ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 16

 

 

121 

 

В левой передней косой проекции определеяется симптом "перекреста" по заднему 
контуру сердца между левым предсердием и левым желудочком. Это может иметь место 
а)при аортальной недостаточности 
б)при митральном стенозе 
в)при дефекте межжелудочковой перегородки 
г)при митральной недостаточности 
 
Акинетическая зона в области третьей дуги (прямая проекция) может наблюдаться 
а)при митральной недостаточности 
б)при тромбозе ушка левого предсердия 
в)при аортальном стенозе 
г)при инфундибулярном стенозе легочной артерии 
 
Аортальная форма сердца наблюдается 
а)при митральном стенозе 
б)при трикуспидальном стенозе 
в)при митральной недостаточности 
г)при стенозе устья аорты 
 
Смещение правого атриовазального угла кверху характерно 
а)для стеноза устья аорты 
б)для митрального стеноза 
в)для недостаточности аортального клапана 
г)для атеросклеретического аортокардиосклероза 
 
Смещение правого атриовазального угла вниз характерно 
а)Для открытого артериального протока 
б)для митрального стеноза 
в)для стеноза легочной артерии 
г)для коарктации аорты 
 
По правому контуру в прямой проекции могут наблюдаться три дуги 
а)при коарктации аорты 
б)при дефекте межпредсердной перегородки 
в)при митральной недостаточности 
г)при гипертонической болезни 
 
Четкая тень всех контуров левого предсердия в прямой проекции может наблюдаться 
а)при гипертонической болезни 
б)при дефекте межжелудочковой перегородки 
в)при тетраде Фалло 
г)при митральной недостаточности 
 
Для переломов шейки бедренной кости не характерны 
а)смещение по длине с захождением отломков 
б)ротация наружу 
в)ротация внутрь 
г)смещение под углом, открытым внутрь 
 
При повреждении менисков коленных суставов информативны 
а)рентгенография в типичных проекциях 
б)рентгенография в косых проекциях 

122 

 

в)томография 
г)контрастирование полости коленного сустава 
 
Для абдукционного механизма травмы голеностопного сустава не характерен 
а)спиралевидный перелом дистального конца малоберцовой кости 
б)поперечный перелом внутренней лодыжки 
или разрыв дельтовидной связки 
в)поперечный перелом наружной лодыжки 
г)разрыв межберцового синдесмоза 
 
Рентгенологическими симптомами 
при компрессионном переломе пяточной кости являются все перечисленные, кроме 
а)уменьшения пяточно-суставного угла 
б)увеличения пяточно-суставного угла 
в)уплотнения структуры пяточной кости 
г)выявления линии перелома 
д)перерыва коркового слоя 
 
Изолированные вывихи обычно возникают 
а)в шейном отделе позвоночника 
б)в грудном отделе позвоночника 
в)в поясничном отделе позвоночника 
г)в пояснично-крестцовом переходе 
 
Решающим для распознавания и определения вида 
вывиха шейных позвонков является соотношение 
а)тел позвонков 
б)остистых отростков 
в)дуг позвонков 
г)суставных отростков 
 
Основным рентгенологическим симптомом оскольчатого разрывного перелома атланта 
(перелома Джефферсона) является 
а)выстояние боковой массы атланта 
за край боковой суставной поверхности аксиса с одной стороны на прямой 
рентгенограмме через открытый рот 
б)то же с обеих сторон 
в)отрыв костного фрагмента боковой массы атланта 
г)неодинаковое расстояние от боковых масс атланта 
до зубовидного отростка аксиса 
 
Для II шейного позвонка характерны 
а)компрессионный перелом 
б)перелом остистого отростка 
в)перелом зубовидного отростка 
г)двусторонний перелом переднего отдела дуги 
д)правильно в) и г) 
 
"Защелкивание" суставных отростков происходит 
а)при подвывихе 
б)при верховом вывихе 
в)при сцепившемся вывихе 

123 

 

г)правильно а) и б) 
 
К признакам, обычно сопровождающим клиновидную компрессию тела позвонка, 
относятся 
а)деформация переднего контура в виде ступеньки или угла 
б)узелки Шморля 
в)уплотнение костной структуры 
г)увеличение передне-заднего размера тела 
д)правильно а) и в) 
 
При гидронефрозе наиболее рациональны 
а)экскреторная урография 
б)ангиография 
в)ретроградная пиелография 
г)ультразвуковое исследование 
д)антеградная пиелография 
 
Заключение об "отсутствии функции" почки возможно в случае 
а)отсутствия контрастирования чашечек и лоханки 
б)отсутствия нефрографической фазы 
в)при ретроградной пиелографии 
чашечно-лоханочная система не изменена 
г)сосудистое русло почки не изменено 
 
На интенсивность изображения мочевых путей 
при экскреторной урографии влияют следующие внутрипочечные факторы 
а)состояние выделительной функции 
б)динамика мочевых путей 
в)тонус сосудистого русла 
г)тип строения чашечно-лоханочной системы 
 
На интенсивность изображения мочевых путей 
влияют следующие экстраренальные факторы 
а)количество контрастного вещества 
б)концентрация контрастного вещества 
в)возраст пациента 
г)сопутствующие заболевания 
 
На качестве изображения мочевых путей при экскреторной урографии 
отражаются 
а)пожилой возраст 
б)детский возраст 
в) беременность 
г)малоподвижный образ жизни 
д)тяжелые физические нагрузки 
 
Контрастированный пищевод в правом переднем косом положении 
при митральной недостаточности отклонен кзади увеличенным левым предсердием 
а)по дуге малого радиуса 
б)по дуге большого радиуса 
в)не отклонен 
г)по дуге среднего радиуса 

124 

 

 
Рентгенофункциональным признаком митральной недостаточности является 
а) коромыслоподобные движения 
между правым предсердием и правым желудочком  
б)между предсердием и левым желудочком 
в)в пределах одной дуги левого желудочка 
г)между легочной артерией и левым предсердием 
 
Аорта при недостаточности аортального клапана 
а)расширена на всем протяжении 
б)расширена в восходящем отделе 
в)сужена на всем протяжении 
г)диаметр не изменен 
 
 
Дуга левого желудочка в прямой проекции при аортальной недостаточности 
а)закруглена 
б)удлинена, имеет пологое очертание 
в)не изменена 
г)деформирована 
 
Амплитуда пульсации аорты при недостаточности клапана аорты 
а)увеличена в восходящем отделе 
б)не изменена 
в)уменьшена на всем протяжении 
г)увеличена на всем протяжении 
 
Митрализация аортального клапана выражается в увеличении 
а)левого предсердия 
б)правого предсердия 
в)правого желудочка 
г)левого желудочка 
 
Дифференциальная диагностика между аортальным стенозом 
и аортальной недостаточностью осуществляется по состоянию 
а) левого желудочка и аорты 
б) малого круга кровообращения и аорты 
в) правых отделов сердца и левого желудочка 
г) правого желудочка 
 
Дуга левого желудочка при аортальном стенозе 
а) закруглена 
б) имеет пологое очертание 
в) не изменена 
г) деформирована 
 
Наилучшей проекцией 
для выявления обызвествлений митрального клапана является 
а) передняя прямая 
б) правая передняя косая (неполный поворот) 
в) левая передняя косая 
г) левая боковая 

125 

 

 
Малый круг кровообращения при дефекте межпредсердной перегородки 
а) не изменен 
б) имеет место гиповолемия 
в) имеет место гиперволемия 
г) возможны все типы изменений 
 
Шахтеры урановых шахт получают наибольшую дозу на 
а)  костный мозг 
б)  печень 
в)  легкие 
г)  желудок 
д)  щитовидную железу 
 
Предпочтительным донором костного мозга 
для лечения больного острой лучевой болезнью являются 
а) родители больного 
б) родные братья или сестры 
в) дети больного 
г) другие члены семьи 
Первое место среди причин смерти ликвидаторов аварии на ЧАЭС занимают 
а) сердечно-сосудистые заболевания 
б) онкологические заболевания 
в) травмы и отравления 
 
Первое место среди причин смерти у населения, проживающего на загрязненной 
территории, занимают 
а) сердечно-сосудистые заболевания 
б) онкологические заболевания 
в) травмы и отравления 
Нижеперечисленные злокачественные новообразования, 
наиболее вероятные для лиц, подвергшихся облучению в результате аварии на ЧАЭС 
а) рак желудка 
б) рак легкого 
в) лейкозы 
г) рак щитовидной железы 
д) рак молочной железы 
 

 

Методика начисления баллов (Балльно-рейтинговая система оценки): 
 
Посещение занятий от 0 до 6 баллов  

• 

0 баллов - посещение менее 40% занятий  

• 

2 балл - посещение от 40 до 60% занятий  

• 

4 баллов - посещение более 60% занятий  

• 

6 баллов - посещение более 60% занятий, активность в процессе 
занятий (участие в обсуждениях, вопросы к преподавателю).  

• 

Выполнение 1 практического задания  - 2 балла 

1.   Рефера т на одн у и з  пр оп ущенных  те м  -  1 балл;  

Зачет от 0 до 2 баллов:  
Допуск к зачету при минимум 5 баллов за посещение занятий  

баллов - тестовый контроль менее 60% правильных ответов  

126 

 

балл - от 61 до 75% правильных ответов  

балла - от 76 до 100% правильных ответов  

Таким  образом,  за  прохождение  цикла  обучения  ординатор  смежной 
кафедры может получить от 0 до 10 баллов.  
Начисление  баллов  происходит  один   раз  за  время  обучения  во  время 
зачета  на  основании  ведомости  посещений,  результатов  тестирования, 
записей преподавателей в ведомости посещений об активности интерна. 
Для  получения  балла  за  активность  необходима  запись  об  активности 
на двух и более занятий. При 0 баллов за зачет - ставится незачет и баллы не 
начисляются.
 
 
7.4  Методические  материалы  и  методика,  определяющие  процедуры  оценивания 
знаний,  умений,  навыков  и  (или)  опыта  деятельности,  характеризующих  этапы 
формирования компетенций 
 

Специфика  формирования  компетенций  и  их  измерение  определяется 

структурированием информации о состоянии уровня подготовки обучающихся. 
 

Алгоритмы  отбора  и  конструирования  заданий  для  оценки  достижений  в 

предметной  области,  техника  конструирования  заданий,  способы  организации  и 
проведения стандартизированных оценочных процедур, методика шкалирования и методы 
обработки  и  интерпретации  результатов  оценивания  позволяют  обучающимся  освоить 
компетентностно-ориентированные программы дисциплины. 
 

Формирование части компетенций ПК-5,  УК-1  осуществляется  в  ходе всех видов 

занятий, практики, а контроль их сформированности  - на этапе текущей, промежуточной 
аттестации и государственной итоговой аттестации. 
 

В результате прохождения обучения ординатор должен: 

 

Знать: 

этиологию, патогенез, динамику патологических изменений; 

основные принципы лучевого обследования больных; 

особенности различных методов лучевой диагностики в выявлении патологии; 

организацию  планового  и  неотложного  лучевого  обследования,  правила  ведения 

медицинской документации; 

взаимосвязь локальной  патологии с заболеваниями организма в целом; 

о возможностях отечественной и зарубежной техники для диагностики; 

основные принципы лучевой терапии злокачественных опухолей; 

цели и задачи предоперационной, интра- и послеоперационной лучевой терапии; 

режимы фракционирования дозы излучения во времени; 

принципы  пространственного  распределения  дозы  излучения;  основные  виды 

ионизирующих излучений применяемых для лечения злокачественных опухолей; 

особенности распределения дозы различных видов ионизирующих излучений в тканях; 

способы облучения больных. 

 

Уметь: 

собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента; 

проводить расспрос пациента и его родственников, выявлять жалобы, анамнез жизни, 

анамнез болезни; 

составлять план лучевого обследования пациента; 

анализировать результаты лучевого обследования пациента; 

ставить предварительный диагноз с последующим направлением к врачу-специалисту; 

решать  деонтологические  задачи,  связанные  со  сбором  информации  о  пациенте, 

диагностикой, лечением, профилактикой и оказанием помощи больным; 

самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой - 

вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач; 

127 

 

реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении 

с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента; 

определить  показания  к  предоперационному,  интра-  и  послеоперационному 

облучению онкологических больных; 

определить  показания  к  использованию  лучевой  терапии  как  основного  метода 

лечения злокачественных опухолей; 

выбрать оптимальный режим распределения дозы излучения во времени; 

установить оптимальный объем облучения; 

выбрать вид ионизирующего излучения, методику облучения; 

знать принципы предлучевой подготовки. 

 

Владеть: 

методами работы с учебной и учебно-методической литературой; 

методами и методиками лучевого обследования больных; 

методами  анализа  результатов  рентгенологических  исследований,  компьютерной 

томографии,  магнитно-резонансной  томографии,  ультразвукового  исследования  и 
дополнительной информации о состоянии больных. 

алгоритмом  постановки  предварительного  диагноза  с  последующим  направлением 

пациента к соответствующему врачу-специалисту; 

выполнением  основных  врачебных  диагностических  и  лечебных  мероприятий  по 

оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 

Этапы  формирования  компетенций  ПК-5,  УК-1  в  процессе  освоения 

образовательной  программы  направления  подготовки  «Пульмонология»  по 
дисциплинам 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

УК-1 
готовностью 

к 

абстрактному 
мышлению, 

анализу, 

синтезу 

Пульмонология  

Пульмонология   Амбулаторная 

практика  
Аллергологическая 
практика 

Патология 

 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация  

Клиническая 
фармакология 

ВИЧ-инфекция 

Общественное 
здоровье 

и 

здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Стационарная 
практика 

ПК-5  
готовность 

к  Пульмонология  

Пульмонолгия  

Амбулаторная 
практика  

Примечание [ОД15]: не те ПК? 

128 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

определению 

у 

пациентов 
патологических 
состояний,  симптомов, 
синдромов  заболеваний, 
нозологических  форм  в 
соответствии 

с 

Международной 
статистической 
классификацией 
болезней  и  проблем, 
связанных со здоровьем

 

Аллергологическая 
практика 

Лучевые методы 
диагностики 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Патология 

ВИЧ-инфекция 

Симуляционный 
курс 

Стационарная 
практика 

 

7.4.1.  Методические  материалы,  определяющие  процедуры  оценивания  знаний, 
умений, навыков и (или) опыта деятельности 
1.    Порядок  применения  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий при реализации образовательеных программ высшего образования. 
2.  Положение  о  порядке  формирования  Фонда  оценочных  средств  для  проведения 
текущего 

контроля 

успеваемости 

и 

промежуточной 

аттестации 

высшего 

профессионального образования. 
3. Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной 
аттестации  ординаторов  факультета  последипломного  образования  в  ГБОУ  ВПО 
ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 
4.  Положение    об  итоговой  государственной  аттестации  выпускников  ГБОУ  ВПО 
ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 
5.  Положение  о  балльно-рейтинговой  системе  для  обучающихся  по  образовательным 
программам ординатуры. 
 
8. 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для 

освоения дисциплины  

Основная литература: 

 
1.  Лучевая диагностика : учебное пособие. Илясова Е. Б., Чехонацкая М. Л., 

Приезжева В. Н. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 280 с. : ил 

2.  Основы лучевой диагностики и терапии : национальное руководство / Гл. ред. 

тома С. К. Терновой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1000 с. - (Серия 
"Национальные руководства по лучевой диагностике и терапии" / Гл. ред. серии 
С.К. Терновой).  

3.  Ультразвуковая диагностика. - 2-е изд. / Н. Ю. Маркина, М. В. Кислякова / под 

ред. С. К. Тернового. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 240 с. Атлас 
рентгеноанатомии и укладок: руководство для врачей / Под ред. М.В. 
Ростовцева. 2013. - 320 с.: ил.   

4.  Лучевая диагностика интерстициальных заболеваний легких [Текст] : научное 

издание / В. И. Амосов, А. А. Сперанская . - СПб. : Элби-СПб., 2015  

 

Дополнительная литература: 

1.  Лучевая диагностика заболеваний молочной железы [Электронный ресурс] / Б. 

А. Шах, Дж. М. Фундаро, С. Мандава ; пер. с англ.-Эл. изд.-М. : БИНОМ. 
Лаборатория знаний, 2013.-312 с. : ил., [24] с. цв. вкл.   

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..