Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 20

 

 

b. фиброматоз
c. десмоид
d. шваннома
e. дерматофиброма
Виды васкулитов:
a. Деструктивные
b. Продуктивные
c. Фибропластические
d. Ксантоматозные
e. Гранулематозные
Суставы, поражающиеся при болезни Бехтерева:
a. Тазобедренные
b. Коленные
c. Кистей рук
d. Позвоночника
e. Голеностопные
Органы, наиболее часто поражающиеся при дерматомиозите:
a. Мочеполовая система
b. Сердце
c. Легкие
d. Селезенка
e. Желудочно-кишечный тракт
Виды первичного эндокардита:
a. Фибропластический
b. Идиопатический
c. Септический
d. Аллергический
e. Токсико-аллергический
Причины приобретенных пороков сердца:
a. Туберкулез
b. Атеросклероз
c. Ревматизм
d. Септический эндокардит
e. Гипертоническая болезнь
Осложнения гиперплазии простаты:
a. Гидронефроз
b. Рак простаты
c. Пиелонефрит
d. Гломерулонефрит
e. Васкулит
Виды острого эндометрита:
a. Фибринозный
b. Гнойный
c. Гнилостный
d. Атрофический
209
e. Склерозирующий
Формы гиперплазии предстательной железы:
a. Васкулярная
b. Железистая
c. Плоскоклеточная
d. Мышечно-фиброзная
e. Смешанная
Виды бронхита по распространенности в стенке бронха:
a. Эндомезобронхит
b. Эндоперибронхит
c. Панбронхит
d. Перибронхит
e. Мезоперибронхит
Заболевания, при которых может развиваться перибронхиальная пневмония:
a. ОРВИ
b. Скарлатина
c. Корь
d. Медиастинит
e. Абсцесс легкого
Формы фиброзирующего альвеолита:
a. Экзогенный аллергический
b. Идиопатический
c. Эндогенный аллергический
d. Токсический
e. Уремический
Заболевания, течение которых может осложнить гангрена легкого:
a. Пневмония
b. Туберкулез
c. Абсцесс легкого
d. Бронхиальная астма
e. Пневмонит
Виды плевритов по этиологии:
a. Эмфизематозные
b. Токсические
c. Инфекционные
d. Аллергические
e. Канкрозные
Основные проявления первичного сифилитического комплекса:
a. Шанкр
b. Афты
c. Лимфаденопатия
d. Лимфедема
e. Карбункул
Формы сифилиса:
a. Третичный
210
b. Вторичный
c. Смешанный
d. Гематогенный
e. Первичный
Формы менингококковой инфекции:
a. Острый назофарингит
b. Хронический гайморит
c. Менингококцемия
d. Полиневрит
e. Менингоэнцефалит
Причины развития приобретенных дивертикулов пищевода:
a. рубцовые сужения
b. пищевод Барретта
c. повышение давления в пищеводе
d. воспаление
e. склероз
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1) Порядок проведения патологоанатомических вскрытий.
2) Правила заполнения медицинского свидетельства о смерти.
3) Структура и виды диагнозов. Категории расхождения диагнозов.
4) Ятрогении, виды и категории, место в диагнозе.
5) Основные механизмы танатогенеза.
6) Основные виды морфологического исследования. Возможности метода.
7) Виды биопсий.
8) Функциональная морфология альтерации.
9) Функциональная морфология воспаления и иммунопатологических процессов.
10) Функциональная морфология нарушений регуляции и патологии тканевого роста.
11) Атеросклероз. Гипертензии.
12) Гипертоническая болезнь. Вторичные гипертензии. Сердечная недостаточность.
13) Ишемическая болезнь сердца. Инфаркт миокарда. Ишемическая болезнь головного
мозга и органов брюшной полости.
14) Эндокардиты. Приобретенные и врожденные пороки сердца.
15) Кардиомиопатии. Кардиомиодистрофии. Миокардиты. Дистрофии миокарда и
некоронарогенные некрозы. Врожденные аномалии сосудов. Опухоли сердца.
Внезапная сердечная смерть.
16) Ревматические болезни. Ревматизм.
17) Ревматоидный полиартрит. Системная красная волчанка. Склеродермия.
Дерматомиозит. Болезнь Бехтерева. Системные васкулиты.
18) Эндокринные заболевания. Болезни гипофиза.
19) Болезни щитовидной железы.
20) Болезни надпочечников.
21) Сахарный диабет.
22) Заболевания верхних дыхательных путей.
23) Заболевания бронхолегочной системы. Хроническая обструктивная болезнь легких.
24) Острые воспалительные заболевания легких. Очаговая пневмония. Крупозная
пневмония. Абсцессы легкого. Диффузные интерстициальные заболевания легких. Альвеолиты.
Пневмокониозы.
25) Опухоли бронхов и легких. Рак легкого.
211
26) Патологические процессы в плевре. Плевриты. Нарушения легочного кровотока.
Респираторный дистресс-синдром взрослых. Первичная и вторичная легочная
гипертензия.
27) Болезни пищевода. Эзофагиты. Опухоли пищевода. Болезни желудка. Гастриты. Хрони-
ческий гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Опухоли желудка.
Рак желудка.
28) Заболевания печени. Гепатиты. Вирусный гепатит. Алкогольные поражения печени. Циррозы печени.
Заболевания желчного пузыря и желчных протоков. Желчнокаменная болезнь.
Холециститы.
29) Болезни поджелудочной железы. Панкреатиты. Опухоли поджелудочной железы.
30) Болезни тонкой и толстой кишки. Острые и хронические колиты. Дивертикулез.
Опухоли тонкой и толстой кишки. Заболевания червеобразного отростка. Аппендициты.
Карциноидные опухоли.
31) Заболевания брюшины. Перитониты. Первичные и вторичные опухоли брюшины.
32) Неопухолевая патология лимфоузлов. Лимфадениты. Реактивная гиперплазия
лимфоузлов.
33) Заболевания селезенки.
34) Гистиоцитоз Х.
35) Опухоли гемопоэтических тканей. Острые лейкозы. Хронические лейкозы.
36) Миелопролиферативные заболевания. Миелодиспластичекие синдромы.
37) Опухоли из плазматических клеток.
38) Опухолевые заболевания лимфатических узлов.
39) Лимфома Ходжкина.
40) Неходжкинские лимфомы.
41) Заболевания почек. Гломерулонефриты. Мембранозная нефропатия.
42) Пиелонефриты. Интерстициальный нефрит. Нефросклероз. Почечная недостаточность.
Тубулоинтерстициальный нефрит.
43) Опухоли почек.
44) Заболевания мочеточников.
45) Заболевания мочевого пузыря.
46) Заболевания уретры.
47) Заболевания мужской половой системы. Простатиты. Нодулярная гиперплазия
предстательной железы. Рак предстательной железы.
48) Заболевания молочных желез. Маститы.
49) Фиброзно-кистозные заболевания. Гинекомастия.
50) Опухоли молочных желез. Рак молочной железы.
51) Болезни женских половых органов. Заболевания вульвы и влагалища. Болезни шейки матки. Рак
шейки матки. Болезни тела матки и эндометрия. Эндометриты. Эндометриоз. Гиперплазия
эндометрия. Опухоли тела матки. Рак эндометрия. Фибромиома. Хориокарцинома.
Заболевания яичников. Воспалительные заболевания. Опухоли яичников,
доброкачественные и злокачественные.
52) Общая характеристика инфекционного процесса. Сепсис. Кишечные инфекции.
Бактериальные инфекции. Инфекции, передающиеся преимущественно половым
путем.
53) Вирусные инфекции.
54) Инфекции детского возраста.
55) Карантинные инфекции.
56) Висцеральные микозы.
57) Болезни, вызываемые простейшими и гельминтами. Оппортунистические инфекции.
58) Антропозоонозные и трансмиссивные инфекции. Тропические инфекции.
59) Туберкулез.
212
Примеры билетов для проведения зачета по теме «Патологияª:
Билет №1
1. Атеросклероз коронарных артерий
(ишемическая болезнь сердца). Инфаркт
миокарда, причины развития, классификация, макро- и микроскопическая
характеристика морфологических стадий, осложнения.
2. Танатогенез. Определение, история, клиническое значение. Виды смерти, этапы и
признаки смерти.
Билет №2
1. Опухоли молочных желез. Рак молочной железы. Макро- и микроскопическая
диагностика.
2. Ятрогении. Виды и категории, место в диагнозе.
7.4 Методические материалы и методика, определяющие процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций
Специфика формирования компетенций и их измерение определяется структурированием
информации о состоянии уровня подготовки обучающихся.
Алгоритмы отбора и конструирования заданий для оценки достижений в предметной области,
техника конструирования заданий, способы организации и проведения стандартизированный
оценочных процедур, методика шкалирования и методы обработки и интерпретации
результатов оценивания позволяют обучающимся освоить компетентностно-ориентированные
программы дисциплин.
Формирование части компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-5 в ходе обучения дисциплине
осуществляется в ходе всех видов занятий, а контроль их сформированности - на этапе
текущей, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации
В результате освоения дисциплины клинический ординатор должен иметь практический опыт
по морфологической диагностике заболеваний различного профиля, опираясь на данные
доказательной медицины.
В результате освоения дисциплины клинический ординатор должен уметь:
решать профессиональные задачи врача на основе патоморфологического анализа
конкретных данных о патологических процессах, состояниях и заболеваниях;
проводить патоморфологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных,
других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах
и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их
выявления, лечения и профилактики;
применять полученные знания при изучении клинических дисциплин в последующей
лечебно-профилактической деятельности;
анализировать проблемы общей патологии и критически оценивать современные
теоретические концепции и направления в медицине;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов морфологической
диагностики;
оценивать и классифицировать макроскопические изменения при проведении
патологоанатомических вскрытий (аутопсий);
формулировать патологоанатомический диагноз;
ориентироваться в основных гистологических методах и окрасках;
213
диагностировать основные макро- и микроскопические морфологические изменения при
различных вариантах альтерации, воспалительных и иммунопатологических процессах,
нарушениях регуляции и патологии опухолевого роста;
анализировать макро- и микроскопические проявления заболеваний различных систем и
органов;
обосновывать на основании этиопатогенеза и морфогенеза наиболее распространенных
заболеваний принципы их этиопатогенетической терапии.
Этапы формирования компетенций ПК-1, ПК-2, и ПК-5 в процессе освоения
образовательной программы направления подготовки гастроэнтерологияпо
дисциплинам
Этапы формирования компетенций, определяемые дисциплинами
Компетенция
направления подготовки «Гастроэнтерология»
начальный
последующий
итоговый
ПК-1
Гастроэнтерология
Гастроэнтерологи
Амбулаторная
готовность
к
я
практика
осуществлению
Аллергологическая
комплекса мероприятий,
практика
направленных
на
сохранение и укрепление
Патология
Онкология
Государственная
здоровья и включающих в
Клиническая
ВИЧ-инфекция
итоговая аттестация
себя
формирование
фармакология
здорового образа жизни,
Общественное
Медицинская
предупреждение
здоровье
и
психология
возникновения и
(или)
здравоохранение
распространения
Медицина
Надлежащая
заболеваний, их раннюю
чрезвычайных
клиническая
диагностику, выявление
ситуаций
практика (GCP)
причин и условий их
Стационарная
возникновения
и
практика
развития,
а
также
направленных
на
устранение
вредного
влияния на
здоровье
человека факторов среды
его обитания
ПК-2
Гастроэнтерология
Гастроэнтерологи
Амбулаторная
готовность к проведению
я
практика
профилактических
Патология
Онкология
медицинских осмотров,
Симуляционный курс
ВИЧ-инфекция
диспансеризации
и
осуществлению
Государственная
диспансерного
итоговая аттестация
наблюдения за здоровыми
и
хроническими
больными
ПК-5
Амбулаторная
Гастроэнтерологи
готовность
к
Гастроэнтерология
практика
я
214
Этапы формирования компетенций, определяемые дисциплинами
Компетенция
направления подготовки «Гастроэнтерология»
начальный
последующий
итоговый
определению у пациентов
Аллергологическая
патологических
практика
состояний,
симптомов,
синдромов заболеваний,
Лучевые методы
Онкология
нозологических форм в
диагностики
Государственная
соответствии
с
итоговая аттестация
Международной
Патология
статистической
Симуляционный курс
классификацией болезней
ВИЧ-инфекция
и проблем, связанных со
Стационарная
здоровьем
практика
Клинические ординаторы выполняют заключительный тестовый контроль.
Методика начисления баллов при обучении клинических ординаторов смежных
специальностей:
Посещение занятий:
Посещение занятий по каждой теме < 60% - 0 баллов
Посещение занятий по каждой теме > 60% - 1 балл
Активная работа > 60% занятий - 2 балла
Реферат на одну из тем -1 балл
В целом за посещение занятий и активность клинический ординатор может получить не более
3 баллов.
Зачет - тестовый контроль (клинический ординатор допускается к зачету, если получил за
посещение занятий и активность минимум 2 балла):
менее 60% правильных ответов - 0 баллов - незачет
от 61 до 75% правильных ответов - 1 балл
от 76 до 100% правильных ответов - 2 балла
Таким образом, за прохождение цикла обучения клинический ординатор смежной кафедры
может получить от 0 до 5 баллов.
7.4.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности
1. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ высшего образования.
2. Положение о порядке формирования Фонда оценочных средств для проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации высшего профессионального
образования.
3. Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной
аттестации интернов, ординаторов факультета последипломного образования в ГБОУ ВПО
ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России.
4. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГБОУ ВПО ПСПбГМУ
им. И.П. Павлова Минздрава России.
5. Положение о балльно-рейтинговой системе для обучающихся по образовательным
программам интернатуры и ординатуры.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения
дисциплины
Основная литература
215
2. Патологическая анатомия : нац. руководство / [Г. Н. Берченко и др.] ; гл. редакторы: М.
А. Пальцев, Л. В. Кактурский, О. В. Зайратьянц. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1259 с. :
ил., табл. - (Национальные руководства) -Дополнительная литература:
7. Патологическая анатомия. Атлас: учебное пособие. Зайратьянц О.В. и др. / Под ред.
О.В. Зайратьянца. 2012. - 960 с.: ил. (ЭБС)
8. Патологическая анатомия: национальное руководство + CD / Под ред. М.А. Пальцева,
Л.В. Кактурского, О.В. Зайратьянца. 2011. - 1264 с. (Серия "Национальные
руководства») (ЭБС)
9. Патологическая анатомия : руководство к практическим занятиям : учеб. пособие /
[Зайратьянц О. В. и др.] ; под ред. О. В. Зайратьянца, Л. Б. Тарасовой. - 2-е изд., испр. и
доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 696 с.: ил. (ЭБС)
10. Патология органов дыхания / Под ред. акад. РАЕН, проф. В. С. Паукова. - М.:
Литтерра, 2013. - 272 с (ЭБС)
11. Патология : руководство / Под ред. В. С. Паукова, М. А. Пальцева, Э. Г. Улумбекова. -
2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 2500 с. (ЭБС)
12. Атлас патологии: Макро- и микроскопические изменения органов : [Более 1400
иллюстраций] / А. Г. Роуз ; Пер. с англ. под ред. Е. А. Коган. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2010. - 572 с. :
9.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
необходимых для освоения дисциплины
Основная литература
3. Патологическая анатомия : нац. руководство / [Г. Н. Берченко и др.] ; гл. редакторы: М.
А. Пальцев, Л. В. Кактурский, О. В. Зайратьянц. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1259 с. :
ил., табл. - (Национальные руководства) -Дополнительная литература:
13. Патологическая анатомия. Атлас: учебное пособие. Зайратьянц О.В. и др. / Под ред.
О.В. Зайратьянца. 2012. - 960 с.: ил. (ЭБС)
14. Патологическая анатомия: национальное руководство + CD / Под ред. М.А. Пальцева,
Л.В. Кактурского, О.В. Зайратьянца. 2011. - 1264 с. (Серия "Национальные
руководства») (ЭБС)
15. Патологическая анатомия : руководство к практическим занятиям : учеб. пособие /
[Зайратьянц О. В. и др.] ; под ред. О. В. Зайратьянца, Л. Б. Тарасовой. - 2-е изд., испр. и
доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 696 с.: ил. (ЭБС)
16. Патология органов дыхания / Под ред. акад. РАЕН, проф. В. С. Паукова. - М.:
Литтерра, 2013. - 272 с (ЭБС)
17. Патология : руководство / Под ред. В. С. Паукова, М. А. Пальцева, Э. Г. Улумбекова. -
2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 2500 с. (ЭБС)
18. Атлас патологии: Макро- и микроскопические изменения органов : [Более 1400
иллюстраций] / А. Г. Роуз ; Пер. с англ. под ред. Е. А. Коган. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2010. - 572 с. :
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
10.1. Характеристика особенностей технологий обучения в Университете
В ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова освоение образовательных программ проводится
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Для
этого создана и функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС),
включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
216
ресурсы. ЭИОС обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном
объеме независимо от места нахождения обучающихся.
10.2. Особенности работы обучающегося по освоению дисциплины «Патологияª
Обучающиеся при изучении учебной дисциплины используют образовательный контент, а
также методические указания по проведению определенных видов занятий, рекомендации и
пособия по данной дисциплине по работе с ним, разработанные профессорско-
преподавательским составом (ППС) кафедры.
В качестве дистанционного вида обучения используются презентации по темам изучаемых
разделов в информационном ресурсе университета Academic NT
истема интернет
обеспечения учебного процесса).
Успешное усвоение учебной дисциплины «Патология» предполагает активное, творческое
участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной работы. Обучающийся
должен активно участвовать в выполнении видов практических работ, определенных для
данной дисциплины. Проводимые на практических занятиях различные модульные
тестирования дают возможность непосредственно понять алгоритм применения
теоретических знаний, излагаемых на лекциях и в учебниках.
В этой связи при проработке лекционного материала обучающиеся должны иметь ввиду, что в
лекциях раскрываются наиболее значимые вопросы учебного материала. Остальные вопросы
осваиваются обучающимися в ходе других видов занятий и самостоятельной работы над
учебным материалом.
Следует иметь в виду, что все разделы и темы дисциплины «Патология» представлены в
дидактически проработанной последовательности, что предусматривает логическую
стройность курса и продуманную систему усвоения обучающимися учебного материала,
поэтому нельзя приступать к изучению последующих тем (разделов), не усвоив предыдущих.
10.3. Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы
в процессе освоения дисциплины
Программа самостоятельной работы студентов
Контроль выполнения
Вид работы
работы
Подготовка к аудиторным занятиям
(проработка
Собеседование,
учебного материала по конспектам лекций и учебной
тестирование
литературе, презентаций в информационном ресурсе
университета Academic NT)
Работа с учебной и научной литературой
Собеседование,
тестирование
Ознакомление с видеоматериалами электронных
Собеседование
ресурсов
Самостоятельная проработка отдельных тем учебной
Тестирование
дисциплины в соответствии с учебным планом
Подготовка и написание рефератов, докладов на
Проверка
рефератов,
заданные темы
докладов
Выполнение индивидуальных домашних заданий
Собеседование
(решение ситуационных задач, перевод текстов)
Проверка заданий
Клинико-анатомические
разборы
Участие в научно-исследовательской работе кафедры
Доклады
Публикации
Участие
в
научно-практических
конференциях,
Предоставление
217
семинарах
сертификатов участников
Работа с тестами и вопросами для самопроверки
Тестирование
Собеседование
Подготовка ко всем видам контрольных испытаний
Тестирование
Собеседование
10.4 Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям
Занятия клинического практического типа предназначены для расширения и углубления
знаний обучающихся по учебной дисциплине, формирования умений и компетенций,
предусмотренных стандартом. В их ходе обучающимися реализуется верификационная
функция степени усвоения учебного материала, они приобретают умения вести научную
дискуссию. Кроме того, целью занятий является: проверка уровня понимания обучающимися
вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения
обучающимися программного материала; формирование и развитие умений, навыков
применения теоретических знаний в реальной практике решения задач, анализа
профессионально-прикладных ситуаций; восполнение пробелов в пройденной теоретической
части курса и оказания помощи в его освоении.
Обучающийся должен изучить основную литературу по теме занятия, и, желательно,
источники из списка дополнительной литературы, используемые для расширения объема
знаний по теме (разделу), интернет-ресурсы.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем
Программное обеспечение ГБОУ ВПО ПСПБГМУ им. И.П. Павлова, являющееся частью
электронной
информационно-образовательной
среды
и
базирующееся
на
телекоммуникационных технологиях:
- компьютерные обучающие программы;
- тренинговые и тестирующие программы.
218
12.Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине
Наименование
Перечень оборудования
специализированных
аудиторий и лабораторий
Учебная комната ʋ1
1. Мультимедийный проектор EPSON EMP-54
- 1
(ПСПбГМУ им. И.П.2. Ноутбук ASUS A2500H
- 1
Павлова,
кафедра3. Экран переносной
- 1
патологической анатомии,4. Доска
- 1
ул.Л.Толстого,
д.6/8,5. Стол учебный с системой освещения на 6 мест - 5
лит.М, корпус ʋ30,
36. Стул учебный
- 30
этаж)
7. Микроскопы
- 18
Секционный зал ʋ1
1. Секционный стол
- 2
(ПСПбГМУ им. И.П.2. Набор инструментов для проведения вскрытия - 4
Павлова,
3.
Набор для взятия материала на бактериологическое и
патологоанатомическое
вирусологическое исследование
- 1
отделение, ул.Л.Толстого,4. Укладка для проведения вскрытия при подозрении на особо
д.6/8, лит. Ф, корпус ʋ27,опасные инфекции
- 4
1 этаж)
Разработчик:
Тихонова Ю.А., к.м.н., доцент
Рецензент:
Рыбакова М.Г., д.м.н., профессор
219

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..