Обществознание. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание. Экзаменационные варианты ОГЭ 2020 года

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1 / 5
Открытый вариант 1
Для ответов на задания 1, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы
Основной государственный экзамен
записывайте чётко и разборчиво.
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ответами к заданиям
2-5,
7-11,
13-20 являются цифра,
последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите
Вариант №1
сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой
Инструкция по выполнению работы
клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии
Экзаменационная работа включает в себя
24 задания:
17 заданий
с приведёнными в бланке образцами.
с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
1
Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типов
отводится 3 часа (180 минут).
политического режима?
Ответы к заданиям 2-5, 7-11, 13, 14, 16-18 записываются в виде одной
Республика, авторитарное государство, федерация, унитарное государство,
цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к
тоталитарное государство.
заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного
является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте
из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк
ответов № 1.
Задания 1, 6, 12, 21-24 выполняются на бланке ответов № 2. Для
2
Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы.
выполнения заданий 21-24 необходимо: выбрать нужную информацию из
Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения;
1) политической и экономической
соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;
2) экономической и социальной
применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать
3) социальной и духовной
и обосновать собственное мнение.
4) духовной и политической
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
Ответ:
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
3
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами,
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
эмоциями.
количество баллов.
Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
1) верно только А
2) верно только Б
Желаем успеха!
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2 / 5
Открытый вариант 1
4
5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия
8
Аркадий работает тренером в спортивном клубе. Владелец клуба установил
в хоровую студию. На каком уровне образования находится Максим?
Аркадию неизменную ежемесячную сумму заработной платы. Такой тип
заработной платы называют
1) дошкольное образование
2) начальное общее образование
1) сдельным
2) окладом
3) премией
4) бонусом
3) основное общее образование
4) среднее общее образование
Ответ:
Ответ:
Верны ли следующие суждения о факторах производства?
9
А. Факторы производства необходимы для создания товаров и услуг,
удовлетворяющих потребности общества.
5
Верны ли следующие суждения о современной науке?
Б. Все факторы производства имеются в обществе в необходимом объеме.
А. Наука участвует в решении глобальных проблем современного общества.
Б. Современная наука вносит значительный вклад в модернизацию общества.
1) верно только А
2) верно только Б
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответ:
10
К малым социальным группам можно отнести
6
Шестнадцатилетняя Екатерина искала работу, график которой можно было
1) граждан страны
бы совместить с учёбой в колледже. В Интернете она нашла предложение
2) студентов вузов
следующего содержания: «Работа в удобное время. Набор текста. 1 лист -
3) пенсионеров региона
100 рублей. Количество листов зависит только от вашего желания. Для
4) учеников класса
получения первого заказа вы должны перечислить
500 рублей на
электронный кошелёк работодателя! Торопитесь! Осталось 8 вакансий!»
Ответ:
Оцените ситуацию с точки зрения достижения цели Екатерины. Как ей
правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
11
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. В основе конфликта лежит противоречие интересов.
Б. Целью конфликта может быть защита своих прав.
7
Экономика - это область знаний, которая изучает
1) верно только А
1) законы развития и функционирования общества в целом
2) верно только Б
2) общественные отношения, возникшие по поводу власти
3) верны оба суждения
3) способы распределения ограниченных ресурсов
4) оба суждения неверны
4) правильное и достойное поведение человека в обществе
Ответ:
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
3 / 5
Открытый вариант 1
13
Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством
12
В ходе социологического опроса совершеннолетних жителей страны Z им
города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии
задавали вопрос: «Где вы, как правило, покупаете одежду и обувь?» (можно
1) авторитарного режима
было выбрать не более двух ответов).
2) гражданского общества
Результаты
опроса
% от
числа
опрошенных)
представлены
в
виде
3) политической системы
диаграммы.
4) местного самоуправления
Ответ:
14
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В задачу политических партий входит разработка и принятие законов
государства.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических
проблем общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Установите соответствие между конституционными правами и группами
15
прав человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите
соответствующий элемент из второго столбца.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА
ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
А) право свободно передвигаться, выбирать
1) гражданские (личные)
место пребывания и жительства
2) социально-экономические
Б) право на охрану здоровья и медицинскую
3) культурные
помощь
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях
групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется:
В) право на свободу и личную
неприкосновенность
а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав
номер задания.
Г) право на свободу литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания
Д) право на защиту своей чести и доброго
имени
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
4 / 5
Открытый вариант 1
16
Что из перечисленного ниже является административным проступком?
19
Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на
празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто
1) незаконное лишение свободы
прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей
2) незаконное усыновление (удочерение)
узнать о причинах поступка Михаила.
3) нарушение неприкосновенности жилища
Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от
4) нарушение правил дорожного движения
конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите
в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую
Ответ:
колонку - порядковые номера черт отличия.
1) осознание противоречия интересов
17
Сделать и заверить копию документов, обладающую юридической силой,
2) поиск пути выхода из конфликта
можно у
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов
4) участие третьей стороны
1) адвоката
2) прокурора
3) мирового судьи
Черты сходства
Черты отличия
Ответ:
4) нотариуса
Ответ:
20
Заполните пропуск в таблице.
Ветвь власти
Высший орган в РФ
18
Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и
Законодательная
Федеральное Собрание РФ
гражданина?
Исполнительная
… РФ
Конституция и законы РФ гарантируют
А. право каждого на судебную защиту.
Ответ: ___________________________.
Б. право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми
способами, не запрещёнными законом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5 / 5
Открытый вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на
23
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя
задания используйте бланк ответов
№ 2. Запишите сначала номер
примерами содержащееся в тексте утверждение, что «культура воплощает
задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте
степень практического овладения человеком силами и веществами природы».
чётко и разборчиво.
Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых
24
Русский философ С. Франк считал, что «железные дороги, телеграфы и телефоны,
оттенков, сколько имеет слово «культура»… Обобщая случаи обыденного
вообще вся техника сама по себе не есть культура». Согласны ли Вы с этим
и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком
утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два
и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она
аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное
выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим
в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2
Культура в современном понимании есть совокупность материальных
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов
Проверьте, чтобы каждый
ответ
был
записан
рядом
с
номером
и состояний человека, видов и результатов его деятельности.
соответствующего задания.
Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности
вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений
и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура
выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан
с преемственностью.
В соответствии с разделением деятельности на материальную
и духовную принято различать материальную и духовную культуру.
Провести между ними грань по принципу:
«из чего сделан» предмет,
по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство,
существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной
культуре, а скажем, знания о выплавке металлов - к культуре духовной.
Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки,
знания, которые являются продуктом материального производства или
обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует
отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности,
выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает
степень практического овладения человеком силами и веществами природы,
то духовная культура
- это внутреннее богатство сознания, степень
развитости самого человека.
(Э. В. Соколов)
21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
Какое современное понимание культуры представлено в тексте? Какой
22
аспект общественной жизни, по мнению автора, прежде всего выражает
культура? Какие два вида культуры называет автор?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1 / 5
Открытый вариант 2
Для ответов на задания 1, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы
Основной государственный экзамен
записывайте чётко и разборчиво.
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ответами к заданиям
2-5,
7-11,
13-20 являются цифра,
последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите
Вариант №2
сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой
Инструкция по выполнению работы
клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии
Экзаменационная работа включает в себя
24 задания:
17 заданий
с приведёнными в бланке образцами.
с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при
отводится 3 часа (180 минут).
описании социальной сферы общества?
Ответы к заданиям 2-5, 7-11, 13, 14, 16-18 записываются в виде одной
Затраты, выручка, страта, театр, нация.
цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного
заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20
из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте
работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк
ответов № 1.
2
Татьяна работает продавцом в магазине. Она вежливый и ответственный
Задания 1, 6, 12, 21-24 выполняются на бланке ответов № 2. Для
человек. В свободное время она изучает иностранный язык и занимается в
выполнения заданий 21-24 необходимо: выбрать нужную информацию из
студии бальных танцев. Всё это характеризует Татьяну, прежде всего, как
текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения;
1) товарища
соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;
2) индивида
применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать
3) личность
и обосновать собственное мнение.
4) работника
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
Ответ:
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
3
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
А. Природные условия определяют хозяйство и быт людей.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
Б. Воздействие общества на природную среду противоречиво.
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
1) верно только А
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
Желаем успеха!
4) оба суждения неверны
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2 / 5
Открытый вариант 2
8
Предприятие выпекает торты. Что из приведённого ниже отражает
4
Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию
производительность труда на предприятии?
фигурного катания. На каком уровне образования находится Виталий?
1)
15 работников выпекают за сутки 1500 тортов
1) основное общее образование
2) предприятие выпускает 35 наименований тортов
2) среднее общее образование
3) на предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации
3) начальное общее образование
4) торты ежедневно поставляются в 40 магазинов
4) среднее профессиональное образование
Ответ:
Ответ:
9
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. При хранении денег на счёте в банке происходит изъятие их из общего
5
Верны ли следующие суждения о морали?
денежного оборота страны.
А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.
Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
Б. При покупке товаров деньги выступают как средство накопления.
1) верно только А
1) верно только А
2) верно только Б
2) верно только Б
3) верны оба суждения
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответ:
10
Совокупность конкретных действий, которые выполняет человек,
6
Ученику
9 класса Мураду пришло СМС-сообщение от неизвестного
занимающий определённое положение в данном обществе, называют
абонента:
«Мурад, номер вашего мобильного участвовал в розыгрыше
призов. Подробности получения выигрыша можно узнать, позвонив
1) социализацией
по платному номеру телефона +7 (***)*******».
2) социальной ролью
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Мурада?
3) социальной мобильностью
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
4) гражданскими обязанностями
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
7
Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует
11
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
экономику как хозяйство?
А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
1) анализ изменения показателей биржевой активности
Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми
2) объяснение причин роста инфляции
членами.
3) выявление закономерностей формирования спроса
1) верно только А
4) оказание населению парикмахерских услуг
2) верно только Б
3) верны оба суждения
Ответ:
4) оба суждения неверны
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
3 / 5
Открытый вариант 2
13
Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы
12
В ходе социологического опроса жителей города Z им предложили
уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных
определить, какие агенты социализации играют в наше время решающую
конституций. Какова форма государственно-территориального
устройства
роль в становлении личности подростка
(можно
было дать несколько
страны Z?
ответов).
1) федеративное государство
Результаты
опроса
% от
числа
отвечавших)
представлены
в
виде
2) республика
диаграммы.
3) монархия
4) унитарное государство
Ответ:
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
14
А. В правовом государстве право выше власти.
Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
15
Установите соответствие между примерами и видами
(формами)
деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите
соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ВИДЫ (ФОРМЫ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) посещение молодым человеком курсов
1) труд
вождения автомобиля
2) учение
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях
Б) приготовление хозяйкой праздничного
групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется:
ужина
а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав
В) подготовка школьника к контрольной
номер задания.
работе
Г) уборка дачного участка
Д) участие старшеклассника в городской
олимпиаде по химии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
4 / 5
Открытый вариант 2
16
19
Ученик прочитал в учебнике о формах
(областях) духовной культуры.
Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен сотрудником ГИБДД
Сравните две формы
(области) духовной культуры: религию и науку.
за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт
гражданина Н. в данной ситуации?
сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) уголовного
1) основывается на вере в сверхъестественные силы
2) административного
2) формирует картину мира
3) гражданского
3) влияет на мировоззрение человека
4) трудового
4) подвергает результаты познания критическому анализу
Ответ:
Черты сходства
Черты отличия
Ответ:
17
Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может
быть решён только в суде?
20
Заполните пропуск в таблице.
1) У супругов есть общие несовершеннолетние дети.
Элемент статуса
2) Супруги прожили вместе более трёх лет.
Примеры
гражданина
3) Супруги ведут совместный бизнес.
Право на жизнь, право на защиту чести
4) Супруги заключали брачный договор.
Личные (гражданские)
и достоинства, право на свободу и личную
права и свободы
неприкосновенность,
право
на
Ответ:
неприкосновенность личной жизни и др.
Сохранение природы и окружающей среды,
уплата налогов, защита Отечества, забота
18
Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?
Конституционные …
о детях и нетрудоспособных родителях
А. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными
и др.
Силами РФ.
Б. Президент РФ возглавляет Совет Федерации.
Ответ: ___________________________.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5 / 5
Открытый вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на
23
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя
задания используйте бланк ответов
№ 2. Запишите сначала номер
примерами содержащееся в тексте утверждение, что человека окружает
задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте
«сделанный мир».
чётко и разборчиво.
В первом приближении культуру можно определить так: культура - это
24
В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли Вы
всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот
с этим утверждением? Используя обществоведческие знания, приведите два
искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя
аргумента (объяснения) своего мнения.
в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения
на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его
к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2
Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом
с номером
производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных
соответствующего задания.
действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался»
с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит
в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую
Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но
и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено,
упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся
история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы
видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений.
Мир, как справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт
промышленности и торговли, это
-
«сделанный» мир. Всё, что мы
представляем собой
- наши мысли, чувства, наше воображение - есть
продукт культурного воспитания.
(По материалам энциклопедии для школьников)
21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
Как понятие «культура» связано с обработкой земли? Что включает в себя
22
понятие «культ»? Почему культура стала для человека второй природой?
(Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
1/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
6
Шестнадцатилетняя Екатерина искала работу, график которой можно было
1
Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типов
бы совместить с учёбой в колледже. В Интернете она нашла предложение
политического режима?
следующего содержания: «Работа в удобное время. Набор текста. 1 лист -
Республика, авторитарное государство, федерация, унитарное государство,
100 рублей. Количество листов зависит только от вашего желания. Для
тоталитарное государство.
получения первого заказа вы должны перечислить
500 рублей на
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого
одного
электронный кошелёк работодателя! Торопитесь! Осталось 8 вакансий!»
из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Оцените ситуацию с точки зрения достижения цели Екатерины. Как ей
правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
1) понятия: авторитарное государство, тоталитарное государство;
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
2) смысл понятия, например: авторитарное государство - способ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
политической организации общества с ограничением прав и свобод
1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего Екатерина не
граждан и сосредоточением власти в руках одного лица или группы
найдёт работу. Объявление дали мошенники: они предлагают
лиц, ИЛИ тоталитарное государство осуществляет всеобъемлющий
большие деньги при минимальном вложении труда и при
контроль всех сторон жизни граждан, включая частную жизнь.
устройстве на работу деньги платит работодатель работнику, а не
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или
наоборот;
объяснение смысла понятия.)
2) ответ на второй вопрос, например: не переводить деньги,
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого
2
уточнить информацию о том, сколько стоит в среднем выполнение
одного из них
данного вида работы.
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько
1
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по
«лишних» понятий, раскрыт смысл верного понятия.
смыслу формулировках
ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.
Даны правильная оценка ситуации и ответ на вопрос
2
ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его
Дана только правильная оценка ситуации.
1
смысл
ИЛИ Дан только правильный ответ на вопрос
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько
0
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
«лишних» понятий, раскрыт только смысл «лишнего» понятия.
требованию задания.
ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или
ИЛИ Ответ неправильный
несколько «лишних» понятий, смысл верного понятия не раскрыт
Максимальный балл
2
или раскрыт неверно.
ИЛИ Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не
соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
3/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
12
В ходе социологического опроса совершеннолетних жителей страны Z им
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
задавали вопрос: «Где вы, как правило, покупаете одежду и обувь?» (можно
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы
было выбрать не более двух ответов).
и высказаны предположения:
Результаты
опроса
% от
числа
опрошенных)
представлены
в
виде
а) о сходстве, например: более половины опрошенных из каждой
диаграммы.
группы предпочитают покупать одежду и обувь в торговых центрах
(возможная причина, например: делать покупки в торговых центрах
удобно, так как можно купить необходимые товары различных
видов в одном месте, что экономит время на совершение покупок);
б) о различии, например: жители городов с населением до
100 тысяч человек в меньшей степени, чем жители городов
с населением более
500 тысяч человек делают покупки
в специализированных магазинах (возможная причина, например:
в небольших городах меньше специализированных магазинов,
чем в крупных городах).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве
и различии, высказаны иные уместные предположения
Сформулированы два вывода, по каждому из них высказано
4
уместное предположение
Сформулированы один-два вывода, по любому одному из них
3
высказано уместное предположение
Сформулированы только два вывода
2
Сформулирован только один вывод
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
требованию задания
Максимальный балл
4
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях
групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется:
а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав
номер задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
5/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых
оттенков, сколько имеет слово «культура»… Обобщая случаи обыденного
21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком
текста и озаглавьте каждый из них.
и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она
предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное
выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать
Культура в современном понимании есть совокупность материальных
основным смысловым фрагментам текста и отражать основную
и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов
идею каждого из них.
и состояний человека, видов и результатов его деятельности.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности
1) сущность понятия «культура»;
вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений
2) специфика культуры как общественного явления;
и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура
3) материальная и духовная культура.
выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие
с преемственностью.
сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных
В соответствии с разделением деятельности на материальную
смысловых блоков, например: возможно дополнительное
и духовную принято различать материальную и духовную культуру.
дробление смыслового раздела о сущности понятия «культура»
Провести между ними грань по принципу:
«из чего сделан» предмет,
по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство,
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия
2
существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной
(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента
текста.
культуре, а скажем, знания о выплавке металлов - к культуре духовной.
Количество выделенных фрагментов может быть различным
Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки,
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их
1
знания, которые являются продуктом материального производства или
обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует
названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих
отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности,
частей текста.
выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает
ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все
степень практического овладения человеком силами и веществами природы,
названия
(пункты плана) отражают основную идею каждого
то духовная культура
- это внутреннее богатство сознания, степень
фрагмента текста
развитости самого человека.
Не выделены основные фрагменты текста.
0
(Э. В. Соколов)
ИЛИ Названия выделенных фрагментов
(пункты плана) не
соответствуют основной идее соответствующих частей текста,
являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
7/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
22
Какое современное понимание культуры представлено в тексте? Какой
23
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя
аспект общественной жизни, по мнению автора, прежде всего выражает
примерами содержащееся в тексте утверждение, что «культура воплощает
культура? Какие два вида культуры называет автор?
степень практического овладения человеком силами и веществами природы».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Могут быть приведены такие примеры:
1) ответ на первый вопрос: совокупность материальных и духовных
1) даже в районах высокой сейсмической активности люди
продуктов человеческой деятельности, духовных процессов
научились строить высотные дома;
и состояний человека, видов и результатов его деятельности
/
2) в некоторых странах горячие природные источники используются
специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности
для отопления домов;
вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий,
3) ученые вывели породы животных и сорта растений, устойчивые
произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений
к засухам и болезням.
людей;
Могут быть приведены другие примеры
2) ответ на второй вопрос: тот аспект общественной жизни, который
Правильно приведены три примера
3
связан с преемственностью;
Правильно приведены два примера
2
3) ответ на третий вопрос:
Правильно приведён один пример
1
- материальная культура;
Ответ неправильный
0
- духовная культура.
Максимальный балл
3
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух
видов культур.)
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так
и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих
фрагментов текста
Даны правильные ответы на три вопроса
2
Даны правильные ответы только на два любых вопроса
1
Дан правильный ответ только на один любой вопрос.
0
ИЛИ Приведены общие рассуждения, не соответствующие требованиям
задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
9/9
Русский философ С. Франк считал, что «железные дороги, телеграфы и телефоны,
24
вообще вся техника сама по себе не есть культура». Согласны ли Вы с этим
утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два
аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение экзаменуемого: согласие или несогласие с приведённой
в задании мыслью;
2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что:
- если автор понимает под культурой только духовные
достижения, то техника к ним не относится;
- техника, о которой упоминал автор, мало влияет на духовный
мир людей;
в случае несогласия может быть указано, что:
- техника является частью материальной культуры;
- в её основе научные достижения (духовная культура);
- современная техника помогает распространению духовной
культуры.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
Выражено мнение экзаменуемого, приведены два аргумента
2
(объяснения)
Выражено мнение экзаменуемого, приведён один аргумент
1
(объяснение).
ИЛИ Мнение экзаменуемого не выражено, но понятно из контекста
приведённых двух аргументов (объяснений)
Выражено мнение экзаменуемого, аргументы
(объяснения) не
0
приведены.
ИЛИ Приведён только один аргумент (объяснение).
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
1/1
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
2
1
3
1
4
1
5
3
7
3
8
2
9
1
10
4
11
3
13
2
14
2
15
12131
16
4
17
4
18
3
19
1234 <или> 2134 <или> 1243 <или> 2143
20
правительство

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
1/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
6
Ученику
9 класса Мураду пришло СМС-сообщение от неизвестного
1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при
абонента:
«Мурад, номер вашего мобильного участвовал в розыгрыше
описании социальной сферы общества?
призов. Подробности получения выигрыша можно узнать, позвонив
Затраты, выручка, страта, театр, нация.
по платному номеру телефона +7 (***)*******».
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого
одного
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Мурада?
из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) понятия: страта, нация;
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) смысл понятия, например: страта
- это элемент социальной
1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего, если Мурад
структуры
(социальный слой или группа), объединённый
позвонит по указанному номеру, то с ним будут долго
неким общим общественным признаком
(имущественным,
разговаривать,
поздравлять,
выспрашивать
контактную
профессиональным или иным), ИЛИ нация
- исторически
информацию, в результате чего он получит счёт за переговоры /
сложившаяся устойчивая общность людей, складывающаяся в
или его попросят вернуть/оплатить приз, который он якобы
процессе формирования единой экономической жизни, территории.
выиграл;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или
2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не
объяснение смысла понятия.)
перезванивать, проверить и убедиться в достоверности
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого
2
информации, которую сообщили в СМС
- можно, допустим,
одного из них
поискать информацию в Интернете об упомянутом розыгрыше.
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько
1
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по
«лишних» понятий, раскрыт смысл верного понятия.
смыслу формулировках
ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.
Даны правильные ответы на два вопроса
2
ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его
Дан правильный ответ на один любой вопрос
1
смысл
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько
0
требованию задания.
«лишних» понятий, раскрыт только смысл «лишнего» понятия.
ИЛИ Ответ неправильный
ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или
Максимальный балл
2
несколько «лишних» понятий, смысл верного понятия не раскрыт
или раскрыт неверно.
ИЛИ Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не
соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
3/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
12
В ходе социологического опроса жителей города Z им предложили
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
определить, какие агенты социализации играют в наше время решающую
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы
роль в становлении личности подростка
(можно
было дать несколько
и высказаны предположения:
ответов).
а) о сходстве, например: опрошенные из обеих возрастных групп
Результаты
опроса
% от
числа
отвечавших)
представлены
в
виде
в равной мере считают, что родители играют решающую роль
диаграммы.
в становлении личности
(возможное объяснение, например:
в обществе сформированы семейные ценности, поэтому родители
ответственно относятся к воспитанию детей, а дети уважают
родителей);
б) о различии, например: опрошенные 20-40 лет в большей мере,
чем люди более старшего возраста, считает, что близкие друзья
играют решающую роль в процессе социализации
(возможное
объяснение, например: в молодости общение со сверстниками,
друзьями является важнейшей потребностью; в старшем возрасте
дружба ценится, однако люди часто бывают самодостаточными).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве
и различии, высказаны иные уместные предположения
Сформулированы два вывода, по каждому из них высказано
4
уместное предположение
Сформулированы один-два вывода, по любому одному из них
3
высказано уместное предположение
Сформулированы только два вывода
2
Сформулирован только один вывод
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
4
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях
групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется:
а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав
номер задания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
5/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В первом приближении культуру можно определить так: культура - это
21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот
текста и озаглавьте каждый из них.
искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя
в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения
на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать
Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их
основным смысловым фрагментам текста и отражать основную
мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура
идею каждого из них.
производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался»
1) сущность понятия «культура»;
с ними.
2) роль культуры в жизни человека и общества;
Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит
3) продукты культурного воспитания.
в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов
Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но
текста.
и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено,
Возможно дополнительное дробление смыслового раздела
упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся
о сущности понятия «культура»
история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия
2
видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений.
(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента
Мир, как справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт
текста.
промышленности и торговли, это
- «сделанный» мир. Всё, что мы
Количество выделенных фрагментов может быть различным
представляем собой
- наши мысли, чувства, наше воображение - есть
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их
1
продукт культурного воспитания.
названия
(пункты плана)
отражают основные идеи
(По материалам энциклопедии для школьников)
соответствующих частей текста.
ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все
названия
(пункты плана) отражают основную идею каждого
фрагмента текста
Не выделены основные фрагменты текста.
0
ИЛИ Названия выделенных фрагментов
(пункты плана) не
соответствуют основной идее соответствующих частей текста,
являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
7/9
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
22
Как понятие «культура» связано с обработкой земли? Что включает в себя
23
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя
понятие «культ»? Почему культура стала для человека второй природой?
примерами содержащееся в тексте утверждение, что человека окружает
(Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
«сделанный мир».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Могут быть приведены такие примеры:
1) ответ на первый вопрос: есть две точки зрения на
1) большинство людей живёт в специально построенных домах,
происхождение понятия и смысл слова
«культура». Одни
отсутствовавших в природной среде;
возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» -
2) большинство людей пользуется специально изготовленной
обрабатывать почву. Первым проявлением культурной
одеждой и предметами быта;
деятельности человека была, по их мнению, обработка земли;
3) жизнь людей регулируется специально созданными социальными
2) ответ на второй вопрос: совокупность религиозных,
нормами.
ритуальных действий, с помощью которых человек призывал
Могут быть приведены другие примеры
высшие силы, «общался» с ними;
Правильно приведены три примера
3
3) ответ на третий вопрос: культура давно стала для человека
Правильно приведены два примера
2
второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через
Правильно приведён один пример
111
культуру.
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
0
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и
требованию задания.
в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих
ИЛИ Ответ неправильный
фрагментов текста
Максимальный балл
3
Даны правильные ответы на три вопроса
2
Даны правильные ответы только на два любых вопроса
1
Дан правильный ответ только на один любой вопрос.
0
ИЛИ Приведены общие рассуждения, не соответствующие
требованиям задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
9/9
В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли Вы
24
с этим утверждением? Используя обществоведческие знания, приведите два
аргумента (объяснения) своего мнения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение экзаменуемого: согласие или несогласие с приведённой
в тексте мыслью;
2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что:
- в процессе воспитания и самовоспитания человек
искусственно ограничивает своё поведение социальными
нормами;
- некоторые культурные ценности, усваиваемые человеком,
противоречат его инстинктам, «ущемляют» его природную
составляющую;
- человек живёт в искусственно созданном мире, многие его
потребности носят искусственный характер;
в случае несогласия может быть указано, что:
- в процессе своего развития человек сформировался как особый
биологический вид, отличный от других животных;
- многие потребности, модели поведения человека являются
биологически обусловленными.
Могут быть приведены другие объяснения (аргументы)
Выражено мнение экзаменуемого, приведены два аргумента
2
(объяснения)
Выражено мнение экзаменуемого, приведён один аргумент
1
(объяснение).
ИЛИ Мнение экзаменуемого не выражено, но понятно из контекста
приведённых двух аргументов (объяснений)
Выражено только мнение экзаменуемого, объяснения не
0
приведены.
ИЛИ Приведено только одно объяснение (аргумент).
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытый вариант 2
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс
1/1
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
2
3
3
3
4
1
5
3
7
4
8
1
9
4
10
2
11
1
13
4
14
1
15
21212
16
2
17
1
18
1
19
2314 <или> 3214 <или> 2341 <или> 3241
20
обязанности <или> обязанность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////