РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ». Направление подготовки (специальность) 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (2014 год)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ». Направление подготовки (специальность) 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (2014 год)

 

 

 

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотне- сенных с планируемыми результатами освоения образовательной про- граммы


     

    В результате освоения ООП обучающийся должен овладеть следующими результа- тами обучения по дисциплине, направленными на формирование у обучающихся следую- щих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


     


     

    п/

    Номер/ индекс компе- тенции


     

    Содержание компетен- ции (или ее части)

    В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

    Знать

    Уметь

    Владеть

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1.

    ОК-1

    Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и про- цессы, использовать на прак- тике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах про- фессиональной и социальной деятельности.

    Заболевания, связанные с не- благоприятным воздействием климатических и социальных факторов, соци- ально значимые болезни, исто- рию изучения заболеваний.

    Анализировать социально значи- мые процессы в обществе и при- чины социально- значимых болез- ней, выявлять данные заболева- ния, определять мероприятия для их уменьшения.

    Навыками практи- ческой работы по уменьшению со- циальных болез- ней, и факторов социальной среды, влияющих на раз- витие инфекцион- ных болезней.

    2.

    ПК-1

    Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

    Основные деон- тологические правила и поло- жения, регла- ментирующие отношения вра- ча с больным и коллегами.

    На практике реа- лизовывать деон- тологические принципы во вза- имоотношениях врач-больной, родственники, врач-коллеги, младший персо- нал.

    Владеть основны- ми деонтологиче- скими приемами работы с больны- ми, отношениями с коллегами, с населением взрос- лыми подростка- ми.

    3.

    ПК-3

    Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицин- ской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске реше- ний с использованием теоре- тических знаний и практиче- ских умений в целях совер- шенствования профессио- нальной деятельности

    Знать принципы системного под- хода к анализу медицинской информации, источники ин- формации для применения до- казательной ме- дицины в своей практике.

    Анализировать информацию, по- лучаемую с раз- личных медицин- ских источников, уметь применить знания на практи- ке, для усовер- шенствования своей деятельно- сти.

    Навыками оценки получаемой меди- цинской информа- ции, использовать ее на практике, всесторонне при- менять систему доказательной ме- дицины в своей профессиональной деятельности.


     

    4.

    ПК-5

    Способность и готовность проводить и интерпретиро- вать опрос, физикальный осмотр, клиническое обсле- дование, результаты совре- менных лабораторно- инструментальных исследо- ваний, морфологического анализа биопсийного, опера- ционного и секционного ма- териала, написать медицин- скую карту амбулаторного и стационарного больного ин- фекционным заболеванием.

    Клинику и лабо- раторно- инструменталь- ную диагности- ку основных инфекционных и паразитарных заболеваний, правила оформ- ление медицин- ской документа- ции амбулатор- ного и стацио- нарного больно- го.

    Анализировать жалобы, анамнез болезни, лабора- торные и инстру- ментальные дан- ные, получаемые от больного для определения у него инфекцион- ного или парази- тарного заболева- ния.

    Владеть приемами осмотра, опроса больных инфекци- онными заболева- ниями, владеть навыками точной оценки и интер- претации лабора- торных и инстру- ментальных дан- ных, навык запол- нения медицин- ских карт и исто- рий болезни паци- ента.

    5.

    ПК-15

    Способность и готовность к постановке диагноза на осно- вании результатов биохими- ческих исследований биоло- гических жидкостей и с уче- том законов течения патоло- гии по органам, системам и организма в целом

    Клинику и лабо- раторную диа- гностику основ- ных инфекцион- ных и парази- тарных заболе- ваний

    Анализировать лабораторные данные, получае- мые от больного для определения у него инфекцион- ного или парази- тарного заболева- ния.

    Владеть навыками точной оценки и интерпретации лабораторных ис- следований

    6.

    ПК-16

    Способность и готовность анализировать закономерно- сти функционирования от- дельных органов и систем, использовать знания анатомо- физиологических основ, ос- новные методики клинико- иммунологического обследо- вания и оценки функциональ- ного состояния организма взрослого человека и под- ростка для своевременно диа- гностики инфекционных и паразитарных заболеваний.

    Клинику и кли- нико- иммунологиче- скую диагности- ку основных инфекционных и паразитарных заболеваний

    Анализировать клинико- иммунологиче- ские данные, по- лучаемые от больного для определения у него инфекцион- ного или парази- тарного заболева- ния

    Владеть навыками точной оценки и интерпретации иммунологических лабораторных ис- следований

    7.

    ПК-17

    Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико- биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования

    различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со

    Этиологию, па- тогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся инфекционных и паразитарных заболеваний.

    Основные симп- томы и синдро- мы, современ- ную классифи- кацию, клиническую картину, осо- бенности тече- ния и возмож- ные осложнения наиболее рас- пространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных

    Применить зна- ния основных симптомов и син- дромов инфекци- онных и парази- тарных заболева- ний на практике для диагностики, классификации их по системе МКБ. Поставить пред- варительный диа- гноз – синтезиро- вать информацию о пациенте с це- лью определения патологии и при- чин, ее вызываю- щих;

    наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болез- ни, для уточнения

    Выявлять у паци- ентов основные патологические симптомы и син- дромы заболева- ний, используя знания основ ме- дико- биологических и клинических дис- циплин с учетом

    законов течения патологии по ор- ганам, системам и организма в целом. Определять класс болезни по систе- ме МКБ, выявлять основные неот- ложные состояния в клинике инфек- ционных болезней. Заполнять исто- рию болезни.


     

       

    здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.

    групп. Современные методы клини- ческого, лабора- торного, ин- струментального обследования больных (вклю- чая эндоскопи- ческие, рентге- нологические методы, ультра- звуковую диа- гностику).

    Основные неот- ложные и угро- жающие состоя- ния в клинике инфекционных болезней.

    диагноза и полу- чения достовер- ного результата.

     

    8.

    ПК-19

    Способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся инфекционных и паразитарных заболеваниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая сердечно-сосудистая недостаточность, острая почечная и печеночная недостаточность, отек легких, мозга, нарушение дыхания, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия.

    Принципы тера- пии основных инфекционных и паразитарных заболеваний человека. Груп- пы препаратов для лечения бо- лезней, их свой- ства, побочные эффекты

    Сформулиро- вать клиниче- ский диагноз; разработать

    план терапевти- ческих (хирур- гических) дей- ствий, с учетом течения болезни и ее лечения;

    Навыками лечения основных инфек- ционных и парази- тарных заболева- ний, выписывать рецепты необхо- димых препаратов для амбулаторного лечения.

    9.

    ПК-20

    Способность и готовность назначать больным адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаминтозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и паразитарными заболеваниями.

    Принципы тера- пии основных инфекционных и паразитарных заболеваний человека. Груп- пы препаратов для лечения бо- лезней, их свой- ства, побочные эффекты

    Сформулиро- вать клиниче- ский диагноз; разработать

    план терапевти- ческих (хирур- гических) дей- ствий, с учетом течения болезни и ее лечения;

    Навыками лечения основных инфек- ционных и парази- тарных заболева- ний, выписывать рецепты необхо- димых препаратов для амбулаторного лечения.

    10

    ПК-21

    Способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового

    Принципы ока- зания первой, неотложной по- мощи взрослому населению и подросткам, в соответствии с программой дисциплины.

    Уметь диагности- ровать и назна- чить адекватное лечение при пер- вой помощи, при неотложных си- туациях и син- дромах взрослому населению и под-

    Навыками по осу- ществления пер- вой врачебной по- мощи в случае возникновения неотложных и угрожающих жиз- ни состояний, в в очагах массового


     

       

    поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно- эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации

    Клинику неот- ложных состоя- ний, возникаю- щих при чрез- вычайной ситу- ации. Знать по- казания к экс- тренной и пла- новой госпита- лизации.

    росткам.

    поражения, по проведению гос- питализацию больных в плано- вом и экстренном порядке.

    11

    ПК-25

    Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни

    Основные гиги- енические и оздоровитель- ные мероприя- тия, которые способствуют укреплению здоровья насе- ления, методы санитарно- просветитель- ской работы.

    Применить на практике ком- плексы оздорови- тельных и профи- лактических ме- роприятий, про- вести беседу с больными по поддержанию здорового образа жизни, ликвида- ции модифициру- емых факторов риска болезней.

    Основными прие- мами работы с пациентами по внедрению в груп- пы больных меро- приятий по оздо- ровлению их жиз- ни, уменьшению влияния вредных факторов риска заболеваний.

    12

    ПК-27

    Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

    Знать норматив- ную документа- цию, принятую в здравоохране- нии, рекоменда- ции, терминоло- гию, междуна- родные системы единиц (СИ), действующие международные классификации болезней внут- ренних органов,

    Применить на практике знание законов, рекомен- даций медицин- ских сообществ для повышения эффективности лечения и профи- лактики инфекци- онных и парази- тарных заболева- ний.

    Навыками работы с медицинской правовой доку- ментацией, реко- мендациями по диагностике и ле- чению инфекци- онных и парази- тарных заболева- ний, применять действующие классификации.

    13

    ПК-31

    Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике научно- исследовательской деятельности.

    Изучать специ- альную литера- туру и другую научно- техническую информацию о достижениях медицинской науки и техники

    Участвовать в проведении науч- ных исследова- ний.

    Навыками научно- го исследования, методиками науч- ной работы, стати- стическими эле- ментарными рас- четами. Навыками работы с больны- ми при научных исследованиях.

    14

    ПК-32

    Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований

    Принципы и правила прове- дения научных исследований, источники науч- но-медицинской информации.

    Проводить науч- ный поиск, пла- нирование науч- но- исследователь- ской работы, написать аннота- цию работы, ее

    защищать в науч- ном обществе.

    Готовить реферат по теме исследо- вания.

    Выступить с до- кладом на конфе- ренции.

  2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.


     

    Учебная дисциплина «Инфекционные болезни» относится к циклу профессиональ- ных дисциплин (С.3).

    Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

    Анатомия, Вариантн ая анатомия:

    Знания: анатомического строения внутренних органов человека, их взаимосвязей.

    Умения: сопоставить развитие, строение и функцию органов и систем; пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов.

    Навыки : определить и макроскопически верифицировать органы и ткани


     

    Ги стология, эмбриология, цитология:

    Знания: морфологического, гистологического строения внутренних органов челове- ка, их взаимосвязей.

    Умения: сопоставить развитие, гистологическое строение и функции органов и си- стем; описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопиче- ских препаратов и электроннограмм.

    Навыки : определить и гистологически верифицировать нормальные органы и ткани.


     

    Би охи ми я :

    Знания: основных метаболических путей превращения углеводов, липидов, амино- кислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транс- портных систем в обмене веществ.

    Умения: отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.) от патологически измененных, читать протеинограмму и объяснить причины разли- чий; трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови.

    Навыки : постановки предварительного диагноза на основании результатов биохими- ческих исследований биологических жидкостей человека.


     

    Нормальная фи зиология:

    Знания: анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенно- стей строения и развития здорового и больного организма; функциональные системы ор- ганизма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии.

    Умения: давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур.

    Навыки : интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функци- ональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек, печени и других органов и систем; определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей.


     

    Патологическая анатом ия, клиническая патологическая анатомия:

    Знания: понятий этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозоло- гии, принципы классификации болезней.

    Умения: верифицировать структурные основы болезней и патологических процессов, определять причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

    Навыки : сопоставления морфологических и клинических проявлений внутренних и профессиональных болезней.

    Патофизиология, клиническая патофизиология:

    Знания: понятий этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозоло- гии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии.

    Умения: выявлять функциональные основы болезней и патологических процессов, определять причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем; анализировать вопросы общей патоло- гии и современные теоретические концепции и направления в медицине; обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

    Навыки : определять на практике основные звенья патогенеза при патологии внут- ренних органов.


     

    Фармакологи я:

    Знания: классификации и основных характеристик лекарственных средств, фармако- динамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к применению лекарствен- ных средств, побочные эффекты.

    Умения: анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фарма- кологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения.

    Навыки : применения лекарственных средств при лечении и профилактики различ- ных заболеваний и патологических состояний.


     

    Ги гиена:

    Знания: заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов; гигиенические аспекты питания, гигиену медицинских организа- ций, гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению; ос- новы профилактической медицины,

    Умения: выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические ме- роприятия; проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование дея- тельности человека.

    Навыки : организации профилактических мероприятий, направленных на укрепле- ние здоровья населения; правильного ведения медицинской документации.


     

    Сестри нское дело:

    Знания: организации работы младшего и среднего медицинского персонала в меди- цинских организациях; методы санитарно-просветительской работы.

    Умения: оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и пси- хологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуаль- ные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть род- ственников и пр.).

    Навыки : подготовки пациента к общеклиническому обследованию.


     

    Пропедевти ка вн утр енних болезней :

    Знания: семиотики и пропедевтики заболеваний терапевтического профиля, клини- ческого и лабораторного обследования больного.

    Умения: выявлять важнейшие симптомы заболеваний внутренних органов и лабора- торных исследований.

    Навыки : работы с больными по выявлению основных симптомов заболеваний внут- ренних органов.


     

    Кли нические ди сциплины (терапия, х ир ургия, гшинекологи я, уролог ия, кожные б о-

    лезни):

    Знания: семиотики и пропедевтики заболеваний различного профиля.

    Умения: выявлять важнейшие симптомы заболеваний внутренних органов и сопо- ставлять их при диагностике заболеваний.

    Навыки : работы с больными по выявлению основных симптомов заболеваний внут- ренних органов

    Преподавание дисциплины Инфекционные болезни направлено на формирование у студентов знаний, умений и основных навыков для последующего обучения в медицин- ском университете и освоение дисциплины «Госпитальная терапия» и «Госпитальная хи- рургия»


     

  3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества ака- демических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обу- чающихся


     


     

    Вид учебной работы

    Всего ча- сов/ зачет- ных еди-

    ниц

    Семестры

    № 9

    № 10

    часов

    часов

    Контактнаяработа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего), в том числе

    192/5,3

    96

    96

    Аудиторные занятия (всего), в том числе:

    192/5,3

    96

    96

    Лекции (Л)

    57

    28

    29

    Клинические практические занятия (КПЗ)

    135

    68

    67

    Семинары (С)

    -

    -

    -

    Лабораторные работы (ЛР)

    -

    -

    -

    Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

    96/2,7

    46

    50

    История болезни (ИБ)

    6

    6

     

    Подготовка к занятиям (ПЗ)

    60

    30

    30

    Подготовка к текущему контролю (ПТК)

    30

    10

    20

    Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

    -

    -

    -


     

    Вид промежуточной аттеста- ции

    зачет (З)

         

    экзамен (Э)

       

    Э

    час.

    36/1

     

    36/1

    ИТОГО: Общая трудоемкость

    Час/зач.ед

    324/9

       


     

  4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий


     

    1. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:


       

      П/

      № ком- петенции

      Наименование раздела учебной дисци- плины

      Содержание раздела в ди- дактических единицах (те- мы разделов)


       

      1

      2

      3

      4


       

      1.

      ОК-1 ПК-1 ПК-3 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 Пк-20 ПК-21 ПК-25 ПК-27

      Введение в дисциплину, курация боль- ных, написание истории болезни.

       


       

      2.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Кишечные инфекции

       


       

      3.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Природно-очаговые инфекции

       


       

      4.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Кровяные инфекции

       
      1. Место инфекционных болезней среди клиниче- ских дисциплин

      2. История кафедры ин- фекционных болезней ДВГМУ

      3. Правила курации паци- ентов

      4. Схема написания исто- рии болезни

      1. Брюшной тиф,

      2. Паратифы А и В

      3. Шигеллез

      4. Сальмонеллез

      5. Ботулизм.

      6. Пищевые токсикоин- фекции

      7. Холера

      8. Вирусные гепатиты

      9. Кампилобактериоз

      10. Амебиаз

      11. Вирусные гастроэнте- риты

      12. Гельминтозы

      1. Геморрагическая лихо- радка с почечным син- дромом

      2. Лептоспироз

      3. Псевдотуберкулез

      4. Иерсиниоз

      5. Клещевой сыпной тиф

      6. Системный клещевой боррелиоз

      7. Чума

      8. Туляремия

      1. Сыпной тиф

      2. Болезнь Бриля

      3. Малярия

      4. ВИЧ-инфекция

      5. Сепсис

      6. Геморрагические ли- хорадки


       


       

      5.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Инфекции дыхательных путей

       


       

      6.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Инфекции наружных покровов

       


       

      7.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Ранняя и дифференциальная диагно- стика инфекционных и паразитарных заболеваний

       


       

      8.

      ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27 ПК-31 ПК-32

      Неотложные состояния в клинике ин- фекционных болезней

       
      1. Менингококковая ин- фекция

      2. ОРВИ и грипп

      3. Дифтерия

      4. Инфекционный моно- нуклеоз

      5. Энтеровирусные инфек- ции

      6. Ку-лихорадка

      7. Легионеллез

      1. Бешенство

      2. Столбняк

      3. Рожа

      4. Бруцеллез

      5. Токсоплазмоз

      6. Лейшманиозы

      7. Фелиноз

      8. Сибирская язва

      9. Листериоз

      1. Синдром диареи

      2. Синдром желтухи

      3. Синдром лимфоадено- патии

      4. Синдром лихорадки

      5. Синдром экзантемы

      6. Катаральный синдром

      7. Менигеальный син- дром

      1. Шоки

      2. Острая почечная недо- статочность

      3. Острая печеночная недостаточность

      4. Отек легких

      5. Отек мозга

      6. ДВС-синдром

      7. Острая дыхательная недостаточность

    2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы кон- троля:


       


       

      п/ се-

      № мес тра


       

      Наименование разде- ла учебной дисци- плины

      image

      Виды учебной деятель- ности, включая само- стоятельную работу сту- дентов

      (в часах)

      Л КПЗ СРС всего


       

      Формы текущего контроля успеваемо- сти (по неделям се- местра)

      1 2 3 4 5 6 7 8

      1. 9 Введение в инфектоло-

        гию, деонтология ин- фекционного больного. Курация больных, написание истории бо- лезни

      2. 9 Кишечные инфекции


         

      3. 9 Природно-очаговые инфекции


         

      4. 10 Кровяные инфекции


         

      5. 10 Инфекции дыхатель- ных путей


         

      6. 10 Инфекции наружных покровов


       

      2 4 6 12


       

      18 36 16 70


       

      12 20 10 42


       

      10 20 10 40


       

      6 12 5 23


       

      9 12 5 26

      Собеседование. Про- верка истории болезни


       

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков


       

      7.

      10

      Ранняя и дифференци- альная диагностика инфекционных и пара- зитарных заболеваний

       


       

      27


       

      12


       

      39

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков

      8.

      10

      Неотложные состояния в клинике инфекцион- ных болезней

       


       

      4


       

      2


       

      6

      Тест, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, кон- троль практических навыков

      9

      9-10

      Подготовка к текуще- му контролю

         


       

      30


       

      30

      Тест, решение ситуа- ционных задач, кон- троль практических навыков

      10

      10

      Промежуточная атте- стация

           

      36

      Экзамен

       
         

      ИТОГО:

      57

      135

      96

      324

         


       

      image

    3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:

      п/№

      Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

      Семестры

         

      9

      10

      1

      2

      3

      4

      1.

      Введение в инфектологию

      2

       

      2.

      Брюшной тиф, паратифы А и В

      2

       

      3.

      Шигеллез

      2

       

      4.

      Сальмонеллез

      2

       

      5.

      Ботулизм

      2

       

      6.

      Холера

      2

       

      7.

      Вирусные гепатиты

      2

       

      8.

      Вирусные гепатиты (окончание)

      2

       

      9.

      Гельминтозы

      2

       

      10.

      Гельминтозы (окончание)

      2

       

      11.

      Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

      2

       

      12.

      Лептоспироз

      2

       

      13.

      Псевдотуберкулез

      2

       

      14.

      Чума

      2

       

      15.

      Клещевой сыпной тиф

       

      2

      16.

      Клещевой системный боррелиоз

       

      2

      17.

      Сепсис

       

      2


       

      18. Сыпной тиф, болезнь Брилля

       

      2

      19. Малярия

       

      2

      20. ВИЧ-инфекция

       

      2

      21. ВИЧ-инфекция (окончание)

       

      2

      22. Грипп

       

      2

      23. Дифтерия

       

      2

      24. Менингококковая инфекция

       

      2

      25. Бруцеллез

       

      2

      26. Бешенство

       

      1

      27. Столбняк

       

      1

      28. Токсоплазмоз

       

      2

      29. Рожа

       

      2

      30. Герпетическая инфекция

       

      1

       

      ИТОГО 57 28

      29


       

      image

    4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:


       

      п/№

      Название тем практических занятий базовой части дисципли- ны по ФГОС и формы контроля

      Объем по семестрам

         

      9

      10

      1

      2

      3

      4


       

      1.

      Организация помощи инфекционным больным. Правила госпитали- зации. Устройство стационара. Деонтология инфекционного боль- ного. История болезни. (Проверка истории болезни)


       

      4

       


       

      2.

      Брюшной тиф, паратифы А и В:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      3.

      Шигеллез:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      4.

      Сальмонеллез:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      5.

      Ботулизм и пищевые токсикоинфекции:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, диф- ференциальная диагностика, лечение, профилактика (тесты, собесе- дование, проверка домашнего задания, решение ситуационных за- дач, контроль практических навыков)


       

      4

       

      6.

      Холера:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа-

      4

       


       

       

      гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. Синдром дегидратации и правила его коррекции.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

         


       

      7.

      Вирусные гепатиты:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, исхо- ды, диагностика и дифференциальная диагностика, лечение, про- филактика. Хронические гепатиты, их диагностика, лечение, дис- пансеризация. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситуационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      8.

      Вирусные гепатиты (окончание):

      Хронические гепатиты, их диагностика, лечение, диспансеризация. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      9.

      Гельминтозы:

      этиология, эпидемиология, биология плоских гельминтов, патоге- нез, клиника, осложнения, диагностика, дифференциальная диагно- стика, лечение, профилактика.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      10.

      Гельминтозы (окончание):

      этиология, эпидемиология, биология круглых гельминтов и со- сальщиков, патогенез, клиника, осложнения, диагностика, диффе- ренциальная диагностика, лечение, профилактика.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      11.

      Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      12.

      Лептоспироз:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      13.

      Псевдотуберкулез и иерсиниозы:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      14.

      Клещевые инфекции Дальнего Востока: Клещевой сыпной тиф. Системный клещевой боррелиоз:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, диф- ференциальная диагностика, лечение, профилактика

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       

      15.

      Чума, Туляремия:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4

       


       


       

      16.

      Сыпной тиф и болезнь Брилля:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      17.

      Малярия:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      18.

      ВИЧ-инфекция:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, диф- ференциальная диагностика, лечение, диспансеризация, профилак- тика.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      19.

      ВИЧ-инфекция (окончание). СПИД-индикаторные заболевания: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, диф- ференциальная диагностика, лечение, диспансеризация, профилак- тика.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      20.

      Сепсис:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      21.

      Менингокковая инфекция:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      22.

      Грипп и ОРВИ:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

      4


       

      23.

      Дифтерия:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      24.

      Бешенство, Столбняк:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, исходы и осложне- ния, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профи- лактика.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение ситу- ационных задач, контроль практических навыков)


       

      4


       

      25.

      Рожа:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си-


       

      4


       

       

      туационных задач, контроль практических навыков)

         


       

      26.

      Бруцеллез, Токсоплазмоз:

      этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, осложнения, диа- гностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      27.

      Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом желтухи (вирусные гепатиты, лептоспироз, иерсиниозы, мононук- леоз, паразитарные поражения печени). Тактика врача на догоспи- тальном этапе.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      28.

      Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом диареи (шигеллез, сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, боту- лизм, паразитарные поражения кишечника). Тактика врача на до- госпитальном этапе.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      29.

      Ранняя и дифференциальная диагностика лихорадочных заболева- ний (брюшной тиф, паратифы, бруцеллез, малярия, сепсис, канди- доз).

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      30.

      Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом экзантемы (корь, краснуха, герпетическая инфекция, геморрагиче- ские лихорадки, псевдотуберкулез, клещевые инфекции). Тактика врача на догоспитальном этапе.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      31.

      Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом менингита (менингококковая инфекция, серозно-вирусные менин- гиты, первичные и вторичные гнойные менингиты, нейроинфек- ции).

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      32.

      Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лимфоаденопатии (мононуклеоз, токсоплазмоз, туляремия, чума, фелиноз, ВИЧ-инфекция).

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4


       

      33.

      Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний с катараль- ным синдромом (грипп, ОРВИ, орнитоз, микоплазменная инфек- ция) и синдромом тонзиллита (дифтерия, скарлатина, туляремия). Тактика врача на догоспитальном этапе.

      (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      3


       

      34.

      Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней: циркуляторный и гиповолемический шоки, отек легких, отек мозга. Интенсивная терапия этих состояний при инфекционных болезнях. (тесты, собеседование, проверка домашнего задания, решение си- туационных задач, контроль практических навыков)

       


       

      4

       

      ИТОГО

      68

      67

    5. Лабораторный практикум (программой не предусмотрен)

    6. Курсовая работа (программой не предусмотрена)


       

  5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


     

    1. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2013. – 70 с. – 50 экз. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факульте- тов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (8, 9 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам (10 семестр).

    2. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студен- тов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд- во Дальневосточного гос. мед. университета, 2013. – 60 с. – 35 экз.

      Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфек- ционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагно- стики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведении об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Пособие поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основ- ных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

    3. Гельминтозы человека [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. – 60 экз. (гриф УМО). Аннотация: в предлагаемом учебном пособии собраны основные сведения о биологии ос- новных гельминтов дальневосточного региона, представлены эпидемиологическая харак- теристика, клинические проявления, возможные осложнения, диагностика, дифференци- альная диагностика, лечение и профилактика основных гельминтозов, с которыми может столкнуться врач общей практики. Пособие необходимо студентам для изучения темы

      «Гельминтозы».


       

      Программа самостоятельной работы студентов:


       

      п

      / п

      № се- мест ра


       

      Наименование раздела учебной дисциплины


       

      Виды самостоятельной работы студентов

      Все- го ча- сов

      1

      2

      3

      4

      5


       

      1


       

      9

      Введение в ин- фектологию написание исто- рии болезни


       

      Написание учебной истории болезни


       

      6


       

      2


       

      9

      Кишечные ин- фекции

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      16


       

      3


       

      9

      Природно- очаговые инфек- ции

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      10


       


       

      4

       

      Кровяные ин- фекции

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      10


       

      5

       

      Инфекции дыха- тельных путей

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      5


       

      6

       

      Инфекции наружных по- кровов

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      5


       

      7

       

      Ранняя и диффе- ренциальная ди- агностика забо- леваний

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      12


       

      8

       

      Неотложные со- стояния

      Проработка учебного материала. Выполнения кон- трольных заданий. Самотестирование по контроль- ным тестам. Решение ситуационных задач.


       

      2


       

      9

       

      Подготовка к те- кущему контро-

      лю

      Проработка учебного материала. Самотестирование по контрольным тестам. Решение ситуационных задач. Посещение компьютерного класса


       

      30

               

      ИТОГО часов:

      96


       

  6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттеста- ции обучающихся по дисциплине


 

6.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе осво- ения образовательной программы

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины представляется в виде таблицы 1:

Таблица 1


 

Контролируемые разделы (те- мы) дисциплины*

Код контролируемой компетенции (или ее части)

ФОС

Вид оценочного средства

Кол-во вариантов задания

Кол-во вопросов (всего)


 

1. Кишечные инфекции


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

19,20,21,25,27,31,

32

контрольные вопросы

10

10

тест

10

400

ситуационные задачи

10

10


 

2. Природно-очаговые инфек- ции


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

19,20,21,25,27,31,

32

контрольные вопросы

10

10

тест

10

300

ситуационные задачи

10

10


 

3. Кровяные инфекции


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

19,20,21,25,27,31,

32

контрольные вопросы

10


 

10

10

10


 

50

10

тест

ситуационные


 

   

задачи

   

4. Инфекции дыхательных путей


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

контрольные вопросы

10


 

10

10


 

51

тест

19,20,21,25,27,31,

32


 

10


 

10

ситуационные задачи

5. Инфекции наружных покровов


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

контрольные вопросы

10

10

19,20,21,25,27,31,

тест

10

50

32

ситуационные задачи

10

10

6. Ранняя и дифференциальная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

19,20,21,25,27,31,

контрольные вопросы

10

10

тест

10

50

32

ситуационные задачи

10

10

7. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней


 

ПК-1,3,5,15,16,17,

19,20,21,25,27,31,

контрольные вопросы

10

10

тест

10

50

32

ситуационные задачи

10

10

   

Экзаменацион ные билеты

45

180


 

6.1.Описание показателей и критериев оценивания компетенций на раз- личных этапах их формирования, описание шкал оценивания


 

Текущий контроль

При оценивании устного опроса и участия в дискуссии на семинаре учитываются:

  • степень раскрытия содержания материала (0-2 балла);

  • изложение материала (грамотность речи, точность использования терминологии и сим- волики, логическая последовательность изложения материала (0-2 балла);

  • знание теории изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков (0-1 балл).

    При оценивании контрольной работы учитывается:

  • полнота выполненной работы (задание выполнено не полностью и/или допущены две и более ошибки или три и более неточности) – 1-4 балла;

  • обоснованность содержания и выводов работы (задание выполнено полностью, но обос- нование содержания и выводов недостаточны, но рассуждения верны) – 5-8 баллов;

  • работа выполнена полностью, в рассуждениях и обосновании нет пробелов или ошибок, возможна одна неточность -9-10 баллов.

Промежуточная аттестация (зачет, экзамен)

При проведении промежуточной аттестации студент должен ответить на 3 вопроса (два вопроса теоретического характера и один вопрос практического характера).

При оценивании ответа на вопрос теоретического характера учитывается:

  • теоретическое содержание не освоено, знание материала носит фрагментарный характер, наличие грубых ошибок в ответе (1-3 балла);

  • теоретическое содержание освоено частично, допущено не более двух-трех недочетов (4- 7 баллов);

  • теоретическое содержание освоено почти полностью, допущено не более одного-двух недочетов, но обучающийся смог бы их исправить самостоятельно (8-11 баллов);

  • теоретическое содержание освоено полностью, ответ построен по собственному плану (12-15 баллов).

    При оценивании ответа на вопрос практического характера учитывается:

  • ответ содержит менее 20% правильного решения (1-2 балла);

  • ответ содержит 21-89 % правильного решения (3-8 баллов);

  • ответ содержит 90% и более правильного решения (9-10 баллов).


 

    1. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы фор- мирования компетенций в процессе освоения образовательной программы


       

      Пример вопросов для опроса на занятии: Тема Ботулизм:

      1. Определение ботулизма.

      2. Факторы патогенности возбудителя ботулизма.

      3. Особенности эпидемиологии.

      4. Патогенез ботулизма.

      5. Патологическая анатомия ботулизма

      6. Клиника начального периода ботулизма.

      7. Характеристика офтальмоплегического синдрома при ботулизме.

      8. Характеристика бульбарного синдрома при ботулизме.

      9. Методы диагностики ботулизма.

      10. Дифференциальная диагностика ботулизма.

      11. Терапевтические подходя к лечению ботулизма.

      12. Правила введения противоботулинической сыворотки.

      13. Показания для проведения искусственной вентиляции легких


         

        Пример ситуационной задачи:

        Тема «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом»

        Задача №5

        Больная В., 58 лет, жительница пригорода Хабаровска, заболела остро в конце ок- тября: знобило, болела голова, была ломота в конечностях. Температура тела повысилась до 38,5OС, а на следующий день - до 39,5 OС. В последующие дни продолжала лихорадить. Исчез аппетит, отмечалась жажда. С 4-го дня присоединились боли в животе и пояснице, тошнота и рвота. При осмотре на 5-й день болезни отмечались гиперемия лица и шеи, не- которая одутловатость лица, инъекция сосудов склер и конъюнктив. На слизистой неба были видны точечные геморрагии. Множественные элементы мелкоточечной геморраги- ческой сыпи были обнаружены на боковых поверхностях грудной клетки и в подмышеч- ной области слева. Пульс 80 в минуту, ритмичный. Тоны сердца приглушены. В легких

        единичные сухие хрипы. Живот мягкий, болезнен в эпигастральной области. Печень -по краю реберной дуги, селезенка не пальпировалась. Симптом щипка положительный. Определялся положительный симптом Пастернацкого справа. Стул задержан. Менинге- альные симптомы отрицательны.

        1. Предположительный диагноз.

        2. Какие детали эпидемиологического анамнеза стоит выяснить?

        3. какое лабораторное обследование следует назначить?

        4. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику?

        5. Терапевтические подходы к лечению больной.

      Тема «Лептоспироз»


       

      Задача №10

      Больной Б., 36 лет, строитель, поступил в инфекционный стационар на 5-й день бо- лезни с жалобами на головную боль, ознобы, боли в мышцах и суставах, отсутствие аппе- тита, плохой сон. Заболевание началось остро - были ознобы, сменявшиеся чувством жа- ра, повысилась температура до 39OС, начались головные боли, исчез аппетит, была дву- кратная рвота. На следующий день присоединились боли в мышцах бедер и голеней, воз- никавшие как в покое, так и при ходьбе. На четвертый день болезни стал испытывать та- кие боли в пояснице. Отмечает снижение суточного диуреза и потемнение мочи. При осмотре: температура тела 39,1OС. В контакт вступает активно. Отмечается легкая одут- ловатость и гиперемия лица, гиперемия шеи, инъекция сосудов склер и конъюнктив. Кожа сухая, горячая, сыпей нет. Положительный симптом щипка. Пульс 88 в минуту, ритмич- ный. Тона сердца приглушены. В легких везикулярное дыхание. Язык обложен серым налетом, влажный. Живот мягкий, болезнен в правом подреберье. Печень выступает из- под реберного края на 1,5 см, край ее заострен, эластичен. Пальпируется край селезенки.

      Симптом Пастернацкого положительный справа. Пальпация мышц бедра и икроножных мышц резко болезненна. Умеренно выраженная ригидность мышц затылка и симптом Кернига.

      1. Предположительный диагноз.

      2. Какие детали эпиданамнеза стоит выяснить?

      3. какое лабораторное обследование следует назначить?

      4. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику?

      5. Терапевтические подходы к лечению больной.


       

    2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, уме- ний, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

      1. Перечень экзаменационных вопросов

        1. Брюшной тиф

        2. Паратиф А

        3. Паратиф В

        4. Шигеллез

        5. Эшерихиозы

        6. Амебиаз

        7. Холера

        8. Сальмонеллез

        9. Пищевые токсикоинфекции

        10. Ботулизм

        11. Вирусные гепатиты (A,B,C,D)

        12. Лептоспироз

        13. Бруцеллез

        14. Псевдотуберкулез

        15. Чума 16.Сибирская язва

          1. Туляремия

          2. Грипп. ОРЗ

          3. Менингококковая инфекция

          4. Дифтерия

          5. Малярия

          6. Сепсис

          7. Болезнь Лайма

          8. Мононуклеоз

          9. Сыпной тиф

          10. Болезнь Бриля

          11. ГЛПС

          12. Рожа

          13. Столбняк

          14. Бешенство

          15. ВИЧ-инфекция. СПИД-ассоциированные заболевания

          16. Тениоз

          17. Тениаринхоз

          18. Дифиллоботриоз

          19. Трихинеллез

          20. Трихоцефалез

          21. Аскаридоз

          22. Энтеробиоз

          23. Вирусные геморрагические лихорадки (Эбола, Ласса)

          24. Токсоплазмоз

          25. Иерсиниоз

          26. Клещевой сыпной тиф

          27. Ящур

          28. Клещевой энцефалит

          29. Клонорхоз


           

      2. Ситуационные задачи

        ЗАДАЧА № 1

        Больной 27 лет, коммерсант, поступил в клинику с жалобами на головную боль, резкую слабость, боли в груди, кашель с мокротой, высокую температуру, ознобы. Забо- лел остро накануне утром - появился озноб, сменявшийся чувством жара, сильная голов- ная боль, разбитость, дважды была рвота. Вскоре к этому присоединились боли в груди, кашель, сначала сухой, а затем появилась мокрота во все возрастающем количестве. Сла- бость нарастала.

        При осмотре: температура тела 40O С, состояние тяжелое. В контакт вступает, од- нако речь несколько смазана. Лицо гиперемировано, с синюшным оттенком, инъекция со- судов склер и конъюнктив. Сыпи нет. Кожа горячая, сухая. Пульс 130 в минуту, рит- мичный. Тоны сердца глухие. Артериальное давление 90/70 мм рт. ст. Над легкими ме- стами участки с нечетким притуплением перкуторного звука. Дыхание жестковатое, ме- стами сухие и влажные хрипы. Мокрота обильная, жидкая, кровянистая. Язык суховат, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Стул жидкий, каловый, с при- месью розоватой слизи. Менингеальных симптомов нет.

        1. Предположительный диагноз?

        2. Какие детали эпиданамнеза должны интересовать врача?

        3. План лабораторного обследования.

        4. План лечения.

        5. Противоэпидемические мероприятия.


           

          ЗАДАЧА № 2

          Больной 30 лет, поступил в клинику на 10-й день заболевания с жалобами на вы- сокую температуру, головную боль, общую слабость, отсутствие аппетита, плохой сон. Заболел постепенно: появилась слабость, усталость, легкая головная боль, снизился ап- петит. На 3-й день болезни вечером температура тела была 37,8OС. В последующие дни температура тела нарастала и к 7-му дню болезни достигла 39,7O С. Состояние больного с каждым днем ухудшалось, с 5-го дня болезни он слег в постель.

          При осмотре: лицо бледное, кожные покровы сухие, горячие. Температура тела 39,8O С. На коже верхней части живота 4 розовых пятнышка размером до 2 мм в диаметре, несколько возвышающиеся над кожей. Пульс 88 в минуту, ритмичный. Тоны сердца зна- чительно приглушены. Артериальное давление 100/60 мм рт. ст. В легких на фоне везику- лярного дыхания единичные сухие хрипы. Язык несколько увеличен в объеме с отпечат-

          ками зубов, влажный, покрыт серым налетом. Живот слегка вздут, при пальпации мяг- кий, болезнен в илеоцекальной области. Здесь же определяется притупление перкуторного звука и нежное урчание. Пальпируется край печени и селезенки. Менингеальных симпто- мов нет.

          1. О каком инфекционном заболевании следует подумать в первую очередь?

          2. Какие методы лабораторной диагностики следует применить?

          3. Дифференциальный диагноз.

          4. Лечение.

ЗАДАЧА № 3

Больной 22 лет с 19-го дня болезни находился на лечении в инфекционном отде- лении с диагнозом брюшного тифа. Проводилась этиотропная терапия левомицетином, вводили гемодез, нативную плазму, солевые растворы, сердечно-сосудистые препараты, аскорбиновую кислоту, глюкозу. Однако состояние больного оставалось тяжелым. Он был вял, заторможен, неохотно вступал в контакт. Больной отмечал головную боль, сла- бость, отсутствие аппетита, тупые боли в животе справа, температура тела оставалась в

пределах 39 - 39,5O С. На 23-й день болезни к утру у больного температура упала до 36O С, но вместе с тем появилась резкая бледность, потливость, тахикардия (пульс до 120 в минуту). Тоны сердца были резко приглушены, выслушивался систолический шум на аор- те. Артериальное давление снизилось до 80/60 мм рт. ст. Живот оставался несколько взду- тым, при пальпации слегка болезненным в илеоцекальной области. Напряжение мышц брюшного пресса не отмечалось, равно как и симптомов раздражения брюшины.

  1. Чем обусловлено ухудшение состояния больного?

  2. Какие признаки могут быть выявлены при динамическом наблюдении за боль- ным в ближайшее время?

  3. Какие лечебные мероприятия показаны этому больному?


 

Примеры экзаменационных билетов


 

Дальневосточный государственный медицинский университет Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

Специальность

30.05.01– Лечебное дело

Дисциплина Инфекционные болезни

Семестр 10 Форма обучения - очная

Экзаменационный билет №1

  1. Задача.

  2. Патогенез, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика ботулизма.

  3. Патогенез, клиника, диагностика и лечение клонорхоза.

  4. Анализ серологического обследования больного. Утверждаю:

Зав. кафедрой Г.С. Томилка

«15» мая 2014 года

 

image

image

Дальневосточный государственный медицинский университет Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии


 

Специальность

30.05.01– Лечебное дело

 


 

Экзаменационный билет №2

 


 

1.

2.

3.

Задача.

Патогенез, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика ГЛПС.

Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика

 


 

столбняка.

 


 

4.

Анализ бактериологического обследования больного.

 


 

Утверждаю:

Зав. кафедрой Г.С. Томилка

«15» мая 2014 года

 

 

Дальневосточный государственный медицинский университет Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

Специальность

30.05.01– Лечебное дело

Дисциплина Инфекционные болезни

Семестр 10 Форма обучения - очная

Экзаменационный билет №3

  1. Задача.

  2. Клиника, диагностика и лечение пищевых токсикоинфекций.

  3. Патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение ме- нингококковой инфекции.

  4. Анализ нарушений пигментного обмена. Утверждаю:

Зав. кафедрой Г.С. Томилка

«15» мая 2014 года


 

image

Дисциплина Инфекционные болезни

 

Семестр 10

 

Форма обучения - очная

 

Критерии оценки


 

оценка «отлично» выставляется студенту, если теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоен- ным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные за- дания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к макси- мальному;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материа- лом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, боль- шинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнены, некото- рые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при до-

полнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение каче- ства выполнения учебных заданий).


 

  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, не- обходимой для освоения дисциплины


     

    1. Основная литература:


       

      п/№


       

      Наименование


       

      Автор (ы)

      Год, место из- дания

      Кол-во экземпляров

      в библиотеке

      на кафед- ре

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      1.

      Инфекционные болезни

      Под редакцией Е.П.Шуваловой

      СПб.: СПЕЦЛИТ, 2015.- Гриф УМО


       

      80


       

      2

      2.

      Инфекционные болезни и эпи- демиология

      Под редакцией В.И.Покровского

      М.:ГЭОТАР-

      Медиа, 2013. - Гриф УМО.

      ЭБС Консуль- тант студента Для всех

      1

      3.

      Инфекционные болезни. Атлас

      -руководство

      Под ред. В.Ф.Учайкина

      М.:ГЭОТАР-

      Медиа, 2010. - Гриф УМО

      ЭБС Консуль- тант студента Для всех

      1


       

    2. Дополнительная литература:


       

      п/№


       

      Наименование


       

      Автор (ы)

      Год, место издания

      Кол-во экземпляров

      в биб- лиотеке

      на кафед- ре

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      1.

      Инфекционные болез- ни

      Под редакцией В.И.Покровского

      .

      М.:ГЭОТАР-

      Медиа, 2008. - Гриф УМО.

      70

      2

      2.

      Ситуационные задачи по курсу инфекцион- ных болезней : прак- тикум для студентов лечебного и педиат- рического факульте- тов

      Ковальский Г.С.

      Хабаровск, ДВГМУ, 2010

      г.,

      ЭБС ДВГМУ

      Для всех

       

      3.

      Инфекционные болез- ни: Методические ука- зания к практическим занятиям по инфекци- онным болезням для студентов 5 курса ле- чебного факльтета.

      Часть 1.

      Ковальский Г.С.и др. Под ред. Томилки Г.С.

      Хабаровск, ДВГМУ, 2009.

      ЭБС ДВГМУ

      Для всех

       

      4.

      Инфекционные болез-

      Ковальский

      Хабаровск,

      ЭБС

       

      ни: Методические ука-

      Г.С.и др. Под

      ДВГМУ,

      ДВГМУ

      зания к практическим

      ред. Томилки

      2009.

      Для всех

      занятиям по инфекци-

      Г.С.


       

       

      онным болезням для студентов 5 курса ле- чебного факультета. Часть 2.

             

      5.

      Освоение практиче- ских умений по ин- фекционным болезням: руководство для сту- дентов 5 курса лечеб- ного и педиатрическо- го факультетов

      Томилка Г.С. и др.

      Под ред. Г.С.Томилки

      Хабаровск: ДВГМУ.-2013

      50

      2

      6.

      Гельминтозы человека

      : учебное пособие

      Томилка Г.С. и др.

      Под ред. Г.С.Томилки

      Хабаровск: ДВГМУ.- 2005.- Гриф УМО

      ЭБС ДВГМУ

      Для всех

      2

      7.

      Инфекционные болез- ни: руководство для самостоятельной рабо- ты студентов лечебно- го и педиатрического факультетов

      Томилка Г.С. и др.

      Под ред. Г.С.Томилки

      Хабаровск: ДВГМУ.- 2013.

      35

      2


       

  2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Ин- тернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисципли- ны

    1. Электронно-библиотечная система Консультант студента http://www.studmedlib.ru

    2. Электронно-библиотечная система ДВГМУ http://www.fesmu.ru/elib/

    3. Инфекционные болезни http//www. infectology.ru


     

  3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

    Обучение складывается из аудиторных занятий (192 ч.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (96 час.). Основное учебное вре- мя выделяется на практическую работу по усвоению навыков осмотра, обследования больных, диагностику заболеваний, оказания лечебной помощи пациентам.

    При изучении учебной дисциплины (модуля) необходимо использовать клиниче- ский материал, т.е. работу с непосредственно пациентами и освоить практические умения по диагностике и лечению инфекционных болезней.

    Практические занятия проводятся в виде клинических занятий, с демонстрацией больных, клиники заболеваний, а также с использованием наглядных пособий, решением ситуационных задач, ответов на тестовые задания, разбора клинических больных.

    В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко исполь- зуются активных и интерактивных формы проведения занятий (использование индивиду- альной, парной и групповой работы студентов, ролевых обучающих технологий, совмест- ное решение проблем, обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых образовательные технологии, реферативной работы). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % от аудиторных занятий.

    Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим заня- тиям и включает подготовку к тестированию, подготовку к текущему контролю, написа- ние рефератов, подготовку к промежуточной аттестации, решение дома ситуационных за- дач, проведение научно-исследовательской работы.

    Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисци- плине инфекционные болезни и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение (в разделе СРС).

    Научно-исследовательская работа студента включает анализ научной литературы, подготовку рефератов по современным проблемам инфектологии, выполнение индивиду- альных домашних заданий, участие в научных исследованиях кафедры по предложенной тематике.

    Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры. По основным разделам учебной дисциплины и отдельным нозологическим фор- мам кафедрой разработаны методические рекомендации для студентов.

    Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят анализ научной литературы, оформляют рефераты по современным проблемам инфекционных болезней и представляют доклады на студенческой конференции на кафедре.

    Написание реферата, учебной истории болезни способствуют формированию навы- ков анализа научно-медицинской информации, отечественным и зарубежным опытом по тематике исследования. Работа студента в группе формирует клиническое мышление, возможность работы с аудиторией.

    Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей патологии и пациентов. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию правильного врачебного поведения, ак- куратности, дисциплинированности.

    Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий кон- троль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клиниче- ских разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

    В конце изучения инфекционных болезней проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового и экзаменационного контроля, проверкой практиче- ских умений и решением ситуационных задач.

    Вопросы по учебной дисциплине включены в Итоговую государственную аттеста- цию выпускников.

  4. Перечень информационных технологий, используемых при осу- ществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), вклю- чая перечень программного обеспечения и информационных справоч- ных систем (при необходимости).

    • Изложение лекционного материала в формате мультимедийной компьютерной презента- ции.

    • Использование тематических и итоговых тестовых заданий для студентов педиатриче- ского факультета в формате компьютерного программированного контроля. Функциони- рование дисплейного класса на кафедре для проведения программированного контроля.

    • Использование компьютерной обучающей программы для студентов «Визуальная диа- гностика инфекционных заболеваний», с пополнением банка программы тематическими слайдами, фотографиями больных с инфекционными заболеваниями.

    • Использование в учебном процессе обучающей компьютерной программы «Параклини- ческая диагностика инфекционных заболеваний».

    • Использование для оценки успеваемости студентов лечебного факультета компьютерной программы «Балльно-рейтинговая система».


     

  5. Описание материально-технической базы, необходимой для осу- ществления образовательного процесса по дисциплине


 

  1. В учебном процессе кафедра активно использует технические средства, помогающие активизировать учебную работы, придать ей более наглядный характер. Для этого при-

    меняется компьютерная техника, мультимедийные проекторы для лекционного курса.

  2. Кафедра так же активно использует наглядный материал при проведении практических занятий. Это: слайды и компьютерные программы по усвоению учебного материала, макропрепараты (подробный список представлен в данном УМК, в разделе Учебная программа для 5 курса)

  3. При проведении занятий, преподаватель может использовать демонстрацию мультиме- дийных программ на персональном компьютере в каждой учебной комнате.

  4. Студенты в своей подготовке к занятиям могут использовать возможности компьютер- ного и видео зала ДВГМУ, где представлены ряд методических материалов кафедры, необходимых для полноценной работы студента.


 

Сведения об оснащенности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием

Наименование специали- зированных аудиторий и лабораторий


 

Перечень оборудования


 

Примечание 

1

2

3

Клиническая больница

№10.

Учебная комната №1.

Стационарный класс ПК в составе 5 компьютеров

Используется для текущего, про- межуточного и итогового кон- троля. Тестовые программы с бан- ком заданий по дисциплине

Клиническая больница

№10.

Учебная комната №2.

Overhead (1), ноутбук (1),

экран (1), мультимедийный проектор

Используется для представления видеоматериалов при проведении практических занятий

Клиническая больница

№10.

Учебная комната № 3.

Стационарный класс ПК в составе 5 компьютеров

Используется для текущего, про- межуточного и итогового кон- троля. Тестовые программы с бан- ком заданий по дисциплине.

Клиническая больница

№10.

Учебная комната № 4.

Ноутбук (1), экран (1), муль- тимедийный проектор

Используется для представления видеоматериалов при проведении практических занятий

Клиническая больница

№10.

Учебная комната № 5.

Учебные стенды (2), Наборы макропрепаратов

Используется для представления наглядных пособий при проведе- нии практических занятий

Окружной военный кли- нический госпиталь Учебная комната № 6.

Ноутбук (1), Наборы макро- препаратов, наборы бланков лабораторного обследования.

Используется для представления наглядных пособий при проведе- нии практических занятий


 

Перечень наглядных и других пособий, фильмов по проведению конкретных видов учебных занятий


 

Тип

Название

Год выпуска

1

стенд

История кафедры инфекционных болезней

2002

2

стенд

Менингококковая инфекция

2006

3

стенд

ВИЧ-инфекция

2005

4

стенд

Вирусные гепатиты

2004

5

стенд

Синдром системного воспалительного ответа

2005

6

альбом

Ботулизм

2006

7

альбом

Клещевой сыпной тиф

2006

8

альбом

Геморрагическая лихорадка с почечным син- дромом

1999


 

9

Компьютер- ная про- грамма

Визуальная диагностика инфекционных заболе- ваний

2006

10

Компьютер- ная про- грамма

Параклиническая диагностика инфекционных заболеваний

2006

11

Набор цвет- ных диапо- зитивов

Визуальные проявления инфекционных болез- ней

2006

12

Компьютер- ная про- грамма

Компьютерная программа «Балльно- рейтинговая система»

2006

13

Компьютер- ная про- грамма

Аттестация

(охватывает все разделы внутренних болезней)

2006

14

Кафедраль- ный набор лаборатор- ных анали- зов

Общий анализ крови – 50 штук Общий анализ мочи – 50 штук Общий анализ ликвора– 20 штук Биохимия крови – 50 штук Общий анализ кала – 50 штук

Серодиагностика вирусных гепатитов – 50 штук

Серодиагностика брюшного и сыпного тифов – 20 штук

Ежегодное об- новление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////