ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 69

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  67  68  69  70   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 69

 

 

545 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

направленной 

на 

сохранение и укрепление 
своего 

здоровья 

и 

здоровья окружающих 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Стационарная 
практика 

ВИЧ-инфекция 

ПК-10  
готовность 

к 

применению  основных 
принципов  организации 
и  управления  в  сфере 
охраны 

здоровья 

граждан,  в  медицинских 
организациях 

и 

их 

структурных 
подразделениях 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  
 
Аллергологическая 
практика 
 

Клиническая 
фармакология 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

ВИЧ-инфекция

 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Стационарная 
практика 

ПК-11  
готовность  к  участию  в 
оценке 

качества 

оказания 

медицинской 

помощи 

с 

использованием 
основных 

медико-

статистических 
показателей 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  
 
Государственная 
итоговая аттестация 

Клиническая 
фармакология 

Онкология

 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение

 

ВИЧ-инфекция

 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP)

 

Стационарная 
практика 

 
Форма промежуточной аттестации – зачет, который включает две части: 
1-я  часть  экзамена:  выполнение  электронного  тестирования  (аттестационное  испытание 
промежуточной аттестации с использованием информационных тестовых систем); 
2-я  часть  экзамена:  выполнение  практико-ориентированных  заданий  (аттестационное 
испытание  промежуточной  аттестации,  проводимое  устно  с  использованием 
телекоммуникационных технологий). 
1.Описание шкалы оценивания электронного тестирования 
– от 50 до 69,9% – зачет; 
2. Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части зачета:  

546 

 

-  соответствие  содержания  ответа  заданию,  полнота  раскрытия  темы/задания  (оценка 
соответствия содержания ответа теме/заданию); 
-  умение  проводить  аналитический  анализ  прочитанной  учебной  и  научной  литературы, 
сопоставлять теорию и практику; 
- логичность, последовательность изложения ответа; 
- наличие собственного отношения обучающегося к теме/заданию; 
- аргументированность, доказательность излагаемого материала. 

Описание шкалы оценивания практико-ориентированной части зачета: 
Оценка «зачет» выставляется обучающемуся, если ответ в полной мере раскрывает  

тему/задание, обучающийся  имеет знания  только  основного материала, но не  усвоил  его 
деталей,  допускает  неточности,  недостаточно  правильные  формулировки,  нарушения 
логической  последовательности  в  изложении  учебного  материала  по  заданию,  его 
собственные суждения и размышления на заданную тему носят поверхностный характер. 
 
7.4.1.  Методические  материалы,  определяющие  процедуры  оценивания  знаний, 
умений, навыков и (или) опыта деятельности 
 
1.    Порядок  применения  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий при реализации образовательных программ высшего образования. 
2.  Положение  о  порядке  формирования  Фонда    оценочных  средств  для  проведения 
текущего 

контроля 

успеваемости 

и 

промежуточной 

аттестации 

высшего 

профессионального образования. 
3. Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной 
аттестации  интернов,  ординаторов  факультета  последипломного  образования  в  ГБОУ 
ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 
4.  Положение    об  итоговой  государственной  аттестации  выпускников  ГБОУ  ВПО 
ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 
5.  Положение  о  балльно-рейтинговой  системе  для  обучающихся  по  образовательным 
программам интернатуры и ординатуры. 
 
8.  Перечень  основной  и  дополнительной  учебной  литературы,  необходимой  для 
освоения дисциплины  
а) основная литература 

1.  Вирус иммунодефицита человека – медицина: Руководство для врачей / Под 

ред. Н.А. Белякова, А.Г. Рахмановой. 2-е издание.– СПб.: Балтийский 
медицинский образовательный центр, 2011. –656 с. 

2.  Женщина, ребенок и ВИЧ / Под ред. Н.А. Белякова, Н.Ю. Рахманиной, А.Г. 

Рахмановой.— СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2012. – 
600 с. 

3.  ВИЧ-инфекция и СПИД: Национальное руководство. Краткое издание : 

руководство / [Л. Ю. Афонина и др.] ; под ред. В. В. Покровского ; Ассоц. мед. 
обществ по качеству. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 521 с. : ил., табл.  

4.  ВИЧ-инфекция и СПИД : национальное руководство / под ред. акад. РАМН 

В.В. Покровского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.  

б) дополнительная литература  

1.  ВИЧ - медико-социальная помощь: Руководство для специалистов / Под ред. Н.А. 

Белякова.— СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2011. –356 
с. 

2.  Бобкова М.Р. Лекарственная устойчивость ВИЧ.-М.:Человек, 2014.-288с. 
3.  Дж. Бартлетт, Дж. Галлант, П. Фам. Клинические аспекты ВИЧ-инфекции. 2012.-

М.: Р. Валент, 2012.- 528с. 

547 

 

4.  Фармакоэкономика ВИЧ-инфекции: Медицинский тематический архив / Под ред 

Н.А.Белякова и Н.В.Сизовой.— СПб.: Балтийский медицинский образовательный 
центр, 2013.— № 1.— 138 с. 

5.  ВИЧ и психическое здоровье: Медицинский тематический архив / Под ред 

Н.А.Белякова и В.В.Рассохина.— СПб: Балтийский медицинский 
образовательный центр, 2013.— № 2.— 142 с.  

6.  Оказание помощи женщинам и детям с ВИЧ-инфекцией: Медицинский 

тематический архив / Под ред Н.А.Белякова и А.В.Самариной.— СПб.: 
Балтийский медицинский образовательный центр, 2013.— № 3.— 166 с 

7.  ВИЧ-инфекция и центральная нервная система: Медицинский тематический 

архив/ Под ред Н.А.Белякова, Т.Н.Трофимовой и В.В.Рассохина.— СПб.: 
Балтийский медицинский образовательный центр, 2013.— № 4.— 122 с. 

8.  Нейронауки ВИЧ-инфекции: Медицинский тематический архив / Под ред 

Н.А.Белякова, Т.Н.Трофимовой и В.В.Рассохина.— СПб.: Балтийский 
медицинский образовательный центр, 2013.— № 5.— 306 с. 

9.  Экономические и клинические вопросы ВИЧ-инфекции: Медицинский 

тематический архив/ Под ред. Н.А. Белякова,  Н.Г. Захаровой и Н.В. Сизовой.-
СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2014.— № 6.— 210 с.  

10. ВИЧ-инфекция и хронические гепатиты: Медицинский тематический архив/ Под 

ред. Н.А. Белякова, А.Г. Рахмановой, В.В. Рассохина.-СПб.: Балтийский 
медицинский образовательный центр, 2014.— № 7.— 272 с. 

11. ВИЧ-инфекция, вторичные и сопутствующие заболевания: Медицинский  

тематический архив/Под  ред. Н.А. Белякова, В.В. Рассохина, Е.В. Степановой.- 
СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2014.— № 8.— 368 с. 

12. ВИЧ-инфекция: планирование семьи, медико-социальные и клинические вопросы 

профилактики и лечения у женщин и детей: Медицинский  тематический 
архив/Под  ред. Н.А. Белякова, В.В. Рассохина, А.В. Самариной .- СПб.: 
Балтийский медицинский образовательный центр, 2015.— № 9.— 342 с.  

13. Вопросы эпидемиологии и моделирования ВИЧ-инфекции: Медицинский  

тематический архив/Под  ред. Н.А. Белякова,  В.В. Розенталя, В.В. Рассохина, 
Т.Н. Виноградовой - СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 
2015.— № 10.— 368 с.  

14. Сизова Н.В. Никавир в схемах высокоактивной антиретровирусной терапии: 

руководство для врачей/ Н.В. Сизова, З.В. Губа.-СПб.: Балтийский медицинский 
образовательный центр, 2013. -20с. 

15. Кольцова О.В.,. Сафонова П.В. Психосоциальное консультирование при 

тестировании на ВИЧ-инфекцию. Под ред. Н.А. Белякова. ВИЧ/СПИД –
информационно-аналитический бюллетень. СПб: Балтийский медицинский 
образовательный центр, - 2014.- 84с. 

16. Лекарственные средства для лечения ВИЧ-инфекции. Под ред. акад. РАН 

Белякова Н.А. ВИЧ/СПИД - информационно-аналитический бюллетень. СПб: 
Балтийский медицинский образовательный центр,- 2015.- 90с. 

17. Атлас инфекционных болезней / Под ред. В. И. Лучшева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 

2014. 

18. Учайкин В. Ф, и др. Инфекционная гепатология: руководство . –М.: ГЭОТАР-

Медиа, 2014. 

19. Бронштейн А. М Тропические болезни и медицина болезней путешественников . 

–М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. 

20. Вирусные гепатиты в вопросах и ответах : пособие для врачей / Т. В. Антонова, 

Д. А. Лиознов. - М. : Литтерра, 2010. - 329 с. : ил., табл. 

21. Инфекционные болезни у детей: учебник. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева 

О.В. 2013. - 688 с.: ил. 

548 

 

22. Инфекционные болезни : учебник / [Аликеева Г. К. и др.] ; Под ред. Н. Д. Ющука, 

Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 704 с. : 
ил.  

9.Перечень  ресурсов  информационно-телекоммуникационной  сети  Интернет, 
необходимых для освоения дисциплины  

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 

1. 

"Консультант+" Контракт № 14/785-ЭА15 от 6 февраля 2015 

2. 

ЭБС «Консультант студента» Контракт №509/15 -ДЗ от 03.06.2015 с ООО 

«Политехресурс»  
3. 

База данных рефератов и цитирования SCOPUS. Контракт № 510/15-ДЗ от 

10.06.2015 с ООО "Эко-Вектор" 
4. 

Электронный информационный ресурс ClinicalKey Контракт №161-ЭА15 от 

24.04.2015 с ООО "Эко-Вектор  
5. ЭБС «Консультант врача» № договора 921/15 –Д3 от 01/12/2015 г с ООО Группа 
компаний ГОЭТАР 

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 
 
10.1. Характеристика особенностей технологий обучения в Университете 
 

В ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова   освоение  образовательных программ 

проводится  с  применением  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий.  Для  этого  создана  и  функционирует  электронная  информационно-
образовательная  среда  (ЭИОС),  включающая  в  себя  электронные  информационные 
ресурсы,  электронные  образовательные  ресурсы.  ЭИОС  обеспечивает  освоение 
обучающимися  образовательных  программ  в  полном  объеме  независимо  от  места 
нахождения обучающихся.  
 
10.2 Особенности работы обучающегося по освоению дисциплины «ВИЧ-инфекция» 
 

Обучающиеся  при  изучении  учебной  дисциплины  используют  образовательный 

контент,  а  также  методические  указания  по  проведению  определенных  видов  занятий, 
рекомендации  и  пособия  по  данной  дисциплине  по  работе  с  ним,  разработанные 
профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры.   

Успешное усвоение учебной дисциплины «ВИЧ-инфекция» предполагает активное, 

творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной работы. 
Обучающийся  должен  активно  участвовать  в  выполнении  видов  практических  работ, 
определенных  для    данной  дисциплины.  Проводимые  на  клинических  практических 
занятиях  различных  модульных  тестирований  и  дают  возможность  непосредственно 
понять  алгоритм  применения  теоретических  знаний,  излагаемых  на  лекциях  и  в 
учебниках.  
 

В этой связи при проработке лекционного материала обучающиеся должны иметь 

ввиду,  что  в  лекциях  раскрываются  наиболее  значимые  вопросы  учебного  материала. 
Остальные  осваиваются  обучающимися  в  ходе  других  видов  занятий  и  самостоятельной 
работы над учебным материалом. 

Следует  иметь  в  виду,  что  все  разделы  и  темы  дисциплины  «ВИЧ-инфекция» 

представлены  в  дидактически  проработанной  последовательности,  что  предусматривает 
логическую стройность курса и продуманную систему усвоения обучающимися учебного 
материала,  поэтому  нельзя  приступать  к  изучению  последующих  тем  (разделов),  не 
усвоив предыдущих.  
 

549 

 

10.3  Методические  указания  для  обучающихся  по  организации  самостоятельной 
работы в процессе освоения дисциплины  
 

Программа самостоятельной работы ординаторов 

Вид работы 

Контроль выполнения работы 

Подготовка  к  аудиторным  занятиям  (проработка 
учебного  материала  по  конспектам  лекций  и  учебной 
литературе) 

Собеседование 

Работа с учебной и научной литературой 

Собеседование 

Ознакомление  с  видеоматериалами  электронных 
ресурсов 

Собеседование 

Самостоятельная  проработка  отдельных  тем  учебной 
дисциплины в соответствии с учебным планом 

Тестирование 

Подготовка  и  написание  рефератов,  докладов  на 
заданные темы 

Проверка 

рефератов, 

докладов 

Выполнение  индивидуальных  домашних  заданий 
(решение 

клинических  задач,  перевод  текстов, 

проведение 

расчетов, 

подготовка 

клинических 

разборов) 

Собеседование 
Проверка заданий 
Клинические разборы 

Участие в научно-исследовательской работе кафедры 

Доклады 
Публикации 

Участие 

в 

научно-практических 

конференциях, 

семинарах 

Предоставление 
сертификатов 
участников 

Работа с тестами и вопросами для самопроверки 

Тестирование 
Собеседование 

Подготовка ко всем видам контрольных испытаний 

Тестирование 
Собеседование 

10.4 Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям  

Занятия  клинического  практического  типа  предназначены  для  расширения  и 

углубления  знаний  обучающихся  по  учебной  дисциплине,  формирования  умений  и 
компетенций,  предусмотренных  стандартом.  В  их  ходе  обучающимися  реализуется 
верификационная  функция  степени  усвоения  учебного  материала,  они  приобретают 
умения вести научную дискуссию. Кроме того, целью занятий является: проверка уровня 
понимания обучающимися вопросов, рассмотренных на лекциях и  в учебной литературе, 
степени  и  качества  усвоения  обучающимися  программного  материала;  формирование  и 
развитие  умений,  навыков  применения  теоретических  знаний  в  реальной  практике 
решения задач, анализа профессионально-прикладных ситуаций; восполнение пробелов в 
пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении. 

Обучающийся  должен  изучить  основную  литературу  по  теме  занятия,  и, 

желательно,  источники  из  списка  дополнительной  литературы,  используемые  для 
расширения объема знаний по теме (разделу), интернет-ресурсы.  
11.  Перечень  информационных  технологий,  используемых  при  осуществлении 
образовательного  процесса  по  дисциплине,  включая  перечень  программного 
обеспечения и информационных справочных систем 
Программное обеспечение ГБОУ ВПО ПСПБГМУ им. И.П. Павлова, являющееся частью 
электронной 

информационно-образовательной 

среды 

и 

базирующееся 

на 

телекоммуникационных технологиях: 
компьютерные обучающие программы; 
тренинговые и тестирующие программы. 
 

550 

 

12.Материально-техническая 

база, 

необходимая 

для 

осуществления 

образовательного процесса по дисциплине 
Договор безвозмездного пользования № 6082-Д55 от 15.04.2015  с  СПбГБУЗ «Центр по 
профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». 
 

 
Разработчик: 

Ястребова Е.Б., д.м.н., профессор 

 

Рецензент: 

Сологуб  Т.В.,  д.м.н.,  профессор,  засл.  врач  РФ,  Заместитель  директора  по  научной  и 
лечебной работе ФГБОУ «НИИ гриппа»  

 

Эксперт: 

Жданов  К.В.,  д.м.н.,  профессор,  начальник  кафедры  инфекционных  болезней  ФГБВОУ 
«Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ 

 

 

 

 

Наименование специализированных 
аудиторий и лабораторий 

Перечень оборудования 

Конференц-зал, кабинет № 504 по 
адресу: Наб. Обводного канала, д.179 
 
 
 
Конференц-зал, 4-й этаж, по адресу:  
ул. Бумажная, д.12 

Стол – 5 шт., стулья– 70шт. ,   
Системный блок Micro Experts 
Монитор Acer V223 HQV   
Мультимедийный проектор LG XGA OLP Projector 
 
Стол  –  3  шт.,  стулья  –  45  шт.Монитор  SAMSUNG 
SyncMaster 743N 
Системный  блок  HP  Compaq  dx  2400    Microtower 
d2400sM/E2200/160hnqm/1T/16rj RUSS 
Клавиатура  проводная  Genius  GK  100011  Product 
Name KB - 110X 
Мышь проводная DELL SN 64406054 
Акустическая система SVEN из 2х колонок 
Проектор Toshiba 
 

551 

 

 

ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ 

 

Медицинская психология 

 

1.  Цели и задачи освоения дисциплины  
Целью
  послевузовского  профессионального  образования  врача  по  дисциплине 

«Медицинская  психология»  является  освоение  теоретических  основ  и  практических 
навыков  по  медицинской  психологии,  формирование  у  слушателей  умений 
профессионального  взаимодействия  с  участниками  терапевтического  процесса: 
пациентами, медицинским персоналом. 

Задачи  послевузовского  профессионального  образования  врача  по  дисциплине 

«Медицинская психология»: 
1.  Ознакомить с основными разделами медицинской психологии и показать их значение в 
клинической практике врача, в сфере медицинской деятельности. 
2. 

Формировать  у  слушателей  понятийный  и  категориальный  аппарат  изучаемой 

отрасли  науки  и  учебной  дисциплины  в  условиях  реализации  межпредметных  связей 
психологии и медицины. 
3. 

Содействовать  формированию  широкого  представления  о  медицинской 

психологии  как  системы  взаимоотношения  «врач  –  больной»  и  организации 
коммуникативной терапевтической среды всего персонала лечебного учреждения. 
4. 

Создавать  условия  для  творческого  саморазвития  работников  лечебного 

учреждения 

в 

аспекте 

развития 

их 

профессионально-личностных 

свойств, 

обеспечивающих качество в выборе терапевтической тактики по отношению к больным. 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине: 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих 

компетенций в соответствии с ФГОС по направлениями ординатуры 

Выпускник,  освоивший  программу  дисциплины  «Медицинская  психология» 

должен обладать следующими универсальными компетенциями: 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

  готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 
  готовностью  к  управлению  коллективом,  толерантно  воспринимать  социальные, 

этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); 

  готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и 

высшего  медицинского  образования  или  среднего  и  высшего  фармацевтического 
образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, 
имеющих  среднее  профессиональное  или  высшее  образование,  в  порядке, 
установленном  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим 
функции  по  выработке  государственной  политики  и  нормативно-правовому 
регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)  

 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры  «Медицинская  психология», 

должен обладать профессиональными компетенциями: 

  готовность  к  осуществлению  комплекса  мероприятий,  направленных  на 

сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового 
образа  жизни,  предупреждение  возникновения  и  (или)  распространения 
заболеваний,  их  раннюю  диагностику,  выявление  причин  и  условий  их 

Примечание [ОД37]: ПК не те, УК 
зачем указаны 

552 

 

возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния 
на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); 

 
3.Место дисциплины в структуре образовательной программы 

Дисциплина  «Медицинская  психология»  относится  к  вариативной  части  Блока  1, 

дисциплина по выбору учебного плана.  
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на 
самостоятельную работу обучающихся   
 

Вид учебной работы 

Всего часов / 

зачетных 

единиц 

Семестры 

Аудиторные занятия (всего) 

48 

48 

В том числе: 

 

 

Лекции (Л) 

Практические занятия (ПЗ) 

44 

44 

Самостоятельная работа  (всего) 

24 

24 

Промежуточная аттестация 

Зачет  

2зачет

 

Общая трудоемкость                                     часы 

                                                    зачетные единицы 

72 

72 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием 
отведенного на них количества академических часов и видов занятий 
5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины 

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самостоя-

тельная 

работа, 

академ. ч 

В

ид 

проме

жут

очн

ой

 

ат

те

ст

ац

ии

 

В

се

го

 

занятия 

лекцион

-ного 

типа 

(лекции) 

занятия 

семинар-

ского типа 

(практи-

ческие, 

интерак-

тивные) 

занятия 

клиниче

ские 

практич

еские 

занятия 

Тема (раздел) 1  
Введение  в  медицинскую 
психологию. 

Основные 

разделы 

медицинской 

психологии. 

Медицинская 

 

 

  
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  67  68  69  70   ..