ПРОГРАММА ПРАКТИКИ "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА ПО РЕНТГЕНОЛОГИИ" - 2017 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Медицинский факультет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней с курсом лучевой диагностики


УТВЕРЖДАЛО

Проректор по учебной работе


 


 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (КЛИНИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА ПО РЕНТГЕНОЛОГИИ" - 2017 год


 

Специальность -31.08.09 Рентгенология Квалификация выпускников - Врач-рентгенолог

Программа подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре Вид практики -производственная

Тип практики - производственная (клиническая)


 

Чебоксары - 2017

1. Цель и задачи практики.

Цель практики: закрепление теоретических знаний, развитие профессиональных умений и навыков, полученных в процессе обучения в ординатуре, а также формирование универсальных и профессиональных компетенций врача-специалиста по рентгенологии.

Задачи практики:

Задачи первого года обучения:

1. Развитие умений организовывать работу в отделении (кабинете) лучевой диагностики:

  • оформление учетно-отчетной документации (заявки на расходные материалы, статистические отчеты и др.);

  • распределение во времени выполнение основных разделов работы и составление индивидуального плана работы на год, квартал, месяц, день;

  • умение распределения во времени и месте обязанностей персонала и контролирование выполнения этих обязанностей;

  • проведение систематической учебы и повышения теоретических и практических знаний персонала.

    1. Развитие умений работать с медицинской документацией:

  • выявление специфических анамнестических особенностей;

  • получение необходимой информации о болезни;

  • оценка достаточности предварительной информации для принятия решений;

  • оценка состояния здоровья и постановка предварительного диагноза;

  • определение показаний и целесообразности к проведению лучевого исследования;

  • дифференцировка основных диагностических признаков заболеваний, выявляемых при рентгенографии, рентгеноскопии, компьютерной рентгеновской томографии, магнитно- резонансной томографии, радионуклидных исследованиях, эндоскопии;

  • оценка результатов лучевой визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компьютерная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томография, радионуклидные исследования, эндоскопия);

  • учет деонтологических проблем при принятии решения.

    1. Развитие навыков подготовки пациента лучевому исследованию:

  • при объективном обследовании выявление специфических признаков предполагаемого заболевания;

  • проведение соответствующей подготовки больного к исследованию;

  • произведение укладки больного.

    1. Развитие навыков работать с рентгенодиагностическими системами:

  • проверка исправности отдельных блоков и всей установки для рентгенологического исследования в целом;

  • соблюдение правила техники безопасности при работе с электронными приборами;

  • выбор адекватных методик лучевого исследования;

  • проведение коррекции режима сбора информации в зависимости от конкретных задач исследования или индивидуальных особенностей больного;

  • получение информации в виде, максимально удобном для интерпретации;

  • получение и документирование диагностической информации.

    1. Развитие навыков проведения рентгенологического исследования органов и систем:

  • владение необходимым минимумом рентгенологических методик, исходя из возможностей диагностического прибора;

  • владение навыками и умениями провести лучевое исследование в стандартных позициях для оценки исследуемого органа (области, структуры), исходя из возможностей диагностического прибора;

    1. Развитие навыков и умений оценки характера, качества и достаточности полученной в результате проведенного рентгенологического и иного лучевого исследования диагностической информации:

  • владение навыками и умениями провести стандартные измерения исследуемого органа (области, структуры), с учетом рекомендованных нормативов;

  • владение навыками и умениями оценки нормальной лучевой анатомии исследуемого органа (области, структуры), с учетом возрастных особенностей;

  • владение навыками и умениями на основании лучевой семиотики выявить признаки изменений лучевой картины исследуемого органа (области, структуры);

  • владение навыками и умениями определить характер и выраженность отдельных признаков;

  • владение навыками и умениями сопоставить выявленные при исследовании признаки с данными клинических лабораторно-инструментальных методов исследования;

  • владение навыками и умениями определить достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения по данным лучевого исследования;

  • владение навыками и умениями определить необходимость дополнительного лучевого исследования.

    7. Развитие навыков анализа показателей здоровья населения и оценки качества оказания медицинской помощи.

    8. Освоение технологии взаимодействия с персоналом клинических подразделений по вопросам лучевого обследования пациентов.

    1. Развитие умения формировать протокол описания по результатам проведенного лучевого исследования:

  • владение навыками и умениями отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;

  • квалифицированное оформление медицинского заключения.

    1. Развитие умений проведения исследований в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, правилами и нормами охраны труда.

    1. Развитие навыков проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации.

    2. Развитие умений оказания первичной медико-санитарной помощи как вида медицинской помощи в системе здравоохранения:

  • проведение первичных реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);

  • проведение фиксации позвоночника, конечностей при переломах, травмах;

  • проведение первичной остановки наружного кровотечения.


     

    Задачи второго года обучения:

    1. Развитие умений организовывать координацию работы отделения (кабинета) лучевой диагностики с административными и клиническими подразделениями.

    2. Развитие умений работать с лучевыми диагностическими системами.

    3. Совершенствование навыками проведения рентгенологического исследования органов и систем.

    4. Совершенствование владений навыками и умениями формировать протокол, заключение и рекомендации по результатам проведенного лучевого исследования:

  • владение навыками и умениями отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;

  • владение навыками и умениями сформировать заключение (либо в некоторых случаях дифференциально-диагностический ряд), определить, при необходимости, сроки и характер повторного лучевого исследования и целесообразность дополнительного проведения других диагностических исследований;

  • владение навыками и умениями дать рекомендации лечащему врачу о плане дальнейшего исследования больного;

  • владение навыками и умениями квалифицированно оформить медицинское заключение.

  1. Развитие навыков проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации.

  2. Развитие навыков проведения противоэпидемических мероприятий и организации медицинской помощи, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

  1. Развитие навыков анализа показателей здоровья населения и оценки качества оказания медицинской помощи.

  2. Обучение алгоритму постановки диагноза согласно МКБ-10.


     

    1. Вид практики, способ и форма (формы) её проведения.

      Вид практики – производственная.

      Тип практики – производственная (клиническая)

      Способ проведения практики: стационарная, выездная.

      Форма проведения: дискретно, по периодам проведения практик.


       

    2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.


       

      Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенций)

      Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики


       

      УК-1

      готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

      знать:

      уметь:

      владеть:


       

      УК-2

      готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

      знать:

      уметь:

      • методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и клинических задач;

      • формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности врача;

      • анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов;

      • способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию;

      • навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

      • закономерности формирования и развития коллектива, особенности группового поведения;

      • правила врачебной этики;

      • адаптироваться в профессиональном коллективе, подбирать коллег для эффективной работы в команде;

      • уметь вести беседу с коллегами, пациентами и младшим персоналом в условиях конфликтного взаимодействия;

      • адекватно воспринимать социальные, этнические,


       

       

      конфессиональные и культурные различия;

      владеть:


       

      ПК-2

      готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

      знать:

      уметь:

      владеть:


       

      ПК-3

      готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях

      знать:

      уметь:

      владеть:

      • социально значимыми коммуникативными нормами, конвенциями;

      • способностью толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

      • методику осуществления профилактических осмотров;

      • мероприятия диспансерного учета;

      • методы наблюдения за состоянием здоровья населения;

      • нормативно-правовые документы, регламентирующие проведения и осуществления профосмотров и диспансеризации;

      • самостоятельно осуществлять проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации;

      • наблюдать за состоянием здоровья населения;

      • комплексом мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

      • методами формирования здорового образа жизни;

      • способами ранней диагностики, способами выявления причин возникновения заболеваний, устранения вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

      • основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

      • способы и средства защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений в чрезвычайных ситуациях;

      • основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;

      • основы организации и проведения санитарно- противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

      • использовать медицинские средства защиты;

      • проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в очагах поражения;

      • использовать кислородные ингаляторы и приборы искусственной вентиляции легких в чрезвычайных ситуациях;

      • приемами оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения ЧС;

      • средствами проведения оксигенотерапии и ИВЛ в полевых условиях;

      • основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.


       


       

      ПК-4

      готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико- статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков

      знать:

      уметь:

      владеть:


       

      ПК-5

      готовность к определению у пациентов

      патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем

      знать:

      уметь:

      владеть:

      ПК-6 готовность к применению методов лучевой диагностики и интерпретации их результатов

      знать:

      уметь:

      • методологию проведения социально-гигиенического сбора информации;

      • методологию медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков;

      • принципы работы автоматических аналитических систем

      • самостоятельно проводить социально-гигиенический сбор информации;

      • провести анализ полученных медико-статистических данных о показателях здоровья взрослого населения и подростков;

      • дать оценку полученных данных;

      • навыками анализа полученных статистических показателей с последующим принятием управленческих решений

      • морфологию, физиологию, биохимию органов и систем организма человека;

      • основы патоморфологии, патогенеза, основанные на принципах доказательной медицины, стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, опорно-двигательной, нервной, иммунной, эндокринной систем;

      • строение и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

      • основы патогенеза, диагностики и мониторинга неотложных состояний;

      • международную классификацию болезней (МКБ-10);

      • проводить определение у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с МКБ-10 и проблем, связанных со здоровьем;

      • самостоятельно поставить клинический диагноз;

      • заполнить соответствующую документацию;

      • определением и дифференцировкой у пациентов патологического состояния, симптомов, синдромов заболеваний в соответствии с МКБ-10.

      • основные клинические признаки заболеваний внутренних органов и травматических повреждений скелета;

      • схему лучевого обследования больного;

      • анализировать имеющуюся информацию о заболевании;


       

       

      владеть:

      ПК-8 готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

      знать:

      уметь:

      владеть:


       

      ПК-9 готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико- статистических

      показателей

      знать:

      уметь:

      владеть:


       

      ПК-10

      готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации

      знать:

      уметь:

      • выстраивать оптимальный алгоритм лучевого обследования больного;

      • навыками сбора анамнеза заболевания;

      • осмотра больного;

      • интерпретации результатов клинико-лабораторных, инструментальных и лучевых методов диагностики.

      • основные принципы организации медицинских организаций и их структурных подразделений;

      • анализировать ключевые проблемы организации, самостоятельно планировать практические задачи управления в медицинских учреждениях;

      • навыками выбора современных методов управления и организации в сфере здравоохранения.

      • организацию лучевых исследований в соответствии с характером лечебного учреждения;

      • организация контроля качества, порядок проведения, основные статистические показатели;

      • возможные источники погрешностей в лучевых исследованиях;

      • контроль качества, основные статистические показатели;

      • оценивать качество оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей;

      • выступить на кафедральных, межкафедральных, больничных конференциях с докладами об оценке качества оказания медицинской помощи;

      • навыками оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико- статистических показателей.

      • принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуации населения;

      • организацию медицинской помощи при эвакуации населения;

      • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия при эвакуации населения;

      • принимать управленческие решения по организации этапности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

      • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;

      image

      владеть:

      - методами организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.


       

    3. Место практики в структуре образовательной программы.


       

      Производственная (клиническая) практика по рентгенологии является практикой базовой части Блока 2 «Практики» учебного плана по направлению подготовки 31.08.09 Рентгенология.

      Для прохождения практики необходим исходный уровень

      знаний:

      • методов лучевой диагностики, их достоинств и недостатков, показаний и противопоказаний;

      • принципов получения лучевых изображений (рентгенологических, ультразвуковых, сцинтиграфии, компьютерных и магнитно-резонансных томограмм):

      • диагностических возможностей различных методов лучевой диагностики;

      • лучевой анатомии органов и систем в норме;

      • основных лучевых признаков травм и заболеваний внутренних органов и систем;

      • показаний и противопоказаний к лучевому исследованию;

      • методов исследования органов и систем (основных, дополнительных, специальных), технологию их проведения;

      • основных рентгенологических и радионуклидных симптомов и синдромов, характеризующих патологические изменения органов и систем;

      • клинических проявлений основных синдромов, требующих диспансерного наблюдения и лечения;

      • особенностей оказания медицинской помощи населению при неотложных состояниях;

      • алгоритмов обследования пациента при заболеваниях и травмах;

        умений:

      • подготовить больного к проведению лучевого исследования;

      • провести дифференциальную ЛД различных заболеваний;

      • интерпретировать лучевое изображение различных органов и систем в норме, при диффузных и очаговых заболеваниях;

      • определить целесообразность, вид и последовательность применения методов лучевой диагностики;

      • установить противопоказания к применению методов лучевой диагностики;

      • опознать изображение органов человека и указать их основные анатомические структуры на результатах лучевых обследованиях (томограммах, рентгенограммах и т.д);

      • анализировать результаты лучевой диагностики с помощью протокола лучевого обследования или консультации специалиста лучевой диагностики;

      • определить лучевые признаки «неотложных состояний» (кишечная непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмо-, гидроторакс, травматические повреждения костей и суставов, желчнокаменная болезнь, мочекаменная болезнь);

      • решать деонтологические вопросы, связанные с проведением лучевой диагностики и терапии.

        навыков:

      • подготовки больного к проведению рентгенологических, магнитно-резонансных, радиологических и ультразвуковых исследований;

      • проведения лучевых исследований внутренних органов, выведения основных позиций;

      • интерпретации результатов исследования в зависимости от возраста, пола, с учетом их физиологических особенностей.

        Результаты прохождения практики соотносятся с результатами освоения образовательной программы и опираются на компетенции, сформированные у

        обучающихся в результате изучения дисциплин и практик программы ординатуры: общественное здоровье и здравоохранение (ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9), медицина чрезвычайных ситуаций (УК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-10), патология (УК-1), рентгенология (УК-2, ПК-2, ПК-5, ПК-6), фтизиатрия (УК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9,

        ПК-10), основы магнитно-резонансной томографии и радионуклидной диагностики (УК-1, ПК-5, ПК-6), ультразвуковая диагностика (УК-2, ПК-2, ПК-5, ПК-6), медицинская этика (УК-2), диагностика злокачественных новообразований (УК-1, ПК-6), производственная (клиническая) практика по ультразвуковой диагностике (УК-1, УК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-10).

        Освоение компетенций, формируемых в результате прохождения производственной (клинической) практики по рентгенологии, необходимо для успешной подготовки к сдаче и сдачи государственного экзамена (УК-1, УК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10).


         

    4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях и в академических часах

      Для освоения программы практики в учебном плане предусмотрено 66 з.е./ 2376 ак.ч. Продолжительность практики - 44 недели.

      Формой аттестации практики является зачет с оценкой (дифференцированный зачет) в 1, 2, 4 семестрах. По итогам зачета обучающемуся могут быть выставлены оценки

      «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».


       

      База практики (отделение, кабинет)

      Продолжительность

      недель

      зачетных единиц

      академических часов

       

      I семестр

      14

      21

      756

      1

      Раздел 1. Общие вопросы и методы лучевой диагностики.

      5

      7,5

      270

      2

      Раздел 2. Лучевая диагностика в пульмонологии.

      5

      7,5

      270

      3

      Раздел 3. Лучевое исследование органов средостения.

      4

      6

      216

       

      II семестр

      10 и

      2/3

      16

      576

      4

      Раздел 4. Лучевая диагностика патологии органов брюшной полости и забрюшинного пространства.

      и 2/3

      10

      360

      5

      Раздел 5. Лучевое исследование костно-суставной системы.

      4

      6

      216

       

      III семестр

      10

      15

      540

      6

      Раздел 6. Лучевая диагностика поверхностно расположенных органов.

      10

      15

      540

       

      IV семестр

      9 и 1/3

      14

      504

      7

      Раздел 7. Лучевая диагностика в неврологии.

      9 и 1/3

      14

      504

       

      Итого

      44

      66

      2376

    5. Структура и содержание практики.


       

      Раздел практики

      Содержание практики

       

      Семестр 1.

       
       

      Общие вопросы и методы лучевой диагностики.

      Ознакомление с директивными документами, определяющими деятельность организации – базы практики. Инструктаж по технике безопасности, действию персонала в случае чрезвычайных ситуаций. Основы

      гражданской обороны. Принципы противолучевой защиты медицинского персонала и пациентов. Ознакомление с правилами оформления документации, ведение основной учетно-отчетной документации лаборатории. Работа с медицинским персоналом.

      Методы лучевой диагностики: рентгенодиагностика, компьютерная томография, магнитно-резонанасная томография, ультразвуковое исследование, радионуклидная диагностика, методы интервенционной радиологии.

       

      Лучевая диагностика в пульмонологии.

      Методы лучевой диагностики патологии бронхо-легочной системы. Бронхография. Ангиопульмография.

      Возможности и методики МРТ, КТ, УЗИ, радионуклидных исследований в диагностике патологии дыхательной системы.

      Рентгенологические симптомы и синдромы патологии легочной ткани:

      синдром затемнения легочного поля, синдром просветления легочного поля, синдром круглой тени в легочном поле,

      синдром кольцевидной тени в легочном поле, синдром очагов в легочном поле,

      синдром патологического изменения корня легкого, синдром патологических изменений легочного рисунка.

       

      Лучевое исследование органов средостения.

      Рентгенологические синдромы заболеваний сердца и сосудов: митральная, аортальная и трапециевидные формы тени средостения, синдромы ограниченного сужения и ограниченного расширения сосуда.

      Лучевая дифференциальная диагностика заболеваний сердечнососудистой системы (ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, тромбозов и др.). Лучевая диагностика при неотложных состояниях в грудной полости (ранения грудной клетки, пневмоторакс, ателектаз, выпот в плевральной полости и др.).

       

      Семестр 2.

       


       

       

      Лучевая диагностика патологии органов брюшной полости и забрюшинного пространства.

      Лучевая диагностика травм и заболеваний мочевыделительной системы. Алгоритм лучевой диагностики при почечной колике, нефрогенной артериальной гипертензии; разрыве капсулы почки, мочеточника, мочевого пузыря, уретры. Острая задержка мочи.

      Лучевая диагностика патологии желудочно-кишечного тракта (пищевода, желудка, кишечника).

      Лучевая диагностика патологии гепато-билиарной системы (печени, желчевыводящих путей, желчного пузыря, поджелудочной железы).

      Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения, требующих хирургического вмешательства (острая кишечная непроходимость, инородные тела, перфорация полого органа).

       

      Лучевое исследование костно-суставной системы.

      Классификация патологии костно-суставной системы (по Н.С. Косинской и Д.Г. Рохлину). Основные группы отклонений от нормы, выявляемые при рентгенологических исследованиях. Рентгенологические симптомы, связанные с изменениями костной структуры, формы, размеров кости и околокостных тканей.

      Лучевая диагностика травматических повреждений и заболеваний скелета (вывих, перелом, остеомиелит, опухоли костей и др.).

      Лучевая диагностика патологии суставов(артрозы, артриты, выпот в суставной сумке, разрыв связок и др.).

       

      Семестр 3.

       
       

      Лучевая диагностика поверхностно расположенных органов.

      Лучевая диагностика заболеваний молочных желез (мастопатии, доброкачественные и злокачественные опухоли молочных желез и др.).

      Маммография, обзорные и прицельные рентгеновские снимки, УЗ-исследования. Основные признаки заболеваний молочных желез.

      Возможности и методики МРТ, КТ, УЗИ, радионуклидных исследований в диагностике заболеваний щитовидной железы (диффузные и очаговые поражения).

       

      Семестр 4.

       
       

      Лучевая диагностика в неврологии.

      Методы лучевой диагностики при заболеваниях и повреждениях черепа, головного и спинного мозга, позвоночника.

      Признаки нарушения мозгового кровотока (ишемический и геморрагический инсульты), гипертензионного синдрома, опухолей головного и спинного мозга.

      Вертеброгенный болевой синдром. Воспалительные, травматические, дегенеративно-дистрофические заболевания. Грыжи межпозвонковых дисков.


       

      1. Форма отчётности по практике


         

        Формой аттестации практики является зачет с оценкой (дифференцированный зачет). По итогам зачета обучающемуся могут быть выставлены оценки «отлично»,

        «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Для проверки качества

        прохождения практики, а также полученных знаний, умений и навыков, обучающиеся должны представить руководителю практики от кафедры следующие материалы и документы:

        • путевку практиканта;

        • дневник ординатора, оформленный в соответствии с требованиями и содержащий: сведения о проделанной работе, отзыв от профильной организации, в которой проходила практика;

        • отчет ординатора по практике о проделанной работе во время прохождения практики с указанием полученных новых знаний, умений и навыков.

Отчет ординатора по практике оценивается руководителем практики от кафедры, ответственной за организацию и проведение практики. Отчет защищается перед руководителем практики от кафедры.

Дневник практики ведется ординатором и является обязательным отчетным документом для ординатора. В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными и заверяются подписью руководителя практики (практическим работником).

Дневник скрепляется подписями руководителя практики от организации и ординатора.


 

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике


     

    1. Фонд оценочных средств

Формы и виды контроля знаний ординаторов, предусмотренные по практике:

  • текущий контроль;

  • промежуточная аттестация (зачет с оценкой).


 

Текущий контроль прохождения практики включает в себя фиксацию посещений, контроль заполнения дневника, выполнения программы практики, освоения практических навыков.


 

Контроль заполнения дневника ординатора.

В течение всего периода практики ординаторы ведут дневники, каждую страницу, содержащую информацию о выполненной работе, заверяют личной подписью и несут ответственность за предоставленные данные. Дневник заполняется соответственно представленному образцу.


 


 

Организация

Для записи о выполненных работах общего характера


 

Наименование организации - базы практики

Структурное подразделение Период практики


 

Дата

Вид работы

   
   
   
   

Для диагностических подразделений


 

Организация


 

Наименование организации - базы практики

Структурное подразделение Период практики


 

Дата

Метод исследования

Количество

Выявленная патология (примеры)

       
       
       
       


 

В дневнике приводятся методы исследования, количество, выявленная патология.

По завершению периода практики подводятся итоги по проделанной работе и фиксируются полученные практические навыки, уровень освоения которых оценивается руководителем практики от профильной организации по трехбалльной шкале (1 балл –

«иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению»; 2 балла – «знать, оценить, принять участие»; 3 балла – «выполнить самостоятельно»). Данная запись подтверждается личной подписью руководителя практики от профильной организации, и ставится штамп отделения.

В конце 1, 2, 4 семестров ординаторы составляют отчет о проделанной работе в соответствии с образцом, где указывается перечень освоенных навыков и уровни их усвоения. При защите отчета ординаторы получают зачет с оценкой, который учитывается как результат промежуточной аттестации.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»


 

ОТЧЕТ ОРДИНАТОРА

o прохождении производственной (клинической) практики по

за

семестр 20 / 20

учебного года


 

Фамилия, имя, отчество Кафедра

Специальность


 

  1. Место и сроки прохождения производственной (клинической) практики


     

    База практики

    Структурное подразделение

    Сроки выполнения

         
         


     

  2. Перечень выполненных видов работ за период производственной (клинической) практики


     

    Наименование

    Код формируемой


     

       

    компетенции

         
         
         


     

    Подпись ординатора


     

  3. Перечень практических навыков, освоенных за период практики


 


 


 

Наименование

Код формируемой компетенции

Уровень освоения

       
       
       
       
       


 

Уровни освоения практических навыков:

  1. иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению;

  2. знать, оценить, принять участие;

  3. выполнить самостоятельно.


 

Руководитель практики от кафедры (Ф.И.О.)


 

image

(подпись)

Практические умения и навыки, рекомендуемые к освоению, указываемые в индивидуальных заданиях на период производственной (клинической) практики: Семестр 1.

Название

Контролируемые компетенции

1.

Ознакомление с техникой безопасности, принципами противолучевой защиты медицинского персонала и пациентов.

ПК-3, ПК-10

2.

Ведение учетно-отчетной документации отделения (оформление журнала учета результатов исследований, заполнение бланков направлений к исследованию и др.).

УК-1, ПК-4, , ПК-8, ПК-9

3.

Оформление статистической и иной информации по своей деятельности.

УК-1, ПК-4, ПК-9

4.

Выполнение рентгенологических исследований для выявления угрожающих жизни или развитию тяжелых осложнений при неотложных состояниях.

УК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-10

5.

Выполнение рентгеноскопии органов грудной клетки (прицельная и обзорнаяи описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК- 6

6.

Выполнение флюорографии и описание флюорографии.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК- 6

7.

Описание рентгенограмм с патологией органов грудной клетки.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК- 6

8.

Выполнение линейной томографии органов грудной клетки и описание томограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК- 6


 

9.

Выполнение рентгеновской компьютерной томографии органов грудной клетки и описание томограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК- 6

10.

Профессиональное взаимодействие с персоналом клинических подразделений по вопросам рентгенологического обследования пациентов.

УК-1, УК-2

11.

Синдромальная диагностика при состояниях, угрожающих жизни или развитии тяжелых осложнений.

УК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-10

12.

Контроль качества рентгенологических исследований.

УК-1, ПК-4, ПК-9

13.

Латерография при исследовании органов грудной полости.

УК-1, ПК-6

14.

Организация рабочего места для работы с рентгеновским аппаратом.

УК-1, ПК-6

15.

Работа на рентгеновском аппарате.

УК-1, ПК-6


 

Семестр 2.

Название

Контролируемые компетенции

1.

Исследование верхних отделов пищеварительного тракта (рентгеноскопия и -графия) по классической методике и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

2.

Исследование верхних отделов пищеварительного тракта (рентгеноскопия и -графия) при одномоментном двойном контрастировании и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

3.

Определение желудочных «полей» (микрорельефа слизистой оболочки желудка).

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

4.

Исследование тонкой кишки по классической методике и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

5.

Исследование толстой кишки (рентгеноскопия и -графия) по классической методике и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

6.

Исследование толстой кишки (рентгеноскопия и -графия) при одномоментном двойном контрастировании и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

7.

Исследование толстой кишки по методике Шерижье.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

8.

Исследование верхних отделов мочевыводящих путей (обзорная урография) и описание урограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

9.

Экскреторная урография с послойным (томо- и зонографическим исследованием и описание урограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

10.

Ретроградная пиелоуретрография и описание урограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

11.

Восходящая цистография и описание цистограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

12.

Компьютерно-томографическое исследование брюшной полости (полипозиционное) и описание томограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

13.

Спиральное компьютерно-томографическое исследование органов брюшной полости (полипозиционное).

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

14.

Компьютерно и/или спирально-компьютерно- томографическое исследование органов брюшной полости с внутривенным введением неионогенного водорастворимого контрастного вещества.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

15.

Исследование костно-суставной системы при травме.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

16.

Исследование позвоночника при подозрении на остеохондроз (обзорные рентгенограммы и функциональные пробы) и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

17.

Исследование костно-суставной системы при артрозах и

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6


 

 

описание рентгенограмм.

 

18.

Исследование черепа (обзорные рентгенограммы) и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

19.

Исследование черепа в аксиальной проекции и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

20.

Исследование турецкого «седла» (прицельные рентгенограммы) и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

21.

Исследование придаточных пазух носа (вместе с послойным томо- и зонографическим) и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

22.

Исследование височных костей по методу Шюллера-Майера, Стенверса и описание рентгенограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

23.

Компьютерно-томографическое исследование черепа и описание томограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

24.

Спиральное компьютерно-томографическое исследование черепа в нативную фазу и при внутривенном введении неионогенного контрастного вещества.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6


 

Семестр 3.

Название

Контролируемые компетенции

1.

Рентгенологическое исследование молочных желез (обзорные и прицельные маммограммы) и описание маммограмм.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

2.

Рентгенографическое исследование аксиллярных областей.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

3.

Компьютерно-томографическое исследование молочных желез.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

4.

Прицельная пункция под рентгенологическим контролем с маркировкой патологического образования.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

5.

Проведение дуктографии.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

6.

Проведение пневмокистографии.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

7.

Мягкотканная рентгенография в стандартных и атипичных проекциях, прицельная маммография.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6


 

Семестр 4.

Название

Контролируемые компетенции

1.

Исследование черепа (обзорные рентгенограммы) в типичных проекциях.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

2.

Исследование черепа (обзорные рентгенограммы) в атипичных проекциях.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

3.

Исследование турецкого «седла».

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

4.

Компьютерно-томографическое исследование черепа.

УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6

5.

Компьютерно-томографическое исследование головного мозга при подозрении на острое нарушение мозгового кровообращения.

УК-1, ПК-5, ПК-6

    1. Задания на практику.


       

      1. Виды работ, рекомендуемые к выполнению, указываемые в индивидуальных заданиях на период производственной (клинической) практики.


 

Семестр 1.

  • оформить журнал учета результатов исследований, заполнить протоколы рентгенологического исследования и др. (УК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-9);

    - оформить статистическую информацию по своей деятельности в отделении (УК-1, ПК- 4, ПК-9);

  • провести организацию рабочего места для работы в отделении (УК-1, ПК-6);

  • провести контроль качества рентгенологических исследований (УК-1, ПК-4, ПК-9);

  • выполнить рентгенологические исследования для выявления угрожающих жизни состояний и при неотложных состояниях, (УК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-10);

  • выполнить основные рентгенологические методы исследования органов грудной клетки (УК-1, ПК-6);

  • профессионально взаимодействовать с персоналом клинических подразделений по вопросам рентгенологического обследования пациентов (УК-1, УК-2);

  • работать на рентгеновском аппарате (УК-1, ПК-6);

  • провести рентгеноскопию органов грудной клетки (прицельную и обзорнуюи описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6);

  • провести рентгенографию органов грудной клетки (прицельную и обзорнуюи описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6);

  • провести флюорографию и описать флюорограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6);

  • провести линейную томографию органов грудной клетки (прицельную и обзорнуюи описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5,ПК-6).


     

    Семестр 2.

  • провести исследование верхних отделов пищеварительного тракта (рентгеноскопия и

    -графия) и описать ренгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование тонкого кишечника (рентгеноскопия и -графия) и описать ренгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование толстого кишечника (ирригоскопия и -графия) и описать ренгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести рентгенографию верхних отделов мочевыводящих путей (обзорная урография) и описать урограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести экскреторную урографию и описать урограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести ретроградную урографию и описать урограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести цистографию и описать цистограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование позвоночника при подозрении на остеохондроз (обзорные рентгенограммы и функциональные пробы) и описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование костно-суставной системы при артрозах и описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование черепа (обзорные рентгенограммы) и описать рентгенограмму

    (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование турецкого «седла» (прицельные рентгенограммы) и описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование придаточных пазух носа (вместе с послойным томо- и зонографическим) и описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести компьютерно-томографическое исследование черепа и описать томограмму

    (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6).

    Семестр 3.

  • провести рентгенологическое исследование молочных желез (обзорные и прицельные маммограммы) и описать маммограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • описать рентгенограмму аксиллярных областей (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести компьютерно-томографическое исследование молочных желез (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести прицельную пункцию под рентгенологическим контролем с маркировкой патологического образования (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести дуктографию и описать рентгенограмму (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести пневмокистографию (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести мягкотканную рентгенографию в стандартных и атипичных проекциях, прицельную маммографию, описать маммограммы (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6).


     

    Семестр 4.

  • провести исследование черепа (обзорные рентгенограммы) в типичных проекциях и описать краниограммы (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование черепа (обзорные рентгенограммы) в атипичных проекциях и описать краниограммы (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести исследование турецкого «седла» и описать краниограммы (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6);

  • провести компьютерно-томографическое исследование черепа (УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК- 6);

  • провести компьютерно-томографическое исследование головного мозга при подозрении на острое нарушение мозгового кровообращения (УК-1, ПК-5, ПК-6).


 

8.2.2. Требования к оформлению отчета

(Контролируемые компетенции: семестр 1 – УК-1, УК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК- 6, ПК-8, ПК-9, ПК-10; семестр 2 - УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6; семестр 3 - УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6; семестр 4 - УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6).

Форма отчета утверждена Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», решением Ученого совета ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» от 31 января 2017 года (протокол № 1).


 

Требования к оформлению отчета

Отчет оформляется по утвержденной форме на белой бумаге формата А4. Допускается заполнение отчета от руки. Требования для печатной формы:

  • оформляется шрифтом Times New Roman;

  • высота букв (кегль) – 12, начертание букв – нормальное;

  • межстрочный интервал – одинарный;

  • форматирование – по ширине.

Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.

Отчет скрепляется подписью ординатора и руководителя практики от кафедры.

8.3. Примерные вопросы для защиты отчета по практике


 

  1. семестр

    (контролируемые компетенции – УК-1, УК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10)


     

    1. Лучевая диагностика. Методы лучевой диагностики. Общие и принципиальные отличия методов лучевой диагностики.

    2. Рентгеновское излучение, определение, виды. Основные свойства рентгеновского излучения.

    3. Система рентгенологического исследования. Принцип работы рентгеновской трубки. Генерация рентгеновских лучей.

    1. Рентгенодиагностические кабинеты: аппаратура, оформление кабинетов, негатоскопы. Принципы противолучевой защиты мед. персонала и пациентов.

    2. Основные методы рентгенологического исследования (рентгеноскопия, рентгенография). Методика проведения. Преимущества и недостатки.

    3. Ядерная медицина – как метод лучевой диагностики. Основные достоинства и недостатки радионуклидной диагностики. Схема устройства гамма-камеры.

    4. Неионизирующие методы лучевой диагностики (УЗИ, МРТ). Генерация ультразвуковых волн. Явление магнитно-ядерного резонанса.

    5. Понятие о дозе облучения, единицы его измерения. Лучевая нагрузка при пленочной рентгенографии, рентгеноскопии, компьютерной томографии. Нормирование лучевой нагрузки.

    6. Ультразвуковое исследование. Принцип работы ультразвуковой системы. Современные ультразвуковые технологии.

    7. Компьютерная томография. Принцип работы компьютерного томографа. Спиральная компьютерная томография (СКТ), мультиспиральная СКТ. Области применения.

    8. Рентгенография. Пленочная и цифровая рентгенография. Варианты рентгенографии (обзорная, прицельная, контрастная). Показания и противопоказания.

    9. Понятие о линейной рентгеновской томографии. Компьютерная томография. Магнитно-резонансная томография. Преимущества и недостатки. Показания и противопоказания.

    10. Флюорография. Пленочная и цифровая флюорография. Принцип работы флюорографического аппарата. Область применения в исследовании органов и систем. Преимущества и недостатки.

    11. Мультиспиральная рентгеновская компьютерная томография, ее возможности. Лучевая нагрузка при МСКТ. Применение МСКТ в пульмонологии.

    12. Радионуклидный метод исследования. Понятие об исследовании «in vivo» и «in vitro». Применение радиофармпрепаратов. Показания и противопоказания.

    1. Понятие об искусственном контрастировании в лучевой диагностике. Виды контрастных веществ, пути их введения. Общие показания и противопоказания.

    2. Радионуклидный метод исследования: однофотонная эмиссионная томография (ОФЭТ). Принцип работы гамма-камера.

    1. Радионуклидный метод исследования: позитронная эмиссионная томография (ПЭТ). Методика проведения. Показания и противопоказания. Преимущества и недостатки.

    2. Магнитно-резонансный метод (МРТ) исследования. Принцип работы МР - томографа. Методика проведения. Показания и противопоказания. Использование контрастных препаратов при МРТ.

    3. Бронхография. Методика проведения. Показания и противопоказания. Преимущества и недостатки.

    4. Интервенционная радиология. Понятие. Виды. Пункционная биопсия под рентгенологическим, ультразвуковым, КТ-контролем.

    21. Синдром «тотального затемнения легочного поля». Анатомический субстрат затемнения легочного поля. Рентгенодиагностика заболеваний (состояний), при которых встречается синдром «тотального затемнения легочного поля».

    1. Синдром «круглой тени в легочном поле». Определение, причины, рентгенологическая картина.

    2. Синдром «кольцевидной тени» в легочном поле. Внутри и внелегочные причины возникновения синдрома «кольцевидной тени». Рентгенологическая картина при истинных и ложных кистах.

    3. Синдром «очагов» в легочном поле. Дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся формированием очагов в легочном поле (рентгенологические признаки очагов в легочном поле).

    4. Лучевая диагностика при патологии корня легкого. Причины изменений корня легкого («застойного корня», инфильтрации корня, увеличение лимфатических узлов в корне, рубцовой деформации корня легкого и др.).

    5. Лучевая диагностика синдрома «диссеминации очагов» в легочном поле. Определение. Причины, обуславливающие синдром «диссеминации очагов» в легочном поле.

    6. Лучевые методы исследования в диагностике нарушений бронхиальной проходимости. Рентгенологические признаки ателектаза.

    7. Симптом диффузного просветления легочной ткани. Понятие. Причины. Рентгенологические признаки эмфиземы легких.

    8. Симптом изменения легочного рисунка (обеднение, усиление, деформация) на рентгенограмме. Признаки. Причины.

    9. Основные рентгенологические признаки митральных пороков сердца (стеноз, недостаточность и их комбинация).

    10. Основные рентгенологические признаки аортальных пороков сердца (стеноз, недостаточность и их комбинация).

    11. Алгоритм лучевой диагностики при ишемической болезни сердца.


     

  2. семестр

(контролируемые компетенции – УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6)


 

  1. Перечислите основные преимущества и недостатки лучевых методов исследования органов мочевыделительной системы.

  2. Назовите основные рентгенологические синдромы в урологии.

  3. Экскреторная урография, методика исследования, показания, противопоказания.

  4. Опишите алгоритм лучевой диагностики при травмах мочеполовой системы.

  5. Методы лучевой диагностики для выявления аномалий мочеполовой системы.

  6. Лучевые методы исследования органов мочевыделительной системы (рентгенологический, УЗИ, МРТ, сцинтиграфия почки).

  7. Рентгенологические признаки мочекаменной болезни.

  8. Рентгенологические признаки воспалительных заболеваний почек, гидронефроза почек.

  9. Лучевая диагностика опухолей, кист, абсцесса почек.

  10. Алгоритм лучевой диагностики при артериальной гипертензии.

  11. Лучевая диагностика в оценке функционального состояния почек.

  12. Лучевая анатомия почек и мочевых путей.

  13. Методы лучевой диагностики в урологии (УЗИ, рентгенография, КТ, МРТ, радионуклидная сцинтиграфия).

  14. Основные рентгенологические синдромы и симптомы в урологии.

  15. Лучевая диагностика травм мочеполовой системы.

  16. Лучевая диагностика врожденных аномалий мочеполовой системы.

  17. Лучевая диагностика кист мочеполовой системы, поликистоза почек.

  18. Показания и ограничения к проведению экскреторной урографии.

  19. Лучевая анатомия почек, мочеточников, мочевого пузыря.

  20. Перечислите основные преимущества и недостатки лучевых методов исследования органов мочевыделительной системы.

  21. Алгоритм лучевой диагностики при почечной колике.

  22. Назовите основные рентгенологические синдромы в урологии.

  23. Опишите алгоритм лучевой диагностики при травмах мочеполовой системы.

  24. Лучевая диагностика врожденных аномалий мочеполовой системы.

  25. Какие методы лучевой диагностики применяют для выявления аномалий мочеполовой системы?

  26. Рентгенологические признаки мочекаменной болезни.

  27. Тактика лучевого исследования при подозрении на воспалительные заболевания почек.

  28. Опишите алгоритм лучевой диагностики при подозрении на опухоль почки.

  29. Тактика лучевого исследования при артериальной гипертензии.

  30. Роль радионуклидного исследования в оценке функционального состояния почек.

  31. Синдром сужения пищеварительного канала. Виды. При каких заболеваниях встречается?

  32. Синдром расширения пищеварительного канала. Виды. При каких заболеваниях встречается?


 

4 семестр

(контролируемые компетенции – УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6)


 

  1. Какой метод лучевой диагностики является наиболее информативным для исследования структуры головного мозга.

  2. Методика проведения МРТ головного мозга.

  3. Алгоритм лучевой диагностики при подозрении острого нарушения мозгового кровообращения.

  4. Какой из лучевых методов диагностики более информативен при воспалительных заболеваниях головного мозга? Методика исследования.

  5. Наиболее оптимальный метод лучевого исследования при подозрении на аневризму сосудов головного мозга? Методика исследования.

  6. Показания и противопоказания к проведению КТ-ангиографии головного мозга.

  7. Преимущества метода МРТ перед КТ в исследовании структуры головного мозга.

  8. Назовите преимущества метода ультразвуковой допплерографии в исследовании внечерепных сосудов по сравнению с КТ-ангиографией.

  9. Прицельные рентгенограммы черепа. Методики.

  10. Рентгеноанатомия костей черепа в норме.

  11. Что является преимуществом метода КТ-ангиографии в исследовании мозговых сосудов по сравнению с ультразвуковой допплерографией?

  12. На рентгенограмме в какой проекции лучше визуализируется основание черепа? Методика исследования.

  13. Обзорная рентгенограмма. Методика. Проекции. Показания.

  14. Лучевая диагностика при травматических повреждениях костей черепа.

  15. Лучевая диагностика при травматических повреждениях позвоночника и спинного мозга.

  16. Лучевая диагностика ишемических инсультов.

  17. Характеристика метода ультразвуковой допплерографии в исследовании черепных сосудов.

  18. Методы лучевой диагностики для исследования скорости кровотока в сонной артерии.

  19. Рентгеноанатомия позвоночника в норме.

  20. Алгоритм лучевой диагностики при остеохондрозе позвоночника.

  21. Алгоритм лучевой диагностики при травматических повреждениях позвоночника.

  22. Рентгенологическое исследование позвоночника. Виды.

  23. КТ позвоночного столба. Методики.

  24. МРТ позвоночника и спинного мозга. Методики.

  25. Радионуклидное исследование скелета. Показания.

  26. Сцинитиграфия головного мозга. Методика исследования. Показания.

  27. Рентгенологические признаки остеохондроза позвоночника.

  28. Рентгенологические признаки объемных образований головного мозга.

  29. Методика проведения нейросонографии.

  30. Ультразвуковая диагностика структурных патологий головного мозга и его сосудов. Признаки сосудистых, субарахноидальных, арахноидальных кист головного мозга.

  31. Ультразвуковые признаки кровоизлияний в головной мозг.

  32. Основные лучевые признаки гидроцефалии.


     

    Критерии оценивания:

    • оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если обучающийся обнаружил всестороннее систематическое знание теоретического материала и практического материала в рамках задания на практику (уровень усвоения навыков 2-3); в полном объеме представил отчет по практике, оформленный в соответствии с требованиями;

    • оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся твердо знает теоретический материал в рамках задания на практику (уровень усвоения навыков 2 или 1, 2, 3); грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в его изложении; в полном объеме представил отчет по практике, оформленный в соответствии с требованиями;

    • оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если обучающийся имеет знания только теоретического материала в рамках задания на практику (уровень усвоения навыков 1-2), но не усвоил его детали, возможно, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки при его письменном изложении, либо допускает существенные ошибки в изложении теоретического материала; в полном объеме, но с неточностями, представил отчет по практике, оформленный в соответствии с требованиями;

    • оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если обучающийся без уважительных причин допускал пропуски в период прохождения практики; допускал принципиальные ошибки в выполнении заданий по практике, либо не выполнил задание (не освоил навыки или уровень усвоения навыков 1); представил в неполном объеме, с неточностями отчет по практике, оформленный без соблюдений требований.


 

9. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики

Перечень основной литературы

1.

Лучевая диагностика [Электронный ресурс] / Труфанов Г.Е. и др. / Под ред. Г.Е. Труфанова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425152.html - ЭБС «Консультант студента»

2.

Лучевая диагностика [Электронный ресурс] : учебник / Г. Е. Труфанов и др.; под ред. Г. Е. Труфанова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434680.html - ЭБС «Консультант студента»

3.

Лучевая диагностика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Илясова Е. Б., Чехонацкая М. Л., Приезжева В. Н. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970427200.html - ЭБС «Консультант


 

 

студента»

Перечень дополнительной литературы

1.

Атлас лучевой анатомии человека [Электронный ресурс] / Филимонов В.И., Шилкин В.В., Степанков А.А., Чураков О.Ю. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413616.html - ЭБС «Консультант

студента»

 

2.

Атлас рентгеноанатомии и укладок [Электронный ресурс] : руководство для врачей / Под ред. М.В. Ростовцева - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970424254.html - ЭБС «Консультант

студента»

 

3.

Компьютерная томография [Электронный ресурс] / Терновой С.К., Абдураимов А.Б., Федотенков И.С. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970408902.html - ЭБС «Консультант

студента»

 

4.

Лучевая диагностика (МРТ, КТ, УЗИ, ОФЭКТ и ПЭТ) заболеваний печени [Электронный ресурс]: руководство / Труфанов Г.Е., Рязанов В.В., Фокин В.А. Под ред. Г.Е. Труфанова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970407424.html - ЭБС «Консультант студента»

5.

Магнитно-резонансная томография [Электронный ресурс] / Уэстбрук К. - М.: БИНОМ, 2013. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996313624.html ЭБС «Консультант студента»

6.

Магнитно-резонансная томография [Электронный ресурс] : практическое руководство / К. Уэстбрук, К. Каут Рот, Дж. Тэлбот ; пер. с англ. - 3-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ, 2015. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996329656.html - ЭБС «Консультант

студента»

 

7.

МРТ-диагностика очаговых заболеваний печени [Электронный ресурс] / С. С. Багненко, Г. Е. Труфанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440315.html ЭБС «Консультант студента»

8.

Радионуклидная диагностика [Электронный ресурс] / С.П. Паша, С.К. Терновой - М.

: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970408827.html - ЭБС «Консультант студента»

9.

Рентгенология [Электронный ресурс] / Под ред. А.Ю. Васильева - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409251.html - ЭБС «Консультант студента»

Перечень рекомендуемых ресурсов сети «Интернет»

1.

Научная библиотека ЧувГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://library.chuvsu.ru

2.

Электронно-библиотечная система IPRBooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

3.

Электронная библиотечная система «Юрайт»: электронная библиотека для вузов и ссузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

4.

Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/

5.

Электронная библиотечная система «Издательство «Лань» [Электронный ресурс].

– Режим доступа: https://e.lanbook.com/

6.

Единое окно к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа:


 

 

http://window.edu.ru

7.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.rsl.ru

8.

Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.nlr.ru

9.

Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru

10.

Научная электронная библиотека «Elibrary» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.elibrary.ru

11.

Библиографическая и реферативная база данных «Scopus» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.scopus.com

12.

Поисковая платформа «Web of Science» [Электронный ресурс]. – режим доступа:

web-of-science

13.

Всероссийский медицинский портал [Электронный ресурс]. – режим доступа:

bibliomed.ru

14.

Российское Общество Рентгенологов и Радиологов [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.russian-radiology.ru


 

10. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Доступное программное лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, профессиональные базы данных, информационно-справочные системы, предоставляемые обучающемуся-практиканту университетом (URL: http://ui.chuvsu.ru/index.php/2010-06-25-10-45-35).

В процессе прохождения практики обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе компьютерные симуляции, средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др.


 

№ п/п

Наименование рекомендуемого ПО

1.

Набор офисных программ Microsoft Office

2.

ОС Windows


 

11.Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Для реализации программы практики используются:

помещения, оснащенные специализированным оборудованием (рентгенодиагностическая установка, проявочная машина, флюорограф, маммограф) и расходным материалом в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки индивидуально, а также иное оборудование, необходимое для реализации программы ординатуры;

помещения для самостоятельной работы, оснащенными компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета.

В соответствии с договорами на проведение практики между университетом и профильной организацией, обучающиеся могут пользоваться ресурсами подразделений (лабораторий и т.п.) библиотекой, технической и другой документацией профильной организации и университета необходимыми для успешного освоения обучающимися программы практики и выполнения ими индивидуальных заданий на практику.

 

 

////////////////////////////