ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 53

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53  54   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 53

 

 

417 

 

           в мирное время в организациях-исполнителях; 
        г) гражданами, не состоящими на воинском учёте, путём их найма на работу в период 
            мобилизации. 
35.      Эвакуация раненых и больных в ТГЗ в условиях современной войны не 
предусматривает

        а) отбор и подготовку раненых и больных к эвакуации; 
        б) погрузку их в транспортные средства; 
        в) оказание неотложной медицинской помощи; 
        г) уход за ранеными и больными в пути следования; 
        д) разгрузку транспортных средств в пунктах назначения; 
        е) доставку раненых и больных в соответствующие ТГЗ; 
        ж) оказание специализированной медицинской помощи и лечение. 
36.    МЭП,  как  территориальный орган управления медицинской службы, 
дополнительно выполняет следующую функцию:                                                                                      
 
        а) руководящую; 
        б) контролирующую; 
        в) обеспечивающую; 
        г) взаимодействие с другими органами управления медицинской службы. 
37.    С целью увеличения коечной ёмкости ТГЗ осуществляется
       а) его переразвёртывание; 
       б) равёртывание дополнительных коек; 
       в) эвакуация раненых и больных в другие госпитали. 
38.   Ошибочные эвакуационные предписания являются следствием: 
        а) увеличения межгоспитальных перевозок; 
        б) перегрузки отдельных госпиталей; 
        в) наличия комбинированных поражений. 
39.   Какой из ТГЗ по штату и оснащению является более мощным? 
        а) нейрохирургический; 
        б) базовый; 
        в) терапевтический; 
        г) травматологический. 
40.   Какая система лечения раненых сформировалась в годы ВОВ? 
        а) лечение раненых на месте;        
        б) эвакуационная;  
        в) система этапного лечения; 
        г) система этапного лечения с эвакуацией по назначению.  
 
 
 
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЧАСТЬ ЗАЧЕТА 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ 

 

1. Задачи и организация ВСМК. 
2. Задачи и организация ГОЗ. 
3. Медицинская сортировка в ЧС. 
4. Медицинская эвакуация в ЧС. 
5. Организация ЛЭО в ЧС. 
6. Организация работы поликлиники в ЧС. 
7. Полевой многопрофильный госпиталь. 
8. Мобильный медицинский отряд. 
9. Формирования ГОЗ. 

418 

 

10. Организация работы больниц в ЧС. 
11. Поражающие факторы источников ЧС. 
12. МТХ локальных военных конфликтов. 
13. МТХ террористических актов. 
14. Биологический терроризм. 
15. Ядерный (радиационный) терроризм. 
16. Химический терроризм. 
17. МТХ автомобильных катастроф. 
18. МТХ авиационных катастроф. 
19. МТХ железнодорожных катастроф. 
20. МТХ судовых катастроф. 
21. МТХ геологических катастроф. 
22. МТХ метеорологических катастроф. 
23. МТХ гидрологических катастроф. 
24. МТХ геофизических катастроф. 
25. Авиамедицинская эвакуация в ЧС. 
26. Использование железнодорожного транспорта для эвакуации пострадавших в ЧС. 
27. Современные представления о химическом оружии. 
28. МТХ зон загрязнения АХОВ. 
29. Характеристика средств индивидуальной защиты. 
30. МТХ очагов и аварий на РОО. 
31. Выявление и оценка радиационной обстановки. 
32. Острая лучевая болезнь: принципы профилактики и лечения. 
33. Острая лучевая болезнь: клинические формы и их характеристика. 
34.  Специальные  формирования  здравоохранения,  определение,  классификация  и 
предназначение. 
35.  История  создания  специальных  формирований.  Задачи  и  структура  органов 
управления СФЗ. 
36. Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации. 
37. Местные эвакуационные пункты, предназначение, задачи, организация развертывания 
и работы. 
38.  Роль  и  место  тыловых  госпиталей  здравоохранения  в  современной  системе  лечебно-
эвакуационных мероприятий. Виды ТГЗ, планируемые к развертыванию до 1986 года. 
39. Характеристика раненых и больных, эвакуируемых в ТГЗ. 
40. Виды тыловых госпиталей здравоохранения, их задачи и организационная структура. 
41. Основные принципы формирования и организации работы ТГЗ в период мобилизации. 
Комплектование ТГЗ личным составом. Порядок расформирования. 
42.  Государственный  материальный  резерв,  определение,  предназначение,  история 
формирования, финансирование. 
43.  Система  государственного  мобилизационного  резерва  медицинского  и  санитарно-
хозяйственного имущества, предназначение, структура. 
44. Организация работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в 
мобилизационном  резерве.  Основные  операции  с  материальными  ценностями 
мобилизационного резерва. 
45. МТХ террористических актов с применением взрывных устройств. 
46. Общая характеристика хирургических травм в ЧС. 
47. Минно-взрывные ранения и взрывная травма. 
48. Клиника, диагностика и классификация травматического шока. 
49. Организация хирургической помощи в ЧС. 
50. Современная классификация хирургической травмы.  
51.  Основные  принципы  оказания  медицинской    помощи  и  лечения  на  этапах 
медицинской эвакуации. 

419 

 

52. Синдром длительного сдавления. Патогенез. Классификация. 
53. Раневая баллистика и механизм образования огнестрельной раны. 
54. СДС. Оказание медицинской помощи и лечение на ЭМЭ. 
55. Травматическая болезнь. 
56. Висцеральная патология у пораженных. 
57.    Мобилизационная  подготовка  здравоохранения  как  учебная  дисциплина.  Понятие 
мобилизационной подготовки и мобилизации. 
58.  Дать  определение  геополитики.  Охарактеризовать  геополитическое  положение 
современной России. 
59. Факторы, определяющие военно-политическую обстановку в мире. 
69. Основные значимые элементы современной системы международных отношений. 
70. Национальные интересы России и угрозы ее национальной безопасности. 
71.  Система  обеспечения  национальной  безопасности.  Стратегия  национальной 
безопасности.  
72. Основные черты военных конфликтов конца XX - начала XXI века. 
73. Виды войн и вооруженных конфликтов и их основные характеристики.  
74. Задачи Вооруженных Сил РФ в мирное время, в угрожаемый период и военное время. 
75. Задачи и организация медицинской службы ВС РФ. 
 

 

Пример билета к зачету  

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального 

образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет 

имени академика И.П.Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации 

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф 

Специальность  

Ординатура 

(все специальности медицинского профиля) 

Дисциплина  «Медицина чрезвычайных 

ситуаций» 

Семестр II 

Билет №  1 

1. Задачи и организация ВСМК. 
2. Основные способы и принципы защиты больных, персонала и населения в ЧС. 
3. Характеристика раненых и больных, эвакуируемых в ТГЗ. 
4. Задача 
                                                                           Утверждаю 
                                                                           Зав.  кафедрой _____________ А.В. Старков      

                                                                                                             (подпись

«__» ________ 20__ года 

 

 

Пример билета с ситуационной задачей к зачету  

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени 

академика И.П.Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф 

420 

 

Специальность  

Ординатура 

(все специальности медицинского профиля) 

Дисциплина  «Медицина чрезвычайных 

ситуаций» 

Семестр II 

Билет №  1 

Ситуационная задача. 

На  сортировочный  пост  эвакуационного  приемника  местного  эвакуационного  пункта 
поступают раненые и больные, прибывающие санитарным транспортом из ГБФ и очагов 
массовых санитарных потерь.  
 

Всем раненым и больным необходимо: 

- провести медицинскую сортировку; 
-  назначить  основные  лечебно-диагностические  мероприятия  в  случае  наличия 
противопоказаний к дальнейшей эвакуации; 
- распределить поступающих раненых и больных по тыловым госпиталям 
здравоохранения, определить дальнейший ход лечения и мероприятия по их 
реабилитации. 
Диагноз:  Осколочный  перелом  левой  височной  кости,  ожог  лица  2-3  степени,  ожог 
роговой оболочки правого глаза. 
 

 

7.4  Методические  материалы  и  методика,  определяющие  процедуры  оценивания 
знаний,  умений,  навыков  и  (или)  опыта  деятельности,  характеризующих  этапы 
формирования компетенций 

Специфика  формирования  компетенций  и  их  измерение  определяется 

структурированием информации о состоянии уровня подготовки обучающихся.  

Алгоритмы  отбора  и  конструирования  заданий  для  оценки  достижений  в 

предметной  области,  техника  конструирования  заданий,  способы  организации  и 
проведения  стандартизированный  оценочных  процедур,  методика  шкалирования  и 
методы  обработки  и  интерпретации  результатов  оценивания  позволяют  обучающимся 
освоить компетентностно-ориентированные программы дисциплин. 

Формирование части компетенций ПК-1, ПК-3, ПК-7,  ПК-11, 

ПК-12,  УК-1, 

УК-2,  УК-3  осуществляется  в  ходе  всех  видов  занятий,  практики,  а  контроль  их 
сформированности    на  этапе  текущей,  промежуточной  аттестации  и  государственной 
итоговой аттестации. 

 

В результате освоения дисциплины клинический ординатор должен 
 знать: 
-  задачи  и  основы  организации  Российской  системы  предупреждения  и  ликвидации 
последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС); 
-  задачи  и  организационную  структуру  Всероссийской  службы  медицины  катастроф 
(ВСМК); 
- основные положения нормативных правовых документов по организации медицинского 
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; 
- медицинские и медико-санитарные последствия ЧС; 
- способы и средства защиты больных, медицинского персонала, спасателей и населения в 
очагах ЧС; 
-  организацию  лечебно-эвакуационных  мероприятий  в  чрезвычайных  ситуациях 
природного, техногенного характера и в военное время; 
-  организацию  развертывания  и  работы    приемно-сортировочного  и  лечебных  отделений 
больницы в условиях массового поступления пораженных из очагов ЧС.  

421 

 

-  организацию  работы  больницы  (поликлиники)  в  строгом  противоэпидемическом 
режиме; 
- особенности хирургической и терапевтической патологии в ЧС; 
-  особенности развития нервно-психических  расстройств  у пострадавших, медицинского 
персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях; 
- цели и задачи мобилизационной подготовки здравоохранения; 
-  основные  положения  руководящих  документов  по  вопросам  мобилизационной 
подготовки  экономики  Российской  Федерации  и  гражданской  защиты  Российской 
Федерации;  
-  структуру  и  задачи  здравоохранения  военного  времени,  военно-медицинской  службы 
Вооруженных Сил Российской Федерации; 

перечень,  структуру,  задачи  военно-медицинских  учреждений,  специальных 

формирований  здравоохранения,  организаций  и  учреждений  здравоохранения  военного 
времени; 
-  порядок  взаимодействия  медицинских  формирований  и  учреждений  при  ликвидации 
последствий ЧС в очагах поражения; 
- функциональные обязанности по занимаемым на мирное и военное время должностям; 
-  основные  положения  нормативных  правовых  документов  по  мобилизационной 
подготовке здравоохранения: 
- основы национальной безопасности Российской Федерации; 
- современные средства вооруженной борьбы; 
-  порядок  накопления  и  использования  медицинского  имущества  мобилизационного 
резерва; 
- организацию и ведение воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе 
ВС РФ и работающих в организациях здравоохранения.. 

 

уметь: 
- оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях; 
-  осуществлять  мероприятия  по  защите  пациентов,  медицинского  персонала  и 
медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях; 
- давать медико-тактическую характеристику катастроф и очагов поражения; 
-  определять  объем  и  вид  медицинской  помощи  в  зависимости  от  медицинской 
обстановки; 
-  оказывать  первую,  доврачебную  и  первую  врачебную  помощь  при  неотложных 
состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера; 
- решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы 
медицины  катастроф    для  оказания  экстренной  медицинской  помощи  пораженных  в 
чрезвычайных ситуациях; 
-  определять  потребность  в  медицинском  имуществе  для  учреждений  и  формирований, 
предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на 
его получение;  
владеть: 

 

- понятийно-терминологическим аппаратом в области медицины ЧС; 
- методикой оценки радиационной обстановки в ЧС; 
- методикой оценки химической обстановки в ЧС; 
- приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях; 
- методиками расчета санитарных потерь; 
- методиками расчета сил и средств службы медицины катастроф; 
- приемами и способами эвакуации пострадавших из зон ЧС; 
- приемами и способами использования индивидуальных средств защиты; 
- способами применения антидотных и радиозащитных средств; 

422 

 

 

Этапы  формирования  компетенций  ПК-1,  ПК-3,  ПК-7,  ПК-11,  ПК-12,  УК-1,  УК-2, 
УК-3  в  процессе  освоения  образовательной  программы  направления  подготовки 
«Пульмонология»
 по дисциплинам 
 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

УК-1 
готовностью 

к 

абстрактному 
мышлению, 

анализу, 

синтезу 
 

Пульмонология  

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  
 
Аллергологическая 
практика 

Лучевые методы 
диагностики 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Клиническая 
фармакология 

Медицинская 
психология 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 
Педагогика 
Симуляционный 
курс 
Стационарная 
практика 

УК-2 
готовностью 

к 

управлению 
коллективом, толерантно 
воспринимать 
социальные,  этнические, 
конфессиональные 

и 

культурные различия 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  
Аллергологическая 
практика 

Клиническая 
фармакология 

Онкология 

 
Государственная 
итоговая аттестация 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Педагогика 
Стационарная 
практика 

УК-3 
готовностью к участию в 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика 

Примечание [ОД30]: ПК и УК 

423 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

педагогической 
деятельности 

по 

программам  среднего  и 
высшего  медицинского 
образования 

или 

среднего 

и 

высшего 

фармацевтического 
образования,  а  также  по 
дополнительным 
профессиональным 
программам  для  лиц, 
имеющих 

среднее 

профессиональное  или 
высшее  образование,  в 
порядке,  установленном 
федеральным 

органом 

исполнительной  власти, 
осуществляющим 
функции  по  выработке 
государственной 
политики  и  нормативно-
правовому 
регулированию  в  сфере 
здравоохранения 
 

Аллергологическая 
практика 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 
Педагогика 
Стационарная 
практика 

ПК-1 
готовность 

к 

осуществлению 
комплекса  мероприятий, 
направленных 

на 

сохранение и укрепление 
здоровья  и  включающих 
в  себя  формирование 
здорового  образа  жизни, 
предупреждение 
возникновения  и  (или) 
распространения 
заболеваний,  их  раннюю 
диагностику,  выявление 
причин  и  условий  их 
возникновения 

и 

развития, 

а 

также 

направленных 

на 

устранение 

вредного 

влияния  на  здоровье 
человека факторов среды 
его обитания  

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  
Аллергологическая 
практика 

Патология 

 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация  

Клиническая 
фармакология 

ВИЧ-инфекция 

Общественное 
здоровье 

и 

здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Стационарная 
практика 

ПК-3  
готовность 

к 

Общественное 
здоровье и 

ВИЧ-инфекция 

Государственная 
итоговая аттестация 

424 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

проведению 
противоэпидемических 
мероприятий, 
организации 

защиты 

населения в очагах особо 
опасных  инфекций,  при 
ухудшении 
радиационной 
обстановки,  стихийных 
бедствиях 

и 

иных 

чрезвычайных ситуациях 

здравоохранение 
Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Стационарная 
практика 

Стационарная 
практика 

ПК-7  
готовность  к  оказанию 
медицинской 

помощи 

при 

чрезвычайных 

ситуациях,  в  том  числе 
участию  в  медицинской 
эвакуации

 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

 

Амбулаторная 
практика

 

Симуляционный 
курс 

Государственная 
итоговая аттестация 

ПК-11  
готовность  к  участию  в 
оценке 

качества 

оказания 

медицинской 

помощи 

с 

использованием 
основных 

медико-

статистических 
показателей 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика 

Клиническая 
фармакология 

Онкология

 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение

 

ВИЧ-инфекция

 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP)

 

Стационарная 
практика 

Государственная 
итоговая аттестация 

ПК-12  
готовность 

к 

организации 
медицинской 

помощи 

при 

чрезвычайных 

ситуациях,  в  том  числе 
медицинской эвакуации 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

 

Государственная 
итоговая аттестация 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

 

Форма промежуточной аттестации – зачет, который включает две части: 
1-я 

часть  зачета:  выполнение  тестирования  (аттестационное  испытание 

промежуточной аттестации с использованием информационных тестовых систем); 

2-я часть зачета:  выполнение  практико-ориентированных  заданий  (аттестационное 

испытание промежуточной аттестации, проводимое устно). 
1.Описание шкалы оценивания  тестирования 
– от 0 до 49,9% выполненных заданий – незачет; 
– от 50 – зачет; 
2. Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части зачета:  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53  54   ..