ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 4

 

 

25 

 

эндокринной  системы  (сахарный 
диабет, тиреотоксикоз). 
Лечение  заболеваний  органов 
дыхания 

при 

сопутствующей 

патологии  желудочно-кишечного 
тракта
 

(язвенная 

болезнь 

желудка  и  12-перстной  кишки, 
панкреатит, 

колит, 

гастроэзофагальный рефлюкс). 
Лечение  заболеваний  органов 
дыхания 

при 

сопутствующей 

патологии  сердечно-сосудистой 
системы
  (ИБС,  артериальная 
гипертензия и др.) 
Особенности 

лечения 

заболеваний  органов  дыхания  у 
пожилых лиц
 Заболевания  органов  дыхания  и 
беременность

Особенности 

лечения  беременных  и  кормящих 
матерей. 

Поражения  легких  при 

системных 

заболеваниях 

соединительной 

ткани. 

Патогенез. 

Клиническая 

картина.  Диагностика,  лечение 
и профилактика. 

Дифференциал
ьная 
диагностика 
пульмонологич
еских 
синдромов  

        Дифференциальная 
диагностика 

дыхательной 

недостаточности 

(одышки). 

Составление 
индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
            Дифференциальная 
диагностика 

при 

бронхообструкции 

и 

удушье. 

Составление 
индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
         Дифференциальная 
диагностика 

при 

кашлевом 

синдроме. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм.  
       Дифференциальная 
диагностика 

при 

синдроме 

 

готовностью 

к 

абстрактному 

мышлению, 

анализу, синтезу (УК-1); 
 

готовность к 

осуществлению комплекса 
мероприятий, направленных 
на сохранение и укрепление 
здоровья и включающих в 
себя формирование 
здорового образа жизни, 
предупреждение 
возникновения и (или) 
распространения 
заболеваний, их раннюю 
диагностику, выявление 
причин и условий их 
возникновения и развития, а 
также направленных на 
устранение вредного влияния 
на здоровье человека 
факторов среды его обитания 
(ПК-1); 
 

готовность к 

проведению 
профилактических 

26 

 

кровохарканья. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
     Дифференциальная 
диагностика при синдроме боль в 
грудной 

клетке. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
     Дифференциальная 
диагностика 

при 

легочном 

инфильтрате. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
      Дифференциальная 
диагностика 

легочной 

диссеминации. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм  
     Дифференциальная 
диагностика  округлой  тени  в 
легком. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
     Дифференциальная 
диагностика 

при 

полостных 

образованиях 

в 

легком. 

Составление 
индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
      . 
     Дифференциальная 
диагностика 

при 

легочной 

гипертензии. 

Составление 

индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
     Дифференциальная 
диагностика 

при 

выпоте 

в 

плевральную 

полость. 

медицинских осмотров, 
диспансеризации и 
осуществлению 
диспансерного наблюдения 
за здоровыми и 
хроническими больными 
(ПК-2); 
 

готовность 

к 

определению  у  пациентов 
патологических  состояний, 
симптомов, 

синдромов 

заболеваний,  нозологических 
форм  в  соответствии  с 
Международной 
статистической 
классификацией  болезней  и 
проблем, 

связанных 

со 

здоровьем (ПК-5); 
 

готовность к ведению и 

лечению 

пациентов, 

нуждающихся  в  оказании 
пульмонологической помощи 
помощи (ПК-6); 
 

готовность 

к 

применению 

природных 

лечебных 

факторов, 

лекарственной, 
немедикаментозной  терапии 
и 

других 

методов 

у 

пациентов,  нуждающихся  в 
медицинской реабилитации и 
санаторно-курортном 
лечении (ПК-8); 
 

готовность 

к 

формированию  у  населения, 
пациентов и членов их семей 
мотивации,  направленной  на 
сохранение  и  укрепление 
своего  здоровья  и  здоровья 
окружающих (ПК-9); 

 

27 

 

Составление 
индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
     Дифференциальная 
диагностика 

при 

лихорадке 

неясного  генеза.  Составление 
индивидуализированной 
программы 

обследования 

больного.  Критерии  достоверного 
диагноза нозологических форм. 
 

Неотложные 
состояния 

в 

пульмонологии  
 

Клиническая 

смерть 

(остановка  сердца,  остановка 
дыхания);  острая  дыхательная 
недостаточность,  
декомпенсация 

хронической 

дыхательной  недостаточность,  
приступ 

апноэ,  

анафилактический 

шок, 

обструктивный синдром. (в том 
числе приступ удушья при БА), 
астматический статус, синдром 
внутригрудного 

напряжения 

(пневмоторакс, 

эмпиема 

плевры, 

пиопневмоторакс),  

легочное кровотечение,  ТЭЛА,  
респираторный 

дистресс 

синдром, 

 

отек 

легких 

кардиогенный 

и 

некардиогенный,  
аспирационный 

синдром,  

закрытая 

травма 

грудной 

клетки. 

 

Клинические 

особенности. 

Диагностика, 

интенсивная 

терапия. 

Организация 

отделения, 

палаты  интенсивной  терапии. 
Основные методы интенсивной 
терапии и реанимации.  

 

 

готовностью к 

абстрактному мышлению, 
анализу, синтезу (УК-1); 
 

готовность к 

осуществлению комплекса 
мероприятий, направленных 
на сохранение и укрепление 
здоровья и включающих в 
себя формирование 
здорового образа жизни, 
предупреждение 
возникновения и (или) 
распространения 
заболеваний, их раннюю 
диагностику, выявление 
причин и условий их 
возникновения и развития, а 
также направленных на 
устранение вредного влияния 
на здоровье человека 
факторов среды его обитания 
(ПК-1); 
 

готовность к 

проведению 
профилактических 
медицинских осмотров, 
диспансеризации и 
осуществлению 
диспансерного наблюдения 
за здоровыми и 
хроническими больными 
(ПК-2); 
 

готовность 

к 

определению  у  пациентов 
патологических  состояний, 
симптомов, 

синдромов 

заболеваний,  нозологических 
форм  в  соответствии  с 
Международной 

28 

 

статистической 
классификацией  болезней  и 
проблем, 

связанных 

со 

здоровьем (ПК-5); 
 

готовность к ведению и 

лечению 

пациентов, 

нуждающихся  в  оказании 
пульмонологической помощи 
помощи (ПК-6); 
 

готовность 

к 

применению 

природных 

лечебных 

факторов, 

лекарственной, 
немедикаментозной  терапии 
и 

других 

методов 

у 

пациентов,  нуждающихся  в 
медицинской реабилитации и 
санаторно-курортном 
лечении (ПК-8); 
 

готовность 

к 

формированию  у  населения, 
пациентов и членов их семей 
мотивации,  направленной  на 
сохранение  и  укрепление 
своего  здоровья  и  здоровья 
окружающих (ПК-9); 

 

 
6  Перечень  учебно-методического  обеспечения  для  самостоятельной  работы 
обучающихся по дисциплине 
 
а) основная литература: 
 

1  Пульмонология.  Национальное  руководство.  Краткое  издание  /  под  ред.  А.  Г. 

Чучалина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 800 с.  

2  Пропедевтика  внутренних  болезней.  Пульмонология:  учебное  пособие.  Ивашкин 

В.Т., Драпкина О.М. 2011. - 176 с.  

3  Патология  органов  дыхания  /  Под  ред.  акад.  РАЕН,  проф.  В.  С.  Паукова.  -  М.: 

Литтерра, 2013. - 272 с  

4  Справочник  по  пульмонологии.  Под  ред.  А.  Г.  Чучалина,  М.  М.  Ильковича.  –  М.: 

ГЭОТАР-Медиа, 2014  

5  Фтизиатрия:  национальное  руководство  /  Под  ред.  М.И.  Перельмана.  -  М.  : 

ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с. - (Серия "Национальные руководства") 

6  Фтизиатрия:  учебник  /  В.  Ю.  Мишин  [и  др.].  -  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  -  М.  : 

ГЭОТАР-Медиа, 2015.  

7  Фтизиатрия : учебник / М. И. Перельман, И. В. Богадельникова. - 4-е изд., перераб. 

и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 445 с. : ил., табл  

8  Туберкулез органов  дыхания :  руководство  для  врачей  /  [Н.  А.  Браженко  и  др.]  ; 

под ред. Н. А. Браженко. - СПб. : СпецЛит, 2012. - 367 с. : ил., табл. - (Руководство 
для врачей)  
 

 

29 

 

б) дополнительная литература: 
 

1.  Пульмонология:  клинические  рекомендации  /  Под  ред.  А.Г.  Чучалина.  2-е  изд., 

перераб. и доп. 2011. - 336 с. (Серия "Клинические рекомендации") 

2.  Профессиональные заболевания органов дыхания : национальное руководство / под 

ред.  Н. Ф.  Измерова, А. Г. Чучалина.  - М. :  ГЭОТАР-Медиа, 2015.  - 792 с. :  ил.  - 
(Серия "Национальные руководства"). 

3.  Синдромная  диагностика  и  базисная  фармакотерапия  заболеваний  внутренних 

органов  :  [Справочник:  в  3  т.]  /  [В.  А.  Александрин,  Р.  А.  Александрова,  С.  Я. 
Батагов  и  др.]  ;  редакторы:  Г.  Б.  Федосеев,  В.  И.  Трофимов.  -  5-е  изд.  -  СПб.  : 
Нордмедиздат, 2004 - . - ISBN 978-5-98306-091-3. Т. 3. - 2011. - 743 с.  

4.  Синдромная  диагностика  и  базисная  фармакотерапия  заболеваний  внутренних 

органов  :  в  4-х  т.  /  редакторы:  Г.  Б.  Федосеев,  В.  И.  Трофимов.  -  СПб.  : 
Нордмедиздат, 2004 - . - ISBN 978-5-98306-145-3. Т. 4 / [В. А. Александрин, Р. А. 
Александрова, О. С. Андреева и др.]. - 2013. - 535 с.  

5.  Эфферентная терапия в акушерстве и неонатологии : [пособие для специалистов] / 

В.  А.  Воинов  ;  Санкт-Петербург.  гос.  мед.  ун-т  им.  И.  П.  Павлова,  каф. 
пульмонологии ФПО. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2013. - 82 с. : ил.  

6.  Применение  спирометрии  в  клинической  практике  :  учеб.  пособие  /  В.  С. 

Никифоров  [и  др.]  ;  Сев.-Зап.  гос.  мед.  ун-т  им.  И.  И.  Мечникова.  -  СПб.  : 
КультИнформПресс, 2013. - 62 с. : ил  

7.  Респираторный дистресс-синдром / В. А. Воинов ; Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т 

им. акад. И. П. Павлова, каф. пульмонологии ФПО. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2013. 
- 41 с. : ил., табл  

8.  Эфферентная  терапия  критических  состояний  в  реаниматологии  /  В.  А.  Воинов  ; 

Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. пульмонологии ФПО. 
- СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2013. - 107 с. : табл  

9.   Биоспецифическая гемосорбция на аппарате АМПлд-ТТ (ГЕМОФЕНИКС) : метод. 

указания / [В. А. Воинов, А. П. Соловьев, Т. С. Фотеева и др.] ; Санкт-Петербург. 
гос. мед.  ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. пульмонологии ФПО.  - СПб. : Изд-во 
СПбГМУ, 2013. - 14 с. : ил  

10. Рациональная  фармакотерапия  заболеваний  органов  дыхания  =  Rationale  for  drug 

therapy of bronchopulmonary diseases : руководство для практикующих врачей / [А. 
Г.  Чучалин  и  др.]  ;  под  общ.  ред.  А.  Г.  Чучалина.  -  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.  : 
Литтерра,  2013.  -  866  с.  :  табл.  -  (Рациональная  фармакотерапия:  сер.  руководств 
для практикующих врачей).  

11. Особенности  лечения  больных  аллергическими  заболеваниями  в  период 

беременности : научное издание / О. В. Лаврова, М. А. Петрова, К. Н. Монахов, Д. 
К.  Домбровская  ;  Санкт-Петербург.  гос.  мед.  ун-т  им.  акад.  И.  П.  Павлова,  НИИ 
пульмонологии, каф. Семейной медицины, каф. кожных болезней.  - [Б. м. : б. и.], 
2010. - 31 с. : ил., табл 

7.  Фонд  оценочных  средств  для  проведения  промежуточной  аттестации 
обучающихся по дисциплине 
7.1.  Перечень  компетенций  с  указанием  этапов  их  формирования  в  процессе 
освоения  образовательной  программы  и  количества  академических  часов  для 
проведения занятий клинического практического типа по темам (разделам)  

 

№ 

п/п 

Контролируемые темы (разделы) 

дисциплины 

Код 

контролируемой 

компетенции 

(или ее части) по 

этапам 

Наименование 

оценочного средства 

для  проведения 

занятий, академ. ч 

очная 

30 

 

формирования в 

темах (разделах) 

Тема (раздел) 1  
Общая пульмонология. 
 

УК-1 
УК-2 
УК-3 
ПК-1 
ПК-2 
ПК-4 

ПК-10 
ПК-11 

Собеседование - 2 
Модульный тест -2 
Проверка рефератов, 
докладов на заданные 
темы -2 
  

Тема (раздел) 2 
Частная пульмонология 
 

УК-1 
ПК-1 
ПК-2 
ПК-5 
ПК-6 
ПК-8 
ПК-9 

Собеседование - 2 
Модульный тест -2 
Проверка рефератов, 
докладов на заданные 
темы -2 
Зачет - 2 

Тема (раздел) 3  
Дифференциальная диагностика 
пульмонологических синдромов 
 

УК-1 
ПК-1 
ПК-2 
ПК-5 
ПК-6 
ПК-8 
ПК-9 

Собеседование - 2 
Модульный тест -2 
Проверка рефератов, 
докладов на заданные 
темы -2 
Зачет - 2 

Тема (раздел) 4 
Неотложные состояния в 
пульмонологии 

УК-1 
ПК-1 
ПК-2 
ПК-5 
ПК-6 
ПК-8 
ПК-9 

Собеседование - 2 
Модульный тест -2 
Проверка рефератов, 
докладов на заданные 
темы -2 
Зачет - 2 

Вид промежуточной аттестации 

Зачет с оценкой 

 

7.2.  Описание  показателей  и  критериев  оценивания  компетенций  на  различных 
этапах их формирования, описание шкал оценивания  
 

Текущий контроль знаний (после освоения разделов)-зачет 

Включают: 
1.  тестирование 
2.    собеседование  по  вопросам  раздела  и  типовым  клинико-практическим  заданиям  или 
ситуационным задачам 
3.  проверка рефератов, докладов на заданные темы раздела 

 

Промежуточная аттестация - зачет с оценкой  (в 1, 2, 3 семестре).  

Включают: 
1 часть  

 

тестирование 

 

оценка  выполнения  учебного  плана  по  представленному  отчету  ординатора 
(аттестационный лист, дневник), в том числе - практических навыков – «зачтено» - 

31 

 

«не зачтено», оценка практических умений – зачет (проводится в течение учебного 
года)  по  уровню  освоения  практических  умений,  оценка  каждого  умения 
проводится по шкале «зачет» - «незачет» с учетом уровня освоения 

2 часть 

 

выполнение  практико-ориентированных  заданий  -  представление  и    защита 
клинического  случая  (презентация)  с  обязательным  теоретическим  вопросом 
преимущественно по теме заболеваний представленного пациента  

Оценка  промежуточной  аттестации  -  до  5  баллов  (учитывается  средний  балл  из  3-х 
промежуточных аттестаций). 

 

Аттестация по практикам – зачет с оценкой  

Включают: 
1 часть  

 Оценка  выполнения  учебного  плана  по  представленному  отчету  ординатора 
(аттестационный  лист,  дневник),  в  том  числе  -  практических  навыков.  Оценка 
практических  умений  –  зачет  (проводится  в  течение  учебного  года  по  уровню  освоения 
практических умений, в том числе в симуляционном классе  - см. приложение «Перечень 
практических  умений  врача  пульмонолога»  в  индивидуальном  плане  ординатора 
(Приложение 2). 

 Уровень освоения умений: 

 

1 – иметь представление, знать показания к проведению 

 

2 – знать, принять участие, оценить 

            3 - выполнять самостоятельно  
Оценка каждого умения проводится по шкале «зачет» (5 баллов) - «незачет» (0 баллов) с 
учетом уровня освоения 
2 часть 
Выполнение  тестирования  (аттестационное  испытание  с  использованием  тестовых 
систем) – до 5 баллов 
Оценка складывается как среднее арифметическое 1 и 2 части.  
Итоговая оценка за аттестации по практикам – это средний бал за все виды аттестаций по 
практикам) 

Допуск  до  итоговой  аттестации  –  не  менее  45  баллов  (не  менее  33  баллов  за 

основную специальность и 12 баллов и выше за остальные разделы обучения), «зачет» по 
всем практическим умениям (с оценкой уровня освоения) 

Выпускной экзамен по специальности - до 20 баллов. 

Включает: 
1. Выполнение тестирования (аттестационное испытание ИГА с использованием тестовых 
систем) – до 5 баллов 
2.  Выполнение  практико-ориентированных  заданий  (аттестационное  испытание  ИГА, 
проводимое устно). - до 5 баллов 

32 

 

-  Собеседование  (представление  и  защита  клинического  случая  с  теоретическим 
обоснованием и литературными данными)  

- Ответ на экзаменационный билет, включающий не менее 3 вопросов из разных разделов 
блока 1 
Итоговая  оценка  за  ИГА  выставляется  преподавателем  в  совокупности  на  основе 
оценивания  результатов  выполнения  учебного  плана,  тестирования  обучающихся  и 
выполнения ими практико-ориентированной части экзамена – итог до 10 баллов. 
Далее оценка за ИГА (до 10 баллов) суммируется с результатом аттестации по практикам 
(средний  бал  за  все  аттестации  по  практикам  до  5  баллов)  и  с  результатом 
промежуточного тестирования (средний бал за три семестра до 5 баллов) итого общий бал 
за экзамен по специальности 20 баллов. 

№ 

п/

п 

Наименован

ие формы 

проведения 

промежуточ

ной 

аттестации 

Описание 

показателей 

оценочного средства 

Представление 

оценочного 

средства в фонде 

Критерии и описание 

шкал оценивания 

(шкалы: 0–100%, 

четырехбалльная, 

тахометрическая) 

Зачет с 

оценкой  

1-я часть зачета:  
выполнение 
тестирования 
(аттестационное 
испытание 
промежуточной 
аттестации 

с 

использованием 
тестовых систем) 

Система 
стандартизирован
ных 

заданий 

(тестов) 

Описание 

шкалы 

оценивания  электронного 
тестирования: 
– 

от 

до 

69,9%  

выполненных  заданий  – 
неудовлетворительно; 
–  от  70  до  79,9%  – 
удовлетворительно; 
–  от  80  до  89,9%  – 
хорошо; 
–  от  90  до  100%  – 
отлично 

2-я часть зачета:  
выполнение 
обучающимися 
практико-
ориентированных 
заданий 
(аттестационное 
испытание 
промежуточной 
аттестации, 
проводимое  устно  с 
использованием 
телекоммуникационны
х технологий) 

Практико-
ориентированные 
задания 

Критерии 

оценивания 

преподавателем 
практико-
ориентированной  части 
экзамена: 
– 

соответствие 

содержания 

ответа 

заданию, 

полнота 

раскрытия  темы/задания 
(оценка 

соответствия 

содержания 

ответа 

теме/заданию); 
– 

умение 

проводить 

аналитический 

анализ 

прочитанной  учебной  и 
научной 

литературы, 

сопоставлять  теорию  и 
практику; 
– 

логичность, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..