Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Врач-гастроэнтеролог. Программа ординатуры (2015 год) - часть 4

 

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по
дисциплине
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы и количества академических часов для проведения
занятий клинического практического типа по темам (разделам)
Код контролируемой
Наименование
компетенции
оценочного средства
ʋ
Контролируемые темы (разделы)
(или ее части) по
для проведения
п/п
дисциплины
этапам
занятий, академ. Ч
формирования в
Очная
темах (разделах)
1
Тема (раздел) 1
Собеседование - 2
Заболевания пищевода
Модульный тест -2
УК-1 УК-2 УК-3 ПК-
Проверка рефератов,
1 ПК-2 ПК-4 ПК-5
докладов на заданные
ПК-6 ПК-8
темы -2
ПК-9 ПК-10 ПК-11
2
Тема (раздел) 2
Собеседование - 2
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Заболевания
желудка
и
Модульный тест -2
4
ПК-5 ПК-6
двенадцатиперстной кишки
Проверка рефератов,
ПК-8 ПК-9 ПК-10
докладов на заданные
ПК-11
темы -2
3
Тема (раздел) 3
Собеседование - 2
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Заболевания тонкой и толстой кишки
Модульный тест -2
4
ПК-5 ПК-6
Проверка рефератов,
ПК-8 ПК-9 ПК-10
докладов на заданные
ПК-11
темы -2
4
Тема (раздел) 4
Собеседование - 2
Заболевания печени и билиарного
Модульный тест -2
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
тракта
Проверка рефератов,
4
ПК-5 ПК-6
докладов на заданные
ПК-8 ПК-9 ПК-10
темы -2
ПК-11
Зачет -2
5
Тема (раздел) 5
Собеседование - 2
Заболевания поджелудочной железы
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Модульный тест -2
4
ПК-5 ПК-6
Проверка рефератов,
ПК-8 ПК-9 ПК-10
докладов на заданные
ПК-11
темы -2
6
Тема (раздел) 6
Собеседование - 2
Неотложная гастроэнтерология
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Модульный тест -2
4
ПК-5 ПК-6
Проверка рефератов,
ПК-8 ПК-9 ПК-10
докладов на заданные
ПК-11
темы -2
7
Тема (раздел) 7
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Собеседование - 2
Онкогастроэнтерология
4
ПК-5 ПК-6
Модульный тест -2
ПК-8 ПК-9 ПК-10
Проверка рефератов,
ПК-11
докладов на заданные
33
темы -2
Зачет - 2
8
Тема (раздел) 8
Собеседование - 2
Поликлиническая гастроэнтерология
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Модульный тест -2
4
ПК-5 ПК-6
Проверка рефератов,
ПК-8 ПК-9 ПК-10
докладов на заданные
ПК-11
темы -2
9
Тема (раздел) 9
Собеседование - 2
Поражения органов пищеварения при
УК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-
Модульный тест -2
других заболевниях
4
ПК-5 ПК-6
Проверка рефератов,
ПК-8 ПК-9 ПК-10
докладов на заданные
ПК-11
темы -2
Зачет -2
Вид промежуточной аттестации
Зачет (оценка)
7.1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
Промежуточная аттестация как часть экзамена - до 5 баллов
1 часть
тестирование
оценка выполнения учебного плана по представленному отчету ординатора
(аттестационный лист, дневник), в том числе - практических навыков - «зачтено» - «не
зачтено», оценка практических умений - зачет (проводится в течение учебного года) по
уровню освоения практических умений, оценка каждого умения проводится по шкале «зачет»
- «незачет» с учетом уровня освоения
2 часть
выполнение практико-ориентированных заданий
- представление и
защита
клинического случая
(презентация) с обязательным теоретическим вопросом
преимущественно по теме заболеваний представленного пациента
Оценка промежуточной аттестации
- до
5 баллов
(учитывается средний балл из
3-х
промежуточных аттестаций).
Допуск до итоговой аттестации - не менее 45 баллов (не менее 33 баллов за основную
специальность и
12 баллов и выше за остальные разделы обучения),
«зачет» по всем
практическим умениям (с оценкой уровня освоения)
Аттестация по практикам как часть экзамена - до 5 баллов (средний за все виды
аттестаций по практикам)
1 часть
- Оценка выполнения учебного плана по представленному отчету ординатора
(аттестационный лист, дневник), в том числе - практических навыков. Оценка практических
умений - зачет (проводится в течение учебного года по уровню освоения практических
умений, в том числе в симуляционном классе - см. приложение «Перечень практических
умений врача пульмонолога».
Уровень освоения умений:
1 - иметь представление, знать показания к проведению
2 - знать, принять участие, оценить
3 - выполнять самостоятельно
Оценка каждого умения проводится по шкале «зачет» (5 баллов) - «незачет» (0 баллов) с
учетом уровня освоения
2 часть - Выполнение тестирования (аттестационное испытание с использованием тестовых
систем) - до 5 баллов
Оценка складывается как среднее арифметическое 1 и 2 части.
34
Итоговая оценка за аттестации по практикам - это средний бал за все виды аттестаций по
практикам)
Итоговая аттестация - до 10 баллов
4.1. Тестирование - 3-5 баллов
4.2. Собеседование (Выполнение практико-ориентированных заданий). - до 5 баллов
- Собеседование
(представление и защита клинического случая с теоретическим
обоснованием и литературными данными)
- Ответ на экзаменационный билет, включающий не менее 3 вопросов из разных разделов
блока 1
При наборе менее 70 баллов за учебный год и менее 8 баллов за соблюдение дисциплины
учащийся должен ответить на теоретический вопрос по специальности (см. приложение)
Наименован
Критерии и описание
ие формы
Представление
шкал оценивания
проведения
Описание показателей
п/
оценочного
(шкалы: 0-100%,
промежуточн
оценочного средства
п
средства в фонде
четырехбалльная,
ой
тахометрическая)
аттестации
1
Зачет
1-я часть зачета:
Система
Описание
шкалы
(дифференцир
выполнение
стандартизирован
оценивания
ованный)
тестирования
ных заданий
тестирования:
(аттестационное
(тестов)
- от
0 до
49,9
%
испытание
выполненных заданий
-
промежуточной
неудовлетворительно;
аттестации с
- от
50 до
69,9%
-
использованием
удовлетворительно;
тестовых систем)
- от 70 до 89,9% - хорошо;
- от 90 до 100% - отлично
2-я часть зачета:
Практико-
Критерии
оценивания
выполнение
ориентированные
преподавателем
обучающимися
задания
практико-
практико-
ориентированной части
ориентированных
зачета:
заданий
- соответствие содержания
(аттестационное
ответа заданию, полнота
испытание
раскрытия темы/задания
промежуточной
(оценка
соответствия
аттестации, проводимое
содержания
ответа
устно с использованием
теме/заданию);
телекоммуникационных
-
умение проводить
технологий)
аналитический
анализ
прочитанной учебной и
научной
литературы,
сопоставлять теорию и
практику;
-
логичность,
последовательность
изложения ответа;
- наличие собственного
отношения обучающегося
к теме/заданию;
35
Наименован
Критерии и описание
ие формы
Представление
шкал оценивания
проведения
Описание показателей
п/
оценочного
(шкалы: 0-100%,
промежуточн
оценочного средства
п
средства в фонде
четырехбалльная,
ой
тахометрическая)
аттестации
- аргументированность,
доказательность
излагаемого материала.
Описание
шкалы
оценивания
практико-
ориентированной части
экзамена
Оценка
«отлично»
выставляется за ответ, в
котором
содержание
соответствует теме или
заданию,
обучающийся
глубоко и прочно усвоил
учебный
материал,
последовательно, четко и
логически
стройно
излагает
его,
демонстрирует
собственные суждения и
размышления на заданную
тему,
делает
соответствующие
выводы; умеет тесно
увязывать
теорию
с
практикой,
свободно
справляется с
задачами,
вопросами и другими
видами
применения
знаний, не затрудняется с
ответом
при
видоизменении заданий,
приводит
материалы
различных
научных
источников,
правильно
обосновывает
принятое
решение,
владеет
разносторонними
навыками и приемами
выполнения
задания,
показывает
должный
уровень
сформированности
компетенций.
Оценка
«хорошо»
выставляется
обучающемуся, если его
36
Наименован
Критерии и описание
ие формы
Представление
шкал оценивания
проведения
Описание показателей
п/
оценочного
(шкалы: 0-100%,
промежуточн
оценочного средства
п
средства в фонде
четырехбалльная,
ой
тахометрическая)
аттестации
ответ соответствует и
раскрывает тему или
задание,
обучающийся
показывает
знание
учебного
материала,
грамотно и по существу
излагает его, не допуская
существенных
неточностей
при
выполнении
задания,
правильно
применяет
теоретические положения
при выполнения задания,
владеет
необходимыми
навыками и приемами его
выполнения,
однако
испытывает
небольшие
затруднения
при
формулировке
собственного
мнения,
показывает
должный
уровень
сформированности
компетенций.
Оценка
«удовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, если его
ответ в полной мере
раскрывает тему/задание,
обучающийся
имеет
знания только основного
материала, но не усвоил
его деталей, допускает
неточности, недостаточно
правильные
формулировки, нарушения
логической
последовательности
в
изложении
учебного
материала по заданию, его
собственные суждения и
размышления на заданную
тему носят поверхностный
характер.
Оценка
37
Наименован
Критерии и описание
ие формы
Представление
шкал оценивания
проведения
Описание показателей
п/
оценочного
(шкалы: 0-100%,
промежуточн
оценочного средства
п
средства в фонде
четырехбалльная,
ой
тахометрическая)
аттестации
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, если не
раскрыта
тема,
содержание ответа не
соответствует
теме,
обучающийся не обладает
знаниями по значительной
части учебного материала
и не может грамотно
изложить
ответ
на
поставленное задание, не
высказывает
своего
мнения по теме, допускает
существенные
ошибки,
ответ
выстроен
непоследовательно,
неаргументированно.
Итоговая
оценка
выставляется
преподавателем
в
совокупности на основе
оценивания результатов
электронного
тестирования
обучающихся
и
выполнения
ими
практико-
ориентированной части
38
7.1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих
этапы
формирования знаний, умений, навыков и опыта деятельности
Раздел 1. Заболевания пищевода
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Для начальной стадии рефлюкс-ззофагита наиболее типичным являются:
1. диффузная гиперплазия и отек слизистой пищевода
2. гиперемия и отек слизистой дистального отдела пищевода
3. геморрагические изменения в слизистой
4. зияние кардии
5. эрозивно-язвенные дефекты слизистой
2. «Золотой стандарт» лечения ГЭРБ:
1. Ингибиторы протонной помпы
2. Н-2- гистаминоблокаторы
3. М- холинолитики
4. Антациды
5. Спазмолитики
3. Отрыжка и срыгивание, возникающие при наклоне туловища, наблюдаются при
1. аэрофагии
2. вегетативной лабильности
3. недостаточности антропилорической области
4. недостаточности кардии
5. стриктурах пищевода
4. Для быстрого купирования изжоги следует использовать:
1. ингибиторы протонной помпы
2. антациды и альгинаты
3. спазмолитики
4. адсорбенты
5. Н-2-гистаминоблокаторы
5. Внепищеводными синдромами ГЭРБ могут являться:
1. жгучие загрудинные ангинозоподобные боли
2. эрозии зубной эмали
3. ларингит
4. бронхиальная астма
5. все выше перечисленное
6. Пищевод Баррета - это:
1. замещение многослойного плоского неороговевающего эпителия цилиндрическим с
явлениями кишечной метаплазии
2. замещение цилиндрического эпителия многослойным плоским эпителием
3. эрозивно-язвенное поражение пищевода
4. аденокарцинома пищевода
5. атрофия слизистой оболочки пищевода
7. При лечении пищевода Баррета ИПП (ингибиторы протонной помпы) применяются:
1. в течение 4 недель
39
2. в течение 8 недель
3. в течении года
4. проводится непрерывная поддерживающая терапия ИПП
5. назначение ИПП нецелесообразно
8. При длительной терапии ИПП больным ГЭРБ с наличием инфекции Helicobacter pylori (Нр)
необходимо проведение эрадикации, так как:
1. эрадикация (Нр) способствует уменьшению симптомов ГЭРБ
2. эрадикация уменьшает частоту рецидивов ГЭРБ
3. эрадикация повышает эффективность лечения ГЭРБ
4. эрадикация способствует предотвращению транслокации Нр из антрального отдела
на тело желудка и тем самым уменьшает риск развития атрофического гастрита и рака
желудка
5. эрадикация Нр в данном случае не показана
9. К рекомендациям по изменению образа жизни для больных ГЭРБ относятся:
1. избегать обильного приема пищи и не есть на ночь;
2. отказаться от курения;
3. не носить тесную одежду и тугой пояс;
4. спать с приподнятым головным концом кровати;
5. все выше перечисленное
10. Показаниями для хирургического лечения ГЭРБ (лапароскопической фундопликации)
являются:
1. сохраняющиеся или постоянно возникающие симптомы, несмотря на оптимальную
терапию
2. ухудшение качества жизни из-за зависимости от приема медикаментов или в связи с
их побочными эффектами
3. наличие пищевода Баррета
4. наличие рефлюкс-эзофагита III-IV степени
5. все выше перечисленные
11. При псевдокоронарном (эзофагеальном) синдроме при ГЭРБ боль купирует:
1.нитроглицерин
2. изменение положения тела (с горизонтального на вертикальное)
3. транквилизаторы
4. холинолитики
5. спазмолитики
12. Бронхопищеводный синдром при ГЭРБ обусловлен:
1. регургитацией желудочного содержимого в дыхательные пути
2. избыточной массой тела
3. дисфагией
4. спазмом пищевода
5. длительностью заболевания
13. Стриктура дистального отдела пищевода обычно обусловлена:
1. эрозивно-язвенным рефлюкс-эзофагитом
2. хронической пневмонией
3. язвенной болезнью желудка
4. хроническим активным пангастритом
5. склеродермией
40
14. Признаками пищевода Баррета являются:
1. язва пищевода
2. цилиндрическая метаплазия эпителия в нижней части
3. врожденный короткий пищевод
4. отсутствие перистальтики пищевода
5. щелочной пищевод
15. Какой метод исследования показан для выявления дивертикула пищевода?
1. рентгенологическое исследование;
2. медиастиноскопия;
3. электрокимография;
4. эзофагоманометрия;
5. УЗИ.
16. Пациент болен около 3-х лет, жалобы на затруднение прохождения пищи, регургитацию 1-
2 раза в сутки, периодические боли за грудиной. Больной несколько пониженного питания,
анализ крови в пределах нормы. Диагноз:
1. рак пищевода;
2. ахалазия пищевода;
3. рубцовая стриктура пищевода;
4. эзофагит;
5. дивертикул.
17. Ведущая роль в генезе язвы дистального отдела пищевода принадлежит:
1. рефлюксу желудочного содержимого в пищевод
2. эзофагиту
3. снижению защитных свойств слизистой
4. нарушению микроциркуляции
5. нарушению регенерации
18. Больная 53 лет повышенного питания жалуется на сильные изжоги и боли за грудиной,
усиливающиеся при наклоне вперед. Какой предварительный диагноз можно поставить?
1. ценкеровский дивертикул пищевода;
2. хронический гастрит;
3. хронический панкреатит;
4. рефлюкс-эзофагит;
5. рак пищевода.
19. Лечение склеродермии пищевода включает:
1. щадящую диету
2. кортикостероиды
3. лидазу
4. правильные ответы 1.и 2.
5. все перечисленное
20. Механизм замыкания кардии обусловлен:
1. пищеводно-кардиальным жомом (сфинктер)
2. автоматизмом кардии
3. верхней зоной повышенного давления в пищеводе
41
4. внутрибрюшным давлением
5. правильные ответы 1. и 2.
Ответы к тестовым вопросам по теме ʋ1
Номер
вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Номер
ответа
2
1
4
2
5
1
4
4
5
5
2
1
1
2
1
2
1
4
5
5
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1
Больной П., 38 л. жалуется на жгучие боли в нижней части грудины, через 30мин после еды,
ежедневные, отрыжку кислым, затруднение глотания жидкой пищи.
Более 5 лет отмечает изжогу, жгучие загрудинные боли, усиливающиеся в горизонтальном
положении, после обильной еды. В течение 6 месяцев - затруднение при глотании, частые
запоры.
Из анамнеза жизни: курит, часто употребляет острую пищу.
Объективно: состояние удовлетворительное. Больной повышенного питания. Язык влажный,
обложен у корня. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии при наклоне вперед. По
остальным органам - без особенностей.
Вопросы:
1.Предварительный диагноз
2.Перечислите заболевания, с которыми необходимо проводить дифференциальный диагноз
3.Лечебная тактика
Задача №2
Больной Р., 65 л. жалуется на тупые боли в эпигастральной области через 20 мин. после еды,
отрыжку воздухом, пищей, снижение аппетита, вздутия в животе, неустойчивый стул.
С молодых лет отмечал периодические ноющие боли в эпигастрии, через 2 ч после еды,
ночные, натощаковые, изжогу, отрыжку кислым. Самостоятельно принимал соду, альмагель.
В течение последних 3 л. появилась тяжесть в эпигастральной области сразу после еды,
вздутия в животе, неустойчивый стул, усиливающиеся после погрешностей в диете. При
ФГДС: бледность и истончение слизистой тела и антрального отдела желудка, повышенная
ранимость, гипотония. НР++
Из анамнеза жизни: курит, питается нерегулярно, часто всухомятку.
Объективно: состояние удовлетворительное, пониженного питания. Язык густо обложен.
Живот умеренно болезненный в эпигастральной области, урчит при пальпации толстой
кишки. В остальном - без особенностей.
Вопросы:
1.Предварительный диагноз
2.Какие еще обследования необходимо провести?
3.План лечения
Задача №3
Больной С., 49л., жалуется на ноющие боли в эпигастральной области (больше слева), через
20 мин. после еды, отрыжку кислым, изжогу, проходящие после приема альмагеля.
Год назад отмечались подобные жалобы после погрешностей в диете, самостоятельно
принимал маалокс, фамотидин.
42
Из анамнеза жизни: курит, часто употребляет алкоголь, питание нерегулярное, всухомятку.
Объективно: Состояние удовлетворительное, нормостеник. Язык обложен у корня. Живот
мягкий, болезненный в эпигастральной области слева. Там же - положительный симптом
Менделя. По остальным органам - без особенностей.
Вопросы:
1.Предварительный диагноз
2.План обследования
3.План лечения
Раздел 2. Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Препаратами с выраженным ульцерогенным действием являются:
1. антибиотики
2. антигистаминные
3. нестероидные противовоспалительные
4. гистаминоблокаторы
5. ганглиоблокаторы
2. Для какой язвы характерны поздние и ночные боли:
1. язвенного эзофагита
2. язвы антрума
3. язвы дна желудка
4. язвы луковицы 12-ти перстной кишки
5. язвы кардиального отдела желудка
3. рН чистого желудочного сока здорового человека:
1. 0,5-0,9
2. 0,9-1,5
3. 1,5-2,0
4. 2,0-2,5
5. 2,5-3,0
4. При стенозе выходного отдела желудка:
1. усиливается боль в верхней половине живота
2. появляется непереносимость жиров и молочной пищи
3. появляется рвота и усиливается изжога
4. появляются поносы
5. появляется асцит и отеки нижних конечностей
5. При кровотечении из язвы двенадцатиперстной кишки:
1. предшествующая боль резко усиливается
2. боль исчезает или уменьшается
3. появляется сухость и горький вкус во рту
4. боль иррадиирует в спину
5. боль иррадиирует а прекардиальную область
6. При пилоробульбарных язвах зона болезненности определяется:
1. в области мечевидного отростка
2. в околопупочной области
43

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..