ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для аспирантов

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для аспирантов

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение «««««..««««««««««««««««««««..
4
1. Место дисциплины в системе подготовки аспирантов ««««.«.
5
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины ««««
8
3. Тема 1. Сущность и предпосылки функционирования народного
9
хозяйства «««««««««««««««««««. ««««...
4. Тема 2. Структура национальной экономики«««««..««««
13
5. Тема 3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
национальной экономики. Измерение результатов
функционирования национального хозяйства«««««««««
16
6. Тема 4. Экономический рост национальной экономики«««««
21
7. Тема 5. Система потенциалов национальной экономики««««..
25
8. Тема 6. Экономические основы конкурентоспособности и
29
конкурентных преимуществ страны«««««««««««««
9. Тема 7. Управление народным хозяйством««««««««««
33
10. Тема 8. Проблемы экономической безопасности«««««««
36
11. Тема 9. Международное разделение труда и международные
экономические связи страны«««««««««««««««
38
Литература«««««««««««««««««««««««««
43
3
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов,
изучающих экономику народного хозяйства. В пособии предлагается
краткое выборочное содержание читаемых по данному курсу лекций.
Помимо отдельных тем курса пособие содержит вопросы для
самоконтроля, тесты и упражнения, реферативные задания, необходимые
для самостоятельной работы.
Курс «Экономика и управление народным хозяйством» тесно связан с
другими предметами. Прежде всего, с менеджментом, а также с такими
предметами как: макроэкономика, экономическая статистика, экономика
строительства,
экономика
городского
хозяйства,
экономика
природопользования и др.
В тоже время, этот курс имеет свой специфический объект и предмет
изучения. Объектом изучения является экономика РФ, представленная как
единый территориально-производственный комплекс.
Предметом исследования выступают явления и процессы
экономической действительности, и факторы, влияющие на них.
Цель пособия - помочь студентам в изучении экономики и управления
России, особенностей ее социально-экономического развития, развития
отраслей народного хозяйства, выявления роли России в мировой
экономике и системе эффективного управления, проблем интеграции в
систему мирового хозяйства.
4
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
АСПИРАНТОВ
Дисциплина
«Экономика и управление народным хозяйством:
экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,
комплексами» входит в блок специальных дисциплин отрасли науки и
научной специальности и является обязательной дисциплиной.
Дисциплина изучается на втором курсе в третьем семестре.
Учебно-методическое пособие
по освоению дисциплины
«Экономика и управление народным хозяйством» адресовано аспирантам
всех форм обучения.
Учебным планом по направлению подготовки предусмотрены
следующие виды занятий:
- лекции;
- практические занятия.
Рекомендации по работе на лекционных занятиях
Чтение лекций ведущим преподавателем
необходимо
для
изложения систематизированных основ научных знаний по дисциплине,
аналитической информации о дискуссионных проблемах, состоянии и
перспективах развития изучаемой науки. Максимальный эффект лекция
дает тогда, когда аспирант ведет лекционный конспект, используя
общеизвестные правила ведения конспекта, а также заранее готовится к
лекционному занятию: повторяет пройденный на предыдущем лекционном
занятии учебный материал, просматривая свои записи
(конспект),
углубляет полученные на лекции знания по учебнику или по учебному
пособию.
Рекомендации по работе на практических занятиях
Практические занятия для аспирантов проводятся с целью углубить,
систематизировать и закрепить полученные на лекциях знания и при
самостоятельном исследовании той или иной теме учебной дисциплины,
привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала,
сформировать навыки
(умение) решать практические задачи в
соответствующей сфере экономики и управления народным хозяйством.
Одним из самых значимых функций практических занятий, является
контрольная работа, проводимая в форме тестирования. Преподаватель
определяет степень усвоения учебного материала студентами посредством
проведения текущего контроля. Стратегия самостоятельной подготовки
аспиранта к практическим занятиям заключается в том, чтобы усвоить
содержание всех вопросов лекции и практического занятия, обращая
внимания на основные проблемы, выделенные преподавателем в ходе
лекции либо на практическом занятии. Для этого необходимо, как
минимум, прочитать конспект лекции и учебник, либо учебное пособие.
5
Дополнительно можно выбрать вопрос для более глубокого изучения с
использованием дополнительной литературы с тем, чтобы проявить это
знание на практическом занятии. Кроме того, на практических занятиях у
аспирантов, зачастую предусматривается чтение и защита докладов.
Слушая доклады и выступления на семинаре или реплики в ходе
дискуссии, аспирантам важно не только уважать мнение собеседника, но и
использовать навыки активного слушания
(не перебивать, давая
возможность полностью высказать свою точку зрения, непонятое уточнять,
переформулировывая высказанное и т.п.) или интерактивного обсуждения.
Именно написание доклада формирует у аспиранта самостоятельный
подход и выражение собственной точки зрения на поставленную,
преподавателем или выбранную самим аспирантом проблему в рамках
дисциплины/отрасли экономии.
Рекомендации по самостоятельной работе
Самостоятельная работа аспиранта по дисциплине включает
различные виды работы с информацией, целью которых является
подготовка к занятиям, выполнение конкретных заданий, подготовка к
контрольным мероприятиям текущей, промежуточной и итоговой
аттестации. Подготовка различного рода к
учебным занятиям и
контрольным мероприятиям в рамках курса подразумевает в первую
очередь освоение необходимой информации по конспектам, книгам, иным
источникам информации - публикациям, документам, базам данных и
проч., находящимся в ограниченном или открытом доступе. Важным
элементом работы с информацией является работа с учебным или научным
материалом на бумажном или электронном носителе. Изучать курс по
книге рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с
содержанием каждой из них по программе. Изучение любого вопроса на
уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более
глубокому и прочному усвоению материала. Целесообразно в первую
очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендуется читать аннотацию к книге, с целью понимания того, для
кого она могла быть полезна. В работе с литературой выделяют пять
основных приемов. Просмотр используется для понимания области знания,
к которому относится книга, определения ее современности и значимости
автора.
Чтение-просмотр
используется
для
предварительного
ознакомления с книгой, оценки ее ценности. Он предполагает
ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением
книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора
произведения. Выборочное чтение предполагает избирательное чтение
отдельных разделов текста. Этот метод используется, как правило, после
предварительного просмотра книги, при ее вторичном чтении.
Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска
6
фамилии, факта, оценки и др. Углубленное чтение предполагает обращение
внимания на детали содержания текста, его анализ и оценку. Изучая курс,
полезно обращаться и к глоссарию (словарю терминов). Пока тот или иной
раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует.
Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период
подготовки к контрольному мероприятию. Для более эффективного
запоминания и усвоения изучаемого материала по книге, полезно иметь
рабочую тетрадь (можно использовать лекционный конспект) и заносить в
нее формулировки, новые незнакомые термины и названия, формулы,
математические зависимости, их выводы и т.п. Весьма целесообразно
пытаться систематизировать учебный материал, проводить обобщение
разнообразных фактов, сводить их в таблицы. Такая методика облегчает
запоминание. В современных условиях не менее важным элементом
самостоятельной подготовки является самостоятельная работа с интернет-
ресурсами. Выполненные самостоятельно задания следует оформлять в
рекомендованной программой дисциплины или преподавателем
письменной форме (доклад, сообщение, отчет, статья, презентация и проч.)
в соответствии с требованиями ГОСТов по оформлению научных работ
и/или практикой выполнения подобных работ.
При реализации различных видов учебной работы используются
разнообразные (в том числе интерактивные) методы обучения, в частности:
- интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и
семинарских занятий;
- размещение материалов курса в электронной образовательной
системе.
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной
аттестации аспиранты могут воспользоваться электронной библиотекой
ВУЗа или электронной библиотекой IPRbooks. Также обучающиеся могут
взять на дом необходимую литературу на абонементе вузовской
библиотеки или воспользоваться читальными залами вуза.
7
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Аспирант должен знать:
- закономерности и принципы развития народного хозяйства;
- положения и направления государственной экономической
политики в Российской Федерации и субъектов РФ;
- экономические механизмы и механизмы управления народным
хозяйством;
- взаимосвязи уровней и структурных элементов народного
хозяйства.
уметь:
- сопоставлять потенциальные возможности развития национального
хозяйства и фактическое состояние всех его комплексов;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе
конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать
ожидаемые результаты;
- сопоставлять потенциальные возможности развития национального
хозяйства и фактическое состояние всех его комплексов как в стране в
целом, так и на уровне местных органов самоуправления;
- выявлять проблемы экономического характера и проблемы
неэффективного управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать
способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных
хозяйственных решений на макро- или микроуровне.
владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями,
используя современные образовательные технологии;
- навыками самостоятельного анализа хозяйственной жизни
общества;
- основными методами разработки прогнозов и целевых
федеральных и региональных программ социально-экономического и
научно-технического развития;
- навыками и методами регулирования национальной хозяйственной
системы в целом, ее субъектов и отдельных организационно-правовых
форм рыночного хозяйствования;
- методами расчета и комплексного анализа ее основных
показателей на основе фактических данных.
8
Тема 1. СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Экономика народного хозяйства как наука призвана дать
целостную характеристику сущностных признаков экономики страны
(национальной экономики) и особенностей ее развития.
Предметом экономики народного хозяйства является изучение
деятельности объектов народного хозяйства и экономических отношений,
складывающихся в процессе деятельности людей.
Объекты народного хозяйства - это конкретные организационно-
экономические формы, в рамках которых осуществляется общественное
производство: предприятие, концерн, комбинат, отрасль, сфера
производства, территориальные системы, а также народное хозяйство в
целом.
Любой экономический объект всегда соединяет элементы,
необходимые для совершения определенного цикла производства:
социальный элемент (трудовой коллектив), технический элемент (здания,
сооружения, машины, система коммуникаций), экономический элемент
(формы организации труда).
Национальная экономика государства
- это совокупность
воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для
динамичного эффективного функционирования государства.
При нарушении пропорций гармоничного соотношения отраслей
хозяйствования происходят сдвиги
во всех основных сферах
национального хозяйства и нарушение работы естественного механизма
регулирования этих пропорций. Это в результате приводит к негативным
явлениям национальной экономической системы - повышению уровня
безработицы, инфляции, кризису перепроизводства, т.е. нарушению
конъюнктуры рынка.
Главными структурными элементами национальной экономики и
управления являются сферы, секторы, комплексы и отрасли.
Соотношения между данными структурными элементами называют
экономическими структурами.
Основным объектом в рамках изучения экономики народного
хозяйства считается предприятие.
Предприятие
- это самостоятельный хозяйствующий орган,
созданный в соответствии с законодательством для производства
продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения
прибыли и удовлетворении потребностей общества. На его основе
строятся все остальные, более сложные экономические объекты.
Экономика и управление предприятием сводится к наращиванию
9
масштабов изучаемого объекта, что определяет эффективность принятия
решений и усиливает возможность развития отрасли.
Отрасль
- это совокупность предприятий, производящих
одинаковый или аналогичный продукт.
Комбинат
- сочетание совместно размещенных предприятий,
объединенных общностью технологических процессов и единым
управлением.
Комплекс - это совокупность предприятий или отраслей, которые
вместе полностью обеспечивают национальную экономику какой-либо
продукцией или услугой. Комплексы могут развиваться внутри одной
отрасли или между различными отраслями, например: топливно-
энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс.
Сектор - крупная структурная единица национальной экономики.
Как правило, выделяют частный и государственный сектор.
Сфера - объединение предприятий по выпускаемой продукции или
по той деятельности, которой они занимаются, например: банковская
сфера, сфера торговли.
Наиболее сложным экономическим объектом является народное
хозяйство - совокупность всех отраслей материального производства и
всех отраслей непроизводственной сферы.
Состояние экономического объекта характеризует динамические
показатели
(рост, развитие) и такой важный показатель как мощность
объекта.
Экономический рост - это количественные изменения в состоянии
объекта (например, рост валовой продукции)1.
Экономическое развитие характеризует также и качественные
изменения (например, рост производительности труда).
Рост может происходить как за счет интенсивных факторов
(повышение результативности при неизменных ресурсах), так и за счет
экстенсивных факторов (повышение результативности при увеличении
ресурсов при той же степени их использования).
Важнейшими показателями результативности экономики являются:
производительность труда
(ПТ), эффективность производства
(ЭП),
интенсивность производства (ИП).
Производительность труда - отношение результата к количеству
труда.
Эффективность производства - отношение результата к затратам.
Интенсивность производства
-
отношение результата к
неизменному ресурсу.
1 Основы экономики народного хозяйства: учебно-методическое пособие / Р.В. Кашбразиев.-
Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 20 с.
10
Общественное разделение труда
- обособление различных видов
трудовой деятельности и специализация отдельных производителей и
обмен продуктами своей деятельности. По мере развития специализации
(предметной, подетальной) общественное производство усложняется.
В противоположность специализации кооперирование интегрирует
товаропроизводителей.
Кооперация - совместное участие многих лиц в согласованном
процессе создания продуктов. На этой основе возникают локальные
производственные комплексы, где различные заводы взаимосвязаны,
совместно участвуя в выпуске готовой продукции.
Концентрация - укрупнение предприятия.
Централизация - объединение многих предприятий в одно.
Интеграция - хозяйственное объединение регионов и стран.
В экономике народного хозяйства взаимодействуют три сферы:
рыночная сфера
(свободный обмен между производителями и
потребителями);
государственная сфера
(государственное регулирование и
распределение);
натуральная сфера (производители = потребители).
Каждая из них функционирует автономно, но в то же время вступает
в экономические связи с другими, эффективно дополняя (или подавляя)
друг друга.
Таким образом, экономика народного хозяйства как наука - это
область знаний, изучающая в рамках конкретных экономических
отношений процессы общественного производства, различные формы
организации народного хозяйства и управление народным хозяйством. 2
Вопросы и задания
1.
Перечислите основные функциональные и отраслевые
экономические науки.
2. Какую сферу общественной жизни изучает экономика народного
хозяйства?
3. Какие основные объекты национальной экономики и народного
хозяйства вы знаете?
4. Охарактеризуйте научный вклад в изучении национальной
экономики представителей различных школ экономической мысли -
меркантилизма, физиократов, классиков, марксистов, кейнсианства.
5. Раскройте значение основных функций экономической науки.
6. Сформулируйте главные проблемы экономики.
2 Градов А.П. Национальная экономика. - СПб.: Питер, 2005.
11
7. Субъектом национального хозяйства выступает:
а) сектор;
б) государство:
в) предприятие;
г) отрасль.
8. Отраслевая структура экономики позволяет ответить на вопрос:
а) что предлагается обществу;
б) в каком количестве производится продукция;
в) какова степень механизации производства;
г) где производится продукция?
9. К отраслям нематериальной сферы экономики относится:
а) материально-техническое снабжение;
б) наука;
в) связь;
г) торговля.
10.
Основными факторами территориальной структуры
национальной экономики являются:
а) распределение потребительского спроса по территории страны;
б) распределение источников природных ресурсов, сырья, топлива,
энергии по регионам;
в) распределение трудовых ресурсов по территории страны;
г)
необходимость обеспечения комплексного социально-
экономического развития регионов и территорий РФ;
д) все ответы верны.
11. Непроизводственное потребление состоит в:
а) создании новых продуктов;
б) обеспечении бартерного обмена;
в) удовлетворении потребностей людей;
г) увеличении производственной мощности предприятия.
12. На уровне национальной экономики одним из главнейших
показателей динамики экономического роста является:
а) темп роста зарплаты работников в строительстве;
б) увеличение доли импорта продукции;
в) рост объема ВВП (ВНП);
г) рост производства отраслей легкой промышленности.
Литература
1. Кошелев А.Н. Национальная экономика [Электронный ресурс]:
учебное пособие
/ А.Н. Кошелев.
- Электрон. текстовые данные.
-
Саратов: Научная книга, 2012. - 159 c.
12
2.
Осипов В.С. Актуальные проблемы институциональной
экономики. Теория и практика
[Электронный ресурс] / В.С. Осипов
И.И. Смотрицкая. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015. - 127 c.
3. Пинчук В.Н. Проблемы управления национальным хозяйством в
условиях интеграции в мировую экономику // Инновационная экономика:
информация, аналитика, прогнозы. - 2013. - № 3. - С. 22-23.
4. Виноградов В.В. Экономика России: учеб. пособие / В.В. Вино-
градов. - М.: Юристъ, 2001. - 320 с.
Тема 2. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Сущность национальной экономики состоит в том, что она
представляет собой сложившуюся систему национального и
общественного воспроизводства государства, в которой между собой
взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся
в результате длительного исторического эволюционного развития
конкретной
страны.
Влияние
на
особенности национальной
экономики оказывают
исторические,
культурные
традиции,
географическое положение государства, его роль в международном
разделении труда и т.д.
Структурный анализ национальной экономики позволяет провести
более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит
он из того, что структура является способом упорядочения различных
единиц в экономике и формирования между ними органичного
взаимодействия.
Виды структуры национальной экономики:
ƒ экономические структуры, определяющие функционирование
экономических единиц национальной экономики. Изучение характера
взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют
сущность национальной экономики;
ƒ неэкономические структуры, определяющие функционирование
неэкономических единиц
- культуру, образование и т.д. Их анализ
представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и
взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование
национальной экономики.
Структура национальной экономики отличается пропорциями и
отношениями между ее составляющими частями. Пропорция
- это
значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по
отношению к другим. Отношения - это относительно устойчивые связи
между единицами национальной экономики, способные к изменению и
сохранению.
13
Структура национальной экономики - это совокупность исторически
сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных
взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
ƒ домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры
национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами.
Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства
являются мощным экономическим субъектом, производящим
значительную часть национального богатства, влияющим на характер
других взаимосвязей;
ƒ социальная структура, исходящая из деления национальной
экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в
органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям,
например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно
выделяют государственный и частный сектора экономики;
ƒ отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей
экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними.
Отрасль национальной экономики
- это единицы национальной
экономики, в процессе общественного производства, выполняющие
схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования
национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет
реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
ƒ территориальная
структура,
предполагающая
анализ
географического распределения производительных сил в рамках
национальной экономики
- разделение национальной экономики на
различные экономические районы;
ƒ инфраструктура национальной
экономики,
исходящая из
определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
ƒ структура внешней торговли, предполагающая анализ характера
соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
Структура определенной национальной экономики постоянно
изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает
научно-технический прогресс, который изменяет характер производства,
способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики.
Изменение характера общественного производства, возникновение новых
отраслей оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной
экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно
изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный
мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.
Структура конкретной национальной экономики формируется под
влиянием множества факторов - географических, культурных, социаль-
ных, психологических и т.д. Она специфично применительна к каждой
14
определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны
государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на
нее.
Вопросы и задания
1. Понятие « структура национальной экономики».
2. Виды структуры национальной экономики
3. Соотнесите все возможные виды деятельности по критериям
материального и нематериального производства.
4. К отраслям материального производства в экономике
относят«
а) транспорт;
б) жилищно-коммунальное хозяйство;
в) лесное хозяйство;
г) кредитование.
5. Какой из перечисленных ниже факторов не входит в группу
внешних факторов функционирования национальной экономики?
а) международное разделение труда;
б) объявление эмбарго на поставку тех или иных товаров или услуг;
в) мировая экономическая ситуация;
г) «торговые войны».
6. Социально-ориентированной является экономическая система,
называемая«
а) социальным рыночным хозяйством;
б) традиционной;
в) чистым капитализмом;
г) централизованно управляемой экономикой.
7.
При типизации национальных хозяйственных систем не
учитывают «
а) морально-психологические установки населения;
б) географическое положение и наличие природных ресурсов;
в) политические и исторические особенности развития экономики.
8. Какой структуры в национальной экономике не существует:
а) социальной;
б) транспортной;
в) экономической;
г) внешней торговли.
15
Литература
1. Кошелев А.Н. Национальная экономика [Электронный ресурс]:
учебное пособие
/ А.Н. Кошелев.
- Электрон. текстовые данные.
-
Саратов: Научная книга, 2012. - 159 c.
2.
Осипов В.С. Актуальные проблемы институциональной
экономики. Теория и практика
[Электронный ресурс] / В.С. Осипов
И.И. Смотрицкая. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015. - 127 c.
3. Пинчук В.Н. Проблемы управления национальным хозяйством в
условиях интеграции в мировую экономику // Инновационная экономика:
информация, аналитика, прогнозы. - 2013. - № 3. - С. 22-23.
4. Виноградов В.В. Экономика России: учеб. пособие / В.В. Вино-
градов. - М.: Юристъ, 2001. - 320 с.
Тема 3. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОПОРЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Для измерения результатов функционирования национального
хозяйства и их сравнения с показателями других стран используется
система национальных счетов (СНС).
Система национальных счетов
(СНС) связывает воедино
важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и
услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС
представляет собой современную систему сбора и обработки информации
и применяется практически во всех странах для макроэкономического
анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме
представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства,
распределения, перераспределения и конечного использования. Ее
показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и
механизмы функционирования.
Наиболее общепринятым из показателей СНС является объём
годового совокупного производства товаров и услуг
- валовой
национальный продукт (ВНП).
ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной
конечной продукции и услуг в экономике за год.
16
Поскольку все расходы на приобретение продуктов обязательно
являются доходом производителей этих продуктов, то в целом для
экономики объём доходов должен быть равен объёму расходов. Поэтому
ВНП можно измерить двумя способами:
1) суммированием всех расходов общества на приобретение товаров
и услуг, произведенных в данном году,
2) суммированием всех доходов общества, полученных в результате
производства товаров и услуг в этом же году.
Методы расчета ВНП
ВНП, рассчитанный по расходам
ВНП, рассчитанный по доходам
Потребительские расходы
Заработная плата (w)
населения (С)
Процент (r)
Валовые частные инвестиции (Ig)
Рента (R)
Государственные закупки товаров
Прибыль (Р)
и услуг(G)
Амортизация (d)
Чистый экспорт (NX)
Косвенные налоги (Т)
ВНП измеряет стоимость выпуска продукции, произведенной
факторами производства, находящимися в собственности граждан данной
страны. Часть ВНП может производиться за границей. Например,
прибыль, получаемая владельцами Макдоналдса в Казани, будет являться
частью ВНП США, а не ВНП РФ.
К макроэкономическим показателям относится и показатель
валового внутреннего продукта
(ВВП). В отличие от ВНП, ВВП
подсчитывается по территориальному признаку. Это совокупная стоимость
продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо
от национальной принадлежности предприятий, расположенных на
территории данной страны.
Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой более
совершенный показатель по сравнению с ВНП, поскольку в нем не
учитываются амортизационные отчисления. С помощью показателя ЧНП
можно измерить годовой объём производства, который экономика в сос-
тоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущего.
Национальный доход (НД). Для определения показателя общего
объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей,
полученных при производстве ВНП в данном году, необходимо вычесть из
ЧНП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том,
что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не
вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как
поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы получаем
показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников
17
ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от
участия в производстве за текущий период.
Смысл этого подсчёта в том, что государство, взимая косвенные
налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство, и поэтому его
нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов.
С точки зрения собственников ресурсов национальный доход
является измерителем их доходов от участия в общественном произ-
водстве за текущий период. Предприятия рассматривают национальный
доход как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства.
Национальный доход создают различные и равноправные факторы
производства: труд, капитал, земля. Общая стоимость всех продуктов
складывается из доходов всех членов общества. Национальный доход
создаёт каждый член общества, получающий доход. Смысл такого подхода
состоит в том, что каждый вид деятельности приносит доход, каждый
получатель дохода одновременно является его творцом, независимо от
профессии и сферы деятельности. Сюда включаются государственные
чиновники, военнослужащие, церковнослужители и другие.
Национальный доход меньше ВНП на величину косвенных налогов
и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Ряд
учёных в нашей стране по-прежнему считают, что экономически не
оправдано в национальном доходе учитывать доходы от деятельности
военного, юриста, работника средств массовой информации и т.д. Все эти
профессии, согласно марксистской политической экономии, создают
специфические услуги, но не имеют прямого отношения к процессам
общественного воспроизводства в стране. Более того, по мнению этих
учёных, подобная методика подсчёта даёт повторный счёт доходов,
искусственно увеличивает показатель национального дохода примерно на
20-30%.
Личный доход (ЛД) представляет собой полученный доход в
отличие от национального дохода, который является заработанным
доходом. Часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование,
налоги на прибыль предприятий
- не поступают в распоряжение
населения. В то же время трансфертные платежи, которые не являются
результатом хозяйственной деятельности работающих, по сути,
представляют часть их дохода. Таким образом, личный доход, как
фактически полученный доход, можно вычислить путём:
1) вычитания из национального дохода взносов на социальное стра-
хование, налогов на прибыль предприятий, нераспределённой прибыли;
2) добавления суммы всех трансфертных платежей.
Располагаемый доход
(РД) находится в личном распоряжении
членов общества. Его величина может быть получена путём вычитания
индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на
18
наследство) из личного дохода. Здесь следует отметить, что часть
заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на
прибыль предприятий - не поступают в распоряжение населения. В то же
время трансфертные платежи, осуществленные государством, не являются
результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют
часть их дохода. Располагаемый доход находится в личном распоряжении
членов общества и используется на потребление и сбережение домашних
хозяйств.
Вопросы и задания
1. Что собой представляет система национальных счетов?
2. Какие показатели входят в СНС?
3. Объясните, почему расчет ВНП возможен двумя методами.
4. Реальный ВВП будет превышать номинальный ВВП в условиях...
а) инфляции;
б) дефляции;
в) стагфляции;
г) слампфляции.
5. Используя следующие данные, подсчитайте личный распо-
лагаемый доход:
ВНП
5233
Амортизационные отчисления
552
Косвенные налоги
416
Прибыли корпораций
298
Взносы на социальное страхование
479
Дивиденды
112
Государственные трансферты частным лицам
600
Подоходные налоги с граждан
649
Личный располагаемый доход равен:
а) 4200;
б) 3551;
в) 4088;
г) 3439;
д) 5233.
6.
Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных
производителями данной страны в течение года как внутри страны, так
и за рубежом - это
а) ВВП;
б) ВНП;
19
в) НД;
г) ЛД.
7. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за
год непосредственно внутри страны и только национальными
производителями - это
а) ВВП;
б) ВНП;
в) НД;
г) ЛД.
8.
Задача. При условии, что ВВП равен
9000 ден. ед.,
амортизационные отчисления
1350 ден. ед., трансфертные платежи
750 ден. ед., чистый экспорт
1050 ден. ед., потребительские расходы
3200 ден. ед., чистый валовой продукт (ЧВП) составит ____ ден. ед.
9. Задача. Экономика описана следующими данными: ВВП - 100
ден. ед.; расходы на потребление - 70 ден. ед.; инвестиции - 10 ден. ед.;
импорт - 10 ден. ед.; экспорт - 15 ден. ед. Величина государственных
расходов составит ___ ден. ед.
10. Задача. Располагаемый личный доход составит _____ ден. ед.
при условии, что валовой национальный доход (ВНД) равен 9225 ден. ед.,
амортизационные отчисления 800 ден. ед., валовая прибыль 3250 ден. ед.,
трансфертные платежи
700 ден. ед., чистые косвенные налоги
1535 ден. ед., индивидуальные налоги 300 ден. ед., взносы на социальное
страхование 1275 ден. ед.
11. Задача.
При условии, что ВВП равен
12 000 ден. ед.,
амортизационные отчисления
1200 ден. ед., трансфертные платежи
750 ден. ед., потребительские расходы
4200 ден. ед., ЧВП составит
____ ден. ед.
12. Задача. Располагаемый личный доход составит _____ ден. ед.
при условии, что валовой национальный доход (ВНД) равен 9225 ден. ед.,
амортизационные отчисления 800 ден. ед., валовая прибыль 3250 ден. ед.,
трансфертные платежи
700 ден. ед., чистые косвенные налоги
1535 ден. ед., индивидуальные налоги 300 ден. ед., взносы на социальное
страхование 1275 ден. ед.
Литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: МГУ, 2002.
2. Иванов Ю.А., Казаринова С.Е., Карасева Л.А.
Основы
национального счетоводства: учебник. - М.: Инфра-М, 2005. - 536 с.
3. Кошелев А.Н. Национальная экономика [Электронный ресурс]:
учебное пособие / А.Н. Кошелев. - Электрон. текстовые данные. - Саратов:
Научная книга, 2012. - 159 c.
20
Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
Одной из центральных проблем макроэкономики является
достижение непрерывного и устойчивого экономического роста. Чтобы
понять, как осуществляется эта цель, важно выявить внутренний механизм
увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой
механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства,
которая
способна
обеспечить
сбалансированное
расширенное
воспроизводство.
Оптимальной (наилучшей) целью экономического роста является
повышение жизненного уровня всего населения.
Наилучший показатель - величина национального дохода в расчете
на душу населения. Это объясняется тем, что национальный доход
суммирует все виды доходов членов общества. Нормальным является
такой макроэкономический рост, при котором увеличиваются доходы всех
социальных групп на протяжении длительного периода. Рост
национального дохода в расчете на душу населения во многом зависит от
темпов роста макроэкономики.
Вторая проблема макроэкономического роста: каковы должны
быть темпы роста национального дохода?
В течение длительного времени невозможно поддерживать
максимально высокие темпы увеличения общественного продукта. Для
этого требуются колоссальные затраты всех ресурсов, что непосильно для
любой страны. Чрезмерное ускорение производства подрывает внутреннее
экономическое равновесие. Так как не все отрасли хозяйства могут
выдержать непомерные темпы развития, то нарушаются нормальные связи
между звеньями народно-хозяйственного комплекса. Важнейшей
долговременной целью общества являются стабильные (устойчивые)
достаточные темпы экономического роста.
Третья проблема макроэкономического роста: за счет каких
факторов производства можно обеспечить экономический рост в
оптимальном варианте, т.е. наращивать производство национального
дохода на душу населения.
Были выявлены следующие основные факторы.
1. Увеличение инвестиций. Накопление (использование прибыли и
заемных средств для расширения производства) увеличивает объем
национального дохода. При данной численности населения страны можно
получить большую величину дохода нации в расчете на человека.
2. Норма накопления в национальном доходе. Данный доход делится
на два фонда: фонд текущего потребления
(идет на удовлетворение
личных и общественных потребностей людей) и фонд накопления.
21
3. Темпы роста населения. Этот фактор представляет собой величину
национального дохода в расчете на душу населения. Чем больше растет
население, тем
(при данной величине национального дохода) меньше
душевой доход. Жители страны тем богаче, чем ниже темпы увеличения
численности населения по сравнению со скоростью роста экономики.
4. Технический
прогресс (все
нововведения,
повышающие
эффективность производства). Этот фактор не имеет границ своего
применения. В зависимости от того, как используется технический
прогресс для расширения масштабов производства национального дохода
различают типы экономического роста.
Первый тип макроэкономического роста
- экстенсивный (лат.
extensivus
- расширяющийся). В этом случае увеличение объемов
производства происходит за счет трех факторов: основного капитала
(фондов); рабочей силы; материальных затрат
(природного сырья,
материалов, энергоносителей).
Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически
первоначальный путь расширенного воспроизводства.
Он имеет свои достоинства.
Наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития.
С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а
также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать
безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.
Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки.
Технический застой, при котором количественное увеличение
выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим
прогрессом. Поскольку выпуск продукции повышается в той же степени, в
какой возрастают величины используемых основных фондов,
материальных ресурсов и численность работников, то на неизменном
уровне остаются количественные значения таких экономических
показателей, как фондоотдача, материалоемкость и производительность
труда.
Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в
стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет
которых могут увеличиваться масштабы экономики. При этом неизбежно
ухудшаются условия воспроизводства. Все более стареет оборудование на
действующих предприятиях.
Из-за
нарастающего
истощения
невоспроизводимых природных ресурсов приходится расходовать все
больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и
топлива. Экономический рост носит затратный характер.
22
Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь
роста выпуска продукции ведет национальное хозяйство к тупиковым
ситуациям3.
Перечисленные проблемы наглядно показывают, что экстенсивный
путь экономического роста исчерпал себя. Он неизбежно вел к общему
упадку производства. Выходом из такой ситуации является
интенсификация воспроизводства.
Более сложный тип экономического роста
- интенсивный (фр.
intensif - напряжение). Его главный отличительный признак - повышение
эффективности производственных факторов на базе технического
прогресса.
При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый
фактор экономического роста
- повышение эффективности всех
традиционных факторов. Интенсивное расширенное воспроизводство
обладает рядом особенностей. Оно более прогрессивно, поскольку
решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий
производства начинают играть достижения науки и техники. В масштабе
общества развивается производство научно-технической информации,
которая воплощается в более эффективные средства производства.
Повышается культурно-технический уровень работников.
При интенсивном увеличении производства преодолеваются
преграды экономического
роста,
порожденные
известной
ограниченностью естественных ресурсов. Наиболее выгодным фактором
расширения
производства
становится
ресурсосбережение.
Интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой
структуры народного хозяйства, подготовкой кадров инициативных и
высокопрофессиональных работников.
Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства
состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы
экономического роста.
Вопросы и задания
1. Что такое экономический рост?
2. По каким критериям можно определить развитие экономики или
снижение экономического развития страны?
3. Какие типы экономического роста существуют? Чем отличаются.
3 Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие. -
Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 214 с.
23
4. Рост доли новых видов продукции в общем объеме выпуска,
увеличение применения инновационных технологий являются признаками
какого экономического роста?
а) интенсивного;
б) экстенсивного;
в) эндогенного;
г) экзогенного.
5. К числу интенсивных факторов, сдерживающих экономический
рост, относят «
а) отставание технологий от мирового уровня;
б) НТП;
в) развитие сельскохозяйственной продукции;
г) отставание сроков строительства объекта.
6. устойчивое увеличение год от года экономических возможностей
страны - это
а) экономический рост;
б) экономический цикл;
в) научно - техническая революция;
г) научно - технический прогресс.
7. Экономический рост может быть проиллюстрирован:
а) сдвигом влево кривой производственных возможностей;
б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей;
в) движением точки по кривой производственных возможностей;
г) движением от одной точки к другой за пределами кривой
производственных возможностей.
8. Основные причины экономического роста в развитых странах -
это:
а) увеличение объема рабочего времени;
б) технологические изменения в производстве;
в) увеличение объема применяемого капитала;
г) рост квалификации рабочей силы;
д) реализация денежно-кредитной и фискальной политики,
способствующей экономическому росту.
9. Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на рост
производительности труда:
а) технологические изменения;
б) увеличение количества работников;
в) увеличение количества работников;
г) уровень образования и квалификации работников;
д) эффект масштаба производства;
е) уровень организации производства.
24
10. Через год - два после окончания спада наблюдается:
а) сокращение уровня занятости;
б) сокращение затрат потребителей на покупку товаров длительного
пользования;
в) падение уровня прибыли;
г) все предыдущие ответы верны.
Литература
1. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование
в условиях рынка. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ФАНА, 2000.
2. Лавров Е.И., Капогузов Е.А.Экономический рост: теории и
проблемы: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 214 с.
3. Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность.
СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - Гл. 1. - С. 11-32.
Тема 5. СИСТЕМА ПОТЕНЦИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
Основным направлением функционирования современной
экономики России, ее реформирования является устранение
сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль
в этом отводится развитию и повышению эффективности использования
совокупного экономического потенциала. Это позволит создать
оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно
устойчивого экономического роста. Формирование совокупного
экономического потенциала является сложным и многоэтапным
процессом.
Потенциал - это определенная совокупность ресурсов, средств,
которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы
при необходимости в производстве. Это также и способность государства,
общества изменять определенную сферу деятельности.
Функционирование и развитие национальной и в целом всей
мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах.
Экономические ресурсы - это то, что необходимо для производства благ -
товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном
отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее
развития. Соединение экономических факторов и ресурсов составляет
понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно
разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в
25
общем позволяет определить возможности национальной экономики к
росту4.
Совокупный экономический потенциал национальной
экономики - это совокупная способность отраслей национальной
экономики
производить
определенные
блага,
отличающиеся
качественными и количественными характеристиками, на конкретном
временном промежутке.
Основными составными элементами совокупного экономического
потенциала являются:
1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;
2)
объем и структура производственного потенциала
промышленности;
3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;
4) протяженность, качество и структура транспортной системы
страны;
5) научно-технический потенциал страны;
6) степень развития нематериального производства экономики;
7) количество, качество и степень рационального использования
полезных ископаемых.
Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от
совокупных производительных сил и объемов богатства национальной
экономики. Он непосредственно отражает положение национальной
экономики в системе мировой экономики.
Экономический потенциал зависит от совокупных производственных
возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты
его использования отличает степень развития национальной экономики,
так как определение совокупного экономического потенциала
производится при соотнесении объемов и структуры фактического
производства благ и степени использования производственных
мощностей - производственного потенциала.
Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне
экономической независимости национальной экономики, ее положении в
мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим
элементом совокупного экономического потенциала являются
человеческие ресурсы, а именно уровень образования и квалификации
работников. В большинстве своем определяющее значение для него имеет
уровень развития промышленности.
Совокупный экономический потенциал следует анализировать со
следующих двух позиций:
4 Тяглов С.Г., Молчанова Н.П., Житников В.Г., Молчанов И.Н., Митина И.А., Богданова Р.М.
Национальная экономика. Система потенциалов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальностям экономики и управления. - М., 2017.
26
1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов,
которые могут быть использованы;
2) с позиции способности, с помощью имеющихся в национальной
экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную
деятельность по производству благ.
Экономические ресурсы не могут быть приравнены к
экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста
необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного
использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ
непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов
-
природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.
Соответственно, совокупный экономический потенциал находится в
прямой зависимости от обобщенной качественной и количественной
характеристики объемов и степени использования всех экономических
ресурсов, находящихся в распоряжении национальной экономики, и
направления их применения для обеспечения устойчивого экономического
роста.
Тем самым отражаются имеющиеся в наличии ресурсы, которые
могут быть мобилизованы, и возможности их эффективного применения.
Увеличение и развитие совокупного экономического потенциала в
качественном и количественном отношении связаны как с увеличением
объемов, вовлеченных в национальную экономику ресурсов, так и с
повышением эффективности и рациональности их использования для
производства благ - товаров и услуг.
Совокупный экономический потенциал состоит из следующих
элементов:
1) вещественных ресурсов, например, объемов добычи полезных
ископаемых, конкретных производственных сооружений;
2)
степени эффективности использования имеющихся в
национальной экономике ресурсов;
3) формы организации хозяйственной деятельности;
4) вклада отдельных отраслей национальной экономики в
совокупный экономический потенциал.
Для анализа совокупного экономического потенциала необходима
оценка состояния экономических ресурсов по количественным и
качественным параметрам, динамики развития национальной экономики,
отраслевой структуры экономики, вклада отдельных отраслей.
Совокупный экономический потенциал по своей структуре состоит
из системы потенциалов, которые характеризуются различными
качественными и количественными параметрами, тенденциями и
закономерностями формирования, факторами, оказывающими влияние на
них.
27
Система совокупного экономического потенциала состоит из:
1) природно-ресурсного потенциала;
2) материально-производственного потенциала;
3) научно-технического потенциала;
4) институционального потенциала;
5) человеческого потенциала.
Вопросы и задания
1. Дайте понятие «экономический потенциал».
2. Какие виды потенциалов включаются в систему совокупного
потенциала?
3. Какие виды потенциалов наиболее развиты в России?
4. Задача. Численность населения моногорода к началу 2018 года
составляла 400 тысяч человек. Среднегодовые темпы роста населения за
последние 5 лет стабильно растут и составляют 5%. Определите прирост
населения города за десять лет.
5.
Задача. Численность работников, занятых в отраслях
строительной и жилищно-коммунальной сферы города, принята
185
тыс.чел. Городское население в трудоспособном возрасте составляет
62,7%, занятых в домашнем хозяйстве - 7%, количество студентов и
учащихся
-
3%, численность нетрудоспособного населения
-
1%,
численность работающих пенсионеров - 7,3%. Количество работников,
занятых в сфере услуг города, составляет 26%. Рассчитать проектную
численность населения города.
6. Что означает «потенциал» с латинского языка:
а) резервы;
б) скрытые возможности;
в) сохранности;
г) запасы.
7. Какой подход к концепции производственного потенциала
получил широкое распространение среди исследователей:
а) ресурсный;
б) сравнительный;
в) рентабельный;
г) конечного использования.
8.
Количественной оценкой производственного потенциала
называется:
а) мощность;
б) интенсивность;
в) общая стоимость всех материально-технических ресурсов;
г) производительность.
28
Литература
1. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы,
экономическая безопасность
/ под общей ред. В.И. Лисова.
- М.:
Экономика, 2000.
2. Национальная экономика: учебное пособие
/ А.Н. Петров,
Т.А. Лаврова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
3. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. - М.:
Экономистъ, 2005. - 813 с.
Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ СТРАНЫ
Конкурентоспособность страны обеспечивается возможностями
страны производить товары и услуги, которые отвечают требованиям
мировых рынков.
Конкурентоспособность
является
результатом
сочетания
уникальной обстановки, существующей в стране, с источниками
конкурентного преимущества в отдельных отраслях.
Конкурентоспособность фирмы напрямую связана с международной
конкурентоспособностью страны
Международная конкурентоспособность страны зависит от четырех
условий:
1) факторных условий;
2) условий спроса;
3) родственных и поддерживающих отраслей;
4) стратегии фирмы, ее структуры и конкурентов, т.е. условий в
стране, определяющих создание и управление фирм, а также характера
конкуренции на внутреннем рынке.
Эти детерминанты создают среду, в которой рождаются,
развиваются и действуют национальные фирмы.
Международная конкурентоспособность России базируется на
использовании природно-ресурсных преимуществ и механизма ценовой
конкуренции [2].
Повышение международной конкурентоспособности российской
экономики связано с переходом к инновационному типу экономического
развития. Данный подход предполагает концентрацию усилий на
разработке и внедрении новых технологий и продуктов.
Самое простое количественное определение конкурентоспособности
на макроуровне связано с количеством продаваемой на рынках продукцией
и определяется таким показателем как величина доли страны на мировом
29
рынке, поставляемой ей продукции. Национальные стандарты жизни
определяются производительностью экономики, которая измеряется
стоимостью производимых товаров и услуг на единицу национального
человеческого и природных ресурсов и капитала. Производительность
зависит как от стоимости национальных товаров и услуг, измеряемых в
ценах, устанавливающихся на открытых международных рынках, так и от
эффективности, с которой они могут быть произведены. Производитель-
ность также зависит от экономики мобилизовать доступные человеческие
ресурсы. Производительность позволяет нации поддерживать высокий
уровень заработной платы, сильную валюту и привлекательный уровень
дохода на вложенный капитал, а следовательно, и высокий уровень жизни.
Создание новой модели конкурентоспособности экономики в
последнее время вызвано изменением внешних факторов конкуренто-
способности, обусловленным современным мировым экономическим
развитием. Среди наиболее значимых факторов следует выделить
глобализацию мирового хозяйства, развитие нового информационного
общества, тесно связное с развитием научно-технического прогресса и
новые возможности им открываемые, особенно в процессе усиления
государственного регулирования и управления в изменяющихся условиях,
а также новую роль международных организаций.
Таким образом, под конкурентоспособностью страны понимается
способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и
укреплении позиций на зарубежных рынках.
Определение конкурентоспособности страны
1. Экономики, ориентированные на факторы производства:
a) качество институтов;
б) инфраструктура;
в) макроэкономическая стабильность;
г) здоровье и начальное образование.
2. Экономики, ориентированные на эффективность производства:
a) высшее образование и начальная подготовка;
б) эффективность рынка товаров и услуг;
в) развитость рынка труда;
г) развитость финансового рынка;
д) технологический уровень;
е)размер внутреннего рынка.
3. Экономики, ориентированные на инновационное производство:
a) конкурентоспособность компаний;
б) инновационный потенциал.
Основными двигателями конкурентоспособности, по мнению многих
ученых, являются: наука, технологии, предпринимательство, финансы,
логистика, образование.
30
Национальная конкурентоспособность обусловлена экономичес-
кими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.
Важно также учитывать такую тенденцию развития мировой
экономики как активизация процессов интеграции. Это усиление
взаимодействия воспроизводственных структур разных стран и влияния
деятельности транснациональных компаний. В настоящее время многие
конкурентоспособные компании вышли за рамки одной страны,
превратившись в транснациональные корпорации (ТНК).
Термин «транснационализация производства» указывает на выход
производства, снабженческо-сбытовой деятельности за пределы
национальных границ, при этом штаб-квартиры ТНК из страны не
перемещаются. Транснационализация производства является важным
направлением быстрого укрепления конкурентных преимуществ страны.
Создание российских ТНК служит средством стабилизации
производственных
связей,
расширения
внешнеэкономической
деятельности на основе привлечения капиталов и технологий. Однако
государство (правительство) должно осуществлять контроль за деятель-
ностью ТНК, обеспечивать конкурентную среду, в том числе, содействуя
развитию рынка субпоставщиков.
Вопросы и задания
1. Дайте определение международной конкурентоспособности
страны.
2. Назовите основные элементы конкурентных преимуществ страны.
3.
Какова роль инноваций в повышении международной
конкурентоспособности страны?
4. Как вы понимаете термин «интеграция»?
5. Что такое транснационализация производства?
6.
Положительное воздействие оказывают инновации на
международную конкурентоспособность страны?
7. Дайте определение транснациональной компании (ТНК).
8. Приведите примеры западных и российских ТНК.
9.
Каково
воздействие
ТНК на международную
конкурентоспособность страны?
10. Примером естественной монополии является:
а) ОПЕК - международная нефтяная картель;
б) компания IBM;
в) московский банк «Авангард»;
г) издательство «Известия»;
д) городской метрополитен.
31
11. Структура большинства рынков в экономике России представляет
собой:
а) совершенную конкуренцию;
б) нерегулируемые монополии;
в) совокупность конкурентных и монополистических элементов;
г) регулируемые монополии;
д) естественные монополии.
12. Предложение покупателю практически одинаковых товаров,
различающихся только качественным составом, является примером
_________ конкуренции:
а) внутриотраслевой;
б) ценовой;
в) недобросовестной;
г) межотраслевой.
13. Обратным показателем экономической эффективности
использования материалов является:
а) материалоемкость;
б) материалоотдача;
в) фондоемкость;
г) фондоотдача.
14. Причинами возникновения легальных монополий являются:
а) высокие цены на продукцию;
б) авторские права;
в) патенты;
г) предметы роскоши.
15. Определите соответствие между терминами и их содержанием:
а) открытая экономика;
б) международная миграция рабочей силы;
в) экономическая интеграция;
г) глобализация.
Варианты ответов
1. Перемещение, переселение рабочей силы из одной страны в
другую по причинам экономического характера.
2. Процесс формирования единой мировой экономической и
общественной системы.
3. Экономика, которая участвует в международном разделении
труда и значительная часть товаров и услуг продается и покупается на
мировом рынке.
4. Сближение и взаимоприспособление отдельных национальных
хозяйств.
32
Литература
1.
Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства:
пространственный анализ / под ред. Н.С. Мироненко. - М.: МГУ, 2002 .
2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. -
М., 2000.
3. Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика.
Глобальный подход. - М.: Дело, 1999
4. Куликов Г.В. Японский менеджмент: теория международной
конкурентоспособности. - М.: Экономика, 2000.
5. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000.
Тема 7. УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
В условиях рынка государственное регулирование экономики
представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и
контролирующего
характера,
осуществляемых
правомочными
государственными учреждениями с целью приспособления существующей
социально-экономической системы к изменяющимся условиям
хозяйствования.
В государственном регулировании экономики можно выделить цели
генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными
являются достижение экономической и социальной стабильности,
обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической
безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного
регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных
и частных интересов.
К объектам регулирования следует отнести наднациональный
уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных
секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые
посредством рыночных регуляторов.
Субъектами
государственного
регулирования
выступают
центральные
(федеральные), региональные, муниципальные или
коммунальные органы управления. Необходимость государственного
регулирования в условиях рыночной экономики определяется тем, что
рыночный механизм не позволяет решить многие проблемы
экономического и социального развития страны.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в
экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы:
административные методы государственного регулирования через
33
расширение государственной собственности на материальные ресурсы,
управление государственными предприятиями, законотворчество, и
экономические методы государственного регулирования с помощью
различных мер макроэкономической политики.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах
существует более или менее значительный по своим масштабам государ-
ственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эконо-
мической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство
обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кре-
диты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
Это делает государство совладельцем части общественного капитала.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие
государственного сектора происходило практически в одних и тех же
отраслях
(угольная промышленность, электроэнергетика, морской,
железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика,
атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где
стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования
и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти
отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства
- это и принятие
законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения
между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного
регулирования экономики путем разработки законодательных актов
необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса,
Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики
(антимонопольных законов) и т.п.
Косвенное
вмешательство
предполагает
осуществление
государственного регулирования посредством использования основных
инструментов государственной экономической политики, которыми
являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная. Оба эти направления
государственной политики тесно связаны друг с другом5.
При проведении макроэкономической политики важно помнить, что
и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не
может нормально функционировать без государства, устанавливающего и
поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве.
5 Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Н.А. Киселевой. - 4-е изд. доп. и
перераб. - Киров: АСА, 2000. - 752 с.
34
Вопросы и задания
1. Кто осуществляет управление народным хозяйством?
2. Перечислите основные функции государственного регулирования
экономики.
3. Охарактеризуете основные государственные методы воздействия
на экономику.
4. Охарактеризуйте основные методы управления.
5. Современные тенденции развития экономических систем и
управления экономическими системами.
6. Опишите организацию управления.
7. Определите, какая политика будет стимулировать экономику:
а) Центральный банк будет покупать ценные бумаги на открытом
рынке;
б) парламент увеличит налоговые ставки;
в) парламент сократит государственные расходы;
г) Центробанк увеличит норму резервирования.
8. Предложение денег в стране увеличивается, если:
а) растут объемы государственных закупок;
б) Центробанк покупает государственные облигации;
в) население покупает облигации частных компаний;
г) корпорация продает свои акции населению и использует
полученные средства для строительства нового завода.
9. Политика сдерживания экономики от «перегрева» предполагает:
а)
повышение уровня налогообложения и сокращение
государственных расходов;
б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных
расходов;
в) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;
г) снижение налогов и более высокий уровень государственных
расходов.
10. Экономическую политику в период бума иллюстрирует все
перечисленное ниже, кроме:
а) повышения ключевой ставки и продажи Центральным банком
ценных бумаг;
б) сокращения расходов государственного бюджета;
в) повышения налоговых ставок;
г) замораживания государственных строительных программ;
д) повышения заработной платы;
е) все мероприятия включены в перечень обоснованно.
35
Литература
1. Кован С.Е. Теория антикризисного управления социально-
экономическими системами: ресурсный подход: монография.
- М.:
ИНФРА-М, 2013.
2. Рвачев А.Л. Государственное регулирование предпринима-
тельской деятельности. - М.: Экономика, 2011.
Тема 8. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Анализ существующих определений экономической безопасности
показывает, что в них можно выделить три подхода:
а) определение экономической безопасности через
«интересы»
(национальные, государственные, общественные и т.д.);
б) определение через «устойчивость» (национальной экономики,
экономического развития, социально-экономической системы и др.);
в) определение через
«независимость»
(экономики от внешних
рынков, выработки экономической политики от влияния извне).
Экономическая безопасность
- состояние экономики и
производительных сил общества с точки зрения возможностей
самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического
развития страны, поддержания необходимого уровня национальной
безопасности
государства,
а
также
должного
уровня
конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной
конкуренции.
Выделяют следующие виды проблем экономической безопасности.
1.
Экономическая безопасность как условие реализации
правительством намеченных целей в области экономической политики. В
случае, если речь идет о целях, отвечающих определенным интересам
общества или государства, это определение соответствует определению
через «интересы». Возможна, впрочем, и более широкая интерпретация,
связанная с принципиальным условием автономии субъектов принятия
политических решений. Это возможность осуществления правительством
избранной им политики, что укладывается в рамки определения через
«независимость».
2.
Экономическая безопасность как условие устойчивости
(стабильности экономического развития). Характеризует определение
экономической безопасности через устойчивость.
3. Экономическая безопасность как экономическое измерение
проблемы международной безопасности страны. При данном подходе в
центре внимания оказываются экономические условия обеспечения
36
военно-технических и военно-политических приоритетов безопасности
(контроль за распространением военных технологий, технологий двойного
назначения, контроль над источниками стратегического сырья и т.д.).
Такой подход позволяет интегрировать исследование проблем в систему
приоритетов, связанных с обеспечением национальной безопасности.
4. Экономическая безопасность как условие пресечения нелегальных
видов экономической деятельности (уклонение от налогов, контрабанда
наркотиков, отмывание криминальных доходов и т.д.)
5.
Экономическая безопасность как проблема конкуренто-
способности. В фокусе данного подхода находится, прежде всего,
проблема места страны в торговых и инвестиционных связях с другими
странами
(т.е.
геоэкономическая перспектива в международных
экономических отношениях).
6. Экономическая безопасность как проблема доступа к рынкам
сырья и сбыта. Во многом данная проблематика пересекается с
определением экономической безопасности через
«устойчивость»,
поскольку наличие доступа к соответствующим рынкам воспринимается
как важное условие бесперебойного функционирования экономики и ее
поступательного развития [4].
Вопросы и задания
1. Понятие «экономическая безопасность».
2. Механизм обеспечения национальной безопасности страны.
3. Концепция национальной безопасности России в современных
условиях экономического развития.
4. В стране в очередной раз ввели таможенные пошлины на ввоз
импортных автомобилей. Это пример политики:
а) либерализации;
б) протекционизма;
в) фритредерства;
г) монетаризма;
д) экспансионизма.
5. Импортная квота (тариф) - это:
а) налог, устанавливаемый на импортируемый товар;
б)инструмент торговой политики, с помощью которого правительство
может стимулировать местных производителей - экспортеров продукции;
в) количественное ограничение на ввоз товара из других стран;
г) отношение экспортных цен к импортным ценам;
д) товары и услуги, которые мы покупаем у граждан и фирм других
стран.
37
6. Установите, кто реально оплачивает надбавку к цене импортного
товара, на который вводится таможенная пошлина:
а) изготовить страны-экспортера;
б) правительство страны-экспортера;
в) предприятие-импортер;
г) правительство страны-импортера;
д) розничная торговля;
е) потребитель страны-импортера.
7. Правительство оказало помощь людям, пострадавшим в результате
террористического акта. Данный факт отражает сферу экономической
деятельности в области:
а) распределения;
б) потребления;
в) обмена;
г) производства.
Литература
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //
Дипломатический вестник. - 2000. - № 2. - С. 3-13.
2.
Коржов Г.В. Экономическая безопасность России.
- М.:
ВНИИВС, 1996.
3. Экономическая безопасность: национальный и международный
аспект: учебно-методич. пособие / под ред. А.П. Балакина, И.С. Цыпина,
Ю.Ф. Кваши. - М.: ВГНА, 2001.
Тема 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАНЫ
Становление мировой торговли связано с великими географическими
открытиями XV-XVII вв., появлением машинной индустрии, средств
транспорта и связи. Это привело к международному разделению труда и
формированию мирового хозяйства. Современное мировое хозяйство
характеризуется
усилением взаимосвязи и взаимозависимости
национальных экономик, преодолением национальной экономической
замкнутости, т.е. интернационализацией хозяйственной жизни. Степень
положительного или отрицательного воздействия развертывающейся
глобализации мировой экономики на Россию во многом зависит от
38
характера ее участия в международном разделении труда, международных
экономических отношениях [2].
Существуют различные формы международных экономических
отношений: международная торговля, движение капиталов и зарубежных
инвестиций, миграция рабочей силы, международная кооперация
производства, валютно-кредитные отношения.
История международной торговли одновременно сопряжена с
политикой протекционизма - государственной политики ограничения
внешней торговли в целях защиты отечественных товаров, производимых
внутри страны, от иностранной конкуренции. В ходе развития
внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы
различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно
оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в
современных условиях национальная экономика становится все более
открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную
взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере
внешнеэкономических связей. Поэтому, несмотря на то, что за
послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и
торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой
организации
(ВТО) была проделана большая работа по ослаблению
протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая
политика по-прежнему остается одним из основных направлений
государственного регулирования экономики.
Инструменты, которыми пользуется государство для регулирования
международной торговли, можно классифицировать на тарифные
инструменты
(основанные на использовании таможенного тарифа) и
нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).
Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности
страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей,
выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не
экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается,
что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в
уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует
тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения
может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения
национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство
вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей,
энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль,
которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны.
Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства
стратегических невозобновляемых ресурсов
(например, нефти и газа)
39
может создать зависимость от импортных поставок в будущем.
Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по
низким ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя
ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли
можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый
протекционизм, способом (например, субсидиями).
Вопросы и задания
1.
Охарактеризуйте основные этапы становления мирового
хозяйства.
2. Какие формы международных экономических отношений вам
известны?
3. Назовите и охарактеризуйте основные формы международной
экономической интеграции.
4.
Объясните причины неоднородности интернационализации
хозяйственной жизни.
5. Охарактеризуйте динамику российской внешней торговли в
1990-х и в последнее два десятилетия, выделив общее и особенное.
6. Какие показатели характеризуют состояние внешнеэкономических
связей стран и регионов?
7. К основным показателям международной торговли относят:
а) экспорт;
б) импорт;
в) валютный курс;
г) ВВП.
8. Положительное сальдо внешней торговли имеет место в случае, если:
а) экспорт больше импорта;
б) экспорт и импорт уменьшаются;
в) импорт больше экспорта;
г) импорт и экспорт увеличиваются;
д) экспорт равен импорту.
9. Дефицит внешнеторгового баланса страны может быть вызван (при
прочих равных условиях):
а) ростом конкурентоспособности отечественной продукции;
б) повышением обменного курса национальной валюты;
в) протекционистской
политикой
правительства
страны,
препятствующей росту объемов импорта;
г) снижением уровня доходов в зарубежных странах;
д) повышением уровня доходов отечественных потребителей
40
10. Товарообмен конкретным товаром между двумя странами
приводит в условиях свободной торговли:
а) к увеличению объемов потребления данного товара в стране-
экспортере;
б) снижению объемов потребления товара в импортирующей стране;
в) росту объемов производства товара в стране-импортере;
г) результату, не рассмотренному в приведенных выше ответах.
Литература
1. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран
/ под ред.
В.П. Колесова, М.И.Осьмовой. - М., 2000
2. Киреев А. Международная экономика: в 2-х ч. - М., 2000
3. Кормнов Ю. Внешнеэкономические связи России в условиях
глобализации мировой экономики // Экономист. - № 10. - 2000.
Темы рефератов для самостоятельной работы аспиранта
1.
Сравнение открытой и закрытой экономических систем.
Способности к самоорганизации открытой экономической системы.
2.
Понятия и показатели экономической безопасности национальной
экономики.
3.
Содержание концепции и стратегии и экономической
безопасности России.
4.
Модели стратегического планирования национальной экономики.
5.
Прогнозирование региональной
структуры национальной
экономики, отраслевой структуры.
6.
Экономические проблемы местного самоуправления.
7.
Принципы организации, ресурсы и процесс публичного
управления. Публичные услуги.
8.
Публичное управление в условиях глобализации и становления
информационного общества.
9.
Развитие
форм государственно-частного
партнерства.
Особенности формирования и развития российского частно-
государственного партнерства.
10. Особенности государственной
политики в социально-
экономической сфере.
11. Государственное регулирование строительной отрасли.
12. Роль и значение государства в развитии отрасли жилищно-
коммунального хозяйства.
41
13. Проблемы развития экономики региона, города, муниципального
образования.
14. Проблемы устойчивости и безопасности бизнеса.
15. Частно-государственное партнерство как механизм привлечения
инвестиций в инфраструктурные проекты.
16. Совершенствование механизма государственной поддержки
реализации проектов в области энергосбережения и повышения
энергоэффективности.
17. Федеральные целевые программы и задачи их продвижения на
уровне регионов РФ.
18. Финансовая политика государства и ее роль в развитии
инновационной экономики.
19. Инновационная деятельность как объект государственного
регулирования. Направления и механизм государственного воздействия на
развитие инновационной активности в России.
20. Правовое обеспечение научной, научно-технической и инноваци-
онной деятельности.
21. Госпрограммы как эффективный инструмент поддержки
инноваций в реализации инновационной политики. Финансовое
обеспечение инновационной деятельности в России.
22. Политика протекционизма в разрезе инвестицонно-строительного
комплекса и промышленности строительных материалов.
23. Влияние санкций на экономику России.
24. Развитие стратегических отраслей народного хозяйства как
элемент конкурентоспособности отечественной экономики на мировом
рынке.
25. Управление рисками инновационной деятельности отраслей
народного хозяйства.
26. Проблемы реструктуризации отраслей и предприятий.
27. Анализ систем социального инвестирования в корпорации.
28. Формирование профессиональных навыков работников компаний
как фактор конкурентного преимущества.
29. Инвестиции в человеческий капитал
30. Соблюдение концепции
«устойчивого развития» как фактор
конкурентоспособности экономики страны.
42
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономика и управление народным хозяйством: краткий курс
лекций / Л.А.Александрова // ФГБОУ ВПО
«Саратовский ГАУ».
-
Саратов, 2014. - 196 с.
2. Основы экономики народного хозяйства: учебно-методическое
пособие / Р.В. Кашбразиев. - Казань: Изд-во Казанского государственного
университета, 2008. - 20 с.
3. Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и
проблемы: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 214 с.
4. Афонцев С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной
экономической безопасности. Россия XXI. - 2011. - № 2. - С. 60.
5. Экономика и управление народным хозяйством: краткий курс
лекций
/ Л.А. Александрова
// ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ».
-
Саратов, 2014. - 196 с.
6. Градов А.П. Национальная экономика. - СПб.: Питер, 2005.
7. Геополитическое положение России: представления и реальность /
под ред. В.А.Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.
8. Иванов Ю.А., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы националь-
ного счетоводства: учебник. - М.: Инфра-М, 2005.
9. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райсберга- М., 1997.
10. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и
хозяйственная политика. - М., 1982.
11. Конкурентоспособность в системе
мирового хозяйства:
пространственный анализ / под ред. Н.С. Мироненко. - М.: МГУ, 2002.
12. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1994.
13. Макконнелл К.Р., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и
политика: в 2-х т. - М., 1999.
43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////