Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 38

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  36  37  38  39   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 38

 

 

20.
Выводы из оценки медицинской обстановки в очагах поражения.
21.
Медицинская эвакуация, виды и способы.
22.
Основные положения Женевских и Гаагских конвенций.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по седьмой теме (разделу)
«Особенности медико-психологического сопровождения населения, спасателей и медицинских работников
в ЧСª
1. Особенности психологии экстремальных ситуаций. Психология катастроф.
2. Медико-психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях. Медико-психологическая
разведка.
3. Экстремальные преморбидные состояния. Мера экстремальности ситуации.
4. Особенности адаптации человека к экстремальным факторам профессиональной
деятельности.
5. Основными адаптогенные факторы, воздействующие на специалистов в экстремальной
обстановке.
6. Динамика психофизиологического состояния и поведенческих реакций у лиц, пострадавших
во время крупномасштабных катастроф.
7. Этапы психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности в районе
чрезвычайной ситуации.
8. Основные принципы организации медико-психологической помощи в условиях чрезвычайной
ситуации.
9.
Психофизиологическое обеспечение в период ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации.
10. Проведение мероприятий коррекции и реабилитации на отдаленном этапе чрезвычайной
ситуации.
11. Общие подходы к медико-психологической коррекции и реабилитации дезадаптивных
расстройств у специалистов силовых структур.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по восьмой теме (разделу)
«Особенности хирургической патологии у пораженных в ЧСª
1. Организация оказания хирургической помощи в ЧС.
2. Современная классификация хирургической травмы.
3. Общая характеристика хирургической травмы в ЧС («военно-городская травма»).
4.
Огнестрельная травма. Поражающие факторы конвенционного оружия: стрелковое,
артиллерийское, минно-взрывное.
5. Раневая баллистика и механизм образования огнестрельной раны.
6. Морфология огнестрельной раны и реакция организма.
7. Хирургическая обработка огнестрельных ран.
8. Минно-взрывные ранения и взрывная травма.
9. Основные принципы оказания медицинской помощи и лечения на этапах медицинской
эвакуации.
10. Травматический шок. Определение и частота возникновения. Современные взгляды о его
патогенезе. Клиника, диагностика и классификация травматического шока.
11. Принципы лечения травматического шока. Оказание медицинской помощи на месте
поражении я и лечение на этапах медицинской эвакуации.
12. Синдром длительного сдавливания. Терминология. Патогенез. Классификация по степени
тяжести.
13.
Периодизация СДС: ранний период, промежуточный, поздний. Клиническая
симптоматика по периодам.
14. Оказание медицинской помощи и лечение на этапах медицинской эвакуации.
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по девятой теме (разделу)
«Особенности терапевтической патологии у пораженных в ЧСª
407
1. Висцеральная патология у пораженных. Основные причины и механизм формирования
висцеральных осложнений у пораженных.
2. Классификация патологических изменений внутренних органов у пораженных.
3. Патология внутренних органов. Общие принципы профилактики и лечения висцеральной
патологии у пораженных.
4. Травматическая болезнь. Патогенез. Периоды травматической болезни.
5. Оказание медицинской помощи и лечение на этапах медицинской эвакуации.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем
Программное обеспечение ГБОУ ВПО ПСПБГМУ им. И.П. Павлова, являющееся
частью электронной информационно-образовательной среды и базирующееся на
телекоммуникационных технологиях:
компьютерные обучающие программы;
тренинговые и тестирующие программы;
электронные базы данных
408
12. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине
Наименование
специализирова
Примечание
нных аудиторий
Аудитория ʋ 1
1. LCD Проектор (потолочный) - 1
(конференцзал)
2. Экран настенный
- 1
Аудитория ʋ
1
4 этаж
3. Доска настенная
- 1
необходима
для
4. Стол преподавателя
- 1
проведения
5. Кресло преподавателя
- 1
лекционных
6. Стол учебный
- 25
занятий
7. Стул учебный
- 50
8. Ноутбук DELL Visto A 860 . -1
9. Тематические стенды
- 12
Аудитория ʋ 2
1. DLP Aser Проектор
-1
Практические
(тематический
2. Экран переносной
- 1
занятия проводятся
класс)
3. Доска настенная
- 1
по тематическому
4 этаж
4. Стол преподавателя
- 1
плану.
5. Кресло преподавателя
- 1
6. Стол учебный
- 17
7. Стул учебный
- 34
8. ПК RAMEC STORM
- 1
9. Тематические стенды
- 12
Аудитория ʋ 3
1. DLP Aser Проектор
-1
Практические
(тематический
2. Экран переносной
- 1
занятия проводятся
класс)
3. Доска настенная
- 1
по тематическому
4 этаж
4. Стол преподавателя
- 1
плану.
5. Кресло преподавателя
- 1
6. Стол учебный
- 17
7. Стул учебный
- 34
8. Ноутбук DELL Visto A 860
- 1
9. Тематические стенды
- 12
Разработчик:
Гедерим В.В., к.м.н., доцент
Рецензент:
Старков А.В., к.м.н., доцент
Эксперт:
Меараго Ш.Л., к.м.н., доц., зав. кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и
медицины катастроф СЗГМУ им. И.И.Мечникова.
409
ПЕДАГОГИКА
1. Цели и задачи дисциплины
Целью послевузовского профессионального образования врача по дисциплине
«Педагогика» является освоение теоретических основ и практических навыков по педагогике,
формирование у слушателей профессионального педагогического поведения, мышления и
умений, обеспечивающих решение профессиональных задач и применение ими алгоритмов
педагогической деятельности в процессе профилактики, диагностики и лечения взрослых и
детей при распространенных заболеваниях.
Задачи послевузовского профессионального образования врача по дисциплине
«Педагогика»:
1.
изучение теоретических и методологических основ педагогики;
2.
изучение современных методов и методологии профессионального педагогического
исследования;
3.
изучение теории и практики педагогической работы в медицинских учреждениях.
2.Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Выпускник, освоивший программу дисциплины
«Педагогика» должен обладать
следующими универсальными компетенциями:
9
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
9
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные,
этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
9
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и
высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования,
а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)
3.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части Блока 1 учебного плана
4.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на
самостоятельную работу обучающихся
Всего часов /
Семестры
Вид учебной работы
зачетных
1
единиц
Аудиторные занятия (всего)
48
48
В том числе:
Лекции (Л)
4
4
Практические занятия (ПЗ)
44
44
Самостоятельная работа (всего)
24
24
Промежуточная аттестация
Зачет
2
Общая трудоемкость
часы
72
72
410
зачетные единицы
2
2
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с
указанием
отведенного на них количества академических часов и видов занятий
5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины
Контактная работа, академ. ч
занятия
семинар-
занятия
Самостоя-
ского
занятия
Наименование темы
лекцион-
тельная
типа
клинические
(раздела)
ного
работа,
(практи-
практические
типа
академ. ч
ческие,
занятия
(лекции)
интерак-
тивные)
Тема (раздел) 1
Современное развитие
2
6
2
10
медицинского образования в
России и за рубежом
Тема (раздел) 2
Медицинская педагогика и
её
роль
в
2
6
2
10
профессиональной
деятельности врача
Тема (раздел) 3
Психолого-педагогические
методы
организации
6
4
10
тактики
лечебной
деятельности
медицинского персонала
Тема (раздел) 4
Учебная деятельность и
педагогическое
6
4
Зачет
10
проектирование в условиях
образовательной
среды
лечебного учреждения
Тема (раздел) 5
Трудности
профессионального
педагогического общения и
6
4
10
их
психолого-
педагогической
классификации
Тема (раздел) 6
Психопедагогика
в
профессиональной
деятельности.
Пути
6
4
10
преодоления конфликтов
средствами
психопедагогики.
411
Контактная работа, академ. ч
занятия
семинар-
занятия
Самостоя-
ского
занятия
Наименование темы
лекцион-
тельная
типа
клинические
(раздела)
ного
работа,
(практи-
практические
типа
академ. ч
ческие,
занятия
(лекции)
интерак-
тивные)
Тема (раздел) 7
Социальная
и
профилактическая
6
4
10
педагогика в работе врача
ИТОГО
4
44
0
24
0
72
5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины
Наименование
Формируемые компетенции
п/
темы (раздела)
Содержание темы (раздела)
п
дисциплины
1.
Современное
Основные направления развития
9
готовность
к
развитие
медицинского образования и
абстрактному
мышлению,
медицинского
введение Болонского процесса в
анализу, синтезу (УК-1);
образования в
России. Медицинская педагогика как
9
готовность к участию в
России и за
рубежом.
пример новой области
педагогической деятельности
педагогического знания. Предмет
по программам среднего и
медицинской педагогики, связь
высшего
медицинского
медицинской педагогики с
образования или среднего и
психологией.
высшего фармацевтического
образования, а также по
дополнительным
профессиональным программам
для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее
образование,
в
порядке,
установленном федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3)
2.
Медицинская
Медицинская педагогика как
9
готовность
к
педагогика и её
абстрактному
мышлению,
пример
новой
области
роль
в
анализу, синтезу (УК-1);
педагогического
знания.
профессиональн
9
готовность к участию в
Предмет
медицинской
ой деятельности
педагогической деятельности
врача
педагогики, связь медицинской
по программам среднего и
педагогики с психологией.
высшего
медицинского
412
образования или среднего и
высшего фармацевтического
образования, а также по
дополнительным
профессиональным программам
для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее
образование,
в
порядке,
установленном федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3)
3
Психолого-
Психолого-педагогическая
9
готовность
к
педагогические
организация
лечебной работы.
управлению
коллективом,
методы
Педагогическая
тактика
и
толерантно
воспринимать
организации
психологическая коррекция как
социальные,
этнические,
тактики
элементы
дополнительной
конфессиональные
и
лечебной
профессионализации в становлении
культурные различия (УК-2)
деятельности
личности
врача.
Медицинская
медицинского
тактика в
структуре социально-
персонала
педагогических и профилактических
мероприятий. Роль личности врача в
непосредственном
и
опосредованном
воспитании
среднего медицинского персонала.
4
Учебная
Понятие «учебное занятие». Типы
9
готовность
к
деятельность и
занятий.
«Актуальные»
и
управлению
коллективом,
педагогическое
«ближайшие»
знания,
их
толерантно
воспринимать
проектирование
структурированность в процессе
социальные,
этнические,
в
условиях
изложения
и
восприятия.
конфессиональные
и
образовательно
Методологические
основы
культурные различия (УК-2)
й
среды
теоретической
части
занятия.
9
готовность к участию в
лечебного
Методические аспекты презентации
педагогической деятельности
учреждения
учебного материала. Особенности
по программам среднего и
подготовки
к
занятиям
с
высшего
медицинского
медицинским персоналом.
образования или среднего и
высшего фармацевтического
образования, а также по
дополнительным
профессиональным программам
для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее
образование,
в
порядке,
установленном федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
государственной политики и
413
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3)
5
Трудности
Педагогика
профессионального
9
готовность
к
профессиональн
общения. Проблемные ситуации
управлению
коллективом,
ого
общения и их педагогическая
толерантно
воспринимать
педагогическог
квалификация.
Конфликты
в
социальные,
этнические,
о общения и их
условиях
педагогического
конфессиональные
и
психолого-
взаимодействия и их преодоление в
культурные различия (УК-2)
педагогической
педагогическом процессе.
9
готовность к участию в
классификации
педагогической деятельности
по программам среднего и
высшего
медицинского
образования или среднего и
высшего фармацевтического
образования, а также по
дополнительным
профессиональным программам
для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее
образование,
в
порядке,
установленном федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3)
6
Психопедагогик
Психопедагогика
как
9
готовность
к
а в
интегрированная
область
управлению
коллективом,
профессиональн
психологии и педагогики в
толерантно
воспринимать
ой
разработке эффективных методов
социальные,
этнические,
деятельности.
воздействия
на
личность
конфессиональные
и
Пути
обучающихся.
Стили
культурные различия (УК-2)
преодоления
педагогического взаимодействия в
9
готовность к участию в
конфликтов
работе врача. Саморегуляция в
педагогической деятельности
средствами
учебном
процессе.
Методы
по программам среднего и
психопедагогик
саморегуляции и психологической
высшего
медицинского
и.
коррекции личности в условиях
образования или среднего и
образовательной среды. Техники
высшего фармацевтического
саморегуляции в тактике лечебно-
образования, а также по
педагогических занятий.
дополнительным
профессиональным программам
для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее
образование,
в
порядке,
установленном федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
414
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3)
7.
Социальная и
Санитарно-просветительная
9
готовность
к
профилактическ
деятельность врача в условиях
управлению
коллективом,
ая педагогика в
школы, семьи и других социальных
толерантно
воспринимать
работе врача
институтов. Педагогические походы
социальные,
этнические,
к разработке наглядных материалов
конфессиональные
и
и профилактике заболеваний.
культурные различия (УК-2)
9
готовность к участию в
педагогической деятельности
по программам среднего и
высшего
медицинского
образования или среднего и
высшего фармацевтического
образования, а также по
дополнительным
профессиональным программам
для лиц, имеющих среднее
профессиональное или высшее
образование,
в
порядке,
установленном федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3)
6
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
а) основная литература
1. Педагогика: учеб͘ пособие для врачей-ординаторов / Под ред͘ Н͘П͘Ванчаковой и В͘А͘ Худика͘ -
СПб: Изд-во СПбГМУ им͘ акад͘ И͘П͘Павлова, 2015͘- 105 экз͘
2. Бордовская, Н͘ В͘͘ Психология и педагогика : учебник для вузов -СПб͘ : Питер, 2014͘
3. Бордовская Н͘В͘, Реан А͘А͘ Педагогика: Учеб͘ пособие͘- СПб͘ : Питер, 2011͘
4. Педагогика в медицине : учеб͘ пособие для мед͘ вузов / [Н͘ В͘Кудрявая, Е͘ М͘ Уколова, Н͘ Б͘
Смирнова и др͘΁ ; под ред͘ Н͘ В͘Кудрявой͘ М͘ : Академия, 2012͘ - 318 с
б) дополнительная литература:
1. Ванчакова Н.П., Тельнюк И.В., Худик В.А. Психология и педагогика: учебное пособие
для преподавателей медицинских вузов. - СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад.
И.П.Павлова, 2014.
415
2. Педагогика: учебный курс для аспирантов. СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад.
И.П.Павлова, 2015
3. Научная организация учебного процесса : учебное пособие / В. А. Белогурова, М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2010.(ЭБС Консультант врача; ЭБС Консультант студента)
4. Психология : учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2013. (ЭБС Консультант студента)
5. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие. Лукацкий М.А.
2012. - 448 с. (ЭБС Консультант студента)
Периодические издания:
Альма Матер: Вестник высшей школы
Высшее образование в России
Бюллетень министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное
образование.
Вестник последипломного медицинского образования
Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика
Человек
416
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по
дисциплине
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы и количества академических часов для проведения
занятий клинического практического типа по темам (разделам)
Код контролируемой
Наименование
компетенции
оценочного средства
ʋ
Контролируемые темы (разделы)
(или ее части) по
для проведения
п/п
дисциплины
этапам
занятий, акад.ч.
формирования в
очная
темах (разделах)
1
Тема (раздел) 1
Устный опрос
Современное развитие медицинского
УК-1
0,5 ч.
образования в России и за рубежом
УК-3
2
Тема (раздел) 2
Устный опрос
УК-1
Медицинская педагогика и её роль в
0,5 ч.
УК-3
профессиональной
деятельности
врача
3
Тема (раздел) 3
Проверка докладов на
Психолого-педагогические методы
заданные темы
УК-2
организации
тактики
лечебной
0,5 ч.
деятельности
медицинского
Тестирование 0,5 ч.
персонала
4
Тема (раздел) 4
Проверка докладов на
Учебная
деятельность
и
УК-2
заданные темы
педагогическое проектирование
в
УК-3
0,5 ч.
условиях образовательной среды
Тестирование 0,5 ч.
лечебного учреждения
5
Тема (раздел) 5
Устный опрос
Трудности
профессионального
УК-2
0,5 ч.
педагогического общения и их
УК-3
психолого-педагогической
классификации
6
Тема (раздел) 6
Устный опрос
Психопедагогика в профессиональной
УК-2
0,5 ч.
деятельности. Пути преодоления
УК-3
конфликтов
средствами
психопедагогики
7
Тема (раздел) 7
УК-2
Устный опрос
Социальная и профилактическая
УК-3
0,5 ч.
педагогика в работе врача
Зачет - 2 ч.
Вид промежуточной аттестации
Зачет
7.1.1. Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения ординаторов по
учебной дисциплине «Педагогикаª
Виды учебной работы
Рейтинговые баллы
417

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  36  37  38  39   ..