|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- А.П.Платонов. «Возвращениеª
- Он ел его, - сказал Петрушка. - Нашему войску изюм тоже дают. Наши
бойцы, гляди, какие мордастые ходят, они харчи едят... Настька, чего ты села -
Вариант 1
в гости, что ль, пришла? Чисть картошку, к обеду жарить будем на сковородке...
Одним пирогом семью не укормишь!
В доме отец умылся и сел за стол. Он вытянул ноги, закрыл глаза и
почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала.
В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное
Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его
произведение.
лице, и глаза резала боль под закрытыми веками - они хотели теперь отдыха в
сумраке или во тьме.
В2. О событиях какой войны рассказывается в произведении?
Пока он сидел, вся его семья хлопотала в горнице и на кухне, готовя
праздничное угощение. Иванов рассматривал все предметы дома по порядку -
В3. Укажите термин, обозначающий средство художественной
стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на
выразительности: «морщины усталостиª.
подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и
скучали по нем. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с
В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «вновь
каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал
знакомясь с каждым <предметом >, как с родственником, жившим без него в
устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих
тоске и бедностиª?
детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре
года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в
не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях
тексте: «незнакомая заросшая дорогаª, «тревожная жизньª.
жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного
дома. Иванов вспомнил еще запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли
В6. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает
лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной
важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
жизнью. Что она делает сейчас и как устроилась жить по-граждански, Маша -
дочь пространщика? Бог с ней...
В7. Как называется изображение в художественном произведении
Иванов видел, что более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что
внутренней обстановки помещения: «Иванов рассматривал все предметы дома
он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не
по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья,
надо, и как надо делать правильно. Настя покорно слушалась Петрушку и уже
цветы на подоконниках, русскую кухонную печь...»?
не боялась отца, как чужого человека; у нее было живое сосредоточенное лицо
ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому
С1. С помощью каких изобразительных средств автор передаёт чувства героя
что она не обижалась на Петрушку.
в этом фрагменте и какие именно чувства?
- Настька, опорожни кружку от картошечной шкурки, мне посуда нужна...
Настя послушно освободила кружку и вымыла ее. Мать меж тем поспешно
С2. Какие ещё рассказы об историческом событии, изображённом в этом
готовила пирог-скородум, замешанный без дрожжей, чтобы посадить его в
произведении, вам известны? Что их объединяет с рассказом «Возвращениеª?
печку, в которой Петрушка уже разжег огонь.
- Поворачивайся, мать, поворачивайся живее! - командовал Петрушка. -
С3. Раскройте смысл названия рассказа.
Ты видишь, у меня печь наготове. Привыкла копаться, стахановка!
- Сейчас, Петруша, я сейчас, - послушно говорила мать. - Я изюму
положу, и все, отец ведь давно, наверно, не кушал изюма. Я давно изюм берегу.
|