ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 29

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 29

 

 

225 

 

 
Разработчик: 
Тихонова Ю.А., к.м.н., доцент 
 
Рецензент: 
Рыбакова М.Г., д.м.н., профессор

 

 
 

 
 
 
 
 

 

 

Примечание [ОД18]: нет эксперта 

226 

 

 

Клиническая фармакология 

 

1. Цели и задачи дисциплины 

Цель  дисциплины  –  изучения  дисциплины  является  формирование  у  врача 

ординатора  углубленных  профессиональных  знаний  в  области  клинической 

фармакологии.  

Задачи дисциплины: 

1. 

Изучить  основные  вопросы  клинической  фармакологии,  которые  помогут 

формировать запас знаний по лекарственной терапии.  

2.  Научиться  применять  данные  по  фармакокинетике  и  фармакодинамике  с  целью 

выбора препарата для лечения конкретного пациента. 

3.  Научиться  понимать  и  уметь  применять  на  практике  информацию,  которая 

содержится  в  инструкции  по  применению  ЛС  для  специалистов,  и  уметь  разъяснять 

данные, которые содержатся в инструкциях для пациентов (в листках-вкладышах). 

4.  Научиться  подбирать  лекарственную  терапию  при  определенных  физиологических  и 

патологических  состояниях  или  предполагаемой  нагрузке,  исходя  из  особенностей 

фармакодинамики  и  фармакокинетики  препаратов,  учитывая  индивидуальные 

особенности каждого пациента, опираясь на данные доказательной медицины. 

5.Сформировать  обширный и  глубокий  объем  базовых,  фундаментальных  медицинских 

знаний,  формирующих  профессиональные  компетенции  врача  любой  специальности, 

способного успешно решать свои профессиональные задачи: 

 

иметь практический опыт подбирать лекарственную  терапию: при определенных 

физиологических и патологических состояниях  при предполагаемой нагрузке,  исходя  из  

особенностей 

фармакодинамики 

и 

фармакокинетики 

препаратов, 

учитывая 

индивидуальные  особенности  каждого  пациента,  опираясь  на  данные  доказательной 

медицины. 

 

решать  задачи  по  выбору  лекарственных  средств  из  представленного  арсенала 

препаратов  с  учетом  знаний  о  принадлежности  препарата  к  определенной 

фармакологической  или  фармакотерапевтической  группе,  возможности  использования 

других  препаратов  одноименной  группы;  знать  их  международные  непатентованные  и 

торговые (синонимы) названия. 

 

осуществлять 

логический 

анализ 

сведений 

о 

фармакологических 

(фармакодинамических,  фармакокинетических)  и  лечебных  свойствах  лекарственных 

средств, принципах их рационального применения. 

227 

 

 

осуществлять  анализ  и  коррекцию  лекарственной  терапии  с  учетом  дозирования, 

способа и времени приема, возможного нежелательного взаимодействия (при совместном 

назначении  двух  и  более  лекарственных  средств),  особенностей  и  ограничений, 

связанных  с  возрастом,  беременностью,  характером  питания  и  временем  приема  пищи, 

хронофармакологическими и другими индивидуальными аспектами.  

 

самостоятельно 

работать 

с 

фармакологической 

литературой: 

вести 

целенаправленный  поиск  необходимой  информации  для  решения  профессиональных 

задач  (выделять  основные  положения,  следствия  из  них  и  приложения  конкретное 

применение в решении фармакологических задач); использовать справочную литературу. 

 

давать  необходимую  консультацию  о  рациональном  применении  лекарственных 

средств. 

 

проводить 

профилактику, 

диагностику 

и 

коррекцию 

нежелательных 

лекарственных  реакций,  заполнять  документы  по  уведомлению  о  развитии 

нежелательных лекарственных реакций. 

 

знать принципы сбора аллергологического и фармакологического анамнеза. 

 

знать основные фармакокинетические процессы, фармакокинетические параметры 

и их клиническое значение.  

 

знать основные виды фармакологических эффектов. 

 

знать  виды  нежелательных  лекарственных  реакций;  методы  их  профилактики, 

диагностики и коррекции.  

 

знать  виды  и  механизмы  межлекарственного  взаимодействия,  взаимодействия 

лекарственных  средств  с  пищей,  фитопрепаратами,  компонентами  табачного  дыма, 

алкоголем. 

 

знать 

понятие 

и 

клиническое 

значение 

фармакогенетики, 

основные 

фармакогенетические  феномены,  приводящие  к  изменению  фармакологического  ответа 

на лекарственные средства. 

 

знать 

виды 

и 

клиническое 

значение 

фармакокэкономических 

и 

фармакэпидемиологических исследований. 

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине: 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  следующими 

универсальными компетенциями: 

 

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 

 

готовностью  к  управлению  коллективом,  толерантно  воспринимать  социальные, 

Примечание [ОД19]: не 
соответствуют таблице ПК и УК 

228 

 

этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); 

Выпускник,  освоивший  программу  ординатуры,  должен  обладать  профессиональными 

компетенциями: 

 

готовность  к  осуществлению  комплекса  мероприятий,  направленных  на 

сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа 

жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю 

диагностику,  выявление  причин  и  условий  их  возникновения  и  развития,  а  также 

направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его 

обитания (ПК-1); 

 

готовность  к  применению  природных  лечебных  факторов,  лекарственной, 

немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской 

реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8); 

 

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере 

охраны  здоровья  граждан,  в  медицинских  организациях  и  их  структурных 

подразделениях (ПК-10); 

 

готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 

использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11) 

 

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 

Дисциплина «Клиническая фармакология» относится к базовой части Блока 1. 

 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 

часов,  выделенных  на  контактную  работу  обучающихся  с  преподавателем  и  на 

самостоятельную работу обучающихся   

 

Вид учебной работы 

Всего 

часов / 

зачетны

х единиц 

Семестры 

Аудиторные занятия (всего) 

48 

48 

В том числе: 

 

 

Лекции (Л) 

Клинические практические занятия (КПЗ) 

44 

44 

Самостоятельная работа  (всего) 

24 

24 

229 

 

Промежуточная аттестация 

зачет 

Общая трудоемкость                                     часы 

                                                    зачетные единицы 

72 

72 

2

4

 

2

4

 

 

5  Содержание  дисциплины,  структурированное  по  темам  (разделам)  с  указанием 

отведенного на них количества академических часов и видов занятий 

5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины  

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самосто

я-

тельная 

работа, 

академ. 

ч 

В

ид п

ром

ежут

очн

ой

 а

тт

ес

та

ци

и 

В

се

го

 

занятия 

лекцио

н-ного 

типа 

(лекци

и) 

занятия 

семина

р-ского 

типа 

(практи

-

ческие, 

интера

к-

тивные

занятия 

клинически

е 

практическ

ие занятия 

2. 

Клиническая 

фармакокинетика. 

Терапевтический 

лекарственный 

мониторинг. Бренды и 

дженерики. 

 

За

че

т 

 

3. 

Неблагоприятные 

реакции лекарственных 

средств. 

 

4. 

Клиническая 

фармакология 

антигистаминных 

препаратов 

 

 

5. 

Клиническая 

фармакология 

 

 

230 

 

нестероидных 

противовоспалительны

х средств. 

6. 

Клиническая 

фармакология 

глюкокортикостероидн

ых препаратов. Тактика 

назначения и отмены. 

 

 

7. 

Клиническая 

фармакология 

лекарственных средств, 

используемых для 

коррекции анемии и 

средств, влияющих на 

лейкопоэз. 

 

 

8. 

Клиническая 

фармакология 

лекарственных средств, 

используемых при 

заболеваниях ЖКТ. 

 

 

9. 

Лекарственные 

средства, влияющие на 

систему свертывания 

крови. 

 

 

10. 

Лекарственные 

средства, 

используемые при 

патологии бронхо-

легочной системы. 

 

 

11. 

Лекарственные 

средства, 

используемые при 

патологии сердечно-

сосудистой системы. 

 

 

231 

 

12. 

Антимикробные 

препараты в 

современных условиях. 

 

 

11 

ИТОГО 

44 

24 

72 

 

 

5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины 

 

№ 

п/п 

Наименование 

темы (раздела) 

дисциплины 

Содержание темы 

(раздела) 

Формируемые 

компетенции 

1. 

Клиническая 

фармакокинетика. 

Терапевтический 

лекарственный 

мониторинг. 

Бренды и 

дженерики.   

-  Терапевтический 

лекарственный мониторинг.  

-  Практическая значимость. 

-  Бренды и дженерики – 

делема правильного 

выбора. 

 

готовностью 

к 

абстрактному 

мышлению, 

анализу, синтезу (УК-1); 

 

готовностью 

к 

управлению 

коллективом, 

толерантно 

воспринимать 

социальные, 

этнические, 

конфессиональные 

и 

культурные различия (УК-2); 

Выпускник, 

освоивший 

программу 

ординатуры, 

должен 

обладать 

профессиональными 

компетенциями: 

 

готовность 

к 

осуществлению 

комплекса 

мероприятий,  направленных 

на  сохранение  и  укрепление 

здоровья  и  включающих  в 

себя формирование здорового 

образа 

жизни, 

предупреждение 

возникновения 

и 

(или) 

Примечание [ОД20]: не 
соответствуют ПК и УК 

232 

 

распространения 

заболеваний, 

их 

раннюю 

диагностику, 

выявление 

причин 

и 

условий 

их 

возникновения  и  развития,  а 

также 

направленных 

на 

устранение  вредного  влияния 

на 

здоровье 

человека 

факторов  среды  его  обитания 

(ПК-1); 

 

готовность 

к 

применению 

природных 

лечебных 

факторов, 

лекарственной, 

немедикаментозной 

терапии и других методов у 

пациентов,  нуждающихся  в 

медицинской  реабилитации 

и 

санаторно-курортном 

лечении (ПК-8); 

 

готовность 

к 

применению 

основных 

принципов  организации  и 

управления  в  сфере  охраны 

здоровья 

граждан, 

в 

медицинских  организациях 

и 

их 

структурных 

подразделениях (ПК-10); 

 

готовность к участию в 

оценке  качества  оказания 

медицинской  помощи  с 

использованием  основных 

медико-статистических 

показателей (ПК-11) 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..