|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- М.А.Осоргин. «Пенснеª
Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с
Вариант 1
верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на
пол и разбилось в мельчайшие осколки.
И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой
книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее
глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое,
В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
раздражающее. И вдруг - раз! - и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут
любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне
В2. Какой этап развития действия представлен?
почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он
лежал спокойно у стены, и... рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись
В3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в
стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
тексте: «пенсне, новенькое, тугое, раздражающееª.
Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я
дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга,
В4. Как называется средство художественной выразительности:
ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай
«физиономия моего пенснеª?
и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но
нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней
В5. Укажите термин, обозначающий средство художественной
прогулки, чтобы понять, что это - не случай и не недоглядка.
выразительности: «пенсне - наездник моего носаª.
Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое,
словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения,
В6. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся
такой трусости, точно не оно - наездник моего носа, точно не я без него, а оно
для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому:
«Где оно
без меня не может существовать.
шлялось? Что перевидало? И чем объяснить?»
Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)?
И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку,
В7. Укажите название художественного приёма: «Я слеп, слепы знакомые,
заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его
слепа прислуга».
бдительность?
На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло
С1. Каков характер героя-пенсне в этом фрагменте?
долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, - в
этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.
С2. В чём юмор и в чём драматизм рассказа?
Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько
часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал
С3. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.
ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно
«странно упало». Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда
не случается!
Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до
моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена
ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях,
между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это - чепуха.
|