ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 49

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 49

 

 

385 

 

2-я часть зачета:  выполнение  практико-ориентированных  заданий  (аттестационное 

испытание  промежуточной  аттестации,  проводимое  устно  с  использованием 
телекоммуникационных технологий). 

1.Описание шкалы оценивания электронного тестирования: 

-  от 0 до 49,9% выполненных заданий – не зачет; 
-  от 50 до 100% – зачет. 

2.  Критерии  оценивания  преподавателем  практико-ориентированной  части 

зачета:  

-  соответствие содержания ответа заданию, полнота раскрытия темы/задания (оценка 

соответствия содержания ответа теме/заданию); 

-  умение  проводить  аналитический  анализ  прочитанной  учебной  и  научной 

литературы, сопоставлять теорию и практику; 

-  логичность, последовательность изложения ответа; 
-  наличие собственного отношения обучающегося к теме/заданию; 
-  аргументированность, доказательность излагаемого материала. 

 

Описание шкалы оценивания практико-ориентированной части зачета: 
Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части зачета: 

соответствие содержания ответа заданию, полнота раскрытия темы/задания (оценка 
соответствия содержания ответа теме/заданию); 

умение  проводить  аналитический  анализ  прочитанной  учебной  и  научной 
литературы, сопоставлять теорию и практику; 

логичность, последовательность изложения ответа; 

наличие собственного отношения обучающегося к теме/заданию; 

аргументированность, доказательность излагаемого материала. 
 
Описание шкалы оценивания практико-ориентированной части зачета. 
Оценка  «зачет»  выставляется  обучающемуся,  если  его  ответ  в  полной  мере 

раскрывает тему/задание,   обучающийся имеет знания только основного материала, но не 
усвоил  его  деталей,  допускает  неточности,  недостаточно  правильные  формулировки, 
нарушения логической последовательности в изложении учебного материала по заданию, 
его  собственные  суждения  и  размышления  на  заданную  тему  носят  поверхностный 
характер. 

Оценка «незачет» выставляется обучающемуся, если не раскрыта тема, содержание 

ответа не соответствует теме, обучающийся не обладает знаниями по значительной части 
учебного  материала  и  не  может  грамотно  изложить  ответ  на  поставленное  задание,  не 
высказывает  своего  мнения  по  теме,  допускает  существенные  ошибки,  ответ  выстроен 
непоследовательно, не аргументированно. 

 

7.4.1  Методические  материалы,  определяющие  процедуры  оценивания  знаний, 
умений,  навыков  и  (или)  опыта  деятельности,  характеризующих  этапы 
формирования компетенций. 
1.Порядок  применения  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий при реализации образовательных программ высшего образования. 
2.Положение  о  порядке  формирования  Фонда    оценочных  средств,  для  проведения 
текущего 

контроля 

успеваемости 

и 

промежуточной 

аттестации 

высшего 

профессионального образования. 
3.Положение об  организации и проведении текущего  контроля знаний и промежуточной 
аттестации  интернов,  ординаторов  факультета  последипломного  образования  в  ГБОУ 
ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 
4.Положение  об  итоговой  государственной  аттестации  выпускников  ГБОУ  ВПО 
ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 

386 

 

5.Положение  о  балльно-рейтинговой  системе  для  обучающихся  по  образовательным 
программам интернатуры и ординатуры. 
 
8.  Перечень  основной  и  дополнительной  учебной  литературы,  необходимой  для 
освоения дисциплины  

а) основная литература: 

1.  Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / Ю. П. Лисицын,  

Г. Э. Улумбекова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа,  
2015. - 544 с. : ил. 

2.    Общественное здоровье и здравоохранение : учебник для студентов / [Н. И. 
Вишняков, А. О. Гусев, О. А. Гусев и др.]; под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. - 6-е 
изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2012. - 655 с. : ил., табл.  
3.   Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. 
Медик, В. К. Юрьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 608 с. : ил.  
4.   Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Щепин 
О.П., Медик В.А. 2012. - 592 с.: ил. (Серия "Послевузовское образование")  
5.  Основы экономики здравоохранения : учеб. пособие / [Н. И. Вишняков, О. А. Гусев, А. 
О. Гусев и др.] ; под ред. Н. И. Вишнякова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : МЕДпресс-
информ, 2012. - 138, [1] с. : табл., схем. - Библиогр.: с. 139 
 6.    Основы экономики здравоохранения : учеб. пособие / [Н. И. Вишняков, О. А. Гусев, 
А. О. Гусев и др.] ; под ред. Н. И. Вишнякова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : МЕДпресс-
информ, 2013. - 148, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 149  
7.   Рожавский Л. А.Переход на эффективный контракт в многопрофильной больнице 
через должностную инструкцию, трудовой договор, оценку деятельности каждого 
работника: монография /Л.А. Рожавский, С.А. Вишнева; Комитет по здравоохранению 
Ленингр. Обл., Детская клинич. больница. – Спб.:Элби-Спб.,2015. – 512 с. 
8.  Медицинское право: учебное пособие. Сашко С.Ю., Кочорова Л.В. 2011. - 352 с.

 

  

9.   Статистические методы анализа в здравоохранении. Краткий курс лекций. 
Подготовлены авторским коллективом в составе: д.м.н., проф. Леонов С.А., при участии 
к.м.н. Вайсман Д.Ш., Моравская С.В, Мирсков Ю.А. - М.: ИД "Менеджер 
здравоохранения", 2011. - 172 с. 
10.  Маркетинг: учебник. Липсиц И.В. и др. / Под ред. И.В. Липсица. 2012. - 576 с.: ил.  
 

б) дополнительная литература: 

 

1.Организационно правовые основы деятельности Федеральной службы по надзору  
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): 
 учеб. пос. / Кучеренко В. З., Голубева А. П., Груздева О. А, Пономарева О. А ;  
под ред. В. З. Кучеренко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 176 с.  
2.Финансовый менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие для студентов  
учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности  
«Общественное здравоохранение» /Т.К. Рахыпбеков. – 3-е изд., доп.  
М.: ГЭОТАР-Медиа,2013  
3.Медицина, основанная на доказательствах: учебное пособие.  
Петров В.И., Недогода С.В. 2012. - 144 с.   
4.Экономика здравоохранения : учебник / [А. В. Решетников, В. М.  
Алексеева, С. А. Ефименко и др.] ; под общ. ред. А. В. Решетникова. - 3-е изд., перераб. 
 и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 191 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 188-191. 
5.Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 18: Сборник научных трудов  
/ Под ред. З.д.н. РФ, д.м.н., проф. Н.И. Вишнякова, д.м.н., проф. Ю.П. Линца 
 – СПб.: 2013. – 430 с.: ил. 
6.Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 20: Сборник научных трудов  

387 

 

/ Под ред.З.д.н. РФ, д.м.н., проф. Н.И. Вишнякова, д.м.н., проф. Ю.П. Линца  
– СПб.: 2015. – 430 с. 

 

9.  Перечень  ресурсов  информационно-телекоммуникационной  сети  Интернет, 
необходимых для освоения дисциплины.  
 
Электронные базы данных. 
1. 

"Консультант+" Контракт № 14/785-ЭА15 от 6 февраля 2015 

2. 

ЭБС «Консультант студента» Контракт №509/15 -ДЗ от 03.06.2015 с ООО 

«Политехресурс»  
3. 

База данных рефератов и цитирования SCOPUS. Контракт № 510/15-ДЗ от 

10.06.2015 с ООО "Эко-Вектор" 
4. 

Электронный информационный ресурс ClinicalKey Контракт №161-ЭА15 от 

24.04.2015 с ООО "Эко-Вектор  
5. ЭБС «Консультант врача» № договора 921/15 –Д3 от 01/12/2015 г с ООО Группа 
компаний ГОЭТАР 

 

Периодические издания: 

«Consilium medicum» - 

http://www.сonsilium-medicum.com/media/consilium

  

 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 
 
10.1. Характеристика особенностей технологий обучения в Университете. 

 

В  ГБОУ  ВПО  ПСПбГМУ  им.  И.П.  Павлова    освоение  образовательных  программ 

проводится  с  применением  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий.  Для  этого  создана  и  функционирует  электронная  информационно-
образовательная  среда  (ЭИОС),  включающая  в  себя  электронные  информационные 
ресурсы,  электронные  образовательные  ресурсы.  ЭИОС  обеспечивает  освоение 
обучающимися  образовательных  программ  в  полном  объеме  независимо  от  места 
нахождения  обучающихся.  Есть  электронные  библиотеки,  обеспечивающие  доступ  к 
профессиональным базам данных, информационным, справочным и поисковым система, а 
также  иным  информационным  ресурсам.  (Контракт  №  510/15-Д3  от  10/06/2015  с  ООО 
"Эко-Вектор";  Контракт  №  509/15-Д3  от  03/06/2015  с  ООО  "Политехресурс";  Контракт 
№161-ЭА15  от  24/04/2015  3  ООО  "Эко-Вектор").  База  тестовых  заданий  и  справочных 
материалов создана в программе academicNT. 

 

10.2  Особенности  работы  обучающегося  по  освоению  дисциплины  «Организация 
здравоохранения». 
 

Обучающиеся  при  изучении  учебной  дисциплины  используют  образовательный 

контент,  а  также  методические  указания  по  проведению  определенных  видов  занятий, 
рекомендации  и  пособия  по  данной  дисциплине  по  работе  с  ним,  разработанные 
профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры.   

Успешное  усвоение  учебной  дисциплины  «Организация  здравоохранения» 

предполагает  активное,  творческое  участие  обучающегося  на  всех  этапах  ее  освоения  путем 
планомерной  работы.  Обучающийся  должен  активно  участвовать  в  выполнении  видов 
практических  работ,  определенных  для    данной  дисциплины.  Проводимые  на  клинических 
практических 

занятиях 

различных 

модульных 

тестирований  дают 

возможность 

непосредственно понять алгоритм применения теоретических знаний, излагаемых на лекциях и 
в учебниках.  

Код поля изменен

388 

 

 

В этой связи при проработке лекционного материала обучающиеся должны иметь 

в  виду,  что  в  лекциях  раскрываются  наиболее  значимые  вопросы  учебного  материала. 
Остальные осваиваются  обучающимися в ходе других видов  занятий и самостоятельной 
работы над учебным материалом. 

Следует  иметь  в  виду,  что  все  разделы  и  темы  дисциплины  «Организация 

здравоохранения» представлены в дидактически проработанной последовательности, что 
предусматривает  логическую  стройность  курса  и  продуманную  систему  усвоения 
обучающимися учебного материала, поэтому нельзя приступать к изучению последующих 
тем (разделов), не усвоив предыдущих.  
 

10.3  Методические  указания  для  обучающихся  по  организации  самостоятельной 

работы в процессе освоения дисциплины.  
 

Вид работы 

Контроль выполнения 

работы 

Подготовка  к  аудиторным  занятиям  (проработка  учебного 
материала по конспектам лекций и учебной литературе). 

Собеседование. 

Работа с учебной и научной литературой 

Собеседование. 

Ознакомление с видеоматериалами электронных ресурсов. 

Собеседование. 

Самостоятельная  проработка  отдельных  тем  учебной 
дисциплины в соответствии с учебным планом. 

Тестирование. 

Подготовка  и  написание  рефератов,  докладов  на  заданные 
темы. 

Проверка 

рефератов, 

докладов. 

Выполнение  индивидуальных  домашних  заданий  (решение 
задач, проведение расчетов). 

Собеседование. 
Проверка заданий. 

Работа с тестами и вопросами для самопроверки. 

Тестирование. 
Собеседование. 

Подготовка ко всем видам контрольных испытаний. 

Тестирование. 
Собеседование. 

 
10.4 Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям. 
  

Занятия  практического  типа предназначены  для  расширения  и  углубления  знаний 

обучающихся  по  учебной  дисциплине,  формирования  умений  и  компетенций, 
предусмотренных  стандартом.  В  их  ходе  обучающимися  реализуется  верификационная 
функция степени усвоения  учебного материала, они приобретают умения вести научную 
дискуссию.  Кроме  того,  целью  занятий  является:  проверка  уровня  понимания 
обучающимися  вопросов,  рассмотренных  на  лекциях  и  в  учебной  литературе,  степени  и 
качества  усвоения  обучающимися  программного  материала;  формирование  и  развитие 
умений, навыков применения теоретических знаний в реальной практике решения задач, 
анализа  профессионально-прикладных  ситуаций;  восполнение  пробелов  в  пройденной 
теоретической части курса и оказания помощи в его освоении. 

Обучающийся  должен  изучить  основную  литературу  по  теме  занятия,  и, 

желательно,  источники  из  списка  дополнительной  литературы,  используемые  для 
расширения объема знаний по теме (разделу), интернет-ресурсы.  

 

11.  Перечень  информационных  технологий,  используемых  при  осуществлении 
образовательного  процесса  по  дисциплине,  включая  перечень  программного 
обеспечения и информационных справочных систем. 

389 

 

Программное  обеспечение  ГБОУ  ВПО  ПСПБГМУ  им.  И.П.  Павлова,  являющееся 

частью  электронной  информационно-образовательной  среды  и  базирующееся  на 
телекоммуникационных технологиях: 

 

компьютерные обучающие программы; 

 

тренинговые и тестирующие программы; 

 

Электронные базы данных: 

http://www.studentlibrary.ru/

  

http://e.lanbook.com/

 

http://www.scopus.com/

 

http://books-up.ru/

  

http://www.rspor.ru/

 

 
12.Материально-техническая 

база, 

необходимая 

для 

осуществления 

образовательного процесса по дисциплине. 
 

Наименование специализированных 

аудиторий и лабораторий 

Перечень оборудования 

Специализированный 

кабинет 

кафедры общественного здоровья и 
здравоохранения 

с 

курсом 

экономики 

и 

управления 

здравоохранением. 

 

 

Стол – 10 шт., стулья – 20шт.   
Ноутбук Lenovo G500. 
Мультимедийный проектор  
BENQ MX505 DLP. 
Экран Lumien Eco Picture. 

 
 

Разработчик: 

Окулов М.В., к.м.н., доц. 

 

Рецензент: 

Рывкин  А.Ю.,  д.м.н.,  заслуженный  врач  РФ,  Главный  врач  СПб  ГБУЗ  «Городская 

клиническая больница №31». 

 

Эксперт: 

Клюковкин  К.С.,  заместитель  председателя  Комитета  по  здравоохранению 

Правительства Санкт-Петербурга 

 

Медицина чрезвычайных ситуаций  

 

1. Цели и задачи дисциплины  
 
Цель:
  совершенствование  теоретических  знаний  и  практических  навыков    в 

области  медицины  катастроф,  формирование  у  врача-ординатора  готовности  и 
способности к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. 

 
Задачи: 
 

390 

 

 

Сформировать  обширный  и  глубокий  объем  базовых,  фундаментальных 

медицинских  знаний,  формирующих  профессиональные  компетенции  врача-ординатора 
по  специальности  «Медицина  ЧС»  для  работы  в  лечебных  учреждениях  и  специальных 
формированиях здравоохранения. 

 

Изучить  задачи  и  организационную  структуру  Всероссийской  службы  медицины 

катастроф, организацию медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях 
мирного 

и 

военного 

времени, 

организацию 

санитарно-гигиенических 

и 

противоэпидемических мероприятий, снабжения медицинским имуществом учреждений и 
формирований здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.  

 

Рассмотреть  мероприятия  по  повышению  устойчивости  функционирования  и 

организации работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях 

 

Освоить  методы  защиты  больных  и  персонала  медицинских  учреждений  от 

загрязнения  радиоактивными  веществами  и  заражения  сильнодействующими  ядовитыми 
веществами  при  авариях  на  объектах  народного  хозяйства  и  других  экологических 
катастрофах, а также от современных средств поражения. 

 

Подготовить  врачей-ординаторов  к  практическому  выполнению  функциональных 

обязанностей  в  соответствии  с  профилем  по  организации  медицинского  обеспечения  и 
оказанию  медицинской  помощи  населению  в  чрезвычайных  ситуациях  природного  и 
техногенного характера мирного времени, а так же в очагах массовых санитарных потерь 
военного времени. 

 

Изучить основные нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы 

организации медицинского обеспечения населения  в ЧС мирного и военного времени. 

 

Рассмотреть  основные  виды  специальных  формирований  здравоохранения  и 

характеристику раненых и больных, поступающих в тыловые госпитали здравоохранения. 

 

Освоить практические навыки проведения медицинской сортировки и организацию 

эвакуации раненых и больных в тыловые госпитали  здравоохранения. 

 

Изучить  организацию  формирования  государственного  материального  резерва 

медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. 

 

Изучить  основные  вопросы  по  организации  и  ведению  воинского  учета  и 

бронированию  граждан,  пребывающих  в  запасе  и  работающих  в  учреждениях  и 
организациях здравоохранения. 

 

Научиться  применять  полученные  знания  при  исполнении  функциональных 

обязанностей по занимаемым  должностям. 

 

Уметь  применять  на  практике  основные  положения,  которые  содержатся  в 

инструкции о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек 
здравоохранения. 

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине: 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

  готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 
  готовностью  к  управлению  коллективом,  толерантностью  к  восприятию  социальных, 

этнических, конфессиональных и культурных различий(УК-2); 

  готовностью  к  участию  в  педагогической  деятельности  по  программам  среднего  и 

высшего  медицинского  образования  или  среднего  и  высшего  фармацевтического 
образования,  а  также  по  дополнительным  профессиональным  программам  для  лиц, 
имеющих  среднее  профессиональное  или  высшее  образование,  в  порядке, 
установленном  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим 
функции  по  выработке  государственной  политики  и  нормативно-правовому 

391 

 

регулированию в сфере здравоохранения (УК-3). 

 

Выпускник, 

освоивший 

программу 

ординатуры, 

должен 

обладать 

профессиональными компетенциями

  готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение 

и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, 
предупреждение  возникновения  и  (или)  распространения  заболеваний,  их  раннюю 
диагностику,  выявление  причин  и  условий  их  возникновения  и  развития,  а  также 
направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды 
его обитания (ПК-1); 

  готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты 

населения  в  очагах  особо  опасных  инфекций,  при  ухудшении  радиационной 
обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3); 

  готовность  к  оказанию  медицинской  помощи  при  чрезвычайных  ситуациях,  в  том 

числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7); 

  готовностью  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 

использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11); 

  готовность  к  организации  медицинской  помощи  при  чрезвычайных  ситуациях,  в  том 

числе медицинской эвакуации (ПК-12); 

 

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
 

Дисциплина «Медицина чрезвычайных ситуаций» относится к базовой части Блока 

1  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  высшего  образования 
(ФГОС ВО). 

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 
часов,  выделенных  на  контактную  работу  обучающихся  с  преподавателем  и  на 
самостоятельную работу обучающихся   
 

Вид учебной работы 

Всего часов/ 
зачетных единиц 

Семестры 

II 

Аудиторные занятия (всего) 

48 

48 

В том числе: 

 

 

Лекции (Л) 

Практические занятия (ПЗ) 

 

 

Семинары (С) 

44 

44 

Лабораторные работы (ЛР) 

 

 

Самостоятельная работа  (всего) 

24 

24 

Вид промежуточной аттестации (зачет) 

 

зачет 

Общая трудоемкость  (ед.)                                       

72 

72 

2 зач. ед. 

2 зач. ед. 

 
 

5  Содержание  дисциплины,  структурированное  по  темам  (разделам)  с  указанием 
отведенного на них количества академических часов и видов занятий 
 

5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины  

 

Примечание [ОД27]: несоответсвие 
ПК! 

392 

 

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самостоя

-тельная 

работа, 

академ. ч 

В

ид 

проме

жут

очн

ой

 

ат

те

ст

ац

ии

 

В

се

го

 

занятия 

лекцион

-ного 

типа 

(лекции) 

занятия 

семинар-

ского типа 

(практи-

ческие, 

интерак-

тивные) 

клиническ

ие 

практичес

кие 

занятия 

Тема (раздел) 1 
Обороноспособност

ь 

и 

национальная 

безопасность 
Российской Федерации. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зачет 

Тема (раздел) 2 
Задачи и организация 
единой государственной 
системы медицинского 
обеспечения населения 
мирного и военного 
времени (РСЧС и 
ВСМК) 

 

Тема (раздел) 3  
Организация работы 
больницы 
(поликлиники) в ЧС 

 

 

12 

Тема (раздел) 4 
Основные принципы и 
способы защиты 
больных, медицинского 
персонала и населения 
от поражающих 
факторов ЧС 

 

 

Тема (раздел) 5 
Организация 
развертывания и работы 
специальных 
формирований 
здравоохранения и 
медицинских 
учреждений  
гражданской обороны  в 
ЧС военного характера 

 

 

14 

Тема (раздел) 6 
Медицинское 
обеспечение ВС РФ в 
чрезвычайных 
ситуациях 

 

 

Тема (раздел) 7 
Особенности медико-
психологического 
сопровождения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..