Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 64

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  62  63  64  65   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 64

 

 

2) радиоаллергосорбентный тест
3) спирография, спирометрия
4) кожные пробы с аллергенами
5) определение Т- и В-лимфоцитов в крови
39. Для неаллергической бронхиальной астмы характерно:
1) часто кожные пробы отрицательные
2) часто приступы провоцирует острая респираторная инфекция
3) часто приступы провоцирует гипервентиляция
4) снижена чувствительность дыхательных путей к влажности и температуре
5) снижена чувствительность дыхательных путей к резким запахам
40. Больший риск развития аллергических заболеваний имеют дети:
1) переведенные на искусственное вскармливание в первые месяцы жизни
2) перенесшие на первом году жизни рахит
3) с лимфатико-гипопластическим диатезом
4) с экссудативно-катаральным диатезом в анамнезе
5) из неполных семей
41. Наиболее частыми причинами пищевой аллергии из приведенного перечня являются:
1) мясо кролика
2) рыба
3) молоко
4) арахис
5) картофель
42. Вследствие длительного применения адреномиметиков при бронхиальной астме вероятны
следующие осложнения:
1) язвенная болезнь
2) остеопороз
3) кардиосклероз
4) синдром отмены
5) синдром рикошета
43. У пациента с заболеванием ЦНС, принимавшего метилдопа, развилась гемолитическая
анемия, которая быстро прошла после отмены препарата. Укажите вид
гиперчувствительности, по которому развилось это осложнение:
1) реагиновый
2) цитотоксический
693
3) иммунокомплексный
4) клеточный
44. Укажите вид гиперчуствительности, который имеет ведущее значение при развитии
ангионевротического отёка:
1) реагиновый
2) цитотоксический
3) иммунокомплексный
4) клеточный
45. Укажите вид гиперчуствительности, который имеет ведущее значение при развитии
крапивницы:
1) реагиновый
2) цитотоксический
3) иммунокомплексный
4) клеточный
46. Укажите вид гиперчуствительности, который имеет ведущее значение при развитии
сывороточной болезни:
1) реагиновый
2) цитотоксический
3) иммунокомплексный
4) клеточный
47. Укажите вид гиперчуствительности, который имеет ведущее значение при развитии
васкулитов:
1) реагиновый
2) цитотоксический
3) иммунокомплексный
4) клеточный
48. Укажите вид гиперчуствительности, который имеет ведущее значение при развитии
аллергического контактного дерматита:
1) реагиновый
2) цитотоксический
3) иммунокомплексный
4) клеточный
694
49. В основе большинства псевдоаллергических реакций, развивающихся в ответ на прием
лекарственных средств (ЛС), лежит:
1) прямое воздействие ЛС на тучные клетки
2) активация системы комплемента с образованием анафилатоксинов СЗа и С5а
3) прямая активация В-лимфоцитов и усиление синтеза реагиновых антител
4) активация экспрессии MHC-II на антигенпрезентирующих клетках
5) активация экспрессии MHC-I на антигенпрезентирующих клетках
50. Способствуют развитию аллергии на лекарственные средства (ЛС):
1) продолжительное лечение
2) высокие дозы ЛС
3) внутривенное введение ЛС
4) частые прерывистые курсы приема ЛС
5) прием ЛС без прикрытия блокаторами гистаминовых рецепторов
51. Немедленные генерализованные реакции по анафилактическому типу вызывают:
1) рентгеноконтрастные вещества
2)
-лактамные антибиотики
3) гетерогенные сыворотки
4) вакцины
5) нестероидные противовоспалительные
52. Немедленные генерализованные реакции по анафилактоидному типу вызывают:
1) рентгеноконтрастные вещества
2)
-лактамные антибиотики
3) гетерогенные сыворотки
4) вакцины
5) аспирин
53. Общие принципы лечения лекарственной аллергии:
1) отмена подозреваемого лекарственного средства
2) антигистаминные препараты в течение 7-10 дней
3) при выраженных проявлениях преднизолон в дозе 1 мг/кг в день в течение 7-14 дней
4) плазмаферез для удаления иммунных комплексов
5) интерферон для активации клеточного иммунитета
695
54. У больных, перенесших в прошлом анафилактоидные реакции, введение антигистаминных
препаратов и глюкокортикоидов, а также их комбинации с
-адреностимуляторами
эффективно снижает частоту и тяжесть реакций на введение:
1) йодсодержащих рентгеноконтрастных веществ
2)
-лактамных антибиотиков
3) гетерогенных сывороток
4) вакцин
5) миорелаксантов
55. Общие принципы профилактики лекарственной болезни:
1) прописывать медикаменты, строго оправданные клинической ситуацией
2) избегать полипрагмазии
3) тщательно собирать лекарственный анамнез
4) антибиотики назначать только в комплексе с антигистаминными препаратами
56. Укажите эффекты медиаторов аллергического воспаления:
1) местное расширение сосудов
2) повышение проницаемости сосудов
3) спазм гладкой мускулатуры
4) гиперпродукция слизи
5) раздражение нервных окончаний
57. Для наследственного ангионевротического отёка характерны:
1) нормальный уровень компонентов комплемента С2, С4 в сыворотке крови
2) сниженный уровень компонентов комплемента С2, С4 в сыворотке крови
3) нормальный уровень ингибитора С1-эстеразы в сыворотке крови
4) сниженный уровень ингибитора С1-эстеразы в сыворотке крови
58. Укажите характерные признаки аллергических реакций I-го типа:
1) в них участвуют Ig А, Ig М
2) в них участвует Ig Е
3) клетки-мишени - базофилы, тучные клетки
4) клиника - анафилактический шок, крапивница, бронхиальная астма
5) клиника - сывороточная болезнь, аллергический альвеолит, ревматоидный артрит
59. Мероприятия, которые проводятся с целью профилактики атопических заболеваний:
1) профилактические прививки
696
2) запрещение браков между аллергиками
3) грудное вскармливание не менее 6 месяцев
4) элиминация облигатных пищевых аллергенов из диеты
5) элиминация бытовых вредностей (клещей, тараканов, плесени, сигаретного дыма и др.)
60. При лечении бронхиальной астмы у детей ингаляционные
2-адреномиметики короткого
действия можно применять:
1) не чаще 2-х раз в сутки
2) не чаще 3-4 раз в сутки
3) так часто, как этого требует состояние ребёнка
4) эти препараты нельзя использовать у детей
61. Эозинофилия является характерным признаком при:
1) бронхиальной астме
2) крапивнице
3) хронической надпочечниковой недостаточности
4) гельминтозах
62. Какие лекарственные средства используются при лечении крапивницы в первую очередь:
1) антилейкотриеновые препараты
2) гидрокортизон и препараты кальция
3) антигистаминные препараты
4) глюкокортикостероиды
63. Какие из перечисленных факторов индуцируют дегрануляцию базофилов и тучных клеток:
1) MHC-II в комплексе с антигеном
2) MHC-I в комплексе с антигеном
3) Ig E в комплексе с антигеном
4) Ig M в комплексе с антигеном
5) интерлейкин-8
64. Какие из перечисленных медиаторов содержатся в гранулах тучных клеток?
1) простагландины
2) гистамин
3) серотонин
4) цитокины
5) лейкотриены
697
65. Органами-мишенями при пищевой аллергии являются:
1) ЖКТ
2) кожа
3) органы дыхания
4) сердце
Ответы к тестовым вопросам
1 - 1, 2
21 - 1, 3, 4
41 - 2, 3, 4
61 - 1, 2, 3, 4
2 - 1, 2, 4
22 - 1, 2, 5
42 - 3, 5
62 - 3
3 - 3, 4
23 - 3
43 - 2
63 - 3
4 - 1, 2, 3
24 - 3, 4, 5
44 - 1
64 - 2, 3
5 - 4
25 - 1, 2, 4
45 - 1
65 - 1, 2, 3
6 - 2, 3, 4, 5
26 - 3, 4
46 - 3
7 - 3, 4
27 - 3, 4
47 - 3
8 - 2, 3
28 - 2
48 - 4
9 - 1, 4
29 - 2, 3
49 - 1, 2
10 - 2, 3
30 - 3, 4
50 - 1, 2, 4
11 - 2, 4, 5
31 - 2
51 - 2, 3, 4
12 - 1
32 - 1, 3, 5
52 - 1, 5
13 - 2, 3
33 - 2, 3
53 - 1, 2, 3, 4
14 - 1, 2, 3
34 - 1, 3, 4
54 - 1, 5
15 - 3
35 - 2, 3
55 - 1, 2, 3
16 - 1, 3, 4, 5
36 - 1, 4, 5
56 - 1, 2, 3, 4, 5
17 - 1, 3, 4
37 - 2, 3, 4
57 - 2, 4
18 - 1
38 - 3
58 - 2, 3, 4
19 - 3, 4
39 - 1, 2, 3
59 - 3, 4, 5
20 - 1, 2, 3
40 - 1, 3, 4
60 - 2
Практическая часть зачета
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
ПО АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Уровень освоения умений:
1- иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению
2 - знать, оценить, принять участие
3- выполнить самостоятельно
Обозначение столбцов в таблице:1- нумерация, 2 - наименования умений
3- рекомендуемый уровень освоения,4 -« зачетª -« не зачетªс указанием уровня освоения
5 - подпись куратора в палате (ассистент, доцент, зав. отделением, больничный ординатор)
1
2
3
4
5
а) клиническое обследование больного
1.
Полное клиническое обследование больного по всем органам и
системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация,
включая исследования центральной и периферической нервной
системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная
698
сфера, оболочечные симптомы); органы чувств, полости рта,
3
глотки; кожных покровов; периферического кровообращения;
органов брюшной полости.
б) лабораторные и инструментальные исследования
1.
Оценка клинических анализов крови, мочи, кала; биохимических
3
анализов крови
Оценка цитологического исследования мокроты;
2.
3
Оценка исследования общего и специфических
3.
иммуноглобулинов класса Е;
3
4.
2-3
Оценка показателей электролитного и кислотно-щелочного
баланса крови
Оценка иммунограммы;
5.
2-3
Аллергологическое исследование (постановка прик-тестов,
6.
2
внутрикожных проб, аппликационных тестов);
7
1-2
Иммунохимическое исследование (иммуноглобулины)
8.
2
Функция внешнего дыхания.(Проведение спирометрии и
интерпретация результатов; Оценка результатов
бодиплетизмографии; Оценка результатов диффузионной
способности легких; Проведение проб с бронходилататорами)
2-3
Проведение пикфлоумониторинга
2-3
9.
Методика подготовки аллерговакцин для проведения
1-2
10
специфической иммунотерапии;
Специальные исследования:
11
- иммуноферментный анализ;
1-2
- радиоаллергосорбентный тест;
1-2
- измерение уровня оксида азота;
1-2
- прямой и непрямой тесты Шелли;
1-2
- тест дегренуляции базофилов
1-2
в) Лечебные и диагностические процедуры
1.
Постановка кожных аллергологических проб (прик-тесты и
1-2
внутрикожные пробы)
1-2
Приготовление диагностических аллергенов
2.
1-2
Постановка и оценка аппликационных проб
3.
1-2
699
4.
Участие в спирометрии и оценка ее результатов
1-2
5.
Бронхопровокационные тесты
2-3
6.
Техника постановки провокационных тестов для диагностики
1-2
различных видов крапивницы
1-2
Методы экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ,
7.
1-2
гемосорбция, плазмаферез)
8.
Участие в проведении рентгенконтрастного исследования
1-2
9.
1-2
Оказание помощи при отеке Квинке различной локализации
10
Работа с кислородными концентраторами
3
11
Работа с ингаляторами (небулайзерами)
3
12
3
Проведение постурального и позиционного дренажа бронхов
13
Проведение специфической иммунной терапии
1
14
1
Освоение правил вакцинации
15
Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:
2-3
-
приступ бронхиальной астмы, астматический статус
-
острая и декомпенсация хронической дыхательная
2-3
недостаточность
1-2
-
шок (анафилактический)
2-3
-
острые аллергические реакции
г) Документация, организация врачебного дела
1.
Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из
3
истории болезни
10.Учебная литература и ресурсы сети «Интернетª, необходимые для проведения практики
а) основная литература:
1. Иммунология : учебник / Р͘ М͘ Хаитов͘ - 2-е изд͘, перераб͘ и доп͘ - М͘ : ГЭОТАР-Медиа, 2015͘ -
528 с͘ : ил͘(ЭБС Консультант студента)
2. Иммунология: учебник / Р͘М͘Хаитов͘ - 2-е изд͘, перераб͘ и доп͘ - М͘: ГЭОТАР-Медиа, 2011͘ -
521с͘: ил͘, табл͘+ 1 эл͘ опт͘ диск-
3. Аллергология и иммунология͘ Национальное руководство͘ Краткое издание / под ред͘ Р͘ М͘
Хаитова, Н͘ И͘ Ильиной͘ - М͘ :ГЭОТАР-Медиа, 2013͘ - 640 с͘(ЭБС Консультант врача)
б) дополнительная литература:
1.
Иммунология͘ Атлас: учебное пособие͘ Хаитов Р͘М͘, Ярилин А͘А͘, Пинегин Б͘В͘ 2011͘ - 624 с͘: ил͘
(ЭБС Консультант студента)
700
2. Иммунология: учебник͘ Ярилин А͘А͘ 2010͘ - 752 с͘: ил͘(ЭБС Консультант студента)
3. Иммунология: структура и функции иммунной системы: учебное пособие / Р͘М͘ Хаитов͘ - М͘:
ГЭОТАР-Медиа, 2013͘ - 280 с͘, (ЭБС Консультант студента)
4. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник͘ Ковальчук
Л͘В͘, Ганковская Л͘В͘, Мешкова Р͘Я͘ 2012͘ - 640 с͘: ил (ЭБС Консультант студента)
5. Иммунология͘ Практикум:клеточные, молекулярные и генетические методы исследования:
учеб͘ пособие / (Л͘В͘Ковальчук и др͘); под ред͘ Л͘В͘Ковальчука, Г͘А͘Игнатьевой, Л͘В͘Ганковской͘
- М͘: ГЭОТАР-Медиа, 2010͘ - 174 с
6.
Иммунология: учебник / А͘А͘Ярилин͘ - М͘: ГЭОТАР-Медиа, 2010͘ - 749с͘: ил͘, табл͘ - Предм͘
указ͘: с͘740-749.
7. Энциклопедический справочник оперативной информации по иммунологии, аллергологии и
вакцинологии: учеб͘ пособие для системы послевуз͘ проф͘ образования врачей / А͘М͘Земсков,
В͘М͘Земсков, Н͘П͘Мамчик (и др͘); Воронеж͘ гос͘мед͘акад͘им͘Н͘Н͘Бурденко͘ - Воронеж: Тип͘
Королева, 2011 (биб-ка 1 \экз͘)
8. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник: в 2-х т͘ / под ред͘
В͘В͘Зверева, М͘Н͘Бойченко͘
- М͘:ГЭОТАР-Медиа, 2014(биб-ка -1 (5) экз͘; ЭБС Консультант
студента)
9. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания = Rationale for drug therapy of
bronchopulmonary diseases : руководство для практикующих врачей / [А͘ Г͘ Чучалин и др͘΁ ; под
общ͘ ред͘ А͘ Г͘ Чучалина͘ - 2-е изд͘, испр͘ и доп͘ - М͘ : Литтерра, 2013͘ - 866 с͘ : табл͘ -
(Рациональная фармакотерапия: сер͘ руководств для практикующих врачей
10. Особенности лечения больных аллергическими заболеваниями в период беременности :
научное издание / О͘ В͘ Лаврова, М͘ А͘ Петрова, К͘ Н͘ Монахов, Д͘ К͘ Домбровская ; Санкт-
Петербург͘ гос͘ мед͘ ун-т им͘ акад͘ И͘ П͘ Павлова, НИИ пульмонологии, каф͘
семейноймедицины, каф͘ кожных болезней͘ - [Б͘ м͘ : б͘ и͘΁, 2010͘ - 31 с͘ : ил͘, табл
Периодические издания
Аллергология и иммунология
Иммунология
Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии
11. Информационные технологии, используемые при проведении практики, включая
перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
В ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова освоение образовательных программ проводится с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Для этого
создана и функционирует электронная информационно-образовательная среда
(ЭИОС),
включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
ресурсы. ЭИОС обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном
объеме независимо от места нахождения обучающихся. Есть электронные библиотеки,
обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным, справочным
и поисковым система, а также иным информационным ресурсам.
(ЭБС"Консультант
студента". Контракт ʋ509/15
- Д3 от
03.06.2015 с ООО "Политехресурс"; Scopus
-
реферативная база данных. Контракт ʋ510/15-Д3 от
10/06/2015 с ООО "Эко-Вектор";
ClinicalKey - электронная информационная система. Контракт ʋ161 - ЭА15 от 24/04/2015 с
ООО "Эко-Вектор".). База справочных материалов создана в программе academicNT.
Электронные базы данных 1. "Консультант+" Контракт ʋ 14/785-ЭА15 от 6 февраля 2015 2.
ЭБС «Консультант студента» Контракт ʋ509/15 -ДЗ от 03.06.2015 с ООО «Политехресурс» 3.
База данных рефератов и цитирования SCOPUS. Контракт ʋ 510/15-ДЗ от 10.06.2015 с ООО
"Эко-Вектор" 4. Электронный информационный ресурс ClinicalKey Контракт ʋ161-ЭА15 от
24.04.2015 с ООО "Эко-Вектор 5. ЭБС «Консультант врача» ʋ договора 921/15 -Д3 от
01/12/2015 г с ООО Группа компаний ГОЭТАР
701
702
12.
Материально-техническая
база,
необходимая
для
осуществления
образовательного процесса по дисциплине
Наименование
Перечень оборудования
специализированных
аудиторий и лабораторий
Помещения кафедры госпитальной терапии с курсом иммунологии и аллергологии имени
М.В. Черноруцкого ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Конференц-зал
Стол - 4 шт., стулья - 15шт. ,
Ноутбук Dell Vostro A 860
Мультимедийный проектор Nec NP210
Наборы результатов лабораторных и инструментальных
исследований -10 шт
Негатоскоп общего назначения -1
Клиника госпитальной терапии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
1.
Процедурный кабинет
Тонометр, стетофонендоскоп, противошоковый набор,
набор и укладка для экстренных профилактических и
лечебных мероприятий, термометр, расходный материал
в количестве, позволяющем обучающимся осваивать
умения и навыки, предусмотренные профессиональной
деятельностью.
2.
Палата ʋ 1
облучатель бактерицидный.
3.
Палата ʋ 2
облучатель бактерицидный.
4.
Ингаляторий
Ингалятор компрессорные Pari bag-1 шт
Ингаляторы компрессорные Pari master -2 шт
Небулайзеры (стаканы) - 15 шт
Ингалятор ультразвуковой Pari - 1 шт
расходный материал в количестве, позволяющем
обучающимся
осваивать
умения
и
навыки,
предусмотренные профессиональной деятельностью.
5.
Кабинет
функции
Спирограф Master Screen (SN511242)
внешнего дыхания ʋ 1
расходный материал в количестве, позволяющем
обучающимся
осваивать
умения
и
навыки,
предусмотренные профессиональной деятельностью.
6.
Кабинет
функции
Ростомер РЭП (зав ʋ00058)
внешнего дыхания ʋ 2
Весы медицинские электронные ВМЭН200ИДА (зав ʋ
00054)
7.
Ординаторская
Столы -4, стулья- 4
ПК Universal в сборе тип 3(системный блок, монитор,
клавиатура, мышь)
Принтер НР Laser Jet Pro P1102
8.
Аллергологический
Стол
рабочий
для
разведения
аллергенов
кабинет
(инв.ʋ7216425864)
Холодильник
для
хранения
аллергенов
(инв.ʋ1013900530)
Разработчики: доцент кафедры терапии госпитальной к.м.н. доц. Мехтиева О.А., профессор
кафедры внутренних болезней стоматологического факультета д.м.н. Вологжанин Д.А.
Эксперты: ., зав. кафедрой терапии госпитальной д.м.н. проф. Трофимов В.И., зав. кафедрой
внутренних болезней стоматологического факультета д.м.н. проф. Горбачева И.А.
Рецензент: д.м.н., проф. главный внештатный аллерголог иммунолог северо-запада,
профессор кафедры микологии, аллергологии и иммунологии ГБОУ ВПО «СЗГМУ им И.И.
Мечникова, Соболев А.В.
703

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  62  63  64  65   ..