ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 78

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  76  77  78  79   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 78

 

 

617 

 

 

1.3. Программа практик 

 

Основная  профессиональная  образовательная  программа  по  направлению 

подготовки 

«Пульмонология» 

предусматривает 

прохождение 

обучающимися 

производственной практикой включающую базовую и вариативную часть. 

В  соответствии  с  ФГОС  по  направлению  подготовки  ««Пульмонология»  Блок  2 

основной  профессиональной  образовательной  программы  «Практики»  является 
обязательным  и  представляет  собой  вид  учебных  занятий,  непосредственно 
ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики 
закрепляют  знания  и  умения,  приобретаемые  обучающимися  в  результате  освоения 
теоретических  курсов,  вырабатывают  практические  навыки  и  способствуют 
комплексному  формированию  универсальных  и  профессиональных  компетенций 
обучающихся. 

Производственная практики проводятся на клинических базах Университета.  
Вариативная  часть  практики  включает  в  себя  практику  по  получению 

профессиональных  умений  и  навыков.  Производственная  практика  включает  в  себя 
практику  по  получению  профессиональных  умений  и  опыта    профессиональной 
деятельности. 

Все  виды  практик  реализуются  на  основе  договоров,  заключенных  между 

Университетом  и  предприятиями,  организациями  и  учреждениями,  в  соответствии  с 
которыми организации предоставляют места для прохождения обучающимися практик.

 

Рабочие программы практик содержат следующие разделы: 

1.Общие  положения  (вид  практики,  способы  и  формы  проведения,  место  практики  в 
структуре  образовательной  программы,  объем  практики  в  зачетных  единицах  и  ее 
продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах) 
2. Цели и задачи практики. 
3.  Планируемые  результаты  обучения  при  прохождении,  соотнесенные  с  планируемыми 
результатами освоения образовательной программы 
4. Базы практики. 
5. Содержание практики. 
6. Обязанности руководителя практики от Университета. 
7. Обязанности обучающихся на практике. 
8.  Методические  требования  к    порядку  прохождения  и  формам,  содержанию  отчета  по 
итогам прохождения практики. 
9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по 
практике. 
10.  Учебная  литература  и  ресурсы  сети  «Интернет»,  необходимые  для  проведения 
практики 
11.  Информационные  технологии,  используемые  при  проведении  практики,  включая 
перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 
12. Материально-техническая база, необходимая для проведения практики 
 
 

Рабочая программа стационарной практики по 

специальности 31.08.45 «Пульмонология» 

1.Общие положения (вид практики, способы и формы проведения, место практики в 
структуре  образовательной  программы,  объем  практики  в  зачетных  единицах  и  её 
продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах) 
 
Практика «Стационарная практика» относится к базовой части Блока 2. 

618 

 

 
 
2. Цели и задачи практики 

 

Цель практики: формирование профессиональной компетенции ординатора. 
Задачи стационарной практики: 
1. 

Овладеть  комплексом  вопросов,  связанных  с  конкретным  использованием 

профилактических  мероприятий,  диагностических  и  лечебных  процедур  в  различных 
областях их применения в пульмонологии.  
2. 

Освоить  комплекс  профессиональных  компетенций,  связанных  с  ведением 

пациентов, нуждающихся в оказании пульмонологической медицинской помощи.   
3. 

Изучить  вопросы  комплексной  диагностики  и  применения  немедикаментозной 

терапии у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном 
лечении. 
4. 

Выработать  практические  навыки  по  оказанию  медицинской  помощи  при 

чрезвычайных ситуациях, в том числе по участию в медицинской эвакуации. 
5. 

Овладеть  методами  инструментальной  диагностики  и  лечения  и  коррекции 

возможных осложнений диагностических и лечебных процедур. 
6.  

Изучить  социально-гигиенические  методики  сбора  и  медико-статистического 

анализа  информации  о  показателях  здоровья  взрослых  и  способы  формирования  у 
населения,  пациентов  и  членов  их  семей  мотивации,  направленной  на  сохранение  и 
укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. 
 
3.Планируемые  результаты  обучения  при  прохождении,  соотнесенные  с 
планируемыми результатами освоения образовательной программы  

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

  готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 
  готовностью  к  управлению  коллективом,  толерантно  воспринимать  социальные, 

этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); 

  готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и 

высшего  медицинского  образования  или  среднего  и  высшего  фармацевтического 
образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, 
имеющих  среднее  профессиональное  или  высшее  образование,  в  порядке, 
установленном  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим 

Вид учебной работы 

Всего часов / 

зачётных 

единиц 

Семестры 

Сроки проведения практики: 40 недель 

 

14 

3 и 

2/3 

20 и 

1/3 

Вид промежуточной аттестации 

Зачет с оценкой 

Зачё

т с 

оцен

кой 

Общая 

трудоёмкость                                      

часы 

2160 

108 

756 

198 

1098 

зачётные 

единицы 

60 

21 

5,5 

30,5 

619 

 

функции  по  выработке  государственной  политики  и  нормативно-правовому 
регулированию в сфере здравоохранения (УК-3). 

Выпускник, 

освоивший 

программу 

ординатуры, 

должен 

обладать 

профессиональными компетенциями: 

 

профилактическая деятельность: 

 

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и 
укрепление  здоровья  и  включающих  в  себя  формирование  здорового  образа  жизни, 
предупреждение  возникновения  и  (или)  распространения  заболеваний,  их  раннюю 
диагностику,  выявление  причин  и  условий  их  возникновения  и  развития,  а  также 
направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды 
его обитания (ПК-1);

 

 

готовность  к  проведению  противоэпидемических  мероприятий,  организации  защиты 
населения  в  очагах  особо  опасных  инфекций,  при  ухудшении  радиационной 
обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях(ПК-3);

 

  готовность  к  применению  социально-гигиенических  методик  сбора  и  медико-

статистического  анализа  информации  о  показателях  здоровья  взрослых  и  подростков 
(ПК-4); 

 

диагностическая деятельность: 

  готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний,  симптомов, 

синдромов  заболеваний,  нозологических  форм  в  соответствии  с  Международной 
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-
5); 

  готовность  к  ведению  и  лечению  пациентов,  нуждающихся  в  оказании 

пульмонологической медицинской помощи (ПК-6); 

 

реабилитационная деятельность: 

готовность 

к 

применению 

природных 

лечебных 

факторов, 

лекарственной, 

немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской 
реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8); 

 

психолого-педагогическая деятельность: 

  готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, 

направленной  на  сохранение  и  укрепление  своего  здоровья  и  здоровья 
окружающих (ПК-9); 

 

организационно-управленческая деятельность: 

  готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере 

охраны  здоровья  граждан,  в  медицинских  организациях  и  их  структурных 
подразделениях (ПК-10); 

  готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 

использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11); 

 

4. Базы практики  

 
Практика  проводится  на  базе  кафедры  терапии  госпитальной  с  курсом 

иммунологии  и  аллергологии  им.  М.В.  Черноруцкого  с  клиникой  ПСПбГМУ  имени 
академика Ивана Петровича Павлова.  

 

5.Содержание практики 
№ 

Виды 

профессиональной 

деятельности 

(ординатора) 

Место работы 

Продол-

житель-

ность 

циклов 

Формируемые 

профессиональные  

компетенции 

Примечание [ОД45]: не все ПК 
перечислены 

620 

 

№ 

Виды 

профессиональной 

деятельности 

(ординатора) 

Место работы 

Продол-

житель-

ность 

циклов 

Формируемые 

профессиональные  

компетенции 

 

 Первый год обучения (семестр №1) 

Стационар (П.О.01) 
1.  Курация больных, 

участие в клинических 
разборах, обходах и 
различных 
обследованиях 
курируемых больных. 
Участие в 
профилактических, 
диагностических и 
лечебных 
мероприятиях, под 
руководством 
преподавателей, 
дежурство в 
отделении. 

Кафедра терапии 

госпитальной с 

курсом 

иммунологии и 

аллергологии им. 

М.В. 

Черноруцкого с 

клиникой 

108 

часов 

 

3 ЗЕ 

ПК-1 

ПК-3 

ПК-4 ПК-5 

ПК-6 ПК-8  ПК-9

  ПК-10 ПК-11 

 

УК-1 УК-2 УК-3 

   

Первый год обучения (семестр №2) 

Курация больных, 
участие в клинических 
разборах, обходах и 
различных 
обследованиях 
курируемых больных. 
Участие в 
профилактических, 
диагностических и 
лечебных 
мероприятиях, под 
руководством 
преподавателей, 
дежурство в 
отделении. 

Кафедра терапии 

госпитальной с 

курсом 

иммунологии и 

аллергологии им. 

М.В. Черноруцкого 

с клиникой 

756 

часов 

 

21 ЗЕ 

ПК-1 

ПК-3 

ПК-4 ПК-5 

ПК-6 ПК-8  ПК-9

  ПК-10 ПК-11 

 

УК-1 УК-2 УК-3 

 

 Второй год обучения (семестр №3) 

Стационар (П.О.01) 

Примечание [ОД46]: не все ПК 
указаны 

621 

 

№ 

Виды 

профессиональной 

деятельности 

(ординатора) 

Место работы 

Продол-

житель-

ность 

циклов 

Формируемые 

профессиональные  

компетенции 

1.  Курация больных, 

участие в клинических 
разборах, обходах и 
различных 
обследованиях 
курируемых больных. 
Участие в 
профилактических, 
диагностических и 
лечебных 
мероприятиях, под 
руководством 
преподавателей, 
дежурство в 
отделении. 

Кафедра терапии 

госпитальной с 

курсом 

иммунологии и 

аллергологии им. 

М.В. 

Черноруцкого с 

клиникой 

 

198 

часов 

 

5,5 ЗЕ 

 

ПК-1 

ПК-3 

ПК-4 ПК-5 

ПК-6 ПК-8  ПК-9

  ПК-10 ПК-11 

 

УК-1 УК-2 УК-3 

   

Второй год обучения (семестр №4) 

Курация больных, 
участие в клинических 
разборах, обходах и 
различных 
обследованиях 
курируемых больных. 
Участие в 
профилактических, 
диагностических и 
лечебных 
мероприятиях, под 
руководством 
преподавателей, 
дежурство в 
отделении. 

Кафедра терапии 

госпитальной с 

курсом 

иммунологии и 

аллергологии им. 

М.В. Черноруцкого 

с клиникой 

1098 

часов 

 

30,5 ЗЕ 

ПК-1 

ПК-3 

ПК-4 ПК-5 

ПК-6 ПК-8  ПК-9

  ПК-10 ПК-11 

 

УК-1 УК-2 УК-3 

 
План работы практики: 
1.Анализ пациентов по профильным разделам под руководством сотрудников кафедры. 
2. Работа в клинике госпитальной терапии в качестве ассистента врача. 
3.Изучение литературы по соответствующим разделам и обсуждение неясных вопросов с 
куратором. 
4.Ассистирование и выполнение диагностических и лечебных процедур под руководством 
сотрудников кафедры. 
5. Ведение медицинской документации. 
 
Учебная работа 

 

 

Посещение лекционных занятий для клинических ординаторов. 

 

Посещение конференций, семинаров и мастер-классов, организованных кафедрой. 

622 

 

 
Практическая работа
  

Это  важное  звено  учебного  процесса.  Основная  задача  практики  -  получение 

будущими  врачами  глубоких  практических  знаний  и  навыков  по  специальности 
«Пульмонология» в условиях будущей работы.  

Во время прохождения практики врач-ординатор овладевает умениями: 

 

определить специальные методы исследования; 

 

провести дифференциальную диагностику,  обосновать клинический диагноз, план 

и тактику ведения больного; 

 

оценить  данные  рентгенологического,  ультразвукового,  эндоскопического, 

гистологического  обследования,  электрокардиограмму,  спирограмму  и  дать  по  ним 
заключение; 

 

назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия; 

 

определить  вопросы  трудоспособности  больного  –  временной  или  стойкой 

нетрудоспособности, перевод на другую работу; 

 

провести  необходимые  противоэпидемические  мероприятия  при  выявлении 

инфекционного больного; 

 

оформить  медицинскую  документацию,  предусмотренную  законодательством  по 

здравоохранению; 

 

уметь установить диагноз и провести необходимое лечение;  

 

 владеть  методами  пропаганды  здорового  образа  жизни  и  профилактике 

заболеваний; 

 

 своевременно 

определить  симптомы  и  синдромы,  требующие  оказания 

неотложной помощи и оказать её; 

 

уметь  проводить  первичную  обработку  раны  при  механических  травмах  и 

ожоговых        поражениях; 

 

проводить  остановку  кровотечений,  иммобилизацию  частей  тела,  наложение 

повязок; 

 

 самостоятельно 

проводить  подкожные,  внутрикожные,  внутримышечные, 

внутривенные инъекции; 

 

  пользоваться необходимой медицинской аппаратурой  

 

  своевременно  проводить  комплексный  анализ  клинических  и  параклинических 

данных, поставить диагноз и назначить необходимую терапию; 

 

составить  план  своей  работы  и  работы  подчинённого  среднего  медицинского 

персонала; 

 

 составить отчёт о работе за год и провести её анализ. 

Во время обучения и работы в стационаре  врач ординатор  получает и углубляет  знания 
по  организации  стационарной  больничной  помощи  населению,  особенностям  
диагностики  и  лечения  заболеваний  по  профилю  «пульмонология»,  вопросам 
медикосоциальной  экспертизы  (МСЭ),  приобретает  и  закрепляет  профессиональные  и 
практические  навыки  общеклинического  обследования  больных  с  разнообразной 
патологией,  оценки  лабораторных,  инструментальных  и  аппаратных  методов 
обследования,  выбора  и  проведения  медикаментозного  лечения,  назначение 
физиотерапевтического  лечения,  массажа,  ЛФК;  определения  показаний  к  санаторно-

623 

 

курортному лечению (и организует их); оценки трудоспособности, заполнения и ведения 
учетной медицинской документации. 

 

 
6.Обязанности руководителя практики от Университета: 

 

 

Устанавливает связь с руководителем практики от организации 

 

Согласовывает  с  обучающимися  индивидуальный  календарно-тематический  план 

прохождения практики; 

 

Осуществляет контроль за соблюдением срока практики и ее содержанием; 

 

Оказывает  методическую  помощь  обучающимся  при  выполнении  ими 

индивидуальных заданий; 

 

Оценивает результаты выполнения обучающимися программы практики. 

 
7.Обязанности обучающихся на практике: 

 

явиться на место практики в установленный приказом срок; 

 

выполнять  индивидуальный  календарно-тематический  план,  в  установленном 

объеме и сроки; 

 

соблюдать  все  указания  руководителей  практики  по  качественной  проработке 

разделов плана; 

 

оперативно оформлять всю документацию по написанию отчета о практике; 

 

в течение практики вести учет ее прохождения и делать систематические записи в 

дневнике; 

 

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации (предприятия); 

 

строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; 

 

представить  руководителю  от  университета  письменный  отчет  о  прохождении 

практики и дневник, подписанный руководителем практики 

 

 
8. Методические требования к  порядку прохождения и формам, содержанию отчета 
по итогам прохождения практики. 
 
Методические  требования  к  порядку  прохождения  практики  представлены  в  дневнике 
учета  работы  врача-ординатора  (индивидуальный  план  ординатора),  и  заполняются 
ординатором. Формы представлены в Приложении 2. 
 
9.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся 
по практике.  
 
Аттестация  по  стационарной  практике  проходит  как  зачет  с  оценкой  и  состоит  из  2-х 
частей. 
1  часть  -  Оценка  выполнения  учебного  плана  по  представленному  отчету  ординатора 
(аттестационный  лист,  дневник),  в  том  числе  -  практических  навыков.  Оценка 
практических  умений  –  зачет  (проводится  в  течение  учебного  года  по  уровню  освоения 
практических умений, в том числе в симуляционном классе  - см. приложение «Перечень 
практических  умений  врача  пульмонолога»  в  индивидуальном  плане  ординатора 
(Приложение 2). 

 Уровень освоения умений: 
 

1 – иметь представление, знать показания к проведению 

 

2 – знать, принять участие, оценить 

      3 - выполнять самостоятельно  

624 

 

Оценка каждого умения проводится по шкале «зачет» (5 баллов) - «незачет» (0 баллов) с 
учетом уровня освоения 
2  часть  -  Выполнение  тестирования  (аттестационное  испытание  с  использованием 
тестовых систем) – до 5 баллов 
Оценка складывается как среднее арифметическое 1 и 2 части до 5 баллов.  
 
Тестовые вопросы к аттестации по стационарной практике. 
 

Выберите несколько правильных ответов. 
 

   Для лёгочного инфильтрата характерны следующие симптомы: 

1)  влажные мелкопузырчатые хрипы, 
2)  локальное притупление перкуторного звука, 
3)  отставание поражённой половины грудной клетки в акте дыхания, 
4)   ослабление голосового дрожания, 
5)   симптом Воскресенского 

Верно 1-4 

 Выберите несколько правильных ответов. 
Что не относится к классификации пневмоний? 
1)  внебольничная, 
2)  госпитальная, 
3)  нозокомиальная, 
4)  аспирационная, 
5) на фоне иммунодефицита, 
6) нестабильная, 
7) проградиентная, 
8) анемическая 

Верно 6-8 

Выберите несколько правильных ответов. 
К внелёгочным осложнениям пневмонии можно отнести: 
1)  абсцесс брюшной полости, 
2)  острое лёгочное сердце, 
3)  ДВС-синдром, 
4)  сепсис, 
5)  инфекционно-токсический шок, 
6)  острый тиреоидит 

Верно 2-5 

Выберите правильный ответ. 
 Рак лёгкого может осложниться: 
1) синдромом Кушинга, 
2) синдромом Мейгса, 
3) синдромом пароксизмальной ночной гемоглобинурии, 
4) синдромом Кляйнфельтера 

Верно 1 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  76  77  78  79   ..