Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 68

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  66  67  68  69   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 68

 

 

3. Условия реализации Программы ординатуры
Общие условия реализации программы ординатуры
Университет располагает материально-технической базой, соответствующей
действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех
видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-
исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным
неограниченным доступом к электронной интегральной учебной библиотеке
(ТКДБ),
включающей в том числе электронно-библиотечную систему, содержащую издания по
изучаемым дисциплинам, и к электронной информационно-образовательной среде
организации. Электронно-библиотечная система
(электронная библиотека) и электронная
информационно-образовательная среда обеспечивают возможность доступа обучающегося из
любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Университета, так и вне ее.
Университет на основе научных разработок в реализует образовательные программы с
использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в Университете созданы условия для
функционирования электронной информационно-образовательной среды.
Электронная информационно-образовательная среда Университета обеспечивает:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, и к изданиям
электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в
рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и
результатов освоения основной образовательной программы;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация
которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
ординатуры
В Университете организованы учебные аудитории для проведения занятий
лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования
(выполнения
курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения
для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Данные аудитории
укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения,
служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа используются слайд-лекции с обратной
связью (интерактивные).
Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации программы
ординатуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием,
которое определено методическими указаниями по проведению практических и лабораторных
работ.
Аудитории для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной
техникой с возможностью подключения к сети
«Интернет» и обеспечением доступа в
электронную информационно-образовательную среду Университета.
При применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
используются виртуальные аналоги в форме обучающих роботизированных компьютерных
программ, позволяющих обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные
737
профессиональной деятельностью.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса характеризуется наличием
разработанных профессорско-преподавательским составом Университета электронных
образовательных ресурсов, обучающих компьютерных программ, слайд-лекций с обратной
связью, тем творческих работ, заданий для самостоятельной работы обучающегося,
оценочных средств для проведения текущего контроля
, промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине и др. Содержание каждой учебной дисциплины представлено в
сети Интернет на сайте Университета.
Программное обеспечение:
- компьютерные обучающие программы;
- тренинговые и тестирующие программы.
Информационные и роботизированные
системы, программные комплексы,
программное обеспечение для доступа к компьютерным обучающим, тренинговым и
тестирующим программам.
Университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного
обеспечения.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых
определяется в рабочих программах дисциплин и подлежит ежегодному обновлению.
Информационное обеспечение учебного процесса определяется возможностью
свободного доступа обучающихся к сети Интернет, к Информационно-аналитическому
порталу, к правовым базам данных «Консультант-плюс» или «Гарант», к электронным
информационным и образовательным ресурсам ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова.
738
4.Обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВО
ординатуры
С целью обеспечения качества подготовки высококвалифицированных специалистов,
конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, нравственно
воспитанных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных
областях деятельности, способных к эффективной профессиональной деятельности на уровне
мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и
профессиональной мобильности в Университета на основе научных исследований и
системного мониторинга образовательной деятельности с учетом реализации
образовательного процесса посредством электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, разработана стратегия обеспечения качества подготовки
выпускников.
К разработке и актуализации стратегии и в области обеспечения качества подготовки
выпускников привлекаются руководители, научно-педагогические, педагогические работники
и ведущие специалисты Университета, а также представители работодателей и другие
заинтересованные лица.
С целью обеспечения гарантированного качества подготовки выпускников в
Университете проводится:
- мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;
- многоуровневый контроль качества образовательных программ, контента и учебных
продуктов;
- разработка технологических и организационно-дидактических инноваций для
внедрения в учебный процесс;
- разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся,
компетенций выпускников;
- оценка качества освоения обучающимися ОПОП посредством проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации;
- обеспечения компетентности преподавательского состава;
- самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности и
сопоставления с другими образовательными организациями с привлечением представителей
работодателей;
4.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации по освоению дисциплины
Оценка качества освоения программ ординатуры обучающимися включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную
итоговую аттестацию.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются формами
проверки хода выполнения обучающимися учебного плана, процесса и результатов усвоения
ими учебного материала и соотнесения полученных результатов с требованиями к
обязательному минимуму содержания по дисциплинам и видам учебной деятельности,
установленному ФГОС. Структура, последовательность и количество этапов текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации ординаторов регламентируется учебным
планом, графиком учебного процесса, расписаниями учебных занятий.
Текущий контроль успеваемости осуществляется на лекциях, семинарах, во время
прохождения практик (опросы, доклады, практические навыки), в рамках самостоятельной
работы под руководством преподавателя в формах
(через систему сдачи заданий),
предусмотренных планом организации самостоятельной работы. Результаты текущего
контроля успеваемости фиксируются преподавателями в ведомостях текущего контроля и
кафедральных журналах посещаемости и успеваемости. Условия учета результатов текущего
контроля, меры стимулирования или дисциплинарного воздействия на ординаторов по
739
результатам текущего контроля разрабатываются кафедрой и согласовываются с отделом
ординатуры и интернатуры.
Промежуточная аттестация выявляет результаты выполнения ординатором учебного
плана и уровень сформированности компетенций. Процедура промежуточной аттестации
включает устное собеседование с ординатором, демонстрацию ординатором практических
навыков, учитывает сдачу зачетов по дисциплинам и практикам, предусмотренных учебным
планом. Результатом промежуточной аттестации является решение кафедры с отметкой
«аттестован», «не аттестован».
Частью промежуточной аттестации являются зачеты по дисциплинам и практикам,
предусмотренные учебным планом. Прием зачетов проводится на последнем занятии по
дисциплине, в последний день практики; сроки зачетов устанавливаются расписанием.
Зачеты, как правило, принимают преподаватели, руководившие практикой, семинарами,
практическими занятиями или читающие лекции по данному курсу. Форма и порядок
проведения зачета устанавливаются кафедрой в зависимости от характера содержания
дисциплины, целей и особенностей ее изучения, используемой технологии обучения. Зачеты
по дисциплинам являются недифференцированными и оцениваются отметками «зачтено», «не
зачтено». Практики оцениваются в виде зачета с оценкой.
Университет предоставляет обучающимся возможность оценить содержание,
организацию и качество образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин
(модулей) и практик, а также работу отдельных преподавателей. В связи с чем ежегодно с 01
июня по 15 июня среди обучающихся по программам ординатуры проводится опрос
общественного мнения об удовлетворенности потребителя. По результатам опроса
содержание и организация образовательного процесса корректируются.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ООП
(текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить
знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются Унивреситетом. Содержание фонда оценочных средств для
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся максимально
приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме
преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов активно
привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Для проведения текущего контроля успеваемости в состав ФОС входят оценочные
средства: тестовые базы для формирования индивидуальных заданий; сценарии обучающих
компьютерных программ
(тест-тренинг адаптивный, глоссарный тренинг, электронный
профтьютор, тезаурусный тренинг, логическая схема и т.д.); контрольные вопросы и типовые
задания для практических занятий; модульное тестирование, предэкзаменационное
тестирование; темы вебинаров, эссе, рефератов и устных докладов; проблемные
дискуссионные вопросы для проведения практических занятий. Для проведения
промежуточной аттестации используются следующие оценочные средства: экзаменационные
базы вопросов, практико-ориентированные задания к экзамену; зачету; зачету с оценкой;
курсовая работа (темы курсовых работ); отчет, задания по практике.
Фонд оценочных средств формируется на основе ключевых принципов оценивания:
- принцип валидности (способность оценочного средства адекватно выявить уровень
сформированности требуемого качества, компетенции и др.),
- принцип критериальности (наличие четко сформулированных критериев оценки);
-
принцип соответствия содержания оценочных материалов уровням
профессионального обучения;
- принцип надежности
(отражает точность, степень постоянства, стабильности,
устойчивости результатов оценивания при повторных предъявлениях);
- принцип максимального учета в содержании ФОС специфики и условий будущей
профессиональной деятельности выпускника;
740
- принцип системности оценивания (циклический характер оценивания);
- принцип соответствия содержания ФОС современным научным достижениям в
соответствующей сфере;
- принцип доступности ФОС на бумажных и/или электронных носителях для
обучающихся, научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава
и учебно-вспомогательного персонала.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по
дисциплине или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы
дисциплины или программы практики, включает в себя:
- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы и количества часов для проведения занятий семинарского типа
по темам (разделам) ;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их
формирования, описание шкал оценивания;
-типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний,
умений, навыков и
(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине представлены в содержании рабочих программ дисциплин.
Промежуточные зачеты в конце 1, 2, 3 семестров - до 3 баллов.
4.2 . Итоговая (государственная итоговая) аттестация выпускников
Итоговая (государственная итоговая) аттестация является заключительным этапом
оценки качества освоения обучающимся основной профессиональной образовательной
программы и должна дать объективную оценку наличию у выпускника подготовленности к
самостоятельной профессиональной деятельности. К итоговой (государственной итоговой)
аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном
объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по направлению
подготовки «Гастроэнтерология».
Задачи итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлению подготовки
заключаются в оценке уровня сформированности у выпускников необходимых
общекультурных, общепрофессиональной, профессиональных компетенций; в определении
уровня теоретической и практической подготовки для выполнения функций
профессиональной деятельности; в выявлении уровня профессиональной подготовленности к
самостоятельному решению профессиональных задач различной степени сложности.
Содержание итоговой
(государственной итоговой) аттестации базируется на
компетенциях выпускника как совокупного ожидаемого результата образования по ООП .
Фонд оценочных средств для проведения итоговой
(государственной итоговой)
аттестации включает в себя:
- перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате
освоения образовательной программы;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал
оценивания;
- материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной
программы (по выпускной квалификационной работе);
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов
освоения образовательной программы.
741
1.
Цели и задачи государственной итоговой аттестации
Цель итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлению подготовки
«Гастроэнтерология» состоит в объективном выявлении уровня подготовленности
выпускника к компетентностному выполнению следующих видов профессиональной
деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-
управленческой.
Задачи итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлению подготовки
заключаются в оценке уровня сформированности у выпускников необходимых
общекультурных, общепрофессиональной, профессиональных компетенций; в определении
уровня теоретической и практической подготовки для выполнения функций
профессиональной деятельности; в выявлении уровня профессиональной подготовленности к
самостоятельному решению профессиональных задач различной степени сложности
2.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
В процессе проведения итоговой государственной аттестации проверяется наличие у
выпускника следующих универсальных компетенций:
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими
универсальными компетенциями:
9
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
9
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные,
этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
9
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и
высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования,
а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными
компетенциями:
профилактическая деятельность:
9
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни,
предупреждение возникновения и
(или) распространения заболеваний, их раннюю
диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также
направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его
обитания (ПК-1);
9
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации
и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-
2);
9
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты
населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки,
стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
9
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-
статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов
заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
742
9
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
гастроэнтерологической помощи (ПК-6);
9
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том
числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной
терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и
санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации,
направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
9
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере
охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
(ПК-10);
9
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с
использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
9
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том
числе медицинской эвакуации (ПК-12).
3. Место государственной итоговой аттестации в структуре образовательной
программы.
Государственная итоговая аттестация относится к базовой части Блока 3.
4.
Объем государственной итоговой аттестации в зачетных единицах с указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на
самостоятельную работу обучающихся͘
Всего
Семестры
часов /
Вид учебной работы
зачетных
4
единиц
108 / 3
108
Государственная итоговая аттестация
Общая трудоемкость
часы
108
108
зачетные единицы
3
3
5. Содержание государственной итоговой аттестации, структурированное по этапам с
указанием отведенного на них количества академических часов͘
Содержание итоговой (государственной итоговой) аттестации базируется на компетенциях
выпускника как совокупного ожидаемого результата образования по ООП.
Наименование
Содержание этапа
Проверяемые компетенции
п/
этапа
п
1.
Определение
Тестирование
9
УК-1, УК-2, УК-3, ПК-1,
уровня
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
теоретической
подготовки
743
2
Определение
Решение ситуационных задач
9
УК-1, УК-2, УК-3, ПК-1,
уровня
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
практической
подготовки
3
Определение
Проверка теоретических знаний
9
УК-1, УК-2, УК-3, ПК-1,
уровня
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
профессиональн
ой
подготовленнос
ти
к
самостоятельно
му решению
профессиональн
ых задач
6.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Основная:
25. Гастроэнтерология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. В. Т. Ивашкина,
Т. Л. Лапиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 480 с. ЭБС
26. Гастроэнтерология : руководство / Я. С. Циммерман. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 816 с. : ил. ЭБС
27. Пропедевтика внутренних болезней. Гастроэнтерология: учебное пособие. Ивашкин В.Т.,
Драпкина О.М. 2012. - 160 с.: ил. (ЭБС)
28. Основы внутренней медицины / Ж. Д. Кобалава, С. В. Моисеев, В. С. Моисеев ; под. ред.
В. С. Моисеева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 888 с. (ЭБС)
29. Парентеральное и энтеральное питание : нац. руководство / [Г. П. Арутюнов и др.] ; под
ред. М. Ш. Хубутия [и др.] ; Ассоц. мед. обществ по качеству, Рос. ассоц. парентер. и
энтер. питания.
- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 799 с., [10] л. цв. ил. : ил., табл.
-
(Национальные руководства) - Библиотека
30. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И.,
Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 - 764 с. : ил
Дополнительная:
29. Внутренние болезни͘ Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие͘ Маколкин В͘И͘, Сулимов
В͘А͘, Овчаренко С͘И͘ и др͘ 2012͘ - 304 с͘ :ил͘ ЭБС Внутренние болезни͘ Тесты и ситуационные задачи:
учебное пособие͘ Маколкин В͘И͘, Сулимов В͘А͘, Овчаренко С͘И͘ и др͘ 2011͘ - 304 с͘ :ил
30.
Руководство по клиническому питанию : научное издание / С. Ф. Багненко [и др.]. ; ред.: В.
М. Луфт, С. Ф. Багненко ; . - 2-е изд., доп. - СПб. : Арт-Экспресс, 2013. - 448, [1] с. : ил.,
табл
31.
Панкреатит: монография / Н. В. Мерзликин, Н. А. Бражникова, В. Ф. Цхай и др. ; под ред.
Н. В. Мерзликина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528 с. : ил. (ЭБС)
32.
Атлас клинической гастроэнтерологии: переводное издание / А.Форбс, Дж.Дж. Мисиевич,
К.К. Комптон [и др.]; пер. с англ. под ред. В.А. Исакова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 389
с. : ил., табл. + 1 эл. опт. диск. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91713-027-9:
33.
Синдромная диагностика и базисная фармакотерапия заболеваний внутренних органов :
744
[Справочник: в 3 т.] / [В. А. Александрин, Р. А. Александрова, С. Я. Батагов и др.] ;
редакторы: Г. Б. Федосеев, В. И. Трофимов. - 5-е изд. - СПб. : Нордмедиздат, 2004 - . -
ISBN 978-5-98306-091-3. Т. 3. - 2011. - 743 с.
34.
Симптоматические гастродуоденальные язвы как проявление полиморбидной патологии :
учеб. пособие
/ О. Н. Скрябин, И. А. Горбачева, С. В. Попов
[и др.]
; Ком. по
здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им.
акад. И. П. Павлова, Клиническая больница Святителя Луки. - СПб. : Изд-во СПбГМУ,
2011. - 55 с. : табл
35.
Жировое перерождение печени и ишемическая болезнь сердца. Гериатрическиеаспекты :
монография / А. М. Антонова, В. С. Баранов, С. А. Болдуева ; ред. Л. П.Хорошилина. - М. :
ООО "Концепт Дизайн", 2014
745
7.
Фонд оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
обучающихся по дисциплине.
8.
Тестовые вопросы
1. Билирубинурия встречается при:
1. гемолитической желтухе
2. обтурационной желтухе
3. оба ответа верны
4. оба ответа не верны
2. Болезнь Жильбера сопровождается следующими нарушениями лабораторных
показателей
1. гипербилирубинемия за счет конъюгированного билирубина
2. гипербилирубинемия за счет неконъюгированного билирубина
3. гиперуробилинурия
4. повышение сывороточных аминотрансфераз
5. повышение щелочной фосфатазы
3. Признаками хронического панкреатита являются нижеследующие, КРОМЕ :
1. боль постоянная в сочетании с приступообразной.
2. локализация боли в эпигастральной области.
3. общая слабость.
4. снижение аппетита.
5. повышение температуры.
4. Для начальной стадии рефлюкс-ззофагита наиболее типичным являются:
1. диффузная гиперплазия и отек слизистой пищевода
2. гиперемия и отек слизистой дистального отдела пищевода
3. геморрагические изменения в слизистой
4. зияние кардии
5. эрозивно-язвенные дефекты слизистой
5. Наиболее частой гистологической формой рака желудка служит:
1. аденокарцинома
2. скирр
3. солидный рак
4. плоскоклеточный рак
5. недифференцированный рак
6. рН чистого желудочного сока здорового человека:
1. 0,5-0,9
2. 0,9-1,5
3. 1,5-2,0
4. 2,0-2,5
7. Показаниями для срочной госпитализации в хирургическое отделение
больных с
осложненной язвенной болезнью являются все, кроме:
1. перфорации язвы
2. пенетрации язвы
3. субкомпенсированного стеноза привратника
4. кровотечения из язвы
8. Раннее формирование портальной гипертензии характерно для:
1. крупноузлового цирроза печени
2. первичного билиарного цирроза печени
3. мелкоузлового цирроза печени
4. первичного рака печени
746
9. Наиболее ранним и постоянным признаком болезни Крона является :
1. боль в животе
2. лихорадка
3. примесь крови в кале
4. диарея
5. примесь гноя в кале
10. Какие из нижеприведенных средств НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО назначать больным
желудочно-пищеводным рефлюксом
1. антациды
2. мотилиум
3. ганатон
4. антихолинергические препараты
5. блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов
11. Из нижеследующих признаков выделите НАИМЕНЕЕ характерный для портальной
гипертензии:
1. развитие коллатералей
2. кровотечение из варикозно расширенных вен
3. асцит
4. лихорадочный синдром
5. спленомегалия
12. Сканирование печени наиболее предпочтительно в диагностике
1. хронического гепатита
2. жировой дистрофии печени
3. цирроза печени
4. рака печени
13. Применение каких лекарственных средств НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО в случае
хронического панкреатита с выраженным болевым синдромом и нарушением внешней
секреции в стадии обострения?
1. анальгетики
2. ингибиторы панкреатических ферментов
3. спазмолитики
4. глюкокортикоиды
5. антибиотики
14. Какие из нижеперечисленных исследований являются наиболее информативными в
диагностике желчнокаменной болезни?
1. радионуклидное исследование
2. термография
3. лапароскопия
4. ультразвуковая эхолокация
15. Подпеченочная желтуха характеризуется:
1. гиперуробилинурией
2. нарастанием сывороточных аминтрансфераз
3. увеличением гамма-глобулинов
4. повышением показателей тимоловой пробы
5. гипербилирубинемией
16. Кампилобактерии являются:
1. кислотонеустойчивыми
2. кислотонейтрализующими
3. соляная кислота нейтральна для метаболизма бактерий
4. кислотоустойчивыми
17. При стенозе выводного отдела желудка:
1. усиливается боль в верхней половине живота
747

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  66  67  68  69   ..