Биология. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
1 / 10
Открытый вариант 1
Основной государственный экзамен
Ответом к заданию
1 является слово
(словосочетание). Ответом
к заданиям 2-19 является одна цифра, которая соответствует номеру
по БИОЛОГИИ
правильного ответа. Это слово
(словосочетание) или эту цифру
запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК
Вариант № 1
ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная
с первой клеточки.
Инструкция по выполнению работы
1
На рис.
1 изображено растение, которое поставили на подоконник.
За несколько дней наблюдения с листьями растения произошло изменение
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
(рис. 2).
30 заданий. Часть
1 содержит 26 заданий с кратким ответом, часть
2
содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа
(180 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2-19 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 20-26 записываются в виде последовательности
цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в бланк ответов
№ 1 без пробелов, запятых и других дополнительных
Рис. 1
Рис. 2
символов.
К заданиям
27-30 следует дать развёрнутый ответ. Задания
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует этот опыт?
выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
Ответ: ___________________________.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и
непрограммируемый калькулятор.
2
Плазматическая мембрана животной клетки
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
1) состоит из клетчатки
не учитываются при оценивании работы.
2) проницаема для всех веществ
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются.
3) прочная, неэластичная
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
4) состоит из белков и липидов
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
Ответ:
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
2 / 10
Открытый вариант 1
3
Одноклеточные зелёные водоросли в лишайнике вступают
в
биотические
6
Какой из перечисленных фактов может служить доказательством близкого
отношения с
родства человека с человекообразными обезьянами?
1) грибами
1) способность младенца цепляться за пальцы взрослого и висеть на них
2) бактериями-сапротрофами
2) одинаковый набор генов и клеточное строение
3) бактериофагами
3) четырёхкамерное сердце и совершенная терморегуляция
4) простейшими
4) рефлекторное реагирование на произносимые слова
Ответ:
Ответ:
4
Как называют способ вегетативного
размножения растений, изображённый на
7
Гуморальная регуляция в организме человека обеспечивается
рисунке?
1) витаминами
2) гормонами
3) ионами металлов
4) ферментами
Ответ:
Какой сустав изображён на рентгеновских снимках?
8
1) размножение с помощью видоизменённого побега
2) размножение с помощью листового черенка
3) размножение прививкой
4) размножение отводками
Ответ:
5
Какое из названных беспозвоночных животных использует для дыхания
кислород, растворённый в воде?
1) коленный
1) голый слизень
2) тазобедренный
2) малый прудовик
3) голеностопный
3) речной рак
4) локтевой
4) виноградная улитка
Ответ:
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
3 / 10
Открытый вариант 1
9
Роль посредника между кровью и клеткой тела человека выполняет
12
Какой орган мочевыделительной системы
обозначен на рисунке цифрой 2?
1) клеточная мембрана
3) плазма
2) тканевая жидкость
4) лимфа
1) почечная артерия
2) мочеточник
Ответ:
3) почечная лоханка
4) мочевой пузырь
10
Какую функцию выполняют венозные клапаны кровеносной системы
человека?
1) изменяют направление движения крови
2) проталкивают кровь к сердцу
Ответ:
3) регулируют просвет сосудов
4) препятствуют обратному току крови
13
Определите название структуры уха по её описанию.
Ответ:
«Спиральный костный канал, свёрнутый наподобие раковины в 2,5 завитка,
в который вставлен перепончатый лабиринт».
1) вестибулярный аппарат
11
Представители какого вида спорта будут иметь самую высокую жизненую
2) среднее ухо с системой слуховых косточек
ёмкость лёгких при условии, что масса тела и рост спортсменов примерно
3) ушная раковина
одинаковы?
4) улитка
1) тяжёлой атлетики
2) художественной гимнастики
Ответ:
3) настольного тенниса
4) плавания
14
Холерик — это один из видов темперамента, для которого характерны
Ответ:
1) подвижность, возбудимость, страстность и энергичность
2) чувствительность, спокойствие, устойчивость и доверчивость
3) работоспособность, терпеливость, выдержанность и малоэмоциональ-
ность
4) высокочувствительность, обидчивость, необщительность и робость
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
4 / 10
Открытый вариант 1
15
Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты, так как
18
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца
железо входит в состав
имеется взаимосвязь.
1) гемоглобина
Целое
Часть
2) лимфоцитов
Целлюлоза
Глюкоза
Белок
3) тромбоцитов
4) фибриногена
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) аминокислота
Ответ:
2) хитин
3) нуклеотид
16
Какой характер имеют взаимоотношения клеща и волка в лесу?
4) рибоза
1) симбиоз
Ответ:
2) хищник - жертва
3) паразит - хозяин
4) конкуренция
19
Верны ли суждения об особенностях строения хордовых животных?
А. Центральная нервная система хордовых состоит из брюшной
нервной
Ответ:
цепочки, надглоточных и подглоточных нервных узлов.
Б. Хордовые имеют внутренний скелет.
1) верно только А
17
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
2) верно только Б
1) усач дубовый → соловей → дуб → канюк обыкновенный
3) верны оба суждения
2) канюк обыкновенный → соловей → усач дубовый → дуб
4) оба суждения неверны
3) соловей → дуб → усач дубовый → канюк обыкновенный
4) дуб → усач дубовый → соловей → канюк обыкновенный
Ответ:
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
5 / 10
Открытый вариант 1
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр. Ответы
21
Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три
запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в
верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,
указаны.
начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной
1) Органы дыхания представлены лёгкими и кожей.
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2) Имеется внутреннее и среднее ухо.
3) Головной мозг состоит из пяти отделов.
4) Имеется плавательный пузырь.
20
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от
5) Сердце трёхкамерное.
концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого
газа (%), а по оси y - относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).
6) Один круг кровообращения.
y
Ответ:
100
22
Известно, что сахарный тростник
- злаковое разводимое растение,
75
используемое человеком для получения сахара.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три
50
утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
25
1) Может образовывать заросли выше человеческого роста.
2) Питательные вещества откладываются в стебле.
3) Предпочитает тёплый и влажный климат.
0
0,02 0,04 0,06 0,08
0,1
0,12 0,14 0,16 0,18
0,2
x
4) Используется в корм скоту.
5) Произрастает на обрабатываемых человеком почвах.
Какие два из приведённых описаний наиболее точно характеризуют данную
6) Стебель тростника - соломина.
зависимость?
Ответ:
Скорость фотосинтеза
1) растёт постоянно во всём диапазоне измерений концентрации углекислого
газа
2) растёт в диапазоне концентрации углекислого газа от 0,06% до 0,1%
3) постоянна при концентрации углекислого газа от 0,1% до 0,2%
4) снижается после достижения концентрации углекислого газа 0,08%
5) увеличивается при росте концентрации углекислого газа от 0 до 0,07%
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
6 / 10
Открытый вариант 1
23
Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления:
25
Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные термины из предложенного
к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из
перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст
второго столбца.
цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр
(по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
А) яркий крупный венчик
1) ветром
МИТОХОНДРИЯ
Б) цветение и опыление происходит до
2) насекомыми
Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются
появления листьев
митохондрии. Их часто называют __________ (А) станциями. Они имеют
В) в цветках имеются нектарники
двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую
Г) пестик с пушистым рыльцем
выросты
__________ (Б), на которых расположены
__________ (В),
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
осуществляющие синтез молекул __________ (Г).
Е) цветки имеют запах
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) фермент
2) АТФ
А
Б
В
Г
Д
Е
3) полисахарид
Ответ:
4) энергетический
5) цистерна
6) ДНК
24
Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству
7) пластический
образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения
8) криста
хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность
цифр.
А
Б
В
Г
Ответ:
1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так,
чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2) опустите лист хлорофитума в раствор йода
3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2-5 мин.
4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на
сутки
5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40-70%)
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
7 / 10
Открытый вариант 1
Б. Форма головы
26
Рассмотрите фотографии собаки породы такса. Выберите характеристики,
1) клинообразная
2) скуластая
соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас
собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При
выполнении работы используйте линейку.
3) грубая с выпуклым лбом, резким
4) легая, сухая с плоским лбом, слабо
переходом ото лба к морде,
выраженным переходом ото лба к
вздёрнутой и короткой мордой
морде
А. Окрас
1) однотонный
2) пятнистый (два и более пятен)
В. Форма ушей
1) стоячие
2) полустоячие
3) развешенные
3) чепрачный (одно пятно)
4) подпалый
4) висящие
5) сближенные
6) сильно укороченные

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
8 / 10
Открытый вариант 1
Часть 2
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной
плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Для записи ответов на задания этой части (27-30) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т.д.), а затем
1) низкое
2) среднее
3) высокое
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
27
Рассмотрите рисунки
1,
2 с изображением паразитических простейших.
Какое заболевание развивается у человека при заражении простейшим,
изображённым на рисунке 2? Назовите одно из правил, которого следует
придерживаться человеку для профилактики заражения данным
заболеванием.
Д. Форма хвоста
1) саблевидная
2) кольцом
3) поленом
4) прутом
5) серпом
6) купированный
1
2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
соответствующего задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
9 / 10
Открытый вариант 1
Прочитайте текст и выполните задание 28.
29
Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов
бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК
половины разными питательными средами и поместил туда примерно
Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи
одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и
и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время
подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены
люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните
в таблице.
собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая
Изучите таблицу
«Изменение скорости размножения бактерий за
вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное
определённое время» и ответьте на вопросы.
положение сердца и его связь с главной жидкостью организма - кровью, а
Таблица
оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество,
интеллект, речь и эмоции.
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что
Время после введения
Число бактерий
Число бактерий
травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что
бактерий в культуру, мин.
в колбе 1
в колбе 2
вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом
20
18
20
в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации
40
36
40
черепа - просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное
60
72
80
давление, - операции, которая и по сей день используется хирургами для
80
140
160
устранения некоторых повреждений мозга.
100
262
314
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг
120
402
620
становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие
140
600
1228
случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен
мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу
в самом начале
верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля.
эксперимента?
Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними - о роли сердца. Сам
2) Как изменялась скорость размножения бактерий
на протяжении
он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но
эксперимента в каждой колбе?
предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями.
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности
охлаждать мозгом сердце.
28
Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит
человек» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие
вопросы.
1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?
2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?
3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки
оказалась более правдоподобной? Почему?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ
10 / 10
Рассмотрите таблицы 1, 2 и выполните задание 30.
Таблица 1
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
Белки,
Жиры,
Углеводы, г
Энергетическая
лет
г/кг
г/кг
потребность, ккал
7-10
2,3
1,7
330
2550
11-15
2,0
1,7
375
2900
16 и старше
1,9
1,0
475
3100
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
школьной столовой
Блюда
Белки
Жиры (г)
Углеводы
Энергетическая
(г)
(г)
ценность (ккал)
Каша манная
10,6
5,4
69,6
371,3
на молоке
Каша из овсяных
6,2
1,7
32,0
158,0
хлопьев на воде
Морковь с сахаром
0,7
-
25,4
65,3
Кукурузные хлопья
7,5
0,4
87,4
360,2
с тёртым яблоком
Творожная масса
21,0
5,0
15,6
185,0
с изюмом
Блины (по 2 шт.
5,1
3,1
32,6
189,0
в порции)
Сдобная булочка
3,9
4,8
27,3
170,0
(50 г)
Чай с сахаром
0
0
14,0
68,0
Какао с молоком
8,7
37,6
60,5
138,3
и сахаром
На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на
30
завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком
и сахаром и булочку.
Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?
2) Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам
10-летнего Николая?
3) В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
соответствующего задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
1 / 10
Открытый вариант 2
Основной государственный экзамен
Ответом к заданию
1 является слово
(словосочетание). Ответом
к заданиям 2-19 является одна цифра, которая соответствует номеру
по БИОЛОГИИ
правильного ответа. Это слово
(словосочетание) или эту цифру
запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК
Вариант № 2
ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная
с первой клеточки.
Инструкция по выполнению работы
1
На рисунке изображена бабочка в разные периоды жизни.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
30 заданий. Часть
1 содержит 26 заданий с кратким ответом, часть
2
содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа
(180 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2-19 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 20-26 записываются в виде последовательности
цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в бланк ответов
№ 1 без пробелов, запятых и других дополнительных
символов.
К заданиям
27-30 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют происходящее явление?
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и
непрограммируемый калькулятор.
Ответ: ___________________________.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
2
Наследственный аппарат клетки расположен в
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
1) лизосомах
количество баллов.
2) рибосомах
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
3) хромосомах
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
4) аппарате Гольджи
Ответ:
Желаем успеха!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
2 / 10
Открытый вариант 2
3
Для получения продуктов питания человек использует бактерии -
6
Человек, в отличие от позвоночных животных,
1) сернокислые
1) имеет пять отделов головного мозга
2) молочнокислые
2) имеет хорошо развитые органы чувств
3) гнилостные
3) обладает абстрактным мышлением
4) нитрифицирующие
4) обладает объёмным зрением
Ответ:
Ответ:
7
Нервные импульсы из спинного мозга в головной передаются по
4
На рисунке изображён клевер луговой. Под каким
номером расположена схема, соответствующая
1) двигательным нервам
расположению цветков в его соцветии?
2) вегетативным нервам
3) проводящим путям белого вещества
4) серому веществу спинного мозга
Ответ:
8
Под каким номером изображена кость, входящая в состав пояса верхних
конечностей?
1)
2)
3)
4)
1)
2)
3)
4)
Ответ:
Ответ:
5
Общий признак гидры и медузы -
1) наличие стрекательных клеток
9
Если поместить эритроциты в раствор солей, концентрация которых равна
2) внутренний скелет
концентрации солей в плазме крови, то форменные элементы
3) отсутствие нервной системы
1) сморщатся
4) жизнь в пресных водах
2) внешне не изменятся
3) начнут слипаться
Ответ:
4) набухнут
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
3 / 10
Открытый вариант 2
10
В момент сокращения левого желудочка сердца
14
Что является основой ориентировочного поведения животных и человека?
1) открывается двухстворчатый клапан
1) динамический стереотип
2) закрываются полулунные клапаны
2) безусловный рефлекс
3) закрывается двухстворчатый клапан
3) рассудочная деятельность
4) положение двухстворчатого и полулунных клапанов не меняется
4) условный рефлекс
Ответ:
Ответ:
11
В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление
крахмала?
15
Диагностику какого из перечисленных
заболеваний
можно
осуществлять,
1) желудке
используя изображённый на рисунке
2) тонкой кишке
прибор?
3) слепой кишке
1) пневмонии
4) ротовой полости
2) гастрита
3) туберкулёза
Ответ:
4) гипертонии
12
Яйцеклетки у женщин начинают формироваться
Ответ:
1) раз в месяц во время овуляции
3) при половом созревании
2) при эмбриональном развитии
4) в возрасте до 13 лет
16
Какой фактор окружающей среды является главным сигналом для осеннего
перелёта птиц?
Ответ:
1) понижение температуры воздуха
13
На рисунке изображена
2) отсутствие корма
схема строения глаза. Какой
3) усиление облачности
цифрой на ней обозначена
4) повышение влажности воздуха
белочная оболочка?
Ответ:
1)
1
2)
2
3)
3
4)
4
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
4 / 10
Открытый вариант 2
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр. Ответы
17
Сохранение в природе животных и растений с полезными для них
запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в
признаками происходит в процессе
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,
1) изменчивости
начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
2) изоляции
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной
3) борьбы за существование
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
4) естественного отбора
20
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от
Ответ:
концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого
газа (%), а по оси y - относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).
18
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца
y
имеется взаимосвязь.
100
Целое
Часть
Хромосома
75
Кровеносная система
Сердце
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
50
1) ткань
2) клетка
25
3) ядро
4) ген
0
0,02 0,04 0,06 0,08
0,1
0,12 0,14 0,16 0,18
0,2
x
Ответ:
Какие два из приведённых описаний наиболее точно характеризуют данную
19
Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?
зависимость?
А. После зимней спячки лягушки скапливаются в пресных водоёмах и
вымётывают оплодотворённую икру.
Скорость фотосинтеза
Б. По внешнему виду и образу жизни личинки земноводных на ранних
стадиях развития больше похожи на рыб, чем на своих родителей.
1) растёт в интервале концентрации углекислого газа от 0 до 0,06%
2) постоянно растёт во всём диапазоне концентраций углекислого газа
1) верно только А
3) сначала растёт, а потом снижается
2) верно только Б
4) убывает после достижения концентрации углекислого газа 0,08%
3) верны оба суждения
5) постоянна после достижения концентрации углекислого газа 0,08%
4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
5 / 10
Открытый вариант 2
21
Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три
23
Установите соответствие между характеристикой и животным, к которым эти
верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
признаки относятся: к каждому элементу первого столбца подберите
указаны.
соответствующий элемент из второго столбца.
1) помёт
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЖИВОТНОЕ
2) суперфосфат
А) скелет внутренний
1) собака
3) зола
Б) нервная система узлового типа
2) пчела
4) навоз
В) развитие непрямое
5) торф
Г) хищник
6) сульфат калия
Д) замкнутая кровеносная система
Е) мозаичное зрение
Ответ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
22
Известно, что черноплодная рябина
- декоративный кустарник,
Ответ:
являющийся ценной плодовой культурой.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три
утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
24
Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления
1) Созревает рябина в конце сентября и остаётся на дереве до зимы.
крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность
2) К почвам рябина малотребовательна.
цифр.
3) Из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки.
1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу
4) Растение специально высаживают в скверах и парках.
2) стекание из почек мочи по мочеточникам
5) У растения несколько стволиков, растущих из одного узла
3) поступление мочи в мочевой пузырь
6) Цветёт растение белыми цветами, имеет продолговатые листья.
4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек
5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи
Ответ:
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
6 / 10
Открытый вариант 2
25
Вставьте в текст «Сходство человека с животными» пропущенные термины
26
Рассмотрите фотографию лошади породы гельдерлендская. Выберите
из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
характеристики, соответствующие его
(её) внешнему строению, по
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся
следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины,
последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
расположение запястья передней конечности, постановка задних
конечностей. При выполнении работы используйте линейку.
СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С ЖИВОТНЫМИ
В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех
представителей типа Хордовые. Развитие двух пар конечностей,
позвоночник
формирующийся из
__________
(А), определяют
принадлежность человека к подтипу
__________
(Б). Четырёхкамерное
сердце, развитая кора головного мозга, __________ (В) железы, кожный
покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к
классу __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) Пищевод
2) Позвоночные
3) Хорда
4) Потовая
5) Млечная
6) Млекопитающие
А) Постановка головы
7) Головной мозг
1. Длинная лебединая шея
2. Длинная прямая шея
3. Короткая шея
8) Поджелудочная
А
Б
В
Г
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
7 / 10
Открытый вариант 2
Д) Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей
крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)
Б) Форма головы (по профилю)
Если линия проходит или почти проходит через крайнюю точку задней
Если линия профиля от переносицы до ноздрей без вогнутых линий
поверхности путового сустава
1. Прямая
2. Клиновидная
3. Горбатая
1. Прямая
2. Подставленная
3. Отставленная
Если линия профиля от переносицы до ноздрей с вогнутыми линиями
4. Щучья
5. Баранья
6. Горбоносая
В) Форма спины
Если линия не проходит через крайнюю точку задней поверхности путового
1. Седлистая мягкая спина
2. Прямая спина
3. Карпообразная спина
сустава
4. Саблистая
5. «Мягкие путы»
Г) Расположение запястья передней конечности (относительно линии,
соединяющей середину локтя с задней частью копыта)
2. Направленное
3. Направленное
1. Прямое
вперёд
назад
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
соответствующего задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
8 / 10
Открытый вариант 2
Прочитайте текст и выполните задание 28.
Часть 2
ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ
Для записи ответов на задания этой части (27-30) используйте БЛАНК
Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер,
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т.д.), а затем
открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
расщепление органических веществ идёт без участия кислорода.
Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих
других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных
27
Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображён глаз человека. Какой отдел
вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза,
процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день,
изображённого на рисунке 3? Какое изменение в работе органов кровеносной
съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся
системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?
с молочнокислыми бактериями,
- они участвуют в образовании
молочнокислых продуктов.
В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При
скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под
названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока
в кислый молочный продукт.
Болгарская палочка - вид молочнокислой бактерии, известный во всём
мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную
1
2
3
славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он
заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях
Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания
долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта
молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой
простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного
этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока
получится простокваша.
Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет
молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты.
Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только
сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах.
Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки - в мочёные, а
огурцы - в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота,
а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий.
Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям
брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно,
так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку
энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем
кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества
веществ и выделять много продуктов обмена веществ.
Болгарскую палочку относят к факультативным
(необязательным)
анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для
окисления углеводов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
9 / 10
Открытый вариант 2
Рассмотрите таблицы 1, 2 и выполните задание 30.
28
Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания из школьного
курса биологии, ответьте на вопросы.
Таблица 1
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
Энергозатраты при различных видах физической активности
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
Энергетические
3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества
Виды физической активности
затраты
энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной
Прогулка
-
5 км/ч; езда на велосипеде
-
10 км/ч;
4,5 ккал/мин.
амёбе?
волейбол любительский; стрельба из лука; гребля
народная
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч;
5,5 ккал/мин.
29
Пользуясь таблицей «Содержание белков в органах и тканях человека»,
настольный теннис; большой теннис (парный)
ответьте на следующие вопросы.
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на
6,5 ккал/мин.
Таблица
велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда -
Содержание белков в органах и тканях человека
быстрая рысь
Содержание
Содержание
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на
7,5 ккал/мин.
белков, %
белков, %
велосипеде
-
17,5 км/ч; бадминтон
- соревнования;
от
от общего
от
от общего
большой теннис - одиночный разряд; лёгкий спуск с
Органы и
Органы
сухой
количества
сухой
количества
горы на лыжах; водные лыжи
ткани
и ткани
массы
белка
массы
белка
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный
9,5 ккал/мин.
в организме
в организме
спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой;
человека
человека
футбол; игра с мячом в воде
Кожа
63
11,5
Почки
72
0,5
Таблица 2
Кости (твёрдые
20
18,7
Поджелудочная
47
0,1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
ткани)
железа
кафе быстрого питания
Зубы (твёрдые
18
0,1
Пищеваритель-
63
1,8
Блюда
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая
ткани)
ный тракт
(г)
(г)
(г)
ценность (ккал)
Поперечно-
80
34,7
Жировая ткань
14
6,4
Суп солянка
4,3
6,2
3,0
84
полосатые
Лапша куриная
12,0
4,0
20,0
165
мышцы
Котлета из птицы
16,0
26,0
34,4
443
Мозг и нервная
45
2,0
Остальные
с картофельным пюре
ткань
ткани:
Пельмени
11,0
11,0
24,0
250
Печень
57
3,6
жидкие
85
1,4
Салат овощной
3,0
0
10,0
60
Сердце
60
0,7
плотные
54
14,6
Салат мясной
6,0
23,0
10,0
285
Лёгкие
82
3,7
Всё тело
45
100
Творожная запеканка
24,0
24,0
50,0
540
Селезёнка
84
0,2
со сметаной
1) Какая система органов человека из числа приведённых в таблице содержит
Блинчики
11,0
21,0
74,0
547
белка от общего его количества максимально?
со сгущённым молоком
2) Какие органы организма человека в большей степени состоят из белка?
Морс клюквенный
0
0
24,0
100
Назовите три органа.
Напиток вишнёвый
0
0
17,3
70
3) Чем ещё, кроме белка, образована сухая масса органов человека?
Яблочный сок
0
0
19,0
84
Чай сладкий
0
0
14,0
68

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ
10 / 10
Иван Петрович работает почтальоном и любит велосипедный спорт, поэтому
30
корреспонденцию он развозит на велосипеде со средней скоростью 10 км/ч.
В первую половину дня он работает 4 часа и затем идёт на обед в кафе
быстрого питания. Иван Петрович заказал себе на обед куриную лапшу,
котлету из птицы с картофельным пюре, салат овощной и морс клюквенный.
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
1) Рассчитайте энергозатраты во время езды на велосипеде.
2) Рассчитайте калорийность заказанного обеда. Насколько заказанные
блюда компенсируют энергозатраты работы в первой половине дня (в %)?
3) Иван Петрович предпочитает стерилизованное молоко пастеризованному.
Объясните почему.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
соответствующего задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ. 9 класс
1/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК
27
Рассмотрите рисунки
1,
2 с изображением паразитических простейших.
Какое заболевание развивается у человека при заражении простейшим,
Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи
изображённым на рисунке 2? Назовите одно из правил, которого следует
и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время
придерживаться человеку для профилактики заражения
данным
люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните
заболеванием.
собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая
вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное
положение сердца и его связь с главной жидкостью организма - кровью, а
оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество,
интеллект, речь и эмоции.
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что
травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что
вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом
в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации
черепа - просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное
давление, - операции, которая и по сей день используется хирургами для
устранения некоторых повреждений мозга.
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг
становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие
случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен
мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно
верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля.
Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними - о роли сердца. Сам
1
2
он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но
предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
охлаждать мозгом сердце.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) заболевание: лямблиоз;
2) правило: не пить сырую нефильтрованную воду
ИЛИ
мыть перед употреблением фрукты, овощи, ягоды и зелень
ИЛИ
мыть руки перед едой
ИЛИ
закрывать еду от насекомых
ИЛИ
соблюдать правила личной гигиены
Правильно указаны название заболевания и правило профилактики
2
Правильно указано название заболевания.
1
ИЛИ Правильно указано правило профилактики
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ. 9 класс
3/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
28
Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит
29
Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов
человек» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие
бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до
вопросы.
половины разными питательными средами и поместил туда примерно
1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?
одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и
2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?
подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены
3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки
в таблице.
оказалась более правдоподобной? Почему?
Изучите таблицу
«Изменение скорости размножения бактерий за
определённое время» и ответьте на вопросы.
Таблица
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Головной мозг.
Время после введения
Число бактерий
Число бактерий
2) Мозг принимает участие в охлаждении сердца.
бактерий в культуру, мин.
в колбе 1
в колбе 2
3) Гиппократ. Многочисленные исследования мозга здорового и
20
18
20
больного человека.
40
36
40
Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит
3
60
72
80
биологических ошибок
80
140
160
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
2
100
262
314
содержит биологических ошибок.
120
402
620
ИЛИ
140
600
1228
Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале
биологические ошибки
эксперимента?
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
1
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении
содержит биологических ошибок.
эксперимента в каждой колбе?
ИЛИ
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но
содержит биологические ошибки
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Ответ неправильный
0
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Максимальный балл
3
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) В первую колбу было помещено 9, а во вторую - 10 бактерий.
2) Скорость размножения сначала в обеих колбах была одинакова,
а затем замедлилась в первой колбе.
3) Это может объясняться тем, что питательная среда в первой
колбе была менее пригодной для размножения бактерий и
истощилась быстрее
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не
3
содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит
2
биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит
негрубые биологические ошибки

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ. 9 класс
5/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
1
биологических ошибок.
30
На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на
ИЛИ
завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит
и сахаром и булочку.
негрубые биологические ошибки
Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
Ответ неправильный
0
1) Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?
Максимальный балл
3
2) Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам
Таблица 2
10-летнего Николая?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
3) В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?
детей и подростков
Возраст,
Белки,
Жиры,
Углеводы, г
Энергетическая
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
лет
г/кг
г/кг
потребность, ккал
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
7-10
2,3
1,7
330
2550
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
11-15
2,0
1,7
375
2900
1) энергетическая ценность второго завтрака - 679,6 ккал;
2) общее количество полученных углеводов
-
157,4 г, что
16 и старше
1,9
1,0
475
3100
составляет 47,7% их суточного объёма;
Таблица 3
3) содержат много белков и жиров, но мало углеводов
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
ИЛИ содержат незаменимые аминокислоты
школьной столовой
Правильный ответ включает в себя все перечисленные элементы и
3
не содержит биологических ошибок
Блюда
Белки
Жиры (г)
Углеводы
Энергетическая
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
2
(г)
(г)
ценность (ккал)
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
Каша манная
10,6
5,4
69,6
371,3
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
на молоке
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
1
Каша из овсяных
6,2
1,7
32,0
158,0
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два
хлопьев на воде
из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Морковь с сахаром
0,7
-
25,4
65,3
Ответ неправильный
0
Кукурузные хлопья
7,5
0,4
87,4
360,2
Максимальный балл
3
с тёртым яблоком
Творожная масса
21,0
5,0
15,6
185,0
с изюмом
Блины (по 2 шт.
5,1
3,1
32,6
189,0
в порции)
Сдобная булочка
3,9
4,8
27,3
170,0
(50 г)
Чай с сахаром
0
0
14,0
68,0
Какао с молоком
8,7
37,6
60,5
138,3
и сахаром

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
БИОЛОГИЯ. 9 класс
1/1
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
1
раздражимость <или> движение
2
4
3
1
4
3
5
3
6
1
7
2
8
3
9
2
10
4
11
4
12
2
13
4
14
1
15
1
16
3
17
4
18
1
19
2
20
35*
21
125*
22
256*
23
212112
24
14352
25
4812
26
11431
* Цифры в ответе могут быть приведены в любой последовательности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ. 9 класс
1/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ
Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер,
27
Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображён глаз человека. Какой отдел
открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов
вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза,
расщепление органических веществ идёт без участия кислорода.
изображённого на рисунке 3? Какое изменение в работе органов кровеносной
Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих
системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?
других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных
процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день,
съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся
с молочнокислыми бактериями,
- они участвуют в образовании
молочнокислых продуктов.
В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При
скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под
1
2
3
названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока
в кислый молочный продукт.
Болгарская палочка - вид молочнокислой бактерии, известный во всём
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях
1) отдел: симпатический;
Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания
2) изменение: ускорение (усиление) сердцебиения
долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта
ИЛИ
молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой
сужение сосудов
простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного
ИЛИ
этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока
повышение артериального давления
получится простокваша.
Правильно указаны отдел и изменение в работе кровеносной
2
Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет
системы
молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты.
Правильно указан отдел.
1
Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только
ИЛИ Правильно указано изменение в работе кровеносной системы
сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах.
Ответ неправильный
0
Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки - в мочёные, а
Максимальный балл
2
огурцы - в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота,
а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий.
Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям
брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно,
так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку
энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем
кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества
веществ и выделять много продуктов обмена веществ.
Болгарскую палочку относят к факультативным
(необязательным)
анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для
окисления углеводов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ. 9 класс
3/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
28
Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания из школьного
29
Пользуясь таблицей «Содержание белков в органах и тканях человека»,
курса биологии, ответьте на вопросы.
ответьте на следующие вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
Таблица
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
Содержание белков в органах и тканях человека
3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества
Содержание
Содержание
энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной
белков, %
белков, %
амёбе?
от
от общего
от
от общего
Органы и
Органы
сухой
количества
сухой
количества
ткани
и ткани
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
массы
белка
массы
белка
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
в организме
в организме
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
человека
человека
1) Молоко, культура бактерий, тепло.
Кожа
63
11,5
Почки
72
0,5
2) Энергия извлекается при расщеплении
(брожении) молекул
Кости (твёрдые
20
18,7
Поджелудочная
47
0,1
сахара.
ткани)
железа
3) Молочнокислые бактерии перерабатывают веществ больше, чем
Зубы (твёрдые
18
0,1
Пищеваритель-
63
1,8
обыкновенные амёбы, так как процесс брожения менее эффективен,
ткани)
ный тракт
чем расщепление с участием кислорода.
Поперечно-
80
34,7
Жировая ткань
14
6,4
Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит
3
полосатые
биологических ошибок
мышцы
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
2
Мозг и нервная
45
2,0
Остальные
содержит биологических ошибок.
ткань
ткани:
ИЛИ
Печень
57
3,6
жидкие
85
1,4
Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит
Сердце
60
0,7
плотные
54
14,6
биологические ошибки
Лёгкие
82
3,7
Всё тело
45
100
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
1
Селезёнка
84
0,2
содержит биологических ошибок.
1) Какая система органов человека из числа приведённых в таблице содержит
ИЛИ
белка от общего его количества максимально?
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но
2) Какие органы организма человека в большей степени состоят из белка?
содержит биологические ошибки
Назовите три органа.
Ответ неправильный
0
3) Чем ещё, кроме белка, образована сухая масса органов человека?
Максимальный балл
3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Система опоры и движения.
2) Селезёнка, лёгкие, мышцы.
3) Органические вещества, минеральные соли.
ИЛИ
Жиры, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты и минеральные
соли
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не
3
содержит биологических ошибок

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ. 9 класс
5/6
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит
2
Салат мясной
6,0
23,0
10,0
285
биологических ошибок.
Творожная запеканка
24,0
24,0
50,0
540
ИЛИ
со сметаной
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит
Блинчики
11,0
21,0
74,0
547
негрубые биологические ошибки
со сгущённым молоком
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
1
Морс клюквенный
0
0
24,0
100
биологических ошибок.
Напиток вишнёвый
0
0
17,3
70
ИЛИ
Яблочный сок
0
0
19,0
84
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит
Чай сладкий
0
0
14,0
68
негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный
0
30
Иван Петрович работает почтальоном и любит велосипедный спорт, поэтому
Максимальный балл
3
корреспонденцию он развозит на велосипеде со средней скоростью 10 км/ч.
Таблица 1
В первую половину дня он работает 4 часа и затем идёт на обед в кафе
Энергозатраты при различных видах физической активности
быстрого питания. Иван Петрович заказал себе на обед куриную лапшу,
Энергетические
котлету из птицы с картофельным пюре, салат овощной и морс клюквенный.
Виды физической активности
затраты
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
Прогулка
-
5 км/ч; езда на велосипеде
-
10 км/ч;
4,5 ккал/мин.
1) Рассчитайте энергозатраты во время езды на велосипеде.
волейбол любительский; стрельба из лука; гребля
2) Рассчитайте калорийность заказанного обеда. Насколько заказанные
народная
блюда компенсируют энергозатраты работы в первой половине дня (в %)?
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч;
5,5 ккал/мин.
3) Иван Петрович предпочитает стерилизованное молоко пастеризованному.
настольный теннис; большой теннис (парный)
Объясните почему.
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на
6,5 ккал/мин.
велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда -
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
быстрая рысь
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на
7,5 ккал/мин.
1) энергозатраты во время езды - 1080 ккал;
велосипеде
-
17,5 км/ч; бадминтон
- соревнования;
2) калорийность - 768 ккал; на 71%;
большой теннис - одиночный разряд; лёгкий спуск с
3) это молоко подвергается стерилизации при температуре 100оС,
горы на лыжах; водные лыжи
что достаточно для уничтожения как бактериальных клеток, так и
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный
9,5 ккал/мин.
их спор
спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой;
Правильный ответ включает в себя все перечисленные элементы и
3
футбол; игра с мячом в воде
не содержит биологических ошибок
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
2
Таблица 2
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
кафе быстрого питания
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
1
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два
Блюда
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая
из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
(г)
(г)
(г)
ценность (ккал)
Ответ неправильный
0
Суп солянка
4,3
6,2
3,0
84
Максимальный балл
3
Лапша куриная
12,0
4,0
20,0
165
Котлета из птицы
16,0
26,0
34,4
443
с картофельным пюре
Пельмени
11,0
11,0
24,0
250
Салат овощной
3,0
0
10,0
60

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
БИОЛОГИЯ. 9 класс
1/1
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
1
рост <или> развитие
2
3
3
2
4
3
5
1
6
3
7
3
8
2
9
2
10
3
11
4
12
2
13
2
14
2
15
4
16
2
17
4
18
4
19
2
20
15*
21
236*
22
345*
23
122112
24
45231
25
3256
26
22211
* Цифры в ответе могут быть приведены в любой последовательности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////