СТИЛЬ ЛОФТ В ИНТЕРЬЕРЕ

 

  Главная      Учебники - Дизайн    

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

СТИЛЬ ЛОФТ В ИНТЕРЬЕРЕ


 

Ремонт 2-к квартиры в стиле лофт по дизайн-проекту


 

image


 

Дизайнерский ремонт, включивший разработку дизайн-проекта с подбором чистовых материалов и мебели.

Заказчик:


 

Молодой энергичный специалист из сферы IT.


 

Объект:

Двухкомнатная квартира в ЖК общей площадью 59 м2.

Задача:


 

Заказчик с самого начала обозначил приоритеты – создание личного пространства, отражающего характер и мировоззрение молодого человека, удобное для жизни, открытое и гармоничное.

Срок реализации:


 

Дизайн-проект: 35 дней.


 

Ремонтно-строительные работы: 45 дней.

Бюджет:


 

Работы: 467 800 р.


 

Дизайн-проект: 55 200 р.


 

Строительные материалы: 138 400 р. Чистовые материалы и мебель: 260 300 р. Общие затраты на реализацию: 921 700 р. Планируемый бюджет: 1 300 000 р.

Сэкономлено для заказчика: 378 300 р .


 

Реализация:


 

В тесном сотрудничестве с ведущим дизайнером компании Смарт Ремонт была выработана общая концепция и стилистка будущего пространства, выбраны отделочные материалы, мебель, освещение.

Параллельно с разработкой дизайн-проекта начались общестроительные работы.


 

Планировка:


 

image


 

Планировкой было предусмотрено 2 санузла – совмещенный и раздельный, заказчик пожелал оборудовать маленький санузел душевым уголком, второй – ванной. Также было предусмотрено размещение стиральной и сушильной машин.

Особенности стиля:


 

image


 

Общая стилевая концепция жилого пространства была определена заказчиком как лофт. В стиле лофт обычно используются цвета холодных оттенков (металлический, синий и т. д.).

Отличительная особенность в цветовой палитре стиля лофт в том, что часто, для контраста, одну из четырёх стен делают другого цвета, например, 3 стены в одной

комнате кирпичные, а одна покрыта металлической штукатуркой. Такой эффект нужен для распределения зон в комнате.

Мебель в основном металлическая или покрашенная «под металл», но используется также деревянная мебель светлых и тёмных тонов. Мебель в стиле лофт обычно проста и функциональна. Мебель часто выполняет функцию перегородок (стен) между комнатами, то есть разделяет пространство на части.

Реализация:


 

Также специалистами был разработан и согласован электропроект, включивший проект слаботочных систем. Интересная деталь – все выключатели в квартире оборудованы встроенными диммерами, позволяющими менять интенсивность светового потока и создавать световую среду в зависимости от потребностей и настроения. Это небольшое улучшение способно экономить до 30% потребляемой в доме электроэнергии.

Кухня:


 

image


 

На пол был уложен качественный ламинат VINTAGE VOYAGE, который, благодаря партнерской скидке Смарт Ремонт достался заказчику с выгодой 25% от розничной цены.

Стены – штукатурка под покраску, качественная белая краска Dulux Diamond Matt BW.


 

Для реализации концепции лофта некоторые стены решили не штукатурить, кирпичную кладку отшлифовали и покрыли матовым лаком Tikkurila.


 

image


 

За счет чего удалось сэкономить 378 300 р.?


 

170 560 руб. сэкономлено на отделочных материалах, мебели, сантехнике, благодаря партнерским скидкам Смарт Ремонт.

36 950 руб. сэкономлено на доставке и разгрузке строительного материала (в сравнении с закупкой и доставкой из крупных строительных гипермаркетов).

170 790 руб. сэкономлено благодаря дизайн-проекту и грамотному планированию всех работ и затрат на объекте.

Итог:


 

Изначальная смета на работы 467 800 р. не выросла в процессе. Заказчик имел несколько предложений от строительных компаний Москвы и частных мастеров. Наше предложение оказалось на 120 000 р. дороже частных мастеров и на 80 000 р. дороже других компаний, но сохраненные средства заказчика в размере 378 300 р. в итоге с лихвой перекрыли самые выгодные предложения других компаний.

Комментарий заказчика:


 

«Опыт работы со Смарт Ремонт самый положительный. С первых минут общения со специалистами сложилось впечатление очень профессионального подхода. Все задействованные в проекте продемонстрировали высокую квалификацию и профессионализм. Подкупил проектный подход к работе, четкость и исполнительность. Рад, что выбрал именно Смарт Ремонт для реализации своего проекта».

Команда проекта:


 

Сметчик-технолог: Кирилл Гапонов. Ведущий дизайнер проекта: Анна Азарова. Руководитель проекта: Фарида Икрамова. Прораб: Вадим Макуев.

Начальник участка: Валерий Хамраев. Менеджер по снабжению: Павел Бакулин.


 

ЛОФТ, СТИМПАНК, ГРАНЖ: СТИЛЬ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ИНТЕРЬЕРЕ


 

Абстракт. В течение ХХ века в жилом интерьере сформировались, классифици-ровались и могут быть достоверно атрибутированы восемь стилей, три направления Хай-тека, четыре направления Постмодернизма. В течение только двадцати лет XXI века в литературном, профессиональном и интернет-контенте уже оперируют по меньшей мере десятью терминами, определяющими новые «стили». Что это – стремительное развитие новых образных решений или последовательное развитие больших стилей ХХ века и Большая Эклектика XXI века, компилирующая и соединяющая визуальные маркеры?


 

Ключевые слова: стиль, художественный образ, объемно-пространственные со-ставляющие интерьера, предметно-пространственные составляющие интерьера, Лофт, Стимпанк, Гранж.


 

Сколько стилей интерьера сформировалось в течение целого ХХ века, имея в виду действительно большие классифицированные и атрибутированные стили? Ответ: Неоклассика; Неопластицизм; Функционализм; Ар-деко; Интернациональ-ный стиль; Минимализм; Хай тек; Постмодернизм – итого восемь. А сколько

«стилей» обозначилось в литературно – профессиональном и интернет-контенте, за не закончившуюся ещё первую четверть ХХI века? Ответ: Лофт; Стимпанк; Гранж; Средиземноморский; Фьюжн; Прованс; Винтаж (Шебби-Шик); Эко; Он-тоАрт; Бунгало. Итого – десять! Сравним временной период – сто лет и двадцать пять! Что это? Стремительнейшее развитие действительно Стилей, как их неукос-нительно именуют и практики, и потребители, или дальнейшее развитие больших стилей родителей ХХI века в расходящихся веером направлениях, или Большая эклектика ХХI века компилирующая и соединяющая визуальные маркеры стилей того же ХХ века. Попробуем разобраться в этой проблеме, используя те же при-вычные категории интерьера: объемно-пространственные и предметно-пространственные его составляющие.


 

Лофт. Термин Лофт в интерьере возник в 90гг ХХ века и дословно обозна-чает – «чердак». Связано это с освоением помещений бывших складов, пакгаузов в ходе времени потерявших основную функцию и оказавшихся в черте разрос-шейся жилой застройки городских центов на Западе. Сейчас этот термин имеет отношение к любому нежилому помещению, превращенному в жилое. Чердак, подвал, ангар, склад, цех и т. п. Необходимо отметить, что явление Лофта можно подразделить на два образных направления. «Истинный» Лофт – развитие жили-ща в нежилом помещении, где осуществляется полная свобода образных решений и стилистических приемов. Таковой Лофт может быть решен и в Минимализме, и в Хай-теке, да и в Постмодернистском Классицизме тоже и, тем не менее, остает-


 


 

image


 

ся Лофтом по определению. «Образный» Лофт – интерьер, сохраняющий основ-ные образные мотивы ортодоксального Лофта: аскетичность, брутальность объ-емно-пространственных составляющих, проявляющихся через стройматериал промсооружений – кирпич, бетон; а также открытость, или имитация строитель-ных конструкций перекрытия – балок, ферм, стропильных схем, выполненных в металле, бетоне, дереве. Предметно-пространственные составляющие могут со-хранить образную брутальность и аскетичность, но требование это вовсе не обя-зательно для исполнения. Интерьер может насыщаться предметной средой разных эпох и времен. Еще один из основных образных примеров – руинирование. Визу-ально это выражается в осыпавшейся и частично сохранившейся штукатурке кир-пичных стен; образе небрежном очищенных от той же штукатурки и побелке стен, белесый от остатков краски кирпич. Но эти знаки – маркеры, вовсе не изоб-ретены адептами Лофта. Они откровенно заимствованы у популярного в 60-70 го-ды архитектурного стиля Необрутализм и не менее ярких и популярных работ творческой группы SAITE руинировавших образ и концепцию архитектуры Мо-дернизма 70-80 годов XX века.

Объемно пространственные составляющие. Планировочный узор Лофта основан на прямоугольной сетке координат. Попытки обострить лапидарность прямоугольников и квадратов планов могут осуществляться путем наложения диагональных осей координат на прямоугольные. Единственное, чего нет в пла-нировочном узоре Лофта – это лекальных кривых, образованных конструкцией или оборудованием. Вертикальное зонирование пространства в Лофте выражено, пожалуй, наиболее полно: уровень пола; платформы; заниженные части пола от-носительно основного уровня, подиумы.

Вертикальные плоскости ограждающих конструкций, как уже отмечалось выше –основной маркер Лофта, выполняются из кирпича. Кирпичная поверхность может быть чистой, из облицовочного материала; может напоминать грубо оби-тую от штукатурки или побелки поверхность; может быть исполнено в эстетике общественного туалета – побеленный или окрашенный в белый цвет кирпич. Вто-рой основной прием обработки вертикальных плоскостей – натуральный бетон или его имитация. Бетонная поверхность стены может быть натуралистично тек-стурной или аккуратно заглаженной. Дерево в Лофте встречается довольно редко. Это, в основном имитация стоечно-балочных конструктивных схем или облицо-вочный материал мебели – оборудования, что, скорее всего, является заимствова-нием Лофтом знаков Эко-стиля.

Потолки интерьеров Лофта гладкие и плоские, на фоне которых мощно по-зиционируется еще один знак-маркер – конструкции, поддерживающие перекры-тия. Металлические фермы, бетонные балки, деревянные балки и кессоны. При-чем насколько дерево редко в отделке стен, настолько, охотно оно применяется в отделке и имитации потолочных конструкций. Также охотно дерево или его ими-тация в виде ламинированных МДФ или ДСП поверхностей используется для по-крытия пола. Самый распространенный вид отделки так называемый «палубный» настил средними и крупноразмерными элементами. Лофт не против каменных полов, но предпочтение отдается дереву. Необходимо отметить отсутствие ковро-вых покрытий на всю поверхность пола. Допускается, как в Интернациональном стиле, лишь пятна текстиля в функциональных зонах.

Квартиры или жилища Лофт это изначально квартиры-студии, где приори-тет отдается большому, нераздробленному перегородками, единому простран-

ству. И, соответственно, это пространство обязано быть многофункциональным, вплоть до включения в это пространство функциональных спальных зон, которые вовсе не обязательно локализуются в отдельных помещениях. Колористическая палитра Лофта не богата яркими, локальными цветоощущениями. Зато это сдер-жанные «мужские» нюансы и сочетания оттенков кирпича и терракоты, морёного и осветлённого дерева, серо–белая тональность бетонных поверхностей. Мир Ло-фта полон визуально-тактильных ощущений шероховатых фактур этих же мате-риалов, что вполне гармонично сочетается с глянцем наливного или каменного пола и заглаженными поверхностями деревянной мебели и металлических по-верхностей оборудования.

Предметно-пространственные составляющие. Если объемно – про-странственные составляющие интерьеров Лофта действительно характерны и узнаваемы в своих знаках-маркерах, то с предметной средой все не так просто. Образная направленность его интерьеров допускает вовлечение в игру простран-ство предметных знаков-маркеров других стилей, подобно Радикальной Эклекти-ке Постмодернизма. Можно сказать и иначе, что Лофт – это Радикальная Эклек-тика в строгих правилах объёмно-пространственных составляющих. Образ Лофта может быть прост и строг в своём предметном выражении, как западноевропей-ский или британский Регионализм; на фоне кирпичной стены запросто разворачи-ваются декорации Интернационального стиля с ярчайшей пластиковой мебелью; возможно радикальное соединение «кресла – яйца» 60 годов скандинавского ди-зайна с викторианскими диванами и колониальными шкафчиками. Хай-тек, в его направлении Техно, запросто вписывается своими столиками на колёсах, светиль-никами в кирпично-белесый угол комнаты. Спальная зона может украситься Ми-нималистской кроватью, Хай-течным металлическим зеркалом-экраном или про-пеллером. Лофт впитывает любые предметы, современные или раритеты в любых стилистических обличиях.

Особенно характерно это проявляется в разработке оборудования и освети-тельной арматуры. Ванная комната Лофта – это совершенно непротиворечивый микс Хай-тека, Минимализма, этнографических приемов объединенных актив-ным фоном кирпича и дерева. То же самое можно сказать и о разнообразнейших светильниках от викторианских стеклянных шаров и «шахтёрской» лампы до ори-гинальных вещей, имитирующих вентилятор 60-х годов XX века. Изобретательно, оригинально, эксклюзивно, намечается образный нюанс, зрительный намек на ме-тафору, как и в Постмодернизме. Исторический оттенок образа, «райтовский» аромат интерьера; холод, но уже никак не бесполость Минимализма – все прие-мы, все оттенки, визуально выраженные в истории и современном состоянии ин-терьера доступны Лофту. Так что же такое Лофт? С одной стороны, это стиль, по-скольку ему присуще узнаваемые знаки – маркеры (хотя и заимствованные их разных архитектурных стилей). С другой стороны, смущает его эклектическая всеядность в выражении предметных составляющих. По своей брутальности, ас-кетичности логики построения пространства по горизонтали и вертикали, приори-тетов в колористике и избранности предметных аксессуаров в интерьере, он, несомненно, несет основу мужского образа. А структурированность предметной среды в предметно-пространственные составляющие говорит в свою очередь о признаках Стиля. Видимо все это позволяет, все-таки, говорить о Лофте, не как о сложившемся стиле, образе первого уровня узнаваемости; и не о направлении, в точке бифуркации какого-то определенного стиля, а, как об образе второго и бо-

4. Изобразительное искусство... Graphic arts…


 

image


 

лее высшего уровня – художественном образе, вызывающем игру воображения, метафор, воспоминаний, предпочтений и выбора.


 

image

Рис. 1. Интерьер Лофт. Спальня

(ARTMASTER.IN.UA )


 

image

Рис. 2. Интерьер Лофт. Студия

(www.domfront.ru)


 

Стимпанк (Транс-Хай-тек). В конце 90х г. ХХ века – начале ХХI века Транс-Хай-тек, основывавшийся в экспозиции на образе современной вещи или

предметной среды, попавшей в будущее, и обрётший черты культурологического и предметного артефакта получил дальнейшее развитие. Это выразилось в визу-ально-знаковом отображении образа жизни эпохи Пара, Технической революции, машинерии, осмысленных в новом культурологическом контексте. Внимание ди-зайнеров обращается к великолепию и разнообразию предметного мира Виктори-анской эпохи, как если бы она продолжалась в развитии и в наши дни. Предметом игры и основным элементом этого визуально-знакового выражения становятся образы и детали паровой машины, паровоза, парохода, возникают образы-артефакты, например, паровой подводной лодки, парового самолета, в том виде, в каком они могли бы возникнуть в современности. Детали и аксессуары интерьера также пронизываются эстетикой раритета и арт-объекта ХIХ века. Рычаги, вернь-еры, шестерни, хомуты, манометры и электрические машины; кремальеры вместо дверных ручек, иллюминаторы – все эти предметно-пространственные составля-ющие, вкупе с мебелью, требуют возврата в отделке к полированной меди, брон-зе, латуни или их патинированным вариантам. Доходит даже до чугуна в освети-тельной или отопительной арматуре, да еще и с растительным декором на них. Натуральная кожа обивки мебели (или ее имитация), прекрасно гармонирующая даже с ржавым металлом (специально наведенный эффект) стола. Викторианская насыщенность предметами, знаками и образами, театрализованная музейность интерьера – все, все это становится знаками-маркерами Стимпанка, определяю-щими несколько основных образных решений.

Первый – это образ некоего электромеханического музея раритетов, лю-бовно восстановленных и экспонируемых зрителю или образ мастерской изобре-тателя-механика, творчески захламленной или содержащейся в идеальном поряд-ке.

Второй – образ кабинета викторианского джентльмена живо интересующе-гося новинками технического прогресса.

Третий – образ того же кабинета, в интерьер которого добавлен намек на путешествия, некую географическую устремленность того же джентльмена, вы-раженную в предметах дорожных аксессуаров путешественника.

Следующий образ непосредственно связанный с духом путешествий, пере-движений – это корабельный интерьер, имитирующий образ и дух пароходов и подводных лодок, или неких летательных аппаратов. Вместе с тем возможна и просто игра визуальными примерами Эклектики: металлические лестницы с за-бежными ступенями, металлические консоли, колонны, фонари, оранжерейные уголки из металлических конструкций.

Объемно-пространственные составляющие. Планировочный узор инте-рьера Стимпанк, в общем-то, ничем не отличается от планировочного узора Лоф-та. Те же прямоугольные координатные оси, диагональные оси и их взаимные наложения. При решении образа в корабельной тематике возможно наложение на узор пространственных конструкций существующего помещения лекальных кри-вых, имитирующих борт средства передвижения, за счет фальш-стен. Вертикаль-ное использование интерьера уже по определению отсылается к Викторианскому стилю, подразумевает возможность разноуровнего его использования.

А вот вертикальные ограждающие конструкции – их членения: горизон-тальные и вертикальные, материал отделки совершенно не важен, как, например, в случае с Лофтом. Деревянная обшивка, полностью закрываемая стеллажами; кирпичная облицовка или руинирование; «классические» зеленые обои Виктори-

4. Изобразительное искусство... Graphic arts…


 

image


 

анского стиля или светлая, серо-дымчатая окраска; наконец «металлические» ли-сты клёпаной или сварной корабельной переборки. Стимпанк берет все, что ему нужно для фона интерьера, создаваемого, в большей степени, предметно-пространственными составляющими. В отношении пола и потолка наблюдается та же картина: плоский с потолочным карнизом, потолок и ковровое покрытие на полу в одном случае, и бетон балок и пола, в другом. И это тоже подтверждает тот факт, что образная выразительность объемно-пространственных составляющих важна только в каждом конкретном случае и, в принципе, не важна в целом, для определения стиля.

По функциональности использования, интерьер Стимпанка скорее мно-гофункционален, нежели монофункционален. Он избегает крупных, единых про-странств, склонен к пространствам традиционным и монофункциональным: гос-тиные, спальня, кабинет, салон, библиотека, столовая.

Но если требуется, и площадь помещения позволяет осуществить требова-ние, возможно объединение близких функций, например, столовая-гостиная или, вовсе, решить интерьер в едином многофункциональном пространстве.

Колористическое решение Стимпанка полностью зависит от выбранного характера образа. Никаких случайных, нарочитых, контрастных цветовых компо-зиций. Сдержанная колористика нюансов зеленого или бежевого, или жемчужно-серого моноцвета Викторианского стиля; шелковистость обоев и матовый глянец кожаной обивки; естественный рисунок дерева, кирпича, бетона, шероховатость их фактур и, главное, блеск и сияние всевозможно обработанных и отделанных цветных металлов.

Предметно-пространственные составляющие. Выше уже было отмече-но, что образ Стимпанка задает предметно-пространственная среда. Она форми-руется предметами мебели и оборудования, характерными своей формой, силу-этом, материалом, именно общее впечатление, эмоционально-чувственные ощу-щения игры предметов, раритетов и артефактов в метафоре образа. В целостном понимании и частных визуально-образных проявлениях. Мир предметов Стим-панка необычайно привлекателен, разнообразен и эксклюзивен. Если и говорить о Стимпанке, как о стиле с узнаваемыми знаками-маркерами, то это, возможно, только благодаря индивидуальности его предметного мира: шестеренки, вентиля-торы, лопасти, колеса, электрические машины и т. п. создают неповторимый эф-фект настенных и потолочных композиций. Каждая вещь стилизована в образном решении от дверного полотна до двери сейфа. Брутальность автокресел со сталь-ными подлокотниками великолепно соответствует матовому блеску железного трансформируемого стола с кремальерой настенного механизма. Корабельная те-матика предлагает оригинальные патинированные и покрытые декоративной ржой столы и кресла из стали, в виде корпусов морских плавучих мин, даже ка-мин – это мина с иллюминатором – топочного объема. Особая статья – мир осве-тительной арматуры, разнообразию и изобретательности дизайна которого поза-видуют и Минимализм, и романтический Хай-тек, да и Лофт. Чугунное литье в подвеске двух ламп; колесо на цепи, как основа висячих стеклянных банок из-под компота; великолепное литье эклектических растительных декоров настенных и настольных бра; ни с чем несравнимые композиции из водопроводных труб; ста-нины фотоаппаратов и т. д. и т. п. чего нельзя описать в этом формате. И все это предметное богатство, включая конечно традиционные живописные полотна,

панно щедро вписываются в настенных экспозициях, на полках стеллажей, гори-зонтальных плоскостях мебели.

Комнатные зеленые растения распространены в интерьерах Стимпанка не так широко, как этого бы хотелось. Но, тем не менее, они присутствуют, образуя экзотически-ностальгический уголок оранжерейки или скромное, трогательное пятно любимого растеньица в кабинете.

Итак, что же такое Стипманк в интерьере? С одной стороны, это стиль с его узнаваемыми знаками-маркерами, вернее, направление стиля Хай-тек. С дру-гой стороны – обилие характерных образных решений, заставляющих включаться ассоциации; память, визуально-чувственные переживания видимому образу; ро-мантические отзвуки иллюстраций к произведениям Жюля Верна, говорят о большем. Добавьте сюда гендерные признаки – обилие чисто мужских аксессуа-ров, логику и стройность в театральности музея, сдержанность и благородство ко-лористических выборов и предпочтений и мы получим откровенно мужской образ интерьера. А если прибавить к сказанному естественное и небрежное эклектиче-ское заимствование различных знаков из существующих стилей, видимо, можно определиться и с атрибуцией Стимпанка – понятием второго образного уровня – художественным образом, семантически большим, нежели понятие стиль.


 

image image

Рис. 3. Интерьер кабинета Рис. 4. Интерьер спальни (PINTEREST.COM) (PINTEREST.COM)


 

Гранж. В начале ХXI века возникает новое образное направление интерье-ра, получившее название Гранж (дословно – амбар, ферма, деревенский). Интерес возникновения образа заключается в том, что интерьер вовсе не получает черты сельского регионализма, как следовало бы исходя из термина. Напротив, образное решение основывается, скорее, на культурологических, ментальных фонах дере-венской жизни, образ небрежности, житейского пофигизма, естественного увода из внимания, зрительной грубоватости фона. Основа эстетической платформы: поверхностно, наспех обработанная или небрежно оставляемая без должного внимания и ремонта общая горизонтальная и вертикальная поверхность интерь-ерного фона. Первоначально это были объемно-пространственные составляющие, реально повторяющие или имитирующие действительно деревенский фон. Необ-работанное дерево, со следами штукатурки, облупленная облицовочная плитка, дешевая потолочная отделка и т. п. Затем направление начинает откровенно заим-ствовать образные находки Лофта, и, отчасти, Стимпанка, в кирпичной и руини-рованной поверхности ограждающих конструкций. А далее одним из приемов ви-зуального эффекта Гранжа становится откровенная облупленность, завитки об-

4. Изобразительное искусство... Graphic arts…


 

image


 

лезлой краски на поверхности фона интерьеров Историзма или Постмодернист-ского классицизма. И вот на фоне этих трех основных приемов разыгрывается, теперь уже элементами предметно-пространственных составляющих, образ визу-ально прочитываемой бомжеватости на роскошном фоне или, скорее, наоборот – блеск роскоши или элегантность предмета в бомжеватом, «помоечном» окруже-нии.

Объемно-пространственные составляющие. Планировочный узор в ин-терьере Гранж, предположительно, не играет основных ролей и не занимает до-статочно важного положения в формировании интерьера. Гранжу безразлично, какие помещения занимать (от Лофта, до исторических объектов). Вертикальная планировка интерьера так же не составляет решающего приема. Интерьеру Гран-жа вполне достаточно одного основного уровня отметки пола, на котором он и функционирует.

Большое значение имеет, как уже отмечалось, фон вертикальных огражда-ющих поверхностей. Это деревянные, патинированные поверхности облицовоч-ных панелей и брус, словно подобранный на разборке старых домов; небрежно крашеные поверхности стен; облицовка стены досками, снятыми то ли с пола, то ли со стены хозяйственных построек; комбинация листов фанеры и старых сто-лешниц офисных столов с кирпичной исторической стеной и, конечно, все много-образие кирпичной кладки, расчищенной или со следами штукатурки и побелки. Эффектен так же и прием «облезлости» стен исторического или модернистского интерьера. В них штукатурка и краска осыпается, покрывается пятнами сырости, свивается лоскутами, создавая непередаваемые ощущения логова бомжей, ста-щивших в заброшенное здание предметы, найденные на свалке и представляющие настоящие раритеты.

Потолок и пол также, демонстративно небрежны в подборе отделки и ма-териалов. Тронутая временем потолочная плитка, бывшая бытовым «писком мо-ды» в 60-х годах ХХ века; профилированный потолок исторического здания декор и живописные плафоны палаццо; продольные кессоны, образуемые балками или же их имитацией. Все приемы организации потолочных перекрытий, их членение и отделки могут применяться в эклектичном безумстве Гранжа.

По функциональной организации интерьер Гранжа, с одной стороны, вроде бы стремится к единым пространствам Лофта, т. е. многофункциональности инте-рьера, с другой стороны, абсолютно монофункциональные залы и анфилады исто-ризма и совершенно традиционные монопомещения – кухня, столовая, спальни, гостиная, кабинет. Выбор неограничен и установка на функциональность зависит от вкуса и предпочтений автора и заказчика.

В колористическом решении Гранж настоящий «заветренный» винегрет. Тусклые зеленовато-серовато-коричневые тона взрываются нелепицей супергра-фики позолоченного декора. Красноватая, коричневая с черным кирпичная гамма контрастирует с белым цветом мебели и гармонирует с землистыми и осенними оттенками кожаной обивки. Есть, и неплохо себя чувствуют гнилостные оттенки серо-розово-зеленоватой гаммы, и благородные тона патинированного серебра в сочетании с белым и бирюзовым цветом. Также богаты варианты и комбинации сочетаний текстур естественного дерева, камня, кирпича с богатейшей фактурной гаммой от глянца кожи, стекла, металла до всех степеней неровности и шерохова-тости поверхностей объемно-предметно-пространственных составляющих. Хотя,

следует отметить все же очевидный приоритет естественных текстур и тактильно неровных поверхностей.

Предметно-пространственные составляющие. Предметно-пространственный мир интерьера Гранж, безусловно, разнообразен и многообра-зен. Интерьеры насыщенны мебелью, предметами и вещами, картинами и настен-ными композициями. Но во всем его многообразии, предметный мир не обладает ярко выраженными едиными визуальными характеристиками присущими именно ему, как, например, это наблюдается в интерьерах Стимпанка. Это мир предметов, купленных на распродажах, доставшихся в наследство, притащенных со свалок и помоек. В этом мире можно наблюдать и хороший фарфор, и облезлое кожаное кресло. Металлическая мебель Лофта соседствует с деревянными ящиками из планок; эклектичный псевдоампирный диван на фоне золотого растительного де-кора стоит на грубом дощатом полу. Изящные креслица Неорококо в совокупно-сти с Хай-тек креслом и столиком из кованого металла сгруппировались вокруг настоящего деревенского камина эпохи Ренессанса или Барокко. Чудный викто-рианский диван соседствует с нарочито грубым ящиком-столом и деревенской табуреткой.

Такая же небрежно-эклектичная каша булькает и в оборудовании кухонь и санузлов. Это может быть сочетание Лофта с раритетами Эклектики. Традицио-нализм включает в себя абсолютно современные формы сантехники. Роскошный историзм кухонного оборудования и изящные комоды и рамки Ар-деко. Но есть в предметно-пространственной среде интерьеров Гранжа особенность, выделяющая его как образ. Это определенное наличие гендерного признака – мужского духа. Мужские аксессуары отчетливо доминируют в пространстве: ковбойские шляпы, сумки, гитарные чехлы; охотничьи светильники в виде штативов кино – фото ап-паратуры и, наконец, «трофеи» – чучельные головы экзотических животных (му-ляжи и настоящие чучела).


 

image

Рисунок 5. Предметное наполнение

В отличие от Стимпанка и Лофта немаловажную роль играет текстиль. Постельное белье, обивка стен; драпировки дверных проемов (их не наблюдалось в

  1. Изобразительное искусство... Graphic arts…


     

    image


     

    интерьере со времен поздней Эклектики) роскошные, рыхлые драпировки окон-ных проемов. Комнатные зеленые растения в нашем случае вполне законный представитель интерьера, вносящий в этот скандальный пестрый мир значитель-ную долю успокоения и уюта отдельными композициями и крупными пятнами.

    Подводим итог. С одной стороны, для Гранжа характерны все признаки Радикальной эклектики – заимствования у других стилей их знаков – маркеров и характерных признаков объемно-предметно-пространственных составляющих. Это откровенные перепевки Лофта; визуальные элементы Историзма и Постмо-дернистского классицизма, это соединение и микширование всего, что можно. С другой стороны, наблюдается отсутствие четко атрибутированных ему предмет-но-пространственных составляющих; образно культурный микс знаково-визуальных элементов определенно прочитываемой метафоры: пофигизма и бом-жеватости в элегантности общего решения, говорящих о том, что Гранж самосто-ятельный образ. В эту же сторону работает наличие откровенных признаков и ак-сессуаров гендерности, что заявляет о Гранже как о мужском образе. Вывод. Гранж по своей выразительности и метафоризму визуально является все-таки ху-дожественно-культурологическим образом пространственной среды определен-ной социальной страты общества, склонной к культурной мистификации и соци-альному эпатажу.


     


 

 

 

 

////////////////////////////