ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 39

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 39

 

 

305 

 

5. ЭБС «Консультант врача» № договора 921/15 –Д3 от 01/12/2015 г с ООО Группа 
компаний ГОЭТАР 

 

12.Материально-техническая 

база, 

необходимая 

для 

осуществления 

образовательного процесса по дисциплине 

 

Наименование специализированных 

аудиторий и лабораторий 

Перечень оборудования 

Аудитория № 1 

1. LCD Проектор (потолочный)  - 1 

2. Экран настенный                   - 1 

3. Доска (для маркеров)             - 1 

4. Стол преподавателя               - 1 

5. Кресло преподавателя           - 1 

6. Стол учебный                        - 16 

7. Стул учебный                        - 32 

8. Ноутбук                                  - 1 

Аудитория  №  2  Компьютерный 

класс 

1. LCD Проектор                     - 1 

2. Экран переносной                 - 1 

3. Доска (для маркеров)            - 1 

4. Стол преподавателя              - 1 

5. Кресло преподавателя           - 1 

6. Стол компьютерный             - 10 

7. Стул учебный                       - 20 

8. Ноутбук                                 - 1 

9. Компьютер                            - 10 

Разработчики: 

Вербицкая Е.В., к.б.н.,  доцент кафедры 

 

Рецезент: 

Андреев Б.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой фармакологии СПБГУ 

 

Эксперт: 

Волчков В.А., д.м.н., профессор, главный врач СПБ ГБУЗ «Введенская больница» 

 

 

306 

 

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

1. Цели и задачи дисциплины 
 

Цель дисциплины –

 

формирование у ординатора углубленных знаний по вопросам 

организации здравоохранения и общественного здоровья, позволяющих  аргументировано 
принимать решения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности. 

  
Задачи дисциплины: 

1.  Предупреждение  возникновения  заболеваний  среди  населения  путем  проведения 

профилактических и противоэпидемических мероприятий. 

2.  Проведение 

профилактических  медицинских  осмотров,  диспансеризации, 

диспансерного наблюдения. 

3.  Проведение  сбора  и  медико-статистического  анализа  информации  о  показателях 

здоровья  населения  различных  возрастно-половых  групп,  характеризующих 
состояние их здоровья. 

4.  Формирование  у  населения,  пациентов  и  членов  их  семей  мотивации, 

направленной  на  сохранение  и  укрепление  своего  здоровья  и  здоровья 
окружающих. 

5.  Применение  основных  принципов  организации  оказания  медицинской  помощи  в 

медицинских организациях и их структурных подразделениях. 

6.  Организация  и  управление  деятельностью  медицинских  организаций  и  (или)  их 

структурных подразделений. 

7.  Организация проведения медицинской экспертизы. 
8.  Организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам. 
9.  Ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации. 
10. Создание  в  медицинских  организациях  и  (или)  их  структурных  подразделениях 

благоприятных  условий  для  пребывания  пациентов  и  трудовой  деятельности 
медицинского  персонала  с  учетом  требований  техники  безопасности  и  охраны 
труда. 

11. Соблюдение основных требований информационной безопасности.  

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине: 
 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

  готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 
  готовностью  к  управлению  коллективом,  толерантно  воспринимать  социальные, 

этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); 

  готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и 

высшего  медицинского  образования  или  среднего  и  высшего  фармацевтического 
образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, 
имеющих  среднее  профессиональное  или  высшее  образование  в  порядке, 
установленном  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющем 
функции  по  выработке  государственной  политики  и  нормативно-правовому 
регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).  

 
Выпускник, 

освоивший 

программу 

ординатуры, 

должен 

обладать 

профессиональными компетенциями: 
1) профилактическая деятельность: 

307 

 

  готовность  к  осуществлению  комплекса  мероприятий,  направленных  на 

сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового 
образа  жизни,  предупреждение  возникновения  и  (или)  распространения 
заболеваний,  их  раннюю  диагностику,  выявление  причин  и  условий  их 
возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния 
на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); 

  готовность  к  проведению  противоэпидемических  мероприятий,  организации 

защиты  населения  в  очагах  особо  опасных  инфекций,  при  ухудшении 
радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях 
(ПК-3); 

  готовность  к  применению  социально-гигиенических  методик  сбора  и  медико-

статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения 
и подростков (ПК-4); 

2) психолого-педагогическая деятельность: 

  готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, 

направленной  на  сохранение  и  укрепление  своего  здоровья  и  здоровья 
окружающих (ПК-9); 

3) организационно-управленческая деятельность: 

  готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере 

охраны  здоровья  граждан,  в  медицинских  организациях  и  их  структурных 
подразделениях (ПК-10); 

  готовность  к  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с  использованием 

основных медико-статистических показателей (ПК-11); 

  готовность  к  организации  медицинской  помощи  при  чрезвычайных  ситуациях,  в 

том числе медицинской эвакуации (ПК-12) 

 
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы. 
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» к базовой части Блока 1. 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 
часов,  выделенных  на  контактную  работу  обучающихся  с  преподавателем  и  на 
самостоятельную работу обучающихся.   
 

Вид учебной работы 

Всего 

часов / 

зачетных 

единиц 

Семестры 

Аудиторные занятия (всего) 

2020

 

2020

 

В том числе: 

 

 

Лекции (Л) 

216

 

1616

 

Клинические практические занятия (КПЗ) 

184

 

184

 

Самостоятельная работа  (всего) 

1616

 

1616

 

Общая трудоемкость                                     часы 

                                                    зачетные единицы 

3636

 

3636

 

11

 

11

 

 

5.  Содержание  дисциплины,  структурированное  по  темам  (разделам)  с  указанием 

отведенного на них количества академических часов и видов занятий. 

Примечание [ОД23]: не указаны 
ПК-2 и 5, зачем-то указан ПК-12 

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

308 

 

 

5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины.  

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самост

оя-

тельна

я 

работа, 

академ. 

ч 

В

ид п

ром

ежут

очн

ой

 

ат

те

ст

ац

ии

 

В

се

го

 

занятия 

лекцион

-ного 

типа 

(лекции) 

занятия 

семинар

-ского 

типа 

(практи-

ческие, 

интерак-

тивные) 

клинические 

практически

е занятия 

Тема (раздел) 1  
Введение в 
общественное здоровье 
и здравоохранение. 
Общие вопросы. Общие 
понятия. 
Законодательная база и 
история развития 
здравоохранения. 

4

 

 

2

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зачет  

 

66

 

Тема (раздел) 2 
Здоровье  населения  и 
профилактика 
заболеваний. 

 

 

22

 

22

 

44

 

Тема (раздел) 3  
Организация 
медицинской помощи 
населению. 

4

 

 

4

 

44

 

88

 

Тема (раздел) 4 
Контроль качества 
медицинской помощи. 

 

 

22

 

22

 

44

 

Тема (раздел) 5 
Системы  
здравоохранения и 
организация 
медицинского 
страхования. 

22

 

 

2

 

22

 

44

 

Тема (раздел) 6 
Лекарственное 
обеспечение населения в 
РФ. 

2

 

 

2

 

22

 

44

 

Тема (раздел) 7 
Экономика 
здравоохранения. 

4

 

 

4

 

22

 

66

 

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

309 

 

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самост

оя-

тельна

я 

работа, 

академ. 

ч 

В

ид п

ром

ежут

очн

ой

 

ат

те

ст

ац

ии

 

В

се

го

 

занятия 

лекцион

-ного 

типа 

(лекции) 

занятия 

семинар

-ского 

типа 

(практи-

ческие, 

интерак-

тивные) 

клинические 

практически

е занятия 

 

ИТОГО 

216

 

00

 

184

 

1616

 

00

 

3636

 

 

5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины. 

 

 

п/

п 

Наименование 

темы 

(раздела) 

дисциплины  

Содержание темы (раздела) 

Формируемые компетенции 

1.  Введение в 

общественное 
здоровье и 
здравоохранен
ие. Общие 
вопросы. 
Общие 
понятия. 
Законодательна
я база и 
история 
развития 
здравоохранен
ия. 

Правовые 

основы  

здравоохранения 

в 

России. 

Конституция    РФ  об  охране 
здоровья    граждан.  Федеральный 
закон 

«Об 

основах 

охраны 

здоровья  граждан  в  Российской 
Федерации 

(323№»№ 

ФЗ 

от 

21.11.2011 г.). Основные принципы 
охраны  здоровья.  Виды,  условия  и 
формы 

оказания 

медицинской 

помощи  (Федеральный  закон    «Об 
основах  охраны  здоровья  граждан 
в РФ» №323 – ФЗ от 21.11.2011 г). 
Правовые  основы  репродуктивных 
технологий 

и 

прерывание 

беременности  (Федеральный  закон  
«Об  основах  охраны  здоровья 
граждан  в  РФ»  №323  –  ФЗ  от 
21.11.2011 

г). 

Добровольное 

информированное 

согласие 

на 

медицинское вмешательство. Отказ 
от  медицинского  вмешательства. 
Оказание медицинской помощи без 
согласия 

пациента. 

Врачебная 

тайна. 

 

Правовой 

статус 

медицинских  и  фармацевтических 
работников. 

Правовой 

статус 

лечащего 

врача. 

Кадры 

здравоохранения. 

Базовые 

специальности  и  специальности, 

готовностью  к  абстрактному 
мышлению,  анализу,  синтезу 
(УК-1); 

готовностью 

к 

управлению 

коллективом, 

толерантно 

воспринимать 

социальные, 

этнические, 

конфессиональные 

и 

культурные различия (УК-2); 
готовностью  к  участию  в 
педагогической  деятельности 
по  программам  среднего  и 
высшего 

медицинского 

образования  или  среднего  и 
высшего  фармацевтического 
образования,  а  также  по 
дополнительным 
профессиональным 
программам 

для 

лиц, 

имеющих 

среднее 

профессиональное 

или 

высшее 

образование, 

в 

порядке, 

установленном 

федеральным 

органом 

исполнительной 

власти, 

осуществляющим  функции  по 
выработке 

государственной 

политики 

и 

нормативно-

правовому  регулированию  в 
сфере  здравоохранения  (УК-
3); 

готовность 

к 

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

Отформатировано: Шрифт: (по
умолчанию) Times New Roman, 12 пт

310 

 

требующие 

 

углубленной 

подготовки. 

Порядок  

сертификации  и аттестации  врачей 
и 

средних 

медработников. 

Регулирование 

трудовых 

отношений  в  здравоохранении. 
Порядок 

приема 

на 

работу, 

увольнения  с  работы,  перевода  на 
другую работу.  

осуществлению 

комплекса 

мероприятий,  направленных 
на  сохранение  и  укрепление 
здоровья  и  включающих  в 
себя  формирование  здорового 
образа 

жизни, 

предупреждение 
возникновения 

и 

(или) 

распространения  заболеваний, 
их 

раннюю 

диагностику, 

выявление  причин  и  условий 
их  возникновения  и  развития, 
а  также  направленных  на 
устранение  вредного  влияния 
на 

здоровье 

человека 

факторов  среды  его  обитания 
(ПК-1);  
готовность 

к 

проведению 

противоэпидемических 
мероприятий, 

организации 

защиты  населения  в  очагах 
особо  опасных инфекций, при 
ухудшении 

радиационной 

обстановки, 

стихийных 

бедствиях 

и 

иных 

чрезвычайных ситуациях (ПК-
3);  готовность  к  применению 
социально-гигиенических 
методик  сбора  и  медико-
статистического 

анализа 

информации  о  показателях 
здоровья  взрослого  населения 
и 

подростков 

(ПК-4); 

готовность к формированию у 
населения, 

пациентов 

и 

членов  их  семей  мотивации, 
направленной на сохранение и 
укрепление  своего  здоровья  и 
здоровья окружающих (ПК-9); 
организационно-
управленческая деятельность: 
готовность  к  применению 
основных 

принципов 

организации  и  управления  в 
сфере 

охраны 

здоровья 

граждан, 

в 

медицинских 

организациях 

и 

их 

структурных  подразделениях 
(ПК-10). 

2.  Здоровье 

населения и 
профилактика 

Уровни 

изучения 

здоровья. 

Понятие 

о 

факторах 

риска. 

Основные  методы.  Понятие  о 

готовностью  к  абстрактному 
мышлению,  анализу,  синтезу 
(УК-1); 

готовностью 

к 

311 

 

заболеваний. 
 

качестве 

жизни. 

Здоровье 

населения.  Группы  показателей, 
характеризующих 

здоровье 

населения и факторы, влияющие на  
их 

уровень. 

Демографические 

показатели,  показатели  статики  и 
динамики.  Показатели  динамики. 
Механические 

и 

естественное 

движение 

населения. 

Виды 

миграций. Показатели физического 
развития  населения.  Рождаемость, 
методика 

расчета  и 

порядок 

регистрации  рождений  в  РФ. 
Государственная 

политика 

в 

области 

планирования 

семьи. 

Смертность  населения.  Методика 
расчета  и  динамика  показателей  в 
России.  Структура  смертности 
населения.  Порядок  оформления 
«Медицинского  свидетельства  о 
смерти». 

Заболеваемость 

населения. 

Первичная 

заболеваемость  и  болезненность 
населения, 

патологическая 

пораженность,  методика  расчета.  
Методы изучения заболеваемости в 
России.  Виды  заболеваемости  по 
обращаемости, 

методика 

регистрации. 

Международная 

классификация 

болезней 

и 

проблем,  связанных  со  здоровьем. 
Профилактика 

заболеваний. 

Задачи, 

методы 

и 

формы 

санитарно-гигиенического 
воспитания 

населения. 

Диспансеризация 

населения. 

Основные элементы диспансерного 
метода,  группы  диспансерного 
наблюдения. Основные показатели, 
характеризующие 

 

объем 

и 

эффективность  диспансеризации. 
Основные 

задачи 

врачебно-

трудовой  экспертизы.  Состав  и 
функции    врачебной  комиссии. 
Роль 

лечащего 

врача 

при 

проведении 

 

экспертизы 

нетрудоспособности.  Документы, 
удостоверяющие 

временную 

нетрудоспособность.  Оформление 
листка 

нетрудоспособности 

лечащими 

врачами 

ЛПУ, 

частнопрактикующими 

врачами, 

управлению 

коллективом, 

толерантно 

воспринимать 

социальные, 

этнические, 

конфессиональные 

и 

культурные различия (УК-2); 
готовностью  к  участию  в 
педагогической  деятельности 
по  программам  среднего  и 
высшего 

медицинского 

образования  или  среднего  и 
высшего  фармацевтического 
образования,  а  также  по 
дополнительным 
профессиональным 
программам 

для 

лиц, 

имеющих 

среднее 

профессиональное 

или 

высшее 

образование, 

в 

порядке, 

установленном 

федеральным 

органом 

исполнительной 

власти, 

осуществляющим  функции  по 
выработке 

государственной 

политики 

и 

нормативно-

правовому  регулированию  в 
сфере  здравоохранения  (УК-
3); 

готовность 

к 

осуществлению 

комплекса 

мероприятий,  направленных 
на  сохранение  и  укрепление 
здоровья  и  включающих  в 
себя  формирование  здорового 
образа 

жизни, 

предупреждение 
возникновения 

и 

(или) 

распространения  заболеваний, 
их 

раннюю 

диагностику, 

выявление  причин  и  условий 
их  возникновения  и  развития, 
а  также  направленных  на 
устранение  вредного  влияния 
на 

здоровье 

человека 

факторов  среды  его  обитания 
(ПК-1); 

готовность 

к 

проведению 
противоэпидемических 
мероприятий, 

организации 

защиты  населения  в  очагах 
особо  опасных инфекций, при 
ухудшении 

радиационной 

обстановки, 

стихийных 

бедствиях 

и 

иных 

312 

 

средними 

медицинскими  

работниками. 

Сроки 

единовременного  и  единоличного  
оформления 

листков 

нетрудоспособности 

лечащим 

врачом,  сроки  направления  на  ВК. 
Виды 

нарушения 

режима 

и 

оформление 

листка 

нетрудоспособности 

 

при 

нарушениях  режима.  Оформление  
временной  нетрудоспособности  в 
период 

очередного 

отпуска, 

отпуска 

без 

сохранения 

содержания. 

Оформление 

временной 

нетрудоспособности 

иногородних 

пациентов 

при 

амбулаторном  и  стационарном 
лечении.  Оформление  временной 
нетрудоспособности    по  уходу  за 
больным 

ребенком 

при 

амбулаторном  и  стационарном 
лечении.  Оформление  временной 
нетрудоспособности  по  уходу  за 
больным  взрослым  членом  семьи. 
Оформление  нетрудоспособности 
по беременности, родам  и в случае 
прерывания  беременности  (в  том 
числе, 

по 

медицинским 

и 

социальным  показаниям  и  при 
искусственном 

аборте). 

Оформление 

листка 

нетрудоспособности 

при 

карантине. 

Оформление 

нетрудоспособности 

при 

протезировании  в  амбулаторных  и 
стационарных  условиях.  Медико-
социальная  экспертиза  (МСЭ)  ее 
цели 

и 

задачи. 

Организация 

медико-социальной 

экспертизы. 

Порядок  направления  граждан    на   
МСЭ и правила оформления листка 
нетрудоспособности. 
Инвалидность. 

Основания 

для 

признания  гражданина  инвалидом. 
Группы  инвалидности.  Критерии 
для 

определения 

группы 

инвалидности. 

Нарушения 

здоровья 

и 

ограничения 

жизнедеятельности. 

Сроки 

переосвидетельствования. 
Индивидуальные 

программы 

реабилитации инвалидов.  

чрезвычайных ситуациях (ПК-
3);  
готовность  к  применению 
социально-гигиенических 
методик  сбора  и  медико-
статистического 

анализа 

информации  о  показателях 
здоровья  взрослого  населения 
и 

подростков 

(ПК-4); 

готовность к формированию у 
населения, 

пациентов 

и 

членов  их  семей  мотивации, 
направленной на сохранение и 
укрепление  своего  здоровья  и 
здоровья окружающих (ПК-9);  
готовность  к  применению 
основных 

принципов 

организации  и  управления  в 
сфере 

охраны 

здоровья 

граждан, 

в 

медицинских 

организациях 

и 

их 

структурных  подразделениях 
(ПК-10);  
готовность  к  оценке  качества 
оказания 

медицинской 

помощи  с  использованием 
основных 

медико-

статистических 

показателей 

(ПК-11); 

готовность 

к 

организации 

медицинской 

помощи  при  чрезвычайных 
ситуациях, 

в 

том 

числе 

медицинской  эвакуации  (ПК-
12). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..