Правовое регулирование криптовалютного бизнеса (2017 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Правовое регулирование криптовалютного бизнеса (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Правовое регулирование криптовалютного бизнеса (2017 год) - часть 5

 

 

74

148 

Bitcoin Virtual Currency: In-

telligence Unique Features Present 
Distinct Challenges for Deterring 
Illicit Activity // Federal Bureau 
of Investigation. 

— 24.04.2012. —

 

Mode of access

149 

Velde F. R. Bitcoin: A Primer 

[Electronic resource]

 / François 

R. Velde // Federal Reserve Board. 

— 12.2013. — 

Mode of access

150 

Lo S. Bitcoin as Money? 

[Electronic resource]

 / Stephanie 

Lo, J. Christina Wang // Federal 
Reserve Bank of Boston, Current 
Polic Perspectives. 

— 04.09.2014. 

— 

Mode of access

151 

Record of meeting Federal 

Advisory Council and Board of 
Governors // Federal Reserve 
Board. 

— 9.05.2014. — 

Mode 

of access

Еще в 2012 году 

Федеральное бюро расследований 

США (Federal Bureau of Investigation, далее — «ФБР») 
выпустило отчет под названием «Виртуальная валюта 
Bitcoin, уникальные особенности которой представля-
ют отдельные затруднения сдерживания незаконной 
деятельности». В нем ФБР выразило свою обеспокоен-
ность возможностью осуществления незаконной дея-
тельности в анонимной платежной системе Bitcoin.

148

 

В 2013 году представители Федеральной резервной 
системы (Federal Reserve System, далее — «ФРС») 
подготовили две научно-исследовательских работы 
о Bitcoin.

149 150

В мае 2014 года

 на совместном заседании ФРС с Феде-

ральным консультативным советом (Federal Advisory 
Council) Bitcoin был определен как «угроза для банков-
ской системы, экономической деятельности и финан-
совой стабильности».

151

В апреле 2014 года

 Комитет по малому бизнесу 

(Committee on Small Business, далее — «Комитет») про-
вел слушания, посвященные изучению преимуществ 
и рисков Bitcoin как платежного средства для малого 
бизнеса.

152

 Председатель Комитета Сэм Грейвс отдель-

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

Октябрь 2016 года

Банк JPMorgan Chase объявил о запуске приватного Blockchain Quorum

Декабрь 2016 года

Управление контролера денежного обращения сообщило о намерениях выда-
вать финтех-компаниям национальные банковские лицензии ограниченного 
назначения

7

8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

75

152 

Bitcoin: Examining the Bene-

fits and Risks for Small Business // 
Committee on Small Business. 

— 

02.04.2014. — 

Mode of access

153 

Сongressional Hearing 

Explores Costs, Benefits of Small 
Business Bitcoin Use // CoinDesk. 

— 02.04.2014. — 

Mode of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

но отметил важность слушаний для такого бизнеса.

153

В мае 2014 года

 Счетная палата США (Government 

Accountability Office) опубликовала доклад, в котором 
указала государственные органы, службы и агентства, 
связанные с криптовалютой, и порекомендовала обра-
тить внимание на защиту прав потребителей, исполь-
зующих криптовалюту.

154

В августе 2014 года

 Бюро финансовой защиты потре-

бителей (Consumer Financial Protection Bureau, далее — 
«Бюро») отметило риски таких виртуальных валют, 
как Bitcoin.

155

 При этом директор Бюро заявил, что 

«виртуальные валюты могут иметь потенциальные 
выгоды, но потребители должны быть осторожными 
и задавать правильные вопросы».

156

В октябре

 представители Отдела ФРС по исследовани-

ям, статистике и валютным вопросам (Federal Reserve 
Board’s Divisions of Research and Statistics and Monetary 
Affairs) подготовили научно-исследовательскую ра-
боту, посвященную в основном технической стороне 
Bitcoin.

157

В мае 2015 года 

появилась информация о том, что 

Нью-Йоркская фондовая биржа (The New York Stock 
Exchange) будет раз в день публиковать информацию 
о стоимости Bitcoin по отношению к доллару.

158

В этом же месяце

 криптовалютная биржа ItBit Trust, 

получив от Департамента финансовых услуг штата 
Нью-Йорк (Department of Financial Services) Хартию 
доверенной компании Штата Нью-Йорк (New York 
State Trust Company Charter), стала первой официально 

154 

Virtual Currencies: Emerging 

Regulatory, Law Enforcement, and 
Consumer Protection Challenges 
// U.S. Government Accountability 
Office

 — 29.05.2014. — 

Mode 

of access

155 

Risks to consumers posed 

by virtual currencies // Consumer 
Financial Protection Bureau  

— 

11.08.2014. — 

Mode of access

156 

CFPB Warns Consumers 

About Bitcoin // Consumer 
Financial Protection Bureau.

 — 

11.08.2014. —

 

Mode of access

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

76

157 

Badev A. Bitcoin: Technical 

Background and Data Analysis 

[Electronic resource]

 / Anton 

Badev, Matthew Chen // Federal 
Reserve Board, Divisions of Re-
search & Statistics and Monetary 
Affairs, Finance and Economics 
Discussion Series. 

— 07.10.2014. 

— 

Mode of access

158 

New York Stock Exchange 

Launches Bitcoin Price Index // 
CoinDesk. 

— 19.05.2015. — 

Mode 

of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

159 

ItBit стала «самой 

официальной» биткоин-
компанией в США 

[Электронный ресурс]

 // 

ForkLog.

 — 08.05.2015. — 

Режим 

доступа к ресурсу

160 

New York regulator grants 

banking charter to Winklevoss 
twins' bitcoin exchange // Mar-
ketWatch. 

— 05.10.2015. — 

Mode 

of access

161 

Bitcoin: Questions, Answers, 

and Analysis of Legal Issues // 
Congressional Research Service. 

— 

13.10.2015. — 

Mode of access

регулируемой биткоин-биржей.

159

 

В октябре

 такую 

хартию получила и Gemini Trust Company.

160

В октябре 2015

 Исследовательская служба Конгресса 

(Congressional Research Service) опубликовала доклад 
«Bitcoin: вопросы, ответы и анализ правовых про-
блем», посвященный плюсам и минусам использо-
вания Bitcoin, правовому регулированию цифровой 
валюты и другим вопросам.

161

Также 

в октябре 2015

 cообщество Coin Center проана-

лизировало законодательство отдельных штатов и ис-
следовало перспективы создания специальных законов 
с целью урегулирования криптовалютных транзакций. 
Результаты исследования были отражены в проекте 
State Digital Currency Principles and Framework. Он ох-
ватывает базовые принципы законодательства штатов 
относительно криптовалют, а также предоставляет 
унифицированную информацию для каждого, кто 
желает заниматься криптовалютным бизнесом и хочет 
узнать больше о регулировании этой сферы в разных 
штатах.

162

В мае 2016 года

 Почтовая служба США (United States 

Postal Service) заявила о возможности внедрения 
технологии Blockchain в свою операционную деятель-
ность, не исключая при этом создания собственной 
цифровой валюты.

163

В июне

 сообщество Coin Center представило систему 

трекинга изменений в регулировании криптовалют 
в разных штатах (State Digital Currency Regulation 
Tracker).

164

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

77

162 

State Digital Currency Prin-

ciples and Framework // Coin 
Center. 

— Oct 6, 2015. — 

Mode 

of access

163 

State Digital Currency Regu-

lation Tracker // Coin Center. 

— 

07.06.2016. — 

Mode of access

164 

JP Morgan is Quietly Develop-

ing a Private Ethereum Blockchain 
// CoinDesk.

 — 03.10.2016. — 

Mode of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

В октябре 2016 года

 крупный американский банк 

JPMorgan Chase объявил о создании проекта 
Quorum — частный Blockchain на основе Ethereum.

165

 

Ранее в этом году глава Федерального резерва США 
Лаэль Брейнард поддержала идею развития таких про-
ектов, но порекомендовала разработать максимально 
безопасную, конфиденциальную и защищенную от не-
законного проникновения систему.

166

В декабре 2016 года

 был опубликован пресс-релиз 

Управления контролера денежного обращения (Office 
of the Comptroller of the Currency), в соответствии 
с которым регулятор планирует выдавать финтех-ком-
паниям национальные (федеральные) банковские 
лицензии ограниченного назначения. Для того, чтобы 
получить такую лицензию, компании и стартапы 
должны быть вовлечены в фидуциарную деятельность 
или осуществлять как минимум одну из трех ключе-
вых функций банков: выдачу кредитов, оплату чеков 
и прием депозитов.

167

Конституция США закрепляет федеративное устрой-
ство государства. Соответственно, общественные 
отношения, связанные с криптовалютой, регулируются 

166 

Demos, T. "J.P. Morgan Has 

a New Twist on Blockchain; The 
bank's project is being built off 
the publicly accessible Ethereum 
network code."Wall Street Journal 
(Online). 

— 04.10.2016.

167 

Финтех-компании США 

смогут получать банковские 
лицензии 

[Электронный 

ресурс]

 // ForkLog. 

— 03.12.2016. 

— 

Режим доступа к ресурсу

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

78

168 

California Governor Grants 

Bitcoin 'Legal Money' Status // 
CoinDesk. 

— 29.06.2014. - 

Mode 

of access

169 

New York Codes, Rules and 

Regulations. Virtual Currencies // 
New York State Department of Fi-
nancial Services. - 

Mode of access

170 

Десять крупнейших 

биткоин-компаний, 
покинувших штат Нью-Йорк 
после принятия BitLicense 

[Электронный ресурс]

 // 

ForkLog. 

— 07.02.2016. — 

Режим 

доступа к ресурсу

171 

Theo Chino, pro se. v. The De-

partment of Financial Services // 
Supreme Court of the State of New 
York of New York. 

— 16.10.2015. - 

Mode of access

172 

New York Regulators Grant 

Second BitLicense to Ripple // 
CoinDesk. — 13.06.2016. - 

Mode 

of access

173 

The United States is Falling 

Behind in Bitcoin Regulation / 
Kyle Torpey // Bitcoin Magazine.

 

— 25.04.2016. - 

Mode of access

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

не только федеральным правом, но и правом штатов. 
Криптовалютная деятельность подлежит лицензиро-
ванию, если такое требование установлено правом 
штатов.

Штат Калифорния первым из всех штатов США 
на законодательном уровне разрешил использовать 
криптовалюту. Закон, позволяющий любой корпора-
ции, ассоциации или частному лицу в Калифорнии 
участвовать в обороте денег, отличных от законных 
платежных средств США, вступил в силу еще 

в начале 

2015 года

.

168

 Вместе с тем ведение криптовалютного 

бизнеса в штате не урегулировано.

В штате Нью-Йорк ведение такого бизнеса было 
урегулировано

 в августе 2015 года

, когда силами Де-

партамента финансовых услуг штата Нью-Йорк (New 
York State Department of Financial Services, далее — 
«Департамент») была введена BitLicense — лицензия 
на ведение криптовалютного бизнеса (Virtual Currency 
Business Activity).

169

 Лицензию критиковали многие 

крупные криптовалютные компании, которые впослед-
ствии покинули штат (в том числе Poloniex, ShapeShift 
и Kraken), 

170

 а в Верховный Суд округа Нью-Йорк 

было подано исковое заявление, в котором истец 
утверждал, что Департамент не имел права вводить 
Bitlcense.

171

 Лицензию через год после ее введения 

получили лишь Circle (Bitcoin-кошелек) и Ripple (фин-
тех-стартап).

172

 Около 26 других компаний ожидают 

подтверждения своих заявок.

173

В штате Вашингтон цифровая валюта — объект де-
нежных переводов (Money Transmission) в понимании 
Закона «Об унификации денежных услуг» (Uniform 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

79

174 

Virtual Currency Regulation 

// Washington State Department 
of Financial Institutions. - 

Mode 

of access

175 

Uniform Money Services Act. 

Interim Regulatory Guidance // 
Washington State Department 
of Financial Institutions. - 

Mode 

of access

176 

State Regulation Changes 

the Game for Bitcoin Sellers in 
New Hampshire // CoinDesk.

 — 

19.03.2016. - 

Mode of access

177

Porter, S. "Bitcoin is money, 

says US judge. What does that 
mean for business?." Christian 
Science Monitor. 2016, September 
20: n/a

Money Services Act).

174

 Это значит, что компании могут 

осуществлять криптовалютные переводы жителю 
Вашингтона лишь после получения Вашингтонской 
лицензии оператора по переводу денежных средств 
(Washington Money Transmitter License). Это требо-
вание относится как к биржам, оказывающим услуги 
по обмену фиатных денег на криптовалюты и наобо-
рот, так и к осуществляющим обмен только цифровых 
денег. Подпадают под это регулирование и компании, 
которые предоставляют криптовалютные кошельки 
пользователям и выполняют операции по обмену или 
переводу цифровой валюты между ними. Компании, 
которые предоставляют криптовалютные кошельки, 
должны провести аудит безопасности компьютерной 
системы для того, чтобы получить соответствую-
щую лицензию. Лица, осуществляющие транзакции 
в криптовалюте напрямую другим лицам, лицензию 
получать не должны.

175

Аналогичное требование к некоторым криптовалют-
ным компаниям предусмотрено и правом Нью-Гэмп-
шира
. Биржи и компании, предоставляющие крипто-
валютные кошельки, рассматриваются как операторы 
по переводу денежных средств (Money Transmitters), 
а их деятельность подлежит соответствующему ли-
цензированию.

176

 Похожие требования к некоторым 

криптовалютным компаниям есть в большинстве 
штатов.

Особое место в правовой системе США занимает 
судебный прецедент. Если на федеральном уровне 
просматривается тенденция к унификации отно-
шения к криптовалюте, то на уровне штатов судьи 

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

80

178 

Memorandum opinion regard-

ing the court’s subject matter ju-
risdiction // United States District 
Court.

 — 08.06.2013. — 

Mode of 

access

179 

Judge Rules Bitcoin is Money 

in Coin.mx cases // The Merkle.

 - 

2016. - 

Mode of access

180 

The State of Florida vs. Michell 

Abner Espinoza // Eleventh 
Judicial Circuit Court of Florida. 

— 2016. —

 

Mode of access

181 

Application of FinCEN’s Regu-

lations to Persons Administering, 
Exchanging, or Using Virtual Cur-
rencies (FIN-2013-G001) // The 
Financial Crimes Enforcement 
Network.

 — 18.03.2013. — 

Mode 

of access:

182 

Application of FinCEN’s Regu-

lations to Virtual Currency Mining 
Operations (FIN-2014-R001) // 
The Financial Crimes Enforce-
ment Network. 

— 30.01.2014. — 

Mode of access

расходятся во мнениях.

177

 Еще 

в 2013 году 

судья 

Окружного суда Восточного округа Техаса принял 
решение (Memorandum Opinion), в котором по сути 
признал Bitcoin валютой и определил финансовое 
законодательство в качестве применимого к операци-
ям с криптовалютами.

178

 В то же время судья Окруж-

ного суда Южного округа Нью-Йорка Элисон Нейтан 
в судебном производстве по использованию и передаче 
нелицензированной криптовалюты подсудимым Ан-
тонио Мурджио из Coin.mx подтвердил, что «слова-
ри, суды, а также уставы законодательной истории 
подтверждают — Bitcoin является деньгами».

179

 Судья 

Окружного суда Майами, напротив, постановил, что 
Bitcoin не является валютой, что привело к снятию 
обвинений по делу относительно легализации (отмы-
ванию) доходов, полученных преступным путем.

180

На федеральном уровне компетенцией по регулиро-
ванию криптовалютной деятельности (кроме вопросов 
налогообложения) обладает Сеть по борьбе с финан-
совыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement 
Network). Еще 

в марте 2013 года

 регулятор опубли-

ковал руководство, в котором определил компании, 
подлежащие регистрации в качестве операторов по пе-
реводу денежных средств (Money Transmitters) в Сети 
по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial 
Crimes Enforcement Network). К ним относятся компа-
нии, оказывающие услуги по переводу, продаже или 
обмену цифровой валюты.

181

В 2014 году 

было опубликовано два дополнительных 

руководства, в которых были названы криптовалют-
ные компании, не подлежащие регистрации, среди них 

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

81

183 

Application of FinCEN’s 

Regulations to Virtual Curren-
cy Software Development and 
Certain Investment Activity 
(FIN-2014-R002) // The Financial 
Crimes Enforcement Network.  

— 

30.01.2014.

  

 Mode of access

184 

The Federal Reserve Sys-

tem’s semiannual monetary 
policy report to the Congress 
// the U. S. Government Printing 
Office.  

— 27.02.2014.

  

 Mode 

of access

185 

CFTC Orders Bitcoin Options 

Trading Platform Operator and its 
CEO to Cease Illegally Offering 
Bitcoin Options and to Cease 
Operating a Facility for Trading 
or Processing of Swaps without 
Registering // The U. S. Commod-
ity Futures Trading Commis-
sion.  

— 17.09.2015.

  

 Mode 

of access

были указаны компании, которые занимаются май-
нингом криптовалюты

182

 и разработкой соответствую-

щего программного обеспечения.

183

Компании, зарегистрированные как операторы 
по переводу денежных средств (Money Transmitters), 
обязаны исполнять законодательство в сфере противо-
действия легализации (отмыванию) доходов, полу-
ченных преступным путем (Anti Money Laundering), 
и соблюдать политику «Знай своего клиента» (Know 
Your Customer). Следовательно, криптовалютная ком-
пания должна установить личность пользователя для 
проведения последующих операций с ним. При этом, 
если компания подозревает пользователя в участии 
в незаконной деятельности, то она обязана сообщить 
об этом соответствующим органам.

В то же время 

в феврале 2014 года

 Председатель ФРС 

Джанет Йеллен заявила на слушаниях Банковского 
комитета Сената (U. S. Senate Committee on Banking, 
Housing, and Urban Affairs), что ФРС не имеет полно-
мочий по контролю за Bitcoin и его регулированию, 
поскольку криптовалюта никоим образом не пересека-
ется с банковской сферой.

184

 

В сентябре 2015 года

 Американская государствен-

ная комиссия, заведующая биржевыми фьючерсами 
(Commodity Futures Trading Commission), впервые 
приравняла Bitcoin к биржевым товарам.

185

Вопросы налогообложения относятся к компетен-

Н А Л О Г О О Б Л О Ж Е Н И Е

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

82

186 

IRS Virtual Currency Guid-

ance // The Internal Revenue 
Service. 

— 25.03.2014. — 

Mode 

of access

187 

Amend IRS notice 2014- 2 // 

We the People. 

— 28.03.2014. — 

Mode of access

188 

IRS Notice 2014- 21. IRS 

Virtual Currency Guidance // 
The Internal Revenue Service. 

— 

14.04.2014. — 

Mode of access

189 

IRS Publication 525 // The 

Internal Revenue Service. 

— 2015. 

— 

Mode of access

Н А Л О Г О О Б Л О Ж Е Н И Е

ции Службы внутренних доходов США (Internal 
Revenue Service, далее — «Налоговая служба»). 

В марте 

2014 года

 Налоговая служба опубликовала руковод-

ство, в котором определила криптовалюту как соб-
ственность (property), операции с которой должны 
облагаться налогами (в том числе и майнинг).

186

 Это 

заявление создало резонанс в обществе, в результате 
чего на сайте Белого дома США через платформу «We 
the People» даже была подана электронная петиция 
президенту США о том, что такое решение Налоговой 
службы неблагоприятно скажется на развитии Bitcoin. 
Петицию подписали 864 человека.

187

В соответствии с руководством:

* Заработные платы, выплачиваемые работникам 
в криптовалюте, являются объектами федерального 
подоходного налога (Federal Income Tax Withholding) 
и налогов на заработную плату (Payroll Taxes);

* Платежи за услуги контрагента по гражданско-пра-
вовому договору в цифровой валюте также облагаются 
налогами;

* Характер прибыли или убытков от продажи или 
обмена криптовалюты зависит от того, является ли 
виртуальная валюта основным активом налогопла-
тельщика

* Информация о платежах в криптовалюте должна 
подаваться в соответствующие органы. Доходы, полу-
ченные физическим лицом в криптовалюте, и другие 
объекты налогообложения должны быть задеклариро-
ваны в долларах

188 189 

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

83

190 

Manhattan U.S. Attorney An-

nounces Forfeiture Of $28 Million 
Worth Of Bitcoins Belonging To 
Silk Road // United States Depar-
tament of Justice.

 — 16.01.2014. 

— 

Mode of access

191 

FinCEN Fines Ripple Labs 

Inc. in First Civil Enforcement 
Action Against a Virtual Currency 
Exchanger // The Financial 
Crimes Enforcement Network.

 — 

05.05.2015. — 

Mode of access

192 

Virtual Currencies: Court 

Rules that Selling Bitcoin Is Not 
Money Transmitting and Selling 
Bitcoin to Criminals Is Not a 
Crime / Latham & Watkins While 
Collar Defense & Investigations 
Practice and Financial Institutions 
Group. 

- August 31, 2016. -

 

Mode 

of access

193 

Суд разрешил налоговой 

службе США запрашивать 
информацию о биткоин-
транзакциях пользователей 
Coinbase [Электронный ресурс] 
// ForkLog. 

— 01.12.2016. — 

Режим доступа к ресурсу

В начале 2014 года

 федеральный прокурор Южного 

округа Нью-Йорка во время разбирательства по делу 
Silk Road подчеркнул, что изъятую криптовалюту 
следует рассматривать так же, как и любую другую 
валюту, полученную в рамках проведения незаконных 
операций.

190

5 мая 2015 года

 Сеть по борьбе с финансовыми пре-

ступлениями впервые приняла меры принудительного 
характера против обменного пункта виртуальной 
валюты Ripple.

191

Утверждение судьи и заключение эксперта относитель-
но того, что Bitcoin не является валютой, стали причи-
ной закрытия производства в Окружном суде Майами 
против лица, обвиняемого в незаконном обмене валют 
на Bitcoin. Также суд пришел к выводу, что простая 
продажа Bitcoin тому, кто планирует использовать его 
в преступных целях, не является достаточным осно-
ванием для обвинения в легализации (отмывании) 
доходов, полученных незаконным путем, даже если эта 
преступная цель очевидна во время продажи крипто-
валюты.

192

В декабре 2016 года

 Федеральный окружной суд Север-

ного округа штата Калифорния разрешил Налоговой 
службе запрашивать данные о биткоин-транзакциях 
пользователей Coinbase.

193

О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Украина

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

85

Применение децентрализованных технологий планируется и частично реализуется 
уже и на государственном уровне: e-Auction 3.0, e-Vox, E-Ukraine. В Украине также 
очень развито криптовалютное сообщество.

Вместе с тем в Украине правовой статус криптовалют и отношений, возникающих 
в результате их использования, не определен. Несмотря на это, Национальный банк 
Украины активно изучает опыт других стран с целью урегулирования этих отноше-
ний в европейском и общемировом контексте.

Нерешенным остается и вопрос относительно налогообложения криптовалютных 
операций. Ввиду отсутствия каких-либо специальных норм к ним применяются 
стандартные правила налогообложения.

Украина входит в ТОП-10 стран мира по количеству пользователей Bitcoin. В Украине 
осуществляет свою деятельность крупнейшее в СНГ биткоин-агентство Kuna, одним 
из проектов которого является криптовалютная биржа. Здесь функционируют также 
и крупные девелоперские и исследовательские компании, например, Distributed Lab.

Р Е З Ю М Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

86

Ноябрь 2014 года

НБУ назвал Bitcoin денежным 
суррогатом

Апрель 2015 года

НБУ пересмотрел свою позицию 
относительно Bitcoin и заявил 
о планах по сотрудничеству 
с Bitcoin Foundation Ukraine

Июнь 2015 года

Начало диалога между НБУ 
и Bitcoin-сообществом

Февраль 2016 года

Подписан меморандум о созда-
нии E-Vox - электронного голосо-
вания на блокчейне Ethereum

Март 2016 года

Подписан меморандум о запуске 
Blockchain-платформы e-Auction 
3.0 — системы децентрализован-
ных онлайн-аукционов в государ-
ственных учреждениях на муни-
ципальных и областных уровнях

Ноябрь 2016 года

НБУ представил дорожную карту 
Cashless Economy с планами 
по использованию технологии 
BlockchainBlockchain-платфор-
мы e-Auction 3.0 — системы 
децентрализованных онлайн-а-
укционов в государственных 
учреждениях на муниципальных 
и областных уровнях

Декабрь 2016 года

Украинская биржа стала первой 
в мире площадкой, где торгуются 
деривативы Bitcoin

1

2

3

4

5

6

7

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

1

2

3

4

6

2014

2015

2016

5

7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

87

194 

Роз’яснення щодо 

правомірності використання 
в Україні “віртуальної валюти/
крипто валюти” Bitcoin 

[Електронний ресурс]

 // 

Національний банк України. 

— 

10.11.2014. — 

Режим доступу 

до ресурсу

195 

Коментарі до заяви НБУ 

від 10.11.2014 

[Електронний 

ресурс]

 // Bitcoin Foundation 

Ukraine. 

— 17.11.2014. — 

Режим 

доступу до ресурсу

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

Национальный банк Украины (далее — «НБУ») сделал 
заявление относительно Bitcoin в ноябре 2014 года. 
«Учитывая изложенное выше, Национальный банк 
Украины рассматривает "виртуальную валюту / 
криптовалюту" Bitcoin как денежный суррогат, ко-
торый не имеет обеспечения реальной стоимостью 
и не может использоваться физическими и юриди-
ческими лицами на территории Украины как сред-
ство платежа, поскольку это противоречит нормам 
украинского законодательства», — говорится в посте 
на официальной странице НБУ в Facebook. Кроме 
того, регулятор отметил, что «все риски за использова-
ние в расчетах «виртуальной валюты / криптовалюты» 
Bitсoin несет участник расчетов по ним».

194

Спустя несколько дней на заявление НБУ последовал 
комментарий от Bitcoin Foundation Ukraine, в котором 
было сказано, что в разъяснении НБУ не содержится 
прямого запрета на использование криптовалют, а так-
же был раскритикован подход к определению Bitcoin 
в качестве денежного суррогата. «Для противоправных 
действий Bitcoin используется не чаще, чем валюта 
какого-либо государства, включая Украину», — гово-
рится в комментарии. По мнению его авторов, «необ-
ходимость урегулирования правового статуса Bitcoin 
в Украине очевидна». Так, Bitcoin Foundation Ukraine 
предложила Национальному Банку Украины провести 
консультации с общественностью относительно стату-
са криптовалюты для того, чтобы позволить украин-
цам стать мировыми лидерами в этой области.

195

Уже через несколько месяцев позиция НБУ изме-
нилась. 

В конце апреля 2015

 директор Украинской 

межбанковской ассоциации членов платежных систем 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

88

196 

Перспективы PayPal и 

Bitcoin на рынке Украины 

[Электронный ресурс]

 // 

РИА Новости Украина.

 —  

26.04.2015. —  

Режим доступа 

к ресурсу

197 

Bitcoin и Нацбанк. Диалог. 

Начало 

[Электронный ресурс]

 

// PaySpaceMagazine.

 — 11.06. 

—2015. — 

Режим доступа 

к ресурсу

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

EMA Александр Карпов заявил, что Национальный 
банк рассмотрит предложение Bitcoin Foundation 
Ukraine о сотрудничестве и анонсировал большие 
и интересные инновации в ближайшие два-три месяца 
или до конца года.

196

В июне 2015 года

 состоялось заседание Комиссии 

по вопросам платежей физических лиц Общественного 
совета при Национальном банке Украины, на которой 
в том числе был рассмотрен и проект развития Bitcoin 
в Украине, представленный одним из основателей 
и директоров Bitcoin Foundation Ukraine, создателем 
KUNA Bitcoin Agency и Посольства Bitcoin Михаилом 
Чобаняном. На заседании присутствовали много-
численные представители НБУ, в том числе директор 
Департамента платежных систем НБУ Наталья Лапко. 
Таким образом, начало диалогу между Национальным 
банком и представителями биткоин-сообщества было 
положено. Во время заседания комиссии Наталья Лап-
ко отметила, что Bitcoin — это инструмент для выпол-
нения денежных переводов. Поскольку банки работа-
ют в рамках лицензии Национального банка Украины, 
криптовалюта попадает в сферу регулирования НБУ. 
Кроме того, представитель Комиссии обратила вни-
мание на необходимость приложения немалых уси-
лий для формирования понимания, что такое Bitcoin, 
майнинг и другие понятия, которые вводятся в жизнь 
благодаря распространению криптовалют.

197

В сентябре 2015 года

 на Международной конференции 

Bitcoin Conference Kiev 2015 Наталья Лапко подтверди-
ла, что НБУ на протяжении нескольких месяцев ведет 
диалог с биткоин-сообществом. Она также отметила, 
что главная тенденция последнего времени — это 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

89

198 

НБУ дает зеленый свет 

развитию Bitcoin в Украине 

[Электронный ресурс]

 // Fi-

nance.ua.

 —25.09.2015. — 

Режим 

доступа к ресурсу

199 

e-Vox: Open eDemocracy 

Platform 

[Electronic resource]

 // 

eVox.org. — 

Mode of access

200 

В Киеве подписан 

исторический Меморандум о 
запуске блокчейн-платформы 
e-Auction 3.0 

[Электронный 

ресурс]

 // ForkLog. 

—  

23.03.2016. —  

Режим доступа 

к ресурсу

201 

В Украине создадут 

электронное правительство 
на Blockchain 

[Электронный 

ресурс]

 // Finance.ua.

 — 

21.03.2016. —  

Режим доступа к 

ресурсу

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

всплеск интереса к использованию виртуальных 
валют. Кроме этого, Лапко уверила присутствующих 
в том, что ей импонирует развитие новых технологий 
в Украине. После этого Лапко пообещала, что НБУ 
продолжит изучать опыт других стран с целью урегу-
лирования вопроса виртуальных валют в европейском 
и общемировом контексте.

198

В феврале 2016 года

 группой волонтеров был подписан 

меморандум о создании E-vox — электронной системы 
проведения голосований на базе блокчейна Ethereum. 
E-vox — система, позволяющая осуществлять голосо-
вания для каких-либо целей, в том числе выбора депу-
татов в местные советы, парламент. Также с помощью 
системы можно проводить электронные референдумы, 
плебисциты и прочее.

199

Достаточно интересным оказался 

март 2016 года

. Тогда 

был подписан меморандум о запуске блокчейн-плат-
формы e-Auction 3.0 — системы децентрализованных 
онлайн-аукционов в государственных учреждениях 
на муниципальных и областных уровнях. e-Auction 
должен стать первым в мире примером использования 
государством децентрализованной горизонтальной 
системы для приватизации и аренды государствен-
ного имущества, создания лицензий.

200

 Также в мар-

те на Blockchain Conference Kiev была представлена 
концепция портала электронного правительства 
E-Ukraine. Система должна быть построена на основа-
нии технологии Blockchain, а в конечном виде распре-
деленная платформа должна стать точкой взаимодей-
ствия граждан, бизнеса и государства.

201

В ноябре 2016 года

 стало известно, что НБУ предста-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..