ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 99

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  97  98  99 

 

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 99

 

 

785 

 

1.1. Освоение основной специальности

       -   0- 

60 балла (оценивает академический 

куратор, куратор отделения, зав. отделением)  

1.2. 

а. Основная специальность                                            0-36 баллов 

Раздел подготовки 

Раздел  

Баллы 

Дата, ФИО, подпись, 
комментарий  

3  СЕМЕСТР 

Клиники ПСПбГМУ  
                                                0-

11 б. 

Курация  6-8 больных ежедневно 
                                        0

–10 баллов 

 

Зав. Отделением 

Дежурства в клинике 
 

24 часа в мес.               0 –1 балл 

 

Нач.мед 

Амбулаторная практика  

                                                   0-

7 б

. 

Работа с пациентами на 
амбулаторном приеме 

 

Куратор базы 

Дифференциальная диагностика 
пульмонологических синдромов                     
0-

4 б.                                       

Выполнение учебного плана, 
освоение практических навыков 

 

Академический куратор 

Неотложные состояния в 
пульмонологии 0-4 б 

Выполнение учебного плана, 
освоение практических навыков 

 

Академический куратор 

4 СЕМЕСТР 

Клиники ПСПбГМУ  
                                                0-

7 б. 

Курация  6-8 больных ежедневно 
                                        0

–6 баллов 

 

Зав. Отделением 

Дежурства в клинике 
 

24 часа в мес.               0 –1 балл 

 

Нач.мед 

Аллергологическая практика  
                                                    0-

3 б. 

Выполнение учебного плана, 
освоение практических навыков 

 

Куратор базы 

На аттестации иметь при себе материалы по всем курируемым пациентам в кратком виде (диагноз, подтверждающие 
диагноз данные исследований, схему лечения)

 

1.1.б. Качество оформления медицинской документации, организации врачебного дела – 0-12 
б.

                                                 

   

(рассчитывается сумма баллов за каждый семестр)

 

Раздел подготовки 

Баллы 

Дата, ФИО, подпись  куратора в палате (доцент, 
ассистент, заведующий отделением, больничный 
ординатор)  

В стационаре: 
заполнение и ведение клинической 
истории болезни,  выписки из истории болезни, листа 
назначений, выписка рецептуры, составление 
индивидуаль- 
ной программы профилактики инвалидности, 
диспансеризации,  
анализ и\б, заболеваемости                           
                    

за каждый семестр               

0-

4 б.

 

3сем 
 
____ 

 
 
4сем 
 
____ 

 
 
 
 
 
 
За год: 
 
 

 

В поликлинике: ведение амбулаторной карты, 
направления на госпитализацию, стат.талоны, 
рецептурные бланки (обычные, строгого учета, 
наркосодержащие, льготные), заполне- 
Ние документов МСЭ, сан-кур.карты, 
Листов нетрудоспособности

                 0-

4 б. 

 

 

Итого по п. 1.1.в. 

 

 

1.1.в.  По соблюдению учебной дисциплины                0–12 баллов (сумма за 2 семестра)  

(3 

– нет замечаний, 2- отдельные нарушения, пропуски и опоздания, 1 – систематические опоздания и несоблюдения 

правил субординации, 0 – любые опоздания по неуважительной причине, конфликтные ситуации) 

Раздел подготовки – 1 семестр 

Баллы 
за 3 
семестр 

Баллы 
за 4 
семестр 

Баллы за  2 
год 

Комментарии.   
ФИО, подпись заведующего отделением, начмеда

 

Отсутствие опозданий, 
 

пропусков                         0-3 б. 

 

 

 

 

Соблюдение субординации,  

общение с больными       0-3 б. 

 

 

 

 

ИТОГО за два года обучения 

Баллы  

 

Комментарии.   
ФИО, подпись заведующего отделением, начмеда

 

 
 
 
 

В течение 1-2 года обучения 

1.1.г. Освоение практических умений: 

786 

 

    

Оценка каждого умения проводится по шкале «зачет-незачет» с указанием уровня освоения (см. приложение) в 

течение учебного года. затем подтверждается на промежуточной и итоговой аттестациях (в симуляционном классе,  в 
форме  уточняющих вопросов).                                                                            

 

                                   

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЕ                       

приложение 

ВРАЧА ПУЛЬМОНОЛОГА

,  

прошедшего первичную специализацию в ординатуре (в течение 2 лет) 

Уровень освоения умений: 
1- 

иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению 

2 - 

знать, оценить, принять участие 

3-  

выполнить самостоятельно 

Обозначение столбцов в таблице:1– нумерация, 2 – наименования умений

 

3

– рекомендуемый уровень освоения,4 –« зачет» –« не зачет»с указанием уровня освоения 

– подпись куратора в палате (ассистент, доцент, зав. отделением, больничный ординатор) 

 

 

а) клиническое обследование больного 

 

 

 

1. 
 
 
 
 
 
 
 
 2.

 

Полное клиническое обследование больного по всем органам и 
системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, 
аускультация, включая исследования центральной и 
периферической нервной системы (состояние сознания, 
двигательная и чувствительная сфера, оболочечные 
симптомы); органы чувств, полости рта, глотки; кожных 
покровов; периферического кровообращения; молочных желез; 
наружных половых органов. 
Определение признаков клинической и биологической смерти. 

 
 

 
 
 
 
 
2-3 

 

 

 

б) лабораторные и инструментальные исследования 

 

 

 

1. 
 
2. 
 
 
3. 
4. 
 
5. 
 
6. 
 

 
 
 

 
 
5. 
 
6. 
7. 
8. 
9. 
 
 
 
10 
11 
 
12 
 
 
 
 
 

Оценка клинических анализов крови, мочи, кала; 
биохимических анализов крови 
Оценка цитологического исследования мокроты, посева 
мокроты, исследования мокроты на МБТ(мокроты, лаважа , 
промывные воды бронхов)  
Оценка исследования плевральной жидкости  
Время свертываемости, время кровотечения, результат 
коагулограммы 
Оценка показателей электролитного и кислотно-щелочного 
баланса крови 
Оценка результатов серологического исследования (РА, РСК, 
РНГА, РТГА), антигенов гепатита 
Методика и оценка: 

анализа мочи (проба Нечипоренко, проба Зимницкого); 

пробы Реберга; 

посева мочи и крови; 

гликемического профиля; 

теста толерантности к глюкозе; 

Оценка гормональных исследований крови (гормоны 
надпочечников) 
Аллергологическое исследование 
Иммунохимическое исследование (иммуноглобулины) 
Запись, расшифровка и оценка ЭКГ. 
Функция внешнего дыхания.(Проведение спирометрии и 
интерпретация результатов; Оценка результатов 
бодиплетизмографии; Оценка результатов диффузионной 
способности легких; Проведение проб с бронходилататорами) 
Проведение пикфлоумониторинга 
Методика подготовки и анализ рентгенограмм при основных 
заболеваниях бронхолегочной системы 
Специальные исследования: 

бронхоскопия; 

компьютерная томография; 

ЭХО- и допплерокардиография; 

УЗИ органов брюшной полости, почек; 

магнитно-резонансная томография; 

радиоизотопное сканнирование 


 

 
 

2-3 
 
2-3 
 
2-3 
 
 





2-3 
 
2-3 
2-3 
2-3 
2-3 
 
 
 

 
1-2 
 
1-2 
1-2 
1-2 
1-2 
1-2 
1-2 

 

 

787 

 

 
13 
14 
 
15 
 
16

 

Пульсоксиметрия 
Аллергологическое исследование (постановка прик-тестов, 
внутрикожных проб, аппликационных тестов); 
Методика подготовки аллерговакцин для проведения 
специфической иммунотерапии; 
Специальные аллергологические исследования: 

иммуноферментный анализ; 

-  

радиоаллергосорбентный тест; 

измерение уровня оксида азота; 

прямой и непрямой тесты Шелли; 

тест дегренуляции базофилов 



 
1-2 
 
1-2 

 

в) Лечебные и диагностические процедуры 

 

 

 

1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
7. 
8. 
9. 
10 
11 
12 
 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
21 
 
22 

Подкожные и внутримышечные инъекции 
Внутривенные вливания (струйные, капельные) 
Взятие крови из вены 
Определение группы крови, резус-фактора 
Переливание крови   и её компонентов 
Плевральная пункция 
Клизмы (очистительная, лечебная) 
Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких 
«рот в рот» 
Электроимпульсная терапия 
Туберкулиновые пробы 
Методы экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ, 
гемосорбция, плазмаферез) 
Эндобронхиальное введение лекарственных препаратов  
Интраназальное введение лекарственных препаратов  
Интраплевральное введение лекарственных препаратов  
Работа с кислородными концентраторами  
Работа с  ингаляторами (небулайзерами) 
Проведение постурального и позиционного дренажа бронхов 
Проведение специфической иммунной терапии 
Первая врачебная помощь при неотложных состояниях: 

обморок 

гипертонический криз 

стенокардия 

инфаркт миокарда 

отек легких 

тромбоэмболия легочной артерии 

приступ бронхиальной астмы, астматический статус 

острая и декомпенсация хронической дыхательная 
недостаточность 

острая артериальная непроходимость 

шок (кардиогенный, анафилактический) 

пароксизмальная тахикардия, тахиаритмии 

приступ Морганьи-Эдемса-Стокса 

желудочно-кишечное кровотечение 

легочное кровотечение 

ТЭЛА 

почечная колика 

кома гипергликемическая, гипогликемическая, 
анемическая, мозговая, неясная 

острые аллергические реакции 

ОНМК 

острые заболевания органов брюшной полости 

синдром дегидратации 

психомоторное возбуждение различного генеза 

отек Квинке 

Постановка кожных аллергологических проб (прик-тесты и 
внутрикожные пробы) 
Приготовление диагностических аллергенов 
Постановка и оценка аппликационных проб 




2-3 
2-3 


2-3 
 
1-2 
2-3 

 
1-2 
2-3 
2-3 
1-2 
2-3 


 



3-2 
3-2 
2-3 
2-3 
2-3 
 
1-2 
1-2 
2-3 
1-2 
1-2 
2-3 

1-2 
1-2 
 

1-2 
2-3 

1-2 
1-2 
 
1-2 
 
1-2 

 

 

788 

 

23 
24 
 
25 

Техника постановки провокационных тестов для диагностики 
различных видов крапивницы 
Освоение правил вакцинации 

1-2 
2-3 
 

 

г) Документация, организация врачебного дела 

 

 

 

1. 
 
2. 
 
 
 
3. 
 
4. 
 
 
 
 
 
 
 
5. 
 
6.

 

Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки 
из истории болезни 
Заполнение и ведение медицинской документации в 
поликлинике: амбулаторной карты  Ф-025; статистического 
талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности; направления на 
госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и 
других 
Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие 
препараты. 
Медико-социальная экспертиза: 

направление на МСЭ 

вынесение обоснованного решения о состоянии 
трудоспособности 

участие в составлении индивидуальной пограммы 
реабилитационных мероприятий по профилактике 
инвалидности 

Организация диспансеризации на участке, анализ 
заболеваемости с временной утратой трудоспособности 
Добровольное и обязательное медицинское страхование 


 
2-3 
 
 
 
2-3 
 
 
2-3 
 
2-3 
 
2-3 
 
 
2-3 
 

 

 

 

1.2. Освоение смежных базовых и вариативных дисциплин 

 

– 

до 10 баллов 

 

(1-

успешно) 

Цикл 

Оценка за 
цикл 

Дата, ФИО, должность, подпись 
преподавателя            

 

Средний 

балл 

Базовые дисциплины 

 

Лучевые методы диагностики         
                                    

1 б. 

 

 

1-

й год - 

 
 
 
 
 
 
2-

й год - 

 
 
 
 
 
 
Итоговый - 

Патология                  1 б. 

 

 

Клиническая фармакология 
 
                                   

1 б

 

 

Общественное здоровье и 
здравоохранение      1 б. 

 

 

Педагогика                1 б. 

 

 

ВИЧ-инфекция 
                                   

1 б

 

 

  

МЧС                         1 б. 

 

 

Вариативные обязательные дисциплины

 

Онкология                 1 б. 

 

 

ВИЧ                            1 б. 

 

 

Вариативные дисциплины по выбору

 

Мед психология         1 б. 

 

 

Современные информационные 
технологии в клинич. исследованиях  1 б. 

 

 

 

 

 

1.3. Самостоятельная работа     0-10 баллов (

средний балл  по пунктам 1.3.а и 1.3.б - за ДВА года 

обучения) 

 

 

Оценка в 
баллах                

Дата, ФИО, должность, подпись научного 
руководителя, академического куратора 

1.3.а  Научные исследования         0-5 б. 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

789 

 

1.3.б  Другие формы самостоятельной 

работы     0-5 б. 
 
 
 
 
 

 

 

 

Итого за 2 года по п.1.3 

 

 

      

Критерии оценки самостоятельной работы: 

1.3.а.  По научным исследованиям – 0-5 баллов 

ведение исследовательской работы в одной из научных групп кафедры, участие в написании 

научных статей, участие  с докладом в научных конференциях, участие в конкурсах научных 
работ, в т.ч. на грант для научных исследований, участие в клинических исследованиях 
лекарственных препаратов – по 1 баллу 
1.3.б.  По другим формам самостоятельной работы – 0-5 баллов 
-  

выступление с докладами, презентациями на клинических разборах, консилиумах, КАК, ЛКК; 

участие в подготовке и проведении  школ для пациентов, подготовка клинических задач для 
обучения по специальности, участие в публикациях учебно-методического, клинического 
профиля,  участие слушателем в научно-практических конференциях, симпозиумах, 
конгрессах, на курсах повышения квалификации – по 1 баллу 
 

      

Экзамен  - до 20 баллов 

Промежуточная аттестация по 

основной специальности 

Оценка 

Дата, ФИО, должность, подпись 

экзаменатора 

1-

я промежуточная аттестация       3-5 б. 

 

 

2-

я промежуточная аттестация       3-5 б. 

 

 

3-

я промежуточная аттестация       3-5 б. 

 

 

Средний балл за три промежуточные аттестации

 

 

 

Аттестация по практикам 

     

3.1 Стационарная практика                            3-5 б             

 

 

    

3.2. Амбулаторная практика                           3-5  б 

 

 

    

3.3. Симуляционный цикл                               3-5 б                                                                                

 

 

   

3.4. Аллергологическая практика                   3-5 б                                                                                                  

 

 

Средний бал за аттестации по практикам 

 

 

Итоговая аттестация

 

Тестирование 
< 70% - 

пересдача,  > 70% - 3, > 80% - 4,  > 90% - 5,  

 

 

 

Собеседование           

                           

3-

5 б. 

 

 

ИТОГО баллов за экзамен: 

 

2. 

Промежуточная аттестация  как часть экзамена – до 5 баллов 

Промежуточная аттестация - зачет с оценкой  (в 1, 2, 3 семестре).  
Включают: 
1 часть  
•  тестирование 
•  оценка выполнения учебного плана по представленному отчету ординатора 
(аттестационный лист, дневник), в том числе - практических навыков – «зачтено» - «не 
зачтено», оценка практических умений – зачет (проводится в течение учебного года) по 
уровню освоения практических умений, оценка каждого умения проводится по шкале «зачет» - 
«незачет» с учетом уровня освоения 
2 часть 
•  выполнение практико-ориентированных заданий - представление и  защита клинического 
случая (презентация) с обязательным теоретическим вопросом преимущественно по теме 
заболеваний представленного пациента  
 
Оценка промежуточной аттестации - до 5 баллов (учитывается средний балл из 3-х 
промежуточных аттестаций). 

 

 

790 

 

3. 

Аттестация по практикам как часть экзамена (итоговой аттестации) – до 5 баллов 
(средний за все виды аттестаций по практикам) 
1 часть  
 

Оценка выполнения учебного плана по представленному отчету ординатора (аттестационный 

лист, дневник), в том числе - практических навыков. Оценка практических умений – зачет 
(проводится в течение учебного года по уровню освоения практических умений, в том числе в 
симуляционном классе - см. приложение «Перечень практических умений врача 
пульмонолога». 
 

Уровень освоения умений: 

 

– иметь представление, знать показания к проведению 

 

– знать, принять участие, оценить 

      3 - 

выполнять самостоятельно  

Оценка каждого умения проводится по шкале «зачет» (5 баллов) - «незачет» (0 баллов) с 
учетом уровня освоения 
2 часть 
Выполнение тестирования (аттестационное испытание с использованием тестовых систем) – 
до 5 баллов 
Оценка складывается как среднее арифметическое 1 и 2 части.  
Итоговая оценка за аттестации по практикам – это средний бал за все виды аттестаций по 
практикам) 
 
Допуск до итоговой аттестации – не менее 45 баллов (не менее 33 баллов за основную 
специальность и 12 баллов и выше за остальные разделы обучения), «зачет» по всем 
практическим умениям (с оценкой уровня освоения), зачеты по всем узким специальностям 
 
 

4. 

Итоговая аттестация  - до 10 баллов 
Выпускной экзамен по специальности - до 20 баллов. 
Включает: 
1. 

Тестирование -  3-5 баллов (аттестационное испытание ИГА с использованием тестовых 

систем)  
2. 

Собеседование (Выполнение практико-ориентированных заданий) – 3-5 баллов 

Собеседование (представление и защита клинического случая с теоретическим 

обоснованием и литературными данными)  

Ответ на экзаменационный билет, включающий не менее 3 вопросов из разных разделов 

блока 1 
 
Итоговая оценка за ИГА выставляется преподавателем в совокупности на основе оценивания 
результатов выполнения учебного плана, тестирования обучающихся и выполнения ими 
практико-ориентированной части экзамена – итог до 10 баллов. 
Далее оценка за ИГА (до 10 баллов) суммируется с результатом аттестации по практикам 
(средний бал за все аттестации по практикам до 5 баллов) и с результатом промежуточного 
тестирования (средний бал за три семестра до 5 баллов) итого общий бал за экзамен по 
специальности 20 баллов. 

 
При наборе менее 70 баллов за учебный год и менее 8 баллов за соблюдение дисциплины 
учащийся должен ответить на теоретический вопрос по специальности. 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

791 

 

 

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ 

по разработке образовательной программы послевузовского 

профессионального образования по специальности  

31.08.45 «Пульмонология» 

 

№ 

пп. 

Фамилия, имя, 

отчество 

Ученая 

степень, 

звание 

Занимаемая 

должность 

Место работы 

Трофимов В.И. 

Д.м.н., 
профессор 

Заведующий 
кафедрой 
госпитальной 
терапии   

ГБОУ ВПО 

ПСПбГМУ им. 

И.П. Павлова 

Минздрава РФ 

Савицкая Ж.С. 

К.м.н. 

Доцент кафедры 
госпитальной 
терапии   

ГБОУ ВПО 

ПСПбГМУ им. 

И.П. Павлова 

Минздрава РФ 

Нема М.А. 

К.м.н. 

Ассистент  
кафедры 
госпитальной 
терапии   

ГБОУ ВПО 

ПСПбГМУ им. 

И.П. Павлова 

Минздрава РФ 

4. 

Петрова И.В. 

К.м.н. 

Доцент кафедры 
Пульмонологии 
ФПО  

ГБОУ ВПО 

ПСПбГМУ им. 

И.П. Павлова 

Минздрава РФ 

 

По методическим вопросам 

 

1. 

Шапорова Наталья 
Леонидовна 

Д.м.н., 
профессор 

И.о. проректора 
по 
последипломном
у образованию 

ГБОУ ВПО 

ПСПбГМУ 

им. И.П. 

Павлова 

Минздрава 

РФ 

2. 

Горяинов Михаил 
Иванович 

К.м.н. 

Начальник УМО  ГБОУ ВПО 

ПСПбГМУ 

им. И.П. 

Павлова 

Минздрава 

РФ 

792 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  97  98  99