МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по курсу медицинской и биологческой физики для студентов 1 курса медицинских факультетов (2011 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по курсу медицинской и биологческой физики для студентов 1 курса медицинских факультетов (2011 год)

 

 

ЗАНЯТИЯ 1 - 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Знание основ теории вероятностей позволяет студентам-медикам обоснованно
использовать методы обработки медико-биологической информации, а также использовать
вероятностные алгоритмы в диагностике заболеваний.
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
2.1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ
Уметь применять основные положения теории вероятности для решения различных
задач физического и медико-биологического содержания.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1.1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. - М.: Высшая школа, 1999
3.1.2. Чалий О.В. Медична і біологічна фізика. - К., 2005
3.1.3. Свердан П.Л. Вища математика. - Львів: Світ, 1998
3.1.4. Баврин И.И. Высшая математика. - Москва, 2001
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2.1. Морозов Ю.В.Основа высшей математики и статистики. - М.: Медицина, 1998
3.2.2. Ливенцев Н.М. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1978 (1 том)
3.2.3. Ремизов А.Н., Исакова Н.Х. Сборник задач по медицинской и биологической
физике. - М.: Высшая школа, 1987
3.2.4. Лобоцкая Н.Л., Морозов Ю.В., Дунаев А.А., Основы высшей математики. -
Минск: Высшая школа, 1987
3.2.5. Конспект лекций.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Случайная
Испытание
Абсолютная
Относительная
Полная
величина
частота
частота
группа
событий
событий
событий
Классификация
вероятность
случайных
событий
Классическое
Статистическое
Условная
понятие
понятие
вероятность
Соотношения
вероятности
вероятности
между
событиями
ТЕОРЕМЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Теорема
Теорема
Простые и
Формула
сложения
умножения
сложные
полной
вероятностей
вероятностей
события
вероятности
Для
Для
Формула
независимых
зависимых
Байеса
событий
событий
ЗАНЯТИЕ 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь трактовать:
1) классификацию событий;
2) соотношение между событиями;
3) принципы расчета вероятностей случайных событий.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Теория вероятностей как раздел математики (3.1.1, С.17)
4.2. Основные понятия теории вероятностей
(случайное событие, испытание,
абсолютная частота событий, относительная частота, полная группа событий, вероятность)
(3.1.1, С.17-18)
4.3. Классификация случайных событий (3.1.1, С.20-21)
4.4. Отношения между событиями (конспект лекций)
4.5. Классическое и статистическое определение вероятности (3.1.1, С.18-19)
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с правилами безопасности при работе в аудиториях кафедры
5.2. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.3. Выучить теоретические вопросы согласно п.4
5.4. Выполнить целевые обучающие задания (п.6)
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
6.1. Из 982 больных, поступивших в хирургическое отделение больницы за месяц, 275
человек имели травмы. Какая относительная частота травмированных больных,
поступивших в хирургическое отделение?
6.2. В институт было подано 1275 заявлений от девушек и 1084 от юношей. Какие
относительные частоты подачи заявлений от юношей и девушек?
6.3. В урне находятся 10 шаров: 3 белых, 7 черных. Из урны извлекается один шар.
Какова вероятность того, что этот шар окажется белым?
6.4. В урне находятся 10 шаров: 3 белых, 7 черных. Из урны извлекается один шар.
Какова вероятность того, что этот шар окажется черным?
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения при подготовке к занятию.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 2
ТЕОРЕМЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) трактовать теорему сложения вероятностей;
2) трактовать теорему умножения вероятностей;
3) использовать теоремы теории вероятностей для решения задач.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Теорема сложения вероятностей (3.1.1, С.20-23).
4.2. Теорема умножения вероятностей для (3.1.1, С.20-23):
А) зависимых событий
Б) независимых событий
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
6.1. Вероятность того, что стрелок при одном выстреле попадет в мишень, равна 0,9.
Стрелок делает три выстрела. Определить вероятность того, что стрелок два раза не
попадет в мишень.
6.2. В урне находятся 10 шаров; 3 белых, 5 черных,2 красных. Из урны извлекается
черный шар и в урну не возвращается. Какова вероятность извлечь после этого белый
шар?
6.3. В читальном зале имеется 8 учебников по информатике, 4 из которых в переплете.
Библиотекарь выбирает
2 учебника. Какова вероятность того, что оба учебника в
переплете.
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 3
ВЕРОЯТНОСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ В ДИАГНОСТИКЕ.
ФОРМУЛА БАЙЕСА
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) использовать формулу полной вероятности для решения конкретных задач;
2) записывать теорему Байеса и использовать её для решения конкретных задач.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Понятия о простом и сложном событиях (3.1.2, С.72-74)
4.2. Теорема полной вероятности (3.1.2., С. 82-84)
4.3. Вероятностные алгоритмы. Формула Байеса ( 3.1.2., С. 84-86).
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
6.1 Студент может заболеть гриппом только в результате переохлаждения либо
контакта с другим больным. Вероятность переохлаждения - 0,5; вероятность контакта с
другим больным - 0,8. Вероятность заболеть гриппом при переохлаждении составляет 0,3, а
при контакте - 0,8. Определите вероятность того, что наугад выбранный студент заболеет
гриппом.
6.2. В вычислительной лаборатории находится
15 машин,
9 из которых
полуавтоматические, а другие автоматические. Вероятность того, что выйдет из строя
полуавтомат − 0,2, а автомат - 0,1. Студент выполняет работу на наугад выбранной машине.
Определить вероятность того, что машина не сломается до окончания расчетов.
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 4
СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ И ЗАКОНЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Расчет числовых характеристик случайных величин, оценка характера их
распределения необходимы для количественного описания результатов медико-
биологических исследований.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
2.1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ
Уметь использовать числовые характеристики случайных величин и параметры их
распределения для анализа результатов медико-биологических измерений.
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) определять дискретную и непрерывную случайную величину;
2) рассчитывать числовые характеристики дискретных случайных величин
(математическое ожидание, дисперсию, стандартное отклонение);
3) записывать функцию плотности вероятности для нормального закона
распределения;
4) использовать нормальный закон распределения для оценки величины отклонений от
средних значений.
3. ЛІТЕРАТУРА
3.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1.1. Ремизов А.Н. Медицинская и биоло-гическая физика. - М.: Высшая школа, 1999
3.1.2. Чалий О.В. Медична і біологічна фізика. - К., 2005
3.1.3 .Свердан П.Л. Вища математика.-Львів: Світ., 1998
3.1.4. Баврин И.И. Высшая математика. - Москва, 2001
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2.1. Морозов Ю.В.Основа высшей математики и статистики. - М.: Медицина, 1998
3.2.2. Ливенцев Н.М. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1978 (1 том)
3.2.3. Ремизов А.Н., Исакова Н.Х. Сборник задач по медицинской и биологической
физике. - М.: Высшая школа, 1987
3.2.4. Лобоцкая Н.Л., Морозов Ю.В., Дунаев А.А., Основы высшей математики. -
Минск: Высшая школа, 1987
3.2.5. Конспект лекций.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ И ЗАКОНЫ
ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
Дискретные
Непрерывные
ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСКРЕТНЫХ
СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН
Математическое
Дисперсия
Среднее
ожидание
квадратичное
отклонение
ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН
Закон распределения
Закон
Закон
Максвелла
распределения
распределения
Гаусса
Пуассона
Функция
Графическое
Правило
плотности
представление
принадлежности
распределения
варианты к
совокупности
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Определение случайной величины. Дискретные и непрерывные случайные
величины. (3.1.1, С.31-34, 3.2, С.24-27, 3.3, С.210-214)
4.2. Числовые характеристики дискретных и непрерывных случайных величин.
Числовые характеристики дискретных и непрерывных случайных величин (математическое
ожидание, дисперсия, стандартное отклонение) (3.1.1, С.27-29, 3.2, С.24-25)
4.3. Законы распределения случайных величин. Нормальный закон распределения
Гаусса. (3.1.1, С.30-32, 3.3, С.214-215)
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
6.1. Дан закон распределения значений физиологических показателей частоты
сердечных сокращений у водителей после работы:
Xi
62
64
73
84
89
P(xi)
0,2
0,2
0,1
0,2
0,3
Найти математическое ожидание указанного показателя.
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЯ 5-9
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Математическая статистика - это наука о математических методах систематизации
экспериментальных данных для решения научных и практических задач, которая дает нам
возможность отбора данных из большой совокупности и определяет методы их обработки.
На основе методов математической статистики в медицине можно делать выводы
относительно влияния различных факторов на здоровье человека, развитие и течение
заболевания, оценивать эффективность лечебных методов и препаратов. Широкое
использование методов математической статистики в биологии и медицине обусловлено
возникновением специальной научной дисциплины - биометрии.
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
2.1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ
Овладеть алгоритмом статистической обработки случайной величины и уметь
использовать его для анализа результатов медико-биологических исследований.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.114. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990
3.1.2. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. - М.: Высшая школа, 1999
3.1.3. Свердан П.Л. Вища математика. - Львів: Світ, 1998
3.1.4. Баврин И.И. Высшая математика. - Москва, 2001
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2.1. Морозов Ю.В.Основа высшей математики и статистики. - М.Медицина, 1998
3.2.2. Ливенцев Н.М. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1978 (1 том)
3.2.3. Лобоцкая Н.Л., Морозов Ю.В., Дунаев А.А., Основы высшей математики. -
Минск: Высшая школа, 1987
3.2.4. Дополнение к методическим указаниям.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Генеральная
выборка
Вариационн
Полигон
Гистограмма
совокупность
ый ряд
частот
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ
Точечная оценка
Интервальная
оценка
Среднее
Дисперсия
Среднее
Доверительная
выборочное
квадратичное
вероятность
отклонение
Доверительный
интервал
СРАВНЕНИЕ ДВУХ СТАТИСТИЧЕСКИХ
СОВОКУПНОСТЕЙ
Нулевая
Альтернативная
гипотеза
гипотеза
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ И НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ
КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ
Критерий
Критерий
Критерий
Стьюдента
Фишера
знаков
ЗАНЯТИЕ 5
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) обосновать отбор объектов для исследований;
2) графически представить полученные экспериментальные данные:
а) построить полигон частот;
б) построить гистограмму распределения;
3) сделать выборку совокупности,
4) строить полигон частот, или гистограмму распределения;
5) сравнивать две статистические совокупности.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Основные понятия математической статистики (3.1.С.37-42)
1) генеральная совокупность;
2) выборка;
3) вариационный ряд;
4) полигон частот;
5) гистограмма распределения.
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
6.1. В результате измерений данных систолического давления у женщин 60-69 лет,
были получены следующие данные:
125
100
125
125
115
145
130
125
110
140
115
140
115
125
130
145
130
125
135
115
145
145
115
125
120
150
110
130
120
110
135
140
135
135
145
150
145
135
150
140
140
115
100
150
160
130
115
110
120
160
140
95
145
100
105
145
140
145
145
135
6.2. Построить вариационный ряд.
6.3. Найти моду, медиану, максимальное и минимальное значения вариант.
6.4. Построить полигон частот (алгоритм выполнения задания приведен в приложении
№1).
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
Приложение 1.
Алгоритм выполнения индивидуального задания
Расположить всю совокупность численных значений приведенной серии измерений в
порядке их возрастания и определить абсолютные частоты отдельных вариант.
Хі
160
165
168
171
175
178
181
184
186
190
mi
1
5
7
15
25
17
9
13
5
1
1. По данным вариационного ряда определить моду, медиану, максимальное и минимальное
значение вариант.
Мо = 171см
Ме = (175+178)/2 = 126,5см
mах = 190см
mіn = 160см
2. Построить полигон частот по образцу:
Полігон частот
30
25
20
15
10
5
0
150
160
170
180
190
200
Випадкова величина, х
ЗАНЯТИЕ 6
ТОЧЕЧНАЯ И ИНТЕРВАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) обосновать выбор методики статистической обработки экспериментальных данных;
2) сделать точечную оценку случайной величины;
3) сделать интервальную оценку случайной величины.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Оценка параметров генеральной совокупности на основе выборочных данных (3.1.1,
С. 42-49).
а) устройство таблицы и коэффициент Стьюдента;
б) интервальная оценка (алгоритм построения).
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
В результате измерений данных систолического давления у женщин 60-69 лет были
получены следующие данные:
125
100
125
125
115
145
130
125
110
140
115
140
115
125
130
145
130
125
135
115
145
145
115
125
120
150
110
130
120
110
135
140
135
135
145
150
145
135
150
140
140
115
100
150
160
130
115
110
120
160
140
95
145
100
105
145
140
145
145
135
6.1. Построить вариационный ряд
6.2. Выполнить точечную оценку параметров приведенной совокупности
6.3. Выполнить интервальную оценку параметров приведенной совокупности.
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 7
СРАВНЕНИЕ ДВУХ СТАТИСТИЧЕСКИХ СОВОКУПНОСТЕЙ
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
1) использовать параметрические критерии для сравнения статистических
совокупностей:
а) критерий Стьюдента;
б) критерий Фишера;
2) использовать непараметрические критерии для сравнения статистических
совокупностей:
а) критерий знаков.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Сравнение двух статистических совокупностей (приложение к методическим
указаниям).
4.2. Параметрические и непараметрические критерии различия (приложение к
методическим указаниям).
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 8-9
КОРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕСИОННЫЙ АНАЛИЗ
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) рассчитывать величину коэффициента корреляции;
2) интерпретировать особенности коэффициента корреляции;
3) строить эмпирические и теоретические линии регрессии.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕССИОННЫЙ
АНАЛИЗ
КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Нелинейная
Понятия
Линейная связь
Расчет
связь между
между
коэффициента
параметрами
параметрами
корреляции
Диапазон
Связь между
Теснота связи
изменения
параметрами
между
коэффициента
параметрами
корреляции
отрицательная
слабая
Сила связи между
параметрами
положительная
средняя
сильная
УРАВНЕНИЕ РЕГРЕССИИ
Эмпирическая
Теоретическая
Метод
линия регрессии
линия регрессии
наименьших
квадратов
РЕГРЕССИОННЫЕ МЕТОДЫ В БИОЛОГИИ И
МЕДИЦИНЕ
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Понятия о функциональной и корреляционной зависимости между параметрами
(3.2.3, С.204-207)
4.2. Коэффициент корреляции и его особенности (3.2.3, С.213-214).
4.3. Строение эмпирической линии регрессии (3.2.3, С. 205-210).
4.4. Уравнение регрессии. Теоретическая линия регрессии (3.2.3, С.205-210).
4.5. Использование линии регрессии для прогнозирования продления биосистем
(3.2.3, С.205-210).
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 10
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Для биологических систем вопросы передачи информации имеют важнейшее значение.
Информация используется на разных уровнях управления биосистем. Аппарат и методы
теории информации используются при изучении таких сложных процессов как обучение,
формирование рефлексов, взаимодействие с окружающей средой.
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
2.1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ
Уметь использовать методы теории информации для анализа биосистем.
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1)
использовать понятия и методы теории вероятностей для решения
информационных задач;
2) вычислять информационную энтропию и количество информации.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1.1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. - М.: Высшая школа, 1999
3.1.2. Чалий О.В. Медична і біологічна фізика. -К., 2005
3.1.3. Антонов В.Ф., Черныщ А.М. и др. Биофизика. -М., Владос., 2000
3.1.4. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. - М.: Медицина, 1978
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2.1. Ливенцев Н.М. Курс физики (т. 2) . - М.: Высшая школа, 1978
3.2.2. Інформаційні методи синтезу моделей біологічних систем
(під ред. проф.
Г.Чарояна) . -К.: Вища школа, 1982.
3.2.3. Про деякі питання сучасної математики та кібернетики. Зб. робіт під ред.
О.З.Ривкина. -М., 1965, С.530
3.2.4. Конспект лекций.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ
ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В РЕШЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Понятия информации
Понятия вероятности
Особенности информации
Вероятность наступления
одного из n равновероятных
событий
Съем, передача, получение
и преобразование
Вероятность наступления
информации
одного из n
неравновероятных событий
РАСЧЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭНТРОПИИ И КОЛИЧЕСТВА
ИНФОРМАЦИИ
Мера количества
Формула
Информационная
информации
Хартли
энтропия
понятия
Единицы
Формула
измерения
Шеннона
особенности
Пропускная
энтропия
способность канала
связи
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Информация. Понятия информации. Информация. (3.1.1, С. 85-88).
4.2. Информационная энтропия. Формула Хартли, формула Шеннона. (3.1.1, С.88-89).
4.3. Количество информации. Единицы измерения количества информации. (3.1.1,
С.89).
4.4. Общая схема передачи и регистрации информации. (3.1.1, С.90).
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
6.1. Определить количество информации, которое содержится в сообщении,
вероятность которого равна 0,25.
6.2. Определить энтропию системы: две колоды карт.
6.3. На протяжении, какого времени происходила передача информации, при
пропускной способности канала связи 12 бит/с было передано 144 бита информации.
6.4. Какая пропускная способность канала связи, если было передано
96 бит
информации за 3 секунды?
7. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
7.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
7.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
7.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
7.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.
ЗАНЯТИЕ 11
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Живой организм может успешно поддерживать своё существование в условиях
постоянно изменяющейся окружающей среды, только в том случаи, если он постоянно
обменивается широкими потоками информации. С другой стороны центральная нервная
система человека и животных должна быть проинформирована про все изменения, которые
происходят в окружающей среде. Для выполнения правильного и полноценного анализа
раздражений, необходима целостность и функциональное единство переферического
(рецепторного), проводникового и мозгового
(центрального) отделов воспринимающих
систем.
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
2.1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ
Уметь характеризовать сенсорные системы человека.
2.2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
Уметь:
1) трактовать назначения и особенности сенсорных систем;
2) записывать и интерпретировать основные психофизические законы.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1.1. Костюк П.Г., Гродзинский Д.М., Зима В.Л., Магура И.С., Сидорик Е.П., Шуба
М.Ф. Биофизика. − Киев: Вища школа,1988.
3.1.2. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. - М.: Медицина,
1978.
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2.1. Конспект лекций.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
НАЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ
Понятия
олю
енц
сенсорных систем
орог
орог
Классические
модальности
ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Закон Вебера
Интенсивность
ощущения
Закон Вебера-Фехнера
Сила стимула
Закон Стивенса
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
4.1. Понятия о сенсорных системах. (3.1.1, С.437)
4.2. Модальность ощущений. Классические модальности. (3.1.1, С.437)
4.3. Абсолютные и дифференциальные пороги ощущения. (3.1.1, С.438,440)
4.4. Понятия психофизики (3.1.1, С.438)
4.5. Законы функционирования сенсорных систем (закон Стивенса, Вебера Вебера-
Фехнера (3.1.1, С.438-440).
5. ПРОГРАМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
5.1. Ознакомиться с актуальностью темы и целями практического занятия (см. п.п.1 и 2)
5.2. Изучить теоретические вопросы согласно п.4
5.3. Выполнить целевые обучающие задачи (п.6).
6. ПРОГРАМА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВОВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
6.1. Вместе с преподавателем студенты обсуждают основные теоретические положения
темы и разбирают вопросы, вызвавшие затруднения.
6.2. Студенты самостоятельно решают задачи и отвечают на тесты, предложенные
преподавателем.
6.3. Студенты отвечают на контрольные тесты.
6.4. Преподаватель подводит итоги и дает рекомендации для подготовки к следующему
практическому занятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////