А.П. Платонов «Возвращение». Тесты с ответами по литературе (8 класс)

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.П. Платонов «Возвращение». Тесты с ответами по литературе (8 класс)

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А.П.Платонов. «Возвращениеª
- Он ел его, - сказал Петрушка. - Нашему войску изюм тоже дают. Наши
бойцы, гляди, какие мордастые ходят, они харчи едят... Настька, чего ты села -
Вариант 1
в гости, что ль, пришла? Чисть картошку, к обеду жарить будем на сковородке...
Одним пирогом семью не укормишь!
В доме отец умылся и сел за стол. Он вытянул ноги, закрыл глаза и
почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала.
В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное
Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его
произведение.
лице, и глаза резала боль под закрытыми веками - они хотели теперь отдыха в
сумраке или во тьме.
В2. О событиях какой войны рассказывается в произведении?
Пока он сидел, вся его семья хлопотала в горнице и на кухне, готовя
праздничное угощение. Иванов рассматривал все предметы дома по порядку -
В3. Укажите термин, обозначающий средство художественной
стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на
выразительности: «морщины усталостиª.
подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и
скучали по нем. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с
В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «вновь
каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал
знакомясь с каждым <предметом >, как с родственником, жившим без него в
устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих
тоске и бедностиª?
детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре
года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в
не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях
тексте: «незнакомая заросшая дорогаª, «тревожная жизньª.
жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного
дома. Иванов вспомнил еще запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли
В6. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает
лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной
важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
жизнью. Что она делает сейчас и как устроилась жить по-граждански, Маша -
дочь пространщика? Бог с ней...
В7. Как называется изображение в художественном произведении
Иванов видел, что более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что
внутренней обстановки помещения: «Иванов рассматривал все предметы дома
он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не
по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья,
надо, и как надо делать правильно. Настя покорно слушалась Петрушку и уже
цветы на подоконниках, русскую кухонную печь...»?
не боялась отца, как чужого человека; у нее было живое сосредоточенное лицо
ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому
С1. С помощью каких изобразительных средств автор передаёт чувства героя
что она не обижалась на Петрушку.
в этом фрагменте и какие именно чувства?
- Настька, опорожни кружку от картошечной шкурки, мне посуда нужна...
Настя послушно освободила кружку и вымыла ее. Мать меж тем поспешно
С2. Какие ещё рассказы об историческом событии, изображённом в этом
готовила пирог-скородум, замешанный без дрожжей, чтобы посадить его в
произведении, вам известны? Что их объединяет с рассказом «Возвращениеª?
печку, в которой Петрушка уже разжег огонь.
- Поворачивайся, мать, поворачивайся живее! - командовал Петрушка. -
С3. Раскройте смысл названия рассказа.
Ты видишь, у меня печь наготове. Привыкла копаться, стахановка!
- Сейчас, Петруша, я сейчас, - послушно говорила мать. - Я изюму
положу, и все, отец ведь давно, наверно, не кушал изюма. Я давно изюм берегу.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А.П.Платонов. «Возвращениеª
деревенская дорога; лишь из города, из улицы, в которую входила дорога, бежали
вдалеке какие-то двое ребят; один был побольше, а другой поменьше, и больший, взяв
Вариант 2
за руку меньшего, быстро увлекал его за собою, а меньший, как ни торопился, как ни
хлопотал усердно ножками, а не поспевал за большим. Тогда тот, что был побольше,
Их отец сидел в тот час на вокзале. Он уже выпил двести граммов водки и
волочил его за собою. У последнего дома города они остановились и поглядели в
пообедал с утра по талону на путевое довольствие. Он еще ночью окончательно решил
сторону вокзала, решая, должно быть, идти им туда или не надо. Потом они посмотрели
уехать в тот город, где он оставил Машу, чтобы снова встретить ее там и, может быть,
на пассажирский поезд, проходивший через переезд, и побежали по дороге прямо к
уже никогда не разлучаться с нею. Плохо, что он много старше этой дочери
поезду, словно захотев вдруг догнать его.
пространщика, у которой волосы пахли природой. Однако там видно будет, как оно
получится, вперед нельзя угадывать. Все же Иванов надеялся, что Маша хоть немного
В1. Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
обрадуется, когда снова увидит его, и этого будет с него достаточно; значит, и у него
есть новый близкий человек, и притом прекрасный собою, веселый и добрый сердцем.
В2. Укажите воинское звание героя.
А там видно будет!
Вскоре пришел поезд, который шел в ту сторону, откуда только вчера прибыл
В3. Укажите термин, обозначающий средство художественной
Иванов. Он взял свой вещевой мешок и пошел на посадку. «Вот Маша не ожидает меня,
выразительности: «волосы пахли природойª.
- думал Иванов. - Она мне говорила, что я все равно забуду ее и мы никогда с ней не
увидимся, а я к ней еду сейчас навсегдаª.
Он вошел в тамбур вагона и остался в нем, чтобы, когда поезд пойдет, посмотреть
В4. В приведённом фрагменте дважды встречается фраза «где у него
в последний раз на небольшой город, где он жил до войны, где у него рожались дети...
рожались детиª - «где остались его детиª. Как называется этот
Он еще раз хотел поглядеть на оставленный дом; его можно разглядеть из вагона,
композиционный приём?
потому что улица, на которой стоит дом, где он жил, выходит на железнодорожный
переезд и через тот переезд пойдет поезд.
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в
Поезд тронулся и тихо поехал через станционные стрелки в пустые осенние поля.
тексте: «пустые осенние поляª, «оставленный домª.
Иванов взялся за поручни вагона и смотрел из тамбура на домики, здания, сараи, на
пожарную каланчу города, бывшего ему родным. Он узнал две высокие трубы вдалеке:
В6. Как называется воспроизведение речи действующего лица, обращённой
одна была на мыловаренном, а другая на кирпичном заводе; там работала сейчас Люба у
кирпичного пресса; пусть она живет теперь по-своему, а он будет жить по-своему.
к самому себе и отражающей душевное состояние персонажа: ««Вот Маша не
Может быть, он и мог бы ее простить, но что это значит? Все равно его сердце
ожидает меня, - думал Иванов. - Она мне говорила, что я все равно забуду ее и
ожесточилось против нее, и нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с
мы никогда с ней не увидимся, а я к ней еду сейчас навсегдаª?
другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с
мужем. А то, что Люба стала близкой к своему Семену или Евсею потому, что жить ей
В7. Как называется значимая подробность в литературном произведении:
было трудно, что нужда и тоска мучили ее, так это не оправдание, это подтверждение ее
«Он уже выпил двести граммов водки и пообедал с утра по талону на путевое
чувства. Вся любовь происходит из нужды и тоски; если бы человек ни в чем не
довольствие»?
нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека.
Иванов собрался было уйти из тамбура в вагон, чтобы лечь спать, не желая
С1. С помощью каких изобразительных средств автор передаёт чувства героя
смотреть в последний раз на дом, где он жил и где остались его дети; не надо себя
в этом фрагменте и какие именно чувства?
мучить напрасно. Он выглянул вперед - далеко ли осталось до переезда, и тут же
увидел его. Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога,
шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов,
С2. Какую роль играет мотив дороги в этом рассказе?
ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух
базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом
С3. Раскройте смысл названия рассказа.
сена или возвращается обратно в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОТВЕТЫ
Вариант 1
В1. эпос
В2. Великая Отечественная война
В3. метафора
В4. сравнение
В5. эпитет
В6. диалог
В7. интерьер
Вариант 2
В1. рассказ
В2. капитан
В3. метафора
В4. повтор
В5. эпитет
В6. внутренний монолог
В7. деталь / художественная деталь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////