Рабочая программа дисциплины "Основы медицинской психологии" (магистр) - 2019 год

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины "Основы медицинской психологии" (магистр) - 2019 год

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели дисциплины
получение студентами теоретических знаний в области медицинской
психологии и практических умений и навыков, необходимых для решения
профессиональных задач в области здравоохранения, в сфере
межличностного и социального взаимодействия.
1.2. Задачи освоения дисциплины
сформировать представление о предмете, задачах, методах
медицинской психология; об отношении человека к болезни и факторах его
формирования;
об организации деятельности психолога в медицинских учреждениях,
научить использовать методы медицинской психологии в профессиональной
деятельности;
развить навыки эффективного партнерского взаимодействия с
пациентами и коллегами.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Дисциплина
«Основы медицинской психологииª относится к
дисциплинам вариативной части (дисциплина по выбору) блока Б1.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины «Основы медицинской психологииª
направлен на формирование следующих компетенций:
ДПК-1 - способен руководить организациями в социальной сфере и
здравоохранении с учетом правовых, психологических, финансовых и
управленческих аспектов их функционирования
Результаты обучения, характеризующие
Компетенция
сформированность компетенции
ДПК-1
знать предмет, задачи, методы медицинской психология
как отрасли психологии; специфику функционирования
психики человека при заболеваниях; факторы
формирования отношения к болезни; организационные
основы деятельности медицинского психолога в
медицинских учреждениях
уметь использовать методы медицинской психологии в
профессиональной деятельности
владеть навыками эффективного партнерского
взаимодействия с пациентами и коллегами
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Основы медицинской психологииª
составляет 3 з.е.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам занятий
очная форма обучения
Всего
Семестры
Виды учебной работы
часов
3
Аудиторные занятия (всего)
40
40
В том числе:
Лекции
8
8
Практические занятия (ПЗ)
32
32
Самостоятельная работа
68
68
Виды промежуточной аттестации - зачет
+
+
Общая трудоемкость:
академические часы
108
108
зач.ед.
3
3
заочная форма обучения
Всего
Семестры
Виды учебной работы
часов
4
Аудиторные занятия (всего)
16
16
В том числе:
Лекции
4
4
Практические занятия (ПЗ)
12
12
Самостоятельная работа
88
88
Часы на контроль
4
4
Виды промежуточной аттестации - зачет
+
+
Общая трудоемкость:
академические часы
0
108
зач.ед.
3
3
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1
Содержание разделов дисциплины и распределение
трудоемкости по видам занятий
очная форма обучения
Прак
Всего,
Наименование темы
Содержание раздела
Лекц
СРС
п/п
зан.
час
1
Медицинская
Предмет, задачи и отрасли медицинской
психология
как
психологии.
Различные
подходы
к
отрасль психологии.
определению
предмета
медицинской
1
4
11
16
психологии. Основные методы исследования в
медицинской
психологии.
История
медицинской психологии.
2
Психология
Понятие внутренней картины болезни и ее
больного.
структура.
Факторы,
влияющие
на
внутреннюю картину болезни. Личностные
2
8
12
22
реакции на болезнь. Нарушения психических
процессов у больных. Психосоматические и
психогенные расстройства.
3
Больной
и
Медицинская среда как лечебный фактор.
медицинская среда.
Отношения между больными
1
4
11
16
Психология родственников и посетителей
больных. Психология лечения и лекарств.
Самостоятельное изучение. Употребление
алкогольных напитков больными.
4
Психология
Личность медицинского работника. Создание
медицинского
положительных взаимоотношений между
работника.
врачом и больным. Взаимоотношения
1
4
11
16
медицинской
сестры
и
больного.
Профессиональная психическая деформация.
Ятропатогения. Врачебные ошибки.
5
Психическая гигиена
Психическая гигиена и психотерапия
и психотерапия.
Понятие психической гигиены. Практическое
применение психической гигиены. Методы и
организация
психической
гигиены.
2
8
12
22
Определение, виды и формы психотерапии.
Методы
психотерапии.
Направления
психотерапии. История психической гигиены.
Подготовка психотерапевта
6
Организация
Общие принципы организации медико-
деятельности
психологической помощи. Роль клинического
медицинского
психолога в общей системе оказания
психолога
в
медицинской помощи. Работа клинического
медицинских
психолога в учреждениях, оказывающих
учреждениях.
психиатрическую помощь. Особенности
1
4
11
16
организация работы клинического психолога в
медицинских учреждениях другого профиля.
Особенности
организации
работы
клинического психолога в реабилитационных
центрах
(отделениях)
психиатрической
службы.
Итого
8
32
68
108
заочная форма обучения
Прак
Всего,
Наименование темы
Содержание раздела
Лекц
СРС
п/п
зан.
час
1
Медицинская
Предмет, задачи и отрасли медицинской
психология
как
психологии.
Различные
подходы
к
отрасль психологии.
определению
предмета
медицинской
2
16
18
психологии. Основные методы исследования в
медицинской
психологии.
История
медицинской психологии.
2
Психология
Понятие внутренней картины болезни и ее
больного.
структура.
Факторы,
влияющие
на
внутреннюю картину болезни. Личностные
1
2
14
17
реакции на болезнь. Нарушения психических
процессов у больных. Психосоматические и
психогенные расстройства.
3
Больной
и
Медицинская среда как лечебный фактор.
медицинская среда.
Отношения между больными
Психология родственников и посетителей
1
2
14
17
больных. Психология лечения и лекарств.
Самостоятельное изучение. Употребление
алкогольных напитков больными.
4
Психология
Личность медицинского работника. Создание
медицинского
положительных взаимоотношений между
работника.
врачом и больным. Взаимоотношения
1
2
14
17
медицинской
сестры
и
больного.
Профессиональная психическая деформация.
Ятропатогения. Врачебные ошибки.
5
Психическая гигиена
Психическая гигиена и психотерапия
и психотерапия.
Понятие психической гигиены. Практическое
применение психической гигиены. Методы и
1
2
14
17
организация
психической
гигиены.
Определение, виды и формы психотерапии.
Методы
психотерапии.
Направления
психотерапии. История психической гигиены.
Подготовка психотерапевта
6
Организация
Общие принципы организации медико-
деятельности
психологической помощи. Роль клинического
медицинского
психолога в общей системе оказания
психолога
в
медицинской помощи. Работа клинического
медицинских
психолога в учреждениях, оказывающих
учреждениях.
психиатрическую помощь. Особенности
2
16
18
организация работы клинического психолога в
медицинских учреждениях другого профиля.
Особенности
организации
работы
клинического психолога в реабилитационных
центрах
(отделениях)
психиатрической
службы.
Итого
4
12
88
104
5.2 Перечень лабораторных работ
Не предусмотрено учебным планом
6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В соответствии с учебным планом освоение дисциплины не
предусматривает выполнение курсового проекта (работы) или контрольной
работы.
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
7.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
7.1.1 Этап текущего контроля
Результаты текущего контроля знаний и межсессионной аттестации
оцениваются по следующей системе:
«аттестованª;
«не аттестованª.
Результаты обучения,
Компе-
характеризующие
Критерии
Аттестован
Не аттестован
тенция
сформированность
оценивания
компетенции
ДПК-1
знать
предмет,
Активная работа на
Выполнение работ в
Невыполнение
задачи,
методы
практических занятиях
срок,
работ в срок,
медицинской
предусмотренный в
предусмотренный в
психология
как
рабочих программах
рабочих программах
отрасли
психологии;
специфику
функционирования
психики человека
при заболеваниях;
факторы
формирования
отношения
к
болезни;
организационные
основы
деятельности
медицинского
психолога
в
медицинских
учреждениях;
уметь использовать
Решение стандартных
Выполнение работ в
Невыполнение
методы
практических задач
срок,
работ в срок,
медицинской
предусмотренный в
предусмотренный в
психологии в
рабочих программах
рабочих программах
профессиональной
деятельности;
владеть навыками
Решение прикладных задач в
Выполнение работ в
Невыполнение
эффективного
конкретной предметной
срок,
работ в срок,
партнерского
области
предусмотренный в
предусмотренный в
взаимодействия с
рабочих программах
рабочих программах
пациентами
и
коллегами.
7.1.2 Этап промежуточного контроля знаний
Результаты промежуточного контроля знаний оцениваются в
3
семестре для очной формы обучения,
4
семестре для заочной формы
обучения по двухбалльной системе:
«зачтеноª
«не зачтеноª
Результаты обучения,
Компе-
характеризующие
Критерии
Зачтено
Не зачтено
тенция
сформированность
оценивания
компетенции
ДПК-1
знать
предмет,
Тест
Выполнение теста на
Выполнение менее
задачи,
методы
70-100%
70%
медицинской
психология
как
отрасли
психологии;
специфику
функционирования
психики человека
при заболеваниях;
факторы
формирования
отношения
к
болезни;
организационные
основы
деятельности
медицинского
психолога
в
медицинских
учреждениях;
уметь использовать
Решение стандартных
Продемонстрирова н
Задачи не решены
методы
практических задач
верный ход решения
медицинской
в большинстве задач
психологии в
профессиональной
деятельности;
владеть
Решение прикладных задач в
Продемонстрирова н
Задачи не решены
навыками
конкретной предметной
верный ход решения
эффективного
области
в большинстве задач
партнерского
взаимодействия с
пациентами
и
коллегами.
7.2
Примерный перечень оценочных средств
(типовые
контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности)
7.2.1 Примерный перечень заданий для подготовки к
тестированию
1. Предметом медицинской психологии является:
а) изучение психологических факторов лечебного процесса
б) изучение психологии больного
в) изучение основ деятельности медработника
г) разработка методов психологической помощи пациентам
2. Факторами, оказывающими прямое влияние на здоровье
человека в своей совокупности являются:
а) биологические, психические, социальные
б) физические, социальные, экологические
в) физические, психические, социальные
3. Психосоматические заболевания - это:
а) осложнение заболевания в результате неосторожных слов
медработника
б) заболевания, вызванные психогенными факторами
в) являются результатом негативного действия больничной среды
г) психические нарушения, развившиеся вследствие соматических
заболеваний
4. Объективная тяжесть заболевания определяется в первую
очередь критерием:
а) летальности
б) инвалидизации
в) болевой характеристики
г) все ответы верны
5.
Интеллектуальная интерпретация больным диагноза
заболевания и соответствующее ей эмоциональное состояние:
а) нозология
б) нозогнозия
в) анозогнозия
г) соматогения
6. Тип реагирования на заболевание - это:
а) совокупность эмоциональных и поведенческих реакций на болезнь
б) поведение человека, вызванное болезнью.
в) реакция напряжения, вызванная действием раздражителя,
угрожающего здоровью
г) внутренняя картина болезни
7. Адекватное отношение к болезни, стремление содействовать
врачу характерно для:
а) эргопатического типа
б) эгоцентрического типа
в) гармоничного типа
г) анозогнозического типа
8. Непрерывное беспокойство и мнительность, поиск новых
способов лечения характерны для:
а) тревожного типа
б) ипохондрического типа
в) неврастенического типа
г) параноидального типа
9. Явление действия неблагоприятных факторов больничной
среды называется:
а) психическая депривация
б) ятрогения
в) госпитализм
г) психогения
10. Ятрогении:
а) вызывают психическую депривацию пациента
б) вызывают проф. деформацию медработника
в) обостряют течение болезни
г) среди утверждений нет верного
7.2.2 Примерный перечень заданий для решения стандартных
задач
1. Пациентка 63 лет, находящаяся на лечении в кардиологическом
отделении, услышала на профессорском обходе сказанную для молодых
врачей фразу: «В последнее время инфаркт помолоделª. В тот же день
почувствовала себя хуже, снизилось настроение, стала высказывать мысли,
что ее жизнь подходит к концу. Какой раздел медицинской психологии
изучает причины изменения состояния пациентки?
а) патопсихология;
б) психосоматика;
в) деонтология;
г) нейропсихология;
д) психопрофилактика.
2. Больная
50 лет в анамнезе черепно-мозговая травма с потерей
сознания, в последние годы - повышение АД, гепатохолицестит, головные
боли, утомляемость, плохой сон. Конфликтна, раздражительна,
требовательна, эгоистична. Память ослаблена, интересы ограничены
физиологическими потребностями и вопросами соматического здоровья,
склонна к застреванию на неприятных эмоциональных переживаниях. Какой
метод исследования наиболее оправдан для оценки психологического
состояния данной пациентки:
а) наблюдение:
б) естественный эксперимент;
в) лабораторный эксперимент;
г) клиническая беседа;
д) психодиагностическое исследование.
3. Один из пациентов стоматологического отделения постоянно
конфликтует с другими больными и персоналом. Какой метод обследования
наиболее оправдан для оценки психологического состояния данного
пациента?
а) наблюдение;
б) естественный эксперимент;
в) лабораторный эксперимент;
г) клиническая беседа;
д) психодиагностическое обследование.
4.
Пациент психиатрического стационара стремится скрыть
имеющиеся у него нарушения восприятия, говорит, что он здоров, его ничего
не беспокоит. Какой метод обследования наиболее оправдан для оценки
психического состояния пациента?
а) наблюдение;
б) естественный эксперимент;
в) лабораторный эксперимент;
г) психодиагностическое тестирование;
д) ничего из указанного;
5. Пациентка
30 лет, поступила в неврологическую клинику с
жалобами на выраженные головные боли, головокружения, потерю сознания,
возникшие после разговора с мужем о разводе, на котором настаивает муж.
По данным неврологического обследования патологии со стороны головного
мозга не выявлено. Какое отношение к своей болезни у данного больного?
а) симуляция;
б) аггравация;
в) диссимуляция;
г) утилитарное;
д) нозофильное.
6. Пациентка Т., 38 лет, на приеме у врача предъявляет жалобы на
головные боли, головокружения, тошноту, приступы рвоты и потери
сознания. На рекомендацию врача пройти стационарное обследование и
лечение говорит, что «мне уже ничего не поможет, вы мне выпишите каких-
нибудь таблеток, я дома по принимаю и ни у кого не буду отнимать времяª.
Какое отношение к своей болезни у данного больного?
а) депрессивное;
б) анозогностическое;
в) нозофобное;
г) нозофильное;
д) ипохондрическое.
7. Пациент
39 лет, страдающий гломерулонефритом повторно
обращаясь к терапевту просит снова назначить дополнительные
исследования, чтобы исключить наличие злокачественной опухоли почки,
т.к. считает, что у него рак, а данные прошлых исследований не достоверны.
Какое отношение к своей болезни у данного больного?
а) симуляция;
б) аггравация;
в) нозофобное;
г) ипохондрическое;
д) депрессивное.
8. Больной, госпитализированный в стационар по поводу острого
панкреатита, обеспокоен тем, кто будет заботиться о семье во время его
отсутствия, как отреагирует начальник, кто сможет продолжить начатое им
исследование на работе. Понимает, что его болезнь требует длительного
лечения и может перейти в хроническую. Чем обусловлена внутренняя
картина болезни у пациента?
а) характером заболевания;
б) неблагоприятными условиями на работе;
в) степенью чувствительности к боли;
г) характером больничной обстановки;
9. Больная К. 36 лет повторно госпитализируется в психиатрический
стационар с диагнозом: Шизофрения. Из журнала наблюдений: больная ночь
не спала, с кем-то разговаривала, периодически на кого-то кричала, пыталась
ударить, находясь одна в палате. Утром в разговоре с врачом говорит, что эту
ночь крепко спала, отрицает наличие галлюцинаций. Какое отношение к
своей болезни у данного больного?
а) симуляция;
б) аггравация;
в) диссимуляция;
г) нозофобное;
д) утилитарное.
10. Пациент 52 лет, поступил на судебно-психиатрическую экспертизу
после совершения преступления. Врачам говорил, что потерял память, не
помнит, что случилось, где он был, что делал, сейчас не может писать, читать
и считать. Данные психологического и неврологического обследования
патологии не выявили. Какое отношение к своей болезни у данного
больного?
а) симуляция;
б) аггравация;
в) диссимуляция;
г) утилитарное;
д) нозофильное.
7.2.3 Примерный перечень заданий для решения прикладных
задач
1. У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12
недель; беременность была желанной. При проведении необходимых
анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина
почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять
решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не обладала
достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на
течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала,
что сказать родственникам.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать
медсестра?
Ответ:
Важно, чтобы в этот момент медсестра правильно установила с
пациенткой взаимодействие, т.к. устанавливаемые взаимоотношения помогут
пациентке справиться с чувствами бессилия и отчаяния, а также выполнить
все лечебные рекомендации.
В данной ситуации молодой женщине требуется профессиональная
помощь и поддержка со стороны медицинской сестры, т.к. сестринский уход
способен оказать существенное положительное влияние на состояние
пациента. Медсестра должна помочь пациентке справиться с новой
информацией и негативными эмоциями.
Таким образом, медицинская сестра ставит перед собой следующие
задачи:
Помочь пациентке в получении более полной информации о диагнозе
и лечении;
Помочь пациентке справиться с переживаниями и адаптироваться к
жизни с ВИЧ и беременности.
Основное содержание помощи - консультирование, поддержка, уход.
2. Пациент находился на обследовании в пульмонологическом
отделении, его направили на бронхоскопию. Он обратился к дежурной
медсестре с просьбой объяснить, почему его направили на данный вид
исследования. Медсестра в грубой форме ответила: «Не надоедайте! У вас
ракª. Утром пациента обнаружили мертвым. Вскрытие показало, что он
отравился.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия
медсестры?
Ответ:
Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его
потребность в информации. Адекватным сестринским вмешательством в
данном случае было бы информирование пациента о процедуре
бронхоскопии, проводимой с помощью специального инструмента
бронхоскопа, похожего на трубку, который направляется в дыхательные пути
с целью взятия на анализ и тщательного исследования образца тканей и
установления точного диагноза, если пациент чем-то болен.
Вопрос о раскрытии информации особенно остро стоит перед
медицинскими сестрами, поскольку в большинстве случаев медсестрам
официально запрещено рассказывать пациенту то, что еще не было сказано
врачом, т.к. сообщение пациенту диагноза является прерогативой врачебного
персонала. Поэтому, каждый раз принимая решение о том, что сказать
пациенту, медицинская сестра обязана проанализировать профессиональные
и правовые последствия своих слов с точки зрения своих должностных
обязанностей и полномочий.
При общении с больным медицинская сестра, помимо соблюдения
этических норм, должна обладать высоким чувством профессиональной
выдержки и самообладания. Медицинская сестра должна строго соблюдать
врачебную тайну.
3. В кабинете онколога при очередной диспансеризации между
больной А. и врачом произошел такой диалог:
- Сколько вам лет?
- Пятьдесят.
- Есть ли у вас опухоли?
- Вроде бы, нет.
- Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?
Ответ:
При общении с пациентом врач должен соблюдать этические нормы,
должен обладать высоким чувством профессиональной выдержки и
самообладания. Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев
достаточно внушаемы. Цель общения врача и пациента: предоставление
пациенту фактической достоверной информации и уменьшение у пациента
чувства тревоги и обеспокоенности.
4. Ребенок (5 лет) боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом
открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде инструментов.
Медсестра прикрикивает на него и говорит:
«Если ты немедленно не
успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной — вот посмотри, как она
жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму
отправят домойª.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия
медсестры?
Ответ:
Отношение к детям должно быть доброжелательным, недопустимы
грубые замечания, нельзя кричать на детей, противопоказаны наказания и
отчитывания.
Медсестра должна быть тонким психологом, учитывать
индивидуальные психологические особенности ребенка, уметь выслушать
ребенка, поддержать его в трудных ситуациях, стремиться понять его
переживания.
Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна
разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры,
ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять
психоэмоциональное напряжение ребенка.
Необходимо всегда помнить, что настроение медсестры легко
передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие,
уместная требовательность медсестры оказывают благоприятное воздействие
на пациентов. Основа отношения медсестры к больным детям - любовь,
терпение, искреннее сочувствие и желание помочь ребенку.
5. Офтальмологическая клиника. После первичного обследования
пациенту предлагают расширить зрачок. У пациента возникают вопросы:
зачем это необходимо? почему врач не сделает им инъекцию или не
припишет лекарства для глаз? (хотя они могут и не задать их вслух, но их
выражение лица демонстрирует замешательство).
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать
медсестра?
Ответ:
Опытные, посвятившие себя работе, медсестры не только выполняют
порученную им работу, но и осведомлены и чувствительны к нуждам
пациентов. Некоторые пациенты могут не задавать вопросов, но
замешательство явно читается на их лицах. Если пациент высказал вслух
действительное беспокойство, медсестра должна выслушать внимательно и
вежливо ответить на его вопросы. Важно говорить понимающим тоном.
Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его
потребность в информации. В этой ситуации медсестра должна в очень
вежливой форме объяснить пациенту необходимость этой процедуры, а
именно расширения зрачка, чтобы врач смог лучше осмотреть глазное дно.
Она так же должна объяснить, что капли могут раздражать глаз.
6. Поликлиника. Больная В. у участкового терапевта жалуется на боли
в сердце. Врывается коллега и хвастается купленными сапожками. Врач
активно обсуждает обувь. Пациент притих.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?
Ответ:
Внимательное слушание способствует установление психологического
контакта, снижает у пациента напряжение, поощряет сотрудничество. Если
кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин
внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медработник
должен слушать внимательно, глядя на собеседника, его поза
свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение
слушать требует дисциплины и затрат энергии. В процессе выслушивания
медработник получает для себя самую необходимую информацию о больном.
Во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя
напряженность.
7. Офтальмологическая клиника. Пациент направлен на операцию. В
предоперационной подготовке пациент сказал: «Что-то беспокоит меня по
поводу операции, и я боюсьª.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать
медсестра?
Ответ:
Пациенты, поступающие в стационар в день запланированной
операции, встревожены больше обычного. Они боятся предстоящей
операции, как таковой, боятся возможных болевых ощущений, осложнений,
ухудшений в общем самочувствии после операции. Медсестра должна
утолить страх пациента и помочь почувствовать себя более комфортно в
сложившейся ситуации. В ее силах свести к минимуму отрицательные
эмоции пациента в связи с этими переживаниями и уменьшить чувства
тревоги и обеспокоенности. Очень важно для медперсонала быть
чувствительным к потребностям пациента и оказать помощь.
8. На приеме молодая женщина постеснялась сказать врачу-мужчине о
регулярных запорах или об отсутствии стула в течение нескольких дней. В
итоге, вместо амбулаторного лечения, она попала на стол к хирургу.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию.
Ответ:
Пациент стесняется говорить о проблемах, которые ему кажутся
«неприличнымиª. Вся беда в том, что пациенты воспринимают врача как
конкретных мужчину или женщину, и не понимают, что во время работы
врач
- существо бесполое. И пациент для медработника
- человек,
нуждающийся в помощи, независимо от половой принадлежности.
Если пациент не сообщает врачу или ложно информирует о своем
самоощущении, он берет на себя ответственность за формирование
заблуждения об эффективности врачебных мероприятий. А это ведет к
ошибочным действиям врача и негативным последствиям.
9. Поликлиника. Из кабинета вышла медсестра. Пациент возмущенно:
«Я сижу здесь 2 часа и жду пока доктор меня примет, в то время как другие
пациенты, которые пришли позже уже были приглашеныª.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать
медсестра?
Ответ:
Каждый день встречаются ситуации, в которых понимающая улыбка,
приятные манеры могут помочь. Хорошее общение заключается более в
слушании, чем в говорении. Будьте добры по отношению к пациенту и
улыбайтесь ему. Вступление в этот диалог может привести к негативному
разговору о медперсонале. Ответ медсестры должен быть очень вежливым.
Она должна объяснить, почему другой пациент был приглашен раньше.
Объяснить детали на родном языке пациента. Говорить четко и понятно, в
мягком и спокойном темпе. Медсестра должна оставаться спокойной во
время разговора. Важно так же говорить понимающим тоном. Лучший
подход
- это выслушать жалобы, объяснить причину и извиниться за
задержку.
10. Бригада скорой помощи на вызове. Молодой мужчина с острым
инфарктом, и счет идет уже на минуты, Родные уже в панике и начинают
отвечать на вопросы, пояснять, где и что у него болит, объяснять, как нужно
лечить их родственника, а добрая тетушка сетует на то, что «это он съел что-
то на работеª и требует промыть ему желудок.
Вопрос:
Проанализируй ситуацию. Что в этой ситуации должны сделать
медработники?
Ответ:
Очень часто родственники больного, к которому приехала бригада
скорой помощи, ведут себя неадекватно. Медработники должны попросить
не мешать, на что, конечно, родные часто обижаются, но тут уже не до
эмоций. Если родные очень настойчивы, попросить их выйти из комнаты.
Пациент и его здоровье важнее - это азбука для любого врача. Главное не
срываться, сохранять выдержку, ведь спокойный и понимающий тон
действует безотказно.
7.2.4 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
Предмет, задачи и отрасли медицинской психологии.
2.
Различные подходы к определению предмета медицинской
психологии.
3.
Основные методы исследования в медицинской психологии.
История медицинской психологии.
4.
Понятие внутренней картины болезни и ее структура.
5.
Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни.
6.
Личностные реакции на болезнь.
7.
Нарушения
психических
процессов
у
больных.
Психосоматические и психогенные расстройства.
8.
Медицинская среда как лечебный фактор.
9.
Отношения между больными.
10.
Психология родственников и посетителей больных.
11.
Психология лечения и лекарств.
12.
Личность медицинского работника.
13.
Создание положительных взаимоотношений между
врачом и
больным.
14.
Взаимоотношения медицинской сестры и
больного.
Профессиональная психическая деформация.
15.
Ятропатогения.
16.
Понятие психической гигиены.
17.
Практическое применение психической гигиены.
18.
Методы и организация психической гигиены.
19.
Определение, виды и формы психотерапии.
20.
Методы психотерапии.
21.
Направления психотерапии.
22.
История психической гигиены.
23.
Подготовка психотерапевта
24.
Общие принципы организации медико-психологической помощи.
25.
Роль клинического психолога в общей системе оказания
медицинской помощи.
26.
Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих
психиатрическую помощь.
27.
Особенности организация работы клинического психолога в
медицинских учреждениях другого профиля.
28.
Особенности организации работы клинического психолога в
реабилитационных центрах (отделениях) психиатрической службы.
7.2.5 Примерный перечень заданий для решения прикладных
задач
Не предусмотрено учебным планом
Зачет проводится по тест-билетам, каждый из которых содержит 10
вопросов, стандартную и прикладную задачи. Каждый правильный ответ на
вопрос в тесте оценивается 1 баллом, задача оценивается в 10 баллов (5
баллов верное решение и
5 баллов за верный ответ). Максимальное
количество набранных баллов - 30.
1. Оценка «Не зачтеноª ставится в случае, если студент набрал менее
17 баллов.
2. Оценка «Зачтеноª ставится в случае, если студент набрал от 17 до 30
баллов.
7.2.7 Паспорт оценочных материалов
Код
Контролируемые разделы
Наименование оценочного
№ п/п
контролируемой
(темы) дисциплины
средства
компетенции
1
Медицинская психология как
ДПК-1
Тест, зачет, стандартные
отрасль психологии.
задачи, прикладные задачи
2
Психология больного.
ДПК-1
Тест, зачет, стандартные
задачи, прикладные задачи
3
Больной и медицинская среда.
ДПК-1
Тест, зачет, стандартные
задачи, прикладные задачи
4
Психология
медицинского
ДПК-1
Тест, зачет, стандартные
работника.
задачи, прикладные задачи
5
Психическая
гигиена
и
ДПК-1
Тест, зачет, стандартные
психотерапия.
задачи, прикладные задачи
6
Организация
деятельности
ДПК-1
Тест, зачет, стандартные
медицинского психолога в
задачи, прикладные задачи
медицинских учреждениях.
7.3.
Методические материалы, определяющие процедуры
оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Тестирование осуществляется, либо при помощи компьютерной
системы тестирования, либо с использованием выданных тест-заданий на
бумажном носителе. Время тестирования 30 мин. Затем осуществляется
проверка теста экзаменатором и выставляется оценка согласно методики
выставления оценки при проведении промежуточной аттестации.
Решение стандартных задач осуществляется, либо при помощи
компьютерной системы тестирования, либо с использованием выданных
задач на бумажном носителе. Время решения задач
30 мин. Затем
осуществляется проверка решения задач экзаменатором и выставляется
оценка, согласно методики выставления оценки при проведении
промежуточной аттестации.
Решение прикладных задач осуществляется, либо при помощи
компьютерной системы тестирования, либо с использованием выданных
задач на бумажном носителе. Время решения задач
30 мин. Затем
осуществляется проверка решения задач экзаменатором и выставляется
оценка, согласно методики выставления оценки при проведении
промежуточной аттестации.
8 УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)
8.1 Перечень учебной литературы, необходимой для освоения
дисциплины
1.
Практикум по общей и медицинской психологии [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ В.В. Марилов [и др.].— Электрон. текстовые
данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2011.— 232 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11575.html.— ЭБС «IPRbooksª
2.
Фролова Ю.Г. Медицинская психология [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Фролова Ю.Г.— Электрон. текстовые данные.— Минск:
Вышэйшая
школа,
2011.—
383
c.—
Режим
доступа:
3.
Основы медицинской психологии,этики и деонтологии : Учеб.
пособие. - М. : Медицина, 1984. - 176 с.
4.
Психология здоровья : Учебник / Под ред. Г.С.Никифорова. - М.;
СПб. : Питер, 2003. - 607 с.
5.
Спринц А.М. Медицинская психология с элементами общей
психологии
[Электронный ресурс]/ Спринц А.М., Михайлова Н.Ф.—
Электрон. текстовые данные.— СПб.: СпецЛит, 2008.— 445 c.— Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/47744.html.— ЭБС «IPRbooksª
8.2 Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая
перечень лицензионного программного обеспечения, ресурсов
информационно-телекоммуникационной сети «Интернетª, современных
профессиональных баз данных и информационных справочных систем:
Word, Microsoft Excel, Internet Explorer, справочная правовая система
КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Специализированная
лекционная
аудитория, оснащенная
оборудованием для лекционных демонстраций и проекционной аппаратурой
Epson.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
По дисциплине «Основы медицинской психологииª читаются лекции,
проводятся практические занятия.
Основой изучения дисциплины являются лекции, на которых
излагаются наиболее существенные и трудные вопросы, а также вопросы, не
нашедшие отражения в учебной литературе.
Практические занятия направлены на приобретение практических
навыков эффективного партнерского взаимодействия с пациентами и
коллегами. Занятия проводятся путем решения конкретных задач в
аудитории.
Вид учебных
Деятельность студента
занятий
Лекция
Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно
фиксировать основные положения, выводы, формулировки,
обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова,
термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий,
словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь.
Обозначение вопросов, терминов, материала, которые вызывают
трудности, поиск ответов в рекомендуемой литературе. Если
самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо
сформулировать вопрос и задать преподавателю на лекции или на
практическом занятии.
Практическое
Конспектирование рекомендуемых источников. Работа с конспектом
занятие
лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр
рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по
заданной теме, решение задач по алгоритму.
Самостоятельная
Самостоятельная работа студентов способствует глубокому усвоения
работа
учебного материала и развитию навыков самообразования.
Самостоятельная работа предполагает следующие составляющие:
- работа с текстами: учебниками, справочниками, дополнительной
литературой, а также проработка конспектов лекций;
- выполнение домашних заданий и расчетов;
- работа над темами для самостоятельного изучения;
- участие в работе студенческих научных конференций, олимпиад;
- подготовка к промежуточной аттестации.
Подготовка к
Готовиться к промежуточной аттестации следует систематически, в
промежуточной
течение всего семестра. Интенсивная подготовка должна начаться не
аттестации
позднее, чем за месяц-полтора до промежуточной аттестации. Данные
перед зачетом три дня эффективнее всего использовать для
повторения и систематизации материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////