Создание региональных центров организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП). Методические рекомендации - 2018 год

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание региональных центров организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП). Методические рекомендации - 2018 год

 

 

Создание региональных центров организации первичной медико-санитарной
помощи (РЦ ПМСП)
Методические рекомендации
2018 год
2
Оглавление
Список используемых терминов и сокращений
3
Введение
5
1. Общие положения
6
2. Структура и принципы формирования РЦ ПМСП
7
3. Цели, задачи и функции РЦ ПМСП
11
4. Права РЦ ПМСП
14
5. Ответственность РЦ ПМСП
15
6. Персональное лидерство (вовлеченность) сотрудников РЦ ПМСП
15
3
Список используемых терминов и сокращений
Поликлиника - самостоятельная взрослая или детская поликлиника,
взрослое или детское поликлиническое отделение медицинской организации,
консультативно-диагностического центра, консультативно-диагностического
центра для детей, оказывающего первичную медико-санитарную помощь,
первичную специализированную медико-санитарную помощь, находящиеся в
ведении субъекта Российской Федерации и участвующие в реализации
приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации,
оказывающей первичную медико-санитарную помощьª
2019 года
-
федерального проекта
«Развитие системы оказания первичной медико-
санитарной помощиª и соответствующих региональных проектов,
направленных на реализацию вышеуказанного федерального проекта).
ОИВ - орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта
Российской Федерации;
РЦ ПМСП - региональный центр организации первичной медико-
санитарной помощи;
ЦПМСП - Центр организации первичной медико-санитарной помощи.
4
Авторы методических рекомендаций:
Вергазова Эльмира Камильевна - заместитель директора департамента
организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела
Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Ходырева Ирина Николаевна
- руководитель Центра организации
первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр профилактической медициныª Министерства
здравоохранения Российской Федерации;
Ильин Сергей Николаевич
- руководитель учебного центра
Производственной системы «Росатомª, руководитель проекта АО «ПСРª;
Артемьев Сергей Анатольевич - руководитель проекта АО «ПСРª.
5
Введение
В октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней
политике Администрации Президента Российской Федерации стартовал
пилотный проект по совершенствованию системы оказания первичной
медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиникаª (далее - пилотный
проект). Пилотный проект реализован Министерством здравоохранения
Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по
атомной энергии «Росатомª с целью внедрения в повседневную практику
медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную
помощь, технологий бережливого производства
(lеаn-технологий),
способствующих созданию пациенториентированной системы оказания
медицинских услуг и благоприятной производственной среды по
направлениям: обеспечение безопасности и качества, исполнение заказов,
устранение потерь и сокращение затрат, создание корпоративной культуры.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам 26.07.2017 утвержден
паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской
организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощьª
(далее - приоритетный проект).
Цель приоритетного проекта
- повышение удовлетворенности
населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных
условиях до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году путем создания новой
модели медицинской организации, основанной на принципах бережливого
производства, в
33 субъектах Российской Федерации с последующим
тиражированием данной модели в 85 субъектах Российской Федерации.
С 2019 года приоритетный проект становится частью одного из восьми
федеральных проектов - «Развитие системы оказания первичной медико-
санитарной помощиª (далее - федеральный проект), целью которого будет
являться завершение формирования сети медицинских организаций
первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности
6
для населения
(в том числе для жителей населенных пунктов,
расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация работы
медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную
помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан
в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на
прием к врачу и пр. Реализация федерального проекта запланирована на
2019 - 2024 годы включительно. В каждом субъекте Российской Федерации
в аналогичные сроки будут разработаны и внедрены соответствующие
региональные проекты, направленные на реализацию федерального проекта
(далее - региональные проекты).
Уже в 2019 году в рамках федерального проекта предусмотрено
создание региональных центров организации первичной медико-санитарной
помощи (далее - РЦ ПМСП) в 85 субъектах Российской Федерации, в задачи
которых в том числе будет включена реализация мероприятий, показавших
высокую эффективность в пилотном и приоритетном проектах.
Соответствующее мероприятие также будет включено в региональные
проекты.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в
соответствии с паспортом приоритетного проекта, утвержденного
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от
26.07.2017 № 8), а также с паспортом федерального проекта.
1.2. Методические рекомендации разработаны с целью оказания
организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации в
организации РЦ ПМСП и определения направлений их деятельности в
рамках реализации приоритетного проекта, а с 2019 года - федерального и
региональных проектов.
7
1. 3. Методические рекомендации описывают:
1.3.1. Структуру и принципы формирования РЦ ПМСП;
1.3.2. Цели и задачи РЦ ПМСП;
1.3.3. Основные функции РЦ ПМСП;
1.3.4. Права РЦ ПМСП;
1.3.5. Ответственность РЦ ПМСП;
1.3.6. Принципы взаимодействия между РЦ ПМСП и ЦПМСП, а также
ключевыми участниками проекта;
1.3.7. Отдельные направления деятельности в части персонального
лидерства (вовлеченности) сотрудников РЦ ПМСП.
2. Структура и принципы формирования РЦ ПМСП
2.1. РЦ ПМСП создается как структурное подразделение ОИВ или
организации, подведомственной ОИВ, на которую возлагаются функции
администрирования приоритетного проекта (с 2019 года - федерального и
региональных проектов). Создание РЦ ПМСП утверждается нормативным
актом вышеуказанного ОИВ.
2.2. Методическое сопровождение и координацию деятельности РЦ
ПМСП осуществляет ЦПМСП.
2.3. Для обеспечения деятельности РЦ ПМСП предоставляется
отдельное помещение (кабинет или кабинеты), в том числе с возможностью
размещения (организации) конференц-зала (не менее чем на 20 посадочных
мест) для проведения организационных, образовательных и прочих
мероприятий в рамках осуществления деятельности РЦ ПМСП.
2.4. Рабочие места сотрудников оснащаются организационной
техникой и персональными компьютерами с программным обеспечением,
кроме того, рекомендуется предусмотреть наличие в перечне оснащения РЦ
ПМСП служебного автомобиля.
РЦ ПМСП обеспечивается финансированием для осуществления
служебных командировок, обучения сотрудников, в том числе принципам
8
бережливого производства, приобретения методических пособий,
видеоматериалов на тему применения принципов и инструментов
бережливого производства и пр.
Источником финансирования расходов на содержание и обеспечение
деятельности РЦ ПМСП является бюджет субъекта Российской Федерации.
2.5. В штатном расписании РЦ ПМСП в зависимости от численности
населения в субъекте Российской Федерации, количества поликлиник, в том
числе участвующих в реализации приоритетного проекта (с 2019 года -
регионального проекта), предусматривается не менее 3 - 5 должностей
сотрудников1. Работа в РЦ ПМСП является для сотрудников основной.
2.6. Структура РЦ ПМСП.
Структура РЦ ПМСП разрабатывается и утверждается руководителем
организации, на базе которой создан РЦ ПМСП, при этом учитывается
обеспечение ресурсами, объем информационных потоков, объем
возложенных задач и функций, взаимозаменяемость сотрудников.
В состав РЦ ПМСП входят руководитель, сотрудник, ответственный
за аналитическую работу, сотрудник, ответственный за реализацию
проектов в поликлиниках, специалист по связям с общественностью2.
1 Рекомендуется следующий расчет численности сотрудников:
при наличии в субъекте Российской Федерации 10 и менее самостоятельных поликлиник
и детских поликлиник
(в соответствии с формой федерального статистического
наблюдения № 47 «Сведения о сети и деятельности медицинских организацийª,
утвержденной приказом Росстата от 27.11.2015 № 591 по стр. 2, графа 3 и стр. 3, графа 3,
таблицы 0600), поликлиник (поликлинических отделений), детских поликлинических
отделений медицинских организаций (детских поликлиник (подразделений, отделов,
отделений), консультативно-диагностических центров, консультативно-диагностических
центров для детей (подразделений, отделов, отделений) (в соответствии с формой
федерального статистического наблюдения
№ 30
«Сведения о медицинской
организацииª, утвержденной приказом Росстата от 27.12.2016 № 866 соответственно
стр.88, графа 4, стр. 13, графа 4 и стр. 31, графа 4, стр. 32, графа 4 таблицы 1001)
количество сотрудников РЦ ПМСП не может быть менее 3-х, от 11 до 40 - не менее 4-х
сотрудников, от 41 до 100 - не менее 5-и сотрудников, от 101 и более - более 5
сотрудников.
2 Данное деление является условным, каждый сотрудник РЦ ПМСП владеет
функционалом, указанным в п.п. 2.13 раздела 2 «Структура и принципы формирования
РЦ ПМСПª настоящих Методических рекомендаций
9
2.7. Руководство РЦ ПМСП осуществляет руководитель, назначаемый
руководителем организации, на базе которой создан РЦ ПМСП, по
согласованию с должностным лицом, возглавляющим ОИВ (в случае если
РЦ ПМСП создается не как структурное подразделение ОИВ), с
последующим уведомлением ЦПМСП в срок не позднее 3 рабочих дней с
даты назначения.
Руководитель РЦ ПМСП должен иметь высшее образование и опыт
работы в руководящей должности не менее 1 года.
2.8. В случае если РЦ ПМСП создается как структурное подразделение
ОИВ, руководитель РЦ ПМСП находится в непосредственном подчинении
должностного лица, возглавляющего ОИВ, или его заместителя, на которого
возложены соответствующие обязанности.
2.9. В случае если РЦ ПМСП создается на базе организации,
подведомственной ОИВ, руководитель РЦ ПМСП находится в
непосредственном подчинении должностного лица, возглавляющего ОИВ,
или его заместителя, на которого возложены соответствующие обязанности,
функционально - в подчинении руководителя организации, на базе которой
создан РЦ ПМСП.
2.10. Не менее 50% специалистов центра должны иметь медицинское
образование (высшее, среднее специальное), знания и опыт в области
применения инструментов бережливого производства в здравоохранении.
2.11. Не менее 50% рабочего времени сотрудники РЦ ПМСП должны
находиться на площадках поликлиник, реализующих проект.
Специалисты РЦ ПМСП должны обладать знаниями и умениями,
необходимыми для проведения обучающих мероприятий.
2.12. РЦ ПМСП может привлекать в качестве экспертов в области
бережливого производства специалистов крупных предприятий, имеющих
собственную производственную систему, таких как ГК «Росатомª, ПАО
«Сбербанкª, ПАО «СИБУР Холдингª, ПАО «КАМАЗª и пр., лидеров из
числа сотрудников медицинских организаций, успешно проявивших себя
10
при реализации пилотного и (или) приоритетного проекта (с 2019 года -
федерального и региональных проектов), также главных внештатных
специалистов ОИВ по соответствующим профилям, ВУЗов, в том числе тех,
на базе которых организовано внедрение новых технологий образования
(«Фабрики процессовª).
2.13. Функционал сотрудников должен включать следующие
основные направления:
2.13.1. Осуществление аналитической деятельности;
2.13.2. Проведение образовательных мероприятий
(обучение
принципам и инструментам бережливого производства в форме лекций,
семинаров, мастер-классов, взаимодействие с Фабриками процессов по
вопросам обучения и пр.);
2.13.3. Участие в мероприятиях по информатизации медицинских
организаций, в том числе формирование предложений по
усовершенствованию
функционала
региональных
медицинских
информационных систем;
2.13.4. Осуществление информационной кампании, взаимодействие со
средствами массовой информации по вопросам реализации приоритетного
проекта, а с 2019 года - федерального и региональных проектов, ведение
официального сайта (страницы на официальном сайте ОИВ) РЦ ПМСП,
страниц РЦ ПМСП в социальных сетях, проведение мониторинга ведения
медицинскими организациями, участвующими в приоритетном проекте, а с
2019 года - в региональных проектах, своих официальных сайтов и страниц
в социальных сетях, их наполняемости, а также актуальности и
периодичности обновления информации;
2.13.5. Осуществление выездной деятельности с целью оказания
организационно-методической и практической помощи при реализации
проекта непосредственно в поликлиниках;
2.13.6. Участие в подготовке поликлиниками нормативных
документов по реализации приоритетного проекта, а с
2019 года
-
11
регионального проекта (стандартных операционных процедур, стандартных
операционных карт).
2.13.7. Подготовку нормативных документов по реализации проекта
(методических рекомендаций для поликлиник, инструкций и пр.).
3. Цели, задачи и функции РЦ ПМСП
3.1. РЦ ПМСП создается для решения целей и задач, установленных
приоритетным проектом, а с 2019 года - федеральным и региональными
проектами, по основным направлениям, выбранным поликлиникой для
оптимизации процессов оказания медицинской помощи.
РЦ ПМСП в рамках реализации приоритетного проекта (с 2019 года -
федерального и региональных проектов) осуществляет методическую
поддержку и координацию работы поликлиник, образовательных
организаций, территориальных фондов ОМС, территориальных органов
Росздравнадзора, в том числе по проведению анализа организации
первичной медико-санитарной помощи в субъектах Российской Федерации.
3.2. РЦ ПМСП участвует в реализации проектов поликлиниками
субъекта Российской Федерации, а также совместно с ОИВ несет
ответственность за достижение целевых показателей в соответствии с
планом достижения показателей, указанных в Паспорте приоритетного
проекта (с 2019 года - федерального и региональных проектов).
3.3. РЦ ПМСП осуществляет:
3.3.1. Участие в подготовке и утверждении перечня медицинских
организаций, которые вступают в приоритетный проект (с 2019 года - в
региональный проект);
3.3.2. Совместно с ОИВ согласование и утверждение проектов,
выбранных поликлиниками, перед началом их реализации, в спорных
ситуациях - с привлечением ЦПМСП;
3.3.3. Составление плана реализации мероприятий приоритетного
проекта в субъекте Российской Федерации (с 2019 года - регионального
12
проекта) и в срок до 01 февраля текущего календарного года направление
его на согласование в ЦПМСП;
3.3.4. Методическую поддержку и координацию работы поликлиник,
участвующих в приоритетном проекте (с 2019 года - в региональном
проекте), обеспечивая соблюдение последовательности мероприятий при
реализации проекта, своевременность и объем применения инструментов
бережливого производства при реализации проекта;
3.3.5. Организацию и проведение обучения по вопросам применения
принципов и инструментов бережливого производства в здравоохранении,
разработку учебных материалов на основе реализованных проектов;
3.3.6. В целях согласования комплекса мероприятий, направленных на
устранение типовых проблем в поликлиниках, - организацию и проведение
стартовых совещаний с ключевыми участниками приоритетного проекта (с
2019 года - регионального проекта) в субъекте Российской Федерации;
3.3.7. Проведение анализа организации первичной медико-санитарной
помощи в субъекте Российской Федерации;
3.3.8. Сбор и анализ оперативной информации о реализации проекта,
полученной от поликлиник, и представление ее в виде таблиц, графиков в
ЦПМСП;
3.3.9. Разработку мер по устранению типовых проблем в
поликлиниках, оказание методической помощи в выборе наиболее
результативного и наименее затратного решения;
3.3.10. Мониторинг мероприятий по реализации приоритетного
проекта (с 2019 года - регионального проекта);
3.3.11. Разработку региональных стандартов на основе лучших
практик, полученных в рамках реализации приоритетного проекта (с 2019
года - регионального проекта);
3.3.12. Формирование базы данных с методическими материалами,
учебными пособиями, отчетами, реализованными лучшими практиками,
13
разработанными стандартами, содержание ее в актуальном состоянии, а
также направление в поликлиники для использования в работе;
3.3.13. Создание архива видеоматериалов на тему реализации
пилотного и приоритетного проектов
2019 года
- федерального и
регионального проектов), систематизированных по временному,
тематическому и прочим критериям;
3.3.14. Организацию мероприятий по информированию населения о
реализации приоритетного проекта (с 2019 года - регионального проекта);
3.3.15. Участие в реализации мероприятий по информатизации как в
целом в субъекте Российской Федерации, так и в поликлиниках;
3.3.16. Организацию системной работы по улучшению процессов в
поликлиниках;
3.3.17. Проведение мероприятий по тиражированию лучших практик в
субъекте Российской Федерации;
3.3.18. Эскалацию проблем, выявленных в поликлинике в рамках
приоритетного проекта
2019 года
- регионального проекта), на
региональный уровень в случае отсутствия возможности решения проблем
на уровне поликлиники в соответствии с «пирамидой проблемª. В случае
отсутствия возможности решения проблем и на региональном уровне по
результатам проведения анализа, взаимодействия с ключевыми участниками
проекта (РЗН, ТФОМС и пр.), направленного на решение данных проблем,
осуществляет эскалацию проблем на федеральный уровень;
3.3.19. Проведение региональных конференций по обмену опытом;
3.3.20. Организацию инфоцентра в РЦ ПМСП и помощь в организации
инфоцентров на уровне ОИВ и поликлиник3;
3.3.21. Применение метода декомпозиции целей;
3 Инфоцентр - инструмент агрегации и визуализации информации для оперативного
управления и мониторинга производственных и управленческих процессов. Позволяет
выявлять на различных уровнях управления проблемы и обеспечивать эффективную
коммуникацию между участниками процессов по их оперативному урегулированию
14
3.3.22. Корректировку региональных стандартов и их дальнейшее
улучшение;
3.3.23. Проведение выездных мероприятий в поликлиниках при
рассмотрении предложений по улучшению;
3.3.24. Поддержание уровня вовлеченности рабочих групп
поликлиник;
3.3.25. Повышение уровня знаний и умений сотрудников по вопросам
применения методов и инструментов бережливого производства, в том
числе в здравоохранении.
3.4. РЦ ПМСП участвует:
3.4.1. В открытии проектов в поликлиниках;
3.4.2. В организации и проведении стартового совещания на
территории субъекта Российской Федерации (kick-off);
3.4.3. В сопровождении проекта;
3.4.4. В завершении проекта.
4. Права РЦ ПМСП
РЦ ПМСП имеет право:
4.1. Запрашивать информацию о мероприятиях, реализуемых в рамках
приоритетного проекта
2019 года
- регионального проекта) в
поликлиниках;
4.2. Приглашать представителей поликлиник, участвующих в
реализации приоритетного проекта (с 2019 года - регионального проекта),
на свою площадку для проведения обучения принципам и инструментам
бережливого производства;
4.3. Обращаться непосредственно к руководителю ОИВ или его
заместителю, которому непосредственно подчиняется РЦ ПМСП, либо
руководителю организации, подведомственной ОИВ, на базе которой создан
РЦ ПМСП, по вопросам реализации приоритетного проекта (с 2019 года -
регионального проекта);
15
4.4. Посредством всех доступных способов коммуникации обращаться
в ЦПМСП по вопросам реализации приоритетного проекта (с 2019 года -
федерального и региональных проектов).
5. Ответственность РЦ ПМСП
Каждый сотрудник РЦ ПМСП несет персональную ответственность:
5.1. За закрытие незавершенного проекта на уровне поликлиники.
5.2. За достижение целевых показателей приоритетного проекта (с
2019 - регионального проекта).
6. Персональное лидерство (вовлеченность) сотрудников РЦ ПМСП
6.1. За каждым сотрудником РЦ ПМСП должно быть закреплено не
менее одной поликлиники, которая принимает участие в приоритетном
проекте (с 2019 года - региональном проекте).
6.2. У каждого сотрудника РЦ ПМСП должно быть не менее одного
«личногоª проекта, реализуемого на площадке поликлиники, в котором он
принимает непосредственное участие в качестве лидера проекта.
6.3. За руководителем РЦ ПМСП должно быть закреплено не более
двух поликлиник и не менее одного «личногоª проекта, реализуемого на
площадке поликлиники, в котором он принимает непосредственное участие
в качестве лидера проекта.
6.4. Любой сотрудник РЦ ПМСП должен оказывать организационно-
методическую поддержку участникам рабочих групп поликлиник и
проводить дополнительное обучение, если это необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////