КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА»

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА»


 

ЛЕКЦИЯ 1-2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ


 

Развитие города как многомерный и многоаспектный процесс


 

Становление и развитие рыночных отношений, формирование новых форм хозяйствования протекает неразрывно с процессами трансформации городов, городской культуры, городского сознания, созданием специфичной городской среды. Не случайно к исследованию социально-экономического развития городов в настоящее время проявляется повышенный интерес представителей различных научных дисциплин - философии, географии, градостроительства, экономики, истории, социологии, экологии и др. Это обусловлено тем, что города не только сохраняют, но и продолжают концентрировать экономический, демографический, финансовый, интеллектуальный, культурный потенциал общества.

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные и экологические параметры развития. Более того, социальные и экологические характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любой экономической системы, в том числе города.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития малых и средних городов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Развитие города - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • рост производства и доходов;

  • перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

  • перемены в общественном сознании;

  • перемены в традициях и привычках.

Развитие любого города - многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития городов может сильно различаться, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого города, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении основных тенденций экономического развития городов.

Первое из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных городах. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы - к местам добычи железной руды и кокса, любые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размещение производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный потенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

На стадии индустриального развития в городе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

На постиндустриальной стадии развития города главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений,

насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустриального развития.

Следовательно, необходимо внимательно изучать и обращать пристальное внимание на то, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты и какие факторы должны улучшать муниципальные власти в целях активизации социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности подведомственных территорий.


 

Особенност и социально -экон омического развит ия городов мира.


 

До ХХ века доля городского населения составляла всего несколько процентов. В первой половине ХХ столетия эта доля стала расти, в основном в развитых странах, и к середине его достигла почти 30 процентов. Однако только в наше время урбанизация превратилась в один из главных факторов мирового развития. В 1990 году, когда во многих странах мира прошли переписи, доля городского населения достигла в среднем уже 40 процентов. ООН ожидает, что в 2005 году состоится историческое событие в истории человечества: доля горожан перевалит за 50 процентов. Тем самым будет создана принципиально новая среда обитания человека, и человеческая история потечет по иному

  • городскому — руслу.

    Уже сейчас, наблюдая и изучая пресловутый процесс глобализации, мы видим, что имеем дело не просто с набором государств, а с сетью крупнейших городов, которые больше взаимодействуют друг с другом, чем каждый со своей страной. Об этой опутавшей весь мир сети уже написана масса книг, за такими городами утвердился термин world city, мировой город. К их числу принято относить Москву, но Петербург в этот круг не входит. Речь идет не обязательно о самых крупных городах страны. Важно, чтобы мировой город был активно включен в систему мировых связей. Поэтому в США, например, Нью-Йорк, Майами, Хьюстон входят в число мировых городов, а Филадельфия уже как бы не годится.

    Вот и получается, что мир предстает перед нами в виде не только, и даже не столько, совокупности двухсот стран, но и в виде совокупности считанных десятков мощных городов, которые активно общаются друг с другом, а для собственной страны служат проводниками международных импульсов развития. Таким образом, подобный импульс попадает сначала, скажем, в Москву, затем в некие субстолицы (субцентры) и уже потом по пирамиде других городов распространяется по остальной стране. По нашим представлениям, в России сейчас имеется примерно семь субцентров.

    Благодаря возникновению сложной иерархической структуры во главе с мировыми городами вся городская жизнь сегодня очень сильно подвержена влиянию извне, в том числе из-за рубежа. Для России это сравнительно новое состояние. Планировать развитие таких городов оказывается все более сложным делом.


     

    Особенност и упра вления социально -экономическим развит ие м городов на

    современном эт апе.


     

    В качестве объекта исследования, для более глубокого анализа социально- экономического развития муниципального образования, нам в рамках данного курса представляется актуальным рассмотреть «Городской округ». Данный выбор обусловлен следующими причинами:

    • Город – это населенный пункт, где большая часть жителей занята в промышленном производстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле и социальной сфере. Численность его населения должна составлять не менее 10 тыс. человек. Отметим, что на современном этапе доля городского населения в Российской Федерации составляет 73% от общей численности нашей страны.

    • Город представляет собой некое единство, целостную сложную систему, характеризующуюся многоотраслевым хозяйством, в рамках которого функционирует большое количество предприятий различной формы собственности, коммунальные службы, муниципальный жилищный фонд, развитая сеть торговых, культурно- просветительных центров.

    • Постоянно растущие социальные, экономические потребности населения городов определяют необходимость управления социально-экономическими процессами. В связи с этим необходимым условием при управлении экономическим и социальным развитием города становится согласованность не только в работе различных отраслевых объединений и предприятий внутри отраслей, но между ними, с одной стороны, и муниципальными органами управления городов, на территории которых они расположены – с другой.

      Следует обратить внимание, что для современного этапа городского развития характерен низкий уровень интеграции систем государственного управления и местного самоуправления, неоправданное дублирование функций в различных системах, отсутствие комплекса стандартов, классификаторов, позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем.

      Построение стратегии социально-устойчивого развития муниципалитета возможно при обеспечении сбалансированности как всего плана социально-экономического развития города, так и его отдельных частей в частности.

      При этом, устойчивое развитие муниципальных образований означает такое социально-экономическое состояние, при котором обеспечивается улучшение качества жизни населения за счет эффективного функционирования ресурсов внутри муниципального образования. Соответственно, устойчивость социально-экономического развития местного самоуправления зависит от экономической состоятельности граждан, составляющих местное сообщество, от развития гражданского общества, от понимания населением задач, которые стоят перед органами местного самоуправления и то, какими средствами данные задачи могут быть решены.

      В связи с этим систему задач муниципального образования «Городской округ», исходя из сформулированного типа социально-экономической политики, органично составляют следующие компоненты:

      1. Эффективная организация общественного устройства местного сообщества, в том числе:

    • обеспечение уровня социальных благ и услуг, адекватного потребностям и платежеспособному спросу различных социальных слоев горожан;

    • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

    • содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

    • создание условий для функционирования частных организаций здравоохранения, образования, культуры, досуга;

    • действенная охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за их деятельностью.

      1. Рациональная инфраструктурная организация хозяйственной и общественной жизнедеятельности организаций и домохозяйств, в том числе:

    • интенсификация жилищного строительства, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства членов местного сообщества;

    • обеспечение пожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы и т.д.;

    • организация утилизации и переработки бытовых отходов;

    • благоустройство и озеленение территории города;

    • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

    • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

    • эффективная организация местных финансов, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, решение иных финансовых вопросов местного значения;

      1. Формирование современной социо-культурной среды, в том числе:

    • формирование эффективной системы охраны окружающей на территории города;

    • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

    • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

    • создание условий для деятельности учреждений культуры;

    • сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

    • формирования инфраструктуры для развития физической культуры и спорта.

      В рамках решения проблемы формирования устойчивого социально- экономического развития муниципалитета необходимо предусмотреть разработку первоочередных государственных минимальных социальных стандартов. Соответственно, возникает объективная необходимость в разработке теоретического и практического инструментария при решении проблем, возникающих перед местным сообществом, по управлению устойчивым социально-экономическим развитием городского округа на основе стратегического управления.

      Несомненно, что экономический и социальный потенциал муниципальных образований имеют ряд характерных особенностей, которые следует учитывать органам местного самоуправления при разработке перспективных и текущих планов комплексного социально-экономического развития и проведении их в жизнь:

    • крупномасштабность хозяйственных систем;

    • численность населения;

    • экономический потенциал муниципалитета;

    • самостоятельность местной власти в управлении и участии в комплексном социально-экономическом развитии муниципалитета.

      Термин «развитие» в отношении муниципальных образований это выход на новый качественный уровень через органы местного самоуправления, увеличение количественных показателей уже имеющихся форм организации жизнеобеспечения муниципалитета. В итоге, мы можем сказать, что развитие территории «Городского округа», как муниципального образования это, прежде всего улучшение качества среды обитания; перспективные условия для «бизнеса»; рост благосостояния населения и, несомненно, рост конкурентоспособности территории.

      К основным элементам системы управления комплексным социально- экономическим развитием современного города следует отнести:

    • Население муниципального образования;

    • Органы местной власти;

    • Органы государственной власти всей страны в целом и ее субъектов частности;

    • Подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

    • Подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципалитета;

    • Подсистему информационного обеспечения процессов управления.

      Таким образом, цели системного похода в управлении городским сообществом состоят в:

    • обеспечении устойчивого сбалансированного социально-экономического развития городской территории;

    • переходе от хаотичного движения к упорядоченному, целенаправленному развитию, позволяющему эффективно решать актуальные проблемы территории в конкурентной среде.

      В свою очередь задачи системного похода, в решении проблем муниципалитета состоят в том, что необходимо:

    • понять и упорядочить единство процесса стратегического, бюджетного, пространственного, административного планирования;

    • сформировать единый подход к планированию и прогнозированию развития территории от целей к результатам;

    • создать непрерывную систему принятия эффективных управленческих решений во всех сферах деятельности, обеспечивающих развитие территорий.

      Применение системного подхода позволяет рассматривать город и как особую территориальную социально-экономическую систему, обладающую необходимой целостностью, и, как подсистему более крупных систем 3. Объективную основу социально-экономического развития города формируют факторы его внутренней и внешней среды, использование которых оказывается в компетенции представляющих разные системы субъектов, каждый из которых преследует свои интересы и обладает вполне определенным инструментарием воздействия на состояние и динамику города.

      Для внешних субъектов город является объектом политики, реализация которой может иметь разные для него последствия, ограничивая или способствуя достижению его собственных целей. Поэтому оценка характера взаимодействия города с другими системами оказывается необходимой для определения потенциала его развития и разработки необходимого экономико-организационного обеспечения, блокирующего (или ограничивающего) внешние угрозы или реализующего дополнительные возможности, создаваемые системами более высокого уровня.

      Субъектом управления муниципальным социально-экономическим развитием выступает традиционно местное сообщество через органы местного самоуправления, которые призваны:

    • инициировать и координировать разработку названной политики;

    • обеспечивать ее продуктивную реализацию;

    • осуществлять мониторинг результатов;

    • использовать муниципальную собственность (имущество, средства местного бюджета, имущественные права) в качестве экономической основы местного самоуправления;

    • решать преимущественно нестандартные задачи (обоснование новых точек экономического роста, нетрадиционные источники финансовых ресурсов и др.);

    • включать в местное хозяйство различные экономические субъекты, фактически расширяющие ресурсную базу (домохозяйства, предприниматели частного, смешанного и публичного секторов экономики) и др.

      Специфика города как субъекта социально-экономической политики определяется:

    • использованием муниципальной собственности (имущества, средств местного бюджета, имущественных прав) в качестве экономической основы местного самоуправления;

    • высокой зависимостью от деятельности органов государственной власти и управления;

    • решением преимущественно нестандартных задач (обоснованием новых точек экономического роста, нетрадиционных источников финансовых ресурсов и др.);

    • включенностью в местное хозяйство разных экономических субъектов, фактически расширяющих ресурсную базу (домохозяйств, предпринимателей частного, смешанного и публичного секторов экономики);

    • сложностью структуры управления, формирующейся под действием различных групп влияния (домохозяйств, бизнеса, третьего сектора, профессиональных и общественных объединений).

      Объектом управления муниципальным социально-экономическим развитием выступают:

    • Планы, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;


       

         
           
           
           
           
           
           
       

      находящиеся

      в муниципальной

      • Земля, в границах собственности;

      • Население;

      • Системы жизнеобеспечения;

      • Ресурсы;

      • Бюджет;

      • Риски в территории;

      • Социальная стабильность;

      • Муниципальное имущество: объекты,

      собственности (прямое управление) и объекты, расположенные на территории муниципального образования, но не находящиеся в муниципальной собственности (косвенное управление).

      К числу наиболее значимых особенностей современного состояния и динамики города следует, на наш взгляд, отнести устойчиво воспроизводимый дисбаланс между расходными обязательствами органов муниципального управления и доходными возможностями местных бюджетов. Эти возможности в существенной мере определяются структурой доходных источников, установленной законодательными актами Российской Федерации.

      В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации к доходам местных бюджетов относятся:

    • собственные доходы;

    • доходы за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

    • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

    • ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Существующая в настоящее время методологическая и нормативно-правовая база обоснования размеров доходных источников бюджета, механизмы реализации финансовых планов на предстоящую перспективу не имеют под собой качественной научно-обоснованной базы. Это влечет под собой проблему нехватки финансовых ресурсов. В свою очередь финансовая устойчивость местных бюджетов напрямую связана с уровнем децентрализации и увеличением уровня собственных доходов бюджетов. По мнению автора, ситуацию некоторым образом можно изменить увеличением собственных доходов местных бюджетов поселений.

По оценке экспертов при существующей системе закрепления доходов между уровнями бюджетной системы свыше 95 % муниципальных образований России являются дотационными. Решение данной проблемы призвано обеспечить укрепление экономической самостоятельности города, стабилизацию процессов формирования и использования его финансовых ресурсов, расширить возможности влияния на социальную сферу местного сообщества, создать условия для долгосрочного планирования параметров его социально-экономического развития.

Изучая основы функционирования системы муниципального управления, важно на первом этапе исследования определить интересы и приоритеты социально-экономической политики государства, с целью определения места задач территориального развития и развития отдельных городов в системе народно-хозяйственного комплекса. Этот подход позволит определить важность, необходимость и условия, которые должны сопровождать процесс создания сбалансированной системы, обеспечивающей развитие местного хозяйства и формирующей систему эффективного муниципального управления муниципальными образованиями.

Трансформация муниципального управления в социально-ориентированное - длительный и сложный процесс, развитию которого уделяется достаточно большое внимание на всех уровнях. Однако до сих пор не найдены механизмы, в первую очередь экономические, позволяющие сочетать решение задач федеральных, региональных и местных властей с защитой интересов жителей как городских, так и сельских поселений.

Одной из главных трудностей создания принципиально иной социальной сферы является неспособность граждан осознать новые реалии, в полной мере использовать возможности, предоставляющиеся развивающимся муниципальным управления.

Несмотря на то, что муниципальное пространство в России на протяжении двух последних десятилетий постоянно находится в центре внимания исследователей, его изучению был посвящен ряд серьезных и обстоятельных работ, вопросы стратегического управления муниципальным образованием и планомерного развития производственной сферы в условиях российской экономики на современном этапе исследованы, на наш взгляд, недостаточно.

Поиск же эффективных путей решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований сегодня весьма актуален, как и разработка механизмов совершенствования системы экономического управления ими с целью создания в рамках экономики города сбалансированной динамичной социально- экономической среды.


 

ЛЕКЦИИ 3-4: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ


 

Харак т еристика города ка к т еррит ориального и социально -экон омического

обр азован и я


 

Существует представление о том, что города появились на довольно поздней стадии развития человечества. Это не так. В Шумере, то есть шесть с половиной тысяч лет назад, уже были прекрасные города. Похоже, город издавна представлял собой вполне привычную форму территориального существования общества. Правда, древнейшие города, как правило, были ничтожны по размерам, если исходить из современных масштабов: две тысячи человек в городе считались многочисленным населением. Такое гигантское, по тогдашним меркам, скопление людей, оторванных от сельского быта, казалось чем-то совершенно неслыханным, что позволяет предположить, что в те времена город играл, может быть, гораздо большую роль, чем сейчас.

Что отличало город от не города с самого начала? Во-первых, конечно же, то,

что город был олицетворением общества в целом. Ведь в городе были представлены все слои этого общества — в отличие от сельского поселения, где все жители были сплошь землепашцы или скотоводы. В городе, особенно в древнем, жили и пахари тоже, хотя бы на окраинах, но, кроме того, и ремесленники, и торговцы, и поэты, а самое главное — в городе располагалась власть.

Во-вторых, город, как и сегодня, в отличие от деревни был производителем общественных благ. В деревне каждый, как правило, пользуется своим колодцем, сам себе заготавливает дрова, сам топит печь и т.д. В поселении же городском существуют коммунальные службы, которые производят общественные блага, то есть централизованно обеспечивают жителей водой и теплом, строят и ремонтируют дороги и т.д. Это не может не сказываться на менталитете самих жителей: у них появляется общее дело, и многие свои проблемы они должны решать сообща. Именно появление общественных благ, производимых городом, сделало горожан непохожими на сельских жителей.

Было такое выражение в Европе в Средние века: "Воздух города делает человека свободным". Несмотря на то, что доля городских жителей в средневековом обществе была очень невысока и даже в Европе исчислялась процентами, горожанин был, конечно же, совершенно особым социально- экономическим типом, а сам город играл особо важную роль источника нововведений для всего общества, которое вплоть до Нового времени было, как правило, весьма косным.

К этому надо добавить и роль города как источника власти. Мало того, что в нем часто располагалась верховная государственная власть, здесь существовала и собственная власть, порою весьма автономная, которой вовсе не было в сельских населенных пунктах.

Когда в понятии "город" пытаются разобраться с истинно научной (а не формальной) точки зрения, обычно обращаются к социокультурному зна-чению города. Вполне очевидно, что сам факт высокой плотности населения резко меняет характер человеческого общежития, характер поведения и менталитета людей. В городе поневоле складывается очень интенсивное нетрудовое общение его жителей, которое резко осложняет социальную жизнь, делает ее особо насыщенной и противоречивой. Естественно, это ставит перед горожанами и совершенно особые задачи, заставляет их вырабатывать довольно сложные формы общежития, незнакомые деревне. Город, таким образом, становится источником нововведений.

Город нового и новейшего времени. С середины XVII в. по мере развития капитализма начинается стремительный, все ускоряющийся рост городов, урбанизация мира в полном смысле этого слова. Возрастает

демографический потенциал человечества: население мира увеличивается до 952 млн. в 1800 г. и до 1656 млн. человек в 1900 г. Машинная индустрия, в отличие от ремесленного производства и мануфактуры, создает мощную градообразующую базу. Углубляется общественное, в том числе географическое, разделение труда. Капитализм в огромных масштабах концентрирует производительные силы, добиваясь увеличения скорости оборота капитала. Доля городского населения возрастает, но в начале XX в., в большинстве стран еще не превышает 10—20%, лишь в немногих наиболее урбанизированных странах составляет около 40—70 % (Англия — 70, США, Франция, Германия — 40 %). Появляются, но на принципиально новой, чем в Древнем мире и в средневековье, основе, миллионные города: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Петербург, Москва, Вена, Чикаго. Быстро расширяющиеся города обрастают поясом промышленных предместий; возникают богатые и

бедные кварталы в разных частях и поясах города; усиливается загрязнение среды; по мере роста городов и автомобилизации возникает транспортный паралич города, растут безработица, преступность, наркомания, другие спутники урбанизации. Проблемы и противоречия городов уже к середине XX в. достигают большой остроты, хотя это лишь пролог к кризису городов во второй половине XX в., пути выхода из которого человечество до сих пор пытается найти.

К настоящему времени каждый второй человек планеты - горожанин (городское население в наиболее развитых промышленных странах - Англии, ФРГ, Нидерландах, США, России составляет 75-80%), в больших городах сосредоточена четверть городских жителей, а число городов- миллионеров превысило 200 (в 1900 г. их было 12, в 1940 - 42, в 1960 - 88). Городское население в последнее время растет вдвое более высокими темпами, чем население Земли в целом.

Развитие капитализма в России сопровождалось бурным ростом старых и

появлением новых индустриальных центров. Доля городского населения составляла в конце XVIII в. – 4,1%, к концу XIX в. возросла до 15%.

В России появились фабричные села.

В 1910г. в России числилось 665 городов.

Строительство городов в Новороссии в конце XVIII – начале XIX в. Причина – экономическая необходимость.

Первые городские поселения на территории Сибири и Дальнего Востока возникли в период, когда русские казачьи отряды, двигаясь широтными

участками великий сибирских рек, в течение 50 лет прошли Сибирь от Урала до Тихого океана, сооружая на своем пути остроги.

В 30-40-х гг. XVIII в. через Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Нерчинск, Албазин прокладывается Великий Сибирский тракт, территории вдоль него интенсивно заселяются. С этого момента происходят глубокие изменения во взаимном соотношении городов. Вышеназванные города выдвигаются как ведущие в Сибири. Наоборот, некогда процветавшие Сургут, Нарым, Енисейск, Братск, Усть-Илимск быстро теряют свое значение. Оказавшись в стороне от новых больших дорог, они почти не приобретают новых торгово-промышленных функций. Многие из них (например, остроги вдоль Томи – Мундатский, Верхнетомский) навсегда исчезли с карты городских поселений, а некоторые (например, Кузнецк, Сургут, Братск) остаются захолустными поселениями; в этом качестве они просуществуют почти 200 лет.

В конце XIX в., послесооружения Великой Сибирской железнодорожной магистрали, вновь развернулись интенсивные процессы изменения в соотношении городов на основе выявлявшихся новых сторон и их экономико- географического положения. Резко усилилось значение городов-«перекрестков», располагавших ключевым экономико-географическим положением к обширным вновь осваиваемым районам. Развертывались два процесса: оттеснение менее удачно расположенных городов и концентрация центральных функций в

более удобно расположенных городах Сибири.

Наряду с ростом количества городов, численности их населения, изменениями в экономико-географическом положении, важно отметить их быстрое

территориальное развитие, возникновение новых городских промышленных центров. Как и в других капиталистических городах, в городах России был контраст между кварталами буржуазии и районами казарм рабочих.

В быстром росте городов России, особенностях их размещения, территориальной структуре, внешнем облике отразились особенности и нарастающие противоречия социально-экономического развития страны.

Хотя в этот период Россия сильно отставала от быстрее развивавшихся

капиталистических стран Европы и Северной Америки, на ее просторах складывалась обширная сеть городов, вскоре ставших ареной революционных боев пролетариата, а после - выросла во много раз и радикально преобразилась.


 

Функционально -прост ранст венная ст рукт ура города


 

Экономическими успехами развитые страны обязаны мегаполисам -их вес в национальном ВВП растет. Необходимо отграничить строгое научное понятие

«мегалополис» от употребления этого же слова (в форме мегаполис) в качестве

описательного образного выражения - своего рода синонима сверхкрупного города.

С близлежащей территорией крупные города делятся частью богатства, а из

других регионов выкачивают капитал, особенно кадры. Перетекание ресурсов в мегаполисы - беда регионов, но развитие крупных городов повышает уровень жизни во всей стране. Развитие крупных городов приводит и к развитию территории вокруг них. Быстрыми темпами начинают расти окрестные поселения. Возникают агломерации.

Городская агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему.

В основу делимитации агломерации положены изохроны транспортной доступности. Граница агломерации определяется по 2-х часовой доступности на общественных видах транспорта с учетом остановочного времени.

Обычно выделяются моноцентрические агломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социокультурному потенциалу.

Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров, которые обычно не равнозначны по размеру и уровню развития. Во многом полицентричность или моноцентричность агломерации определяется характером ее формирования.

Формирование агломерации может происходить двумя путями:

  1. От города. Ограниченность ресурсов города при достижении порогового состояния развития принуждает переносить центр его тяжести в окружающий район. Все, что не помещается в ядре агломерации выходит за его пределы. В пригородную зону выталкиваются промышленные предприятия, предприятия-смежники, филиалы, испытательные полигоны, НИИ и лаборатории, склады и т.д.

  2. От района. В районах развития добывающей промышленности (бассейного освоения) среди территориальной группы городов сходной специализации постепенно выделяется наиболее значительный центр, развивающий функции организационно-хозяйственные, научные, проектно- конструкторские, культурные и т.д. и на этой основе становящийся одним и ядер агломерации.

Агломерации являются промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. И скопления, территориально сближаясь, образуют в плотно

заселенных странах надагломерационные систем - урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Во многих странах, в том числе и в России, урбанизированные районы и зоны образуют опорные ареалы расселения и всего территориального развития.

Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию

с общими функциональными особенностями.

Мегалополисы – являются наиболее высокоурбанизированными пространственными структурами полосовидной конфигурации, возникающие путем срастания близко расположенных крупнейших городских агломераций.

Мегалополисы концентрируют в развитых странах значительную часть их

населения и наиболее важных видов деятельности. В трех американских мегалополисах проживает около половины населения США, в них производится 60% условной чистой продукции промышленности страны.

Мегалополис Токайдо также занимает доминирующее положение в населении, экономике, культуре и политике Японии. В Английском мегалополисе

сконцентрировано свыше половины населения Beликобритании. Очень велики концентрация и нематериальных видов

деятельности в крупнейших мегалополисах мира, велика их роль в политике, финансах, развитии культуры, информации, науки, образования и в формировании самого образа жизни в современном мире.

Наиболее крупныемегалополисы формируются в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном (Босваш), в районе

Великих озер между Чикаго и Питтсбургом (Чипиттс), в

Калифорнии между Сан-Диего и Сан-Франциско (Сансан), в Западной Европе в Англии (Лондон - Ливерпуль), вдоль Рейна (Рейн — Рур — Рейн — Майн), в Японии в районе Токио-Осака (Токайдо). Также мегалополисы есть в Китае (Пекин-Тянь-Цзин), Индии (Калькутта-Асансол), Африке (Каир- Александрия) и некоторых др. странах.

Планировочная организация – это определенная пространственная структура системы города, главными элементами которой являются:

природно-планировочные элементы (реки, овраги, рельеф, крупные зеленые массивы);

исторические условия развития города; функциональный тип города и т.д.

Планировочная структура обладает свойством инерционности. В силу своей жесткости, закрепленности функциональных зон, параметров

площадей и улиц она с трудом поддается изменениям, сопротивляется переустройству.

Главным элементом планировочной структуры является планировочный каркас. В него входят улицы и магистрали, жилая застройка, промышленные территории, значительные по площади природно-планировочные элементы. В планировочной структуре выделяют также экологический и транспортный каркас, транспортный образован улично-магистральной сетью, а

экологический – различными категориями зеленых насаждений, акваториями, рельефом. Наиболее часто экологический каркас образован озелененными улицами, крупными парками и бульварами.

Типы планировочных структур зависят от следующих факторов: - от исторических условий развития города;

  • функционального типа;

  • комплекса природно-климатических факторов. Сформировалось несколько планировочных структур:

    1. Компактная планировочная структура Компактный город имеет ряд достоинств:

      относительно короткие транспортные связи; инженерные коммуникации небольшой длины; экономия времени при передвижении по городу; эффективное транспортное

      обслуживание.

    2. Расчлененная планировочная структура.

    3. Вытянутая планировочная структура. К ним относятся приречные и приморские города. Структура города растягивается вдоль берега.

    4. Многоядерные структуры. Образуется в определенных природно- климатических условиях при наличии крупных акватории, обширных речных пойм и т.д., которые могут быть использованы как внутригородская зона отдыха. Каждый район города является отдельным центром (ядром). Город имеет большую площадь.

      Такая структура имеет ряд недостатков: трудность транспортного сообщения; Высокая их протяженность;

      не экономичность

    5. Комбинированные планировочные структуры. Сочетают в себе 1-4 варианты с преобладанием одного из них.


       

      Классификации городов


       

      Необходима для

      углубленного

      анализа

      особенностей каждого

      конкретного города

      или системы

      городов,

      что необходимо для

      определения наиболее эффективной стратегии их развития.

      Примеры классификаций и типологий городов:

      1. Классификация городов по численности населения.

      2. Типология городов по их экономико-географическому положению. III. Классификации и типологии городов по народнохозяйственным функциям.

    По функциональному признаку можно выделить пять типов городов:

    1. Многофункциональные, сочетающие административно- политические, культурные и экономические функции, имеющие развитую промышленность и транспорт.

    2. Города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения.

    3. Города с преобладанием других функций, кроме промышленных и транспортных.

    4. Города-курорты, выполняющие рекреационную функцию.

    5. Города - научно-экспериментальные центры общесоюзного и международного значения.

    1. Типология городов по степени их участия в территориальном разделении общественного труда.

    2. Типология городов по типам перспективного развития. На основе анализа основных факторов роста городов.

    3. Типология городов по генетическим признакам.


     

    Принципы и организация системы управления города


     

    Городская политика (ГП) – охватывает вопросы эффективного использования потенциала города, градостроительной системы и городской среды в интересах самого города, следовательно, его населения, региона и страны в целом.

    Таким образом, городская политика – это деятельность государства на обеспечение достойной жизни населения. В городах живет 75% населения России. Тем более важно, чтобы городская среда была благоприятной. Города организуют пространства. Для России, принимая во внимание размеры ее территории, опасность распада, значительные внутренние различия и особенно деление на части с очень разными условиями жизни и деятельности особенно важно.

    В России высокого уровня достигла территориальная концентрация деятельности и ее результатов. Наши города сосредоточивают в себе большую часть научно- технического, производственного и

    интеллектуального потенциала страны.

    Состояние российских городов надо оценить как тревожное, а некоторых даже как катастрофическое. У многих новых городов из-за быстроты их создания не выработались еще не городской облик, ни городской характер.

    Мощные и устойчивые миграционные потоки из деревень в города повысили городскую численность, но многие из них не стали истинными горожанами.

    Экологическое состояние крупнейших городов угрожающее (экологические, социальные и экономические).

    Изменение геополитической ситуации в России требует изменения пространственного развития. Нужно создавать новые узлы и линии опорного каркаса территории, обустраивать границы, так как многие прежде глубинные

    территории стали пограничными, а также продуманно использовать весьма дефицитные для громадной страны приморские территории.

    Необходимость жесткой государственной ГП объясняется характером переходного периода, который переживает страна, в результате не последовательного курса, реформ. Угроза возникновения стихийного «черного рынка» на землю требует контроля государства за использованием городских территорий, так как они обладают повышенной ценностью.

    Основные цели ГП:

    Экономическое благополучие должно стать нормой жизни городов; Помочь всем городам стать полноценными городами;

    Города должны выполнять свойственные им задачи, увеличивать отдачу обществу и хозяйству.


     

    Перспективы развития городов в условиях глобализации и локализации экономики


     

    Все градостроительные проекты должны смотреть вперед очень широко и далеко. Фундаментальный вывод, подтвержденный практикой реализации всех проектов, заключается в том, что любое ограничение широты и временного горизонта планировочных разработок чревато потерей самого их смысла и может принести лишь вред. По мере перехода от глобальных и региональных к локальным территориальным объектам возрастает степень неопределенности в прогнозах. При проектировании расселения и городов оптимальную для будущего структуру приходится искать при большой изменчивости и неопределенности весьма многих составляющих ее элементов. В любом районе, для любого города ни один фактор, взятый сам по себе в отдельности, не является достаточно устойчивым, чтобы, опираясь на него, конструировать

    концепцию их развития. Поэтому, чтобы эффективно разработать концепцию развития района или города, необходимо расширить круг методов, применяемых при прогнозировании.

    Главная особенность долгосрочного прогноза при проектировании урбанизированной системы в самом общем виде должна заключаться в том, чтобы найти решение, обеспечивающее оптимальный вариант развития в ближайший период и различные возможные варианты развития в

    перспективе. В связи с этим принципиальное значение имеет стохастический (вероятностный) подход к исследованиям и проектированию. Он заключается в выявлении, сопоставлении, комплексной оценке тех факторов, в отношении

    которых есть надежные исходные данные, и в сохранении открытыми путей роста для

    тех факторов, которые сегодня еще не могут быть полностью оценены или предсказаны. В этом отношении потенциальные возможности для прогнозирования, еще не до конца оцененные, открывает метод энергопроизводственных циклов. Он позволяет, ориентируясь на ведущие звенья территориально-производственных комплексов, тенденции развития которых более или менее поддаются прогнозированию, с достаточной степенью определенности судить о

    целесообразных направлениях, масштабах, структуре и специализации комплекса в целом. На этой основе может быть выполнена важная часть экономико-географического прогноза, ориентирующего последующую

    работу по проектированию города. Рассмотрим некоторые важнейшие изменения в развитии производительных сил, которые в перспективе окажут большое влияние на развитие пространственных систем расселения и городов и должны учитываться при проектировании:

    1. Революционные изменения в энергетике и добыче сырьевых ресурсов.

      Планировочные аспекты энергетических прогнозов в нашей стране заключаются:

  • в широком освоении новых районов, располагающих ресурсами нефти, газа, угля, притом, как правило, в более сложных природных условиях при худших технико- экономических характеристиках месторождений;

  • в существенном улучшении воздушного бассейна в городах по мере отказа от загрязняющих источников энергии и тепла (электростанций и котельных на угле, в особенности низкокачественном) и привлечения в будущем альтернативных источников;

  • в появлении новых экологических проблем в энергетике, связанных с развитием атомных электростанций (АЭС), добычей и использованием больших масс бурого угля, опасностью загрязнения акваторий морей и океанов при добыче нефти и газа на шельфовых месторождениях.

    1. Новые технологии, масштабы и формы размещения промышленности.

      Проектирование городов тесно связано со становлением новых технологических и производственных систем.

      Возрастает влияние размещения научных центров и высших учебных заведений на территориальную организацию производительных сил и развитие городов. В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране важно учесть новые процессы в размещении и территориальной организации производительных сил, которые еще недостаточно известны нашей хозяйственной практике и градостроительству. При прогнозировании перспектив развития расселения и городов следует учесть, что самый большой парадокс

      прогнозирования научно-технического прогресса

      заключается в необходимости предвидеть события, которые в принципе предвидеть невозможно. Смысл и практическая цель долгосрочного прогнозирования все более смещаются в плоскость формирования условий, позволяющих адаптироваться к разным, в том числе сегодня еще непредсказуемым альтернативам развития.


       

      ЛЕКЦИИ 5-6: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОРОДА


       

      Условия уст ойчивого развития городов


       

      Устойчивое развитие современного города – это исключительно актуальная задача, которая должна решаться всеми жителями и руководством города, чтобы обеспечить высокое качество городской среды, высокое качество жизни, равновесие города и природной среды. Устойчивое развитие города должно обеспечить создание красивого,

      здорового, любимого жителями города, обеспечивающего полное удовлетворение их потребностей.

      Устойчивое (или экологически поддерживающее) развитие тесно связано с диалектикой и экологией. Диалектика как учение о наиболее общих закономерностях становления и развития, о всеобщей связи и обусловленности явлений, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей, является основой устойчивого развития. Экологизация всех направлений человеческой деятельности, экореставрация и экореконструкция естественной природы и искусственной среды – обязательные аспекты устойчивого развития.

      Как и любая глобальная акция, идея устойчивого развития вызывает споры, принципиальные противоречия в стратегии и тактике действий. Может ли быть осуществимым устойчивое развитие без быстрого экономического роста, призванного исключить бедность и неравенство, или, напротив, необходим постоянный рост экономики? Может ли нынешнее поколение решать проблемы будущих поколений, не зная их потребностей? На каких людей ориентироваться в стратегии устойчивого развития: на обычных жителей или на людей с повышенными этическими качествами? Обычная реакция людей, которые впервые приступают к изучению устойчивого развития, такова: какое нам дело до будущих поколений, пусть они сами о себе заботятся, а ограничивать потребности надо после того, как будут полностью удовлетворены хотя бы основные наши потребности.

      К сожалению, в большинстве стран мира удовлетворение основных потребностей очень далеко от идеала. Есть вообще очень бедные страны, где не удовлетворяются минимальные биологические потребности, например, в пище. Только в наиболее развитых странах удовлетворяются постоянно растущие потребности жителей, при этом зачастую рост обеспеченности этих стран ресурсами, товарами и услугами происходит частично за счет слаборазвитых стран, а уровень потребностей бывает не обоснован экологически и завышен. В этих совершенно не идеальных условиях, когда бедные страны не могут обеспечить даже минимально удовлетворительных условий жизни своих граждан, а некоторые богатые страны потребляют значительно больше ресурсов, чем им положено из условия размеров их территорий и числа жителей, и производят большую часть глобальных загрязнений, очень трудно добиться какого-либо взаимопонимания (бедные никогда не поймут богатых, и наоборот) и получить всеобщее одобрение ограничения потребления и заботы о будущих поколениях. Уже появился новый термин «слабое» устойчивое развитие для бедных, слаборазвитых стран.

      В то же время есть вполне благополучные страны с достаточно высоким уровнем жизни, с хорошим качеством среды (хотя и с не очень большими площадями естественных территорий, с небольшим биоразнообразием). В развитых странах происходит относительно небольшой рост населения, тогда как в слаборазвитых – очень быстрый прирост, ведущий к бедности и неравенству.

      Можно ли по причине неравенства стран и людей откладывать на будущее переход на путь устойчивого развития? Есть ли у человечества время для ожидания, когда будет достигнуто более стабильное и более равное состояние всех стран? Нет, времени уже не осталось, так как наступающий экологический кризис носит глобальный характер и касается всех стран Земли. От глобальных экологических проблем нельзя отделиться с помощью границ. И богатые, и бедные страны находятся на одном корабле под названием

      «Земля», и начинающий погружаться в пучину (находящийся в условиях глобального экологического кризиса) корабль увлечет за собой всех.

      Поэтому можно говорить только о том, что идея всеобщего перехода на путь устойчивого развития запоздала, нужно было начинать этот путь раньше, когда признаки глобальных экологических проблем только зарождались, когда появились первые тревожные сигналы: расширяющееся загрязнение среды, резкий рост народонаселения, углубляющаяся дифференциация стран по уровню развития и качеству жизни. Возможно,

      наилучшим временем для начала первых действий в направлении устойчивого развития были бы первые десятилетия XX века, но в это время человечество было «занято» двумя крупнейшими в его истории мировыми войнами. Таким образом, развитие человечества было исключительно неустойчивым. После этого была вероятность соскальзывания к третьей мировой войне, после которой, видимо, человек очень долго даже и не задумывался бы о каком-либо устойчивом развитии. Так что же выбрать: случайное, абсолютно неустойчивое, грозящее катастрофами развитие (так, как это было всегда), или же попытаться найти другой, более устойчивый путь?

      Здесь можно задаться вопросом: так ли уж нелогично развивается человечество, действительно ли оно мало задумывается над будущим? Нет, к счастью, в его истории наблюдается «канализованный» путь к устойчивости, к разумному развитию; всегда в нужный момент находились люди, пытавшиеся найти и предложить более логичные пути развития. И сейчас, когда появились признаки глобального экологического кризиса, впервые в истории резко возросли разработки экологичного характера в самых разных направлениях человеческой деятельности: в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и пр. И уже получены первые позитивные результаты. В сознание многих людей постепенно проникают экологичные идеи о необходимости экоцентричного мышления; люди начинают понимать, что «то, что экологично, то, в конечном итоге, и экономично". Именно экономичность экологичной техники, технологий, экологичного образа жизни может стать тем определяющим фактором, который поможет экологизировать нашу жизнь и перейти на путь устойчивого развития.

      Так как устойчивое развитие – это пока только сравнительно новая общая идея, призванная объединить всех людей в движении за сохранение природы Земли и самого человека, то неясны перспективы эволюции сознания и действий человечества в этом направлении. В истории человечества было много полезных и правильных учений и идей, начиная с Библии. Но, как нет медали с одной стороной, как нет только черного или белого, как нет односторонних эстетических категорий (только «хороших»), так и в длинной истории человечества пока присутствовало и добро, и зло, и правда, и ложь, и мир, и войны. Тем не менее, человечество не только выжило, но и превратилось в мощную глобальную силу, овладело высокими технологиями, создало огромные антропогенно преобразованные территории, города с высоким качеством жизни. На пути поворота к устойчивому развитию человечество ожидают многие проблемы. Но остается надежда на экологизацию мышления и развитие человека в процессе перехода к устойчивому развитию Земли. Для этого человечество уже накопило большой массив знаний о предпочтительности устойчивого существования и создало «островки» более устойчивых территорий на Земле, которые могут служить катализаторами распространения этой идеи на все территории. И, тем не менее, есть крупные проблемы в осуществлении устойчивого развития:

      Первая проблема – разработка стратегии перехода к устойчивому развитию, фундаментальных положений теории устойчивого развития, одобряемых всеми странами и людьми. Пока что имеется масса определений этого развития и его содержания, причем, чем дальше, – тем появляется больше вопросов и трактовок. Видимо, это – объективный процесс, связанный с невероятной сложностью проблемы и вовлечением все большего количества исследователей в изучение проблемы. Несколько лучше обстоит дело с

      «устойчивыми» строительством и проектированием. Однако, отсутствие глубоких разработок теории устойчивого развития – не основание для прекращения движения в этом направлении. Ответы могут и должны придти во время движения.

      Вторая по сложности проблема – это возможность (и необходимость) всеобщего улучшения человеческих качеств – воспитания общества и его членов в духе любви, дружбы, понимания, солидарности, общительности, альтруизма. Насколько это возможно в условиях, когда общества ориентированы на совершенно другие качества? И вообще можно ли ставить вопрос о всеобщем достаточно быстром изменении человеческих

      качеств, не лучше ли ориентироваться на обычных людей с их достоинствами и недостатками? Именно так считают некоторые исследователи. Для постепенного формирования людей с новыми качествами нужна система всеобщего экологического образования и воспитания.

      Третья проблема – становление новой системы ценностей, необходимой для воспитания и поддержания новых человеческих качеств: духовных, этических, философских, социальных, эстетических, политических, культурных и пр. Главное в этой проблеме – сравнительно короткое время, выделенной историей для становления новой системы ценностей. Одна из основных проблем здесь – необходимость замены привычного антропоцентрического мышления на экоцентрическое.

      Четвертая проблема – сумеет ли человечество справиться с войнами, с неравенством, с бедностью, с различными пороками (преступность и пр.), которые, как тень, сопровождают человека в течение всей его истории. Устойчивое развитие в условиях войн и неравенства, бедности и голода, отсутствия крова над головой у одних и потребления сверх всяких норм - у других, невозможно.

      Пятая проблема – успеет ли человечество разработать новые экологичные, замкнутые (природоподобные) технологии, которые должны придти на смену существующим неэкологичным технологиям. Успеет ли оно создать новые технологии, которые позволят не только не разрушать природу, но и восстановить нарушенную ранее среду, осуществить экологичную реставрацию ландшафтов? Успеет ли оно экологизировать всю свою деятельность, в том числе и потребление?

      Эти проблемы настолько велики, что некоторые исследователи считают невозможным достижение состояния глобального устойчивого развития. Предыдущий опыт человечества показывает, что, скорее, оно вначале сможет перейти к состоянию

      «балансирующего» развития, когда по мере приближения к кризису новая система взаимоотношений между странами, новые технологии, современная система коммуникаций помогут своевременно выйти из него. Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны.

      Конкурент оспособност ь городов

      Конкурентоспособность города как сложное и многослойное явление из области экономической теории и практики определяется соответствующим количеством показателей и критериев, которые в меру своей объективности и научности максимально идентично должны показывать место города среди других аналогичных территориальных образований. В настоящее время, к сожалению, ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет ярко выраженного, устоявшегося, и мы бы даже сказали − легитимного перечня показателей, критериев и индикаторов, являющихся, образно говоря, родниками полноводной реки под названием конкурентоспособность города.

      Существующее на сегодняшний день множество трактовок, подходов к оценке и методам определения конкурентоспособности можно только классифицировать, поскольку при решении конкретных практических задач, связанных с оценкой конкурентоспособности, сложно выбрать наиболее подходящую методику и выстроить систему показателей. Различные трактовки понятия «конкурентоспособность», их неоднозначность, а иногда и противоречивость заставляют исследовать тему более подробно и найти новый подход. Необходимо построение четкой системы выбора показателей для оценки (характеристики) конкурентоспособности города.

      Городская жизнь, как известно, возникла в мире, прежде всего, с появлением на рыночных местах коммерции и обмена, связывающих города и непосредственно прилегающие к ним районы с центрами мировой торговли, через которые шло распределение товаров. Туда, где городская жизнь была налажена лучше, потоки людей не иссякали. Отсутствие дефицита рабочей силы создавали в таких городах благоприятную возможность для большего производства товаров и услуг, причем еще и лучшего качества.

      Следовательно, без конкуренции, которая, по нашему убеждению, является содержательной частью, ядром конкурентоспособности, здесь не обошлось. Поэтому, в отличие от многих других ученых, считающих, что конкурентоспособность возникла на много столетий позже, мы же, глубоко уважая их точку зрения, рискнем признать, что конкурентоспособность, как явление, сердцевиной которого общепризнанна конкуренция, зарождалась вместе с возникновением городов.

      Развернутое описание характеристик процессов, происходящих в конкурентоспособном городе, как положительных, так и отрицательных, дается С. Янсеном-Батлером. Сюда им включаются такие элементы, как секторальная структура (повышение значения услуг по сравнению с промышленностью, особенно с высокой добавленной стоимостью); инновации; значение города как центра принятия решений; высокотехнологичное производство и концентрация высококвалифицированной рабочей силы со специфическим спросом по отношению к среде жизнедеятельности и услугам; классовая структура; удачное управление конфликтами; возрастание значимости мест отдыха, культуры и достопримечательностей, услуг высокого уровня; снижение влияния негативных внешних эффектов; развитие коммуникаций и транспорта; высокие доходы населения и уровень занятости. Растущие доходы также влекут за собой увеличение налогооблагаемой базы и рост общественных услуг.

      В.Ф. Левер считает, что результаты конкуренции могут быть выражены, в частности, в росте доходов в городе и создании рабочих мест. И. Бегг отмечает, что конкурентоспособность может быть достигнута с помощью роста производительности (способности экономики создавать больше продуктов труда при данном количестве ресурсов), а также По-средством возможности активизации в противном случае неиспользуемых ресурсов. Таким образом, производительность и занятость (использование человеческих ресурсов) могут считаться индикаторами конкурентоспособности города. И. Бегг считает, что уровень (качество) жизни также является характеристикой конкурентоспособности города.

      В качестве основных общих факторов конкурентоспособности города И. Бегг рассматривает: изменения в соотношении секторов экономической деятельности и

      «макровлияние» на город, характеристики компаний (формы собственности, величина фирм, т.д.), среда, в которой осуществляется бизнес, и способность к инновациям и обучению.

      И. Брамезза отмечает, что присутствие определенных локализационных факторов (атрибутов) в городе создает положительный эффект. К таким факторам, например, относятся, биз-нес-услуги высокого качества, квалифицированная рабочая сила и т.д. Кумулятивный эффект локализационных факторов представляет потенциал города в его возможности стать привлекательным местом для определенных видов экономической деятельности.

      Существует и множество других точек зрения в отношении факторов, определяющих привлекательность территории, их классификаций. Среди них также называют территориальную доступность, стоимость рабочей силы, доступность современной коммуникационной сети, привлекательность окружающей среды, а также благоприятные условия городской и региональной политики.

      Дж. ван дер Борг, И. Брамезза выделяют следующие две группы факторов привлекательности города:

      − структурные факторы: эффективная инфраструктура, достаточное предложение основ-ных городских услуг, высокое качество среды жизни и эффективная городская политика;

      − функциональные факторы (то есть функции, которые город может выполнять): существует ли возможность городу стать распределительным центром, местом размещения международного бизнеса, центром инновационной деятельности, важным узлом в информационной (коммуникационной) сети, международным центром культуры.

      Сочетание этих факторов обусловливает привлекательность города для конкретных секторов, видов деятельности, определяет функции, которые потенциально могут выполняться городом.

      По мнению И. Бегга, в краткосрочном периоде конкурентоспособность зависит от структуры экономики, так же как и от характера и эффективности институтов, качества и распространенности инфраструктуры и других факторов, которые влияют и на эффективность национальной системы в целом. В долгосрочном периоде конкурентоспособность зависит от способности достичь устойчивого изменения факторов, которые способствуют росту производительности.

      Эти точки зрения отражают перенос акцентов в современной региональной и муниципальной экономической науке Европы со «сравнительного преимущества» того или иного места расположения, на котором основывалась традиционная региональная экономика к «конкурентному преимуществу». Здесь акцент делается на то, что как бизнес, так и население становятся все более свободными в выборе своего места размещения и жительства в связи с современными процессами глобализации и информатизации. Поэтому снижается роль факторов, присущих тому или иному месту расположения (природных ресурсов, географического положения), и возрастает роль факторов, которые могут быть созданы в самом городе.

      Конкурентоспособность города как сложное и многослойное явление из области экономической теории и практики должно определяться соответствующим количеством показателей и критериев, которые в меру своей объективности и научности максимально идентично должны показывать место города среди других аналогичных территориальных образований.

      Конкуренция, ведущаяся между городами, может осуществляться по разным направлениям, что обуславливает необходимость выделения критериев. Борьба между городами может

      вестись по уровню жизни, деловой активности, средней заработной плате, доле безработных, степени загрязнения окружающей среды. Количество высотных зданий на км2 и число теплых

      дней в году также могут быть предметами конкуренции.

      Отталкиваясь от определения, приведенного выше, можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность города:

      − жители;

      − хозяйствующие субъекты; − инвесторы;

      − государство.

      Каждый субъект оценивает город, исходя из своих интересов: потребитель заинтересован в том, чтобы посредством приобретения набора товаров и услуг максимизировать полученную полезность; хозяйствующие субъекты заинтересованы в том, чтобы затратив минимум усилий, получить максимально возможный результат (прибыль); инвестор заинтересован в том, чтобы проект, в который он вкладывает свои деньги, принес ему доходность достаточно высокую, чтобы можно было считать этот проект перспективным и целесообразным; наконец, государство заинтересовано в обеспечении эффективности использования имеющихся на его территории ресурсов (труда, земли, капитала, знаний, предпринимательских способностей), но при этом − чтобы соблюдались определенные социальные стандарты.

      Кроме того, данные объекты сами обладают свойством конкурентоспособности. Привлекая на свою территорию новых жителей, хозяйствующих субъектов, инвесторов и инвестиции, инновации, профессиональных кадров, туристов и другие ресурсы города становятся конкурентоспособными. Именно в этом заключается конкуренция, ведущаяся между городами.

      Пон ятия о класт ерах экон омического развит ия

      Законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодательным органом с некоторым опозданием во времени от момента возникновения тех общественных отношений, которые они впоследствии регулируют. Так было с Гражданским кодексом, а также некоторыми другими федеральными законами. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации. Вот лишь нескорые из них:

      • научно-производственный кластер - договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной продукции;

      • фармацевтический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм - разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно- исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции;

      • центры кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства создаются в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.

        Кроме того широко используются термины «инновационные территориальные кластеры», «инновационные высокотехнологичные кластеры», «территориально- производственные кластеры», «высокотехнологичные кластеры», «технологические отраслевые кластеры», «профильные инновационные кластеры».

        Актуальность развития кластерной формы взаимодействия предприятий подтверждается стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций.

        Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.

        Согласно приведенному документу, территориальные кластеры (кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

        Ст рат егическое плани рование развит ия го рода, цели, мет оды, результ ат ы

        Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.


         

        image

        Цель разработки стратегии развития города заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

        Разработка стратегического плана развития города является сложной научно- практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления.

        С позиции системного подхода город как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

        • городское хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

        • производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства;

        • социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

        • финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

        • управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.

Критерий достижения цели - количественный показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

Классификация целей - сложная задача, поскольку имеет качественную форму измерения. Практическое значение имеет декомпозиция целей управления регионом по уровням управления. В качестве глобальной цели первого уровня можно принять такую цель, как полное материальное благосостояние и всестороннее развитие личности населения региона. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей второго уровня в зависимости от сфер деятельности (макроподсистем).

Классификация целей позволяет выделить группообразующие факторы, определить глобальные цели для региона и дифференцировать их по подсистемам региона и социальным группам.

Выявление и ранжирование проблем социально-экономического развития является сложной научной задачей, которая должна решаться в проекте методом системного анализа. На первом этапе определяется перечень глобальных проблем, разбитых по шести макроподсистемам региона, внутри которых выделены локальные проблемы (комплексы задач). На втором этапе проводится экспертная оценка глобальных проблем (подсистем) и локальных проблем (комплексов задач) региона спривлечением высококвалифицированных экспертов: руководителей департаментов администрации; депутатов законодательных органов, руководителей муниципальных предприятий и организаций; крупных ученых-консультантов.


 

Концептуальной основой выявления и ранжирования проблем социально- экономического развития могут быть следующие этапы исследования:

    1. В результате диагностического анализа показателей региона формируется перечень глобальных проблем социально-экономического развития.

    2. По каждой глобальной проблеме разрабатывается анкета, включающая перечень локальных проблем развития, ранжирование которых позволяет выделить приоритеты социально-экономического развития.

    3. Подготавливается экономико-статистический материал, раскрывающий динамику показателей региона.

    4. Формируется группа квалифицированных экспертов, способная провести ранжирование глобальных и локальных проблем развития региона. В нее включаются руководители департаментов региона, крупных предприятий и организаций и ученые- консультанты, ответственные за разделы проекта.

    5. Экспертная группа анализирует показатели региона и методом экспертных оценок проводит ранжирование социально-экономических проблем региона.

    6. Методом ранговой корреляции проводится обработка экспертных оценок и даются ранги важности и средние баллы глобальных проблем.

    7. Результаты ранжирования проблем используются для проведения «Аукциона стратегических идей управления», позволяющего сформулировать альтернативные идеи и определить пути решения глобальных и локальных проблем развития региона.


 

ЛЕКЦИИ 7-8: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Город как социот ехническая сист ема


 

Социотехнические системы (Sociotechnical systems (STS)) - научный подход к проектированию трудового процесса в аспекте взаимодействия человека и технико-

технологических факторов труда. В более общем смысле термин относится к изучению взаимодействия инфраструктурных элементов общества, предметных реализаций социума, с одной стороны, и человеческого поведения, с другой стороны. Общество, социальные институты и их подструктуры также могут рассматриваться как сложные социотехнические системы.

Концепция социотехнических систем в противоположность теориям технологического детерминизма, утверждавшим одностороннее воздействие технологии на человека в процессе выполнения им трудовых операций, основывается на идее взаимодействия человека и машины. Проектирование технических и социальных условий должно осуществляться таким образом, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

Социотехническая система образована следующими подсистемами:

Техническая подсистема включает устройства, инструменты и технологии, преобразующие вход в выход тем способом, который улучшает экономическую эффективность организации.

Социальная подсистема включает занятых в организации служащих (знания, умения, настрой, ценностные установки, отношение к выполняемым функциям), управленческую структуру, систему поощрений.

Если анализировать организацию в более широком контексте, тогда в качестве факторов должны учитываться связи организации с окружающей средой — подсистема среды. Последняя включает социальные ценности, социальные и государственные институты, с которыми взаимодействует организация, другие организации, выступающие конкурентами или находящиеся в других отношениях.

Достичь высокой эффективности функционирования организации возможно оптимизируя еѐ подсистемы и их взаимодействие — гармонизируя их работу.

Термин предложен в 1960 годах Эриком Тристом (Eric Trist) и Фредом Эмери (Fred Emery), работавшими консультантами в Тавистокском институте человеческих отношений.

Первоначально техническая часть технической подсистемы включала инструменты, методы, и инструментарий проекта трансформации ввходных данных в выходные для достижения экономических целей организации, а социальная — работников всех уровней, которые взаимодействуют с системой, а также знания, умения, ценности, нужды, и настроения на рабочем месте и структуры поощрения и авторитета в организации. Позже поставщики и клиенты вместе с формальными и неформальными процессами, приносимыми ими в бизнес данной организации, были также включены в социальную подсистему.

Анализ внешней и внутренней среды города. Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа (от сокр. англ. STEP). Процесс стратегического планирования - это процесс формирования мыслей и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы системы в будущем. Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: каково настоящее положение города и ситуация, в которой он находится? В каком положении руководство города хочет видеть его в будущем? Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Как следует управлять реализацией стратегии?

Ответы на данные вопросы, в первую очередь, лежат в анализе основных факторов макросреды (STEP-анализ) и значимых факторов внутренней среды (SWOT-анализ).

STEP-анализ проводится путем анализа мнений участников «мозгового штурма» в ходе деловой игры с последующим обобщением полученных результатов и ранжированием факторов. Анализ результатов осуществляется в два этапа: определение

мнения команды (8-10 человек); определение мнения всех участников деловой игры

«Стратегия».

Результаты STEP-анализа являются основой для разработки конкурентных преимуществ города и раздела «Маркетинг города».

Анализ внешней среды включает предварительный отбор социальных, технологических, экономических и политических факторов. Ученые-консультанты формируют предполагаемые сценарии (варианты) развития города на ближайшие 5-10 лет. Перечень факторов и сценариев развития города используется для экспертизы в форме проведения «STEP-анализа». Анализ результатов работы команд осуществляется в два этапа, на которых соответственно определяются мнения всех участников и мнения команд. При этом определяется состав основных значимых факторов макросреды и статистические характеристики результатов их ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов).

На втором этапе методом «мозгового штурма» анализируются сценарии развития города в зависимости от влияния внешней среды.

Основные этапы SWOT-анализа: выделение сильных сторон; выделение слабых сторон; анализ стратегических возможностей; выделение рыночных угроз; поиск положительной синергии «сильные стороны - возможности»; устранение отрицательной синергии «слабые стороны - угрозы»; поиск баланса: «сильные стороны - слабые стороны

-возможности - угрозы»; анализ сильных и слабых сторон конкурентов и влияния внешней среды; разработка конкурентных преимуществ города.

В ходе деловой игры участникам команд предлагаются варианты для обсуждения и организуется «мозговой штурм». Ранжирование сильных и слабых сторон, возможностей и угроз осуществляется методом экспертных оценок участников команды. Основная задача заключается в правильном отборе факторов устранения отрицательной синергии и поиске баланса в развитии макроподсистем города.


 

Город как семиотичес кая си ст ема


 

Семиотика – наука о знаках – появилась в начале ХХ в. Она представляет собой метанауку по отношению к ряду наук (дисциплин), оперирующих понятием знака (искусствоведение, архитектура, дизайн, пиар-технологии, лингвистика, история,социология, психология, политология, логика, правоведение, менеджмент, география). Несмотря на формальную институционализацию семиотики (семиотическая ассоциация, журналы, конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Это объяснимо, т.к. интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе, при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), процессы общественного метаболизма и многое другое.

Семиотические средства, если следовать Ч. Пирсу, разделяются на знаки-иконы, знаки-индексы, символы. Есть и другие классификации (деления). Различие семиотических средств можно проводить, исходя из полноты отражения в знаке означиваемого объекта, другими словами сходства знака и объекта, сложности кодировки (раскодировки) значения. Иконы из всех знаков наиболее понятно и полно отражают черты объекта, в том числе и его содержание; индексы чаще отражают какие-то структурные свойства объектов (схемы, графики). Символы наиболее автономны по отношению к отражаемому объекту; связь между объектом и символом довольно трудно установить: необходима довольно сложная интерпретация (раскодирование).

По своему составу символ – сложная система знаковых элементов, куда входят:

а) сам знак (визуальный, аудиальный, печатный, мистический, кодированный, ментальный);

б) идея (миф) о смыслах как духовная основа соединения жизнесферных знаков и превращения их в символы;

в) носитель знака (обычно, материальный и ментальный).

Соединение этих элементов в городском символе предполагает конструирование социальной легитимности знака (отложения его в памяти и (или) современном восприятии), а по необходимости и правовой легализации с помощью юридических норм.

Интересно разделение семиотических средстви (знаков) на обслуживающие микроуровень и макроуровень социальных взаимодействий, что применимо к исследованию знаковой системы поселений, и, в частности моногородов.

Семиотика городов имеет много разных ответвлений: это и топонимика, и знаки ландшафта, и знаки архитектуры. Это и проблема восприятия знаков города жителями и туристами, а также влияния знаков (символов) на формирования горожан, городской патриотизм. Это и проблемы городской геральдики, и герменевтики городской символики. Есть немало и других аспектов. В данном докладе ставится задача выявить в возможности социологического концепта целостности знаков и символов, ответить на вопросы, каковы звенья и механизмы формирования символьной системы городов, а также некоторые особенности символики разных городов.

Исторически особое значение имели такие институты как географическая карта (место на карте и территориальная система), происходящая из знаков территориально- пространственной сферы; перепись (из знаков естественно-антропологической сферы), музей, культы, школа, почта, газета, (знаков духовно-культурной сферы), демонстрация (выставка) достижений, профессиональные соревнования и местные проф. праздники, местная реклама.

Город по уровню символизации занимал особое место в истории. Городские символы возникали путѐм целенаправленной концентрации жизнесферных знаков, их динамичной стереотипизации в общественном или групповом сознании, приписывания данным знакам типичных для тех или иных горожан позитивных свойств. Особенно, большие города, отличаются большой плотностью знаков (территориальных, телесных, духовных, профессиональных), разнообразной, динамичной и яркой символикой. В них символика более настойчиво репрезентируется, благодаря множеству субъектов (сообществ, коммьюнити), а также в силу функционирования символьной политики, музеев, рекламы, брендирования. Местные сообщества могут принимать активное участие в символизации городских сегментов. Для городов особое значение

имеет символьная политика.


 

Город как модернист ский п роект и инженер ная конст рукция


 

«Идеей» индустриального города, идеологией модернизма являются идеалы рациональности и оптимальности как таковой. Но в том-то и про-блема, что эти идеалы могут наполняться разным содержанием, т.е. иметь разную интерпретацию. Социокультурная амбивалентность модернистской организации городской жизни заключается в том, что наряду с возрастанием технического могущества и материального комфорта, социотехническая сис-тема города как Мегамашина является базой авторитарного управления и подавления творческих инициатив. Мэмфорд предлагает, во избежание дис-пропорции социально-культурного развития, параллельно совершенствовать систему общественного самоуправления и создавать условия для развития творческих организаций. Развитие техники, по его мнению, следует направ-лять для усиления того аспекта человеческого бытия, который Мэмфорд на-зывает «личным», но не в направлении сужения человеческой жизни рамка-ми власти и силы. Историческое развитие города, по его мнению, содержит обе тенденции.


 

Город как ц еност но -рациональный проект

Город является не просто формой поселения, а социокультурным феноменом, т.е. явлением, возникшим под воздействием культурно-мировоззренческих, ценностных обстоятельств. Город для Вебера – это, прежде всего, особый образ жизни, а образ жизни обусловлен, прежде всего, ценностно-мировоззренческими интенциями людей. Возникновение и быстрое распространение городского образа жизни означало зарождение и развитие сциентистски-рациональной и инновационной культуры, шедшей на смену традиционно-чувственной. «Поэтому-то город и стал родиной ratio, местом, где начали не просто жить, но систематически рационально размышлять о жизни. Город производит смыслы, как деревня – пищу; в социуме город исполняет функции сущего, как деревня – функции бытия». Основная проблема, которую поднял М. Вебер – культурный потенциал города как основание и ресурс его инновационного развития. Эта модель позволяет соотнести политику городского планирования с пониманием городского пространства как пространства символической интеграции идентичностей городских сообществ, как коммуникативное пространство поиска и развития ценностно-смысловых ориентиров развития. Эта модель позволяет проектировать креативные платформы для согласования экономических и социальных целей развития города как единого и уникального организма, платформы социального участия и партнѐрства для повышения качества жизни.


 

Город как социокультурный пр оект

Развитие города понимается здесь как конструирование благоприятной среды обитания для саморазвития как символических сообществ, так и отдельной личности. Собственно, предметом моделирования становится жизненное пространство-время или среда обитания, которая стала рассматриваться и как фактор поведения горожан, и как результат жизнедеятельности городских сообществ. Поведение горожан следует понимать как результат интерпретации ситуации. Предметная среда города обладает высоким уровнем символичности: в ней закодированы программы поведения. Материальное пространство города превращается в овеществлѐнные атрибуты сообществ.

Городская среда – социокультурная экология горожанина, и разрушение еѐ приводит к деформации личности и наоборот. Артефакты, оп-редмеченные воспоминания и ценностно-эмоциональное отношение к тем и другим – это статическая сторона городской среды. Городская среда динамична, изменчива. В ней всегда присутствуют элементы новой жизни: новые способы взаимоотношений и новые смыслы. Управление городской жизнью также должно основываться на познании коммуникативных процессов. Экология городской жизни – это коммуникативная экология, и еѐ проблемой является гуманизация среды обитания, что означает создание условий для осмысленного и комфортного проживания не только в витальном плане, но и, прежде всего, в экзистенциальном: в плане личностной самореализации горожан и саморазвития городских сообществ, что является базовым социальным условием синергетики города. Задача проектирования городской среды и образа жизни включает в себя конструирование образа города как семантического средства решения коммуникативной задачи – экспликации смыслов и перспектив совместного сосуществования. Конструирование образов городов как создание новых социокультурных проектов – задача одновременно научно-инженерная и ценностно-мировоззренческая, поскольку проектирование среды обитания – это проектирование образа жизни и типа личности. Социокультурное проектирование направлено на создание в процессе коммуникации общего для проживающих вместе образа будущего как проекта желаемого и приемлемого состояния жизни. Социокультурный проект – не научно-рациональная конструкция некоторого оптимального состояния с точки зрения экспертов, а рационализация мечты о лучшей

жизни.

 

////////////////////////////