Главная Учебники - Политология Лекции (политология) - часть 2
по дисциплине «Политология» на тему: «Политическая культура общества» 1. Определение понятия «политическая культура». 3 2. Типы и виды политической культуры.. 6 3. Влияние политических взглядов личности на формирование ее политической культуры.. 8 Литература. 11 Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения политика имела ценностно–нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества. «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·
. Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания. Существовало две точки зрения: 1) политическая культура – объединенное множество политических позиций; 2) анализ политической культуры через поведение. Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще. Наибольшую известность получили идеи американского политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен. Наиболее полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»·
. Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и себя как политического актера». Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются политические решения. Выделяют следующие составляющие политической культуры: 1) наличие системы знаний о политике; 2) умение самостоятельно оценивать те или иные политические события; 3) способность участвовать в политической жизни; 4) умение управлять эмоциональной стороной политических действий. Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·
. Структурные компоненты политической культуры: «1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций; 2) мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения; 3) нормативная, связанная с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на юридические санкции)"законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном; 4) проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества»·
. Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов: - от общей культуры и менталитета народа; - от степени рациональности его представителей; - от престижа политики в государстве; - от прав и обязанностей граждан. Но и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов – государств. Со временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы. Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик. Но политическая элита стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования. По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры: «1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства. 2) Подданнический (монархический), идущий от первичных этапов существования государства, в соответствии с которым человек всегда голосует за кандидатов, которые имеют власть в данный момент. 3) Партисипаторный (сознательно участвующий) – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений»·
. Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда о выделении различных видов политической культуры. Данная классификация основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры: 1) Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям. 2) Фрагментированный (в континентальной Европе) – согласие по основным политическим вопросам отсутствует; общество разделено на субкультуры, часто не совмещающие друг с другом. 3) Доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением. 4) Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) – гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху. Причем из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы. Существует и множество других классификаций видов политической культуры. Например, более содержательное разделение – на либерально – индивидуалистический и консервативно – коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают против вмешательства государства в дела граждан, при котором имеет место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его лидера. Исходя из того, что «установки политического поведения связаны не столько с фатализмом культурно – исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в отношении будущего и своего места в нем»·
. Панарин предложил свою классификацию политической культуры: - экономико–центристский тип; - этноцентристский тип; - социоцентристский тип. Человек, который является экономико–ориентированным всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние. «В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»·
. Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством. В политологии также рассматриваются типы личности по их отношению к политическим взглядам. Различают недемократическую и демократическую личности. Недемократическая личность обладает следующими чертами: 1) преувеличенная вера в могущество политических лидеров и готовность к абсолютному подчинению; 2) ненависть к тем, чье поведение выходит за официально установленные рамки; 3) широкое распространение чувства вражды и понятия вины; 4) подозрение и недоверие к другим людям; 5) догматизм и отсутствие гибкости в оценках; Демократическая личность обладает противоположными чертами: 1) свобода от традиционных авторитетов; 2) интерес к общественным проблемам и желание быть информированным; 3) ориентация на политические процессы, которые признают необходимость и делают возможными рациональные процедуры Знаменитый английский философ и общественный деятель Д.С. Милль писал, что «права и интересы каждой личности уважаются лишь в том случае, если эта личность сама способна и по обыкновению склонна защищать их»·
. Можно выделить и тоталитарный тип личности. Он имеет те же характеристики, что и авторитарный тип, но имеет склонность придерживаться точки зрения большинства населения. Тоталитарная личность склонна отказываться от собственных взглядов, солидазируясь с большинством. Общество, в котором доминирует такая личность, более монолитно и устойчиво, чем состоящее из других типов, но только в том случае, когда социальная система функционирует нормально. Авторитарно – тоталитарные личности сохраняют религиозно – морализирующее отношение к политике, видя в ней столкновение добра и зла (прогресса и реакции). Демократический человек, наоборот, терпим к мнению другого и настроен на совместное обсуждение возникающих проблем. Представители различных слоев населения по – разному соотносятся с представленными типами личности. Например, интеллигенция тяготеет больше к демократической личности, так как особенность ее работы связана с рационализацией, а она, в свою очередь, связана с демократизацией. Авторитарная личность ближе к традиционной деятельности (сельскохозяйственному, промышленному производству). Тоталитарный человек является современным вариантом авторитарной личности, вовлеченной в политическую сферу и прошедшей обработку современными средствами массовой информации. Таким образом, социальные группы и индивиды участвуют в политической жизни для того, чтобы реализовать свои интересы. Но эти интересы реализуются не прямо, а через значения и смыслы, в которых выражено отношение субъектов политики к власти, политическим лидерам, элитам. «Смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, то есть нормативно – ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно – нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов»·
. То есть можно выделить четыре основных компонента политической культуры: 1) Политические ориентации, идеалы, взгляды, знания, чувства, убеждения и навыки; 2) Политические нормы, традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы политической жизни; 3) Политическое поведение и участие; 4) Зрелость политических отношений в обществе. 1. Горелов А.А. Политология. – М.: ЭКСМО, 2008 2. Даль Р. О демократии. – М., 2000 3. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 4. Панарин А.С. Политология. – М., 2001 5. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995 6. Антология мировой политической мысли. – М., 1997, Т 2 ·
См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.318 ·
См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.320 ·
Антология мировой политической мысли. – М., 1992. Т2, с.594 ·
Панарин А.С. Политология. – М., 2001, с.329 ·
Горелов А.А. Политология. – М.: ЭКСМО, 2008, с.216 ·
Панарин А.С. ·
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995, с.441 ·
Цит. по: Даль Р. О демократии. – М., 2000, с.55
|