ЕГЭ по Экономике, 11 класс с ответами

 

  Главная      Учебники - Тесты по ЕГЭ    

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ по Экономике, 11 класс с ответами

 

21. Задание 21 № 10781


Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?


Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.


Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.


Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.


Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.


(по Т.Ю. Матвеевой))

  1. Задание 22 В чём, по мнению автора, заключается концепция ежегодного сбалансированного бюджета? На основании знаний обществоведческого курса назовите три любые расходные статьи бюджета.


  2. Задание 23 Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.

  3. Задание 24 Автор пишет о проблеме дефицита государственного бюджета. Приведите три примера решения государством проблемы роста дефицита государственного бюджета.


  4. Задание 25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах избирательных систем, и одно предложение, раскрывающее отличительные черты одного из них.


  5. Задание 26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности социального положения молодёжи.


  6. Задание 27 В стране N быстрыми темпами последние 5 лет идёт развитие промышленности, что приводит к росту числа городов и численности городского населения, проводятся реформы по расширению системы средних и высших учебных заведений.


    Какой вывод о стадии общественного развития страны N можно сделать, исходя из приведённых данных?


    На основании каких двух признаков, приведённых в задании, Вы сделали такой вывод? На основании знаний обществоведческого курса назовите две дополнительные отличительные черты данной стадии общественного развития.


  7. Задание 28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности уголовного процесса». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  8. Задание 29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты постав- ленной автором проблемы (затронутой темы).


    1. Философия: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А.П. Чехов)


    2. Экономика: «Люди, достигающие успеха в мире, – это те люди, которые встают и ищут нужный им случай». (Б. Шоу)


    3. Социология, социальная психология: «Характер ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». (Э. Фромм)


    4. Политология: «С врагом можно бороться двумя способами: во- первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю». (Н. Макиавелли)


    5. Правоведение: «Правда и свобода – вот столпы общества». (Г. Ибсен)

Проверка части С

Пожалуйста, оцените решения заданий части С самостоятельно, руководствуясь

указанными критериями.


Задание С1 № 10781


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно даны ответы на три вопроса.

2

Правильно дан ответ на любые вопроса.

1

Правильно дан ответ на любой один вопрос.


ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

2


Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?


Пояснение.


В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:


  1. наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики;


  2. её автором является Кейнс;


  3. отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное.


Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста


Ваша оценка (баллов):


Задание С2 № 10782


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно сформулированы ответы на оба вопроса

2

Дан верный ответ только на один вопрос

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

В чём, по мнению автора, заключается концепция ежегодного сбалансированного бюджета? На основании знаний обществоведческого курса назовите три любые расходные статьи бюджета.


Пояснение.


В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:


  1. суть концепции ежегодного сбалансированного бюджета: независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.


  2. примеры трёх любых расходных статей бюджета, например:


    • обеспечение социальных программ;


    • платежи по внешнему долгу;


    • поддержание обороноспособности страны.


      Могут быть приведены другие расходные статьи бюджета


      Ваша оценка (баллов):


      Задание С3 № 10783


      Критерии оценивания выполнения задания

      Баллы

      Названы инструменты, приведены и обоснованы два способа

      3

      Названы инструменты, приведён и обоснован один способ.


      ИЛИ Инструменты не названы, приведены и обоснованы два способа


      2

      Инструменты не названы, приведён и обоснован один способ.


      ИЛИ Инструменты не названы, приведены два способа, обоснования не приведены


      1

      Инструменты приведены, способы не названы и не обоснованы.


      ИЛИ Ответ неверный


      0

      Максимальный балл

      3


      Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.


      Пояснение.

      В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:


      1. инструменты: государственные закупки, налоги и трансферты;


      2. способы и цели государственного регулирования, например:


    • если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъёма должно увеличивать свои расходы и уменьшать налоги, что приведёт к росту совокупного спроса;


    • если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведёт к её стабилизации.


      Могут быть приведены другие способы


      Задание С4 № 10784


      Критерии оценивания выполнения задания

      Баллы

      Приведены три примера

      3

      Приведены два примера

      2

      Приведён один пример

      1

      Примеры не приведены.


      ИЛИ Ответ неверный


      0

      Максимальный балл

      3


      Автор пишет о проблеме дефицита государственного бюджета. Приведите три примера решения государством проблемы роста дефицита государственного бюджета.


      Пояснение.


      В правильном ответе должны присутствовать три примера допустим:


      - Центральный банк государства Z выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых государство покрывает превышение своих расходов над доходами;


    • в государстве N в обращение были выпущены облигации внутреннего займа, которые распространяются среди населения через коммерческие структуры;


    • правительство государства S прибегло к займу у Международного валютного фонда. Могут быть приведены другие примеры

Задание С5 № 10785


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания

3


составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.


ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия


2

Правильно раскрыт только смысл понятия.


ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия


1

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.


ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

3


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах избирательных систем, и одно предложение, раскрывающее отличительные черты одного из них.


Пояснение.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


  1. определение понятия: избирательная система – это правила организации и проведения выборов, а также подсчёта результатов голосования;


    (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)


  2. одно предложение, содержащее информацию о видах избирательных систем: Учёные выделяют три вида избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную, смешанную;


    (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах избирательных систем.)


  3. одно предложение, раскрывающее отличительные черты одного из видов избирательных систем: Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат,


набравший предусмотренное законом большинство голосов.


(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты одного из видов избирательных систем.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.


Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.


Ваша оценка (баллов):


Задание С6 № 10786


Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно названы и проиллюстрированы примерами триособенности

3

Правильно названы две-три особенности, две из которых проиллюстрированы примерами.


ИЛИ Правильно названы две особенности, приведены три примера


2

Правильно названы одна-три особенности, одна из которых проиллюстрирована примером.


ИЛИ Правильно названа одна особенность, приведены два-три примера


1

Правильно названы только одна-три особенности. ИЛИ Приведены только один-три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.


ИЛИ Ответ неверный


0

Максимальный балл

3


Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности социального положения молодёжи.


Пояснение.


В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности социального положения молодёжи:


  1. Высокий уровень мобильности.


    Например, Пётр, будучи студентом вуза, подрабатывал курьером в рекламном агентстве, однако после окончания вуза с красным дипломом устроился в строительную фирму, где благодаря активности и трудоспособности скоро стал руководителем департамента.


  2. Активный поиск своего места в жизни.

    Например, старшеклассник Иван предполагал связать свою карьеру с кораблестроением, однако посетил за компанию лекцию на философском факультете и решил, что ему необходимо получить философское образование.


  3. Активное освоение новых социальных ролей.


    Например, студент Иванов проходил стажировку в крупном издательстве. За три летних месяца он получил представление о профессиях курьера, журналиста, репортёра, верстальщика и определился с выбором профессии.


    Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие особенности социального положения молодёжи


    Задание С7 № 10787


    Критерии оценивания выполнения задания

    Баллы

    Правильно указаны стадия, признаки по тексту и два других признака

    3

    Правильно указаны стадия, признаки по тексту и одна другая отличительная черта.


    ИЛИ Правильно указаны стадия и две другие отличительные черты


    2

    Правильно указаны стадия и признаки по тексту.


    ИЛИ Правильно указаны стадия и одна другая отличительная черта


    1

    Правильно указана только стадия


    ИЛИ Стадия не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.


    ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.


    ИЛИ Ответ неверный


    0

    Максимальный балл

    3


    В стране N быстрыми темпами последние 5 лет идёт развитие промышленности, что приводит к росту числа городов и численности городского населения, проводятся реформы по расширению системы средних и высших учебных заведений.


    Какой вывод о стадии общественного развития страны N можно сделать, исходя из приведённых данных?


    На основании каких двух признаков, приведённых в задании, Вы сделали такой вывод? На основании знаний обществоведческого курса назовите две дополнительные отличительные черты данной стадии общественного развития.


    Пояснение.

    В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:


    1. стадия: индустриальное общество;


    2. признаки: индустриальный рост, расширение системы образовательных учреждений;


    3. другие отличительные черты:


  • появление массовой культуры;


  • высокий уровень социальной мобильности. Могут быть названы другие отличительные черты

 

Задание С8 № 10788


 

№ Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы

    1. 1. Раскрытие темы 2

      План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему 2 по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах

      План содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот пункт детализирован в подпунктах.

      1

      ИЛИ План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Ни один из этих пунктов не детализирован в подпунктах

      Все иные ситуации 0

      Указание по оцениванию:


      Если по критерию 28.1 (раскрытие темы), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

    2. 2. Количество пунктов плана 1

      Указание по оцениванию:


      Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

      Не менее трёх, два из которых детализированы в подпунктах 1

      Все иные ситуации 0

    3. 3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана не содержат ошибок и неточностей 1

В формулировках пунктов и/или подпунктов плана содержатся неточности и/ или ошибки 0

Максимальный балл 4

 

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности уголовного процесса». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План

должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение.


При анализе ответа учитывается:


  • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;


  • наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;


  • корректность формулировок пунктов плана.


Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:


  1. Отрасли права и их виды: а) материальное право;

    б) процессуальное право.


  2. Отрасли процессуального права: а) гражданско-процессуальное право;

    б) уголовно-процессуальное право и др.


  3. Определение понятия «уголовный процесс».


  4. Принципы уголовного процесса: а) принцип законности;

    б) неприкосновенность личности; в) презумпция невиновности и т. д.

  5. Особенности уголовного процесса:


    а) одним из субъектов уголовно-процессуального отношения всегда выступает орган государства (должностное лицо), наделённый властными полномочиями;


    б) все иные субъекты уголовного процесса (граждане, юридические лица) наделены правами и обязанностями и т. д.


  6. Стадии уголовного процесса: а) возбуждение уголовного дела;

б) предварительное расследование;


в) подготовка к судебному заседанию и т. д.


Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.


Наличие любых двух из 4, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.


Ваша оценка (баллов):


 

 

 

 

////////////////////////////