Политология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Политология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

 

Вопросы по политологии

П

ОЛИТИКА

 – 

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ

 

ВЫРАЖЕНИЕ

 

ЭКОНОМИКИ

 

СТРАНЫ

 

 

1. Объект и предмет политологии 

Объект любой науки – часть окружающей человека действительности, подлежащая 
изучению.

Предмет любой науки – часть объекта.

Объект изучения политологии – общество в целом, т.к. это общественная наука
Предмет политологии – политическая сфера общества.

Общество

Основа любого общества

Политическая сфера общества складывается из следующих элементов:

1. Политические отношения
2. Политическое сознание
3. Политическая система

2. Политические отношения и их специфика 

Политические отношения – отношения людей (отношения между классами (стратами, 
кастами), нациями, государствами) по поводу достижения, удержания и реализации 
политической власти.
Специфика политических отношений:
Аэто отношения не между отдельными людьми, а между социальными группами и 
общностями
Б. эти отношения выражают конкретные интересы этих социальных групп и общностей
Интерес (с точки зрения политологии) – политическая потребность
В. Существование и развитие этих отношений связаны с политической системой общества
Г. Политические отношения включают в себя активные действия (избирательные 
кампании; членство в политических партиях; участия в митингах, демонстрациях, пикетах; 
конфликтные способы участия; терроризм, организация чёрного пиара, экстремизм, 
заказные убийства) в целях реализации политических интересов

Социальная сфера

Духовная сфера

Политическая сфера

Экономика

3. Политическая психология и политическая идеология как 

состовляющие политического сознания 

Политическое сознание – одна из форм общественного сознания (наряду с правом, 
наукой, философией, этикой, эстетикой, религией). С помощью политического сознания 
люди осмысливают окружающую действительность и осуществляют ту или иную политику
с целью реализации своих политических интересов. 
Политическое сознание имеет 2 уровня:

1. Политическая психология

 

  (уровень политического сознания, формирующийся 

стихийно, как реакция (эмоциональная) на любое политическое событие)

2. Политическая идеология

 

  (уровень политического сознания, который в 

теоретической форме отражает явления и процессы политической 
действительности)

Политики занимаются манипуляцией политической теорией в целях 
достижения своих интересов. Основу интересов любого политика или политики 
составляют статус, власть и ресурсы.

4. Структура и функции политологии

Структура политологии

1. Политическая философия
2. Теория политики
3. Политическая социология
4. Политическая психология

Сравнительная политология, геополитика, международные отношения – это 
субдисциплины политологии. Это означает, что объект и предмет этих дисциплин входит в
объект и предмет политологии.

Основными функциями политологии являются:

познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, 

структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее 
функционирования;

диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с 

целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях 

(перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных 
явлений;

организационно-технологическая - создание политических технологий и 

организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования 
политической сферы общества;

управленческая - использование политологических исследований для разработки и 

принятия управленческих решений;

инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов 

исследования политической реальности;

идеологическая - использование политологических знаний и результатов 

исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов 

политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

5. Политическая система и механизм ее функционирования

Система

 

  – это сложно организованное, упорядоченное целое, представляющее собой 

 

 

совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих элементов.

Главное качество любой системы – целостность, которая заключается в том, что каждый 
элемент несёт на себе признаки систем. Что это значит? Опор именно на целостности. 
Например, наша группа в МГЛУ – это целостность. Даже после выпуска, мы всё равно 
будем частью её, пусть и бывшей.

Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Герберт Спенсер – основоположники социологии 
(середина 19 века)

Эмиль Дюркгейм, Герберт Спенсер сформулировали структурный функционализм. 
Использовали термин «система», известный ещё с античности, в своей теории и стали 
разрабатывать свои идеи. Они выявили еще некоторые свойства (особенности) систем. 
Например, иерархия. Где каждый элемент выполняет свою функцию. При нарушении 
этой иерархии система может исчезнуть. 

Например, МГЛУ. Здесь есть ответственные должности – ректор, зав.кафедры 
и т.п. Если эти элементы системы МГЛУ не будут выполнять свои функции, 
МГЛУ развалится. Ректорат, деканат в данном контексте – это подсистемы. 
Другой классический пример – человеческий организм. Он сам по себе выступает 
системой. Но в нем есть и другие системы – подсистемы, например, 
кровеносная, пищеварительная, нервная и т.д. Что будет, если кровеносная 
система перестанет выполнять свои функции? 

Каждая система состоит из элементов – подсистем или структур. И каждая эта подсистема 
выполняет свои чётко очерченные функции, необходимые для поддержания главной 
основной системы. Это и называется структурным функционализмом. 

Дюркгейн и Спенсер перенесли вот этот пример строения системы «человек» на 
общество. 

Вспомним общество и её сферы жизнедеятельности (политическая, духовная, 
социальная, экономическая). Общество – система. Сферы жизни общества – 
подсистемы. Каждая из этих подсистем выполняет свои функции (Экономика – 
экономические функции, политика – управленческие, духовная сфера задаёт 
нормы и ценности общества). Ученые утверждали, что ни одна из этих сфер 
(подсистем) не должна потерпеть крах, они должны справляться со своими 
функциями, иначе всё общество рухнет. За нормальное поддержание работы 
всей системы в целом и подсистем в частности отвечает политическая 

система. Если политическая сфера неэффективна, то она не справляется с 
тем, чтобы поддерживать выполнение своих функций другими подсистемами. В
результате происходит процесс разагрегирования (т.е. расползания общества,
краха
)

Толкотт Парсонс (середина 20 века) – любимый ученик Питирима Сорокина, который 
является основоположником политологии. 

Понятие «система» стала использоваться в политической науке с 50-х годов XX века в 
работах Толкотта  Парсонса – основоположника современного структурного 
функционализма.

Толкотт Парсонс представил общество как систему, в которой взаимодействуют 4
подсистемы (структуры, элементы) – экономическая, социальная, политическая и 
духовная.

Его последователь – Дэвид Истон стал изучать политическую подсистему как 
самостоятельную структуру в работах «Политическая система» (1957 г.), «Предел 
политического анализа» (1965 г.). В этих работах он дал определение политической 
системы, как «саморазвивающейся саморегулирующийся организм, активно 
реагирующий на поступающие извне импульсы – команды» 

Дэвид Истон – изучал в основном политическую сферу. Назвал эту сферу “Black box”, ибо 
процессы, происходящие внутри очень сложны либо вообще неизвестны, непонятно что к
чему, кто принимает решения, как они принимаются и т.п. 

Окруж. Среда (общество)

Наглядная схема концепции

     решения

        Дэвида Истона

  2.Поддержка

     действия

 

выход

У системы есть вход, на который из окружающей среды поступают импульсы. (1- 
требования, 2- поддержка)

Требования – это входящий импульс среды (общества), связанный с распределением благ
и услуг:

1.требовани

Полит. сфера -

“BLACK BOX”

вход

Повышение зарплаты

Совершенствование системы образования, здравоохранения

Охрана прав и свобод граждан

Обеспечение национальной безопасности (3 компонента любой нац. безопасности 
любого гос-ва – общества, государства, личности – для всех времен и народов)

И т.д.

Поддержка – входящий импульс, выступает в следующих формах:

Выплата налогов

Соблюдение законов

Активное участие в политической жизни (избирательная компания (человек может 
участвовать в качестве избирателя, избираемого, организатора), участие в партиях, 
организациях и т.п.; пикеты, митинги; конфликтные способы участия (вооруженная 
борьба, гражданская война); неприемлемые формы (экстремизм, террор) и 
воинская служба и т.д.)

Импульсы выхода: решения и действия по их реализации

Результаты решения и действий могут носить самые разнообразные формы:

Распределение и перераспределение товаров и услуг

Поощрение и стимулы

Законодательные акты

И т.д.

6. Структура политической системы, краткая характеристика ее

подсистем

Система

 

  – это сложно организованное, упорядоченное целое, представляющее собой 

 

 

совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих элементов.

Политическая система - саморазвивающейся саморегулирующийся организм, активно 
реагирующий на поступающие извне импульсы – команды

Попытка вскрыть сущность политического ящика  принадлежит амер политологу 
Габриэлю Алмонду. В работе  "Политика развивающихся регионов" он выделил 5 
подсистем политической системы:

1. Институциональная - включает разные институты: государство, политические 

партии, религия как институт , общественные организации и движения, СМИ("4ая 
власть"), группа давления(люди платят другим , чтобы те выкрикивали лозунги, 
устроили митинг) и лоббистские группы(lobby- кулуары, в нашей стране 
лоббирование запрещено, по нашему это коррупция). 

2. Нормативная (регулятивная) - включает правовые (Конституция) и 

политические(уставы, программы полит партии) нормы, принципы, традиции, с 
помощью которых происходит регуляция полит и обществ отношений. 
Политические и правовые нормы могут передаваться в виде традиций, обычаев из 
поколения в поколения в данном социуме ( майские праздники - демонстрации, 9 
мая военный парад)

3. Коммуникативная - включает разнообразные формы, связи и взаимоотношения 

между субъектами политического процесса как внутри данного государства , так и 
между разными государствами(переговоры, саммиты, форумы, встречи на высшем
уровне между главами государствами, встречи без галстуков, конференции, 
конгрессы, санкции, G8(7))

4. Функциональная - представляет собой основу полит режима и включает в себя 

методы осуществления власти: а. Насильственные (репрессии) и 
ненасильственные (переговоры) , б. Легитимные (действия власти одобряемые 
народом) и нелегитимные (Николай 2,  Янукович) , в. Правовые и неправовые. 

5. Культурная - деятельность этой подсистемы наиболее ярко проявляется в 

функционировании: избирательных кампаний, рекрутировании элит (каким 
способом происходит набор – закрытым (могут войти только дети или внуки 
представителями элиты) или открытым), методах разрешения конфликтов, 
способах принятия и реализации политических решений. Включает в себе 
политические нормы и ценности, характерные для данного социума, 
определяемые историей, культурой и географией страны и выражаемые в 
политическом сознании (полит идеологией и психологией), а также в полит 
поведении. 

7. Функции политической системы

Система

 

  – это сложно организованное, упорядоченное целое, представляющее собой 

 

 

совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих элементов.

Политическая система - саморазвивающейся саморегулирующийся организм, активно 
реагирующий на поступающие извне импульсы – команды

Функции:

1. Разработка программ жизнедеятельности общества с определением 

стратегических целей и задач, а также выработка адекватных методов их решения

2. Мобилизация необходимых материальных, финансовых, людских и военных 

ресурсов для достижения целей.

3. Интеграция всех подсистем общества на основе господствующей культуры для 

решения общенациональных задач.

4. Распределение ценностей общества

А. Доступность качественного образования и медицинского обслуживания
Б. Организация отдыха и досуга граждан
В. Определение культурных приоритетов

5. Политическая социализация граждан и рекрутирование новой политической элиты
6. Обеспечение внутренней и внешней безопасности общества
7. Обеспечение реализации национальных интересов

8. Определение причин возникновения и сущности 

государства в истории социально-политической мысли

Теологические концепции

 

    возникновения государства – согласно которым государство 

возникает как продукт Божьего провидения. (Раджа, Царь, император – наместник Бога 
на земле. Жрецы – посредники между Богом и обычным народом, фараоном, 
императором. Свою волю боги передают наместнику через жрецов). Древние 
государства – Индия, Египет, Месопотамия. 

Теория естественного возникновения государства. Наиболее яркое отражение в трудах 
Платона и Аристотеля(5-4 в до нэ). «Государство возникает естественным путём ради 
потребности жизни на земле. Государство является такой же естественной формой 
общежития людей как и семья. В основе государства семья; несколько семей, 
проживающих на одной территории, образуют селения; несколько селений образуют 
государство ради потребности жизни не земле (организация внутреннего хозяйства и 
защита от внешних врагов», - Аристотель «Полития и работа государства». 

Теория общественного договора

 

   Естественные права – право на жизнь, свободу, 

собственность. Согласно этой теории государство возникает в результате сознательного 
заключения договора между людьми, проживающими на одной территории. Джон Локк 
впервые заговорил.  Потом Фрэнсис Бэкон. Жан Жак Руссо(18в) писал: «Общей чертой 
естественного состояния людей является неограниченная личная свобода. Реализуя её, 
рано или поздно возникает война всех против всех. Для предотвращения этого люди 
сознательно поступаются частью своих естественных прав в пользу государства, которое 
обязуется сохранить большую часть жизни, свободы и собственности от внутренних и 
внешних врагов».
Схема Руссо(18)

Орудия труда -> разделение труда -> имущественное неравенство -> частная 
собственность -> Классы -> государство 

1.

Отделение скот-ва от земледелия

2.

Земледелия от ремесла

3.

Ремесла от торговли

Сущность государства по Руссо: «Государство это орган примирения». 

Марксизм

 

  – 

   взял схему Руссо, полностью использовал её, но изменил сущность 

государства. Согласно марксизму «Государство – особый аппарат для поддержания и 
реализации воли экономически господствующего класса».
 

Теория насилия

 

  – 

   государство возникает в результате насильственного захвата власти 

одной части населения у  другой. Дюринг (19-20в)

Психологические концепции

 

    возникновения государства (

  Бихейвиористские теории

 

 )   – 

государство возникает в результате неравных способностей разных людей. 

9. Определение государства и ее признаков в современной 

политологии

Государство – универсальная, территориально-политическая организация, 
обладающая властью в социально-разнородном обществе. 

Признаки государства:

1. Территория
2. Суверенитет – независимость, самостоятельность внутри государства и во внешнем

управлении. 

3. Система налогов 
4. Система права
5. Публичная власть – публичная, потому что представители власти известны всем.

 

Форма государства – способ организации политической власти, включающий в себя:

1. Форму гос правления:

 

 

 

Монархии

Республики

Абсолютные

Конституционные

Аристокр

Олигарх

Демократ

парламент дуалист

парлам

президент

смешан

2. Форму гос устройства 

 

 

Унитарные

Федерации

Конфедерации

3. Политический режим:

 

 

 

Антидемократический

Демократический

Тоталитарные

Авторитарный

10.

Формы государственного правления

Монархии

Республики

Абсолютные

Конституционные

Аристокр

Олигарх

Демократ

парламент дуалист

парлам

президент

смешан

Монархии 

1. Абсолютная – все три ветви власти в руках монарха(Саудовская Аравия, Катар, 

Российская империя, Бруней, Оман, Ватикан). 

2. Парламентская (Великобритания, Швеция, Дания, Испания) – власть монарха носит

номинальный характер (реально ничего не решает). 

3. Дуалистическая – может запрещать, накладывать вето (Северная Африка, в зоне 

Персидского залива,  Иордания, Люксембург, Монако, Лихтенштейн). 
Конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, 
но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. 
Имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в 
отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому 
реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Общие черты монархии:

Высшая гос власть передаётся по наследству. 

Осуществляется бессрочно, то есть пожизненно

Не зависит от воли граждан государства

Респулики

1. Аристократические республики (Древняя Греция, Древний Рим, Италия 

(Флоренция, Венеция) , 7 боярщина). (Де-факто Таджикистан, Узбекистан, 
Закавказские страны).  

2. Парламентская (Германия, Италия) – верховенство Парламента над 

правительством. Парламент выдвигает фигуру президента, который несёт только 
представительские функции, а также назначает премьера и формирует 
правительство.   

3. Президентская (США, Бразилия) – премьер-министр отсутствует. Президент -  и 

глава государства и глава правительства. 

4. Смешанная (Россия, Франция, Португалия) – есть президент – глава государства , 

есть премьер – глава правительства и есть глава парламента и глава судебной 
власти. Они выбираются не по партийной принадлежности. 

Общие черты республики:

Выборность президента и парламента 

Деятельность выборной власти в течение определённого срока (оговорённого в 
конституции) 

Зависимость власти от воли её избирателей 

11.

Форма государственного устройства

Унитарные

Федерации

Конфедерации

Форма гос устройство – отражает способ территориально-политического деления страны, 
распределение полномочий между центром и периферией. 

1. Унитарные гос-ва – все высшие исполнительные, законодательные и судебные 

органы существуют в единственном числе (Китай, Турция , Франция, 
Великобритания). 

2. Федерации – обладает двумя официальными уровнями власти: федеральный и 

субъектов Федерации. Распределение властных полномочий происходит согласно 
конституции. Федерации могут быть построены либо по территориальному 
признаку (США), либо по национально-территориальному(Россия – смешанная, 85 
субъектов – 9 краев, 1 автономная область, 4 авт округа, 3 города федерального 
значения, 46 областей и 22 республики).   

3. Конфедерации (США в прошлом)

12.

Тоталитаризм как политический режим, его основные 

признаки

Политический режим – механизм политического властвования. (Как проходят выборы, 
как происходит разделение властей, как разрешаются конфликты в обществе и за 
границами государства)

Тоталитаризм. Понятие введённое итальянскими антифашистами в конце 20х - начала 30х 
годов XXв для определения сущности режима Бенито Муссолини. Это режим, при 
котором политическая власть стремится установить полный тотальный контроль над 
жизнью всего общества и каждого его члена. Збигнев Бжезинский. Признаки:

a. Монополия на политическую и все другие виды власти, которая 

принадлежит политической элите во главе с всевластным и 
бесконтрольным лидером. Эта  монополия означает:

i. Жёсткую централизацию власти

ii. Отсутствие узаконенного механизма преемственности власти

iii. Отсутствие узаконенной оппозиции 
iv. Превращение общественных организаций и движений в зависимые 

от политической элиты структуры. 

b. Детальная регламентация со стороны политической власти всех сторон 

жизни общества, в том числе и личной жизни граждан

c. Произвол власти

i. Отсутствие реальных прав и свобод человека, соц группы и соц 

общности (пресечение евреев)

ii. Насилие – основа режима, так же насаждение страха, использование 

террора во внутренней и внешней политике

iii. Создание образа внутреннего и внешнего врага (Украина – враг 

Россия)

iv. Милитаризация экономики и всей общественной жизни 

d. Бесправное положение личности, установление абсолютного превосходства

интересов власти над интересами личности. 

e. Господство одной идеологии, внедрение её в сознание людей через СМИ за

счёт их полной монополизации 

Главный признак любого тоталитарного режима – репрессии носят

массовый характер. 

13.

Авторитаризм как политический режим, его основные 

признаки

Политический режим – механизм политического властвования. (Как проходят выборы, 
как происходит разделение властей, как разрешаются конфликты в обществе и за 
границами государства)

Авторитаризм. Существуют 3 точки зрения по вопросу о соотношении тоталитаризма и 
авторитаризма. 

Тоталитаризм и авторитаризм отождествляются

Тоталитаризм и авторитаризм, разные политические режимы

Авторитаризм является разновидностью тоталитаризма 

Главный признак авторитаризма – репрессии не носят массовый характер и

осуществляются только в отношении организованной политической

оппозиции. 

Признаки:

o Ограничение свободы личности касаются только политической сферы и носят 

разрешительный характер

o Идеология не доведена до степени  догматизма
o Жёсткая централизация власти

Классификация авторитаризма по Хуану Линцу:

1. Военно-бюрократический авторитаризм (обычно возникает в виде военной 

диктатуры, основной способ влияния на общество – насилие (пример: военные 
хунты в Чили, Аргентине, Бразилии , Перу))

2. Корпоративный авторитаризм – сущность этого режима в создании 

недемократических партий и приведение их к власти (правление Салазара в 
Португалии 20в, и режим генерала Франко после Второй Мировой войны 
(Испания))

3. Дототалитарный авторитаризм – в государствах, где была демократия, а 

после прихода к власти фашистов началась эволюция в тоталитаризм (Германия 
1933, Украина)

4. Постколониальный авторитаризм – возникает после обретения бывшими 

колониями своей независимости (после Второй Мировой войны, Алжир, Тунис, 
Египет)

5. Расовая или этническая демократия – устанавливается политика апартеида 

(расовой дискриминации). Все население делится три группы: белые, цветные и 
чернокожие 

14.

Демократия как политический режим, его основные 

признаки

Политический режим – механизм политического властвования. (Как проходят выборы, 
как происходит разделение властей, как разрешаются конфликты в обществе и за 
границами государства)

Демократия. (Демос- народ, кратос- власть; власть низших слоёв населения; торжество 
бунтующей черни). 

Современные основы демократии:
1. Равенство всех перед законом – правовое равенство 
2. Всеобщее избирательное право – политическое равенство граждан 
3. Представительный характер вертикали власти и её легитимность (Парламент) 
4. Плюрализм мнений и Свобода политической деятельности, наличие оппозиций

(системная, внесистемная и антисистемная оппозиции)

5. Свобода граждан (слова, печати, собраний; организаций; совести)
6. Свобода СМИ

Реализация  этих основ демократии во многом обусловлена уровнем 
социально-экономического и культурного развития страны, её истории и 
религии. Отсюда существование множества моделей демократии в мире. 

15.

Модели демократии, их краткая характеристика

Виды Демократии

1. Представительная

a. Классическая либеральная – рассматривает демократию как механизм, 

защищающий граждан от произвола властей и беззаконных действий со 
стороны других людей. Томас Гоббс 17в, эпоха англ буржуазных революций,
Монтескье, Руссо. 

b. Охранительная – ограничивает власть государства над обществом и 

гарантирует права и свободы граждан. Представляет гражданам солидные 
возможности для реализации своего образа жизни, при полной 

отвественности за выбор. Государство гарантирует равенство возможности, 
но не равенство результата. Разрешено все, что не запрещено(Голландия, 
Польша, Великобритания(когда к власти приходят консерваторы [Маргарет 
Тетчер])). Джеймс Милль

c. Элитная – демократия для избранных. Основоположники Моска, Парета, 

Михенс(конец 19-начало 20).  Представители этой модели делят общество 
на правящее меньшинство (элиту) и невластвующее большинство (массу), 
которая: 

i. Не интересуется политикой

ii. Не имеет оперативной информации о политике 

iii. Не умеет принимать адекватные политические решения, поэтому 

добровольно передаёт элите право руководить политической 
жизнью страны. Политическое участие массы ограничено выборами. 
«Демократия означает не то, что люди действительно управляют \, а 
только то, что они имеют возможность избирать себе правителей», - 
Политолог Шумпетер (конец 19-начало 20)

Элита (превосходство: образование и интеллект, эрудиция; материальное; 
моральное; умение управлять)

d. Плюралистическая (Консоциативная) – характерен элитарный признак 

отбора, эта модель развивается в мультикультурных , многосоставных 
обществах, в которых особенно выражено разделение общества на 
сегменты(этнический, уровень дохода, образовательно и профессиональная
подготовка, поло-возрастная). Пропорциональность – основной принцип 
реализации политического представительства, в тч и для меньшинств. 
Россия, Китай, США

2. Прямая – демократия без посредников (люди сами осуществляют выбор, без 

посредников) (Швейцария, Афины, Древняя Русь, Флоренция) 

a. Партиципаторная (демократия для всех) - активное участие граждан в 

обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной 
жизни. Важнейшим условием демократического участия и его 
распространения является социальное равенство: принцип участия должен 
относиться и к негосударственным общественным институтам, где люди 
прямо выражают свою волю, в первую очередь к трудовым коллективам. 
Свобода, равное право на саморазвитие могут быть достигнуты только в 
партиципаторном обществе. В таком обществе граждане хорошо 
информированы, заинтересованы в своей активной причастности к 
процессу управления.

16.

Полиархия как современная модель демократии

В современной политологии существуют различные типологии политических режимов. 
Роберт Даль:

1. Закрытая гегемония (тоталитаризм)

2. Открытая гегемония (авторитаризм  )
3. Соревновательная алигархия (90-е)
4. Полиархия (плюралистическая или элитная модель демократии. Свободные и 

честные выборы, основанные на неопределённости результатов при 
определенности процедур). Переход к полиархии происходит через 
демократический транзит. Он включает в себя этапы: либерализация(ослабление 
контроля над инакомыслием со стороны государства, повышение уровня 
активности граждан, создание оппозиционных партий, организаций и движений, 
формирование альтернативных источников информации. Может происходить как 
сверху, так и снизу); демократизация; консолидация. 

17.

Суверенная модель демократии в России

Суверенная модель демократии. 

Предложена руководителем аппарата президента РФ Сурковым в 2006 году. 
Суверенная демократия:

1. Ориентирована в большей степени на интересы общества в целом, а не отдельно 

личности. 

2. Отстаивает самостоятельность и независимость своего государства в отличие от 

управляемых моделей демократии со стороны западной цивилизации. 

18.

Структура и функции государства

Конфуций (5в до нэ) – любое государство должно учить, лечить и защищать. 

Функции:

1. Внутренние –

a. защита существующей экономической, политической, социальной системы. 
b. Управление экономической жизнью страны
c. Управление социальными отношениями
d. Образовательные, культурно-воспитательные функции
e. Охраны общественного порядка 
f. Обеспечение нац безопасности общества, государства и личности

2. Внешние 

a. Защита интересов государства на международной арене 
b. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, 

международными организациями в экономической, социальной, 
политической, культурной и военной сфере

c. Обеспечение обороны страны либо военной экспансии

Структура государства:

1. Органы законодательной власти или представительная власть
2. Органы исполнительной власти
3. Органы суда и прокуратуры

4. Органы охраны общественного порядка
5. Органы охраны нац безопасности 
6. Армия

19.

Монопольные права государства

Кроме перечисленных выше функций государство обладает монопольными правами:

1. Издание законов, а так же правоприменительной и правоохранительной 

деятельности

2. Взимание налогов 
3. Легальное применение силы, физическое принуждение, лишение граждан 

свободы, собственности и жизни. 

4. Печатание денежных купюр, чеканка монеты. 
5. Объявление войны и мобилизация населения на решение общегосударственных 

задач. 

20.

Демократический транзит и его основные этапы

Полиархия - плюралистическая или элитная модель демократии. Свободные и честные
выборы, основанные на неопределённости результатов при определенности 
процедур. Переход к полиархии происходит через демократический транзит. Он 
включает в себя этапы: 

1. Либерализация - предоставление гражданам некоторых прав и свобод; 

ослабление контроля над инакомыслием со стороны государства, повышение 
уровня активности граждан, создание оппозиционных партий, организаций и 
движений, формирование альтернативных источников информации. Может 
происходить как сверху, так и снизу.

2. Демократизация - 

формирование конкурентной партийной системы 

и институционализация демократических механизмов государственной власти. 
Формирование конкурентной партийной системы начинается в процессе подготовки и 
проведения первых свободных выборов. Инструментом влияния на форму партийной 
системы выступает избирательный закон. Соотношение между исполнительной и 
законодательной властью - один из основных вопросов на этапе установления 
демократии. Исполнительные органы должны обладать значительной независимостью
от законодательных. При становлении демократии большое значение 
имеет процедура разработки конституции.

3. Консолидация (адаптация общества к новому политическому механизму)

21.

Категория «власть» в политологии, ее свойства и 

структура

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, то есть
оказывать   определяющее   воздействие   на   деятельность   и   поведение
людей с помощью права, авторитета и насилия. 

Свойства власти :

1. Всеобщность – принимаемые политической властью решения обязательны к 

исполнению для всех граждан данного государства. 

2. Инклюзивность – способность власти проникать во все виды деятельности 

граждан, связывать их либо противопоставлять

Деятельность высших эшелонов политической власти:
1. Анализ соц-эконом, военно-полит и культурной обстановки в стране и за её 

пределами. 

2. Определение стратегических(долгосрочное целеполагание) и тактических(что 

должен делать чтобы достичь) задач , а также выбор адекватных способов их 
решения. 

3. Определение команды для реализации принятых решений. 
4. Присвоение и распоряжение ресурсов(финансовые, военные, людские, 

природные, инфраструктура)

5. Преобразование политического и общественного окружения власти в её интересах 

и в интересах проводимой политики. (Деятельность СМИ)

Структура власти:

1. Власть макроуровня, федеральная или общегосударственная централизованная 

власть. Сюда входят высшие госорганы власти, высшие органы ведущих партий и 
общественных организаций. (Федеральное собрание, правительство, органы суда 
и прокуратуры)

2. Власть среднего уровня, региональная или субъектов федерации. 
3. Власть микроуровня, городская, муниципальная, поселковая, где реализуется 

самоуправление

22.

Принципы разделения власти (по горизонтали). 

Основные принципы законодательной, исполнительной и 
судебной власти

Разделение власти в демократическом государстве объективно происходит из 
невозможности осуществления власти одним субъектом. 

(Политический переворот – смена политической элиты. Революция – смена

экономической базы общества. )

Разделение власти осуществляется по горизонтали и по вертикали. 

Вертикаль власти возникает из свойства власти быть отношением между субъектом и 
объектом власти. От субъекта к объекту исходит волевой импульс, побуждение к 
действию, к объекту, который воспринимает этот импульс и сам становится носителем 
власти. Далее объект превращается в субъект и передаёт волевой импульс нижестоящему
объекту, вплоть до конечного исполнителя. 

Разделение власти по горизонтали. Исполнительная, законодательная, судебная. 
Впервые ввёл Джон Локк (конец 17 – начало 18 века). 1778г конституция США принцип 
разделения власти согласно Шарлю Луи Монтескье (середина 18). 

Законодательная власть. 

1. Разработка законов и поправок (законотворчество)
2. Определение основ внутренней и внешней политики 
3. Утверждение госбюджета

Исполнительная и распорядительная власть. 

1. Планирует и создаёт условия для реализации задач хозяйственной жизни страны 
2. Распределяет материальные и финансовые ресурсы 
3. Занимается вопросами образования и культуры 
4. Обеспечивает порядок в обществе (деятельность МВД)
5. Обеспечивает реализацию нац интересов и нац безопасности 

Особенность этой ветви власти в том, что она сама имеет возможность издавать 
нормативные акты. Или выступает законодательной инициативой (указы, постановления).
Так как исполнительная власть осуществляет свою деятельность за закрытыми дверьми , 
возникает опасность блокирования деятельности парламента и суда и концентрация всей 
полноты власти в руках правительства. Сдерживание этого процесса достигается за счёт:

1. Утверждение парламентом гос бюджета 
2. Постоянного контроля парламента за деятельностью правительства (регулярная 

подотчетность министров парламенту )

Судебная власть – представляет собой самостоятельную структуру гос власти. Суд не 
является репрессивным органом. Он защищает право, пресекая правонарушения. 

1. Верховный суд – принимает окончательные решения по делу Физ лиц
2. Высший арбитражный суд – спор Юр лиц. Не даёт оценки законности или 

незаконности. Принимает решения, обязательные для исполнения обеими 
сторонами. 

3. Конституционный суд – соотносит принятые решения двух остальных ветвей власти

в соответствии с конституцией 

23.

Субъект и объект власти. Вертикаль власти

Вертикаль власти возникает из свойства власти быть отношением между субъектом и 
объектом власти. От субъекта к объекту исходит волевой импульс, побуждение к 
действию, к объекту, который воспринимает этот импульс и сам становится носителем 
власти. Далее объект превращается в субъект и передаёт волевой импульс нижестоящему
объекту, вплоть до конечного исполнителя. 

24.

*Легальность и легитимность власти

Легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Для определения законности власти есть термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные
понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть 
является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной
и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////