Тест для учителей марийского языка - 2020 год

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Тест для учителей марийского языка - 2020 год

 

 

Тест для учителей марийского языка
1. Кугу руш поэт Лев Ошанинын семинарийыштыже могай марий поэт тунемын:
1.
В. Колумб
2.
Я. Ялкайн
3.
О. Ипай
4.
Г. Матюковский
2. В. Колумбын дипломный пашаж семын могай поэзий сборник лектын:
1.
«Тулгайык»
2.
«Порылык »
3.
«Палыме лийына»
4.
«Толза муро памашем воктек»
3. Кö каласен нине корнылам:
Мÿкшым тошкалат гынат,
Мÿй тамым луктеш.
1. М. Казаков
2. В. Колумб
3.И. Горный
4. С. Вишневский
4.
«Кумшо марла книгам» кö ямдылен:
1.Н. Мухин
2. И. С. Михеев
3.С. Чавайн
4. П. Г. Григорьев
5.
«Чонеште, ... ,чонеште. Налме корнет моткоч чын. Йÿкет яндаремын, йылмет
виянеш. Мый тыланет пеш куанем».-М.Шкетан нине корнылам могай поэтлан
пöлеклен?
1. Ш. Осып
2.О. Ипай
3. Г. Микай
4. Мухин
6. Дмитрий Орайын «Чолга шÿдыр» повестьше могай ийыште савыкталт лектын?
1.
1950 ий
2.
1948 ий
3.
1945 ий
4.
1956 ий
7.
«Марий синоним мутерын» авторышт:
1. Л.П. Васикова, З.К. Иванова
2. М.Г. Иванов, Е.Н. Мустаев
3. Ф. Грачева, В. Т.Тимофеева
4. А. Е. Китиков, И. С. Иванов
8.
«Марий посол-влак Иван Грозный дене» радынан авторжо:
1. А. В. Григорьев
2. Е. Атлашкина
3.А. Пушков
4. И. Ямбердов
9. Озан учительский семинарийым каласыме ен кокла гыч эн ондак кö тунем
пытарен:
1.В. М. Васильев
2. Г. Микай
3. С. Г. Чавайн
4. Вл. Мухин
10.Марий государственный пединститутлан могай ийыште Н.К.Крупскаян
лÿмжым пуымо?
1.
1933 ий
2.
1948 ий
3.
1950 ий
4.
1930 ий
11. Первый марий ÿдырамаш профессор - филологын лÿмжо:
1.
В.Т. Тимофеева
2.
З.К. Иванова
3.
Л.П. Васикова
4.
Н.Г.Айварова
12. Марий йылме наукын ачаже:
1.Н.Т. Пенгитов
2. В.М.Васильев
3. Т.Е. Евсеев
4. Г. Г. Кармазин
13. 1917 ий 15-25 июньышто первый
марий съезд кушто эртен:
1.Бирск
2. Царевококшайск
3. Упö
4. Озан
14.Марий сылнымутчо кокла гыч кö Озан олаште 1905 ийыште учительский
семинарийыште экзаменым экстерн дене куча:
1. Г. Эвайн
2. С. Чавайн
3. Н. Мухин
4.Г. Микай
15.Первый Марий книга издательствоже кунам почылтеш:
1. 1927 ий
2. 1923 ий
3. 1922 ий
4.1925 ий
16.Cоюздымо сложный предложенийым ончыктыза:
1.Поро айдеме муынат, почто яшлыкыш пыштен.
2.Ушна кок вий - волгенче лектеш.
3.Ала чынжымак аваже толын улмаш, ала кокаже ӧндала веле.
4.Чодыра емыж-саска гына Оринам пойдараш полшыш, кочкын лекташ йӧным
пуыш.
17.«Акпатыр» драмылан либреттом возымаште уто еҥым палемде:
1.Г. Матюковский
2. Осмин Йыван
3. М. Якимов
4. Ш. Осып
18.20-шо ийлаште могай литературный жанр эн ончылно лийын:
1. прозо
2.поэзий
3. драматургий
19.30-шо ийлаште могай литературный жанр ончыл верым налын:
1. прозо
2. поэзий
3. драматургий
20.Курык марий кокла гыч лекше эн первый кугу писатель:
1. В. Сузы
2. Н. Игнатьев
3. Н. Ильяков
4. П. Першут
21.Могай ончыкылык марий писательлан ачаже тыге каласен:
«Кум телым тунем коштыч, сита, ынде суртышто пашам ышташ тÿнал кертат,
саадак тияк лийшашет уке»:
1. Н. Лекайн
2. Ш. Осып
3. М. Шкетан
4. Т. Осып
22.Могай писательлан 1957 ийыште эн первый Марий АССР-ын калык
писательже лÿмым республикыште пуымо:
1. Ш. Осып
2. И. Ломберский
3. Н. Лекайн
4. Н. Ильяков
23.Н.Лекайнын «Кÿртньö вий» романже почеш инсценировкым кö ыштен:
1. М.Рыбаков
2. А.Волков
3. Г.Гордеев
4. К.Коршунов
24.В.Ивановын илышыжым да сылнымут пашажым ко шымлен:
1. А.Васинкин
2.Н.Кульбаева
3. К.Васин
4. Ю.Галютин
25.Г.Матюковскийын «Кум эрге» поэмыштыже кö нерген ок ойлалт:
1. Ш. Булат
2. П. Першут
3. Й. Кырля
4. О.Ипай
26.С.Николаев «Салика» музыкальный комедийжым эн ондак кузе лÿмден улмаш:
1.
«Ози Кузи»
2.
«Полатовын сÿанже»
3.
«Тулык ÿдыр»
4.
«Эчук ден Салика»
27.М. Казаковын могай почеламут сборникше СССР кугыжаныш премий дене
палемдалтын?
1.
«Йöратыме поэзий йолташем»
2.
«Тул коклаште»
3.
«Мемнан уремыште пайрем»
4.
«Волгыдо кече»
28.Олыкмарла лекше икымше букварьын авторжо:
1.Г.Яковлев
2.И.Кедров
3.В.М.Васильев
4.В.П.Троицкий
29.Марий йылмыште гласный йÿк шочмаште могай орган огеш участвоватле:
1. шодо
2. нервомыш
3. орйылме
4. тÿрвö
30.Пуымо мут кокла гыч могай мутшо руш йылме гыч толын огыл:
1.
ÿжара
2.
шерева
3.
ырес
4.
йылме
31.Могай йылме финно-угор йылме тÿшкаш огеш пуро:
1.
венгр
2. эстон
3. татар
4. хант
32.«Мутын историйжым, кузе, кушеч лиймыжым шымлыше наука»
умылтарымаш могай терминым ончыкта:
1.
лексикологий
2.
этимологий
3.
топонимика
4.
диалективизм
33.Фонема ден йÿк ик умылымаш але уке:
1. ялт иктак огыл
2. ом пале
3. икте
4. ойыраш ок лий
34.Марий йылмыште мыняр гласный фонема уло:
1.
6
2.
19
3.
8
4.
12
35.Подлежащиян ик составан предложенийым палемде:
1. определенно-личный
2. безличный
3. неопределенно-личный
4. назывной
36.Лексикологийлан лишыл огыл дисциплиным палемде:
1. семасиологий
2. фразеологий
3. этимологий
4. пунктуаций
37.Каласыме шомакын вончештарыме значенийже тÿрлö йöн дене виянеш. Могай
йöнжö икгай функций негызеш огыл виянын:
1.
омоним
2.
метонимий
3.
метафор
4.
синекдоха
38.
-ыш, -тыш, - лык суффикс-влак могай ойлымаш ужашым ыштат?
1.пале мутым
2. лӱм мутым
3.наречийым
4.глаголым
39.Пуымо мут коклаште синоним огыл мутым палемде:
1. тургым
2. туткар
3. пуламыр
4. зиян
40.Йонылыш возымо мутым палемде:
1. куршталаш
2. мо-гынат
3. лÿдде
4. шöртньö
41.Йонылыш возымо мутым палемде:
1.
ала-кö
2.
мо-гынат
3.
икгана
4.
яллаште
42.«Поэзий келге шонымашан, сылне лийже. Ўмбачын гына ниялтен, айда-лийже
кукшын возымаш нигőн кумылым ок тарвате да тыге тудын сылнылык акшат
йомеш. Образ деч посна возымашат поэзий огыл». Текстыште йонылышым му.
Могайтудо:
1.
стилистический
2.
грамматический
3.
орфографический
4.
пунктуационный
43.Пуымо текст могай стиль дене возымо: «Культура гычак пашам ыштен
моштымашат лектын шога. Мом шылташ: таче але ме пашам жаплан келшышын,
жапын йодмыж почеш ыштымашна уке, кузе айда-лийже ыштен тунемынна, тугак
алят илен толашена».
1.
сылнымутан
2.
публицистический
3.
научный
4.
кутырымо
44.Нине сложный мут-влакчыланат пырля возалтыт мо:
1.
йолгорно
2.
кудывече
3.
киндешинчал
4.
сылнымут
45. Ы ок возалт:
1.
ударениян гласный дене пытыше мутлаште
2.
мутым 2 спряжений глагол тÿн гыч ыштыме годым
3.
мутышто Ы йÿк шоктымогодым
4.
пырля возалтше мутлаште
46.Йонылышым муза
Е буква возалтеш:
1.
пушкыдо согласный почеш йэ шоктымо годым;
2.
мут тÿналтышыште;
3.
мут покшелне гласный почеш;
4.
сложный мутышто пенгыде согласный почеш.
47.Пуымо предложенийлаште кушанже (: )шындена:
1. Йыван Кырлян поэтический мастарлыкше уста возымыжо пеш проста.
2.
Пÿртÿс тугай тудо ик енымат огеш ойыркале поро але осал чонанланат шке
моторлыкшым ончыкта.
3.
Уремым поран ÿштын шынден нимогай кышат ок кой.
4.
Ындыжым йÿд пÿртÿс чылт вашталте ужар-кандалге тÿсыш возо.
48.С.Чавайнын нине произведенийлаже чылажат драматургий мо:
1.
«Кайыклудо»
2.
«Окавий»
3.
«Илыше вÿд»
4.
«Мÿкш отар»
49.Ударений у (ю), о ( ë ) гласный ÿмбалан возеш гын, мутмучаште … возалтеш:
1.
ы
2.
о
3.
е
4.
ö
50.Безличный предложенийым ончыктыза:
1.Тудо шошо пеледыш гай ныжылге кушкын.
2.Тудлан ала-молан эре каньысыр.
3.Шуко йомакым шинчен, мыскарам ыштылын.
4. Эр кылме дене лектыч.
51.Шке мурым мураш фразеологизмын кудо значенийже чын:
Мутланымаш умбакыже ок пиж: Нестеров шке мурыжымак мура.
1. Тӱҥалме мурым умбакыже шуяш.
2.Еҥ ойым шотыш налде, шке шонымым уэш пачаш ойлаш.
3.Кеч-кунам шке семынак веле ышташ.
4.Шкем шкак моктен ойлаш.
52. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принят проект Конвенции о правах
ребенка?
1. 1979
2. 1990
3.1989
53. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое
человеческое существо до достижения:
1.
16-летнего возраста.
2.
18-летнего возраста.
3.
14-летнего возраста
4.
12-летнего возраста
54.Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998
г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»
1. прав человека
2. основных свобод
3.прав ребёнка
55. Является ли наличие фактов, свидетельствующих об однократном применении
физического насилия к учащемуся педагогическим работником, основанием для
его увольнения?
1.
да;
2.
да, в случае если педагогический работник уже имеет дисциплинарное
взыскание;
3.
нет, только если факт применения физического насилия является
неоднократным;
4.
увольнение возможно, только если трудовой договор с педагогическим
работником заключен на определенный срок для выполнения определенной
работы.
56. Возможно ли в качестве крайней меры педагогического воздействия
исключение из общеобразовательного учреждения обучающегося, не достигшего
14-го возраста?
1.
нет;
2.
да, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные
нарушения устава общеобразовательного учреждения;
3.
да, с обязательным трудоустройством или обеспечением продолжения
обучения в другом образовательном учреждении;
4.
да, с согласия органов опеки и попечительства.
57. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности:
1.
с 14 лет;
2.
с 16 лет;
3.
с 18 лет;
4.
с 25 лет.
58. Определено ли в федеральном законодательстве право обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений, кроме учреждений начального
общего и дошкольного образования, ходатайствовать перед администрацией
учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности
работников учреждения, нарушающих и ущемляющих права ребенка:
1. Да
2. Нет
3. В действующем законодательстве данная позиция не рассматривается
59. Автором методики коллективных творческих дел является
1.
В.А. Караковский
2.
И.П. Иванов
3.
Л.И.Новикова
4.
С.Л.Соловейчик
60. Автор трудов
«Антология гуманной педагогики»,
«Педагогическая
симфония», основатель педагогики сотрудничества -
1.
В.А. Караковский
2.
С.Л.Соловейчик
3.
Ш.А. Амонашвили
4.
В.А. Сухомлинский
61. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, - научно-
теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания,
обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка
быть:
1. толерантным в жизни на этой земле
2. счастливым в жизни на этой земле
3. свободным в жизни на этой земле
62.В каком федеральном законодательном акте установлены права каждого
ребенка на защиту своих прав и законных интересов, включая право на защиту
имущественных интересов:
1. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
3.Семейный кодекс Российской Федерации
63. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного,
дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной
характеристики по должности учителя?
1.
Да
2.
Нет
3.
Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания
и квалификации учителя
4.
Единый квалификационный справочник по должностям работников
образования данного требования не содержит
64. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских
образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной
программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей
(законных представителей)?
1. Да
2 .Нет
3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций
4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.
65. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных
учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным
планом?
1.
Да
2.
Нет
3.
В особых случаях, при наличии уважительных причин
4.
Да, по согласованию с администрацией учреждения.
66. Предоставлено ли право педагогическим работникам самостоятельно
выбирать методики обучения и воспитания?
1.
да;
2.
нет;
3.
да, но по согласованию с вышестоящей организацией.
4.
в особых случаях
67. Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя
образовательными программами по предмету различного уровня утверждения,
какую из них он должен считать обязательной?
1.
Программу, утвержденную государственным органом управления
образованием;
2.
Инновационную программу, опубликованную в печати;
3.
Программу, утвержденную образовательным учреждением;
4.
Любую из перечисленных программ, по своему выбору.
68. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом
Российской Федерации «Об образовании»?
1.
Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая
аттестация, итоговая аттестация
2.
Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ
3.
Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация
4.
Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая)
аттестация
69. Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предмету
имеет академическую задолженность по итогам года, при этом учитель считает,
что нет необходимости оставлять ученика на второй год ?
1.
Самостоятельно
исправить
неудовлетворительную
оценку
на
положительную и рекомендовать перевести ученика в другой класс на общих
основаниях;
2.
По договоренности с администрацией исправить
оценку на
положительную;
3.
Поставить вопрос об осенней переэкзаменовке обучающегося;
4.
Ходатайствовать перед органом управления образовательного учреждения
об условном переводе ученика в следующий класс.
70. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном
использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая
его наиболее эффективным?
1.
Ж.-Ж.Руссо
2.
Дж. Локк
3.
Я.А.Коменский
4.
И.Г. Песталоцци
71. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший
метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу
прямого принуждения?
1.
Ж.-Ж.Руссо
2.
Дж.Локк
3.
Я.А.Коменский
4.
И.Г. Песталоцци
72. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с
производительным трудом?
1.
Ж.-Ж.Руссо
2.
И.Г.Песталоцци
3.
Я.А.Коменский
73. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и
правила?
1.
Дж. Локк
2.
Я.А.Коменский
3.
К.Д.Ушинский
74. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди
развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
1.
П.Н.Леонтьев
2.
Л.С. Выготский
3.
К.Д.Ушинский
4.
П.П. Блонский
75. Основоположник концепции формирования личности в коллективе
(коммунарское воспитание):
1.
Я.Корчак
2.
А.С. Макаренко
3.
В.А. Сухомлинский
4.
Ш.А. Амонашвили
76. Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:-
1.
Я.Корчак
2.
А.С. Макаренко
3.
В.А. Сухомлинский
4.
Ш.А. Амонашвили
77. Педагог-новатор, разработавший систему интенсивного обучения, основанную
на применении авторских учебных пособий (опорных схем-конспектов) -
1.
В.А. Сухомлинский
2.
В.Ф. Шаталов
3.
Ш.А. Амонашвили
4.
Е.Н. Ильин
78.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский,
проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
1.
со спецификой усвоения различных видов содержания
2.
с функциями
3.
с источниками познания
4.
со структурой личности обучающегося.
79. Принцип структурирования содержания образования, при котором
периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми
сведениями, связями и зависимостями:
1.
линейный
2. концентрический
3.
спиралеобразный
4.
смешанный
80. Технология проблемного обучения предполагает:
1. усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их
истинности
2. изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
3.
направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых
по поиску новых понятий и способов действий
4. вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в
концентрированном виде
81. Самый простой вид научения - это:
1.
привыкание.
2.
классическое обусловливание.
3.
оперативное обусловливание.
4.
комплексное научение.
82. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска
решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности,
исключающей критику и самокритику,-
1.
инверсия;
2.
дискуссия;
3.
метод эвристических вопросов;
4.
«мозговая атака».
83. Определите системообразующий фактор педагогического процесса:
1.
Методы обучения;
2.
Средства обучения;
3.
Цель обучения;
4.
Содержание обучения.
84. Целостная педагогическая система представляет собой:
1.
Единство преподавания и воспитательной работы;
2.
Единство обучения и развития;
3.
Единство воспитания и развития;
4.
Единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, при
условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности
воспитанника.
85. Теория обучения, которая характеризуется как научение человека к
физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и
соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения - это
1.
Бихевиористическая теория;
2.
Прогматическая теория;
3.
Теория экзистенционализма;
4.
Материалистическая теория познания.
86. Теория обучения, которая показывает, что отображаемое не зависит от нашего
сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него - к практике - это
1.
Бихевиористическая теория;
2.
Прогматическая теория;
3.
Теория экзистенционализма;
4.
Материалистическая теория познания.
87. Определите цепочку соответствующую структуре процесса усвоения знаний
1.
Восприятие, понимание, осмысление, обобщение, применение на практике;
2.
Понимание, обобщение, осмысление, понимание, применение;
3.
Восприятие, обобщение, понимание, применение;
4.
Применение, обобщение, осмысление, понимание.
88. Идея природосообразности соответствует следующим принципам:
1.
Постепенности, последовательности, самодеятельности;
2.
Концентричности, модульности, последовательности;
3.
Научности, индивидуальности, дифференциации;
4.
Систематичности, последовательности, периодичности.
89. Определите принцип, обусловленный объективно существующими эталонами
познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и
иррационального, сознательного и бессознательного.
1.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности
обучения;
2.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности;
3.
Принцип научности;
4.
Принцип гражданственности.
90. Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников
(выбрать правильный ответ):
1.
субъект - объект;
2.
субъект - субъект;
3.
субъект - реакция;
4.
объект - объект.
91. Какая тактика поведения в конфликте является наиболее эффективной?
1.
Подчинение.
2.
Подавление.
3.
Компромисс, сотрудничество.
4.
Уход от конфликта
92. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в
первоначальном обучении и воспитании детей?
1. К.Д. Ушинским;
2. В.Ф. Одоевским;
3. Я.А. Коменским;
4. Дж. Локком.
93. Новым подходом в воспитании детей является:
1. личностно-ориентированный подход
2. деятельностный
3. природосообразный подход
4. когнитивный подход
94. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке
детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:
1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный
2. анализ, моделирование, реализация, контроль
3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации
решения, анализ и рефлексия
95. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности,
культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении
рассматривается в авторской концепции
1. Е.В Бондаревской
2. О.С.Газмана
3.Н.Е. Щурковой
96. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию,
самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития
его
неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в
авторской концепции
1.
Е.В. Бондаревской
2.
О.С. Газмана
3.
Г.К. Селевко
97. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть
включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе
состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в
методологии;
1. герменевтического подхода;
2. акмеологического подхода;
3.амбивалентного подхода.
98. Воспитательная деятельность осуществляется на основе не столько знания
ребенка
(факты), сколько его понимания, проникновения в его мышление,
чувства, переживания (смыслы) - это положение
1.
Герменевтического подхода;
2.
Акмеологического подхода;
3.
Амбивалентного подхода.
99.Понятие «помогающие отношения» ввел:
1. К Роджерс
2. А. Маслоу
3. Э. Фромм
100. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня
1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»
1. прав человека
2. основных свобод
3. прав ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////