ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ (2015 год) - часть 2

 

 

 

  готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере 

охраны  здоровья  граждан,  в  медицинских  организациях  и  их  структурных 
подразделениях (ПК-10); 

  готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 

использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11); 

  готовность  к  организации  медицинской  помощи  при  чрезвычайных  ситуациях,  в 

том числе медицинской эвакуации (ПК-12). 

Матрица  (перечень)  компетенций,  формируемых  в  процессе  освоения  блоков 

ОПОП  ВО  ординатуры  по  направлению  подготовки  «Пульмонология»,  представлена  в 
Приложении 1.  

 

1.6  Сведения  о  профессорско-преподавательском  составе,  необходимом 
для реализации ОПОП ВО ординатуры 

 
Реализация  программы  ординатуры  обеспечивается  руководящими  и  научно-

педагогическими  работниками  организации,  а  также  лицами,  привлекаемыми  к 
реализации программы ординатуры на условиях гражданско-правового договора. 

Доля 

штатных 

научно-педагогических 

работников 

(в 

приведенных 

к 

целочисленным значениям ставок) составляет 70 процентов от общего количества научно-
педагогических работников Университета. 

Доля  научно-педагогических  работников  (в  приведенных  к  целочисленным 

значениям  ставок),  имеющих  образование,  соответствующее  профилю  преподаваемой 
дисциплины  (модуля),  в  общем  числе  научно-педагогических  работников,  реализующих 
программу ординатуры, составляет 70 процентов. 

Доля  научно-педагогических  работников  (в  приведенных  к  целочисленным 

значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную 
за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе 
ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем 
числе  научно-педагогических  работников,  реализующих  программу  ординатуры, 
составляет 65 процентов. 

Доля  работников  (в  приведенных  к  целочисленным  значениям  ставок)  из  числа 

руководителей  и  работников  организаций,  деятельность  которых  связана  с 
направленностью  (спецификой)  реализуемой  программы  ординатуры  (имеющих  стаж 
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, 
реализующих программу ординатуры, составляет не менее 30 процентов. 

Документы 

регламентирующие 

содержание 

и 

организацию 

образовательного процесса при реализации ОПОП ВО ординатуры  

В  соответствии  с  Порядком  организации  и  осуществления  образовательной 

деятельности по образовательным программам высшего образования – подготовка кадров 
высшей  квалификации  по  программе  ординатуры  и  с  ФГОС  ВО  ординатуры  по 
направлению  подготовки  «Пульмонология»  содержание  и  организация  образовательного 
процесса  при  реализации  данной  ОПОП  ВО  регламентируется  учебным  планом,  
календарным  учебным  графиком,  рабочими  программами  учебных  дисциплин, 
программами 

учебной, 

производственной, 

включая 

преддипломную, 

практик, 

оценочными  средствами,    методическими    и  другими  материалами,  обеспечивающими 
качество  подготовки  и  воспитания  обучающихся,  а  также  локальными  нормативными 
актами.

 

 

10 

 

2.1 Учебный план и календарный учебный график 

В  календарном  учебном  графике  указываются  периоды  осуществления  видов 

учебной деятельности и периоды каникул. 

В  учебном  плане  отображается  логическая  последовательность  освоения  блоков  

ОПОП  ВО  (дисциплин,  практик),  обеспечивающих  формирование  компетенций. 
Указывается  общая  трудоемкость  дисциплин,  практик  в  зачетных  единицах,  а  также  их 
общая и аудиторная трудоемкость в часах. Согласно ФГОС ВО учебный план включает в 
себя следующие блоки: 

Блок  1  "Дисциплины  (модули)",  который  включает  дисциплины  (модули), 

относящиеся  к  базовой  части  программы,  и  дисциплины  (модули),  относящиеся  к  ее 
вариативной части. 

Блок  2  "Практики",  относящийся  как  к  базовой  части  программы,  так  и  к  ее 

вариативной части. 

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится 

к  базовой  части  программы  и  завершается  присвоением  квалификации  "Врач-
пульмонолог". 

Для  каждой  дисциплины,  практики  указываются  виды  учебной  работы  и  формы 

промежуточной аттестации. 

При составлении учебного плана ПСПбГМУ им. И.П. Павлова руководствовалось 

общими  требованиями  к  условиям  реализации  основных  профессиональных 
образовательных  программ,  сформулированными  в  ФГОС  ВО  ординатуры  по 
направлению  подготовки  «Пульмонология»  (учебный  план  и  календарный  учебный 
график представлены в Приложении 1). 

 
 
2.2 Рабочие программы учебных дисциплин  

 
В  состав  ОПОП  ВО  ординатуры  входят  рабочие  программы  всех  учебных 

дисциплин как базовой, так и вариативной  частей  учебного плана, включая  дисциплины 
по выбору обучающегося. 

Рабочие программы дисциплин содержат наименование дисциплины и следующие 

разделы: 
1. 

Цели и задачи дисциплины. 

2. 

Планируемые результаты обучения по дисциплине. 

3. 

Место дисциплины в структуре образовательной программы. 

4. 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 

часов,  выделенных  на  контактную  работу  обучающихся  с  преподавателем  и  на 
самостоятельную работу обучающихся . 
5. 

Содержание  дисциплины,  структурированное  по  темам  (разделам)  с  указанием 

отведенного на них количества  академических часов и видов занятий 
5.1. 

Учебно-тематическое планирование дисциплины по формам обучения 

5.2. 

Содержание по темам (разделам) дисциплины 

6. 

Перечень  учебно-методического  обеспечения  для  самостоятельной  работы 

обучающихся по дисциплине 
7. 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся 

по дисциплине 
7.1. 

Перечень  компетенций  с  указанием  этапов  их  формирования  в  процессе 

освоения  образовательной  программы  и  количества  часов  для  проведения  занятий 
семинарского типа по темам (разделам)  
7.2. 

Описание  показателей  и  критериев  оценивания  компетенций  на  различных 

этапах их формирования, описание шкал оценивания  

11 

 

7.3. 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки 

знаний,  умений,  навыков  и  опыта  деятельности,  характеризующих  этапы  формирования 
знаний, умений, навыков и опыта деятельности 
7.4. 

Методические  материалы  и  методика,  определяющие  процедуры  оценивания 

знаний,  умений,  навыков  и  (или)  опыта  деятельности,  характеризующих  этапы 
формирования компетенций 
8. 

Перечень  основной  и  дополнительной  учебной  литературы,  необходимой  для 

освоения дисциплины  
9. 

Перечень  ресурсов  информационно-телекоммуникационной  сети  «Интернет», 

необходимых для освоения дисциплины 
10. 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 

11. 

Перечень  информационных  технологий,  используемых  при  осуществлении 

образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения 
и информационных справочных систем. 
12. 

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного 

процесса по дисциплине. 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  

по специальности 

31.08.45 «Пульмонология»

 

1. Цели и задачи дисциплины 

 
Целью
  послевузовского  профессионального  образования  врача  пульмонолога 

является  подготовка  квалифицированного  специалиста,    обладающего  системой 
общекультурных  и  профессиональных  компетенций,  способного  и  готового  для 
самостоятельной  профессиональной  деятельности  в  условиях  первичной  медико-
санитарной  помощи;    освоение  теоретических  основ  и  практических  навыков  по 
пульмонологии,  формирование  у  обучающихся  врачебного  поведения,  мышления  и 
умения, обеспечивающих решение профессиональных задач и применение им алгоритма 
врачебной  деятельности  по  профилактике,  диагностике  и  лечению  взрослых  и  детей  по 
специальности «Пульмонология». 

 
Задачи послевузовского профессионального образования врача-пульмонолога: 

1. 

Сформировать  обширный  и  глубокий  объем  базовых,  фундаментальных 

медицинских 

знаний, 

формирующих 

профессиональные 

компетенции 

врача 

пульмонолога, способного успешно решать свои профессиональные задачи. 
2. 

Сформировать  и  совершенствовать  профессиональную  подготовку  врача 

пульмонолога,  обладающего  клиническим  мышлением,  хорошо  ориентирующегося  в 
сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин. 
3. 

 Подготовить  специалиста  к  самостоятельной  профессиональной  лечебно-

диагностической  деятельности,  умеющего  провести  дифференциально-диагностический 
поиск,  оказать  в  полном  объеме  медицинскую  помощь,  в  том  числе  при  ургентных 
состояниях,  провести  профилактические  и  реабилитационные  мероприятия  по 

12 

 

сохранению  жизни и  здоровья  во  все  возрастные периоды  жизни  пациентов,  способного 
успешно решать свои профессиональные задачи. 
4. 

Подготовить  врача  пульмонолога,  владеющего  навыками  и  врачебными 

манипуляциями в соответствии с квалификационными требованиями и общеврачебными 
манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи. 
5. 

Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний,  умений, 

позволяющих  врачу  пульмонологу  свободно  ориентироваться  в  вопросах  организации  и 
экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии. 
6. 

Освоить  методы  диагностики,  дифференциальной  диагностики  основных 

заболеваний; освоение методов лечения больных;  
7. 

Освоить  методы  формирования  здорового  образа  жизни  семьи,  соблюдение 

личностного  подхода,  требования  врачебной  этики  и  медицинской  деонтологии  при 
проведении 

среди 

населения 

оздоровительных, 

профилактических, 

лечебно-

диагностических мероприятий; 
8. 

Овладеть  техникой  выполнения  врачебных  манипуляций  в  соответствии  с 

программой;  
9. 

Сформировать  умения  и  навыки  самостоятельной  научно-исследовательской 

деятельности; 
10. 

Изучить правовую базу деятельности врача и освоить нормы медицинской этики и 

деонтологии. 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине: 

Выпускник,  освоивший  программу  дисциплины  «Пульмонология»  должен 

обладать следующими универсальными компетенциями: 
 

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); 

 

готовностью  к  управлению  коллективом,  толерантно  воспринимать  социальные, 

этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); 
 

готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и 

высшего  медицинского  образования  или  среднего  и  высшего  фармацевтического 
образования,  а  также  по  дополнительным  профессиональным  программам  для  лиц, 
имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном 
федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим  функции  по  выработке 
государственной  политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в  сфере 
здравоохранения (УК-3)  

Выпускник, 

освоивший 

программу 

ординатуры, 

должен 

обладать 

профессиональными компетенциями: 
 

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение 

и  укрепление  здоровья  и  включающих  в  себя  формирование  здорового  образа  жизни, 
предупреждение  возникновения  и  (или)  распространения  заболеваний,  их  раннюю 
диагностику,  выявление  причин  и  условий  их  возникновения  и  развития,  а  также 
направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его 
обитания (ПК-1); 
 

готовность 

к 

проведению 

профилактических 

медицинских 

осмотров, 

диспансеризации  и  осуществлению  диспансерного  наблюдения  за  здоровыми  и 
хроническими больными (ПК-2); 
 

готовность  к  применению  социально-гигиенических  методик  сбора  и  медико-

статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-
4); 
 

готовность  к  определению  у  пациентов  патологических  состояний,  симптомов, 

синдромов  заболеваний,  нозологических  форм  в  соответствии  с  Международной 
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5); 

13 

 

 

готовность  к  ведению  и  лечению  пациентов,  нуждающихся  в  оказании 

пульмонологической медицинской помощи (ПК-6); 
 

готовность  к  применению  природных  лечебных  факторов,  лекарственной, 

немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской 
реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8); 
 

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, 

направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-
9); 
 

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере 

охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях 
(ПК-10); 
 

готовность  к  участию  в  оценке  качества  оказания  медицинской  помощи  с 

использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11); 
 
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 

Дисциплина «Пульмонология» к базовой части Блока 1. 

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических 
часов,  выделенных  на  контактную  работу  обучающихся  с  преподавателем  и  на 
самостоятельную работу обучающихся   

Вид учебной работы 

Всего 

часов / 

зачетных 

единиц 

Семестры 

Аудиторные занятия (всего) 

672 

330 

119 

223 

В том числе: 

 

 

 

 

Лекции (Л) 

67 

28 

23 

16 

Клинические практические занятия (КПЗ) 

605 

302 

96 

207 

Самостоятельная работа  (всего) 

336 

174 

61 

101 

Промежуточная аттестация 

Зачет с 

оценкой 

Общая трудоемкость                                     часы 

                                                    зачетные единицы 

1008 

504 

180 

324 

28 

14 

 
5 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием 
отведенного на них количества академических часов и видов занятий 
 

5.1 Учебно-тематическое планирование дисциплины  

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самостоя-

тельная 

работа, 

академ. ч 

Вид 

промежут

очной 

аттестаци

и 

В

се

го

 

занятия 

лекцион

-ного 

типа 

(лекции) 

занятия 

семинар-

ского 

типа 

(практи-

ческие, 

интерак-

тивные) 

занятия 

клиническ

ие 

практичес

кие 

занятия 

14 

 

Наименование темы 

(раздела) 

Контактная работа, академ. ч 

Самостоя-

тельная 

работа, 

академ. ч 

Вид 

промежут

очной 

аттестаци

и 

В

се

го

 

занятия 

лекцион

-ного 

типа 

(лекции) 

занятия 

семинар-

ского 

типа 

(практи-

ческие, 

интерак-

тивные) 

занятия 

клиническ

ие 

практичес

кие 

занятия 

Тема (раздел) 1  
Общая 
пульмонология. 

 

51 

28 

 
 

Зачет с 

оценкой 

84 

Тема (раздел) 2 
Частная 

пульмонология 

25 

 

227 

126 

378 

Тема (раздел) 3  
Дифференциальная 
диагностика 
пульмонологических 
синдромов 

25 

 

227 

126 

 
 

Зачет с 

оценкой 

378 

Тема (раздел) 4 
Неотложные 
состояния 

в 

пульмонологии 

12 

 

100 

56 

 

Зачет с 

оценкой 

168 

ИТОГО 

67 

605 

336 

1008 

 

 

 

 

 

5.2 Содержание по темам (разделам) дисциплины 

 

 

п/

п 

Наименование 

темы 

(раздела) 

дисциплины  

Содержание темы (раздела) 

Формируемые компетенции 

1.  Общая 

пульмонология 

Основы 

организации 

пульмонологической 

помощи 

населению 
Правительственные  документы, 
регламентирующие  организацию 
пульмонологической 

службы. 

Принципы  и  формы  организации 
пульмонологической 

помощи. 

Этапность  и  преемственность. 

 

готовностью 

к 

абстрактному 

мышлению, 

анализу, синтезу (УК-1); 

 

готовностью 

к 

управлению 

коллективом, 

толерантно 

воспринимать 

социальные, 

этнические, 

конфессиональные 

и 

культурные  различия  (УК-

Отформатировано: По центру,
Отступ: Слева:  0 см, Первая строка: 
0 см, интервал Перед:  0 пт,
Поз.табуляции: нет в  2,52 см

15 

 

Своевременность 

и 

рациональность 

использования 

современных 

методов 

диагностики 

и 

лечения 

неспецифических 

заболеваний 

легких. 

Диспансерное 

наблюдение. 
Социально-гигиенические 

 

и 

санитарно-оздоровительные 
мероприятия. 

Образовательные 

программы  при  бронхолегочных 
заболеваниях. 
      Основы  врачебно-трудовой 
экспертизы 
Общие  принципы  экспертизы 
трудоспособности. 

Экспертные 

классификации. 

Показания 

и 

противопоказания  к  отдельным 
видам  и  условиям  труда  при 
заболеваниях  органов  дыхания. 
Экспертные заключения. 

Теоретические 

основы 

пульмонологии 

Клиническая анатомия органов 

дыхания и средостения 

Трахея  и  бронхи  —  краткая 
анатомо-морфологическая 
характеристика. 

Сегментарное 

строение  легких.  Международная 
номенклатура 

легочных 

сегментов. 

Крово- 

и 

лимфообращение 

в 

легких. 

Иннервация 

легких. 

Респираторные отделы. Плевра — 
роль 

в 

дыхании. 

Органы 

средостения и диафрагма.  
Механизмы  защиты  легких  от 
воздействия 

повреждающих 

факторов 
Неспецифические 

и 

специфические  факторы  защиты. 
Мукоцилиарный  аппарат  в  норме 
и  патологии.  Иммунологические 
факторы 

защиты 

легких. 

Приобретенные  иммунодефициты 
при ИЗЛ.  
Основы  физиологии  дыхания  и 
газообмена 
Механика  дыхательного  акта. 
Система 

внешнего 

дыхания. 

Эластические  свойства  легких  и 
грудной  клетки.  Бронхиальная 

2); 

 

готовностью  к  участию 

в 

педагогической 

деятельности 

по 

программам 

среднего 

и 

высшего 

медицинского 

образования  или  среднего  и 
высшего фармацевтического 
образования,  а  также  по 
дополнительным 
профессиональным 
программам 

для 

лиц, 

имеющих 

среднее 

профессиональное 

или 

высшее 

образование, 

в 

порядке, 

установленном 

федеральным 

органом 

исполнительной 

власти, 

осуществляющим  функции 
по 

выработке 

государственной политики и 
нормативно-правовому 
регулированию 

в 

сфере 

здравоохранения (УК-3)  

 

готовность 

к 

осуществлению  комплекса 
мероприятий,  направленных 
на сохранение и  укрепление 
здоровья  и  включающих  в 
себя 

формирование 

здорового  образа  жизни, 
предупреждение 
возникновения 

и 

(или) 

распространения 
заболеваний,  их  раннюю 
диагностику, 

выявление 

причин 

и 

условий 

их 

возникновения и развития, а 
также 

направленных 

на 

устранение 

вредного 

влияния 

на 

здоровье 

человека  факторов  среды 
его обитания (ПК-1); 

 

готовность 

к 

проведению 
профилактических 
медицинских 

осмотров, 

диспансеризации 

и 

осуществлению 
диспансерного  наблюдения 
за 

здоровыми 

и 

хроническими 

больными 

16 

 

проходимость. 

Вентиляция 

легких. 

Распределение 

вентиляции  легких  и  кровотока. 
Диффузионные нарушения.  
Основы иммунологии легких 
Иммунитет 

и 

гомеостаз. 

Составные  иммунной  системы, 
иммунологические 

механизмы 

защиты легких. Количественные и 
качественные 

изменения 

иммунокомпетентных  клеток  при 
патологии 

органов 

дыхания. 

Коррекция иммунных нарушений.  
            Методы 

обследования 

больных 

с 

заболеваниями 

органов дыхания 
Клинические 

методы 

обследования 

больных 

с 

заболеваниями легких 

Жалобы:  кашель,  боль  в  грудной 
клетке,  кровохарканье,  одышка, 
удушье. 

Анамнестические 

сведения.  Перкуссия,  пальпация, 
аускультация  —  значение  при 
современном 

обследовании. 

Клинические  и  диагностические 
алгоритмы 

при 

заболеваниях 

органов дыхания. 
Функциональные 

методы 

исследования 

Методы 

оценки 

вентиляции, 

диффузии 

и 

перфузии. 

Возможности методов для ранней 
диагностики,  дифференциальной 
диагностики, 

контроля 

за 

эффективностью 

лечения. 

Показания  и  противопоказания 
для проведения 
Рентгенологические 

методы 

обследования 
Показания  к  проведению  и 
возможности  рентгенологических 
методов. 

Современные 

рентгенологические 

методы. 

Рентгенологическая 

семиотика 

заболеваний  органов  дыхания. 
Дифференциальная диагностика. 
Радиоизотопные 

методы 

исследования 

Принципы 

и 

возможности 

радиоизотопного 

исследования 

легких.  Методики  радиографии 

(ПК-2); 

 

готовность 

к 

применению 

социально-

гигиенических 

методик 

сбора 

и 

медико-

статистического 

анализа 

информации  о  показателях 
здоровья 

взрослых 

и 

подростков (ПК-4); 

 

готовность 

к 

применению 

основных 

принципов  организации  и 
управления  в  сфере  охраны 
здоровья 

граждан, 

в 

медицинских  организациях 
и 

их 

структурных 

подразделениях (ПК-10); 

 

готовность к участию в 

оценке  качества  оказания 
медицинской 

помощи 

с 

использованием  основных 
медико-статистических 
показателей (ПК-11); 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..