ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 12

 

 

89 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Государственная 
итоговая аттестация 

Педагогика 
Симуляционный 
курс 
Стационарная 
практика 

УК-2 
готовностью 

к 

управлению 
коллективом, толерантно 
воспринимать 
социальные,  этнические, 
конфессиональные 

и 

культурные различия 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика 

Клиническая 
фармакология 

Онкология 

Аллергологическая 
практика 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Государственная 
итоговая аттестация 

Педагогика 
Стационарная 
практика 

УК-3 
готовностью к участию в 
педагогической 
деятельности 

по 

программам  среднего  и 
высшего  медицинского 
образования 

или 

среднего 

и 

высшего 

фармацевтического 
образования,  а  также  по 
дополнительным 
профессиональным 
программам  для  лиц, 
имеющих 

среднее 

профессиональное  или 
высшее  образование,  в 
порядке,  установленном 
федеральным 

органом 

исполнительной  власти, 
осуществляющим 
функции  по  выработке 
государственной 
политики  и  нормативно-
правовому 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Аллергологическая 
практика 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 
Педагогика 

Государственная 
итоговая аттестация 

Стационарная 
практика 

90 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

регулированию  в  сфере 
здравоохранения 
 

ПК-1 
готовность 

к 

осуществлению 
комплекса  мероприятий, 
направленных 

на 

сохранение и укрепление 
здоровья  и  включающих 
в  себя  формирование 
здорового  образа  жизни, 
предупреждение 
возникновения  и  (или) 
распространения 
заболеваний,  их  раннюю 
диагностику,  выявление 
причин  и  условий  их 
возникновения 

и 

развития, 

а 

также 

направленных 

на 

устранение 

вредного 

влияния  на  здоровье 
человека факторов среды 
его обитания  

Пульмонология  

Пульмонология   Амбулаторная 

практика 
Аллергологическая 
практика 

Патология 

 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация  

Клиническая 
фармакология 

ВИЧ-инфекция 

Общественное 
здоровье 

и 

здравоохранение 

Медицинская 
психология 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Стационарная 
практика 

ПК-2 
готовность 

к 

проведению 
профилактических 
медицинских  осмотров, 
диспансеризации 

и 

осуществлению 
диспансерного 
наблюдения 

за 

здоровыми 

и 

хроническими больными 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  

Патология 

Онкология 

Симуляционный 
курс 

ВИЧ-инфекция 

Государственная 
итоговая аттестация 

ПК-4 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 

91 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

готовность 

к 

применению  социально-
гигиенических  методик 
сбора 

и 

медико-

статистического  анализа 
информации 

о 

показателях 

здоровья 

взрослых и подростков

 

практика  

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Онкология 

Аллергологическая 
практика 
 

Стационарная 
практика 

ВИЧ-инфекция 

Государственная 
итоговая аттестация 

ПК-5  
готовность 

к 

определению 

у 

пациентов 
патологических 
состояний,  симптомов, 
синдромов  заболеваний, 
нозологических  форм  в 
соответствии 

с 

Международной 
статистической 
классификацией 
болезней  и  проблем, 
связанных со здоровьем

 

Пульмонология 

Пульмонология 

Амбулаторная 
практика  
Аллергологическая 
практика 

Лучевые методы 
диагностики 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Патология 

ВИЧ-инфекция 

Симуляционный 
курс 

Стационарная 
практика 

ПК-6  
готовность  к  ведению  и 
лечению 

пациентов, 

нуждающихся 

в 

оказании 
пульмонологической 
медицинской помощи

 

Пульмонология 
 

Пульмонология  

Амбулаторная 
практика 

Стационарная 
практика 

Онкология 

Аллергологическая 
практика 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Государственная 
итоговая аттестация 

ПК-8 
готовность 

к 

применению  природных 
лечебных 

факторов, 

лекарственной, 
немедикаментозной 
терапии 

и 

других 

методов  у  пациентов, 
нуждающихся 

в 

медицинской 
реабилитации 

и 

санаторно-курортном 
лечении 

Пульмонология 
 
 

Пульмонология 
 

Амбулаторная 
практика 
 

Клиническая 
фармакология 

Онкология 
 

Аллергологическая 
практика 
 

ВИЧ-инфекция 
 

Стационарная 
практика 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Государственная 
итоговая аттестация 

ПК-9 
готовность 

к 

формированию 

у 

населения,  пациентов  и 
членов 

их 

семей 

Пульмонология 
 

Пульмонология 
 

Амбулаторная 
практика 

Аллергологическая 
практика 
 

92 

 

Компетенция 

Этапы формирования компетенций, определяемые 

дисциплинами направления подготовки «Пульмонология» 

начальный 

последующий 

итоговый 

мотивации, 
направленной 

на 

сохранение и укрепление 
своего 

здоровья 

и 

здоровья окружающих 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Стационарная 
практика 

ВИЧ-инфекция 

ПК-10  
готовность 

к 

применению  основных 
принципов  организации 
и  управления  в  сфере 
охраны 

здоровья 

граждан,  в  медицинских 
организациях 

и 

их 

структурных 
подразделениях 

Пульмонология 
 

Пульмонология 
 

Амбулаторная 
практика  

Аллергологическая 
практика 
 

Клиническая 
фармакология 

Онкология 

Государственная 
итоговая аттестация 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение 

ВИЧ-инфекция

 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP) 

Стационарная 
практика 

ПК-11  
готовность  к  участию  в 
оценке 

качества 

оказания 

медицинской 

помощи 

с 

использованием 
основных 

медико-

статистических 
показателей 

Пульмонология 
 

Пульмонология 
 

Амбулаторная 
практика 

Клиническая 
фармакология 

Онкология

 

Общественное 
здоровье и 
здравоохранение

 

ВИЧ-инфекция

 

Медицина 
чрезвычайных 
ситуаций 

Надлежащая 
клиническая 
практика (GCP)

 

Стационарная 
практика 

Государственная 
итоговая аттестация 

 

Форма  промежуточной  аттестации  –  зачет  с  оценкой  (до  5  баллов),  который 

включает две части: 

1-я  часть  зачета  с  оценкой:  выполнение  тестирования  (аттестационное  испытание 

промежуточной аттестации с использованием тестовых систем); 

2-я  часть  зачета  с  оценкой:  выполнение  практико-ориентированных  заданий 

(аттестационное 

испытание  промежуточной  аттестации,  проводимое  устно  с 

использованием телекоммуникационных технологий). 
1.Описание шкалы оценивания тестирования 
– от 0 до 69,9% выполненных заданий – неудовлетворительно; 
– от 70 до 79,9% – удовлетворительно; 
– от 80 до 89,9% – хорошо; 
– от 90 до 100% – отлично 
2. Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части зачета:  

93 

 

-  соответствие  содержания  ответа  заданию,  полнота  раскрытия  темы/задания  (оценка 
соответствия содержания ответа теме/заданию); 
-  умение  проводить  аналитический  анализ  прочитанной  учебной  и  научной  литературы, 
сопоставлять теорию и практику; 
- логичность, последовательность изложения ответа; 
- наличие собственного отношения обучающегося к теме/заданию; 
- аргументированность, доказательность излагаемого материала. 

Описание шкалы оценивания практико-ориентированной части зачета 
Оценка  «отлично»  выставляется  за  ответ,  в  котором  содержание  соответствует 

теме  или  заданию,  обучающийся  глубоко  и  прочно  усвоил  учебный  материал, 
последовательно,  четко  и  логически  стройно  излагает  его,  демонстрирует  собственные 
суждения  и  размышления  на  заданную  тему,  делает  соответствующие    выводы;  умеет 
тесно  увязывать  теорию  с  практикой,  свободно  справляется  с  задачами,  вопросами  и 
другими  видами  применения  знаний,  не  затрудняется  с  ответом  при  видоизменении 
заданий,  приводит  материалы  различных  научных  источников,  правильно  обосновывает 
принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения  задания, 
показывает должный уровень сформированности компетенций. 

Оценка  «хорошо»  выставляется  обучающемуся,  если  его  ответ  соответствует  и 

раскрывает  тему  или  задание,  обучающийся  показывает  знание  учебного  материала, 
грамотно  и  по  существу  излагает  его,  не  допуская  существенных  неточностей  при 
выполнении  задания,  правильно  применяет  теоретические  положения  при  выполнения 
задания,  владеет  необходимыми  навыками  и  приемами  его  выполнения,  однако 
испытывает небольшие затруднения при формулировке собственного мнения, показывает 
должный уровень сформированности компетенций. 

Оценка  «удовлетворительно»  выставляется  обучающемуся,  если  ответ  в  полной 

мере раскрывает  тему/задание, обучающийся имеет знания только основного материала, 
но  не  усвоил  его  деталей,  допускает  неточности,  недостаточно  правильные 
формулировки,  нарушения  логической  последовательности  в  изложении  учебного 
материала по заданию, его собственные суждения и размышления на заданную тему носят 
поверхностный характер. 

Оценка  «неудовлетворительно»  выставляется  обучающемуся,  если  не  раскрыта 

тема,  содержание  ответа  не соответствует  теме,    обучающийся  не  обладает  знаниями по 
значительной  части  учебного  материала  и  не  может  грамотно  изложить  ответ  на 
поставленное  задание,  не  высказывает  своего  мнения  по  теме,  допускает  существенные 
ошибки, ответ выстроен непоследовательно, неаргументированно. 

Итоговая  оценка  за  зачет  выставляется  преподавателем  в  совокупности  на  основе 

оценивания  результатов  тестирования  обучающихся  и  выполнения  ими  практико-
ориентированной  части  зачета  до  5  баллов  (далее  учитывается  средний  бал  за  три 
семестра до 5 баллов).  

 

7.4.1.  Методические  материалы,  определяющие  процедуры  оценивания  знаний, 
умений, навыков и (или) опыта деятельности 
1.    Порядок  применения  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий при реализации образовательных программ высшего образования. 
2.  Положение  о  порядке  формирования  Фонда    оценочных  средств  для  проведения 
текущего 

контроля 

успеваемости 

и 

промежуточной 

аттестации 

высшего 

профессионального образования. 
3. Положение об  организации ипроведении текущего контроля знаний и промежуточной 
аттестации  интернов,  ординаторов  факультета  последипломного  образования  в  ГБОУ 
ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 
4.  Положение    об  итоговой  государственной  аттестации  выпускников  ГБОУ  ВПО 
ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 

94 

 

5.  Положение  о  балльно-рейтинговой  системе  для  обучающихся  по  образовательным 
программам интернатуры и ординатуры. 
 
8.  Перечень  основной  и  дополнительной  учебной  литературы,  необходимой  для 
освоения дисциплины  
 
а) основная литература: 
 

1. 

Пульмонология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. Г. 

Чучалина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 800 с.  
2. 

Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология: учебное пособие. Ивашкин 

В.Т., Драпкина О.М. 2011. - 176 с.  
3. 

Патология органов дыхания / Под ред. акад. РАЕН, проф. В. С. Паукова. - М.: 

Литтерра, 2013. - 272 с  
4. 

Справочник по пульмонологии. Под ред. А. Г. Чучалина, М. М. Ильковича. – М.: 

ГЭОТАР-Медиа, 2014  
5. 

Фтизиатрия: национальное руководство / Под ред. М.И. Перельмана. - М. : 

ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с. - (Серия "Национальные руководства") 
6. 

Фтизиатрия: учебник / В. Ю. Мишин [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : 

ГЭОТАР-Медиа, 2015.  
7. 

Фтизиатрия : учебник / М. И. Перельман, И. В. Богадельникова. - 4-е изд., перераб. 

и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 445 с. : ил., табл  
8. 

Туберкулез органов дыхания : руководство для врачей / [Н. А. Браженко и др.] ; 

под ред. Н. А. Браженко. - СПб. : СпецЛит, 2012. - 367 с. : ил., табл. - (Руководство для 
врачей)  

 
б) дополнительная литература: 
 

1.  Пульмонология:  клинические  рекомендации  /  Под  ред.  А.Г.  Чучалина.  2-е  изд., 

перераб. и доп. 2011. - 336 с. (Серия "Клинические рекомендации") 

2.  Профессиональные заболевания органов дыхания : национальное руководство / под 

ред.  Н. Ф.  Измерова, А. Г. Чучалина.  - М. :  ГЭОТАР-Медиа, 2015.  - 792 с. :  ил.  - 
(Серия "Национальные руководства"). 

3.  Синдромная  диагностика  и  базисная  фармакотерапия  заболеваний  внутренних 

органов  :  [Справочник:  в  3  т.]  /  [В.  А.  Александрин,  Р.  А.  Александрова,  С.  Я. 
Батагов  и  др.]  ;  редакторы:  Г.  Б.  Федосеев,  В.  И.  Трофимов.  -  5-е  изд.  -  СПб.  : 
Нордмедиздат, 2004 - . - ISBN 978-5-98306-091-3. Т. 3. - 2011. - 743 с.  

4.  Синдромная  диагностика  и  базисная  фармакотерапия  заболеваний  внутренних 

органов  :  в  4-х  т.  /  редакторы:  Г.  Б.  Федосеев,  В.  И.  Трофимов.  -  СПб.  : 
Нордмедиздат, 2004 - . - ISBN 978-5-98306-145-3. Т. 4 / [В. А. Александрин, Р. А. 
Александрова, О. С. Андреева и др.]. - 2013. - 535 с.  

5.  Эфферентная терапия в акушерстве и неонатологии : [пособие для специалистов] / 

В.  А.  Воинов  ;  Санкт-Петербург.  гос.  мед.  ун-т  им.  И.  П.  Павлова,  каф. 
пульмонологии ФПО. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2013. - 82 с. : ил.  

6.  Применение  спирометрии  в  клинической  практике  :  учеб.  пособие  /  В.  С. 

Никифоров  [и  др.]  ;  Сев.-Зап.  гос.  мед.  ун-т  им.  И.  И.  Мечникова.  -  СПб.  : 
КультИнформПресс, 2013. - 62 с. : ил  

7.  Респираторный дистресс-синдром / В. А. Воинов ; Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т 

им. акад. И. П. Павлова, каф. пульмонологии ФПО. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2013. 
- 41 с. : ил., табл  

95 

 

8.  Эфферентная  терапия  критических  состояний  в  реаниматологии  /  В.  А.  Воинов  ; 

Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. пульмонологии ФПО. 
- СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2013. - 107 с. : табл  

9.  Биоспецифическая гемосорбция на аппарате АМПлд-ТТ (ГЕМОФЕНИКС) : метод. 

указания / [В. А. Воинов, А. П. Соловьев, Т. С. Фотеева и др.] ; Санкт-Петербург. 
гос. мед.  ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. пульмонологии ФПО.  - СПб. : Изд-во 
СПбГМУ, 2013. - 14 с. : ил  

10. Рациональная  фармакотерапия  заболеваний  органов  дыхания  =  Rationale  for  drug 

therapy of bronchopulmonary diseases : руководство для практикующих врачей / [А. 
Г.  Чучалин  и  др.]  ;  под  общ.  ред.  А.  Г.  Чучалина.  -  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.  : 
Литтерра,  2013.  -  866  с.  :  табл.  -  (Рациональная  фармакотерапия:  сер.  руководств 
для практикующих врачей).  

11. Особенности  лечения  больных  аллергическими  заболеваниями  в  период 

беременности : научное издание / О. В. Лаврова, М. А. Петрова, К. Н. Монахов, Д. 
К.  Домбровская  ;  Санкт-Петербург.  гос.  мед.  ун-т  им.  акад.  И.  П.  Павлова,  НИИ 
пульмонологии, каф. Семейной медицины, каф. кожных болезней.  - [Б. м. : б. и.], 
2010. - 31 с. : ил., табл 
 

9.  Перечень  ресурсов  информационно-телекоммуникационной  сети  Интернет, 
необходимых для освоения дисциплины  
 
Электронные базы данных 
1. 

"Консультант+" Контракт № 14/785-ЭА15 от 6 февраля 2015 

2. 

ЭБС «Консультант студента» Контракт №509/15 -ДЗ от 03.06.2015 с ООО 

«Политехресурс»  
3. 

База данных рефератов и цитирования SCOPUS. Контракт № 510/15-ДЗ от 

10.06.2015 с ООО "Эко-Вектор" 
4. 

Электронный информационный ресурс ClinicalKey Контракт №161-ЭА15 от 

24.04.2015 с ООО "Эко-Вектор  
5. ЭБС «Консультант врача» № договора 921/15 –Д3 от 01/12/2015 г с ООО Группа 
компаний ГОЭТАР 
 
Периодические издания: 
Подписка на периодические печатные издания в 1-м полугодии 2015 г. 
ГПДБУ №714-ЭА14 от 22.12.14 ПРЕССИНФОРМ-СЕРВИС. 
Подписка на периодические печатные издания во 2-м полугодии 2015 г. 
Контракт №017-3Ц15 от 01.06.15  ЗАО ПРЕССИНФОРМ. 
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 
 
10.1. Характеристика особенностей технологий обучения в Университете 
 

В ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова   освоение  образовательных программ 

проводится  с  применением  электронного  обучения,  дистанционных  образовательных 
технологий.  Для  этого  создана  и  функционирует  электронная  информационно-
образовательная  среда  (ЭИОС),  включающая  в  себя  электронные  информационные 
ресурсы,  электронные  образовательные  ресурсы.  ЭИОС  обеспечивает  освоение 
обучающимися  образовательных  программ  в  полном  объеме  независимо  от  места 
нахождения обучающихся.  
 
10.2 Особенности работы обучающегося по освоению дисциплины «Пульмонология» 
 

96 

 

Обучающиеся  при  изучении  учебной  дисциплины  используют  образовательный 

контент,  а  также  методические  указания  по  проведению  определенных  видов  занятий, 
рекомендации  и  пособия  по  данной  дисциплине  по  работе  с  ним,  разработанные 
профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры.   

Успешное  усвоение  учебной  дисциплины «Пульмонология»  предполагает активное, 

творческое  участие  обучающегося  на  всех  этапах  ее  освоения  путем  планомерной  работы. 
Обучающийся  должен  активно  участвовать  в  выполнении  видов  практических  работ, 
определенных для  данной дисциплины. Проводимые на клинических практических занятиях 
различных  модульных  тестирований  и  дают  возможность  непосредственно  понять  алгоритм 
применения теоретических знаний, излагаемых на лекциях и в учебниках.  
 

В этой связи при проработке лекционного материала обучающиеся должны иметь 

ввиду,  что  в  лекциях  раскрываются  наиболее  значимые  вопросы  учебного  материала. 
Остальные осваиваются  обучающимися в ходе других видов занятий и самостоятельной 
работы над учебным материалом. 

Следует  иметь  в  виду,  что  все  разделы  и  темы  дисциплины  «Пульмонология» 

представлены  в дидактически проработанной последовательности, что предусматривает 
логическую стройность курса и продуманную систему усвоения обучающимися учебного 
материала,  поэтому  нельзя  приступать  к  изучению  последующих  тем  (разделов),  не 
усвоив предыдущих.  
 

10.3  Методические  указания  для  обучающихся  по  организации  самостоятельной 

работы в процессе освоения дисциплины  
 

Вид работы 

Контроль выполнения работы 

Подготовка  к  аудиторным  занятиям  (проработка 
учебного  материала  по  конспектам  лекций  и  учебной 
литературе) 

Собеседование 

Работа с учебной и научной литературой 

Собеседование 

Ознакомление  с  видеоматериалами  электронных 
ресурсов 

Собеседование 

Самостоятельная  проработка  отдельных  тем  учебной 
дисциплины в соответствии с учебным планом 

Тестирование 

Подготовка  и  написание  рефератов,  докладов  на 
заданные темы 

Проверка 

рефератов, 

докладов 

Выполнение  индивидуальных  домашних  заданий 
(решение  клинических  задач,  перевод  текстов, 
проведение 

расчетов, 

подготовка 

клинических 

разборов) 

Собеседование 
Проверка заданий 
Клинические разборы 

Участие в научно-исследовательской работе кафедры 

Доклады 
Публикации 

Участие 

в 

научно-практических 

конференциях, 

семинарах 

Предоставление 
сертификатов 
участников 

Работа с тестами и вопросами для самопроверки 

Тестирование 
Собеседование 

Подготовка ко всем видам контрольных испытаний 

Тестирование 
Собеседование 

 
 
10.4 Методические указания для обучающихся по подготовке к занятиям  

Занятия  клинического  практического  типа  предназначены  для  расширения  и 

углубления  знаний  обучающихся  по  учебной  дисциплине,  формирования  умений  и 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..