Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 21

 

 

Клиническая фармакология
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины
- изучения дисциплины является формирование у врача
ординатора углубленных профессиональных знаний в области клинической фармакологии.
Задачи дисциплины:
1.
Изучить основные вопросы клинической фармакологии, которые помогут формировать запас
знаний по лекарственной терапии͘
2.
Научиться применять данные по фармакокинетике и фармакодинамике с целью выбора
препарата для лечения конкретного пациента͘
3.
Научиться понимать и уметь применять на практике информацию, которая содержится в
инструкции по применению ЛС для специалистов, и уметь разъяснять данные, которые содержатся в
инструкциях для пациентов (в листках-вкладышах)͘
4.
Научиться подбирать лекарственную терапию при определенных физиологических и
патологических состояниях или предполагаемой нагрузке, исходя из особенностей фармакодинамики
и фармакокинетики препаратов, учитывая индивидуальные особенности каждого пациента, опираясь
на данные доказательной медицины͘
5.Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских
знаний, формирующих профессиональные компетенции врача любой специальности,
способного успешно решать свои профессиональные задачи:
иметь практический опыт подбирать лекарственную терапию: при определенных
физиологических и патологических состояниях при предполагаемой нагрузке, исходя из
особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов, учитывая индивидуальные
особенности каждого пациента, опираясь на данные доказательной медицины.
решать задачи по выбору лекарственных средств из представленного арсенала
препаратов с учетом знаний о принадлежности препарата к определенной
фармакологической или фармакотерапевтической группе, возможности использования
других препаратов одноименной группы; знать их международные непатентованные и
торговые (синонимы) названия.
осуществлять
логический
анализ
сведений
о
фармакологических
(фармакодинамических, фармакокинетических) и лечебных свойствах лекарственных
средств, принципах их рационального применения.
осуществлять анализ и коррекцию лекарственной терапии с учетом дозирования,
способа и времени приема, возможного нежелательного взаимодействия (при совместном
назначении двух и более лекарственных средств), особенностей и ограничений, связанных с
возрастом, беременностью, характером питания и временем приема пищи,
хронофармакологическими и другими индивидуальными аспектами.
самостоятельно работать с фармакологической литературой: вести целенаправленный
поиск необходимой информации для решения профессиональных задач (выделять основные
положения, следствия из них и приложения конкретное применение в решении
фармакологических задач); использовать справочную литературу.
давать необходимую консультацию о рациональном применении лекарственных
средств.
проводить профилактику, диагностику и коррекцию нежелательных лекарственных
реакций, заполнять документы по уведомлению о развитии нежелательных лекарственных
реакций.
знать принципы сбора аллергологического и фармакологического анамнеза.
знать основные фармакокинетические процессы, фармакокинетические параметры и
их клиническое значение.
знать основные виды фармакологических эффектов.
знать виды нежелательных лекарственных реакций; методы их профилактики,
диагностики и коррекции.
220
знать виды и механизмы межлекарственного взаимодействия, взаимодействия
лекарственных средств с пищей, фитопрепаратами, компонентами табачного дыма,
алкоголем.
знать
понятие и клиническое значение фармакогенетики, основные
фармакогенетические феномены, приводящие к изменению фармакологического ответа на
лекарственные средства.
знать
виды
и
клиническое
значение
фармакокэкономических
и
фармакэпидемиологических исследований.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине:
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими
универсальными компетенциями:
9
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
9
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (УК-2);
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными
компетенциями:
9
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни,
предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику,
выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение
вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
9
готовность
к
применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием
основных медико-статистических показателей (ПК-11)
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Клиническая фармакология» относится к базовой части Блока 1.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на
самостоятельную работу обучающихся
Всего
Семестры
часов /
Вид учебной работы
зачетны
1
х единиц
Аудиторные занятия (всего)
48
48
В том числе:
Лекции (Л)
4
4
Клинические практические занятия (КПЗ)
44
44
Самостоятельная работа (всего)
24
24
Промежуточная аттестация
зачет
+
Общая трудоемкость
часы
72
72
зачетные единицы
24
24
221
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
с
указанием
отведенного на них количества академических часов и видов занятий
5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины
Контактная работа, академ. ч
занятия
семина
Самосто
занятия
р-ского
я-
лекцио
занятия
Наименование темы
типа
тельная
н-ного
клинические
(раздела)
(практи
работа,
типа
практически
-ческие,
академ.
(лекции
е занятия
интерак
ч
)
-
тивные)
2.
Клиническая
фармакокинетика͘
Терапевтический
2
4
2
8
лекарственный
мониторинг͘ Бренды и
дженерики͘
3.
Неблагоприятные
реакции лекарственных
2
4
2
8
средств͘
4.
Клиническая
фармакология
2
2
4
антигистаминных
препаратов
5.
Клиническая
фармакология
нестероидных
2
2
4
противовоспалительных
средств͘
6.
Клиническая
фармакология
глюкокортикостероидных
2
2
4
препаратов͘ Тактика
назначения и отмены͘
7.
Клиническая
фармакология
лекарственных средств,
используемых для
4
2
6
коррекции анемии и
средств, влияющих на
лейкопоэз͘
8.
Клиническая
фармакология
лекарственных средств,
4
2
6
используемых при
заболеваниях ЖКТ͘
9.
Лекарственные
средства, влияющие на
4
2
6
систему свертывания
крови͘
10.
Лекарственные
4
2
6
222
средства, используемые
при патологии бронхо-
легочной системы͘
11.
Лекарственные
средства, используемые
6
3
9
при патологии сердечно-
сосудистой системы͘
12.
Антимикробные
препараты в современных
8
3
11
условиях͘
ИТОГО
4
0
44
24
0
72
5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины
Наименование
Содержание темы (раздела)
Формируемые компетенции
п/п
темы (раздела)
дисциплины
1.
Клиническая
- Терапевтический
9
готовностью
к
фармакокинетика.
лекарственный мониторинг.
абстрактному
мышлению,
Терапевтический
- Практическая значимость.
анализу, синтезу (УК-1);
лекарственный
- Бренды и дженерики -
9
готовностью к управлению
мониторинг.
делема правильного выбора.
коллективом,
толерантно
Бренды и
воспринимать
социальные,
дженерики.
этнические, конфессиональные и
культурные различия (УК-2);
Выпускник,
освоивший
программу
ординатуры,
должен
обладать
профессиональными
компетенциями:
9
готовность
к
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
223
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке
качества
оказания
медицинской
помощи
с
использованием
основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
2.
Неблагоприятные
- Теминология НР ЛС:
9
готовностью
к
реакции
o - терапевтический
абстрактному
мышлению,
лекарственных
эффект
анализу, синтезу (УК-1);
средств.
o - побочная реакция
9
готовностью к управлению
o - нежелательное
коллективом,
толерантно
явление
воспринимать
социальные,
o - нежелательная
этнические, конфессиональные и
реакция на ЛС
культурные различия (УК-2);
o - токсический эффект
Выпускник,
освоивший
(передозировка).
программу
ординатуры,
- Виды НР.
должен
обладать
профессиональными
- Фармаконадзор. Методы.
Законодательные основы.
компетенциями:
9
готовность
к
- Особенности развития НР
осуществлению
комплекса
у пожилых людей, у
мероприятий, направленных на
беременных.
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
224
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
3
Клиническая
- Современная
9
готовностью
к
фармакология
классификация.
абстрактному
мышлению,
антигистаминных
- Препараты I поколения.
анализу, синтезу (УК-1);
препаратов
Тактика назначения.
9
готовностью к управлению
- Препараты I и II
коллективом,
толерантно
поколений. Тактика
воспринимать
социальные,
назначения.
этнические, конфессиональные и
культурные различия (УК-2);
Выпускник,
освоивший
программу
ординатуры,
должен
обладать
профессиональными
компетенциями:
9
готовность
к
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
225
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
4
Клиническая
Классификация НПВС по
9
готовностью
к
фармакология
селективности действия.
абстрактному
мышлению,
нестероидных
Фармакодинамика.
анализу, синтезу (УК-1);
противовоспалител
Место НПВС в
9
готовностью к управлению
ьных средств.
фармакотерапии различных
коллективом,
толерантно
заболеваний.
воспринимать
социальные,
Лекарственные формы
этнические, конфессиональные и
НПВС для пролонгации и
культурные различия (УК-2);
увеличения скорости
Выпускник,
освоивший
наступления эффекта.
программу
ординатуры,
Побочные эффекты НПВС в
должен
обладать
контексте селективного и
профессиональными
компетенциями:
неселективного воздействия
на ЦОГ. Лекарственные
9
готовность
к
осуществлению
комплекса
Взаимодействия.
мероприятий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
5
Клиническая
- Классификация.
9
готовностью
к
226
фармакология
- Эквивалентнтые дозы.
абстрактному
мышлению,
глюкокортикостеро
- Понятие о пульс-терапии.
анализу, синтезу (УК-1);
идных препаратов.
- Тактика назначения и
9
готовностью к управлению
Тактика
отмены.
коллективом,
толерантно
назначения и
воспринимать
социальные,
отмены.
этнические, конфессиональные и
культурные различия (УК-2);
Выпускник,
освоивший
программу
ординатуры,
должен
обладать
профессиональными
компетенциями:
9
готовность
к
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11);
6
Клиническая
Препараты железа.
9
готовностью
к
фармакология
Определение дефицита
абстрактному
мышлению,
лекарственных
железа. Подбор адекватной
анализу, синтезу (УК-1);
средств,
терапевтической дозы.
9
готовностью к управлению
используемых для
Тактика назначения.
коллективом,
толерантно
воспринимать
социальные,
227
коррекции анемии
Эритропоэтины. Принципы
этнические, конфессиональные и
и средств,
назначения.
культурные различия (УК-2);
влияющих на
Колониестимулирующие
Выпускник,
освоивший
лейкопоэз.
факторы. Показания. Тактика
программу
ординатуры,
назначения.
должен
обладать
профессиональными
компетенциями:
9
готовность
к
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
7
Клиническая
Клиническая фармакология
9
готовностью
к
фармакология
лекарственных средств,
абстрактному
мышлению,
лекарственных
используемых при
анализу, синтезу (УК-1);
средств,
заболеваниях ЖКТ.
9
готовностью к управлению
используемых при
НЯК и болезнь Крона.
коллективом,
толерантно
заболеваниях ЖКТ.
Основные клинические
воспринимать
социальные,
формы. Базовые препараты.
этнические, конфессиональные и
Поддерживающая терапия.
культурные различия (УК-2);
Лечебная тактика при
Выпускник,
освоивший
активной форме и
программу
ординатуры,
должен
обладать
228
рефрактерном течении
профессиональными
заболевания.
компетенциями:
Лекарственные средства,
9
готовность
к
используемые при
осуществлению
комплекса
печеночной
мероприятий, направленных на
недостаточности.
сохранение
и
укрепление
Портальная гипертензия.
здоровья и включающих в себя
Печеночная энцефалопатия.
формирование здорового образа
Кислотозависимые
жизни,
предупреждение
заболевания.
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
Лекарственные средства,
раннюю диагностику, выявление
влияющие на моторику
причин
и
условий
их
ЖКТ.
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
8
Лекарственные
Прямые антикоагулянты.
9
готовностью
к
средства,
Нефракционированный
абстрактному
мышлению,
влияющие на
гепарин.
анализу, синтезу (УК-1);
систему
Низкомолекулярные
9
готовностью к управлению
свертывания крови.
гепарины.
коллективом,
толерантно
Непрямые антикоагулянты.
воспринимать
социальные,
Понятие о МНО
этнические, конфессиональные и
(международное
культурные различия (УК-2);
нормализованное
Выпускник,
освоивший
отношение).
программу
ординатуры,
должен
обладать
Лекарственные средства,
влияющие на агрегацию
профессиональными
тромбоцитов. Тактика
компетенциями:
9
готовность
к
назначения.
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
229
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
распространения заболеваний, их
раннюю диагностику, выявление
причин
и
условий
их
возникновения и развития, а
также
направленных
на
устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов
среды его обитания (ПК-1);
9
готовность к применению
природных лечебных факторов,
лекарственной,
немедикаментозной терапии и
других методов у пациентов,
нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-
курортном лечении (ПК-8);
9
готовность к применению
основных принципов организации
и управления в сфере охраны
здоровья граждан, в медицинских
организациях и их структурных
подразделениях (ПК-10);
9
готовность к участию в
оценке качества оказания
медицинской помощи с
использованием основных
медико-статистических
показателей (ПК-11)
9
Лекарственные
Бронходилататоры.
9
готовностью
к
средства,
Алгоритм выбора. Контроль
абстрактному
мышлению,
используемые при
за эффективностью и
анализу, синтезу (УК-1);
патологии бронхо-
безопасностью.
9
готовностью к управлению
легочной системы.
Ингаляционные
коллективом,
толерантно
глюкокортикостероиды.
воспринимать
социальные,
этнические, конфессиональные и
Средства доставки.
Противокашлевые и
культурные различия (УК-2);
муколитические средства.
Выпускник,
освоивший
программу
ординатуры,
должен
обладать
профессиональными
компетенциями:
9
готовность
к
осуществлению
комплекса
мероприятий, направленных на
сохранение
и
укрепление
здоровья и включающих в себя
формирование здорового образа
жизни,
предупреждение
возникновения
и
(или)
230

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..