ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 58

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  56  57  58  59   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 58

 

 

457 

 

4.  Этапы педагогического проектирования. 
5.  Значение моделирования при разработке педагогических процессов. 
6.  Школа здоровья / школа пациента. Основные принципы организации и ведения.  
7.  Обучение пациентов и его принципы. 
8.  Воспитание пациентов и его принипы. 
9.  Методы школы пациента. Условия и эффективность их применения. 
10. Отечественный и зарубежный опыт организации и ведения школы пациента. 
 
Вопросы и задания для подготовки к занятиям по пятой теме (разделу):  Трудности 

профессионального 

педагогического 

общения 

и 

их 

психолого-педагогической 

классификации 

1.  Профессиональное общение и его функции. 
2.  Трудности  профессионально-педагогического  общения  и  их  психолого-

педагогическая квалификация  

3.  Стратегии педагогического взаимодействия 
4.  Стили педагогического взаимодействия 
5.  Барьеры коммуникации и способы их преодоления. 
6.  Роль  обратной  связи  в  обеспечении  эффективности  профессионального 

общения 

7.  Роль рефлексии и эмпатии в профессионально-педагогическом общении. 
8.  Роль 

психической 

саморегуляции 

в 

обеспечении 

эффективности 

профессионально-педагогического общения 

9.  Педагогический 

такт  и  его  роль  в  обеспечении  эффективности 

профессионально-педагогического общения 

10.  Специфика  профессионального  общения  в  системах  «врач-медицинская 

сестра-пациент» и «педагог – студент медицинского вуза» 

 
Вопросы  и  задания  для  подготовки  к  занятиям  по  шестой  теме  (разделу): 

Психопедагогика  в  профессиональной  деятельности.  Пути  преодоления  конфликтов 
средствами психопедагогики. 

1.  Психопедагогика  как  отрасль  междисциплинарной  связи  педагогики  и 

психологии 

2.  Конфликты и их классификация. 
3.  Конфликт: структура, сфера, динамика. 
4.  Конфликты, возникающие в образовательной среде медицинского вуза. 
5.  Дидактогения и способы ее профилактики. 
6.  Психологические различия людей и конфликты. 
7.  Стратегии преодоления конфликта.  
8.  Приемы  профилактики  конфликта  и  снятия  блокирующих  коммуникативных 

аффектов.  

 
Вопросы  и  задания  для  подготовки  к  занятиям  по  седьмой  теме  (разделу): 

Социальная и профилактическая педагогика в работе врача 

1.  Санитарно-просветительная работа в профессиональной деятельности врача. 
2.  Основные 

направления  образовательно-просветительской  работы  среди 

населения 

3.  Роль  в  среднего  медицинского  персонала  в  санитарно-просветительной 

деятельности 

4.  Профилактика и ее виды.  
5.  Концепция внутренней картины здоровья 
6.  Формирования мировоззрения здорового образа жизни. 
7.  Методическое обеспечение наглядных материалов по профилактике 

458 

 

 

11.  Перечень  информационных  технологий,  используемых  при  осуществлении 
образовательного  процесса  по  дисциплине,  включая  перечень  программного 
обеспечения и информационных справочных систем 

Программное  обеспечение  ГБОУ  ВПО  ПСПБГМУ  им.  И.П.  Павлова,  являющееся 

частью  электронной  информационно-образовательной  среды  и  базирующееся  на 
телекоммуникационных технологиях: 

 

компьютерные обучающие программы; 

 

тренинговые и тестирующие программы; 

Электронные базы данных 

http://www.studentlibrary.ru/

 

http://www.bloodjournal.org

 

http://e.lanbook.com/ 
http://www.scopus.com/ 

http://books-up.ru/

  

 

12. Материально-техническая 

база, 

необходимая 

для 

осуществления 

образовательного процесса по дисциплине 

Наименование 

специализированных 

аудиторий и лабораторий 

Перечень оборудования 

Ул.  Льва  Толстого  д.6-8, 
литер. К (4 этаж, пом. 293) 
 

Стол – 24 шт., стулья – 48 шт. ,   
Ноутбук Dell VostrovA860 (переносной) 
Мультимедийный  проектор  BENQ  MW516  DLP. 
(переносной) 
Экран Apollo SAM - 1102. 

 
Разработчик: 

Родионова В.А.,к.п.н., доц. 

 

Рецензент: 

Соловьева  С.Л.,  д.псих.н.,  проф.,  зав.  кафедрой  психологии  и  педагогики  СПбГМА  им. 
И.И. Мечникова  

 

Эксперт: 

Клюковкин К.С., заместитель председателя Комитета по здравоохранению Правительства 
Санкт-Петербурга 

 

 

459 

 

 

Дисциплины вариативной части 

 

ОНКОЛОГИЯ 

 

1.Цель и задачи дисциплины 
Цель  –подготовка  квалифицированного  врача-онколога,  обладающего  системой 

общекультурных  и  профессиональных  компетенций,  владеющего  современными 
методами  диагностики  и  лечения  и  способного  к  самостоятельной  профессиональной 
деятельности 

в 

лечебных 

или 

научно-исследовательских 

государственных, 

муниципальных, 

частных 

учреждениях 

здравоохранения 

для 

оказания 

высококвалифицированной помощи населению. 

 
Задачи  

 -ознакомление 

с 

организацией 

специализированной 

медицинской 

помощи 

онкологическим больным и медицинской документацией 
-освоение теоретических аспектов эпидемиологии и этиологии рака 
-формирование  обширного  и  глубокого  объема  базовых,  фундаментальных  медицинских 
знаний,  формирующих    компетенции  врача  онколога,  способного  успешно  решать  свои 
профессиональные задачи 
 -  совершенствование  профессиональной  подготовки  врача  онколога,  обладающего 
клиническим  мышлением,  хорошо  ориентирующегося  в  сложной  патологии,  имеющего 
углубленные знания смежных дисциплин 
-изучение  особенностей  клинической  картины,  освоение  методов  диагностики, 
дифференциальной  диагностики,  лечебной  тактики  и  диспансеризации  больных  при 
злокачественных новообразованиях 
-курация  больных,  овладение  техникой  основных  методов  диагностики,  оценки  степени 
распространения  процесса  и  принципов  хирургического,  лучевого,  лекарственного, 
комбинированного и комплексного лечения 
 
-формирование  и  совершенствование  системы  общих  и  специальных  знаний,    умений, 
позволяющих  врачу  онкологу    свободно  ориентироваться  в  вопросах  организации  и 
экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии 
-освоение  методов  формирования  здорового  образа  жизни  семьи,  соблюдение 
личностного  подхода,  требований  врачебной  этики  и  медицинской  деонтологии  при 
проведении 

среди 

населения 

оздоровительных, 

профилактических, 

лечебно-

диагностических и реабилитационных мероприятий  
-формирование умений и навыков  научно-исследовательской деятельности 
 -овладение  знанием  правовой  базы  деятельности  врача  и  знанием  норм  медицинской 
этики и деонтологии 

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине: 

Процесс  изучения  дисциплины  направлен  на  формирование  следующих 

универсальных и профессиональных компетенций 

Универсальные компетенции 

 -готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1) 

-готовность  к  управлению  коллективом,  толерантно  воспринимать  социальные, 
этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2) 

460 

 

  
Профессиональные компетенции 

Профилактическая деятельность 
-готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение 

и  укрепление  здоровья  и  включающих  в  себя  формирование  здорового  образа  жизни, 
предупреждение  возникновения  и  (или)  распространения  заболеваний,  их  раннюю 
диагностику,  выявление  причин  и  условий  их  возникновения  и  развития,  а  также 
направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его 
обитания (ПК-1) 

-готовность 

к 

проведению 

профилактических 

медицинских 

осмотров, 

диспансеризации  и  осуществлению  диспансерного  наблюдения  за  здоровыми  и 
хроническими больными (ПК-2) 

 -готовность  к  применению  социально-гигиенических  методик  сбора  и  медико-

статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-
4) 

 Диагностическая деятельность 
-готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний,  симптомов, 

синдромов  заболеваний,  нозологических  форм  в  соответствии  с  Международной 
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5) 

Лечебная деятельность 

 

-  готовность  к  ведению  и  лечению  пациентов,  нуждающихся  в  оказании 

пульмонологической медицинской помощи (ПК-6) 

Реабилитационная деятельность 
-  готовность  к  применению  природных  лечебных  факторов,  лекарственной, 

немедикаментозной  терапии  и  других  методов  у  пациентов  со  стоматологической 
патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении 
(ПК-8) 

Психолого-педагогическая деятельность 
 - готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, 

направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-
9) 

 Организационно-управленческая деятельность 
- готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере 

охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях 
(ПК-10) 

 -  готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 

использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11) 

 

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 

Дисциплина  «Онкология»  входит  в  вариативную  часть  обязательных  дисциплин 

Блока  1  основной  образовательной  программы  послевузовского  профессионального 
образования специалистов с высшим медицинским образованием. 

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 
часов,  выделенных  на  контактную  работу  обучающихся  с  преподавателем  и  на 
самостоятельную работу обучающихся   
 

Вид учебной работы 

Всего часов/ 
зачетных единиц 

Семестры 

II 

461 

 

Аудиторные занятия (всего) 

48 

48 

В том числе: 

 

 

Лекции (Л) 

Практические занятия (ПЗ) 

 

 

Семинары (С) 

44 

44 

Лабораторные работы (ЛР) 

 

 

Самостоятельная работа  (всего) 

24 

24 

Вид промежуточной аттестации (зачет) 

 

зачет 

Общая трудоемкость  (ед.)                                       

72 

72 

2 зач. ед. 

2 зач. ед. 

 
 

5  Содержание  дисциплины,  структурированное  по  темам  (разделам)  с  указанием 
отведенного на них количества академических часов и видов занятий 
 

1.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины  

Наименование разделов и тем дисциплины  Всего, 

часов 

Аудиторная работа 

Внеаудито
рнаяСР 

Л 

КПЗ 

Раздел 1. Общая онкология 

 

 

 

 

Тема 1.Организация онкологической 
службы, эпидемиология злокачественных 
опухолей 

 

Тема 2. Методы диагностики  в онкологии  8 

Тема 3. Принципы лечения 
злокачественных опухолей 

Раздел 2. Частная онкология 

 

 

 

 

Тема 4.Опухоли головы и шеи 

 

Тема 5.Опухоли органов грудной клетки 

 

Тема 6. Опухоли органов брюшной 
полости и забрюшинного пространства 

 

Тема 7.Опухоли женских половых органов  6 

 

Тема 8. Опухоли мочеполовой системы 

 

Тема 9. Опухоли кожи 

 

Тема 10. Опухоли опорно-двигательного 
аппарата 

 

Тема 11.Лимфопролиферативные 
заболевания 

 

Тема  12.Опухоли молочной железы 

 

 ИТОГО: 

72 

44 

24 

Промежуточная аттестация 

Зачет 

 

5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины 
 
Наименование 
раздела 
дисциплины 

 
Содержание раздела 

Формируемые 

компетенции 

 

Общая онкология 

 

Тема 

1. 

Организация 

Заболеваемость и смертность  от  злокачественных 
новообразований.  Возрастно-половые  показатели. 

УК-1,  УК-2,  ПК-
1,  ПК-2,  ПК-4, 

Примечание [ОД32]: в онкологии 
УК нет, некоторые ПК отсутствуют 

462 

 

онкологической 
службы, 
эпидемиология 
злокачественных 
опухолей 

Региональные 

особенности 

распространения 

злокачественных 

новообразований. 

Факторы, 

способствующие 

возникновению 

опухолей. 

Значение 

питания, 

курения, 

алкоголя, 

эндокринных 

нарушений, 

вирусов, 

радиоактивного  и  ультразвукового  излучения, 
наследственности.  Характеристика    химических 
канцерогенов, экологические аспекты циркуляции 
канцерогенов  во  внешней  среде.  Понятие  о 
первичной  и  вторичной  профилактике  рака. 
Социально-гигиенические 

и 

индивидуальные 

меры  профилактики  злокачественных  опухолей. 
Динамика  показателей  излечения  онкологических 
больных.  Современные  достижения  в  онкологии. 
Структура  онкологической  службы.  Общая 
характеристика 

состояния 

онкологической 

помощи. 

Клинические 

группы. 

Учетная 

документация.  Анализ  причин  запущенности. 
Понятие о расхождениях с ЗАГСом. Хосписы. 

ПК-5,  ПК-6,  ПК-
8,  ПК-9,  ПК-10, 
ПК-11  

Тема  2. 
Методы 
диагностики в 
онкологии 

Выявление  рака  в  доклиническом  периоде. 
Скрининг.  Значение  профилактических  осмотров. 
Формирование групп повышенного риска. Оценка 
жалоб и анамнеза. Сигналы тревоги. Особенности 
объективного  обследования  при  подозрении  на 
злокачественную  опухоль.  Рентгенологические, 
эндоскопические,  изотопные,  ультразвуковые 
методы.  Компьютерная,  магнитно-резонансная  и 
позитронно-эмиссионная  томография.  Изменения 
периферической 

крови, 

биохимические 

и 

иммунологические  исследования.  Опухолевые 
маркеры. 

Роль 

морфологического 

метода. 

Обязательный 

клинический 

минимум 

обследования в амбулаторных условиях. 

УК-1, УК-2, ПК-
1, ПК-2, ПК-4, 
ПК-5, ПК-6, ПК-
8, ПК-9, ПК-10, 
ПК-11 

Тема 

3. 

Принципы 
лечения 
злокачественных 
опухолей 

Классификация  методов  лечения.  Принципы 
хирургического 

лечения. 

Понятия 

об 

операбельности  и  резектабельности.  Радикальные 
и  паллиативные  операции.  Методы  лучевой 
терапии 

злокачественных 

опухолей. 

Радиочувствительные 

и 

радиорезистентные 

опухоли. Дозы и режимы облучения. Радикальная, 
паллиативная 

и 

симптоматическая 

лучевая 

терапия.  Лучевые  реакции  и  осложнения. 
Способы  повышения  радиочувствительности. 
Классификацияпротивоопухолевых    препаратов. 
Механизм 

действия. 

Чувствительность 

злокачественных 

опухолей 

к 

химиотерапевтическим 

препаратам. 

Методы 

введения.  Побочные  действия.  Противопоказания 
к  химиотерапии.  Адъювантная  и  неоадъювантная 
химиотерапия.  Комбинированное  и  комплексное 
лечение. 

Непосредственные 

и 

отдаленные 

результаты. 

УК-1, УК-2, ПК-
1, ПК-2, ПК-4, 
ПК-5, ПК-6, ПК-
8, ПК-9, ПК-10, 
ПК-11 

463 

 

 

                         Частная онкология 

 

Тема  4.  Опухоли 
головы и шеи 

Рак нижней губы. Заболеваемость. Облигатный и 
факультативный 

предрак. 

Формы 

роста, 

гистологическое 

строение, 

пути 

метастазирования.  Принципы  диагностики  и 
лечения. Результаты. 
Рак  языка  и  слизистой  полости  рта
Заболеваемость. 

Способствующие 

факторы. 

Формы  роста,  пути  метастазирования.  Стадии. 
Гистологическое 

строение. 

Особенности 

клинического  течения.  Принципы  диагностики  и 
лечения. Результаты. 
Рак  щитовидной  железы.  Заболеваемость. 
Способствующие  факторы.  Профилактика  рака. 
Патологоанатомическая  характеристика,  пути 
метастазирования.  Клиническая  картина,  методы 
диагностики,  принципы  лечения,  результаты. 
Диспансеризация больных. 

УК-1, УК-2, ПК-
1, ПК-2, ПК-4, 
ПК-5, ПК-6, ПК-
8, ПК-9, ПК-10, 
ПК-11 

Тема  5.  Опухоли 
органов  грудной 
клетки 

Рак  легкого.  Заболеваемость  и  смертность. 
Возрастно-половые 

особенности. 

Способствующие 

факторы. 

Профилактика. 

Патологоанатомическая  характеристика.  Формы 
роста.  Понятие  о  центральном  и  периферическом 
раке.  Гистологическое  строение.  Закономерности 
метастазирования. Стадии. Клинические варианты 
центрального  и  периферического  рака.  Оценка 
данных  анамнеза  и  физикального  обследования. 
Цитологическое 

исследование 

мокроты. 

Основные 

рентгенологические 

симптомы. 

Признаки  ателектаза.  Система  дообследования 
при  подозрении  на  рак  легкого.  Значение 
томографии  и  бронхоскопии.  Трансторакальная 
пункция. 

Раннее 

выявление, 

значение 

флюорографии.  Организация  скрининга.  Группы 
повышенного 

риска. 

Дифференциальная 

диагностика  рака  легкого.  Общие  принципы 
лечения.  Выбор  хирургического,  лучевого  или 
лекарственного  лечения  в  зависимости  от 
локализации, 

гистологического 

строения 

и 

степени 

распространения 

новообразования. 

Комбинированное 

и 

комплексное 

лечение. 

Непосредственные и отдаленные результаты. 
Рак  пищевода.Эпидемиология.  Способствующие 
факторы.  Меры  профилактики.  Локализация, 
формы 

роста, 

гистологическое 

строение, 

метастазирование,  стадии.  Клиническая  картина, 
патогенез 

клинических 

симптомов. 

Рентгенологическое 

и 

эндоскопическое 

исследования.  Дифференциальная  диагностика. 
Лечение.  Роль  отечественных  ученых  в  развитии 
хирургии 

рака 

пищевода. 

Радикальное 

и 

паллиативное    лечение.  Лучевая  терапия. 

УК-1, УК-2, ПК-
1, ПК-2, ПК-4, 
ПК-5, ПК-6, ПК-
8, ПК-9, ПК-10, 
ПК-11 

464 

 

Комбинированный 

метод. 

Симптоматическая 

терапия. Результаты лечения. 

Тема  6.  Опухоли 
органов  брюшной 
полости 

и 

забрюшинного 
пространства 

Рак  желудка.  Заболеваемость  и  смертность. 
Эпидемиология. Экзо- и эндогенные канцерогены, 
роль  нитрозаминов.  Локализация,  форма  роста, 
гистологическое 

строение, 

особенности 

метастазирования. 

Деление 

на 

стадии. 

Предраковые  заболевания  и  изменения.  Ранний 
рак 

желудка, 

классификация. 

Клиническая 

картина  в  зависимости  от  локализации,  формы 
роста  и  степени  распространения  опухоли. 
Особенности  клиники  на  фоне  хронических 
заболеваний 

желудка. 

Методы 

клинико-

инструментальной  диагностики.  Комплексное 
гастрологическое  обследование.  Возможности 
ранней 

диагностики. 

Дифференциальная 

диагностика 

при 

синдромах 

желудочного 

дискомфорта,  дисфагии  и  стенозе  привратника. 
Методы 

лечения, 

виды 

радикальных 

хирургических 

вмешательств, 

уровень 

лимфодиссекции,  отличия  от  операций  при 
неопухолевых заболеваниях. Показания и техника 
формирования 

гастростомы, 

обходного 

анастомоза.  Значение  лучевой 

терапии  и 

химиотерапии. Результаты лечения, реабилитация 
больных, 

экспертиза 

трудоспособности. 

Профилактика  рака  желудка.  Доброкачественные 
и неэпителиальные опухоли. 
Рак  поджелудочной  железы.  Локализация, 
формы 

роста, 

гистологическое 

строение, 

метастазирование. 

Клиническая 

картина 

в 

зависимости  от  локализации  опухоли.  Методы 
диагностики-значение  анамнеза,  объективных 
данных,  лабораторных  и  инструментальных 
исследований.  Дифференциальная  диагностика 
желтух  на  почве  гепатита,  калькулезного 
холецистита  и  опухоли  головки  поджелудочной 
железы. Методы лечения, результаты. 
Рак 

печени.Заболеваемость. 

Классификация. 

Формы  роста  и  гистологическое  строение. 
Гепатоцеллюлярный и холангиоцеллюлярный рак. 
Метастатические  опухоли  печени.  Клинические 
проявления.  Современные  методы  диагностики, 
реакция 

Абелева-Татаринова. 

Особенности 

дифференциальной 

диагностики. 

Принципы 

лечения-хирургическое, 

лекарственное, 

радиочастотная  деструкция.  Факторы  прогноза. 
Меры профилактики. 

УК-1, УК-2, ПК-

1, ПК-2, ПК-4, 

ПК-5, ПК-6, ПК-

8, ПК-9, ПК-10, 

ПК-11 

 

Рак ободочной кишки. Заболеваемость. Значение 
питания. 

Предраковые 

заболевания. 

Меры 

профилактики. 

Локализация, 

формы 

роста, 

гистологическое 

строение, 

закономерности 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  56  57  58  59   ..