Ситуационные задачи по терапии, хирургии, травматологии

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационные задачи по терапии, хирургии, травматологии

 

 

 

 

 

Ситуационная задача

Пациент 26 лет поступил в пульмонологическое отделение стационара с диагнозом: Внебольничная пневмония. Врачом назначено внутривенное введение цефтриаксона 1г х 2 раза в день. Перед выполнением внутривенной инъекции медсестра выполнила обычную обработку рук, надела стерильные перчатки, после чего выполнила инъекцию.

Задания:

  1. Укажите ошибку, допущенную медсестрой.

  2. Назовите показание для гигиенической обработки рук.

  3. Условия для выполнения гигиенической обработки рук.

  4. Перечислите уровни деконтаминации рук.


 

Ситуационная задача

В терапевтическом отделении стационара находится ВИЧ- инфицированный пациент. Врачом назначена постановка периферического катетера для выполнения инвазивных процедур. Во время выполнения процедуры медсестра укололась использованной иглой – стилета.

Задания:

  1. Назовите возбудитель, вызывающий ВИЧ-инфекцию. Дайте определение ВИЧ-инфекции, пути передачи ВИЧ-инфекции

  2. Назовите биологические жидкости, при работе с которыми необходимо соблюдать универсальные меры предосторожности.

  3. Правила обработки медицинского лабораторного инструментария после использования для лечения больного ВИЧ-инфекцией.


     

    Ситуационная задача

    Медсестру пригласили к соседу по даче, которого укусила пчела в область правого плеча. Беспокоит жгущая боль в области укуса, чувство нехватки воздуха.

    Объективно: в центре укуса в области плеча имеется черная точка, разлитая гиперемия, отек, лицо отечно, глазные щели узкие, пульс 110 ударов в минуту малого наполнения, ЧДД 22 в минуту. АД 110/70 мм рт. ст. Отек лица продолжает увеличиваться.

    Задание:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


       

      В гастроэнтерологическом отделении у больного 28 лет внезапно возникли резкая слабость, головокружение, шум в ушах, тошнота, однократная рвота "кофейной гущей".

      Объективно: кожные покровы бледные, влажные, пульс 100 уд /мин, малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт ст, тоны сердца ритмичные. Дыхание везикулярное. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области эпигастрия.

      Задания:

      1. Определите и обоснуйте неотложное состояние

      2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Пациентка 48 лет, находящейся на лечении в травматологическом отделении в течение 60 дней, после выполнения внутримышечной инъекции папаверина в ягодицу возникла болезненность, покраснение, местное и общее повышение температуры. Известно, что медсестра при выполнении инъекции обработку рук не проводила и перчатками не пользовалась.

Задания:

  1. Назовите постинъкционное осложнение.

  2. Назовите возможные причины развития данного осложнения, факторы риска, способствующие возникновению инфекции у больной.

  3. Расскажите профилактику постинъекционных осложнений

  4. Продемонстрируйте технику надевания перчаток.


     

    Ситуационная задача

    В терапевтическом отделении находится пациент 34 лет. Вызвал медицинскую сестру, которая застала следующую ситуацию: пациент сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД 36 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. Кожные покровы влажные. Тоны сердца громкие, чистые, ритмичные. АД 120/70 мм рт ст, дыхание везикулярное.

    Задания:

    1. .Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. .Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

У мужчины в возрасте 65 лет, находящегося на лечении в кардиологическом отделении выявлен туберкулез легких.

Задания:

  1. Назовите микроорганизм, который вызывает туберкулез, укажите возможные пути заражения

  2. Метод обеззараживания и утилизации мокроты больного в очаге туберкулеза.

  3. Профилактика заражения туберкулезом легких.


     

    Ситуационная задача

    Больному при t тела 41,3оС были введены жаропонижающие препараты. Через 20 мин t снизилась до нормы, но состояние больного ухудшилось: появилась бледность, резкая слабость, обильное потоотделение,

    цианоз кожных покровов, падение АД, учащение пульса, конечности холодеют.

    Задания:

    1. Определите период лихорадки, в котором находится больной.

    2. Расскажите об уходе за пациентом.


       

      Ситуационная задача

      В кардиологическом отделении находится пациент 62 года. Ночью пожаловался дежурной медсестре на то, что у него появилось чувство нехватки воздуха, удушье, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.

      При осмотре состояние тяжёлое. Кожные покровы - диффузный серый цианоз. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта при кашле выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 36 в мин. Тоны сердца глухие, чистые, ритмичные, пульс 110 в мин, АД 140/90 мм рт ст. Дыхание бронхиальное, над всей поверхностью лёгких влажные хрипы.

      Задания:

      1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

      2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

В кардиологическое отделение стационара поступил пациент 54 лет, у которого после физической нагрузки возникли сильные сжимающие боли за грудиной с иррадиацией по всей грудной клетке. Приступ длится 1,5 часа. Принимал валидол, корвалол, нитроглицерин без эффекта. Испытывает чувство страха смерти.

Медсестра при обследовании выявила: состояние тяжёлое. Пациент возбуждён, мечется от боли. Кожные покровы бледные, покрытые капельками пота. Пульс 100 уд/мин, аритмичный, удовлетворительного наполнения, АД 110/70 мм рт ст. Тоны сердца приглушены, чистые, мерцательная аритмия. Дыхание везикулярное. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

В хирургическом отделении стационара пациенту назначено врачом введение магия сульфата 250мг/мл внутривенно 10 мл. После повторного введения появилась боль, гиперемия кожи, воспаление вены, субфебрильная температура.

Задание:

  1. Дайте определение этого состояния

  2. Перечислите причины данного осложнения и расскажите о его профилактике.

  3. Цель предстерилизационной очистки, способы, контроль качества.


     

    Ситуационная задача

    В урологическом отделении стационара находится пациент 45 лет. Ночью пожаловался дежурной медсестре на боли в области поясницы, иррадиирущие в бедро, промежность, половые органы и сопровождающиеся учащённым болезненным мочеиспусканием.

    Объективно: поведение беспокойное. Кожные покровы гиперемированы, влажные, ЧДД 22 в минуту, пульс 100 ударов в минуту, температура тела 37,0, живот вздут, мягкий, умеренно болезненный при пальпации, симптом Пастернацкого резко положительный справа.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

В урологическом отделении находится пациентка 42 лет с диагнозом острый пиелонефрит. Пациентке назначена инфузионная терапия левофлоксацином

500 мг х 1 раз в сутки. Через 30 минут после начала капельного внутривенного вливания ток жидкости по системе прекратился.

Задание:

  1. Назовите причины прекращения тока жидкости.

  2. Способы устранения проблемы.

  3. Стандартные меры безопасности


 

Ситуационная задача

Медицинскую сестру пригласил сосед по палате к пациенту 35 лет, который внезапно потерял сознание. Медицинская сестра выяснила, что пациент страдает сахарным диабетом 1 типа.

Объективно: кожные покровы влажные, тургор кожи не изменен, пульс

60 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения. дыхание поверхностное без запаха ацетона, ЧДД 22 в 1 минуту, зрачки расширены, пульс частый, слабый. Артериальное давление в норме или слегка снижено. Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Пациенту хирургического отделения назначено рентгенологическое исследование желчного пузыря и желчевыводящих путей (холеграфия). Мед.сестра предупредила больного, что исследование будет утром натощак. За 2 часа до исследования больному была поставлена очистительная клизма. В рентгеновском кабинете больному медленно медсестра начала вводить внутривенно 20% раствор билигноста, подогретого на водной бане до 370С. При введении 10мл появилась отёчность в области инъекции, слезоточение, чихание, насморк, зуд кожи, тошнота, слабость, головокружение.

Задания:

  1. Укажите ошибки, допущенные медсестрой при подготовке к исследованию.

  2. Назовите осложнение. Ваши действия при неотложном состоянии.

  3. Проведите пробу контрастного вещества перед исследованием.


     

    Через 5 минут после инъекции пенициллина пациенту стало плохо: появилось чувство дурноты, жар во всём теле, стеснение в груди, головная боль, шум в ушах. Медсестра обратила внимание, что пациент побледнел, покрылся потом.

    При объективном обследовании выявлено следующее: АД 80/40мм рт ст, пульс нитевидный, ЧСС 126 в мин, тоны сердца приглушены, чистые, ритмичные, дыхание везикулярное, ЧДД 22 в мин. Живот мягкий, безболезненный.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Вы – медицинская сестра процедурного кабинета. После забора крови, у пациента, нечаянно укололи свой средний палец левой руки иглой, которой брали анализ. Кровь видна через перчатку.

Задание:

  1. Выявите нарушения, допущенные медицинской сестрой процедурного кабинета.

  2. Ваши действия при случайной травме, использованными колющими инструментами.

  3. Состав аптечки Анти-ВИЧ


     

    Ситуационная задача

    Медицинскую сестру пригласила соседка по подъезду с целью оказания медицинской помощи её мужу 67 лет. Его беспокоит сильная схваткообразная периодическая боль в животе, многократная тошнота и рвота, не приносящие облегчения; вздутие живота и задержка стула и газов в течение 3 суток.

    При осмотре больного медсестра выявила: язык сухой, обложен белым налетом; живот равномерно вздут, болезненный при пальпации; звонкий тимпанит при перкуссии; отсутствие шумов перистальтики кишечника при аускультации. Тургор кожи снижен. Пульс частый, снижение АД до 90/60. Тоны сердца приглушены, чистые, ритмичные. Дыхание везикулярное, ослабленное.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Вы медсестра процедурного кабинета. Во время забора крови из вены Вам на кожу запястья попала кровь пациента.

Задание:

  1. Действия медсестры в данном случае.

  2. Уровни деконтаминации рук.

  3. Профилактика ВИЧ инфекции


     

    Ситуационная задача

    Медсестра отделения, войдя в палату, обнаружила, что с женщиной 23 лет случился припадок: она упала на пол, потеряв сознание. Падение сопровождалось напряжением, вытягиванием тела, а затем ритмическими подергиваниями всего тела, синюшностью лица. При этом больная билась головой и телом об пол. Изо рта выделялась пенистая слюна, окрашенная кровью. Наблюдалось отхождение мочи и кала. Приступ продолжался 2— 3 минуты.

    Соседки по палате рассказали, что больная до начала приступа была как будто не в себе, проделывала однообразные движения — почесывалась, топталась на месте, кружилась.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

В процедурный кабинет после стерилизации поступил бикс. При осмотре бикса медсестра обнаружила незакрытые шторки.

Задания:

  1. О чем свидетельствует этот признак

  2. Назовите последующие действия медицинской сестры.

  3. Понятие «Инфекционный процесс», цепочка инфекционного процесса.


 

Во время переливания компонентов крови пациент пожаловался на боли в пояснице, чувство нехватки воздуха. Медсестра обратила внимание на гиперемию лица и озноб. Появился цианоз губ, артериальное давление 80/50 мм рт. столба, пульс 98 в минуту.

Задание:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи


 

Ситуационная задача

Под наблюдением врача в процедурном кабинете две медсестры определяют групповую принадлежность крови четырех пациентов. Для одного они соответствующими обозначениями на лакированные белые фаянсовые пластины нанесли цоликлоны Анти-А и Анти-В двух серий.

Исследуемую кровь тщательно перемешали с каплями цоликлонов Анти-А и Анти-В. Пластины покачали, оставили в покое на 1-2 минуту и потом снова покачали. Не ранее чем через 3 минуты после смешивания капель крови и цоликлонов Анти-А и Анти-В, где наступила агглютинация эритроцитов, внесли по капле изотонического раствора натрия хлорида. Спустя 5 минут от начала исследования врач оценил полученные результаты и зафиксировал их в историях болезней.

Задание:

  1. Определите какие ошибки были допущены медсестрами при определении группы крови.

  2. Подготовить всю техническую часть для определения группы крови цоликлонами.

    Ситуационная задача

    В терапевтическое отделение на стационарном лечении находится пациентка 40 лет с жалобами на сильные боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу, ощущение горечи во рту. Боли возникли 3 дня назад. Сначала они были приступообразные, а затем стали постоянными. В течение 3 трёх дней беспокоила тошнота, была неоднократно рвота пищей и желчью, не приносящая облегчения. Температура 37,5, ЧДД 98 уд/мин., АД 140/90 мм.рт.ст.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.

Ситуационная задача

Больному с внебольничной пневмонией в стационаре назначен внутримышечно бензилпенициллин. Лекарственное средство вводилось в процедурном кабинете терапевтического отделения стационара.

Через 3 мин. после инъекции у пациента появилось чувство жара, дискомфорта, боль за грудиной, затрудненное дыхание, он потерял сознание. Объективно: кожные покровы гиперемированы, отмечаются элементы уртикарной сыпи. Дыхание стридорозное. ЧДД - 30 в мин.. АД - 70/40 мм.рт.ст. ЧСС-160 уд. в мин., пульс нитевидный.

Задания:

  1. Предположительный диагноз

  2. Определите лечебную тактику, необходимую в данном случае.


     

    Ситуационная задача

    В поликлинику обратился пациент 56 лет по поводу ухудшения самочувствия. С утра беспокоят вялость, тошнота, распирающие головные боли, ухудшение зрения. В анамнезе гипертоническая болезнь II степени. Лекарственные препараты принимает не постоянно, диету не соблюдает. Известно, что в течение последних нескольких дней испытывал психоэмоциональный стресс и участвовал в обильных застольях (отмечал свадьбу сына).

    Медсестра отделения при обследовании выявила: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, пастозность голеней. Пульс 104 уд/мин, ритмичный, напряжён. АД 200/100 мм рт. ст. Тоны сердца громкие, чистые, ритмичные.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Больной 30 лет, по поводу нейроциркуляторной дистонии был назначен курс лечения витаминами (В1 и В12).

В анамнезе 4 года назад на введение витамина В1 наблюдалась реакция в виде покраснения кожи в месте инъекции и кожного зуда.

В процедурном кабинете медсестра сделала инъекцию витамина В1. Через 5 минут после нее у больной появились боли в области сердца, затрудненное дыхание, чувство страха, головная боль, слабость, кожный зуд. Вскоре возникло сумеречное состояние, АД понизилось до 50/20 мм.рт.ст.

При обследовании: тоны сердца глухие, пульс слабого наполнения 110 в мин., аритмичный. Отмечается резкая гиперемия лица и шеи. Дыхание учащено до 30 в 1 мин. В легких выслушиваются единичные сухие хрипы.

Задания:

  1. Сформулируйте предположительный диагноз

  2. Необходимые лечебные мероприятия при этом

  3. Назовите ошибку врача, назначившего данную терапию


     

    Ситуационная задача

    В кардиологическом отделении к пациенту 65 лет вызвали медицинскую сестру. У пациента после подъёма на второй этаж появились сжимающие боли за грудиной, иррадиирующие в левую под- и надключичную область, левое плечо. Приступ длился 10минут, купировался приёмом одной таблетки нитроглицерина под язык.

    Объективно: сознание сохранено, на лице страдальческое выражение, пульс 104 уд/мин, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 130/80, тоны сердца громкие, чистые, ритмичные. Дыхание везикулярное. Живот мягкий, безболезненный.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Больная 35 лет через 5 минут после инъекции в процедурном кабинете антибиотика стала жаловаться на выраженный нарастающий отёк в области лица.

При объективном осмотре отмечается не зудящий, бледный, плотный инфильтрат периорбитальной области слева, при надавливании на который

не остается ямки; температура тела - 38,5С; ЧДД - 25 в мин.; ЧСС - 100 уд/мин.; АД - 110/70 мм.рт.ст.

Задания:

  1. Предположительный диагноз

  2. Лечебная тактика, необходимая в данном случае.


     

    Ситуационная задача

    Пациент 23 лет жалуется на внезапно появившуюся острую боль, локализующаяся в подложечной области и около пупка. Медсестра наблюдает за пациентом и выявляет, что интенсивность боли быстро нарастает и через некоторое время боль локализуется в правой подвздошной области. На фоне боли развиваются тошнота, однократный понос, субфебрильная лихорадка.

    При мануальном исследовании живота - боль и напряжение мышц в правой подвздошной области. Пульс частый. АД, ЧСС, ЧДД в норме.

    Задания:

    1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

    2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Пациенту 40 лет находится на лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом - крупозная пневмония. Пациент нарушил постельный режим, появилась выраженная слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, пациент испуган, кожа бледная, покрыта холодным липким потом, похолодание конечностей, жажда. АД 80/50 мм рт. cт., пульс нитевидный 100 в мин.


 

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

Послеоперационному пациенту врач назначил введение раствора морфина гидрохлорида 2% 1,0 мл внутримышечно, о чем сделал запись в истории болезни. Когда процедурная медсестра собралась вводить препарат, пациент попросил ее ввести препарат внутривенно.

Задания:

  1. Может ли медсестра удовлетворить просьбу больного?

  2. Значение места введения наркотического средства.


 

Ситуационная задача

У девушки 21 года при заборе крови из вены отмечается бледность, потливость, расширение зрачков. Затем потеря сознания.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.

  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача

По назначению врача онкологическому больному в стационаре вводили инъекционно наркотического средства. Однажды, после очередной инъекции процедурная медсестра машинально выбросила в мусор использованную ампулу от наркотического средства.

Задание:

  1. Какое нарушение правил введения наркотического средства допустила медсестра?

  2. Укажите нарушение, допущенное медсестрой при оформлении использованной ампулы

  3. Назовите последствия в случае невозврата ампулы.

Ситуационная задача

Пациентка доставлена в приемное отделение после проведения содовой ингаляции, в домашних условиях высыпала в кипяток питьевую соду и нагнулась над кастрюлей.

Объективно: гиперемия лица и шеи спереди. На лице имеются крупные единичные пузыри, на подбородке - остатки вскрывшегося пузыря. Нестерпимые боли в области лица и шеи.

Задание:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


     

    Ситуационная задача

    Процедурная медсестра клинической больницы несла сдавать пустую ампулу от наркотического средства старшей медсестре. Когда она проходила мимо лифта, то ее попросили помочь завести каталку с больным в лифт. Чтобы освободить руку, она положила ампулу в карман халата. В кармане оказалась дырка, через которую ампула упала в шахту лифта. Медсестра получила административное взыскание.

    Задание:

    1. Оцените действия медсестры.

    2. За что медсестра получила административное взыскание.


       

      Ситуационная задача

      К медсестре урологического отделения обратился пациент 50 лет, у которого после инъекций антибиотика в течение недели для лечения пиелонефрита появились жалобы на слабость, недомогание, повышение температуры тела, болезненные ощущения в ягодичной области на месте инъекций.

      Объективно: состояние средней тяжести, температура 37,4°, пульс 88 уд/мин, АД 130/72 мм рт. ст, в ягодичной области справа в месте инъекций имеется уплотнение тканей, местная гиперемия, при пальпации отмечается болезненность.

      Задания:

      1. Определите состояние. Назовите причины развития данного состояния.

      2. Определите тактику оказания помощи.


         

        Ситуационная задача

        При центрифугировании крови появилось подозрение на разрыв пробирки. Медсестра процедурного кабинета немедленно отключает центрифугу от электросети. После полной остановки ротора открывает крышку и заливает гнездо с разбившейся пробиркой 6% раствором перекиси водорода. После часовой экспозиции удаляет осколки пробирки, с помощью

        ветоши осушает содержимое гнезда, закрывает крышку и продолжает центрифугирование.

        Задания:

        1.Оцените правильность выполнения работ по ликвидации аварии. 2.Перечислите инфекционные заболевания, которые представляют значительную опасность для медицинского персонала при заражении через кровь.

      3. Расскажите о правилах обработки использованного оборудования.


         

        Ситуационная задача


         

        Медицинскую сестру пригласил сосед по палате к пациенту 35 лет, который внезапно потерял сознание. Медицинская сестра выяснила, что пациент страдает сахарным диабетом 1 типа.

        Объективно: кожные покровы влажные, тургор кожи не изменен, пульс 60 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения, дыхание поверхностное без запаха ацетона, ЧДД 22 в 1 минуту, зрачки расширены, пульс частый, слабый. Артериальное давление в норме или слегка снижено.

        Задания:

        1. Определите и обоснуйте неотложное состояние

        2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


           

          Ситуационная задача

          Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа. Пациенту назначено введение пролонгированного инсулина.

          Задания:

          1. Обучить пациента технике введения инсулина, особенности введения инсулина.

          2. Возможные осложнения при введении инсулина.


 

Ситуационная задача

Медицинскую сестру пригласили к соседке. Женщине 40 лет, беспокоят сильные боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу, ощущение горечи во рту. Боли возникли 3 дня назад. Сначала они были приступообразные, а затем стали постоянными. В течение 3 трёх дней беспокоила тошнота, была неоднократно рвота пищей и желчью, не приносящая облегчения. Температура 37,5, ЧДД 98 уд/мин., АД 140/90 мм.рт.ст.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.

    Ситуационная задача

    При осуществлении венепункции для постановки капельницы произошло попадание крови на стол, одежду и кожу процедурной медсестры. Задания:

    1. Перечислите возможные аварийные ситуации, возникающие в МО при работе с инструментарием.

    2. Опишите порядок оказания первой помощи данной медсестре в целях профилактики заражения ВИЧ-инфекцией или вирусными гепатитами с парентеральным механизмом заражения.


 

Ситуационная задача


 

Медицинская сестра по дороге на работу стала свидетельницей автомобильной катастрофы. Работник ГИБДД обратился к ней с просьбой оказать помощь пострадавшему, нижние конечности в течение двух часов сдавлены опрокинувшимся автомобилем. Больной слегка заторможен, на вопросы отвечает неохотно, жалуется на умеренную боль и чувство тяжести в ногах. Общее состояние удовлетворительное, пульс 90 ударов в мин., АД 110/80 мм рт. ст.

Задания:

  1. Определите характер повреждения, объясните его особенности.

  2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.


 

Ситуационная задача

В лечебно-профилактических организациях нередко происходит инфицирование больных госпитальными штаммами - возбудителями инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Задания:

  1. Дайте определения понятия ИСМП

  2. Причины роста ИСМП?

  3. Кто входит в группу риска возникновения ИСМП?

  4. Клинико-эпидемиологические особенности ИСМП?


 

Ситуационная задача


 

В медицинский пункт школы обратился ученик с жалобами на резкую, постоянную боль в левом плечевом суставе, из-за которой ребенок вынужден придерживать больную руку здоровой. Из анамнеза известно, что во время перемены мальчик упал на согнутую в локтевом суставе левую руку. При осмотре движения в левом плечевом суставе отсутствуют, имеется ступенчатое западение в проекции сустава, головка плеча прощупывается в

подмышечной впадине. Пульс на левой лучевой артерии несколько ослаблен, ритмичный, 80 ударов в минуту.

Задания:

  1. Определите характер повреждения, объясните его особенности.

  2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.


 

Ситуационная задача


 

Медсестра пригласила пациента в процедурный кабинет для выполнения в/м инъекции. Пациент попросил сделать ему инъекцию в положении стоя, т.к. тяжело ложиться на кушетку. Медсестра уступила просьбам пациента.

Задания:

1. Оцените действия медсестры 2.Какое осложнение возможно?


 

Ситуационная задача


 

В результате удара по переносице кулаком началось обильное выделение крови. Больной беспокоен, сплёвывает кровь, частично её проглатывает.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача


 

Во время внутримышечного введения лекарственного препарата пациент почувствовал сильное жжение в области инъекции. После извлечения иглы у пациента сочилась кровь из места инъекции.

Задания:

  1. Оцените действия медсестры.

  2. Какое постинъекционное осложнение возможно.


 

Ситуационная задача


 

После инъекции инсулина пациент сахарным диабетом пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.

Ситуационная задача


 

Процедурная медицинская сестра, работая без перчаток, перед утилизацией погрузила перевязочный материал со следами крови в дезраствор.

Задания:

1.Какие ошибки в работе допущены медицинской сестрой 2.Расскажите о мерах предосторожности при работе с дезсредствами.


 

Ситуационная задача


 

Во время забора крови на биохимический анализ больной 18 лет внезапно потерял сознание. Объективно: кожные покровы бледные, обычной влажности, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, слабого наполнения. АД 90/60 мм рт. ст.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

  2. Составьте алгоритм действий м/с.


 

Ситуационная задача


 

При проверке качества предстерилизационной обработки инструментов амидопириновой пробой появилась сине-зеленая окраска.

Задания:

  1. Можно отправлять инструменты на стерилизацию?

  2. Какие последующие действия медицинской сестры?

  3. Назовите пробы для контроля качества ПО


 

Ситуационная задача

Медицинскую сестру пригласили к соседу, страдающему бронхиальной астмой. Объективно: пациент сидит на кровати, опершись руками на колени. Лицо багрово-синюшное, одутловатое. Грудная клетка расширена и застыла на фазе вдоха. Дыхание шумное, свистящее, выдох затруднен. Сухой кашель. Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача


 

Вы медицинская сестра процедурного кабинета поликлиники.

Произошло внезапное отключение электричества в МО.

Задания:

1.Составьте алгоритм действий в случае аварийной ситуации. 2.Расскажите о правилах эксплуатации термоконтейнеров.

 

 

 

Ситуационная задача

Вы процедурная медицинская сестра процедурного кабинета травматологического пункта.

На прием к врачу-травматологу обратилась пациентка В., 35 лет. Из анамнеза известно, что утром упала с велосипеда в парке. Жалобы на болезненность в левой ноге. Объективно: температура тела нормальная, по органам и системам без особенностей, на передней поверхности бедра и голени множественные ссадины, на боковой поверхности голени неглубокая рана. Врачом была проведена местная обработка раны.

Документально подтвержденных данных о наличии прививки против столбняка пациентка не имеет. Назначено введение иммуноглобулина человека противостолбнячного в дозе 250 МЕ в/м и анатоксина столбнячного очищенного адсорбированного жидкого (АС-анатоксин) в дозе 1,0 мл п/к. Для завершения курса иммунизации рекомендовано через 6 месяцев пройти ревакцинацию 0,5 мл АС или 0,5 мл АДС-М.

Задания:

  1. Составьте план сестринского вмешательства в данной ситуации.

  2. Назовите показания для экстренной профилактики столбняка.


 

Ситуационная задача


 

Пациентка, страдающая в течение многих лет гипертонической болезнью, при подъеме по лестнице в поликлинике внезапно почувствовала удушье. Не может вдохнуть. Дыхание шумное, хриплое. Больными доставлена в кабинет. Пациентка цианотична, испугана. ЧСС 100 уд в мин, АД 190/100 мм рт ст,, ЧДД 24 в мин.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

  2. Определите тактику и последовательность оказания доврачебной помощи.


 

Ситуационная задача


 

Вы медицинская сестра прививочного кабинета поликлиники. При проведении вакцинации, Вы обнаружили, что вакцина не пригодна к использованию, в ампуле визуализируется осадок белого с сероватым оттенком цвета, не разбивающийся при встряхивании.

Задания:

1.Составьте алгоритм действий в данной ситуации. 2.Расскажите о правилах хранения вакцин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационная задача № 1

Больной С., жалуется на кратковременную боль от температурных раздражителей в 46.

Объективно: в 46 глубокая кариозная полость, заполненная размягченным дентином. Зондирование болезненно по всему дну кариозной полости. Перкуссия зуба безболезненная. Холодовой раздражитель вызывает быстро проходящую болевую реакцию.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Проведите дифференциальную диагностику.

  3. Определите метод лечения, этапы, технику их выполнения.


 

Ситуационная задача № 2

Больной С., 22 лет, предъявляет жалобы на повышенную болевую чувствительность в области шеек верхних зубов к холодному, кислому и сладкому. Объективно: пришеечные области 13, 12, II, 21, 22, 23, имеют неглубокие полости с шероховатыми краями. Вокруг полостей - белые меловидные пятна. Зондирование дна резко болезненно. Перкуссия зубов безболезненная.

  1. Перечислите заболевания, которые при данной симптоматике наиболее вероятны.

  2. Назовите наиболее вероятный (предварительный) диагноз.

  3. Перечислите данные условия задачи, подтверждающие предварительный диагноз.

  4. Подтвердите предварительный диагноз, перечислив результаты исследований, которые необходимо провести дополнительно.

  5. Определите тактику лечения больного.


 

Ситуационная задача № 3

Больной К., 15 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобой на наличие в пришеечной области правого центрального резца белесоватого пятна. Пятно появилось полгода назад, с течением времени увеличивалось. При осмотре в пришеечной области определяется меловидное пятно с матовым оттенком.

  1. Перечислите заболевания, вероятные при данной симптоматике.

  2. Назовите наиболее вероятный (предварительный) диагноз.

  3. Перечислите данные условия задачи, подтверждающие предварительный диагноз.

  4. Определите дополнительные исследования необходимые для уточнения диагноза.

  5. Выберете метод лечения, перечислите этапы лечения.


 

Ситуационная задача № 4

У больного М., 46 зуб ранее лечен по поводу среднего кариеса, зуб не болел. После перенесенного простудного заболевания в зубе появились постоянные ноющие боли, небольшая припухлость щеки справа.

Какие следует провести дополнительные исследования для уточнения диагноза?


 

Ситуационная задача № 5

В клинику обратилась больная Б. по поводу выпавшей пломбы из 13 зуба. Зуб не болит, беспокоит попадание пищи. Имеется кариозная полость средней глубины, дно плотное, стенки размягчены, зондирование стенок болезненное, дна - безболезненное.

Проведите дифференциальный диагноз и поставьте окончательный диагноз.


 

Ситуационная задача № 6

Больная М., 19 лет, обратилась с жалобами на наличие на зубах множественных меловидных пятен в пришеечных областях 12, 11, 21, 22, 23,

24, 25, 31, 32, 41,42 зубов. При проведении обследования установлено, что электропроводность в этих участках эмали равна I мкА, титр лактобактерий полости рта равен 10-9, скорость реминерализации эмали 5 суток.

  1. Поставьте предварительный диагноз.

  2. Дифференциальная диагностика

  3. Наметьте план лечения.


 

Ситуационная задача №7

Больная Д., 16 лет, жалуется на наличие светлых пятен на центральных резцах и молярах. Родилась и проживает в местности с содержанием фтора в питьевой воде 1,0 мг/л. При осмотре на вестибулярной поверхности 11, 21, по экватору и на буграх 16, 26, определяются меловидные пятна с блестящей поверхностью. Пятна существуют с момента прорезывания зубов.

  1. Перечислите заболевания, вероятные при данной симптоматике.

  2. Назовите вероятный (предварительный) диагноз.

  3. Перечислите условия задачи, подтверждающие диагноз.


 

Ситуационная задача № 8

У ребенка 7 лет жалобы на боли от сладкого в области фронтальных верхних зубов. Зубы расположены тесно. Кариозных полостей при осмотре не обнаружено.

  1. Какой диагноз можно предположить?

  2. Какой метод обследования поможет уточнить диагноз?

  3. Какие пломбировочные материалы могут быть использованы при лечении?

  4. На консультацию к какому специалисту необходимо направить ребенка?

Ситуационная задача № 9

Ребенок 5 лет пришел в поликлинику на плановую санацию полости рта. На жевательной поверхности 75 зуба глубокая кариозная полость. При зондировании после удаления размягченного дентина вскрылась болезненная, кровоточащая пульпа.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Перечислите все возможные методики лечения.

  3. Выберите и обоснуйте предпочтительную методику.

  4. Опишите этапы проведения.


 

Ситуационная задача № 10

У ребенка 4-х недель, вскармливаемого искусственно, мать заметила на небе две "язвы". Из анамнеза выяснено, что ребенок родился недоношенным, плохо прибавляет в весе. На границе твердого и мягкого неба две округлые симметричные эрозии размером около 0,8 см в диаметре.

  1. .Поставьте диагноз.

  2. .Объясните, причину заболевания. 3.Укажите методики лечения.

4.Назовите методы профилактики этого заболевания.


 

Ситуационная задача № 11

В поликлинику обратился ребенок 6 лет с жалобами на боли и припухлость в околоушной области слева. Болен в течение 4 дней. К врачу не обращались, лечились самостоятельно – согревающие компрессы. Припухлость заметно увеличивается, температура ночью 37,8 градусов по Цельсию, утром 37,2. Объективно: асимметрия лица за счет припухлости в околоушной области слева. Кожа слегка гиперемирована. Определяется болезненный инфильтрат, размеры 3,0 х 2,5 см, спаян с окружающими тканями, в центре определяется флюктуация.

Поставьте диагноз, составьте план лечения.


 

Ситуационная задача № 12

В поликлинику обратился ребенок 3 лет с жалобами на боли и припухлость в поднижнечелюстной области слева. Болен в течение 2 дней. Припухлость заметно увеличивается, ребенок вялый, аппетит снижен. Объективно: асимметрия лица за счет припухлости в поднижнечелюстной области слева. Кожа не изменена, в складку собирается. Пальпаторно определяется увеличенный лимфоузел, болезненный при пальпации, подвижный, не спаян с окружающими тканями, плотноэластической консистенции, размеры 2,0 х 3,0 см.

Поставьте диагноз, составьте план лечения.


 

Ситуационная задача № 13

Больной, 28 лет, жалуется на болезненную припухлость в области подбородка, общую слабость. Болен два дня. Со стороны внутренних органов

патологии не выявлено. Температура тела 37,7С. Полость рта санирована. Фронтальные зубы нижней челюсти интактны. В подбородочной области определяется участок резко гиперемированного болезненного инфильтрата, в центре которого гнойная пустула. Прилежащие ткани и нижняя губа отёчны. Регионарные лимфатические узлы болезненны, увеличены, подвижны.

  1. Поставьте диагноз, определите стадию заболевания.

  2. Определите место лечения: а) стационар, б) поликлиника


 

Ситуационная задача № 14

Пациенту Е. 68 лет изготавливается полный съемный протез на нижнюю челюсть. На этапе припасовки и наложения съемного протеза из зуботехнической лаборатории в клинику поступил протез с неоднородностью окраски базиса («мраморность»).

  1. Укажите название представленного дефекта базиса съемного протеза.

  2. Укажите наиболее вероятную причину подобного дефекта базиса протеза.

  3. Укажите возможные осложнения, связанные с указанным дефектом, которые могут возникнуть при пользовании таким съемным протезом.

  4. Укажите на возможность или невозможность исправления данной технической ошибки.

  5. Назовите действия врача в подобной клинической ситуации.


 

Ситуационная задача № 15

У пациента М. 57 лет с полным отсутствием зубов на клиническом этапе припасовки индивидуальной ложки на нижнюю челюсть при проведении функциональной пробы «облизывание верхней губы» индивидуальная ложка приподнимается с протезного ложа.

  1. Укажите участок индивидуальной ложки, на котором необходимо провести коррекцию.

  2. Назовите мышцы, при сокращении которых происходит сбрасывание индивидуальной ложки.

  3. Укажите, от чего зависит амплитуда проведения функциональных проб.

  4. Назовите явление, которое обеспечивает фиксацию индивидуальной ложки после ее припасовки.

  5. Назовите материал, из которого изготовлена индивидуальная ложка


 

Ситуационная задача № 16

У пациента Ф. 66 лет с полным отсутствием зубов на клиническом этапе припасовки индивидуальной ложки на верхнюю челюсть при проведении функциональной пробы «широкое открывание рта» индивидуальная ложка сбрасывается.

  1. Укажите участок индивидуальной ложки, на котором необходимо провести коррекцию.

  2. Назовите другие функциональные пробы по Гербсту, которые проводятся при припасовке индивидуальной ложки на верхнюю челюсть.

  3. Укажите, от чего зависит амплитуда проведения функциональных проб.

  4. Назовите явление, которое обеспечивает фиксацию индивидуальной ложки после ее припасовки.

  5. Назовите материал, из которого изготовлена индивидуальная ложка.


 

Ситуационная задача № 17

Пациент Н. 63 лет обратился в клинику ортопедической стоматологии с жалобами на поломку съемного протеза - перелом базиса. Протез был изготовлен около года назад. Со слов пациента фиксация протеза была удовлетворительной. Укажите, требуются ли оттиски для проведения починки протеза в данной клинической ситуации.

  1. Укажите, следует ли после починки протеза назначить пациента для осмотра и коррекции протеза.

  2. Укажите, может ли быть произведена починка перелома базиса протеза, в случае если пациент пытался произвести починку самостоятельно.

  3. Укажите, необходима ли гипсовка протеза в кювету для проведения починки с использованием базисных акриловых пластмасс.

  4. Укажите, что следует предпринять при невозможности сопоставления фрагментов протеза по линии перелома


 

Ситуационная задача № 18

Пациенту Д. 70 лет изготавливается полный съемный протез на верхнюю челюсть. На этапе припасовки и наложения съемного протеза из зуботехнической лаборатории в клинику поступил протез, в толще базиса которого наблюдается большое количество пор. Поверхностных раковин и других дефектов поверхности базиса не обнаружено.

  1. Укажите наиболее вероятную причину образования пор в базисе протеза.

  2. Назовите такой вид пористости.

  3. Укажите возможные осложнения, связанные с имеющейся пористостью, которые могут возникнуть при пользовании таким съемным протезом.

  4. Укажите на возможность или невозможность исправления данной технической ошибки.

  5. Назовите действия врача в подобной клинической ситуации.


 

Ситуационная задача № 19

Больной, 51 года, поступил с жалобами на наличие болезненной припухлости в подъязычной области справа, которая появилась два дня назад. Появление припухлости ни с чем не связывает. Боли усиливаются при приёме пищи, при движением языком. Объективно: поднижнечелюстная

слюнная железа справа увеличена, уплотнена, слабо болезненна при пальпации. В подподбородочной области пальпируется увеличенный болезненный лимфатический узел. Сохранившиеся зубы интактны, что подтверждено данными рентгенологического обследования. В подъязычной области пальпируется болезненный инфильтрат, флюктуация. При массировании поднижнечелюстной железы справа из вартонова протока справа слюна не выделяется, а слева выделяется в незначительном количестве.

  1. Каких данных не хватает для постановки диагноза?

  2. Поставьте предположительный диагноз

  3. Составьте план обследования и лечения

  4. С чем может быть связано возникновение абсцесса?


 

Ситуационная задача № 20

Больная, 35 лет, поступила с жалобами на боли при глотании, ограниченное открывание рта, общую слабость, недомогание, повышение температуры тела. Заболевание началось около двух дней назад после переохлаждения. При осмотре в клинике хирургом-стоматологом поставлен диагноз: абсцесс челюстно-язычного желобка справа. Обострение хронического периодонтита 46 зуба. 46 зуб удалён, вскрыт абсцесс.

  1. На основании каких клинических симптомов поставлен данный диагноз?

  2. При какой локализации воспалительного процесса больные могут предъявлять аналогичные жалобы?

  3. Какие серьёзные осложнения возможны при вскрытии абсцесса челюстно-язычного желобка? Как их избежать?


     

    Ситуационная задача № 21

    Больной, 28 лет, жалуется на болезненную припухлость в области подбородка, общую слабость. Болен два дня. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Температура тела 37,7С. Полость рта санирована.

    Фронтальные зубы нижней челюсти интактны. В подбородочной области определяется участок резко гиперемированного болезненного инфильтрата, в центре которого гнойная пустула. Прилежащие ткани и нижняя губа отёчны. Регионарные лимфатические узлы болезненны, увеличены, подвижны.

    1. Поставьте диагноз, определите стадию заболевания.

    2. Определите место лечения: а) стационар, б) поликлиника


 

Ситуационная задача № 22

Больная, 20 лет, обратилась в клинику с жалобами на припухлость щёчной области слева и ограничение открывания рта. Связывает данное состояние с тем, что во время занятий баскетболом получила удар мячом по лицу. Объективно: имеется незначительная отёчность и синюшность мягких тканей лица слева, рот открывается на 2,0-2,5 см. Пальпация в области

мыщелкового отростка слева болезненна. Надавливание на подбородок вызывает боль в левом ухе. В полости рта полного смыкания зубов нет. Подвижности фрагментов не выявлено.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Какие дополнительные сведения необходимы для постановки окончательного диагноза и составления плана лечения?

  3. Какие рентгенологические снимки необходимо выполнить для точной диагностики?


 

Ситуационная задача № 23

Больной 21 год, жалуется на повышение температуры тела до 38С, слабость, недомогание, головную боль. Болен 3 день. На третий день заболевания на слизистой оболочке щек, губ, языка, появились эрозии, болезненные при разговоре, глотании. Усилилось слюноотделение, изо рта появился запах. При осмотре больного выявлена кровоточивость и гиперемия десен, на слизистой оболочке щек, губ , языка афты в количестве 10. Увеличены и болезненны поднижнечелюстные лимфатические узлы.

  1. Поставьте предварительный диагноз

  2. Назначьте лечение


 

Ситуационная задача № 24

На прием к врачу обратилась женщина 34 лет, с жалобами на высыпание пузырьков на ККГ. Высыпания появляются 2-3 раза в год. Чаще весной и осенью в течении 4 лет. Врач поставил диагноз: простой герпес. Назначено лечение: обработка пораженных участков анилиновыми красителями, оксолиновой мазью. После проведенного лечения рецидивы возникают с той же частотой.

  1. Уточните диагноз.

  2. Проведите дифференциальную диагностику.

  3. Внесите коррективы в лечение.


 

Ситуационная задача № 25

Больной жалуется на металлический привкус во рту, чувство жжения в области языка, сухость в полости рта. Больной раздражителен, отмечает головную боль, утомляемость. Данные явления появились через 1 неделю после протезирования зубов. Слизистая оболочка полости рта не изменена. При определении вкусовой чувствительности отмечается повышенная восприимчивость химических раздражителей. РН слюны- 6,2. Кожные пробы на никель, хром, кобальт отрицательные. Гальванические микротоки между мостовидными протезами 90 мВ.

1. Какой диагноз можно предположить?

 

 

////////////////////////////