М.А. Осоргин «Пенсне». Тест с ответами по литературе (8 класс)

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.А. Осоргин «Пенсне». Тест с ответами по литературе (8 класс)

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

М.А.Осоргин. «Пенснеª
Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с
Вариант 1
верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на
пол и разбилось в мельчайшие осколки.
И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой
книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее
глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое,
В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
раздражающее. И вдруг - раз! - и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут
любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне
В2. Какой этап развития действия представлен?
почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он
лежал спокойно у стены, и... рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись
В3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в
стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
тексте: «пенсне, новенькое, тугое, раздражающееª.
Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я
дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга,
В4. Как называется средство художественной выразительности:
ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай
«физиономия моего пенснеª?
и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но
нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней
В5. Укажите термин, обозначающий средство художественной
прогулки, чтобы понять, что это - не случай и не недоглядка.
выразительности: «пенсне - наездник моего носаª.
Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое,
словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения,
В6. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся
такой трусости, точно не оно - наездник моего носа, точно не я без него, а оно
для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому:
«Где оно
без меня не может существовать.
шлялось? Что перевидало? И чем объяснить?»
Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)?
И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку,
В7. Укажите название художественного приёма: «Я слеп, слепы знакомые,
заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его
слепа прислуга».
бдительность?
На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло
С1. Каков характер героя-пенсне в этом фрагменте?
долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, - в
этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.
С2. В чём юмор и в чём драматизм рассказа?
Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько
часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал
С3. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.
ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно
«странно упало». Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда
не случается!
Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до
моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена
ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях,
между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это - чепуха.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

М.А.Осоргин. «Пенснеª
заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо - но
Вариант 2
карандаша нет. Ежась от холода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш
(обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув
Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается? Часы шагают,
под себя одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную
хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется,
потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку -
раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого
карандаш в ней.
толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа,
висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, - но лицо у
нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и
В1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят
легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в
фрагмент?
серьгах,
- и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики:
демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-
В2. Какой этап развития действия представлен?
термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая
сплетница - почтовая марка.
В3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, - живое существо, может
тексте:
«лицо забулдыжно-актерскоеª,
«жалкая душонкаª,
«добродушный
только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник,
комикª.
например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.
Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни
В4. Как называется значимая подробность в тексте литературного
вещей - не всех, а некоторых. Это - страсть к путешествиям. Таковы: коробка
произведения:
«Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель,
спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много
находите там спички, запонку, открытое письмо - но карандаша нетª?
лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а
впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять - на
В5. Укажите термин, обозначающий средство художественной
минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические
выразительности: «письмо подмигиваетª, «ножницы кричатª, « книги дышатª.
(семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в
таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел;
В6. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся
на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность
для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому: «Что вещи
поступков.
живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»?
Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то
чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не
В7.
Как называется тонкая, скрытая насмешка в литературном
приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления
произведении:
«Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в
об их пассивности и «неодушевленности»,
- я бы и посейчас думал так
серьгах,
- и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики:
элементарно.
демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-
Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью «теряется» в
термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая
складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным
сплетница - почтовая марка»?
жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту - карандаша нет. Вы
шарите, ищите, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под
С1. Каким предстаёт рассказчик в приведённом фрагменте?
подушкой, на коврике, на столике: нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

С2. Как вы определите главную проблему и идею рассказа «Пенснеª?
раскройте свою мысль.
С3. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.
Ответы
Вариант 1
В1. рассказ
В2. развязка
В3. эпитет
В4. олицетворение
В5. метафора
В6. риторический вопрос
В7. повтор
Вариант 2
В1. эпос
В2. экспозиция
В3. эпитет
В4. деталь / художественная деталь
В5. олицетворение
В6. риторический вопрос
В7. ирония

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////