Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 50

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  48  49  50  51   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 50

 

 

10.3 Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы
в процессе освоения дисциплины
Контроль выполнения
Вид работы
работы
Подготовка к аудиторным занятиям
(проработка учебного
Собеседование
материала по конспектам лекций и учебной литературе)
Работа с учебной и научной литературой
Собеседование
Самостоятельная проработка отдельных тем учебной
Тестирование
дисциплины в соответствии с учебным планом
Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные
Проверка
рефератов,
темы
докладов
Выполнение индивидуальных домашних заданий
(решение
Собеседование
клинических задач, перевод текстов, проведение расчетов,
Проверка заданий
подготовка клинических разборов)
Клинические разборы
Подготовка ко всем видам контрольных испытаний
Тестирование
Собеседование
10.4 Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям
Занятия практического типа предназначены для расширения и углубления знаний
обучающихся по учебной дисциплине, формирования умений и компетенций,
предусмотренных стандартом. В их ходе обучающимися реализуется верификационная
функция степени усвоения учебного материала, они приобретают умения вести научную
дискуссию. Кроме того, целью занятий является: проверка уровня понимания обучающимися
вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения
обучающимися программного материала; формирование и развитие умений, навыков
применения теоретических знаний в реальной практике решения задач, анализа
профессионально-прикладных ситуаций; восполнение пробелов в пройденной теоретической
части курса и оказания помощи в его освоении.
Обучающийся должен изучить основную литературу по теме занятия, и, желательно,
источники из списка дополнительной литературы, используемые для расширения объема
знаний по теме (разделу), интернет-ресурсы.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по первой теме (разделу): Введение в
медицинскую психологию. Основные разделы медицинской психологии. Медицинская
психология в деятельности врача общей практики.
1. Исторические аспекты развития медицинской психологии.
2. Разделы и отрасли медицинской психологии.
3. Психологические основы врачебной деятельности.
4.Объектное поле и предмет медицинской психологии.
5. Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками.
6. Структура клинической психологии: общая и частная клиническая психология.
7. Прикладные задачи клинической психологии (исследование, диагностика, экспертиза,
помощь).
7. Научные задачи основных разделов клинической психологии.
8. Специфика функций клинического психолога.
9. Место и роль медицинской психологии в работе врача.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по второй теме
(разделу): Теоретико-
методологические проблемы медицинской психологии. Норма и патология, здоровье и
болезнь.
1. Понятие психологической нормы и ее видов.
539
2. Понятие патологии в медицинском и клинико-психологическом подходах.
3.Критерии психического здоровья и психологического благополучия.
4. Категории нормы и патологии как критерии оценки состояния человека.
5.Биологическая, психосоциальная и биопсихосоциальная парадигмы болезни (расстройства)
6. Клинико-психологические модели в современной клинической психологии.
7. Методологические проблемы медицинской психологии
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по третьей теме (разделу): Психология
больного. Внутренняя картина болезни. Психологическая реакция на болезнь.
1. Концепция внутренней картины здоровья
2. Концепция внутренней картины болезни.
3. Психологическая реакция на болезнь. Диагностика типа ВКБ.
4. Внутренняя картина болезни лиц с психическими расстройствами.
5.Внутренняя картина болезни лиц с онкологическими заболеваниями.
6. Уровни внутренней картины заболевания. Типы реакции на болезнь.
7. Типы отношения к болезни (Р.А. Лурия, Личко Е.А., В.В. Николаева, В.Е. Каган, Иванов
Н.Я.). Масштаб переживания болезни. Переживание болезни во времени.
8. Возрастные особенности внутренней картины болезни.
9. Психологическая диагностика типов отношения к болезни. Методика ТОБОЛ.
10. Ятрогении и ятропатии.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по четвертой теме (разделу): Психологические
особенности больных с различными соматическими, психосоматическими и нервно-
психическими заболеваниями.
1. Выявление преморбидных особенностей личности.
2. Тактика взаимодействия врача с пациентом с учетом мехинизмов психологической
защиты и предпочитаемых коппинг-стратегии пациента.
3.Общие принципы выбора заболевшим человеком тех или иных типов
психического реагирования на заболевание.
4. Сведения из анамнеза, отражающие личностные качества пациентов до и во время
заболевания.
5.Современные исследования психологических характеристик больных с различными
соматическими заболеваниями.
6.Тактика врача в клинической практике по отношению к различным типам защит и копинг-
поведения.
7. Психологические закономерности лечебного процесса
8. Психологические типы врача.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по пятой теме (разделу): Медицинская
психология в экспертной практике
1. Экспертные задачи в области медицинской психологии.
2. Задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы.
3. Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
4.Медико-педагогическая экспертиза.
5. Виды экспертных задач, решаемых в медицинской психологии
6. Методика проведения психологической экспертизы
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по шестой теме (разделу): Психологические
аспекты взаимодействия участников лечебного процесса.
1. Методы ведения доверительной беседы, установления контакта, мотивирующее влияние,
поддержка в деятельности врача.
540
2. Психологические аспекты подготовки пациента и его родственников к хирургическим
вмешательствам и в послеоперационном периоде.
3. Способы формирования продуктивного контакта между врачом и больным.
4. Вербальное и невербальное общение. Приемы активного слушания и их применение в
работе врача.
5. Психологические аспекты взаимодействия с больными, страдающими хроническими
заболеваниями
6. Психологические аспекты взаимодействия с больными, страдающими хроническими
заболеваниями
7. Психологические аспекты взаимодействия с медицинским персоналом
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по седьмой теме
(разделу): Основы
психопрофилактики и психогигиены. Основные направления психотерапии.
1.Психотерапевтический подход к пациентам.
2. Психотерапевтический подход в практике взаимодействия участников лечебного процесса.
3. Психогигиена, предмет, теоретические основы.
4. Разделы, основные направления психогигиены.
5. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы.
6. Психологические задачи первичной профилактики. Вторичная профилактика. Третичная
профилактика.
7. Роль медицинской психологии на всех этапах профилактики.
8. Основные направления психотерапии.
9. Психотерапевтические отношения.
10. Способы формирования продуктивного контакта между врачом и больным,
родственниками и медицинским персоналом.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по восьмой теме
(разделу): Синдром
эмоционального выгорания как вариант профессиональной деструкции.
1. Профессия врача как помогающая профессия.
2. Профессиональный стресс и синдром выгорания в медицинской деятельности.
3. Факторы, способствующие формированию синдрома выгорания во врачебной
деятельности.
3. Проявления, способы диагностики профессионального выгорания.
5. Профилактика, психокоррекция синдрома профессионального выгорания.
6. Методики для исследования особенностей и уровня профессионального синдрома
выгорания.
7. Психокоррекция синдрома профессионального выгорания.
Примерная тематика рефератов и докладов.
1. Значение медицинской психологии для теории психологии: подходы к решению задач
«мозг и психика», «психическая норма и патология»
2. История развития отечественной медицинской психологии. Значение школы Л.С.
Выготского - А.Р.Лурия - Б.В.Зейгарник для становления современной клинической
психологии.
3. История развития отечественной медицинской психологии. Значение школы
В.М.Бехтерева - А.Ф.Лазурского - В.Н.Мясищева для становления современной
клинической психологии.
4. Психологические и социальные факторы в возникновения и течения психических
расстройств.
541
5. Способы формирования продуктивного контакта между врачом и больным,
родственниками и медицинским персоналом.
6. Учение о «внутренней картине болезни». Качество жизни, связанное со здоровьем.
7. Клинико-психологические формы воздействия и психологической помощи.
Психологическая коррекция и психологическая “терапия".
8. Психологические задачи реабилитации больных разного профиля психических,
неврологических, соматических и др.
9. Психологические проблемы аномального онтогенеза и возможности их коррекции.
10. Проблема взаимодействия биологического и социального в развитии и распаде
психической деятельности.
11. Проблема "нормы" в психологии. Клинико-психологический и общепсихологический
аспекты.
12. Внутренняя картина болезни лиц с психическими расстройствами.
13. Внутренняя картина болезни лиц с онкологическими заболеваниями.
14. Проблема ятрогений в медицинской психологии.
15. Профессиональный стресс и синдров выгорания в медицинской деятельности.
Критерии оценки реферата
Оценивается:
1.
Новизна текста
2.
Степень раскрытия исследуемого вопроса
3.
Обоснованность выбора источников
4.
Оформление реферата
Реферат считается зачтенным, в случае, если:
1.
В работе представлены актуальность темы исследования, автором поставлена
проблема исследования, самостоятельно сформулированы выводы, текст является
самостоятельно написанным
2.
Сущность исследуемого вопроса раскрыта полно, план и содержание реферата
соответствуют теме, материал по теме представлен полно и глубоко, логично,
продемонстрировано умение работать с источниками
3.
Рассмотрен обширный и полный список источников по исследуемой проблеме,
представленные источники актуальны
4.
Соблюдены требования к оформлению. В тексте грамотно оформлены ссылки, список
литературы оформлен по ГОСТ, объем реферата соответствует требованиям
Реферат не считается зачтенным, в случае, если:
1.
В работе отсутствует постановка проблемы, выводы
2.
Текст написан несамостоятельно, тема нераскрыта, имеются фактические ошибки
3.
Список источников представлен неполно, не представлены значимые источники по
исследуемой проблеме
4.
Не соблюдены требования к оформлению, отсутствуют ссылки, список литературы не
оформлен должным образом, либо отсутствует, объем реферата не соответствует
требованиям.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем
542
Программное обеспечение ГБОУ ВПО ПСПБГМУ им. И.П. Павлова, являющееся
частью электронной информационно-образовательной среды и базирующееся на
телекоммуникационных технологиях:
компьютерные обучающие программы;
тренинговые и тестирующие программы;
Электронные базы данных 1͘ "Консультант+" Контракт № 14/785-ЭА15 от 6 февраля 2015 2͘ ЭБС
«Консультант студентаͩ Контракт №509/15 -ДЗ от 03͘06͘2015 с ООО «Политехресурсͩ 3͘ База
данных рефератов и цитирования SCOPUS͘ Контракт № 510/15-ДЗ от 10͘06͘2015 с ООО "Эко-
Вектор"
4͘ Электронный информационный ресурс ClinicalKey Контракт
№161-ЭА15 от
24͘04͘2015 с ООО "Эко-Вектор
5͘ ЭБС
«Консультант врачаͩ
№ договора 921/15 -Д3 от
01/12/2015 г с ООО Группа компаний ГОЭТАР
543
12͘МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Наименование
Перечень оборудования
специализированных аудиторий и
лабораторий
Ул. Льва Толстого д.6-8,
Стол - 24 шт., стулья - 48 шт. ,
литер. К (4 этаж, пом. 293)
Ноутбук Dell VostrovA860 (переносной)
Мультимедийный проектор BENQ MW516 DLP.
(переносной)
Экран Apollo SAM - 1102.
Разработчик:
Ершова С. К. к.п.н., доц.
Рецензент:
Зав. каф. педагогики и психологии ФПО ПСПбГМУ им. И.П.Павлова, д.м.н., проф.
Н.П.Ванчакова.
Эксперт: Соловьева С.В., д.псих.н., профессор, зав. каф. психологии и педагогики ГБОУ ВПО
СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России
544
Надлежащая клиническая практика (GCP)
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - формирование у слушателя профессиональных знаний в области
планирования и проведения клинических исследований лекарственных средств.
Задачи дисциплины:
Изучение истории и методологии проведения клинических исследований
лекарственных средств;
Получение практических навыков проведения клинических исследований
лекарственных средств в роли врача - исследователя.
Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских
знаний, формирующих профессиональные компетенции врача любой специальности,
способного успешно решать свои профессиональные задачи:
Знать Историю клинических исследований
Знать Основные документы, регламентирующие проведение клинических исследований в
Российской Федерации
Знать Основные международные документы в области этики научных исследований
Знать Правила надлежащей клинической практики согласно ГОСТ Р
52379-2005
«Надлежащая клиническая практика».
Знать Методики контроля качества в клинических исследованиях
Уметь Планировать проведение клинического исследования
Уметь Самостоятельно составить дизайн исследовательской работы.
Уметь Получать информированное согласие пациента на участие в клиническом
исследовании
Уметь Вести учет исследуемого препарата
Уметь Проводить амбулаторные и стационарные визиты пациентов
Уметь Выявлять и репортировать нежелательные явления
Уметь Самостоятельно работать использовать справочную литературу по клиническим
исследованиям.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими
универсальными компетенциями:
9
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
9
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (УК-2);
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными
компетенциями:
9
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни,
предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику,
выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение
вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании фтизиатрической
медицинской помощи (ПК-6);
9
готовность
к
применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием
545
основных медико-статистических показателей (ПК-11);
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина по выбору
«Надлежащая клиническая практика
(GCP)ª относится к
вариативной части Блока 1.
4͘Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов,
выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную
работу обучающихся
Всего
Семестры
часов /
Вид учебной работы
зачетных
1
2
3
единиц
Аудиторные занятия (всего)
48
48
В том числе:
Лекции (Л)
4
4
Клинические практические занятия (КПЗ)
44
44
Самостоятельная работа (всего)
24
24
Промежуточная аттестация
зачет
+
Общая трудоемкость
часы
72
72
зачетные единицы
2
2
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием
отведенного на них количества академических часов и видов занятий
5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины
Контактная работа, академ. ч
Наименование темы
(раздела)
1.
История
клинических
исследований͘ Этапы
2
2
2
6
разработки
лекарственного средства͘
2.
Виды клинических
исследований͘ Дизайн
2
4
2
8
проведения исследования
3.
Стороны,
принимающие участие в
клиническом
исследовании͘
2
2
3
7
Организация работы
исследовательского
центра͘
4.
Этические правила
2
2
2
2
8
проведения клинических
546
Контактная работа, академ. ч
Наименование темы
(раздела)
исследований͘ Этические
комитеты͘
Информированное
согласие͘
5.
Основные
документы клинического
2
4
2
8
исследования͘
6.
Учет и хранение
исследуемого препарата и
2
2
2
6
материалов исследования
7.
Нежелательные
2
4
4
10
явления͘
8.
Отчет и публикации
результатов клинических
1
2
4
7
исследовании
9.
Контроль качества в
клинических
2
2
2
6
исследованиях͘
10.
Ошибки и обман в
клинических
1
2
1
4
исследованиях
11.
Зачет
2
2
0
ИТОГО
4
18
26
24
0
72
5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины
Наименование
Содержание темы (раздела)
Формируемые компетенции
п/п
темы (раздела)
дисциплины
1.
История
1.1. Современная ситуация на
9
готовностью
к
клинических
фармацевтическом рынке.
абстрактному
мышлению,
исследований.
1.2. Основные исторические
анализу, синтезу (УК-1);
Этапы разработки
этапы развития клинических
лекарственного
исследований.
средства.
1.3. Поиск новых
лекарственных средств.
1.4. Доклинические
исследования лекарственных
средств.
1.5. Клинические
исследования лекарственных
средств.
2.
Виды клинических
2.1. Понятие качественной
9
готовностью
к
547
исследований.
(надлежащей) практики
абстрактному
мышлению,
Дизайн проведения
2.2. Принципы качественной
анализу, синтезу (УК-1);
исследования
клинической практики
2.3. Нормативная база
Российской Федерации по
проведению клинических
исследований
2.4. Процедура получения
разрешения на проведение
исследования.
Разрешительные документы.
3
1. Стороны,
3.1. Достоверность
9
готовностью
к
принимающие
результатов клинических
абстрактному
мышлению,
участие в
исследований.
анализу, синтезу (УК-1);
клиническом
3.2. Виды исследований по
9
готовностью
к
исследовании.
дизайну.
управлению
коллективом,
Организация
3.3. Методы, повышающие
толерантно
воспринимать
работы
объективность (контрольные
социальные,
этнические,
исследовательского
группы, рандомизация,
конфессиональные
и
центра.
слепой метод).
культурные различия (УК-2);
3.4. Планирование
9
готовность
к
клинического исследования.
осуществлению
комплекса
3.5. Статистическое
мероприятий, направленных
обеспечение клинических
на сохранение и укрепление
исследований. Выездное
здоровья и включающих в
заседание на базе отдела
себя формирование здорового
биомедицинской статистики.
образа
жизни,
3.6. Спонсор клинического
предупреждение
исследования. Права и
возникновения
и
(или)
обязанности.
распространения заболеваний,
3.7. Исследователь. Права и
их раннюю диагностику,
обязанности.
выявление причин и условий
3.8. Регулирующие органы и
их возникновения и развития,
этический комитет.
а также направленных на
3.9. Отбор центров для
устранение вредного влияния
исследования и инициация
на здоровье человека факторов
исследования.
среды его обитания (ПК-1);
3.10. Файл исследователя.
9
готовность к ведению и
3.11. Организация работы
лечению
пациентов,
исследовательского центра.
нуждающихся в оказании
Выездное занятие на базе
фтизиатрической медицинской
исследовательского центра
помощи (ПК-6);
СПбГМУ
9
готовность
к
применению
природных
лечебных
факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8)
9
готовность
к
548
применению
основных
принципов организации и
управления в сфере охраны
здоровья
граждан,
в
медицинских организациях и
их
структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской
помощи с
использованием
основных
медико-статистических
показателей (ПК-11);
4
2. Этические
4.1. Нарушения прав
9
готовностью
к
правила
пациентов
абстрактному
мышлению,
проведения
4.2. Основополагающие
анализу, синтезу (УК-1);
клинических
документы в сфере биоэтики.
9
готовностью
к
исследований.
4.3. Этический комитет.
управлению
коллективом,
Этические
Функция. Классификация
толерантно
воспринимать
комитеты.
этических комитетов.
социальные,
этнические,
Информированное
Основные документы
конфессиональные
и
согласие.
этического комитета.
культурные различия (УК-2);
4.4. Принципы и порядок
9
готовность
к
прохождения этической
осуществлению
комплекса
экспертизы.
мероприятий, направленных
4.5. Состав
на сохранение и укрепление
информированного согласия.
здоровья и включающих в
4.6. Получение
себя формирование здорового
информированного согласия.
образа
жизни,
4.7. Знакомство с работой
предупреждение
локального этического
возникновения
и
(или)
комитета. Выездное занятие
распространения заболеваний,
на базе Этического комитета
их раннюю диагностику,
СПбГМУ.
выявление причин и условий
их возникновения и развития,
а также направленных на
устранение вредного влияния
на здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к ведению и
лечению
пациентов,
нуждающихся в оказании
фтизиатрической медицинской
помощи (ПК-6);
9
готовность
к
применению
природных
лечебных
факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
549

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  48  49  50  51   ..