ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 86

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86  87   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 86

 

 

681 

 

-  острые аллергические реакции 

2-3 

 

г) Документация, организация врачебного дела 

 

 

 

1. 

 

Заполнение и ведение клинической истории болезни, 
выписки из истории болезни 

 

 

 
Разработчик: 
доцент кафедры терапии госпитальной ПСПбГМУ им.И.П. Павлова 
Мехтиева О.А. 
 
Эксперт: 

Харитонов М.А., д.м.н., профессор, заместитель главного пульмонолога МО РФ, 

профессор 1-ой кафедры терапии (усовершенствования врачей) ВМА им. С.М. Кирова.

 

 
Рецензент: 
д.м.н., проф. главный внештатный аллерголог иммунолог северо-запада, 
профессор кафедры микологии, аллергологии и иммунологии ГБОУ ВПО «СЗГМУ им 
И.И. Мечникова, Соболев А.В. 
 

 

682 

 

 

Симуляционный курс 

 

1.  Общие  положения  (вид  практики,  способы  и  формы  проведения,  место 

практики  в  структуре  образовательной  программы,  объем  практики  в 
зачетных единицах и ее  продолжительность в неделях либо  в академических 
или астрономических часах) 

 
Симуляционный цикл для клинических ординаторов относится к вариативной части Блока 
2. 
 

Вид учебной работы 

Всего часов / 

зачетных единиц 

Семестр 

Сроки проведения практики: 2 недели 

108 / 3 

108 

Вид промежуточной аттестации 

Зачет с оценкой 

зачет 

Общая трудоемкость                                     часы 

                                                    зачетные единицы 

108 

108 

 

2.  Цели и задачи практики 

 

Цель практики: формирование профессиональной компетенции ординатора. 
Задачи симуляционного курса: 
1.  Отработать  практические  навыки  и  овладеть  методиками  дренирования  верхних 
отделов  желудочно-кишечного  тракта  и  мочевого  пузыря,  методикой  обследования  и 
клинической  диагностики  молочных  желёз,  методикой  ухода  за  колостомированными 
больными.  
2.    Отработать  практические  навыки  и  овладеть  методиками  сердечно-лёгочной 
реанимации и обеспечения проходимости верхних дыхательных путей. 
3.   Отработать практические навыки и овладеть методикой аускультации сердца и лёгких 
взрослого, уметь интерпретировать выявленные аускультативные феномены. 
4.  Овладеть  методикой  осмотра  шейки  матки  в  зеркалах  и  родовспоможения,  уметь 
выстраивать диагностический алгоритм при заболеваниях шейки матки.  
5. Владеть методикой смены повязок и ухода за пролежнями. 
6. Овладеть методиками наложения и снятия швов. 
7. Отработать навыки отоскопии и офтальмоскопии. 
8. Отработать навыки катетеризации центральных и периферических вен. 
9. Овладеть методиками плевральной и люмбальной пункции. 
 

2.  Планируемые  результаты  обучения  при  прохождении,  соотнесенные  с 

планируемыми результатами освоения образовательной программы 

 
Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

  готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 

 
Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать 

универсальными 

профессиональными 

компетенциями:

 

 

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 

683 

 

 

профессиональными компетенциями: 

 

• 

профилактическая деятельность: 

  готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации 

и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными 
(ПК-2); 

 
 

 

диагностическая деятельность: 

  готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний,  симптомов, 

синдромов  заболеваний,  нозологических  форм  в  соответствии  с  Международной 
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-
5); 

 

лечебная деятельность: 

  готовность  к  ведению  и  лечению  пациентов,  нуждающихся  в  оказании 

пульномологической медицинской помощи (ПК-6); 

  готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том 

числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7). 

 

4. Базы симуляционного курса 

 

Симуляционный курс проводится на базе Центра инновационных образовательных 
технологий ГБОУ ВПО «ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова» МЗ РФ (корпус 53, I этаж. 
Ул.Л.Толстого, д. 19, г. Санкт-Петербург, 197022) 

 

5.Содержание симуляционного курса 
 
№ 

Виды 

профессиональной 

деятельности 

(ординатора) 

Место 

работы 

Продолж
ительнос

ть 

циклов 

Формируемые 

профессиональные  

компетенции 

 

 Первый год обучения (семестр №1) 

1.  Дренирование 

верхних 

отделов 

желудочно-

кишечного 

тракта 

и 

мочевого 

пузыря, 

обследование  молочных 
желёз, 

уход 

за 

колостомированными 
больными 
 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-2   

ПК-5

  ПК -6

 

ПК-7

 

УК-1 

 

2.  Сердечно-лёгочная 

реанимация. Обеспечение 
проходимости 

верхних 

дыхательных путей. 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-5  ПК-7  УК-1 
 

Отформатировано:  без нумерации

Примечание [ОД54]: ПК и УК для 
симуляции не соответствуют указанным 
в списке по компетенциям 

Примечание [ОД55]: все ПК далее 
не соответствуют 

684 

 

3.  Аускультация  сердца  и 

лёгких взрослого 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-2  ПК-5  ПК-7  УК-

 

4.  Осмотр  шейки  матки  в 

зеркалах. 
Родовспоможение. 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-2  ПК-5  ПК-7  УК-

 

5.  Смена  повязок.  Уход  за 

пролежнями. 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-5  ПК-7  УК-1 
 

Наложение 

и 

снятие 

швов. 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-5  ПК-7  УК-1 
 

Отоскопия. 
Офтальмоскопия. 
 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-2  ПК-5  ПК-7  УК-

 

685 

 

Катетеризация 
центральных 

и 

периферических вен. 

 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-5  ПК-7  УК-1 
 

Плевральная 

пункция. 

Люмбальная пункция. 

Центр 
инновационн
ых 
образователь
ных 
технологий 
ПСПБГМУ 
им акад 
И.П.Павлова 

12 часов 
0,33 ЗЕ 

ПК-5  ПК-7  УК-1 
 

 
 
План работы:  
1.Освоение  алгоритмов  выполнения  практических  навыков  под  руководством 
преподавателя. 
2.Самостоятельная отработка практических навыков. 
3.Изучение литературы по соответствующим разделам и обсуждение неясных вопросов с 
преподавателем. 
Учебная работа: 

 

 

Посещение лекционных занятий для клинических ординаторов. 

 

Посещение конференций, семинаров и мастер-классов, организованных кафедрой. 

 

Практическая работа ординаторов - важное звено  учебного процесса. А отработка 

практических  навыков  начинается  на  симуляционном  курсе.  Основная  задача  курса  - 
получение  будущими  врачами  глубоких  практических  знаний  и  навыков  по 
специальности в условиях симуляционного центра.  
 

Во время прохождения практики врач-ординатор овладевает умениями: 

 

Выполнять дренирование полых органов: мочевого пузыря и желудка; 

 

Выполнять  уход  за  колостомированными  больными,  осуществлять  смену 

калоприёмника; 

 

Выполнять  осмотр  и  пальпацию  молочных  желез  с  построением  дальнейшего 

диагностического алгоритма; 

 

Осуществлять аускультацию сердца и лёгких с выявлением имеющихся у пациента 

аускультативных феноменов; 

 

Выполнять  осмотр  шейки  матки  в  зеркалах  и  выстраивать  дальнейшие 

диагностические алгоритмы; 

 

Диагностировать и принимать физиологические роды; 

 

Проводить  сердечно-лёгочную реанимацию; 

 

Осуществлять перевязки и уход за пролежнями на различных стадиях; 

 

Накладывать и снимать швы; 

686 

 

 

Выполнять офтальмо- и отоскопию; 

 

Катетеризировать центральные и периферические вены; 

 

Выполнять плевральную и люмбальную пункции. 

 

6. Обязанности преподавателя симуляционного курса:

 

 

Обучить клинических ординаторов практическим навыкам 

 

Контролировать  процесс  освоения  навыка  и  выполнения  манипуляции 

ординаорами 

 

Выполнять оценку степени освоения навыка 

 

Осуществлять зачёт по окончании симуляционного курса 

 

7. Обязанности обучающихся на практике: 

 

 

Посещение занятий без пропусков и опозданий согласно расписанию курса; 

 

Выполнение  плана  обучения,  освоение  манипуляций  под  руководством 

преподавателя и самостоятельное их выполнение 

 

Соблюдение учебной дисциплины 

 

8. Условия постановки зачёта по симуляционному курсу 

• 

Для  постановки  зачёта  по  симуляционному  курсу  требуется  100% 

посещение,  освоение  всех  практических  навыков  курса,  правильный  ответ  на  тестовые 
вопросы по темам занятий. 
 
9. Фонд оценочных средств для постановки зачёта по симуляционному курсу.   

 

Тесты по теме «Базовая сердечно-лёгочная реанимация»: 
1.1. Абсолютными признаками остановки сердца являются: 
а) отсутствие пульсации на сонных артериях 
б) паралитически расширенные зрачки, не реагирующие на свет 
в) резко выраженный цианоз кожи и видимых слизистых оболочек 
г) отсутствие сознания  
д) отсутствие дыхания  
1. верно все 
2. верно а,6,в 
3. верно а,г,д 
4.верно а,б,д 
 
 
1.2. Какова правильная последовательность действий при проведении первичных 
реанимационных мероприятий: 
1. вызвать помощь, нанесение прекардиального удара, обеспечение проходимости 
верхних дыхательных путей, искусственное дыхание и закрытый массаж сердца 
2. закрытый массаж сердца, искусственное дыхание. 
3. прекардиальный удар, закрытый массаж сердца, искусственное дыхание 
4. вызвать помощь, начать искусственное дыхание, наружный массаж сердца 
 
1.3.  Каково оптимальное соотношение искусственных вдохов и компрессий грудной 
клетки при проведении реанимационных мероприятий? 
1. 1 : 10 
2. 2 :15 
3. 2 : 30 

687 

 

4. 1 : 5 
5. 1 :30 
 
1.4. Первой медикаментозной помощью при проведении реанимационных мероприятий 
является: 
1. введение 1 мг адреналина  
2. введение 10 мг адреналина 
3. введение 1 мг атропина 
4. инфузия 200 мл 5% р-ра бикарбоната натрия 
5. введение 2мг норадреналина 
 
1.5. При регистрации на ЭКГ фибрилляции желудочков могут быть показаны следующие 
мероприятия: 
а) проведение электрической дефибрилляции 
б) продолжение наружного массажа сердца  между разрядами дефибриллятора 
в) внутрисердечное введение 2 мг адреналина в разведении 1:10 
г) внутривенное введение 1 мг атропина 
д) внутривенное введение антифибрилляторных средств (кордарона, лидокаина) при 
неэффективности электрической дефибрилляции 
1. верно а,б,г 
2. верно а,б,д 
3. верно а,в,д 
4. верно а,б,г,д 
 
1.6. При развитии коллапса в условиях поликлиники показаны следующие мероприятия: 
а) уложить пациента  в горизонтальное положение с подъемом ног. 
б) произвести венепункцию и ввести внутривенно 200-400 мл 0,9%  хлорида натрия 
в) внутримышечное введение 2,0 мл кордиамина 
г) вдыхание паров нашатырного спирта 
д) внутривенное или внутримышечное введение 60-90 мг преднизолона. 
1. верно все 
2. верно а,в,г, 
3. верно а,б,д 
4. верно а,в,г,д. 
 
1.7. Интенсивная терапия при кардиогенном отеке легких включает все перечисленное, 
кроме: 
1. внутривенного введения дыхательных аналептиков 
2. санации трахеобронхиального дерева, пеногашения 
3. кислородотерапии, искусственной вентиляции легких 
4. введения мочегонных и глюкокортикоидов 
5. введения морфина и венозных дилататоров 
 
1.8 .В отношении пароксизма мерцательной аритмии (фибрилляции предсердий) выберите 
верные утверждения: 
а) пароксизм может быть спровоцирован внутрисосудистой инъекцией местного 
анестетика, содержащего адреналин в качестве адъюванта 
б) для купирования эффективны вагусные пробы. 
в) пульс аритмичный с частотой 100-200 уд. в мин, может отмечаться дефицит пульса 
г) для купирования приступа можно использовать анаприлин (обзидан), корвалол 
(валокордин), панангин 

688 

 

д) для купирования эффективно внутривенное введения 10 мл 25% раствора сульфата 
магния 
1. верно все 
2.верно  а,б,в 
3. верно в,г,д 
4. верно а,в,г 
 
1.9. Основными дифференциально-диагностическими характеристиками 
стенокардитической боли являются: 
a) давящие боли за грудиной, связанные с физической или эмоциональной нагрузкой 
б) длительность болей обычно составляет 2-4 часа 
в) боли стреляющего характера, связанные с изменением положения тела 
г) боли часто сопровождаются страхом смерти, бледностью кожных покровов, 
потливостью 
д) боли хорошо купируются приемом внутрь нестероидных противовоспалительных 
препаратов 
1. верно а,г, 
2. верно все 
3. верно а,б,г 
4. верно б,в,д. 
 
1.10. Клиника тяжелой токсической реакции на местные анестетики может включать в 
себя все, кроме; 
1. нарушения сознания 
2. урежения дыхания, апноэ 
3. тремора, судорог 
4. тахикардии и артериальной гипертензии 
5. брадикардии 
 
1.11. При лечении тяжелого анафилактического шока показаны следующие лечебные 
мероприятия: 
а) быстрая внутривенная инфузия жидкости 
б) медленное внутривенное введении 0,5 мг адреналина в 20 мл. 0,9% р-ра хлорида натрия 
в) введение высоких доз глюкокортикоидных гормонов (например 500 мг гидрокортизона) 
г) введение фуросемида для ускорения выведения аллергена 
д) переливание свежезамороженной плазмы 
1. верно а,б,в,г 
2. верно а,б,в 
3. верно а,в,г,д 
4. верно б,в,д 
 
1.12. После введения местного анестетика у больного начал развиваться отек Квинке и 
появилось стридорозное дыхание (отек гортани). Какие неотложные мероприятия 
показаны, кроме: 
1. внутривенное введение высоких доз глюкокортикоидных гормонов 
2. ингаляции вазопрессоров для уменьшения отека слизистой оболочки гортани 
3. внутривенное введение антигистаминных препаратов 
4. введение фуросемида для уменьшения отека слизистой оболочки гортани 
5. ранняя интубация трахеи 
 
1.13. У какого из перечисленных местных анестетиков наименьшая токсичность: 
1. мепивакаин 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  84  85  86  87   ..