные

 —  

участки

 

прибрежных

 

территорий

на которых

 

сфор

-

мированы

 

транспортные

 

связи

 

между

 

райо

-

нами

 

города

На таких

 

набережных

 

приори

-

тет

 

отдан

 

механизированным

 

транспортным

 

средствам

пешеходное

 

движение

 

не развито

 

и служит

 

в основном

 

для

 

транзитных целей

.

Расположение

 

вышеуказанных

 

типов

 

на

-

бережных

 

в

 

пространстве

 

города

 

не

 

всегда

 

увя

-

зано

 

с

 

функциональным

 

назначением

 

террито

-

рии

 

и

 

адресными

 

границами

 

набережных

1.2. 

Функционально

-

планировочное

 

зонирование

 

набережных

На

 

протяжении

 

береговой

 

линии

 

прибреж

-

ные

 

территории

 

Москвы

-

реки

 

сформированы

 

участками

 

набережных

характеризующи

-

мися

 

однотипными

 

признаками

 

и сгруппиро

-

ванными

 

в самостоятельные

 

типы

 —  

функци

-

онально

-

планировочные

 

участки

 (

зоны

). 

При

 

этом

 

на территориях

прилегающих

 

к Москве

-

реке

прослеживается

 

комбинирование

 

линей

-

ных

 

и нелинейных

 

участков

.

На

 

прибрежных

 

территориях

 

Москвы

-

реки

 

для

 

целей

 

данной

 

работы

 

выделяются

 

следующие

 

функционально

-

планировочные

 

участки

 (

зоны

):

– 

линейный

 

участок

 

—  

основная

 

часть

 

терри

-

тории

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Он

 

имеет

 

вы

-

раженную

 

линейную

 

структуру

является

 

свя

-

зующим

 

звеном

 

между

 

нелинейными

 

типами

 

функционально

-

планировочных

 

участков

 

и предназначен

 

для

 

перемещения

 

пешеходов

 

вдоль

 

берега

 

реки

;

– 

территория

 

транспортно

-

пересадочного

 

узла

 

—  

нелинейный

 

участок

 

территории

 

набе

-

режной

используемый

 (

предназначенный

для

 

организации

 

пересадки

 

пассажиров

 

между

 

раз

-

личными

 

видами

 

транспорта

включая

 

водный

а также

 

между

 

различными

 

линиями

 

одного

 

вида

 

транспорта

;

– 

рекреационная

 

территория

 

—  

нелинейный

 

участок

 

территории

 

набережной

используе

-

мый

 (

предназначенный

для

 

организации

 

от

-

дыха

восстановления

 

сил

проведения

 

свобод

-

ного

 

времени

 

как

 

в повседневном

 

режиме

так

 

и режиме

 

выходного

 

дня

;

– 

общественно

-

деловая

 

территория

 

—  

нели

-

нейный

 

участок

 

территории

 

набережной

ис

-

пользуемый

 

для

 

организации

 

пешеходного

 

пе

-

редвижения

 

к объектам

 

здравоохранения

образования

культуры

торговли

делового

 

и финансового

 

назначения

иным

 

объектам

 

массового

 

притяжения

;

Ил. 3. Пример пешеходной набережной

Ил. 4. Пример комбинированной набережной

Ил. 5. Пример транспортной набережной

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

74

Глава

 1. 

Функционально

-

планировочная

 

организация

 

набережных

 

Москвы

-

реки

– 

транспортный

 

узел

 

(

транспортная

 

раз

-

вязка

) —  

нелинейный

 

участок

 

территории

 

на

-

бережной

используемый

 

для

 

устройства

 

пе

-

ресечения

 

транспортных

 

потоков

 

в местах

 

сопряжения

 

двух

 

и более

 

дорог

Также

 

к транс

-

портному

 

узлу

 

можно

 

отнести

 

пешеходные

 

пе

-

реходы

 

через

 

Москву

-

реку

.

Необходимо

 

отметить

что

 

выделенный

 

набор

 

функционально

-

планировочных

 

участ

-

ков

 (

ФПУ

встречается

 

на всем

 

протяжении

 

бе

-

реговой

 

линии

 

и характерен

 

для

 

всех

 

типов

 

на

-

бережных

пешеходной

комбинированной

 

и транспортной

 (

ил

.

 

6). 

При

 

этом

 

принадлеж

-

ность

 

ФПУ

 

к тому

 

или

 

иному

 

типу

 

набережных

 

накладывает

 

определенные

 

требования

 

к ре

-

ализации

 

необходимых

 

мероприятий

 

по ком

-

плексному

 

благоустройству

.

Отнесение

 

фрагмента

 

прибрежной

 

тер

-

ритории

 

к тому

 

или

 

иному

 

типу

 

набережной

 

или

 

функционально

-

планировочному

 

участку

 

также

 

накладывает

 

дополнительные

 

требо

-

вания

 

на состав

 

элементов

 

комплексного

 

благоустройства

.

Рекреационная территория

Транспортный узел (транспортная развязка)

Общественно-деловая территория

413

123

КОМБИНИРОВАННАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ

ПЕШЕХОДНАЯ

т и п

 

н а б е р е ж н о й

КОМБИНИРОВАННАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ

ПЕШЕХОДНАЯ

т

и

п

 

н

а

б

е

р

е

ж

н

о

й

КОМБИНИРОВАННАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ

ПЕШЕХОДНАЯ

Р

т

и

п

 

н

а

б

е

р

е

ж

н

о

й

Линейный участок

Транспортно-пересадочный узел

КОМБИНИРОВАННАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ

ПЕШЕХОДНАЯ

т

и

п

 

н

а

б

е

р

е

ж

н

о

й

Д

М

Д

М

Р

М

КОМБИНИРОВАННАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ

ПЕШЕХОДНАЯ

Р

Р

т

и

п

 

н

а

б

е

р

е

ж

н

о

й

Ил. 6. Схемы функционально-планировочных участков для 
различных типов набережных

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..