Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 34

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 34

 

 

Обучающиеся при изучении учебной дисциплины используют образовательный
контент, а также методические указания по проведению определенных видов занятий,
рекомендации и пособия по данной дисциплине по работе с ним, разработанные
профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры.
Успешное усвоение учебной дисциплины
«Организация здравоохраненияª
предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем
планомерной работы. Обучающийся должен активно участвовать в выполнении видов
практических работ, определенных для данной дисциплины. Проводимые на клинических
практических занятиях различных модульных тестирований дают возможность непосредственно
понять алгоритм применения теоретических знаний, излагаемых на лекциях и в учебниках.
В этой связи при проработке лекционного материала обучающиеся должны иметь в
виду, что в лекциях раскрываются наиболее значимые вопросы учебного материала.
Остальные осваиваются обучающимися в ходе других видов занятий и самостоятельной
работы над учебным материалом.
Следует иметь в виду, что все разделы и темы дисциплины
«Организация
здравоохраненияª представлены в дидактически проработанной последовательности, что
предусматривает логическую стройность курса и продуманную систему усвоения
обучающимися учебного материала, поэтому нельзя приступать к изучению последующих
тем (разделов), не усвоив предыдущих.
10.3 Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы
в процессе освоения дисциплины.
Контроль выполнения
Вид работы
работы
Подготовка к аудиторным занятиям
(проработка учебного
Собеседование.
материала по конспектам лекций и учебной литературе).
Работа с учебной и научной литературой
Собеседование.
Ознакомление с видеоматериалами электронных ресурсов.
Собеседование.
Самостоятельная проработка отдельных тем учебной
Тестирование.
дисциплины в соответствии с учебным планом.
Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные
Проверка
рефератов,
темы.
докладов.
Выполнение индивидуальных домашних заданий
(решение
Собеседование.
задач, проведение расчетов).
Проверка заданий.
Работа с тестами и вопросами для самопроверки.
Тестирование.
Собеседование.
Подготовка ко всем видам контрольных испытаний.
Тестирование.
Собеседование.
10.4 Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям.
Занятия практического типа предназначены для расширения и углубления знаний
обучающихся по учебной дисциплине, формирования умений и компетенций,
предусмотренных стандартом. В их ходе обучающимися реализуется верификационная
функция степени усвоения учебного материала, они приобретают умения вести научную
дискуссию. Кроме того, целью занятий является: проверка уровня понимания обучающимися
вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения
обучающимися программного материала; формирование и развитие умений, навыков
применения теоретических знаний в реальной практике решения задач, анализа
363
профессионально-прикладных ситуаций; восполнение пробелов в пройденной теоретической
части курса и оказания помощи в его освоении.
Обучающийся должен изучить основную литературу по теме занятия, и, желательно,
источники из списка дополнительной литературы, используемые для расширения объема
знаний по теме (разделу), интернет-ресурсы.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем.
Программное обеспечение ГБОУ ВПО ПСПБГМУ им. И.П. Павлова, являющееся
частью электронной информационно-образовательной среды и базирующееся на
телекоммуникационных технологиях:
компьютерные обучающие программы;
тренинговые и тестирующие программы;
Электронные базы данных 1. "Консультант+" Контракт ʋ 14/785-ЭА15 от 6 февраля
2015 2. ЭБС «Консультант студента» Контракт ʋ509/15
-ДЗ от 03.06.2015 с ООО
«Политехресурс» 3. База данных рефератов и цитирования SCOPUS. Контракт ʋ 510/15-
ДЗ от
10.06.2015 с ООО "Эко-Вектор"
4. Электронный информационный ресурс
ClinicalKey Контракт ʋ161-ЭА15 от 24.04.2015 с ООО "Эко-Вектор 5. ЭБС «Консультант
врача» ʋ договора 921/15 -Д3 от 01/12/2015 г с ООО Группа компаний ГОЭТАР
364
12.Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине.
Наименование специализированных
Перечень оборудования
аудиторий и лабораторий
Специализированный
кабинет
Стол - 10 шт., стулья - 20шт.
кафедры общественного здоровья и
Ноутбук Lenovo G500.
здравоохранения
с
курсом
Мультимедийный проектор
экономики
и
управления
BENQ MX505 DLP.
здравоохранением.
Экран Lumien Eco Picture.
Разработчик:
Окулов М.В., к.м.н., доц.
Рецензент:
Вишняков Н.И., д.м.н., проф.
Эксперт:
Рывкин А.Ю., д.м.н., заслуженный врач РФ, Главный врач СПб ГБУЗ «Городская клиническая
больница ʋ31».
365
Медицина чрезвычайных ситуаций
1. Цели и задачи дисциплины
Цель: совершенствование теоретических знаний и практических навыков в области
медицины катастроф, формирование у врача-ординатора готовности и способности к работе в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Задачи:
Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских
знаний, формирующих профессиональные компетенции врача-ординатора по специальности
«Медицина ЧС» для работы в лечебных учреждениях и специальных формированиях
здравоохранения.
Изучить задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины
катастроф, организацию медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
мирного
и
военного
времени,
организацию
санитарно-гигиенических
и
противоэпидемических мероприятий, снабжения медицинским имуществом учреждений и
формирований здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.
Рассмотреть мероприятия по повышению устойчивости функционирования и
организации работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях
Освоить методы защиты больных и персонала медицинских учреждений от
загрязнения радиоактивными веществами и заражения сильнодействующими ядовитыми
веществами при авариях на объектах народного хозяйства и других экологических
катастрофах, а также от современных средств поражения.
Подготовить врачей-ординаторов к практическому выполнению функциональных
обязанностей в соответствии с профилем по организации медицинского обеспечения и
оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера мирного времени, а так же в очагах массовых санитарных потерь
военного времени.
Изучить основные нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы
организации медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени.
Рассмотреть основные виды специальных формирований здравоохранения и
характеристику раненых и больных, поступающих в тыловые госпитали здравоохранения.
Освоить практические навыки проведения медицинской сортировки и организацию
эвакуации раненых и больных в тыловые госпитали здравоохранения.
Изучить организацию формирования государственного материального резерва
медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.
Изучить основные вопросы по организации и ведению воинского учета и
бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в учреждениях и организациях
здравоохранения.
Научиться применять полученные знания при исполнении функциональных
обязанностей по занимаемым должностям.
Уметь применять на практике основные положения, которые содержатся в инструкции
о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек
здравоохранения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими
универсальными компетенциями:
9 готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
9 готовностью к управлению коллективом, толерантностью к восприятию социальных, этнических,
366
конфессиональных и культурных различий(УК-2);
9 готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего
медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по
дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное
или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
Выпускник,
освоивший
программу
ординатуры,
должен
обладать
профессиональными компетенциями:
9 готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни,
предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику,
выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение
вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
9 готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения
в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных
бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
9 готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в
медицинской эвакуации (ПК-7);
9 готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием
основных медико-статистических показателей (ПК-11);
9 готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе
медицинской эвакуации (ПК-12);
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Медицина чрезвычайных ситуаций» относится к базовой части Блока 1
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС
ВО).
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на
самостоятельную работу обучающихся
Всего часов/
Семестры
Вид учебной работы
зачетных единиц
II
Аудиторные занятия (всего)
48
48
В том числе:
Лекции (Л)
4
4
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
44
44
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего)
24
24
Вид промежуточной аттестации (зачет)
зачет
72
72
Общая трудоемкость (ед.)
2 зач. ед.
2 зач. ед.
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием
отведенного на них количества академических часов и видов занятий
367
5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины
Контактная работа, академ. ч
занятия
занятия
семинар-
клиническ
Самостоя-
Наименование темы
лекцион-
ского типа
ие
тельная
(раздела)
ного
(практи-
практичес
работа,
типа
ческие,
кие
академ. ч
(лекции)
интерак-
занятия
тивные)
Тема (раздел) 1
2
4
2
8
Обороноспособность и
национальная безопасность
Российской Федерации.
Тема (раздел) 2
2
4
2
8
Задачи и организация
единой государственной
системы медицинского
обеспечения населения
мирного и военного
времени (РСЧС и ВСМК)
Тема (раздел) 3
8
4
12
Организация работы
больницы (поликлиники)
в ЧС
Тема (раздел) 4
4
2
6
Основные принципы и
способы защиты
больных, медицинского
персонала и населения от
поражающих факторов
ЧС
Тема (раздел) 5
8
6
14
Организация
развертывания и работы
специальных
формирований
здравоохранения и
медицинских учреждений
гражданской обороны в
ЧС военного характера
Тема (раздел) 6
4
2
6
Медицинское
обеспечение ВС РФ в
чрезвычайных ситуациях
Зачет
Тема (раздел) 7
4
2
6
Особенности медико-
психологического
сопровождения
населения, спасателей и
медицинских работников
в ЧС
368
Контактная работа, академ. ч
занятия
занятия
семинар-
клиническ
Самостоя-
Наименование темы
лекцион-
ского типа
ие
тельная
(раздела)
ного
(практи-
практичес
работа,
типа
ческие,
кие
академ. ч
(лекции)
интерак-
занятия
тивные)
Тема (раздел) 8
6
3
9
Особенности
хирургической патологии
у
пораженных в ЧС
Тема (раздел) 9
2
1
3
Особенности
терапевтической
патологии у
пораженных в ЧС
ИТОГО
4
44
24
ЗАЧЕТ
72
5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины
Наименование
Формируемые компетенции
п/
темы (раздела)
Содержание темы (раздела)
п
дисциплины
1.
Обороноспособно
Национальная безопасность, ее
9
готовность к абстрактному
сть и
сущность
и
правовое
мышлению, анализу, синтезу (УК-
национальная
регулирование.
Национальные
1);
безопасность
интересы Российской федерации.
9
готовность к управлению
Российской
Геополитическое
положение
коллективом,
толерантному
Федерации.
современной России в мировом
восприятию
социальных,
сообществе. Основные значимые
этнических, конфессиональных и
культурных различий (УК-2);
элементы современной системы
9
готовность
к
международных
отношений.
Основные внешние и внутренние
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
угрозы национальной безопасности
сохранение
и
укрепление
РФ. Обеспечение национальной
здоровья и включающих в себя
безопасности
РФ. Стратегия
формирование здорового образа
национальной безопасности РФ до
жизни,
предупреждение
2020 года и система обеспечения
возникновения
и
(или)
национальной
безопасности
распространения заболеваний, их
России. Военная доктрина РФ.
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (УК-3);
2.
Задачи и
Структура органов управления и
9
готовность к абстрактному
организация
учреждений здравоохранения (УЗ)
мышлению, анализу, синтезу (УК-
369
единой
субъекта РФ, их предназначение.
1);
государственной
Организация ведения работы по
9
готовность к управлению
системы
совершенствованию готовности УЗ
коллективом,
толерантному
медицинского
к работе в ЧС.
воспринимать
социальных,
обеспечения
Всероссийская служба медицины
этнических, конфессиональных и
населения
катастроф
(ВСМК): аспекты ее
культурных различий (УК-2);
мирного и
развития,
цели,
задачи,
9
готовность к участию в
военного времени
организационная
структура,
педагогической деятельности
(РСЧС и ВСМК)
уровни
и
режимы
по программам среднего и
функционирования. Нормативно-
высшего
медицинского
правовая основа.
образования или среднего и
Виды
и
характеристика
высшего фармацевтического
образования, а также по
учреждений и формирований
ВСМК, их документация, порядок
дополнительным
профессиональным
комплектования персоналом и
оснащения
имуществом.
программам
для
лиц,
Организация подготовки персонала
имеющих
среднее
СМК к действиям в ЧС, правила и
профессиональное или высшее
обязанности при работе в ЧС.
образование,
в
порядке,
установленном
федеральным
Организация
управления
и
взаимодействия СМК. Учет
и
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
отчетность в СМК. Медико-
тактическая характеристика ЧС.
функции
по
выработке
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
здравоохранения (УК-3).
3
Организация
Перепрофилирование
больниц
9 готовностью к осуществлению
работы больницы
(поликлиник) и развертывание
комплекса
мероприятий,
(поликлиники) в
дополнительных
коек.
направленных на сохранение и
ЧС
Развертывание
приемно-
укрепление
здоровья
и
сортировочного
и
лечебных
включающих
в
себя
отделений больницы. Организация
формирование
здорового
работы приемно-сортировочного и
образа
жизни,
лечебных отделений больницы в
предупреждение
возникновения
и
(или)
условиях массового поступления
распространения заболеваний,
пораженных из очагов ЧС.
их
раннюю диагностику,
Организация работы больниц
выявление причин и условий
(поликлиник)
в
строгом
их возникновения и развития,
противоэпидемическом режиме..
а также направленных на
Организация
медицинского
устранение вредного влияния
снабжения ЛПУ в ЧС.
на
здоровье
человека
факторов среды его обитания
(ПК-1);
9 готовностью к проведению
противоэпидемических
мероприятий,
организации
защиты населения в очагах
особо опасных инфекций, при
ухудшении
радиационной
обстановки,
стихийных
бедствиях
и
иных
370
чрезвычайных ситуациях (ПК-
3);
9 готовностью
к
оказанию
медицинской помощи в ЧС
(ПК-7);
9 готовностью к организации
медицинской помощи в ЧС
(ПК-12);
4
Основные
Понятие о защите населения в ЧС
9
готовность к проведению
принципы и
мирного и военного времени, ее
противоэпидемических
способы защиты
нормативно-правовое
мероприятий,
организации
больных,
регулирование. Цели, задачи,
защиты населения в очагах особо
медицинского
принципы, способы и средства
опасных
инфекций,
при
персонала и
защиты населения, больных и
ухудшении
радиационной
населения от
медицинского персонала лечебных
обстановки, стихийных бедствиях
поражающих
учреждений в ЧС мирного и
и иных
чрезвычайных
ситуациях
(ПК-3);
факторов ЧС
военного времени. Классификация
и медицинская оценка средств
индивидуальной и коллективной
защиты. Медицинские средства
защиты,
их
характеристика.
Индивидуальные средства защиты,
их классификация по назначению и
принципу защитного действия.
Шлем для раненых в голову,
правила
пользования.
Изолирующие противогазы, их
назначение,
классификация,
принцип действия, устройство,
правила
пользования,
физиологическая характеристика.
Средства защиты кожи: их
назначение, классификация. Режим
работы в защитной одежде. Роль
тренировки
в
пользовании
индивидуальными
средствами
защиты.
Влияние СЗК на
физиологические
функции
организма. Медицинский контроль
за тренировками. Коллективные
средства
защиты.
Их
классификация по назначению,
способу обеспечения воздухом.
Санитарно-гигиенические
требования к различным типам
убежищ. Медицинский контроль за
эксплуатацией убежищ. Задачи и
содержание
мероприятий
медицинской службы по защите от
химического и ядерного оружия.
Эвакуация населения, как способ
защиты в ЧС, организационные
371
основы
ее
подготовки
и
проведения.
Методы и средства индикации
опасных веществ в окружающей
среде и на различных объектах.
Специальная
обработка,
как
элемент
профилактики
токсических поражений: виды,
сущность
и
организация
проведения.
Порядок и организация подготовки
населения
к
реализации
мероприятий по его защите от ЧС
мирного и военного времени.
5
Организация
Определение, классификация и
9
готовностью к осуществлению
развертывания и
предназначение
специальных
комплекса
мероприятий,
работы
формирований здравоохранения.
направленных на сохранение и
специальных
История создания специальных
укрепление
здоровья
и
формирований
формирований здравоохранения.
включающих
в
себя
здравоохранения
Предназначение и задачи органов
формирование
здорового
и медицинских
управления
специальными
образа
жизни,
предупреждение
учреждений
формированиями здравоохранения.
гражданской
Предназначение,
задачи
и
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний,
обороны в ЧС
организация
обсервационных
их
раннюю диагностику,
военного
пунктов. Порядок обсервации.
выявление причин и условий
характера
Характеристика
современной
их возникновения и развития,
системы лечебно-эвакуационного
а также направленных на
обеспечения войск. Организация
устранение вредного влияния
развертывания и работы местных
на
здоровье
человека
эвакуационных пунктов и тыловых
факторов среды его обитания
госпиталей здравоохранения. Роль,
(ПК-1);
место и условия деятельности
9
готовностью к проведению
тыловых
госпиталей
противоэпидемических
здравоохранения
(ТГЗ).
мероприятий,
организации
Характеристика
раненых
и
защиты населения в очагах
больных эвакуируемых в ТГЗ.
особо опасных инфекций, при
Виды
тыловых
госпиталей
ухудшении
радиационной
здравоохранения, их задачи и
обстановки,
стихийных
организационно-штатная
бедствиях
и
иных
структура:
базовый
тыловой
чрезвычайных ситуациях (ПК-
госпиталь,
нейрохирургический
3);
тыловой
госпиталь,
9
готовностью
к
оказанию
травматологический
тыловой
медицинской помощи в ЧС
госпиталь,
терапевтический
(ПК-7);
тыловой
госпиталь,
кожно-
9
готовностью к участию в
венерологический
тыловой
оценке качества оказания
госпиталь, туберкулезный тыловой
медицинской помощи с
госпиталь.
Комплектование
использованием
основных
тыловых госпиталей личным
медико-статистических
составом. Организация и ведение
показателей (ПК-11);
воинского учета и бронирования
9
готовностью к организации
граждан, пребывающих в запасе и
медицинской помощи в ЧС
372
работающих в учреждениях и
(ПК-12);
организациях
здравоохранения
Материальное,
техническое и
финансовое обеспечение тыловых
госпиталей.
Медицинское
снабжение ТГЗ. Государственный
материальный
резерв
медицинского
и
санитарно-
хозяйственного
имущества.
Организация работ по накоплению
и
освежению
материальных
ценностей
мобилизационного
резерва.
6
Медицинское
Задачи
и
организационная
9
готовностью к осуществлению
обеспечение ВС
структура
медицинской службы
комплекса
мероприятий,
РФ в
ВС РФ. Силы и средства
направленных на сохранение и
чрезвычайных
медицинской
службы ВМФ.
укрепление
здоровья
и
ситуациях
Понятие о госпитальной базе флота
включающих
в
себя
(ГБФ),
ее
задачи
и
формирование
здорового
организационная
структура..
образа
жизни,
предупреждение
Понятие о системе базирования
сил флота. Организация лечебно-
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний,
эвакуационных мероприятий в
их
раннюю диагностику,
ВМБ при ликвидации последствий
выявление причин и условий
применения
противником
их возникновения и развития,
различных видов оружия, включая
а также направленных на
ОМП. Организация и проведение
устранение вредного влияния
морской медицинской
на
здоровье
человека
эвакуации.
факторов среды его обитания
(ПК-1);
9
готовностью к проведению
противоэпидемических
мероприятий,
организации
защиты населения в очагах
особо опасных инфекций, при
ухудшении
радиационной
обстановки,
стихийных
бедствиях
и
иных
чрезвычайных ситуациях (ПК-
3);
9
готовностью
к
оказанию
медицинской помощи в ЧС
(ПК-7);
9
готовностью к организации
медицинской помощи в ЧС
(ПК-12);
7
Особенности
Особенности
психологии
9
готовностью к осуществлению
медико-
экстремальных
ситуаций.
комплекса
мероприятий,
психологическог
Психология катастроф. Медико-
направленных на сохранение и
о сопровождения
психологическая
помощь
в
укрепление
здоровья
и
населения,
чрезвычайных ситуациях. Медико-
включающих
в
себя
373

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..