Отчет о работе "ГБУЗ ТОКБ им. В.Д. Бабенко" за 2015 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о работе "ГБУЗ ТОКБ им. В.Д. Бабенко" за 2015 год

 

 

 


 

В состав учреждения входят: амбулаторно-поликлиническое звено, стационарные, диагностические, вспомогательные подразделения, аптека и хозяйственные службы.

На 01.01.2015 года было развернуто 1194 койки, в том числе 1039 коек круглосуточного пребывания.

На протяжении последних лет проводится последовательная работа по оптимизации коечного фонда. Так, в отчетном году сокращены: 5 коек круглосуточного пребывания травматологического профиля; 4 койки урологического профиля, 1 койка круглосуточного пребывания перепрофилирована в стационар одного дня; 5 коек отделения патологии беременности; 10 коек оториноларингологического профиля; по 5 коек дневного пребывания ревматологического и кардиологического профилей. В тоже время 5 коек дневного пребывания неврологического профиля перепрофилированы в круглосуточные. Проведено объединение 1-го и 2-го эндокринологических отделений с сокращением коечного фонда с 90 до 70 коек (50 коек круглосуточного и 20 коек дневного пребывания). Таким образом, на 01.01.2016 года в учреждении развернуто 1138 коек, в том числе 1003 - круглосуточного пребывания.

За истекший год пролечено более 56 тысяч (56621) пациентов, в том числе: на койках круглосуточного пребывания ≈ 52%); на койках дневного пребывания – 40%; ≈ 8% – в стационаре дневного пребывания при поликлинике.

Усредненный показатель работы койки по учреждению составил 335 дня (2013г- 335; 2014г- 334; 2015г.-335; нормативный показатель-325,3). В динамике прослеживается тенденция более интенсивной работы коечного фонда.

Совокупный показатель средней длительности пребывания больного на койке, как видно из таблицы, снизился, по сравнению с прошлым годом, и составил 10,6 дня. Это свидетельствует о рациональном использовании коечного фонда, внедрении новых методов лечения, применении современных лекарственных средств и принципа этапного лечения. (2013г.- 11,2; 2014г.-10,9; 2015г.–10,6; утвержденный показатель «дорожной карты»-11,3).

Рост показателя «общебольничная летальность» (2013г- 2,84%, 2014г- 3,12%; 2015г– 3,33%;) в последние годы связан с работой регионального сосудистого центра, концентрацией в подразделениях больницы пациентов с наиболее сложной патологией, переводом больных с предыдущего этапа лечения при развитии жизнеугрожающих осложнений.

Как видно на представленном слайде, сохраняется высокий процент патологоанатомических исследований (2013г– 96,9%, 2014г– 96,8%; 2015г– 96,8%;). Это достигается путем соблюдения установленного порядка направления на

аутопсию и систематической работой, проводимой с родственниками умерших пациентов.

Кадровая служба

Работа учреждения во многом зависит от обеспеченности кадрами, уровня их квалификации и профессиональной подготовки. Кадровое планирование в учреждении осуществляется с учетом потребности медицинского персонала на перспективу до 2023 года.

На 1 января 2016 года общая численность персонала учреждения составляет 1578 чел. Из них:

  • врачи – 297 (укомплектованность учреждения врачами составляет ≈54,8 % из расчета физических лиц и по занятым ставкам 98%);

  • средний мед. персонал – 652 сотрудника (укомплектованность ≈ 63% из расчета физических лиц и по занятым ставкам 98%);

  • младший мед. персонал – 179 санитарок (укомплектованность 57,7 % из расчета физических лиц).

Численность персонала учреждения


 

Категория персонала

Количество (чел.)

2013 год

2014 год

2015 год

Врачи

275

291

297

Средние медицинские работники

684

652

652

Младшие медицинские работники

415

164

179


 

Из представленной таблицы видно, что за последние 3 года значительно выросла численность врачебного персонала за счет трудоустройства молодых специалистов. В отчетном году прибыло 25 врачей, из которых - 20 молодых специалистов (выбыло 17).

Численность среднего медицинского персонала осталась прежней, несмотря на предпринимаемые администрацией меры по ликвидации дефицита кадров:

  • увеличение заработной платы;

  • ротация;

  • проведение агитационной работы среди выпускников школ по привлечению в профессию и выдача целевых направлений для поступления в медицинский колледж (выдано 27 целевых направлений выпускникам школ). В 2015 году в учреждение прибыло всего 52 средних медицинских работника (в том числе 16 молодых специалистов) и убыло-52.

    Проблема дефицита квалифицированных сестринских кадров в учреждении по прежнему остается актуальной и находит свое решение за счет внутреннего совместительства.

    (коэффициент совместительства у среднего медперсонала остается на прежнем уровне и составляет ≈ 1.6)

    В учреждении работает высокопрофессиональный коллектив врачей, среди которых:

    • 4 имеют почетное звание «Заслуженный врач РФ»;

    • 12 - ученую степень кандидата медицинских наук, 1- доктора медицинских наук.

72% врачебного и 80% среднего медицинского персонала аттестованы на квалификационные категории (врачи- 34% на высшую, 24% - на первую; 14%- на вторую; средний медперсонал-45% на высшую, 20%- на первую, 15%-на вторую ).

% медицинских работников, имеющих квалификационную категорию


 

Категория персонала

% аттестованных

2013 год

2014 год

2015 год

Врачи

68%

70%

72%

Средние медицинские работники

74%

79%

80%

Сохраняетсятенденция увеличения процента аттестованных на квалификационные категории.

Учитывая, что уровень профессиональной подготовки кадров остается в настоящее время одним из наиболее важных показателей стабильного функционирования учреждения, ежегодно разрабатывается и утверждается приказом по учреждению план мероприятий по их профессиональной подготовке и переподготовке.

В соответствии с разработанным планом, в отчетном году получили дипломы о профессиональной переподготовке по смежным специальностям 9 врачей, (3%). Следует отметить, что получение смежной специальности стало традиционным в нашем учреждении. Так, 2 врача анестезиолога- реаниматолога прошли профессиональную переподготовку по специальности «токсикология», 1 врач анестезиолог-реаниматолог - по специальности «трансфузиология».

73 врача (25%)- прошли обучение на сертификационных циклах; 88 врачей

(30%) находились на тематических курсах.

Повысили свою квалификацию 126 средних медицинских работника, что составило 19% от общего количества.

В отчетном году в учреждении внедрена методика психологического профотбора персонала при поступлении на работу с целью исследования многофакторных характеристик личности, влияющих на производственные отношения.

Осуществлялось взаимодействие с медицинскими ВУЗами и мед. колледжем по организации и проведению практической подготовки студентов, ординаторов и интернов.

На протяжении последних лет в учреждении функционирует «институт наставничества». Утвержден список наставников среди высококвалифицированных врачей и медицинских сестер. Это позволяет молодым специалистам ускорить период профессиональной адаптации и приобретение профессиональных навыков.

Целевые показатели «Дорожной карты» по кадровому направлению в целом выполнены (из 16 показателей не выполнен 1) , за исключением показателя количества физических лиц среднего медицинского персонала (по индикаторам «Дорожной карты» норма 700, факт 652). Причина остается прежней - дефицит сестринских кадров.

Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывалась по следующим направлениям:

  • консультативный прием пациентов, направленных медицинскими организациями области;

  • выезды врачей-специалистов на консультативные приемы в районы области;

  • диспансерное наблюдение пациентов с тяжелыми формами социально- значимых заболеваний;

  • стационарозамещающая помощь пациентам гематологического, ревматологического, кардиологического и хирургическим больным сердечно- сосудистого профилей;

- комплексное обследование и консультирование жителей области по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Как видно на представленной таблице,


 

Показатели

2013

2014

2015

Количество посещений

212510

216034

212522


 

количество посещений в течении последних лет остается стабильным. Плановые объемы медицинской помощи выполнены на 100%. Количество электронных талонов к специалистам на консультации определялось пропорционально приписному населению учреждений первичного звена. В поликлинике предусмотрена возможность записи непосредственно врачами- специалистами на повторный прием в случае, если пациенту требуется дообследование для уточнения диагноза.

В отчетном году уменьшилось количество пациентов, направленных на консультацию из медицинских организаций, без необходимого набора диагностических исследований.

Анализ работы профильных кабинетов показал, что в 2015 году сохранилась тенденция перевыполнения ежемесячных объемов врачами: нефрологом, урологом, гематологом, аллергологом, эндокринологом. Указанные специалисты вынуждены осуществлять первичный прием, так как в территориальных поликлиниках они фактически отсутствуют.

Работы профильных кабинетов

Специальность

Количество посещений

План

% выполнения плана

Нефролог

5257

3049

172%

Уролог

7831

4573

171%

Гематолог

14031

8922

157%

Аллерголог-иммунолог

5547

3658

152%

Эндокринолог

35341

26677

132%

По результатам консультативных осмотров, 8% пациентов от количества принятых, направлены на госпитализацию в стационарные подразделения.

В целях повышения доступности специализированной амбулаторно- поликлинической помощи жителям области врачи-специалисты поликлиники осуществляли консультативные выезды в районы. Работа проводилась с использованием нескольких организационных форм.

Мультидисциплинарные бригады специалистов в течение года осуществляли консультативные выезды в районы области, в т.ч. в составе социального автопоезда «Забота». Всего выполнено 47 выездов, и более 8 тысяч (8320) консультаций (наибольшее количество консультаций выполнено врачом-кардиологом – 4090). Части пациентам потребовалось дополнительное обследования, в условиях областной поликлиники. По результатам дообследования около 100 пациентов направлено на стационарное лечение.

Помимо этого, третий год в составе поликлиники работает мобильный диагностический комплекс, предназначенный для оказания консультативной специализированной первичной медико-профилактической помощи и проведения комплекса диагностических исследований населению отдалённых сельских территорий. За отчетный период выполнено 77 выездов в районы области, принято более 7,5 тысяч человек (7501), и проведено ≈ 9,5 тыс. инструментальных и лабораторных исследований.

Использование в работе выездных форм оказания медицинской помощи позволяет своевременно выявлять заболевания на ранних стадиях и выбирать необходимую тактику лечения.

В отчетном году продолжалось диспансерное наблюдение пациентов с тяжелыми формами социально-значимых заболеваний, требующими специализированного лечения и динамического наблюдения. Эти пациенты обеспечивались необходимыми лекарственными средствами на льготных условиях.

Центр здоровья осуществлял свою деятельность в плановом режиме. В динамике за последние три года отмечается увеличение количества посещений. В работе применялись разнообразные подходы по привлечению учащихся высших и средних учебных заведений, осуществлялись выезды на предприятия и в организации.

Активная работа центра была направлена на выявление факторов риска неинфекционных заболеваний, а также изменений в состоянии здоровья пациентов на ранних стадиях. По результатам комплексного обследования - факторы риска неинфекционных заболеваний выявлены у 96% пациентов.

Это позволило своевременно разработать программы индивидуальных мероприятий для их коррекции и, при необходимости, направить к врачу- специалисту. Консультирование пациентов по вопросам сохранения и укрепления здоровья является мотивационной основой для формирования здоровьесберегающего поведения. Косвенным показателем эффективности этой работы - рост количества пациентов, обращающихся на повторный прием.

Продолжалось освоение элементов модуля «Поликлиника» регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Тамбовской области (РФ ЕГИСЗ). Удалось достичь 100% выгрузки реестров на оплату в СМО. Проводилось оформление протоколов амбулаторного осмотра и выписка рецептов льготным категориям граждан в электронной медицинской карте больного. Для реализации этого проекта и сохранения нормативного времени приема пациентов, потребовалось закупить и установить в кабинетах поликлиники дополнительные автоматизированные рабочие места. В то же время, надо отметить, что сохранялись частые, хотя и непродолжительные отказы и перебои в работе системы; имели место ограничения прав доступа в модуль

«льготного лекарственного обеспечения» вновь пришедшим врачам. До настоящего времени не решен вопрос о формировании отчетности за шесть и более месяцев, что доставляет определенные неудобства.


 

Количество вызовов по отделению экстренной и плановой консультативной медицинской помощи увеличилось и составило 890; проконсультировано 748 больных. Основная их часть – вызовы к пациентам с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости и нейрохирургической патологией. Основные причины вызовов: 53% случаев - отсутствие специалистов; 34% - консультация квалифицированных специалистов с проведением диагностических исследований.

 

2013г.

2014г.

2015г.

Количество выездов

702

831

890

Проконсультировано больных

738

697

748


 

Хирургическая служба учреждения представлена следующими профилями, указанными на слайде: (общехирургический; гнойно-хирургический; торакальный; колопроктологический; онкологический; урологический; травматологический; ортопедический; нейрохирургический; сердечно-сосудистый; стоматологический хирургический; оториноларингологический).

Госпитализация в отделения осуществлялась по направлению специалистов консультативно-диагностической поликлиники, в экстренном порядке и путем перевода из других учреждений здравоохранения. Соотношение плановой госпитализации к экстренной ориентировочно составило 94% к 6%. Усредненный показатель «работа койки» в отчётном году сложился выше нормативного за счет его перевыполнения в основном по всем профилям, вследствие эффективного использования коечного фонда и проведенных организационных мероприятиях по оптимизации количества коек (сокращение 5 коек урологического, 5 коек стоматологического хирургического и 5

коек травматологического профилей).

Показатель «работа койки»

Профиль коек

2013 год

2014 год

2015 год

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Общехирургический 1

332

325

329

325

341

325

Торакальный

342

326

329

326

363

326


 

Общехирургический 2

332

325

329

325

335

325

Колопроктологический

328

323

323

323

329

323

Онкологический 1

335

328

332

328

370

328

Онкологический 2

338

330

349

330

331

330

Гнойно-хирургический

326

326

345

326

337

326

Травматологический

334

331

326

331

346

331

Ортопедический

328

328

333

328

337

328

Урологический

340

328

323

328

330

328

Онкоурологический

362

330

330

330

333

330

Сердечно-сосудистый

339

333

334

333

350

333

Нейрохирургический

348

330

338

330

335

330

Стоматологический хирургический

325

320

302

320

321

320

Оториноларингологи- ческий

320

323

336

323

324

323

«Усредненный показатель»

333

327

330

327

339

329


 

Усреднённый показатель «средняя длительность пребывания больного на койке» сложился ниже утверждённого, в основном, за счёт общехирургического и торакального профилей, вследствие увеличения в 1-ом и 2-ом хирургических отделениях удельного веса эндовидеохирургических вмешательств, характеризирующихся более короткими сроками пребывания; сердечно-сосудистого профиля - вследствие увеличения доли пациентов, госпитализированных с короткими сроками пребывания (имплантация электрокардиостимулятора); травматологического профиля – из-за незначительной доли пациентов, госпитализированных с тяжёлой сочетанной травмой. Некоторое его превышение по ортопедическому профилю связано со снижением контроля за показателями работы со стороны заведующего отделением.

Показатель «средняя длительность пребывания больного на койке»

Профиль коек

2013 год

2014 год

2015 год

Факт

Утв

Факт

Утв

Факт

Утв

Общехирургический 1

10,3

12,0

9,9

11,0

9,7

11,0

Торакальный

15,3

17,0

14,1

15,0

13,9

15,0

Общехирургический 2

10,3

12,0

9,7

11,0

9,1

11,0

Колопроктологический

10,2

10,0

10,1

10,0

9,9

10,0

Онкологический 1

14,4

15,0

13,1

14,0

13,7

14,0

Онкологический 2

13,2

13,0

12,8

13,0

11,3

13,0

Гнойно-хирургический

17,2

17,5

17,8

17,5

17,6

17,5

Травматологический

11,6

14,0

10,9

13,0

9,6

13,0

Ортопедический

12,0

12,0

12,4

12,0

12,4

12,0

Урологический

12,0

12,0

12,1

11,5

11,5

11,5

Онкоурологический

13,1

13,5

12,5

13,5

13,3

13,5

Сердечно-сосудистый

14,7

15,0

13,6

15,0

12,2

15,0

Нейрохирургический

14,5

14,5

13,8

14,0

13,9

14,0

Стоматологический хирургический

8,9

9,0

8,6

8,5

8,1

8,5

Оториноларингологический

9,6

10,0

9,2

9,0

8,7

9,0


 

«Усредненный показатель»

12,0

13,1

11,8

12,5

11,4

12,5


 

Показатель «предоперационное пребывание больного» как при плановой, так и при экстренной госпитализации в отчетном году в пределах нормативных значений. Некоторое его увеличение по гнойно-хирургическому профилю обусловлено концентрацией пациентов с синдромом

«диабетическая стопа», требующих зачастую, отсроченного оперативного вмешательства.

Совокупный показатель общей и послеоперационной летальности в отделениях хирургического профиля имеет тенденцию к ежегодному увеличению.

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Летальность (%)

1,53

1,73

1,78

П/о летальность (%)

1,43

1,62

1,67

Летальность от острой хирургической

2,62

5,7

5,4

патологии

     

(утвержденный)

(2,5)

(2,5)

(2,5)

Показатель «дорожной карты» «летальность от острой хирургической патологии» на протяжении последних трех лет складывается выше нормативного значения за счет концентрации на базе нашего учреждения пациентов, переводимых из медицинских учреждений, с тяжелыми осложнёнными формами острого деструктивного панкреатита, желчекаменной болезни, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки в финальной стадии заболевания. Это, как правило, является следствием неадекватного оперативного вмешательства, не соответствующего современным подходам и требованиям в лечении острой хирургической патологии; несвоевременным вызовом специалиста нашего учреждения и поздним переводом на специализированный этап лечения.

При этом, необходимо отметить, что показатель «летальность от острой хирургической патологии» при тяжелых формах острого панкреатита по РФ составляет 60-80%.

В течении года в учреждении проводилась систематическая работа по выявлению дефектов медицинской помощи пациентам с острой хирургической патологией на всех этапах с привлечением представителей администраций, врачей-специалистов медицинских организаций области, осуществляющих первичную госпитализацию.

Показатель «хирургическая активность» на протяжении последних трёх лет имеет тенденцию к ежегодному увеличению за счет расширения перечня и спектра оперативных пособий, приобретения медицинского оборудования, а также систематическим контролем за соблюдением профильности госпитализации на койки хирургического профиля.

 

2013 год

2014 год

2015 год

Количество оперативных пособий

11785

12 445

12 214

Хирургическая активность (%)

73

82

85

В последние годы продолжается рост удельного веса эндоскопических операций в целом по учреждению. Указанный вид пособий является наиболее перспективным, так как наименее травматичен для пациента и позволяет снизить количество послеоперационных осложнений. С позиции экономической эффективности – снижение срока пребывания больного в стационаре, уменьшение расхода лекарственных средств, сокращение периода нетрудоспособности пациента.

Удельный вес эндоскопических операций

Отделение

2013 год

2014 год

2015 год

Центр эндоскопической хирургии

(1-ое, 2-ое хирургические отделения)

25%

35%

37%

Урологическое

15,9%

19%

19,5%

В рамках работы центра эндоскопической хирургии отмечается небольшой рост проведённых оперативных пособий, обусловленный расширением спектра эндохирургических вмешательств. Так в 2015 году внедрены методики лапароскопической резекции желудка, гастроэнтеростомии, спленэктомии, адреналэктомии. Вместе с тем, количество пациентов, нуждающихся в проведении эндохирургических операций, направляемых из учреждений здравоохранения, по-прежнему остаётся незначительным, несмотря на планомерную организационно-методическую и информационно- разъяснительную работу, проводимую с врачами первичного звена, в СМИ, на сайте учреждения. Как следствие – в полной мере не используется существующий потенциал.

Внедрение эндохирургических оперативных вмешательств было продолжено и по другим направлениям. Так, благодаря приобретению эндовидеохирургической стойки с набором инструментов и имплантов, освоена и внедрена методика артроскопической пластики передней крестообразной связки коленного сустава при травматических повреждениях.

Применение метода дистанционной литотрипсии у больных, страдающих нефролитиазом, остается стабильно востребованным. В отчетном году пролечен 571 пациент, выполнено более тысячи сеансов ДЛТ, что составляет максимальную пропускную способность аппарата. Сочетание методов контактной и дистанционной литотрипсий позволило свести практически до минимума открытые хирургические вмешательства при нефролитиазе любой локализации.

 

2013 год

2014 год

2015 год

Количество пролеченных больных

566

574

571

Количество проведенных сеансов

1050

1089

1155

Отдельно хотелось бы остановиться на работе нейрохирургического отделения. В последние годы увеличивается показатель оперативной активности, который в отчетном году повысился до 72%Выполнено 179 реконструктивных операций на прецеребральных артериях при атеросклеротическом поражении с целью вторичной профилактики ОНМК.

Виды оперативных вмешательств

2013 год

2014 год

2015 год

Транскраниальное вмешательство при

31 (РСЦ)

25 (РСЦ)

28 (РСЦ)


 

нетравматических внутримозговых гематомах

16 (ПСО)

10 (ПСО)

20 (ПСО)

Микрохирургические операции при аневризмах артерии головного мозга

16

24

28

Реконструктивные пособия на прецеребральных артериях при стенозирующих процессах (каротидная эндартерэктомия)


 

37


 

55


 

76

Реконструктивные пособия на прецеребральных артериях при стенозирующих процессах (стентирование прецеребральных артерий)


 

53


 

91


 

103

Отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения функционировало по прежнему с перегрузкой. С июня оно работает в круглосуточном режиме по оказанию помощи больным с острым инфарктом миокарда, прослеживается дальнейший рост количества вмешательств.

Эндоваскулярные диагностические и лечебные вмешательства

Вмешательства

2013 год

2014 год

2015 год

Диагностические (кол-во)

1815 (70,1%)

2320 (69%)

2432 (69%)

Лечебные (кол-во)

773 (29,9%)

1046 (31%)

1108 (31%)

Всего

2588

3366

3540

В истекшем году сохраняется тенденция роста лечебных эндоваскулярных вмешательств на магистральных артериях нижних конечностей больным отделений сосудистой и гнойной хирургии. Это позволяет своевременно и в полном объеме проводить коррекцию нарушений кровоснабжения, вследствие окклюзирующих поражений артерий, и избежать, в ряде случаев, ампутации, снизив, тем самым, процент инвалидизации и смертности указанной категории больных.

Лечебные вмешательства на магистральных артериях

Отделение

2013г.

2014г.

2015г.

Отделение сосудистой хирургии

11

32

44

Отделение гнойной хирургии

59

115

131

Всего:

70

147

175


 

Несколько подробнее остановлюсь на аспектах высокотехнологичной медицинской помощи. Оперативные вмешательства выполнялись по шести профилям (травматолого-ортопедический, нейрохирургический, урологический, онкологический, сердечно-сосудистый, и хирургический (абдоминальный).

Проводились микрохирургические вмешательства при злокачественных и доброкачественных новообразованиях головного мозга, реконструктивные вмешательства на экстра- и интракраниальных отделах церебральных артерий, эндоваскулярная коррекция заболеваний аорты и магистральных артерий, эндопротезирование тазобедренных и коленных суставов,

оперативные вмешательства на органах мочеполовой системы с имплантацией синтетических сложных и сетчатых протезов, видеоэндоскопические хирургические вмешательства при раке толстого кишечника; злокачественных опухолей легкого, почки и мочевого пузыря.

Количество проводимых оперативных вмешательств ежегодно увеличивается, в том числе за счёт расширения их спектра. Наиболее отчётливо это прослеживается в группе пациентов травматолого- ортопедического, сердечно-сосудистого и нейрохирургического профилей.

Утвержденный план выполнен на 100%. По ряду профилей (ортопедический, сердечно-сосудистый) запрашивались дополнительные объёмы.

В отчетном году впервые выполнено 19 плановых стентирований коронарных артерий при ИБС, стенокардии высоких градаций.

Профиль

Количество случаев ВМП

2013 год

2014 год

2015 год

Травматолого-ортопедический:

-эндопротезирование тазобедренных суставов

-эндопротезирование коленных суставов


 

247

10


 

276

30


 

329

38

Нейрохирургический

-

102

125

Урологический

-

15

12

Онкологический

-

42

52

Сердечно-сосудистый

-

615

669

Хирургический абдоминальный

-

11

8

Всего

257

1091

1233

 

Высокотехнологичная медицинская помощь


 

В анестезиолого-реанимационном отделении, в связи с ростом оперативной активности, увеличилось количество анестезиологических пособий. Учитывая, что основную долю выполняемых операций составляют объёмные и сложные хирургические вмешательства, а также концентрацию в учреждении пациентов с наиболее тяжёлой патологией, количество пролеченных больных также имеет тенденцию к ежегодному увеличению. В процессе комплексной терапии применялись методы экстракорпоральной детоксикации (390), в т.ч. острый гемодиализ, плазмаферез и гемофильтрация.


 

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество анестезиологических пособий

9138

9632

10032

Количество пролеченных больных

943

1007

1053


 

Следует отметить, что в течение года в подразделениях хирургического профиля применялись новые виды и методы оперативных пособий, в том числе:

  1. стентирование интракраниального сегмента позвоночных артерий при остром нарушении мозгового кровообращения;

  2. гибридные эндоваскулярные вмешательства у больных с атеросклеротическим поражением артерий нижних конечностей;

  3. реканализация хронических окклюзий коронарных артерий при выполнении плановых чрескожных коронарных вмешательств;

  4. микродискэтомия с использованием микроскопа на шейном и поясничном отделах позвоночника при грыжах межпозвонковых дисков;

  5. резекция желудка лапароскопическим доступом при язвенной болезни и начальных стадиях злокачественных новообразований;

  6. лапароскопическая адреналэктомия при новообразованиях надпочечников;

  7. артроскопическая пластика передней крестообразной связки коленного сустава при травматических повреждениях.


 

Терапевтическая служба представлена следующими профилями, указанными на слайде (кардиологический, ревматологический, нефрологический, неврологический, гематологический, эндокринологический, пульмонологический, гастроэнтерологический, токсикологический).

Анализируя показатели, характеризующие эффективность использования коечного фонда терапевтического профиля, следует отметить, что сохраняется превышение нормативного значения показателя «работа койки» в основном за счет подразделений регионального сосудистого центра.

Показатели работы отделений терапевтического профиля

Показатели (усредненные)

2013год

2014год

2015год

Работа койки

356 (329)

354 (329)

351 (329)

Средняя длительность пребывания

(без отделений РСЦ)

14,1 (14,1)

13,8 (13,8)

13,2 (13,4)

Летальность (%) (без отделений РСЦ)

1,84

2,25

2,2

Показатель «средняя длительность пребывания больного на койке» соответствует установленным нормативам и на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению, что является результатом своевременной диагностики и эффективного лечения.

В отчётном году увеличилось количество больных с терминальной стадией ХПН, нуждающихся в проведении заместительной почечной терапии. На 01.01.2016 года на программном гемодиализе находится 145 человек; 1 пациент - на перитонеальном диализе.

Отделение по-прежнему работало в круглосуточном режиме, количество сеансов гемодиализа остается стабильно высоким.

Отделение диализа

 

2013 год

2014 год

2015 год

Количество пациентов

137

(на 01.01.2014г.)

137

(на 01.01.2015г.)

145

(на 01.01.2016г.)

Количество сеансов

21 693

21 514

21 704

Остановлюсь на основных аспектах работы подразделений.

  1. В неврологическом отделении освоена методика использования стабилографической платформы для коррекции вестибулярных нарушений при заболеваниях нервной системы.

  2. В пульмонологическом отделении начато применение современных схем лечения бронхиальной астмы с учётом клинических фенотипов заболевания.

  3. В гастроэнтерологическом отделении внедрены современные методы диагностики воспалительных заболеваний поджелудочной железы согласно национальным клиническим рекомендациям.

  4. В эндокринологическом отделении освоен метод непрерывного суточного мониторирования глюкозы, что дало возможность подбирать оптимальные схемы лечения сахарного диабета.

    В течение пяти лет, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в учреждении функционирует региональный сосудистый центр, выполняющий роль и первичного звена для больных с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.

    Указанная группа заболеваний формирует высокий показатель смертности населения, поэтому своевременное и качественное оказание медицинской помощи позволяет существенно влиять на демографическую ситуацию в регионе.

    Ведущая роль принадлежит организационно-методической и консультативной работе, в том числе с помощью телемедицинских технологий, проводимой врачами РСЦ, что обеспечивает единство определения лечебно-диагностической стратегии в учреждениях, имеющих в своем составе указанные подразделения. В результате - ежегодное увеличение количества переведенных пациентов с острым коронарным синдромом (2013г.

    - 236, 2014г. - 305, 2015г. - 388) из первичных сосудистых отделений.

    Отделение неотложной кардиологии

    Показатель

    2013год

    2014год

    2015год

    Работа койки

    392 (332)

    393 (332)

    376 (332)

    Средняя длительность пребывания на койке

    11,1 (12,0)

    10,9 (12,0)

    10,8 (12,0)

    Летальность (%)

    6,81

    7,44

    7,77

    Летальность при ИМ (%)

    10,3

    12,7

    12,4

    Подробнее рассмотрим результаты работы по оказанию медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом. Как видно из представленной таблицы, койка кардиологического профиля функционирует достаточно интенсивно. Рост показателя «летальность» в динамике за три года связан с увеличением количества пациентов с повторными инфарктами миокарда, имеющих многососудистое поражение коронарных артерий с признаками сердечной недостаточности на фоне тяжелой сопутствующей патологии. В тоже время показатель «летальность при ИМ» остаётся стабильным на протяжении последних двух лет. При этом, досуточная летальность от ИМ уменьшилась почти на 8% (2014г.- 58,6%, 2015г.-50,9%)30% больных госпитализированы после 24 часов от начала заболевания.

    Реперфузионная терапия и рентгенэндоваскулярные вмешательства при ОКС

     

    2013 год

    2014 год

    2015 год

    Количество пациентов, получивших ТЛТ догоспитально

    56

    77

    108

    (26%)

    (39%)

    (61%)

    Всего пациентов, получивших ТЛТ

    213

    199

    178

    Количество пациентов, получивших ТЛТ в РСЦ

    157

    122

    70

    Как видно из представленной таблицы, в отчетном году значительно увеличился % догоспитального тромболизиса с 39% до 61%, что подтверждает полное соблюдение клинических рекомендаций по ведению больных с острым коронарным синдромом на догоспитальном этапе. В тоже время, уменьшение общего количества тромболизисов отражает современные требования: приоритет первичных чрескожных коронарных вмешательств над фармакоинвазивной стратегией.

    Увеличилось количество выполненных коронарографий (2013г - 1356; 2014г - 1582; 2015г.- 1759), и чрескожных коронарных вмешательств (2013г - 491; 2014г - 643, 2015г. - 705). В пересчете на 1 млн. населения количество чрескожных вмешательств для больных с острым коронарным синдромом по-прежнему превышает средний уровень по РФ (по РФ 2014г. - 468)

    Освоены и активно применяются высокотехнологичные методы лечения острого коронарного синдрома: стентирование ствола левой коронарной артерии (2013г. - 8; 2014г - 16; 2015г. -24), бифуркационное стентирование (2013г - 14; 2014г - 28; 2015г. - 41и проведение тромбэктомии из коронарных артерий (2013г - 28; 2014г - 25; 2015г.- 33 ).

    Другим направлением работы РСЦ является оказание медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения.

    Неврологическое отделение для больных с ОНМК

    Показатель

    2013год

    2014год

    2015год

    Количество пролеченных больных

    2013

    2074

    2216

    Работа койки

    425 (333)

    420 (333)

    434 (333)

    Средняя длительность пребывания больного на койке

    12,7 (14,0)

    12,2 (14,0)

    11,7(14,0)

    Летальность (%)

    19,6

    19,2

    19,8

    Ежегодно отмечается увеличение количества больных, пролеченных в неврологическом отделении, что определяет сверхнормативное значение показателя «работа койки» и свидетельствует об интенсивности работы. Показатель «летальность» остаётся стабильным на протяжении последних трёх лет.

    Тромболитическая терапия при ишемическом инсульте

     

    2013г.

    2014г.

    2015г.

    ТЛТ, всего

    40 (в т.ч. 2- селективный тромболизис)

    41 (в т.ч. 3- селективный тромболизис

    92 (в т.ч. 6- селективный тромболизис

    % ТЛТ от ОНМК

    2,37

    2,6

    5,1%

    по ишемическому

    (целевой показатель

    (целевой показатель

    (целевой показатель

    типу

    4%)

    4%)

    5%)

    В 2015 году впервые достигнут целевой показатель, характеризующий процентное соотношение пациентов, получивших тромболитическую терапию к общему количеству больных с ишемическим инсультом, который является одним из ключевых индикаторов по снижению смертности от ОНМК.

    Проведено более трехста церебральных ангиографий; 103 пациентам выполнено стентирование магистральных артерий. Таким образом, в отчетном году, увеличилось количество интервенционных вмешательств при ОНМК по поводу симптомных стенозов, что особенно важно для вторичной профилактики повторных инсультов. Всем больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, с первых суток пребывания в стационаре, проводится комплекс мультидисциплинарной нейрореабилитации, включающий профилактику осложнений и раннюю активизацию.

    Количество рентгенэндоваскулярных процедур при ОНМК

     

    2013 год

    2014 год

    2015 год

    Ангиография церебральных артерий

    185

    314

    302

    Стентирование магистральных атрерий головы

    53

    91

    103


     

    Практически ежедневно в течение года проводилось консультирование больных, поступивших в первичные сосудистые отделения, обсуждение тактики их ведения и целесообразности перевода в РСЦ. Ежемесячно организовывались семинар - совещания и лекционные занятия с персоналом и руководителями лечебных учреждений прикрепленных территорий и первичных сосудистых отделений. Определен алгоритм взаимодействия врачей терапевтов, неврологов, ультразвуковой диагностики, нейрохирургов с целью единства понимания идеологии профилактической помощи при инсультах.


     

    Акушерско-гинекологическая служба представлена: центром охраны здоровья семьи и репродукции, акушерским стационаром и гинекологическим отделением.

    Анализируя работу центра охраны здоровья семьи и репродукции, можно отметить, что за истекший год увеличилось количество принятых пациентов (2013 год- 25479, 2014 год-25476, 2015 год -26347), в основном за счет пациентов с нарушением репродуктивной функции.

    Вырос % охвата ультразвуковыми исследованиями экспертного уровня беременных с 78 до 84% (2013г -19342, 2014 г.-19874,2015 год- 20305). Соответственно, увеличилось количество выявленных врожденных пороков развития плода (2013г.- 147, 2014 год -169, 2015 год - 180). Своевременная диагностика пороков развития позволяет определиться в целесообразности пролонгирования беременности, что, в конечном итоге, предотвращает увеличение перинатальной смертности.

    Сохраняется тенденция роста количества женщин, направленных в Федеральные центры для проведения программы экстракорпорального оплодотворения (2013 год -73, 2014 год -101, 2015 год -109).

    Акушерский стационар развернут на 100 коек.

    В 2015г. принято 2820 родов, что составило 27% от общего количества родов по области (2013год -2994, 2014 год-2882, 2015 год -2820).

    Процент нормальных родов несколько увеличился (2013 год- 20,7%, 2014 год- 21.9, 2015год – 27,4%), однако остается на низких цифрах, что связано с концентрацией в акушерском стационаре беременных и рожениц с тяжёлой соматической и акушерской патологией. Процент оперативных родов стабилизировался, но сохраняется выше среднесложившегося по области из- за большого количества патологических родов (2013 год -29,6%, 2014 год -29,3%,

    2015 год -29,7%).

    В отчетном году не было зарегистрировано гнойно-септических осложнений у родильниц.

    Родилось живыми 2840 детей, в том числе 221 недоношенный (7,8%), против 200(6,9%) - в 2014 году. 14  с экстремально низкой массой тела (2013 год – 211 (16,9%), 2014 год – 200 (6,9%), 2015 год – 221 (7,8%)).

    Высокий процент недоношенных детей обусловлен централизацией в нашем акушерском стационаре рожениц с преждевременнымиродами.

    Показатель общей заболеваемости новорожденных имеет тенденцию к увеличению, что является следствием ухудшения показателя здоровья беременных (2013 год-364‰, 2014 год-410‰, 2015год - 421‰).

    22% от общего количества рожденных детей переведены на вторые этапы выхаживания (2013 год –21,5%, 2014 год -21,7%, 2015 год -22%).

    Родовой травматизм остается в пределах допустимых значений (2013 год – 0,4%,2014 год-0,6%, 2015 год -0,9%).

    Одним из основных индикаторов работы акушерского стационара является показатель перинатальной смертности

    (2013 год -2,6‰, 2014 год -1,4‰, 2015 год – 2,5‰), который остается стабильным на протяжении последних трех лет.

    Показатель ранняя неонатальная смертность в 2015 году увеличился, умерло пять детей, у трех из которых выявлены множественные пороки развития несовместимые с жизнью (2013 год – 1,34‰, 2014 год-0 ,35‰, 2015 год – 1,77‰).

    Акушерским дистанционным консультативным центром выполнено 77 консультаций, осуществлено 28 выездов в медицинские учреждения области. Положительный итог мультидисциплинарного подхода по оказанию помощи беременным, роженицам и родильницам - отсутствие материнской смертности в учреждении.

    Последние годы отделение гинекологии работает стабильно.

    Показатель «работа койки» несколько превышает нормативный уровень (2013

    год-320, 2014 год-342, 2015 год - 330).

    Показатель «среднее пребывание» сохраняется в пределах нормативного значения.

    Показатель «оперативной активности» остается высоким (2013 год-90,6%, 2014 год -91,65%, 2015 год – 89,71% ). В динамике увеличивается процент операций, выполненных лапароскопическим доступом (2013 год- 69%, 2014 год – 74,5%, 2015

    год – 77,6%).

    Не выполнено два показателя дорожной карты: «ранняя неонатальная смертность», «число отказов по новорожденным». Анализ первого показателя был проведен выше. По второму показателю – зарегистрировано шесть отказных детей при нормативном значении пять, которое установлено ниже многолетних статистических данных.


     

    Важный раздел работы учреждения обеспечивает санитарно- эпидемиологическая служба. Ее основной задачей является обеспечение безопасности пациентов от инфекций, связанных с проведением медицинских манипуляций и уменьшением риска заболевания медицинских работников инфекциями, вызываемыми оппортунистическими микроорганизмами.

    В 2015году не регистрировались случаи внутрибольничного инфицирования. Систематически осуществлялась своевременная ротация и внедрение новых дезсредств для обеспечения биологической безопасности пациентов и персонала. Достигнут безопасный уровень привитости сотрудников:

    • против кори — 99,7% ,

    • против краснухи — 91,5% ,

    • против вирусного гепатита В — 97,7%


       

      Диагностическая служба больницы представлена следующими подразделениями:

      1. Рентгенологическое отделение с кабинетом МРТ;

      2. Отделение функциональной диагностики;

      3. Отделение ультразвуковой диагностики;

      4. Отделение эндоскопии;

      5. Клинико-диагностическая лаборатория;

      6. Бактериологическая лаборатория.

Подразделения оснащены медицинским оборудованием, позволяющим своевременно и качественно проводить исследования больным, находящимся на лечении в стационаре и направленными специалистами консультативной поликлиники.

За прошедший год приобретены: ультразвуковой сканер экспертного класса, автоматический гематологический анализатор, видеоколоноскоп, устройства для эндоскопического лигирования вен пищевода и эндоскопический инструментарий для экстракции конкрементов из желчных протоков.

Тем не менее, в эксплуатации остаётся значительное количество изношенного оборудования, требующего плановой, а иногда и экстренной замены.

Работа службы выстроена с учётом потребностей клинических подразделений: в круглосуточном режиме функционируют отделения ультразвуковой диагностики, рентгенологическое, эндоскопическое, клинико-

диагностическая лаборатория. Кадровый состав оптимизирован для выполнения поставленных задач.

Основной объём выполненных исследований приходился на пациентов стационарных отделений. Количество диагностических исследований, выполненных больным по направлению врачей консультативной поликлиники, в динамике, уменьшается, что частично связано с ростом диагностических исследований по месту жительства.


 

Отделения

Поликлиника

(в %)

Стационар

(в %)

Ультразвуковой диагностики

29

71

Функциональной диагностики

27

73

Рентгенологическое,

31

69

- КТ - исследования

5

95

- МРТ- исследования

14

86

Эндоскопическое

30,6

69,4

Клинико-диагностическая лаборатория

15,4

84,6

Бактериологическая лаборатория

9,2

90,8

В отделении ультразвуковой диагностики сохраняется на высоком уровне объём сложных видов исследований. Продолжает увеличиваться количество исследований плевральных полостей, вен конечностей, суставов. В течение последних двух лет, совместно с клиницистами, осваивается направление малоинвазивных вмешательств под ультразвуковым контролем: в отчетном периоде - проводилось дренирование желчного пузыря и протоков. В целом в 2015 году количество вмешательств увеличилось практически в два раза.

Метод исследования

Количество исследований.

2013 г.

2014г.

2015г

Дуплексное исследование сосудов

2986

4875

4801

УЗИ периферических вен

1262

1600

1844

Сонография плевральных полостей

467

570

764

УЗИ суставов

439

535

1167

Лечебно-диагностические вмешательства под контролем ультразвука

---

49

94


 

Приоритетным направлением в работе отделения функциональной диагностики остаются исследования сердечно-сосудистой системы.

Общий объем выполненных исследований за последний год увеличился на 18%, в основном за счёт ЭКГ, ЭХО-кардиографии, суточного мониторирования артериального давления. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения количества проводимых электронейромиографических исследований, так как альтернативных методов диагностики нервно-мышечных заболеваний в Тамбовской области нет.

image

Метод исследования Количество исследований


 

 

2013 г.

2014 г.

2015г.

Эхокардиография с доплеровским анализом

19761

17497

19875

Суточное мониторирование АД

666

1106

1782

Чреспищеводная эхокардиография

77

111

183

Электронейромиография

3109

3790

4863


 

По результатам работы рентгенологического отделения отмечено возрастание числа компьютерных и магнитно-резонансных томографий, при этом доля обычных рентгенологических исследований снижается. Прослеживается устойчивый рост цифровых томографических методик с контрастным усилением в силу их высокой информативности. Изменилась структура лучевых методик, применяемых для диагностики патологии костно-суставного аппарата, за счёт увеличения доли цифровых томографий. Продолжается рост исследований индексации коронарного кальция, что свидетельствует о большой диагностической значимости данной методики в оценке степени кардиоваскулярного риска. За прошедший год освоены новые методики:

    • определение стадии рака прямой кишки при МРТ исследовании;

    • определение перифокальных изменений при компьютерной томографии с контрастным усилением у больных с опухолями мозга.


 

Наименование исследования

Количество исследований

2013 г.

2014 г.

2015г

Рентгенологические методы

60002

51383

42000

Компьютерная томография

3575

4901

5640

КТ с контрастным усилением, в т.ч.

402

1153

1693

Магнитно-резонансная томография

8198

9537

10022

МРТ с контрастным усилением, в т.ч.

319

484

568

Индексация коронарного кальция

14

91

150


 

Возросло количество всех видов исследований, выполненных в эндоскопическом отделении, в том числе количество фиброколоноскопий увеличилось на 28%, гастродуоденоскопий на 14% к уровню 2014г. Увеличилось число лечебных манипуляций.

В 2015 году впервые в учреждении применена методика эндоскопического лигирования варикозно-расширенных вен пищевода, что позволило освоить новый этап лечения больных с циррозом печени.


 

Наименование исследования

Количество исследований

2013 г.

2014 г.

2015г.

Гастродуоденоскопия

8267

7799

8947

Фиброколоноскопия

1478

1581

2034

Фибробронхоскопия

1675

1914

3687

Прочие

97

196

217

Лечебные манипуляции

1979

2183

2428

Клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатории в полном объёме выполняют поставленные перед ними задачи. Проводятся более 300 видов анализов. Особую актуальность приобретают исследования системы гемостаза в связи с активным функционированием регионального сосудистого центра. В клинико-диагностической и бактериологической лабораториях успешно используется программно-аппаратный комплекс

«Лабораторная информационная система».


 

Лекарственное обеспечение является одним из важных направлений организации лечебно-диагностического процесса в учреждении. Основные задачи: обеспечение лечебно-диагностических отделений учреждения качественными и безопасными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями; отпуск медикаментов льготным категориям больных через аптечный пункт; уничтожение, в установленном порядке, наркотических средств и психотропных веществ.

Аптека – основное звено этого направления. Собственное производство экстемпоральных форм осуществлялось по 35 наименованиям, в основном - лекарственные средства наружного применения, в том числе для других лечебных учреждений на возмездной основе.

За счет всех источников финансирования в учреждение поступило лекарственных препаратов, медицинских изделий на общую сумму около 480 млн. руб. (2014г.-388), что на 25% больше уровня 2014 года.

Приоритетом закупок являлся перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Процентное соотношение затрат на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий представлено на диаграмме.

Анализируя представленную диаграмму, необходимо отметить, что увеличение доли расходов на приобретение медицинских изделий связано с закупкой инструментария; расширением ассортимента расходных материалов, имплантов, используемых для проведения оперативных пособий при оказании высокотехнологичной помощи.

Уменьшение на 2% затрат на приобретение лекарственных препаратов связано с закупкой отечественных и импортных дженериков по результатам торгов.

С целью эффективного использования выделенных денежных ресурсов, закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий в 98% случаях осуществлялась конкурентными способами, в основном – путем проведения открытых электронных аукционов. За отчетный период учреждением подготовлено всего 512 аукционов на сумму более 770 млн.руб., в том числе 135 совместных аукционов.

По результатам совместных торгов экономия составила более 110 млн. руб., в т.ч. по нашему учреждению - 40 млн. руб. Указанные средства были направлены на расширение спектра приобретаемых лекарственных препаратов и медицинских изделий, что позволило увеличить объемы и качество медицинской помощи.

Всего в 2015 г. учреждением заключено 411 контрактов и более 250

  1. договоров.

    Вместе с тем, хотелось бы отметить ряд проблем, которые оказывали негативное влияние на лекарственное обеспечение учреждения:

    • постоянное изменение законодательства в сфере закупок;

    • увеличение количества забракованных серий лекарственных препаратов и медицинских изделий;

    • несвоевременное исполнение обязательств поставщиками по контрактам.

      В 2015 году, в соответствии с государственным заданием, реализация медикаментов льготной категории населения осуществлялось аптечным пунктом. Всего получено препаратов на общую сумму более 380 млн. рублей, что на 19% больше уровня 2014 года, в том числе 55 млн. руб. – средства регионального бюджета.

      Средства федерального бюджета по 7 нозологиям составили более 250 млн. руб., что на 51% выше уровня 2014 года.

      Плановое задание по количеству обслуженных пациентов перевыполнено на

      17% (2510 пациентов).

      Кроме того, в результате розничной торговли медикаментами учреждением получен доход более 600 тысяч рублей.


       

      Клинико-экспертная работа, включающая в себя проведение широкой сети мероприятий по повышению эффективности функционирования учреждения, ведется по нескольким направлениям: анализ, мониторинг, оценка, инновации, разрешение конфликтов, принятие административно-управленческих решений. Проведение данной работы реализуется врачебной комиссией, осуществляющей контроль над всем процессом, при этом немалая роль отводится собственно экспертной работе.

      В отчетном году, при осуществлении внутреннего контроля, акцент сделан на соответствие оказываемой медицинской помощи стандартам, клиническим рекомендациям и протоколам ведения больных. Цель - повышение качества с помощью анализа выявленных ошибок, совместное обсуждение проблемных моментов, принятие решений, направленных на устранение причин их возникновения, а не на выявление дефектов и применение финансовых санкций к подразделениям. В текущем режиме, в соответствии с графиком работы клинико-экспертного отдела, осуществлялась экспертиза амбулаторных карт консультативно- диагностической поликлиники, а также случаев законченного лечения в стационаре. В результате выявлено: несоответствие оформления амбулаторных карт критериям оценки качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; случаи необоснованной госпитализации пациентов, на круглосуточные койки нейрохирургического отделения, которым показано проведение консервативной терапии; необоснованная задержка пациентов в стационаре урологического отделения при проведении диагностических инвазивных вмешательств. По результатам

      проводимой экспертизы принимались решения по реорганизации коечного фонда, пересматривались показания для госпитализации.

      Данные внутреннего контроля качества подробно разбирались в ходе рабочих совещаний с врачебными коллективами подразделений, ежемесячно озвучивались на заседаниях медицинского совета. Одновременно разрабатывались мероприятия, направленные на улучшение качества оказываемой медицинской помощи; определялись сроки устранения нарушений, намечались даты повторных экспертиз. В случае выявления дефектов при повторном контроле, принимались решения о вынесении административных взысканий, применялись штрафные санкции к подразделениям. Сумма санкций по результатам внутреннего контроля в течении последних лет остается на прежнем уровне, в тоже время сумма санкций при проведении ведомственного контроля СМО увеличилась на 32% по отношению к 2014г.

      Результаты контроля качества

      Показатель

      2013 год

      2014 год

      2015 год

      Сумма штрафов при проведении внутреннего контроля (руб.)

      598 697

      611 374

      676 371

      Сумма санкций при проведении ведомственного контроля СМО (руб.)

      2 820 007

      3 298 363

      4 357 321

      Это объясняется высокими тарифами законченного случая лечения по КСГ, а также увеличением количества проверок в 2015 году, проводимых страховой медицинской организацией. Тем не менее, соотношение: полученный доход – санкции сопоставимо с 2014 годом.


       

      Необходимо отметить, что по результатам проверок СМО, большую часть составляют дефекты, не повлиявшие на состояние здоровья пациентов, связанные с несоблюдением кратности предоставления услуги в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи; дефекты оформления первичной медицинской документации, а также нарушения, связанные с необоснованным применением тарифа на медицинскую помощь. Считаю, что сумму финансовых санкций можно уменьшить как минимум вполовину, если персонал будет более ответственно относиться к своим должностным обязанностям, в том числе корректно и своевременно предоставлять данные для формирования реестров и счетов на оплату медицинской помощи.

      В отчетном году, по результатам экспертиз СМО, проводилась претензионная работа с привлечением специалистов фонда обязательного медицинского страхования, большая часть замечаний признана необоснованной.

      Планомерная работа по улучшению качества оказываемой медицинской помощи требует от администрации учреждения постоянного и глубокого мониторинга показателей, включающих информацию, исходящую от: пациентов, медицинских работников, общественности. При этом, объективным источником подобной информации являются результаты медико-социологических опросов пациентов и их родственников, а также

      анализ жалоб населения по вопросам качества оказания медицинской помощи и соблюдения прав пациента.

      Обращения граждан

      Вопросы, отраженные в обращении

      поликлиника

      стационар

      Акушерский стационар

      итого

      Качество оказания медицинской помощи

      9

      15

      2

      26 (20%)

      Лекарственное обеспечение

      15

      6

       

      21 (17%)

      Медицинская этика и деонтология

      5

      8

      1

      14 (11%)

      Прочие

      45

      4

      17

      66 (52%)

      Всего

      74

      33

      20

      127

      Всего за отчетный период поступило 127 обращений, 20% из которых были связаны с качеством оказания медицинской помощи, 17% – с лекарственным обеспечением, 11% – с вопросами медицинской этики и деонтологии. Остальные обращения, в основном, касались режима работы поликлиники и диагностических подразделений, возможности получения определенного вида медицинской помощи.

      По факту каждой жалобы проводилось комиссионное служебное расследование, в особо спорных и сложных случаях - результаты расследования выносились на рассмотрение лечебно-контрольной комиссии, совета по этике и деонтологии. По всем обращениям заявителям были предоставлены исчерпывающие ответы с разъяснением ситуации.

      Систематически проводилась работа по анкетированию пациентов находившихся в подразделениях, с целью изучения удовлетворенности оказанной медицинской помощью. При проведении анкетирования, наибольшее количество замечаний связано с нарушением норм медицинской этики и деонтологии, особенно в приемном отделении, регистратуре, отделениях диализа, эндокринологии. Выявленные проблемы обсуждались на собраниях трудового коллектива подразделений. Впоследствии, психологом проводилась оценка эмоционально-волевых и личностных характеристик персонала, с дальнейшим проведением психологических тренингов.

      Одновременно, в практику работы введены систематические занятия психологов с пациентами, направленные на адаптацию их психического статуса к имеющимся заболеваниям.

      Другое важное направление работы - формирование формулярной политики учреждения на основе стандартов, клинических рекомендаций и протоколов ведения больных; проведение комплексного фармакоанализа с целью оптимизация расхода лекарственных средств. Для этого, ежедневно, с привлечением клинических фармакологов проводилась экспертиза медицинских карт стационарных больных по обоснованности проводимых диагностических исследований, объему и качеству медикаментозной терапии с последующим обсуждением на оперативных совещаниях в подразделениях. В результате проводимой работы, в учреждении исключены из применения препараты, относящиеся к категории вспомогательных, эффект и влияние

      которых на прогноз неизвестны; сокращен объем необоснованной инфузионной терапии и антибактериальных препаратов.


       

      Организационно-методическая работа включала как проведение комплекса организационных мероприятий в учреждении, так и методическую помощь учреждениям здравоохранения области, направленную на повышение качества, доступности медицинской помощи населению, преемственности в лечебно-диагностическом процессе.

      Стабильное функционирование учреждения во многом зависит от деятельности общественных институтов: медицинского совета, совета сестер, совета по лечебному питанию; комиссий – врачебной, лечебно-контрольных (по направлениям), по профилактике внутрибольничной инфекции, по инфекционной безопасности, по изучению летальных исходов, формулярной.

      Проведено: 10 собраний трудового коллектива; 36 общебольничных врачебных конференций; 12 клинико-анатомических конференций; 25 заседаний медицинского совета; 54 ЛКК; 35 КИЛИ; 250 заседаний врачебной и 14 - формулярной комиссий.

      В работе конференций и комиссий делался акцент на вопросах комплексной клинической и экономической оценки эффективности и безопасности использования лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

      Подготовлен и утвержден комплексный план работы учреждения на 2016г.


       

      Экономическая служба.

      В отчетном году финансирование учреждения осуществлялось из средств обязательного медицинского страхования, федерального и областного бюджетов и средств, полученных от оказания платных медицинских услуг и иной, приносящей доход деятельности.

      Оплата медицинских услуг производилась за:

      1. законченный случай в круглосуточном стационаре по клинико- статистическим группам;

      2. законченный случай в дневных стационарах всех типов;

      3. врачебные посещения в консультативно-диагностической поликлинике;

      4. отдельные виды медицинских услуг по направлениям других медицинских организаций.

Государственные задания, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджетов различных уровней, выполнялись по направлениям: предоставление специализированной медицинской амбулаторно-поликлинической помощи по специальности «профпатология», предоставление круглосуточной стационарной специализированной высокотехнологичной медицинской помощи по отдельным профилям, организация обеспечения лекарственными препаратами.

Выполнение утвержденных плановых государственных заданий в 2015 году составило:


 

амбулаторно-поликлиническая помощь - 100 %;

медицинская помощь в круглосуточном стационаре,

в том числе ВМП - 101 %;


 

медицинская помощь в условиях дневных стационаров - 100 %.

Способ оплаты медицинских услуг по клинико-статистическим группам является для учреждения наиболее оптимальным. Как следствие - полученный доход увеличился на 40 % в отчетном году при сопоставимых объемах оказанной медицинской помощи. Кроме того, увеличение объемов и расширение перечня высокотехнологичных видов медицинской помощи, позволило дополнительно получить около 30 млн. руб.

В отчетном году, в соответствии с Указом Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", продолжалась работа по совершенствованию системы оплаты труда с целью повышения престижности работы в учреждении, мотивации персонала к исполнению медицинских услуг надлежащего качества. Учитывая рекомендации Министерства здравоохранения РФ, было разработано, утверждено и согласовано Положение по оплате труда работников, предусматривающее увеличение окладов медицинского персонала на 65% прочего персонала - на 25%.

Продолжалось совершенствование подходов к определению стимулирующих выплат, с учетом выполнения утвержденных показателей и критериев качества работы персонала в рамках заключенных эффективных контрактов.

Подведение итогов работы учреждения ежемесячно проводилось на заседании комиссии.

Утвержденные целевые показатели «дорожной карты» по уровню средней заработной платы выполнены по всем категориям персонала.

Средняя заработная плата в целом по учреждению в 2015 году составила около 23 тысяч. руб., рост к 2014г. составил 14% ( 2013г. - 16 059 рублей, 2014г. - 20 131 рублей, 2015г. - 22 983 рубля).

Средняя заработная плата по категориям персонала представлена на слайде. Показатель характеризует уровень средней заработной платы на среднесписочную численность в целом по учреждению.

Категория работников

2013 год

2014 год

2015год

Врачи и работники, имеющие фармацевтическое или иное высшее образование


 

28 575


 

37 210


 

41 100 (рост 10%)

Средний мед. персонал

14 932

19 110

20 523 (рост 7%)

Младший мед. персонал

9 104

13 152

13 946 (рост 6%)

Прочий персонал

14 406

15 414

16 321 (рост 5%)

У врачей она выросла по сравнению с предыдущим годом на 10%, среднего медицинского персонала - на 7%, младшего медицинского персонала - на 6%.

Увеличению фонда оплаты труда так же способствовало привлечение средств, полученных от оказания платных медицинских услуг и иной приносящей доход деятельности, в том числе за оказанные услуги по

стационарной помощи женщинам в период родов и послеродовой период («родовые сертификаты»). Из вышеуказанных источников на оплату труда направлено более 38 млн. руб. (49,5 млн. руб. со 2 ст.)

В 2015 году, в рамках оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, дополнительно привлечено более 81 млн. руб., что на 16% выше 2014 годаУвеличению дохода способствовало расширение перечня услуг, совершенствование организации процесса. Учитывая действующие ограничения в использовании средств обязательного медицинского страхования, (в частности, закупка основных средств стоимостью не выше

100 тыс. руб. за единицу) и отсутствие целевых субсидий из областного бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы учреждения, увеличение дохода из вышеуказанного источника является важным ресурсом для учреждения.


 

Хозяйственная деятельность: в течение отчётного года были выполнены работы по текущему ремонту помещений практически во всех корпусах учреждения на сумму около 21 млн. руб., в т.ч. с учетом привлеченных ресурсов. Основные усилия были сконцентрированы на ремонте 6 этажа хирургического корпуса. Проведены работы по замене кровли здания губернской земской больницы (главный корпус).

В рамках исполнения государственной программы «Доступная среда», проводилась работа по обеспечению физической и информационной доступности среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения:

  • произведена замена 2-х лифтов с системой голосового оповещения и тактильной информацией.

    В рамках требований противопожарной безопасности выполнялась реконструкция системы пожарной сигнализации и управления эвакуацией в отдельных подразделениях учреждения.

    В соответствии с требованиями законодательства «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» выполнялись энергосберегающие мероприятия, направленные на рациональное использование ресурсов. Осуществлена замена оконных и дверных блоков на конструкции из ПВХ и металла; закончены работы по устройству вентилируемого фасада и утепления 2–х корпусов; организована поэтапная замена осветительных приборов на светодиодные; своевременно осуществлялся ремонт инженерных сетей и санитарно-технического оборудования. Комплекс выполненных мероприятий позволил снизить годовые объёмы потребления в натуральном выражении:

    • электроэнергии на 10 %;

    • тепловой энергии на 6,7 %;

    • горячего водоснабжения на 11 %;

    • водопотребления и водоотведения на 15,7 %.

При этом, несмотря на рост тарифов по всем видам ресурсов, экономия в ценовом выражении составила более 1,2 млн. руб.

Сохраняется ряд проблем по поддержанию на уровне эксплуатационных требований зданий, сооружений и коммуникаций, а также выполнение в полном объеме мероприятий противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и соблюдения санитарных норм и правил. Значительные финансовые ресурсы необходимы для исполнения предписаний Роспотребнадзора и Ростехнадзора:

  • строительство централизованного стерилизационного отделения, прачечной;

  • проведение капитального и текущего ремонта в 70 % помещений;

  • модернизация инженерных сетей электро-, водо- и теплоснабжения, вентиляционной системы;

  • замена выработавшего эксплуатационный ресурс пассажирского лифтового оборудования в терапевтическом корпусе.


 

Задачи на 2016 год:

  1. Выполнение плановых заданий в соответствии с «программой государственных гарантий», в том числе по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи. Выполнение целевых показателей «дорожная карта».

  2. Выполнение порядков, стандартов медицинской помощи в полном объеме и, как следствие  повышение качества медицинских услуг.

  3. Совершенствование системы оплаты труда в учреждении с учетом оценки деятельности по утвержденным критериям, в соответствие с утвержденным положением по оплате труда.

  4. Выполнение плана мероприятий по повышению профессионального уровня медицинских кадров.

  5. Укомплектование учреждения квалифицированными медицинскими кадрами.

  6. Проведение агитационной работы среди выпускников школ по привлечению в профессию, выдача целевых направлений для поступления в медицинские ВУЗы и медицинский колледж.

  7. Улучшение качества оказания медицинской помощи за счет: оптимизации медикаментозной терапии на основе стандартов, клинических рекомендаций и протоколов ведения больных; обсуждения в подразделениях результатов экспертизы внутреннего и ведомственного контроля.

  8. Совершенствование медицинской помощи пациентам с сосудистыми заболеваниями сердца и головного мозга – увеличение количества рентгенэндоваскулярных вмешательств на церебральных артериях, первичных чрескожных вмешательств в острой стадии инфаркта миокарда.

  9. Расширение спектра и перечня оперативных вмешательств лапароскопическим доступом.

  1. .Дальнейшее освоение артроскопической пластики передней крестообразной связки коленного сустава.

  2. .Проведение комплекса организационно-технических мероприятий по приведению системы защиты информационных систем персональных данных в соответствие требованиям законодательства.

  3. .Организация работы пользователей со средствами электронной подписи в медицинской информационной системе.

  4. .Внедрение модуля «Аптека» медицинской информационной системы. 14.Рациональное, целевое и эффективное использование финансовых и

материальных ресурсов.

15.Выполнение мероприятий по охране труда и технике безопасности.

16. Выполнение предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора.

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////