Фонетика. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Фонетика. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Фонетика. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 1

 

 

1) 

 Дайте определения следующим понятиям:

— 

гласный звук * *

Гласным называется звук, при образовании которого воздух проходит свободно через ротовую 
полость, не встречая на своем пути никакой преграды. Воздушная струя слабая, мышечное 
напряжение распределяется по всему речевому аппарату. Гласные звуки — звонкие.
Гласные бывают переднего, заднего и смешанного ряда; различают гласные  напряжённые  и
ненапряжённые. Гласные делятся на дифтонги, монофтонги и дифтонгоиды. По положению губ 
гласные распадаются на огубленные и неогубленные.  Также различают долгие и краткие гласные 
фонемы. В английском языке 20 гласных фонем.

— 

согласный звук *

Согласным называется звук, при образовании которого поток воздуха встречает на своем пути 
преграду  в речевом аппарате, преодоление которой вызывает шум. Мышечное напряжение 
сосредоточено на месте образования преграды, поток воздуха довольно сильный.
Согласные бывают: смычными и щелевыми; звонкими и глухими; сильными и слабыми; носовыми
и ротовыми; однофокусными и двуфокусными; смычными и щелевыми (распадаются на шумные 
и сонанты); взрывными, аффрикатами, фрикативными и сонантами; подвижными и подвижно-
неподвижными (по органу речи); по подвижному органу речи — губными (губно-губные, губно-
зубные), язычными (какуминальные, апикальные, переднеязычные и заднеязычные) и 
гортанными; по неподвижному органу речи — межзубными, альвеолярными, альвеолярно-
палатальными, заальвеолярными, палатальными, альвеолярно-велярными. В английском языке 
24 согласные фонемы.

— 

фонема

Фонема — минимальная единица плана языка, способная различать пары слов по смыслу и 
дифференцировать грамматические формы одного и того же слова.

— 

аспирация

Придыхание (аспирация) — это слабый звук [h], который слышится после взрыва при 
произнесении [p, t, k] до начала звучания акцентируемого звука. Например: part [

p

h

Rt]. Перед 

долгими гласными и дифтонгами аспирация сильнее, чем перед краткими гласными. Например: 
took [tʊk]. Неаспирированные варианты [p, t, k] употребляются тогда, когда им предшествует [s]: 
stay [steɪ], speak [spiːk], а также в неакцентируемом слоге. Например: happy [ˈhapi].

— 

носовые звуки

Носовые звуки —  согласные, образуемые полным закрытием ротовой полости, чтобы пропустить 
поток воздуха через нос. Это [m], [n], [ŋ], а также [l].

2)

 Сколько гласных и согласных фонем в английском языке?

В английском языке 20 гласные и 24 согласные фонемы.

3)

 Что такое монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды?

Гласные делятся на дифтонги, монофтонги и дифтонгоиды. 

Монофтонги 

— гласные, при произнесении которых органы речи неподвижны, качество гласного 

устойчиво. В английском языке 12 монофтонгов: [i:], [i], [e], [æ], [u], [u:], [o:], [o], [a:], [a], [e:], [ә], из 
них 2: [i:] и [u:] —дифтонгоиды и 8 дифтонгов: [ei], [ai], [oi], [au], [әu], [iә], [eә], [uә].                

Дифтонги

 характеризуются скользящей артикуляцией, качество звучания полностью изменяется. В

начале дифтонга органы речи принимают определенный уклад, а затем двигаются по 
направлению к другому, не достигая его, поэтому вторая часть дифтонга зовется скольжением. 

Дифтонгоиды 

— промежуточное звено между монофтонгами и дифтонгами. Они 

характеризуются скользящей артикуляцией, но степень скольжения в них значительно слабее. В 
них не происходит радикального изменения качества звучания гласного, поэтому дифтонгоиды 
традиционно относят к группе монофтонгов.

4)

 Кратко опишите строение речевого аппарата и органов речи, участвующих в артикуляции.

Речевой аппарат состоит из четырех следующих частей: ротовой полости, полости фаринкса, 
носовой полости и гортани. Ротовая полость — основное место образования английских и русских 
звуков. 
Органы речи, участвующие в образовании звуков, могут быть подвижными и неподвижными. 
Подвижные: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо с маленьким язычком, голосовые связки. 
Неподвижные: верхние зубы, альвеолы, твердое небо.
Язык условно подразделяется на следующие части: конец языка, переднюю часть языка и заднюю 
часть языка.

5)

 Особенности русского и английского нисходящего и восходящего тонов. * *

В русском, как и в английском языке, различают два основных тона — нисходящий и восходящий, 
однако звучат они по-разному. Английский 

низкий нисходящий

 тон (Low Fall) по сравнению с 

русским шире по диапазону, само понижение резче и круче. Английский низкий нисходящий тон 
по звучанию напоминает русский эмфатический вариант нисходящего тона с расширенным 
диапазоном, употребляемым в приказаниях. Например: Go to him.

Высокий нисходящий

 тон  (High Fall) придает фразе дружелюбие, говорящий проявляет живой 

интерес. Знак тона ставится сверху. Например: 'What’s the `time?
___

Английский 

низкий восходящий

 тон (Low Rise) отличается от русского тем, что начинается он на 

более низком тональном уровне с постепенным подъемом. Русский восходящий тон, напротив, 
начинается с высокого тонального уровня, подъем осуществляется сразу и заканчивается 
небольшим спадом. 
Нисходящий тон выражает относительную завершенность, уверенность говорящего, 
категоричность высказывания, восходящий — указывает на незавершенность, неуверенность 
говорящего и на некатегоричность ответа. Например: There?

Высокий восходящий

 тон начинается с высокого тонального уровня и употребляется в 

переспросах. Знак тона ставится сверху. Например: When did he come?

____

1)

 Объясните следующие фонетические явления и дайте им примеры:

— 

аспирация

Среди глухих шумных согласные [p, t, k]выделяются тем, что произносятся с придыханием. 
Придыхание — это слабый звук [h], который слышится после взрыва при произнесении [p, t, k] до 
начала звучания акцентируемого звука. Например: part [

p

h

Rt]. Перед долгими гласными и 

дифтонгами аспирация сильнее, чем перед краткими гласными. Например: took [tʊk]. 
Неаспирированные варианты [p, t, k] употребляются тогда, когда им предшествует [s]: stay [steɪ], 

speak [spiːk], а также в неакцентируемом слоге. Например: happy [ˈhapi].

— 

носовой взрыв

Если за взрывным звуком следует носовой сонант [n], то имеет место носовой взрыв (сочетания 
[tn], [dn]). Например: wri

tten

 [ˋrɪ

tn

],

 

gar

den

 [ˋgɑ:

dn

].

 

Преграда в ротовой полости не убирается, 

кончик языка на альвеолах, мягкое небо опускается, а воздух с легким взрывом прорывается 
через ротовую полость. Носовой взрыв позиционно обусловлен. 

— 

боковой взрыв

Если за взрывным звуком следует боковой сонант [l], то имеет место боковой взрыв (сочетания 
[tl],[dl]). Например:  app

le

 [ˋæ

], mi

ddle

 [ˋmɪ

].

 

 Кончик языка на альвеолах, и когда края языка 

опускаются, воздух выскальзывает с легким шумом, напоминающим взрыв. Боковой взрыв 
позиционно обусловлен.

— 

потеря взрыва

В английском языке при соединении двух взрывных внутри слова первый произносится без 
взрыва. Например: act [ækt]. Таким образом, потеря взрыва позиционно обусловлена. В русском 
языке в аналогичных случаях оба звука произносятся одинаково, со взрывом: акт, факт.

— 

ассимиляция (уподобление) *

Ассимиляция — процесс, когда звуки, соединяясь внутри слова, могут влиять друг на друга. 
Ассимиляция бывает: прогрессивная, регрессивная и взаимная (двойная).
При 

прогрессивной

 ассимиляции предыдущий звук влияет на последующий, уподобляя его себе. 

В сочетаниях [pl, fr, kl] под влиянием глухих звуков начало сонантов [l] и [r] оглушается. Например: 
free [friː], place [pleɪs], clean [kliːn].
При

 регрессивной

 ассимиляции последующий звук влияет на предыдущий, меняя его 

произношение. Таким образом, английские альвеолярные звуки становятся межзубными перед 
межзубными 

[

θ, ð

]

При 

взаимной (двойной)

 ассимиляции оба соседних звука влияют друг на друга. В сочетаниях [tw,

kw] согласные [t] и [k] огубляются, а вместе с тем глухие звуки [t] и [k]  оглушают начало [w]. Таким
образом, процесс уподобления действует в двух направлениях одновременно. Например: 

tw

ice, 

sw

eater, 

qu

estion.

— 

употребление вариантов фонемы [l]

Всего существует два варианта: темный и светлый. Светлый вариант употребляется перед 
гласными и перед [j], темный вариант — перед согласными и в конце слова. Например: line [laɪn], 
little [ˈlɪt

l

]. Употребление мягкого вариант фонемы вместо твердого не влияет на изменение 

смысла слова, что значит, что их нельзя считать самостоятельными фонемами.  

2)

 Сравните русские и английские глухие и звонкие согласные.

В английском языке 24 согласных звука. Как и в русском языке, они делятся на глухие и звонкие, 
многие имеют соответствующие пары.

В русском языке большинство согласных имеют два произношения: мягкое и твердое.  В 
английском языке согласные не смягчаются, они всегда произносятся твердо. Английские глухие 
согласные [p], [t], [k], [f], [s] произносятся более энергично, с большим мускульным напряжением 
речевых органов и с большей силой выдоха, чем сходные русские звуки. У смычных согласных [p], 
[t], [k] возникает благодаря этому придыхание.

В английском языке глухие согласные — сильные, звонкие — слабые, в русском языке звонкие — 
сильные, а глухие — слабые. Звонкие шумные согласные в конечном положении в русском языке 
не употребляются вовсе.

3)

 Опишите позиционные варианты звонких фонем.

Английские звонкие согласные характеризуются как слабые, звонкость является 
смыслоразличительным признаком. Следует различать несколько позиционных вариантов у 
звонких фонем. В 

конечной 

позиции английские звонкие к концу частично оглушаются. Например:

leave [liːv

f

], with [wɪð

θ

]. В 

интервокальном

 положении  на всем протяжении звучания они звонкие. 

Например: within [wɪðˈɪn], busy [ˈbɪzi]. В 

начальной

 позиции звонкие согласные в начале своего 

звучания приглушены. 

4)

 Найдите и укажите фонетические явления, присутствующие в следующих выражениях:

— i

n t

he 

t

own (

регрессивная ассимиляция, аспирация

)

— a goo

d c

ook (

потеря взрыва

)

—a bla

ck

 

t

ie(

аспирация, потеря взрыва

)

—a

ct

, fa

ct

 (

потеря взрыва

)

— I

s t

his ol

d p

it deep or shallow? (

потеря взрыва, регрессивная ассимиляция, аспирация

)

— Do

n’t t

ake the comb. (

аспирация, потеря взрыва, носовой взрыв

)

— The boys like to play basketball i

n t

hat hall. (

регрессивная ассимиляция, потеря взрыва

)

____

1)

 Словесное ударение: определение, функции, параметры восприятия. *

Словесным ударением

 называется выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог 

произносится более энергично, с большим напряжением органов речи.
В английском языке словесное ударение позволяет отличать одну часть речи от другой (to 
ex`port — `export ),  а также составное слово от свободного сочетания слов (a `blackboard — a `black
`board). В английском языке знак ударения ставится перед ударным слогом, а не на гласную 
ударного слога, как в русском языке. Как и в русском, в английском языке словесное ударение 
является свободным, так как может падать на разные слоги слов.

2)

 Степень ударения. Деление языков по степени ударения. Факторы, определяющие выбор места

ударения. 

Слоги различают по степени напряженности артикуляции, что дает разные степени ударения. В 
английском языке лингвистически значимыми являются 3 степени ударности: (сильное) главное, 
(слабое) второстепенное, и безударность (нуль ударения). В зависимости от места ударения в 
словах и их грамматических формах различают ударение а) свободное и фиксированное; б) 
подвижное и неподвижное.

Свободное 

ударение  может падать на любой слог в слове: первый, второй, третий. Примером 

фиксированного

 ударения  может служить ударение в польском языке, где оно падает на 

предпоследний слог или в латинском —  на первый.  

Неподвижным 

называется такое ударение, 

которое при изменении слова или при словообразовании остается, на одном и том же месте. Если
при изменении слова или при словообразовании происходит перенос ударения с одного слога на 
другой, с одной морфемы на другую, то ударение считается 

подвижным

.

Существует несколько факторов, определяющих место ударения и степень ударения. — 

Рецессивная

 тенденция проявляется в постановке ударения на первом слоге. Место английского 

ударения зависит и от происхождения слова. 
— 

Ритмическая

 тенденция проявляется в чередовании ударных и безударных слогов. 

— 

Ретентивная

 тенденция состоит в сохранении главного ударения на том же слоге как исходного

слова, так и производного слова, например: ‘person – ‘personal. 
— 

Семантический

 фактор влияет на место и степень ударения, наблюдается в сложных словах.

3)

 Слова с двумя ударениями. 

Слова с двумя ударениями — это слова, состоящие из четырех и более слогов. Такие 
существительные, прилагательные, глаголы и наречия обычно имеют два ударения: главное и 
второстепенное ударение. Однако есть и длинные слова только с одним ударением. 
Также в английском существует множество слов, состоящих из двух слогов, у которых меняется 
значение и категория в зависимости от ударения. Например, слово present может быть 
существительным, прилагательным и глаголом, в зависимости от ударения, при этом меняется так
же и значение слова.

4)

 Ударение в сложных существительных. 

 Сложными

, или 

составными

, словами принято считать слова, имеющие два различных корня. 

Сложные слова в смысловом отношении представляют собой единое целое, хотя могут писаться и 
слитно, и через дефис или даже отдельно. 
В большинстве случаев в английских сложных существительных ударение падает на первую часть 
составного слова. Например:  a `dining-room, a `coffee table, a `sitting-room. Также существуют 
слова с двумя равноценными ударениями на обоих элементах. Например:  a `horse`race, a 
`home`work, an `ice-`cream (мороженое)

5)

 Ритм. Деление языков. Ритмические группы. 

Ритм 

— это чередование ударных и неударных слогов в речи. Английское произношение 

характеризуется  тенденций к точному, равномерному ритму. Для ритма английской речи 
характерно то, что ударные слоги в предложении произносятся через более или менее равные 
промежутки времени. Скорость произнесения неударных слогов зависит от того, сколько 
неударных слогов находится между двумя ударными: чем больше неударных слогов, тем быстрее 
они будут произноситься. Ударные слоги в предложении произносятся с большей силой голоса, 
т.е. выделенные таким образом слоги звучат громче.

Ритмическая группа

 — это свойственная английскому языку более мелкая, чем смысловая группа,

единица членения речевого потока. Основой ритмической группы является ударный слог. В 
английском предложении может быть несколько смысловых групп. В каждой смысловой группе 
будет столько ритмических групп, сколько в ней ударных слогов. Таким образом, 

ритмическая 

группа 

— это ударный слог и все, относящиеся к нему безударные слоги. Если безударные слоги 

стоят перед ударным слогом, то они называются

 предударными

. Если же безударные слоги стоят 

позади ударного слога, то они носят название 

заударных

 слогов. 

Различают 

простой

 и 

сложный

 ритм. Ритм, в основе которого лежит простая ритмическая группа, 

т.е. группа, состоящая из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов, 
называется 

простым

. Например: I can `do it. Если же в ритмическую группу входят два или более 

ударных слога, то такая ритмическая группа называется 

сложной

, и ритм, в основе которого лежит

подобная группа, называется 

сложным.

Тип ритма (простой или сложный) зависит от длины предложения. Для короткого предложения 
более типичен простой ритм. Для сложного ритма часто требуется значительно больший отрезок 
речи.

Примерные вопросы по фонетике: 

Постепенно нисходящая ступенчатая шкала в английском языке по сравнению с русской шкалой.

Нисходящая ступенчатая шкала 

— 

одна из наиболее распространенных шкал в  английском 

языке. Она характерна для монологической и неэмоциональной диалогической речи, а также для 
чтения описательных текстов. В данной школе первый слог произносится на высоком уровне, а 
каждый последующий располагается ниже, чем предыдущий, вплоть до терминального тона. 
Неакцентируемые слоги внутри шкалы произносятся на одном уровне с акцентируемыми 
словами, образуя с ними как бы ступеньки. Например: It is a 'very 'easy task. 

Для русского  языка характерна шкала, в которой неакцентируемые слоги постепенно 
понижаются, а внутри акцентируемых слогов осуществляется небольшой подъем.  

* Интонация общих и специальных вопросов:

Общие вопросы 

обычно произносят постепенно нисходящей шкалой и низким подъёмом. 

Уровень начала общих вопросов несколько выше категоричных утверждений.

Специальные вопросы

 в английском обычно произносят постепенно нисходящей шкалой с 

падением. Спокойные, сдержанные вопросы произносят низким падением. Спецвопросы с 
высоким падением звучат оживлённо, дружелюбно, заинтересованно.

* Элементы синтагмы.

Синтагма  

—  это отрезок звучащей фразы, представляющий собой смысловое, грамматическое и

интонационно-ритмическое единство. Синтагма может быть равна части предложения или всему
предложению.     Каждая   синтагма   характеризуется   своей   мелодикой,   т.е.   последовательными
изменениями   высоты   тона   голоса   на   ударных   и   неударных   слогах.   Основным   элементом
мелодической структуры фразы является терминальный тон, завершающий синтагму.

Терминальный   тон  

—   это

 

изменение   высоты   голоса   на   последнем   ударном   слоге,   которое

определяет   коммуникативную   направленность   фразы,   указывает,   является   ли   фраза
утверждением,   вопросом,   приказанием,   просьбой,   выделяет   коммуникативный   центр   фразы.
Кроме терминального тона, в синтагме выделяется предтерминальная часть, которая называется

мелодической шкалой

.   Шкала   начинается   с   первого   ударного   слога   и   заканчивается   на

последнем ударном (или безударном) слоге непосредственно перед терминальным тоном. Таким
образом,   в   синтагме   можно   выделить   следующие   структурные   элементы: 

предшкала

шкала,

терминальный  тон, зашкала.  

Также   стоит   отметить, что наличие  шкалы необязательно:  фраза

может состоять из одного терминального тона (Wonderful!).
He is a |student of the English de|part|ment.            

Предшкала

              

шкала                                            тон        зашкала

* Однофокусные и двухфокусные согласные в английском языке. Влияние вторых фокусов на 
качество звука.

Большинство английских согласных 

— 

 однофокусные, так как имеют одно место образования. 

Однако в ряде случаев в дополнения к главной, шумообразующей преграде наблюдается вторая 
преграда, придающая звуку дополнительный оттенок. Такие согласные зовутся двухфокусными. 
Второстепенная или дополнительная преграда может быть образована поднятием средней части 
языка к твёрдому нёбу. В таком случае звук приобретает мягкий оттенок. Это второй средний 
фокус в звуках [∫], [ʒ], [t∫], [dʒ] и в так называемом «светлом» варианте звука [l]. Если вторичная 
преграда образуется поднятием задней части языка к мягкому нёбу, то создаётся акустический 
эффект веляризации, звук приобретает твёрдый, несмягчённый оттенок. Это второй задний фокус, 
наблюдаемым в звуках [w], [r] и в так называемом «тёмном» варианте звука [ł].

* Аффрикаты в русском и английском языках.

Смычно-щелевые звуки  (или аффрикаты) являются разновидностью смычных шумных согласных, 
когда полная преграда постепенно переходит в щель вместо взрыва при резком размыкании 
преграды. В русском языке это звуки 

[ ц , ч ]

, а в английском 

[ tʃ , dʒ ]

.

* Перечислите все апикально-альвеолярные английские согласные и охарактеризуйте 
соответствующие русские согласные.

Апикально-альвеолярные 

согласные (которые относятся к языковым переднеязычным) — [t], [d], 

[n], [l], [s], [z], [∫], [ʒ], [t∫], [dʒ]. Русские апикально-альвеолярные согласные: с, з, т, д, н.

* Сильные и слабые формы незнаменательных частей речи в английском языке. Типы редукции.

В современном английском языке имеется около шестидесяти незнаменательных слов. К таким 
словам относятся: предлоги, союзы, местоимения, вспомогательные и модальные глаголы, 
артикли, частицы и наречие not. У таких слов есть одна сильная форма и, как правило, несколько 
слабых (редуцированных). Последние употребляются в неакцентируемом положении. 
Различают три вида редукции:
1) количественная  —  выражается в сокращении длительности звучания долгих гласных;
2) качественная  — проявляется в утрате гласными своего качества. Иными словами, в 
превращении их в нейтральный звук;
3) нулевая — для неё характерно выпадение гласного или согласного, в отдельных случаях — и 
того, и другого. 
Таким образом, процесс редукции распространяется главным образом на гласные.  Выбор той или
иной слабой формы определяется темпом речи и речевым стилем. Например, для 
монологической речи типичны более полные формы слов, для диалогической — более слабые.

* Позиционная длительность гласных фонем в акцентируемой позиции.

В   акцентируемом   слоге   у   одной   и   той   же   гласной   фонемы   в   отдельных   словах   реализуются
различные   позиционные   варианты   длительности   их   звучания.   Условиями,   влияющими   на
длительность, могут быть: конечное положение гласного, тип последующего согласного – звонкий
или   глухой,   количество   слогов   в   слове,   употребление   того   или   иного   тона.   Так,   гласная   в
односложном   слове   в   конечном   положении   произносится   протяжно,   перед   звонким   –   менее
протяжно, перед глухим – почти кратко. 
Позиционная длительность гласных меняется от количества слогов в слове. То есть одна и та же
гласная короче в двухсложном слове, чем в односложном, и еще короче в трехсложном. 
Также   гласная,   произнесенная   с   низким   восходящим   тоном,   будет   длиннее,   по   сравнению   с
низким   нисходящим.     Однако   одна   и   та   же   гласная   еще   длиннее   в   слове,   произнесенном   с
нисходяще-восходящим тоном. 

* Количественные (долготные) варианты конечных сонантов.

— 

носовой взрыв (носовой сонант n)

Если за взрывным звуком следует носовой сонант [n], то имеет место носовой взрыв (сочетания 
[tn], [dn]). Например: wri

tten

 [ˋrɪ

tn

],

 

gar

den

 [ˋgɑ:

dn

].

 

Преграда в ротовой полости не убирается, 

кончик языка на альвеолах, мягкое небо опускается, а воздух с легким взрывом прорывается 
через ротовую полость. Носовой взрыв позиционно обусловлен. 
— 

боковой взрыв (боковой сонант l)

Если за взрывным звуком следует боковой сонант [l], то имеет место боковой взрыв (сочетания 
[tl],[dl]). Например:  app

le

 [ˋæ

], mi

ddle

 [ˋmɪ

].  Кончик языка на альвеолах, и когда края языка 

опускаются, воздух выскальзывает с легким шумом, напоминающим взрыв. Боковой взрыв 
позиционно обусловлен.

— 

употребление вариантов фонемы [l]

Всего существует два варианта: темный и светлый. Светлый вариант употребляется перед 
гласными и перед [j], темный вариант — перед согласными и в конце слова. Например: line [laɪn], 
little [ˈlɪt

l

]. Употребление мягкого вариант фонемы вместо твердого не влияет на изменение 

смысла слова, что значит, что их нельзя считать самостоятельными фонемами.  

* Артикуляционный уклад в английском и русском языках.
* Влияние артикуляционных укладов на качество звуков.

В английском зыке значительно больше гласных, в русском — согласных. В английском по долготе
сопоставляются гласные фонемы, в русском — согласные. В английском языке палатализация не 
фонематический признак, когда в русском — фонематический. В английском глухие согласные —
сильные, а звонкие — слабые, в русском — все точно наоборот. Для английских согласных типична
апикально-альвеолярная артикуляция, для русских — дорсально-зубная. 
В английском языке наблюдается широкая тенденция к удивлинению конечных сонантов и 
неакцентируемых гласных, в русском конечные сонанты и редуцированные гласные краткие. В 
русском языке нет ни долгих напряженных, ни кратких усеченных гласных, нет дифтонгоидов и 
дифтонгов, огубление сильнее, чем в английском языке, гласные полного образования в 
неакцентируемом слоге не употребляются, а низкий уклад нетипичен.

* Соотношение ударных и заударных слогов по длительности в английском и русском языках.

Акцентируемая позиция.
Условиями, влияющими на изменение длительности гласного в акцентируемом слоге, могут быть:
конечное положение гласного, тип последующего согласного — звонкий или глухой, количество 
слогов в слове, употребление того или иного тона. Так, гласная в односложном слове в конечном 
положении произносится протяжно, перед звонким согласным — менее протяжно, перед глухим 
— почти кратко. 
Позиционная длительность гласных меняется в зависимости от количества слогов в слове. Так, 
одна и та же гласная короче в двухсложном слове и еще короче — в трехсложном. Также одна и та
же гласная будет длиннее в слове, произнесенном с низким восходящим тоном, высоким 
восходящим тоном и восходящее-нисходящим тоном, чем в слове с низким нисходящим тоном. 

Неакцентируемая позиция.
В неакцентируемом слоге перед морфемами [z], [d] реализуется полудолгий вариант фонемы [

ə

]. 

Еще более протяжные варианты фонем [

ə

] и [

i

] произносятся в многосложных словах с 

эмфатическим нисходяще-восходящим тоном. Так, в трехсложных словах употребляются их 
долгие варианты, а в двухсложных — сверхдолгие.

Усеченные и неусеченные гласные. 
У усеченных акцентируемых гласных в конце в конце не происходит уменьшения мышечного 
напряжения, они произносятся отрывисто. В конечном положении они не встречаются. Например:
sit, city.
У неусеченных гласных в концу наблюдается уменьшение силы артикуляции; неусеченными 
гласными являются, как правило, краткие и долгие гласные в любой позиции. 

1

1. Phonetik als Teil der Sprachkunde. Zweige und Arten der Phonetik. Phonetik 
und andere Wissenschaften.

Die Phonetik

 ist ein Teilgebiet der Sprachkunde (ebenso wie Lexik und Grammatik), 

das die lautlichen Einheiten der Sprache, ihre Hervorbringung (происхождение) und 
Auffassung (восприятие) erforscht.
Die Phonetik untersucht:
- Atmung und Stimme, 
- physikalisch-akustische Besonderheiten der Laute im Redefluss, 
- die phonetische Gestaltung der Rede selbst sowie das Hören und Verstehen der 
Rede.

Zweige der Phonetik

Man unterscheidet im ganzen die folgenden Zweige der Phonetik:
@ allgemeine
@ beschreibende;
@ historische;
@ vergleichende;
@ angewandte;
@ experimentelle

Man kan zwei Richtungen der Phonetik unterscheiden:
- Allgemeine Phonetik beschäftigt sich mit Signalerzeugung, Übertragung und 
Empfang im Rahmen von Sprache.
Sie umfasst sich drei Teidisziplinen:
+ Dievartikulatorische Phonetik
+ Die akustische Phonetik
+ Die auditive Phonetik

- Angewandte Phonetik umfasst mehrere Teilgebiete:
+ normative Phonetik
+ vergleichende Phonetik 
+ Discriptive Phonetik 
+ Forensische Phonetik 
+ Instrumentelle Phonetik
+ Kommunikative Phonetik

Drei Arten der Phonetik im Kommunikationsprozess:

1) Artikulatorische Phonetik: Erforschung der physiologischen (физиологические) 

Mechanismen der Sprachproduktion und Lautwahrnehmung;
2) Akustische Phonetik: Erforschung der physikalischen (физические) Eigenschaften 
der Lautereignisse;
3) Sprachfunktionale Phonetik: Phonologie (см. вопросы 4-5)

Phonetik und andere Wissenschaften.

Im System der Wissenschaften steht die Phonetik zwischen den Natur- und 
Gesellschaftswissenschaften. Ihrem Inhalt nach ist die Phonetik als Existenzform der 
Sprache eine gesellschaftswissenschaftliche Disziplin, denn die Sprache und das 
Sprechen sind gesellschaftliche Phänomene. Andererseits untersucht die Phonetik 
naturwissenschaftliche Methoden, um zu verstehen, wie die Menschen sprechen. So 
untersucht die Phonetik die Physiologie der Lautbildung, die Psyche der Menschen 
usw. 
(краткий перевод: фонетика стоит между естественными и общественными 
науками, т. к. сам язык – явление общественное, а его воспроизведение – 
предмет физиологии, психики и т.д.)

Второй вопрос

Forschungsmethoden der Phonetik

Zu den wichtigsten Forschungsmethoden, derer sich Phonetik als 
selbständige то
linguistische Wissenschaft bedient, gehören folgende:
1) Subjektive Beobachtung (auditive und visuelle);
2) Instrumentale Erforschung (mit Hilfe von technischen Geräten: Robotern, 
Röntgenfilmen und Röntgenbildern, Spektrographen, Kymographen, 
Oszillographen, Computern etc.)
3) Distribution. Man versteht unter der Distribution die Summe aller 
Umgebungen 
(aller Kontexte), in denen ein sprachliches Element vorkommen kann. Die 
Erfinder sind die amerikanischen Deskriptivisten K.L.Hike, Z.S. Harries und 
andere
4) Statistische Methoden;
5) Vergleichende Methoden.

Третий вопрос

Als 

Sprechen (Sprechvorgang)

 wird die Artikulation- die Sprechbewegung 

und sprachliche Ausführung der Gedanken bezeichnet. 

Phoneminventar 

– ist die Gesamtheit der Phoneme einer Sprache.

Phonetische Umschrift 

 

 (  Transcription

 

 )  

Transcriptionssysteme

- Das Internationale Phonetische Alphabet (IPA) ist ein phonetisches Alphabet
und somit eine Sammlung von Zeichen, mit deren Hilfe die Laute aller 
menschlichen Sprachen nahezu genau beschrieben und notiert werden 
können. Es wurde von der International Phonetic Association entwickelt und 
ist das heute am weitesten verbreitete Lautschriftsystem.

- Die Palladius-Transkription ist ein Transkriptionssystem in kyrillischer Schrift 
für die chinesische Sprache.

- Hanyu Pinyin Fang'an ist die offizielle chinesische Romanisierung des 
Hochchinesischen in der Volksrepublik China. 

Четвертый вопрос

Die Entstehung und die Entwicklung der deutschen 
Phonologie.

In den 30-er Jahren des 20-ten Jh. erschien als eine selbständige linguistische
Disziplin die Phonologie. Auf dem Ersten Internationalen Linguistenkongress, 
der 1928 im Haag stattfand, traten drei russische Sprachforscher N.S. 
Trubetzkoy, S.O. Karcevskij, R.O.Jakobson mit einem kurzen Programm auf, 
in dem sie auf einer sauberen Trennung zwischen Phonetik und Phonologie 
bestanden.

In den „Gründzügen der Phonologie“ wies Trubetzkoy darauf hin, dass die 
Abgrenzung der Phonologie von der Phonetik auf dem Unterschied zwischen 
Sprache und Sprechen beruht. 

Segmentierung

Die Segmentierung (oder Segmentation) ist in der Sprachwissenschaft eine 
Zerlegung komplexer Einheiten (beispielsweise Sätze oder Wörter) in ihre 
Elemente (Segmente), die dann wiederum klassifiziert, d. h. nach bestimmten 
Kriterien – ihrer Bedeutung und/oder Funktion – geordnet werden können. 

Die Segmentierung dient der Analyse sprachlicher Einheiten. Darauf baut die 
Klassifizierung der Bestandteile der sprachlichen Einheiten, d. h. die 
Zuordnung zu bestimmten Kategorien auf. Die Segmentierung und 
Klassifizierung setzen voraus, dass die Sprache ein geordnetes System ist, 
deren Elemente zueinander in bestimmten Relationen stehen. Ausgehend von
Ferdinand de Saussure, dem Begründer der strukturellen Linguistik, sind das 
Segmentieren und Klassifizieren die strukturalistische Sprachwissenschaft 
kennzeichnende Methoden.

Identifizierung

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////