Правовое регулирование криптовалютного бизнеса (2017 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Правовое регулирование криптовалютного бизнеса (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Правовое регулирование криптовалютного бизнеса (2017 год) - часть 2

 

 

26

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

деятельности.

31

 Отдельная часть программы — «ре-

гулятивная песочница» (regulatory sandbox), целью 
которой является создание специального места для 
финтех-компаний, в котором они могли бы разрабаты-
вать и тестировать свои продукты, а также взаимодей-
ствовать с потребителями (пользователями), не боясь 
при этом нарушить финансовое законодательство. Для 
осуществления такой деятельности компании не долж-
ны получать какие-либо лицензии или регистриро-
ваться в органах государственной власти.

32

 

В ноябре 

2016 года

 стало известно, что участниками «регулятив-

ной песочницы» стали 22 стартапа, 9 из них — компа-
нии, связанные с криптовалютой: Epiphyte, Luno, SETL 
и другие.

33

В 2014 году Управление подтвердило, что Bitcoin — это 
и не валюта, и не деньги, поэтому криптовалюта ни-
каким образом не может регулироваться финансовым 
законодательством Великобритании. Таким образом, 
цифровая валюта в Великобритании и до сегодня 
считается уникальной комбинацией цифр, полученной 
в результате сложных математических вычислений 
и алгоритмов. Поэтому Bitcoin также не подпадает 
под действие Закона Великобритании о легализации 
(отмывании) доходов, полученных преступным путем 
(Money Laundering Regulations 2007).

34

В апреле 2016 года первая криптовалютная компания 
в Великобритании (Circle) была зарегистрирова-
на в Управлении. Благодаря этому с ней согласился 

31 

The United States is Falling 

Behind in Bitcoin Regulation / 
Kyle Torpey // Bitcoin Magazine. 

— 25.04.2016. — 

Mode of access

32 

Regulatory sandbox 

[Electronic 

resource]

 // Financial Conduct 

Authority. 

— 21.11.2016. — 

Mode 

of access

33 

UK Regulator Adds 9 Block-

chain Startups to Fintech 'Sand-
box' / CoinDesk. 

— 07.11.2016. 

— 

Mode of access

34 

Bitcoins and the law: what's the 

position?. 

(2014).

 Lawyer 2B, 4.

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

27

Еще в 2014 году Управление (Ее Величества) по нало-
гам и таможенным пошлинам (Her Majesty's Revenue 
and Customs, далее — «HRMC») опубликовало анали-
тический документ (policy paper) относительно налого-
обложения операций с криптовалютой. В соответствии 
с ним доход, полученный в результате майнинга циф-
ровых денег и их обмена на фунт стерлингов или дру-

35 

Bitcoin Start-Up Gets an Elec-

tronic Money License in Britain 

[Electronic resource]

 // The New 

York Times. 

— 06.04.2016. — 

Mode of access

36 

Action Plan for anti-money 

laundering and counter-terrorist 
finance 

[Electronic resource]

 // 

Gov.uk. 

— April 2016. — 

Mode of 

access

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

сотрудничать банк Barclays, что по сути стало первым 
прецедентом совместной работы крупного банков-
ского учреждения и криптовалютной компании. 
Комментируя эту ситуацию, секретарь Казначейства 
по экономическим вопросам (Economic Secretary to 
the Treasury, далее — «Казначейство») отметил, что 
«такими действиями мы подтверждаем наше решение 
представить наиболее прогрессивный и дальновидный 
регулирующий режим».

35

Также в апреле 2016 года был опубликован план 
(Action Plan) Казначейства по борьбе с легализаци-
ей (отмыванием) доходов, полученных преступным 
путем, и финансированием терроризма. В документе 
Казначейство предложило применять законодатель-
ство в сфере легализации (отмывания) доходов, полу-
ченных преступным путем, по отношению к биржам 
и другим криптовалютным компаниям, осуществляю-
щим обмен валют. Вместе с тем к компаниям, которые 
предоставляют криптовалютные кошельки пользовате-
лям, но не оказывают услуги по обмену цифровых ва-
лют, такое законодательство применяться не должно.

36

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

37 

Revenue and Customs Brief 9 

(2014): Bitcoin and other crypto-
currencies 

[Electronic resource]

 

// Gov.uk. 

— 03.03.2014. — 

Mode 

of access

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

гую валюту, не должен облагаться налогом на добав-
ленную стоимость (Value Added Tax, далее — «НДС»). 
Вместе с тем НДС должен взиматься с поставщиков 
любых товаров или услуг, проданных за криптовалюту. 
При этом стоимость товаров или услуг, облагаемых 
НДС, должна соответствовать стоимости криптовалю-
ты в фунтах стерлингов на момент проведения такой 
операции. Кроме того, в зависимости от ситуации 
доход (прибыль) субъекта хозяйствования облагаются 
налогом на прирост капитала (Capital Gains Tax), а так-
же корпоративным (Corporation Tax) и подоходным 
(Income Tax) налогами.

37

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гонконг

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

Ноябрь 2013 года

В Управлении денежного обращения заявили, что Bitcoin — это виртуальный 
товар, и что планов по его регулированию нет

Январь 2014 года

Секретарь по делам финансовых служб и казначейства Гонконга считает, что 
Bitcoin — очень спекулятивный товар

Июль 2014 года

Полиция Гонконга обратила внимание на риски при осуществлении опера-
ций с Bitcoin

Ноябрь 2016 года

Управление денежного обращения опубликовало доклад, в котором преду-
преждалось, что массовое внедрение технологии Blockchain может повысить 
риск ее использования в преступных целях

Февраль 2015 года

Закрылась гонконгская Bitcoin-биржа — её инвесторы потеряли порядка $387 
млн

1

2

3

5

4

1

3

4

5

2013

2014

2015

2016

2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

31

Гонконг стал специальным административным 
районом Китая и обрел независимость от Великобри-
тании в 1997 году. Этим и обусловлена особенность 
гонконгской системы права: до 2047 года будет дей-
ствовать как законодательство Гонконга, принятое 
до 1997 года (сформировано под влиянием Велико-
британии), так и законодательства Китая (регулирует 
сферу обороны и внешней политики).

38

 Здесь, как 

и в Великобритании, криптовалюта находится в право-
вом вакууме, а налоговое законодательство не предус-
матривает каких-либо специальных правил ее налого-
обложения.

При этом еще в 

ноябре 2013 года

 CEO Управления 

денежного обращения Гонконга (Hong Kong Monetary 
Authority, далее — «Управление») Норман Чан за-
явил, что Bitcoin — это виртуальный товар (virtual 
commodity), а сам регулятор не планирует его регули-
ровать.

39

В январе 2014

 года секретарь по делам финансовых 

служб и казначейства Гонконга (Hong Kong’s Secretary 
for Financial Services and the Treasury) заявил, что 
Bitcoin — очень спекулятивный товар. Он также преду-
предил о возможных рисках при торговле криптова-
лютой, проведении обменных операций и просто при 
хранении цифровой валюты.

40

В июле этого же года на риски при осуществлении тор-
говли или при участии в инвестиционной деятельно-
сти обратила внимание полиция Гонконга (Honk Kong 
Police Force). Bitcoin снова был назван очень спекуля-
тивным товаром.

41

38 

Legal System in Hong Kong 

[Electronic resource] 

// Depart-

ment of Justice of the Hong Kong 
Special Administrative Region. 

— 

11.03.2016. — 

Mode of access

39 

Bitcoin not regulated by the 

Hong Kong Monetary Authority 
(HKMA) 

[Electronic resource]

 // 

Medium. 

— 17.11.2013. — 

Mode 

of access

40 

Hong Kong Treasury Official 

Issues Bitcoin Warning 

[Elec-

tronic resource]

 // CoinDesk. 

— 

09.01.2014. — 

Mode of access

41 

Virtual Commodities Trading 

(Bitcoin) 

[Electronic resource]

 // 

Hong Kong Police Force. 

Decem-

ber 2016. — 

Mode of access

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32

42 

Hong Kong's My Coin 

Disappears With Up To $387 
Million, Reports Claim 

[Elec-

tronic resource]

 // CoinDesk.

 — 

09.02.2015. — 

Mode of access

43 

The HKMA reminds the public 

to be aware of the risks associated 
with Bitcoin 

[Electronic resource]

 

// Hong Kong Monetary Authority. 

— 11.02.2015. — 

Mode of access

44 

Hong Kong Official: Bitcoin 

Legislation Not Necessary [

Elec-

tronic resource]

 // Coin Desk. 

— 

25.03.2015. — 

Mode of access

45 

Центробанк Гонконга 

предупредил о возможном 
использовании блокчейн-
платформ в преступных целях 

[Электронный ресурс]

 // 

ForkLog. 

— 11.11.2016. — 

Код 

доступа к ресурсу

В феврале 2015 года

 закрылась (заявила о банкротстве) 

гонконгская биткоин-биржа, инвесторы которой поте-
ряли около 387 миллионов долларов.

42

 В том же месяце 

Управление сделало заявление, в котором отметило, 
что, учитывая спекулятивную природу Bitcoin, нужно 
с дополнительной осторожностью подходить к совер-
шению криптовалютных операций.

43

В марте 2015 года

 секретарь Бюро финансовых услуг 

и казначейства (Financial Services and the Treasury) 
отметил, что правительство не считает необходимым 
принимать новое законодательство для регулирования 
или запрета торговли криптовалютой.

44

В ноябре 2016 года

 Управление опубликовало доклад, 

в котором предупредило, что массовое внедрение 
технологии Blockchain может повысить риск ее исполь-
зования в преступных целях.

45

Налоговое законодательство не содержит специальных 
норм относительно налогообложения криптовалюты 
и операций с ней. Нет и каких-либо разъяснений регу-
ляторов по этому поводу.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Европейский 

союз

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

На данном этапе ни один из регуля-
торов (органов) Европейского союза 
не принял каких-либо специальных 
правил регулирования криптовалютной 
деятельности. Вместе с тем в 2016 году 
Европейская комиссия предложила 
установить дополнительное регули-
рование для криптовалютных бирж 
и компаний, предоставляющих крипто-
валютные кошельки пользователям. 
В частности, предлагается обеспечить 
обязательную регистрацию или ли-
цензирование деятельности криптова-
лютных бирж, осуществляющих обмен 
криптовалюты на фиатные деньги и на-
оборот, и компаний, предоставляющих 
криптовалютные кошельки пользовате-
лям. Кроме того, планируется создание 
центральной базы данных с информа-
цией о пользователях цифровых валют.

В целом, на конец 2016 года правовое 
регулирование криптовалюты и опера-
ций с ней проходило в рамках осущест-
вления политики противодействия 
легализации (отмыванию) доходов, 
полученных преступным путем, и фи-
нансированию терроризма.

Европейский союз — это объединение 28 стран, в каждой из которых на национальном 
уровне есть определенные особенности в правовом регулировании как традиционного, 
так и криптовалютного бизнеса. В то же время государства-члены Европейского союза 
традиционно считаются благоприятными для его ведения. 

Р Е З Ю М Е

Налогообложение криптовалюты и опе-
раций с ней осуществляется в соответ-
ствии с национальным законодатель-
ством государств-членов Европейского 
союза. Исключением является налог 
на добавленную стоимость, посколь-
ку в ноябре 2015 года Европейский 
суд (European Court of Justice) вынес 
решение, в соответствии с которым 
операции по купле и продаже Bitcoin 
за традиционные фиатные валюты им 
не облагаются.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

35

10

11

7

Октябрь 2012 год

ЕЦБ определил Bitcoin как кон-
вертируемую децентрализован-
ную виртуальную валюту

Декабрь 2013 года

По мнению Европейской службы 
банковского надзора, пользовате-
ли не защищены от финансовых 
потерь в случае закрытия крипто-
валютных бирж

Март - Май 2014 года

Представитель ЕЦБ отметил, 
что криптовалюта представляет 
определенные риски для пользо-
вателей

Июнь 2014 года

Организация экономическо-
го сотрудничества и развития 
считает, что в то время, как 
есть определенные опасения 
по поводу Bitcoin, его протокол 
может играть значительную роль 
в финансовой системе

Июль 2014 года

Европейская служба банковского 

Март 2015 года

В отчете ЕЦБ цифровые валюты 
были названы «нестабильными 
по своей природе», но имеющими 
потенциал по изменению сферы 
оплаты услуг

Начало января 2016 года

Еврокомиссия объявила о планах 
по ужесточению стандартов 
отчетности для криптовалютных 
бирж и компаний, предоставляю-
щих криптовалютные кошельки 
пользователям

Январь 2016 года

В Европарламенте прошли обще-
ственные слушания, посвящен-
ные цифровым валютам. В ходе 
слушания было отмечено, что в 
регулировании финансовых про-

1

2

3

4

5

6

7

8

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

1

2

3

4

2012

2013

2014

2015

2016

надзора рекомендует финансо-
вым учреждениям отказаться от 
покупки, хранения и продажи 
цифровых валют, пока не будут 
приняты правила, регулирующие 
этот вид деятельности

5

6

8 9

12

13

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

Февраль 2016 года

В отчете Комитета Европарла-
мента по экономическим и мо-
нетарным вопросам сообщается 
о необходимости воздержаться 
от прямого регулирования Bitcoin 
и других цифровых валют

Опубликовано заключение Евро-
совета, в котором подчеркивается 
важность оперативного внесения 
изменений в законодательство 
Европейского Союза в сфере 
противодействия легализации 
доходов, полученных преступ-
ным путем, и финансированию 
терроризма, учитывая при этом 
и криптовалюты

Июль 2016 года

Еврокомиссия предложила 
принять директиву, которая 
обяжет криптовалютные биржи 
и провайдеров криптовалютных 
кошельков соблюдать требования 
Директивы о предупреждении 
использования финансовой 
системы для целей отмывания 
преступных доходов и финанси-
рования терроризма (2015/849/
EC)

Август 2016 года

Опубликовано заключение Ев-
ропейской службы банковского 
надзора относительно предло-
женной директивы: положения 
о сборе персональных данных 
должны быть более строгими

Сентябрь 2016 года

Европол объявил о создании 
совместно с Интерполом и Ба-
зельским институтом управления 
рабочей группы, которая будет 
заниматься борьбой с легализа-
цией с помощью криптовалюты 
доходов, полученных преступ-
ным путем

Октябрь 2016 года

ЕЦБ поддержал урегулирование 
деятельности криптовалютных 
бирж и отметил, что цифровая 
валюта не является ни деньгами, 
ни валютой, а также заявил, что 
массовое принятие цифровых 
валют может негативно отразить-
ся на способность центробанков 
контролировать находящуюся 
в обороте денежную массу

9

10

11

12

13

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

дуктов, связанных с цифровыми 
валютами, «особой спешки нет»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

37

Еще в 2012 году

 Европейский центральный банк 

(European Central Bank, далее — «ЕЦБ») опубликовал 
отчет, в котором заявил, что традиционное регулиро-
вание финансового сектора не применимо к Bitcoin. 
Сам Bitcoin в документе был определен как конверти-
руемая децентрализованная виртуальная валюта.

46

В декабре 2013 года

 Европейская служба банковского 

надзора (European Banking Authority) обратила вни-
мание на то, что криптовалютные биржи — не банки, 
а их деятельность в настоящее время не урегулирова-
на, поэтому пользователи не защищены от денежных 
убытков в случае их закрытия.

47

В марте 2014 года

 представитель ЕЦБ Ив Мерш отме-

тил, что, несмотря на относительно незначительное 
влияние криптовалюты на экономику, она представля-
ет определенные риски для пользователей. Он также 
констатировал, что цифровые валюты не должны 
игнорироваться.

48

 В мае этого же года он заявил, что 

пользователям сложно понять природу процессов 
на криптовалютном рынке, в том числе из-за правовой 
неопределенности.

49

В июне 2014 года

 Организация экономического сотруд-

ничества и развития (Organisation for Economic Co-
operation and Development) отметила, что в то время, 
как есть определенные опасения по поводу Bitcoin, его 
протокол может играть значительную роль в финансо-
вой системе.

50

В июле 2014 года

 было опубликовано мнение (opinion) 

Европейской службы банковского надзора, адресо-
ванное Европейскому совету (далее — «Евросовет»), 

46 

Virtual currency schemes 

[Electronic resource]

 // European 

Central Bank. 

— October 2012. — 

Mode of access

47 

EU Banking Regulator Issues 

Warning on Virtual Currencies 

[Electronic resource]

 // Coin-

Desk. 

— 13.12.2013. — 

Mode of 

access

48 

European Central Bank: Bitcoin 

Shouldn't be Ignored or Dismissed 

[Electronic resource]

 // Coin-

Desk. 

— 25.03.2014. — 

Mode of 

access

49 

European Central Bank: Bitcoin 

a Risky Alternative to Euro 

[Elec-

tronic resource]

 // CoinDesk. 

— 

21.05.2014. — 

Mode of access

50 

The Bitcoin Question [

Elec-

tronic resource]

 // Organisation 

for Economic Co-operation and 
Development. 

— 16.06.2014. — 

Mode of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

51 

EBA proposes potential regula-

tory regime for virtual currencies, 
but also advises that financial 
institutions should not buy, hold 
or sell them whilst no such regime 
is in place 

[Electronic resource]

 

// European Banking Authority. 

— 

04.07.2014. — 

Mode of access

52 

Virtual currency schemes — 

a further analysis 

[Electronic 

resource]

 // European Central 

Bank. 

— Februrary 2015. — 

Mode 

of access

53 

Questions and Answers: Action 

Plan to strengthen the fight against 
terrorist financing 

[Electronic re-

source]

 // European Commission. 

— 02.02.2016. — 

Mode of access

54 

Евросоюз не рассматривает 

возможность запрета 
криптовалют 

[Электронный 

ресурс]

 // ForkLog. 

— 26.01.2016. 

— 

Код доступа к ресурсу

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

Европейской комиссии (далее — «Еврокомиссия») 
и Европейскому парламенту (далее — «Европарла-
мент»), в котором регулятор рекомендовал финансо-
вым учреждениям отказаться от покупки, хранения 
и продажи цифровых валют, пока не будут приняты 
правила, регулирующие такую деятельность.

51

В марте 2015

 был опубликован отчет ЕЦБ, в котором 

цифровые валюты были названы «нестабильными 
по своей природе», но имеющими потенциал по изме-
нению сферы оплаты услуг.

52

В начале января 2016 года

 Еврокомиссия объявила 

о планах по ужесточению стандартов отчетности для 
криптовалютных бирж и компаний, предоставляющих 
криптовалютные кошельки пользователям (далее — 
«провайдеры криптовалютных кошельков»). В част-
ности, Еврокомиссия намерена обязать европейские 
криптовалютные биржи и провайдеров криптовалют-
ных кошельков проводить обязательную идентифика-
цию пользователей.

53

В январе 2016 года

 в Европарламенте состоялись 

общественные слушания, посвященные цифровым ва-
лютам. Один из участников слушаний, представитель 
бюджетного комитета Европарламента, комментируя 
позицию регулятора, заявил, что Европарламент скло-
няется к тому, что за ситуацией вокруг цифровых ва-
лют нужно продолжать наблюдать. Он также отметил, 
что в регулировании финансовых продуктов, связан-
ных с цифровыми валютами, «особой спешки нет».

54

В конце февраля был опубликован проект отчета 
Комитета Европарламента по экономическим и мо-
нетарным вопросам (European Parliament's Committee 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

39

55 

Draft report on virtual currency 

— a further analysis 

[Electronic 

resource]

 // European Parliament. 

— 23.02.2016. — 

Mode of access

56 

EU Parliament Approves 

Proposal for Digital Currency Task 
Force 

[Electronic resource]

 // 

CoinDesk. 

— 26.05.2016. — 

Mode 

of access

57 

Council conclusions on the 

fight against the financing of 
terrorism 

[Electronic resource]

 // 

European Council. 

— 05.07.2016. 

— 

Mode of access

58 

Commission strengthens trans-

parency rules to tackle terrorism 
financing, tax avoidance and 
money laundering 

[Electronic re-

source]

 // European Commission. 

— 05.07.2016. — 

Mode of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

on Economic and Monetary Affairs, далее — «Комитет») 
о подходе к регулированию криптовалют, в соответ-
ствии с которым следует воздержаться от прямого 
регулирования Bitcoin и других цифровых валют. 
В отчете Комитета также рассматривается возмож-
ность приведения регулирования Bitcoin к существу-
ющим нормам по противодействию легализации 
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, 
и финансированию терроризма. Кроме того, авторы 
предлагают создать специальную рабочую группу 
для решения вопросов, связанных с криптовалю-
той.

55

 В мае предложение по созданию такой группы 

было утверждено Европарламентом.

56

В феврале 2016 года

 было опубликовано заключение 

Евросовета, в котором подчеркивается важность 
оперативного внесения изменений в законодательство 
Европейского Союза в сфере противодействия легали-
зации (отмыванию) доходов, полученных преступным 
путем, и финансированию терроризма, учитывая при 
этом и криптовалюты.

57

В июле 2016 года

 Еврокомиссия предложила принять 

директиву, которая обяжет криптовалютные биржи 
и провайдеров криптовалютных кошельков соблюдать 
требования Директивы о предупреждении исполь-
зования финансовой системы для целей отмывания 
преступных доходов и финансирования терроризма 
(2015/849/EC).

58

 Так, предлагается ввести обязатель-

ную регистрацию или лицензирование деятельности 
криптовалютных бирж, осуществляющих обмен 
криптовалюты на фиатные деньги и наоборот, и про-
вайдеров криптовалютных кошельков. Проектом ди-
рективы также предусмотрено создание центральной 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

59

 Proposal for a Directive of 

the European Parliament and of 
the Council 2016/0208 (COD) 

[Electronic resource]

 // European 

Commission. 

— 05.07.2016. — 

Mode of access

60 

European Union Adopts 

Tighter Bitcoin Controls Amid 
Terrorism Crackdown 

[Elec-

tronic resource]

 // CoinDesk. 

— 

05.07.2016. — 

Mode of access

61 

E.U. Representatives Clarify the 

Proposed Anti-Money Laundering 
Directive 

[Electronic resource]

 // 

Bitcoin Magazine. 

— 03.08.2016. 

— 

Mode of access

62 

Opinion of the European 

Banking Authority on the EU 
Commission’s proposal to bring 
Virtual Currencies into the scope 
of Directive (EU) 2015/849 
(4AMLD) 

[Electronic resource]

 

// European Banking Authority. 

— 

11.08.2016. — 

Mode of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

базы данных с информацией о пользователях циф-
ровых валют.

59

 Соответствующие предложения были 

переданы на рассмотрение Европейского парламента.

60

При этом под действие предложенной директивы по-
падут лишь те компании-провайдеры криптовалютных 
кошельков, которые хранят хотя бы один персональ-
ный ключ пользователя на своем сервере (серверах).

61

В августе 2016 года

 было опубликовано заключение 

Европейской службы банковского надзора относитель-
но предложенной директивы. В соответствии с ним 
положения о сборе персональных данных должны 
быть более строгими, а за европейскими регулятора-
ми должна быть сохранена возможность накладывать 
санкции на криптовалютные биржи и провайдеров 
криптовалютных кошельков, которые не соблюдают 
установленные правила.

62

В сентябре 2016 года 

Европол объявил о создании ра-

бочей группы совместно с Международной организа-
цией уголовной полиции (Интерполом) и Базельским 
институтом управления, которая будет заниматься 
борьбой с легализацией (отмыванием) с помощью 
криптовалюты доходов, полученных преступным 
путем.

63

В октябре 2016 года

 было опубликовано заключе-

ние ЕЦБ относительно предложения Еврокомис-
сии.

64

 В нём регулятор:

* Поддержал введение обязательной регистрации или 
лицензирования деятельности криптовалютных бирж, 
которые осуществляют обмен криптовалюты на фиат-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

41

63 

Money Laundering with Digital 

Currencies: Working Group Es-
tablished 

[Electronic resource]

 // 

Europol. 

— 09.09.2016. — 

Mode 

of access

64 

Opinion of the European 

Central Bank CON/2016/49 

[Electronic resource]

 // European 

Central Bank. 

— 12.10.2016. — 

Mode of access

65 

Proposal for a Directive of 

the European Parliament and of 
the Council 2016/0208 (COD) 

[Electronic resource]

 // European 

Commission. 

— 05.07.2016. — 

Mode of access

66 

Opinion of the European 

Central Bank CON/2016/49 

[Electronic resource]

 // European 

Central Bank. 

— 12.10.2016. — 

Mode of access

И С Т О Р И Ч Е С К А Я   С П Р А В К А

ные деньги и наоборот, и провайдеров криптовалют-
ных кошельков;
* Указал на несовершенность определения крипто-
валюты в качестве виртуальной валюты и средства 
платежа (по его мнению, криптовалюта — это скорее 
средство обмена);
* Отметил, что цифровая валюта не является ни день-
гами, ни валютой;
* Заявил, что широкое принятие цифровых валют мо-
жет негативным образом отразиться на способности 
центральных банков контролировать находящуюся 
в обращении денежную массу.

Вместо термина «криптовалюта» европейскими регу-
ляторами используется термин «виртуальная валюта». 
При этом она рассматривается в том числе и как сред-
ство платежа. В частности, об этом свидетельствует 
предложение Еврокомиссии по установлению допол-
нительного регулирования для криптовалютных бирж 
и провайдеров криптовалютных кошельков путем 
принятия директивы.

65

 

Однако такой подход был раскритикован ЕЦБ. Регу-
лятор считает, что определение криптовалюты как 
виртуальной валюты несовершенно. Кроме того, в 
соответствии с его заключением цифровая валюта — 
это средство обмена, а не платежа, и не является ни 
деньгами, ни валютой.

66

 

Вместе с тем предложенная Еврокомиссией директива 

П Р А В О В О Е   Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..